Заслушав и обсудив информацию исполняющего обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Краснодарского края Ю.А. Шеяна о реализации на территории Краснодарского края законодательства Российской Федерации в сфере лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установлена норма, при которой деятельность управляющих организаций по управлению многоквартирными домами с 1 мая 2015 года подлежит лицензированию. Осуществление лицензирования и лицензионного контроля за деятельностью управляющих организаций возложено на региональные органы государственного жилищного надзора.
Проверкой, проведенной комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в крае проводят комплекс мероприятий по объединению собственников жилья, созданию института квалифицированных управляющих и осуществлению лицензирования их деятельности в сфере управления многоквартирными домами (далее также - МКД).
В целях повышения ответственности управляющих организаций за эффективное управление, содержание и ремонт общего имущества МКД, качество предоставляемых услуг, экономное расходование энергоресурсов и оптимизацию платежей за жилищно-коммунальные услуги были приняты постановления Законодательного Собрания Краснодарского края "О мерах по поддержке товариществ собственников жилья", "Об эффективности работы по управлению общим имуществом многоквартирных домов на территории Краснодарского края", "О выполнении на территории Краснодарского края законодательства Российской Федерации по раскрытию информации о своей деятельности организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", "О ходе реализации жилищного законодательства Российской Федерации по управлению многоквартирными домами в части обеспечения их общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов".
С 1 января 2014 года осуществляется реализация государственной программы Краснодарского края "Развитие жилищно-коммунального хозяйства", целью которой является создание условий для повышения уровня комфортности проживания и обеспеченности населения края жилищно-коммунальными услугами. На ее финансирование предусмотрено более 10,5 млрд. рублей.
Органами местного самоуправления в крае также были приняты муниципальные правовые акты, способствующие созданию условий для эффективного управления общедомовым имуществом в МКД управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами.
В результате проведенной работы в настоящее время на территории края собственники помещений 18695 МКД (99 процентов от их общего количества) самостоятельно определились со способом управления общим имуществом. Из них в 2761 МКД (14,8 процента) жильцы создали 2229 товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и жилищно-строительных кооперативов (далее - ЖСК), в 11745 домах (62,8 процента) решением собственников квартир общее имущество по договору передано в управление 413 управляющим организациям и в 3743 МКД (20 процентов) был выбран непосредственный способ управления.
В соответствии с законодательством Краснодарского края ТСЖ были освобождены от уплаты налога на имущество организаций, для них снижена ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, проводились обучающие семинары, велась разъяснительная работа в средствах массовой информации и оказывалась консультационная помощь по лицензированию деятельности управляющих организаций. В государственном автономном образовательном учреждении Краснодарского края "Кубанский учебный центр жилищно-коммунального хозяйства" были открыты курсы подготовки по программе "Повышение уровня знаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства", которая направлена на обучение не только специалистов отрасли, но и потребителей жилищно-коммунальных услуг. Всего в 2015 и 2016 годах по данной программе прошли обучение около 50 председателей ТСЖ, ЖСК, руководителей управляющих организаций.
В соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами подлежали 362 управляющих организации на территории края. С начала 2015 года в лицензионную комиссию Краснодарского края поступило 715 заявлений, в том числе в 2016 году - 144 заявления о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. На основании решения лицензионной комиссии была выдана 571 лицензия, действие 6 из которых было прекращено по инициативе лицензиатов.
В то же время лицензионной комиссией было отказано в получении лицензии 32 соискателям. Основными причинами отказа в выдаче лицензии явились наличие судимости у руководителей организаций, отсутствие у руководителя квалификационного аттестата, дисквалификация руководителя, несоблюдения соискателями требований статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации к раскрытию информации о деятельности управляющей организации и другие. Большая часть таких нарушений была выявлена в управляющих организациях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи.
Установлено, что 61 управляющая организация, в управлении которых до 1 мая 2015 года находились 1022 МКД, в том числе в муниципальных образованиях город Армавир, город-курорт Геленджик, город Краснодар и других, по различным причинам не подали заявление на получение лицензии на право управления МКД и прекратили свою деятельность после установленного законом срока.
В настоящее время на основании лицензий осуществляют деятельность по управлению МКД 413 управляющих организаций (73 процента) и 2 индивидуальных предпринимателя. В их управлении находится 11745 МКД (62,8 процента) с общей площадью 35447 тыс. кв. метров, 152 лицензиата не имеют в управлении МКД (27 процентов).
В соответствии с полномочиями государственная жилищная инспекция Краснодарского края осуществляет постоянный лицензионный контроль за деятельностью управляющих организаций. За прошедший период было проведено 1896 проверок, из них 454 позволили выявить 11069 нарушений лицензионных требований. Выдано 557 предписаний на их устранение. По итогам 51 проверки по фактам выявленных нарушений наложены административные взыскания.
Своевременно принятые меры позволили обеспечить в целом по краю стабильную ситуацию в сфере управления МКД и не допустить снижения качества предоставления коммунальных услуг населению.
Вместе с тем органами государственной власти и местного самоуправления края еще не в полной мере приняты меры по объединению собственников жилья, выбору ими способов управления и содержания общедомового имущества, что приводит к снижению качества получаемых ими коммунальных услуг и не способствует экономному расходованию энергоресурсов и оптимизации платежей за жилищно-коммунальные услуги.
По состоянию на 1 ноября 2016 года из 44 муниципальных образований в 22 имеются МКД, собственники помещений в которых не выбрали либо не реализовали способ управления МКД. Таких МКД в крае насчитывается 446 (2,4 процента). Наибольшее их количество в муниципальных образованиях Туапсинский район (100 МКД), Новопокровский район (54 МКД), Крыловский район (63 МКД), Каневской район (39 МКД) и Динской район (30 МКД). Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанных случаях наступает обязанность органов местного самоуправления по организации и проведению открытых конкурсов по назначению управляющей организации для управления такими МКД.
Однако данная норма в указанных муниципальных образованиях не выполняется. Должных и своевременных мер по организации проведения конкурсов по отбору управляющих организаций не принято как министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, так и государственной жилищной инспекцией Краснодарского края, что приводит к предоставлению некачественных коммунальных услуг и обветшанию многоквартирного жилищного фонда.
Кроме того, не выполняется требование Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что в течение 20 дней после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию органы местного самоуправления обязаны принять меры по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для такого дома. Зачастую застройщики в этих домах самостоятельно назначают управляющие организации. Такая практика существует в муниципальных образованиях город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи.
В результате указанных недостатков в 2016 году в государственную жилищную инспекцию Краснодарского края на низкое качество предоставляемых коммунальных услуг, неправомерные действия управляющих организаций и по другим вопросам от жителей края поступило 23980 жалоб, что на 3334 обращений больше, чем в 2015 году.
Практически повсеместно управляющими организациями не выполняется требование по созданию аварийно-диспетчерских служб. Так, в городе Краснодаре действует всего одна указанная служба "075", которая, являясь монополистом, выполняет свои обязанности некачественно и не в полном объеме, что вызывает недовольство со стороны населения. С начала 2016 года по этим вопросам в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от населения поступило 2999 жалоб, в Законодательное Собрание Краснодарского края - 224 обращения.
Вызывает тревогу тот факт, что 27 процентов управляющих организаций подали заявки на получение лицензии без наличия МКД в управлении. Согласно положению о лицензировании деятельности управляющих организаций проверка деятельности таких организацией государственной жилищной инспекцией Краснодарского края не проводится. Однако, как показывает практика, значительная часть таких лицензиатов уже занималась деятельностью по управлению МКД, но решила начать "с чистого листа", что дает основание предполагать о наличии проблем в ранее обслуживаемых домах. Разрешением такой ситуации может стать ограничение срока действия полученной, но не реализованной лицензии на право управления МКД.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию исполняющего обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Краснодарского края Ю.А. Шеяна о реализации на территории Краснодарского края законодательства Российской Федерации в сфере лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами принять к сведению.
2. Рекомендовать государственной жилищной инспекции Краснодарского края:
1) принять необходимые меры для эффективного осуществления лицензионного контроля в отношении организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами;
2) обеспечить проведение надзорных мероприятий в части определенных законодательством действий органов местного самоуправления по выбору способа управления и организации проведения открытых конкурсов по управлению общим имуществом в многоквартирных домах с завершенным сроком исполнения договоров управления либо при наличии факта нереализованного способа управления многоквартирным домом на территории края;
3) принять меры по обеспечению максимальной информационной открытости в сфере управления многоквартирными домами путем размещения материалов контрольно-надзорной деятельности в соответствии с законодательством в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
4) усилить профилактику правонарушений в сфере лицензирования и управления многоквартирными домами, в том числе за счет организации методической и разъяснительной работы с органами местного самоуправления муниципальных образований, правового просвещения населения края, организации встреч с жителями, председателями советов домов, мероприятий, направленных на развитие форм самоуправления граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
3. Отметить недостаточную работу органов местного самоуправления муниципальных образований город-курорт Анапа, Динской район, Каневской район, Крыловский район, Лабинский район, Новопокровский район, Приморско-Ахтарский район, Темрюкский район, Туапсинский район, Усть-Лабинский район в части обеспечения прав граждан на эффективное управление общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах посредством проведения конкурсов по управлению многоквартирными домами.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в крае в целях обеспечения эффективного управления всеми многоквартирными домами на территории муниципального образования и исключения практики назначения управляющих организаций застройщиками при сдаче многоквартирных домов в эксплуатацию своевременно проводить открытые конкурсы по выбору управляющих организаций в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
5. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства подготовить обращение в адрес Правительства Российской Федерации о совершенствовании законодательства в сфере лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
6 декабря 2016 года
N 2813-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 6 декабря 2016 г. N 2813-П "О реализации на территории Краснодарского края законодательства Российской Федерации в сфере лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 16 декабря 2016 г.