Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу департамента
по регулированию
контрактной системы
Краснодарского края
от 23 декабря 2016 г. N 194
Положение
о наставничестве в департаменте по регулированию контрактной системы Краснодарского края
1. Общие положения
1.1. Положение о наставничестве в департаменте по регулированию контрактной системы Краснодарского края (далее - Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в департаменте по регулированию контрактной системы Краснодарского края (далее - департамент).
1.2. Наставничество на гражданской службе представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей гражданских служащих, а также граждан, проходящих в департаменте стажировку (практику).
1.3. Наставничество является кадровой технологией, предполагающей передачу знаний и умений от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, а также содействие обеспечению их профессионального становления и развития.
1.4. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей структурных подразделений департамента, наиболее опытных гражданских служащих этих подразделений, хорошо знакомых с типовыми процедурами в департаменте, по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, по адаптации к исполнению должностных обязанностей, по самостоятельному выполнению служебных обязанностей, по повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности.
1.5. Нормативной правовой основой организации наставничества в департаменте является:
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
настоящее Положение о наставничестве.
1.6. Участниками наставничества являются:
лицо, в отношении которого осуществляется наставничество:
гражданский служащий, впервые поступивший на гражданскую
службу (в том числе с установлением срока испытания);
гражданский служащий, вновь принятый на гражданскую службу
после продолжительного перерыва в ее прохождении (в случае установления
срока испытания);
гражданский служащий, назначенный на иную должность гражданской службы; гражданский служащий, изменение и (или) выполнение новых должностных обязанностей которого требует назначения наставника;
стажер или студент, заключивший договор об обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и (или) проходящий стажировку или практику в департаменте;
наставник - гражданский служащий или иное лицо, назначаемое ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в департаменте;
руководитель структурного подразделения департамента;
представитель отдела государственной службы, кадров и бюджетного учета, осуществляющий организационное и документационное сопровождение процесса наставничества.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целями наставничества являются:
подготовка гражданских служащих к самостоятельному выполнению должностных обязанностей;
минимизация периода их адаптации к замещаемой должности;
помощь в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и умений выполнения служебных обязанностей.
2.2. Задачами наставничества:
оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
обеспечение формирования и развития профессиональных знаний и умений лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
ускорение процесса профессионального становления и развития лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
содействие в выработке умений служебного поведения лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством;
ознакомление лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленное на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
3. Организация наставничества
3.1. Наставничество устанавливается в отношении лиц, исполнение должностных обязанностей которых требует обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей гражданских служащих, в том числе расширения или освоения новых профессиональных знаний, овладения новыми практическими умениями.
3.2. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Срок: наставничества предлагается руководителем структурного подразделения департамента в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество, и устанавливается приказом руководителя департамента. В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых умений, наставничество по согласованию с руководителем структурного подразделения и наставником может быть завершено досрочно.
3.3. К работе в качестве наставников привлекаются профессионально компетентные государственные гражданские служащие департамента, показавшие высокие результаты служебной деятельности, проявившие способности к воспитательной работе, пользующиеся авторитетом в коллективе, имеющие практические умения осуществления должностных (служебных) обязанностей по должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, замещавшие должность не ниже должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, и проработавшие в замещаемой должности не менее одного года.
3.4. Назначение наставников осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником.
3.5. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом департамента. Основанием для издания приказа о наставничестве является служебная записка руководителя структурного подразделения, в котором осуществляется наставничество, при обоюдном согласии наставника и лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество.
3.6. Замена наставника осуществляется приказом департамента по письменному обращению соответствующего руководителя структурного подразделения, наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество:
при прекращении наставником трудовых отношений с департаментом;
при переводе (назначении) наставника или гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в другое подразделение департамента или на иную должность;
при неисполнении наставником функций наставничества или своих должностных обязанностей;
по просьбе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.
При этом период осуществления наставничества не изменяется.
4. Руководство наставничеством
4.1. Контроль за организацией наставничества осуществляет заместитель руководителя департамента, курирующий структурное подразделение, который:
обеспечивает систематическое рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях;
предлагает меры поощрения наставников.
4.2. Руководство наставничеством в конкретном структурном подразделении осуществляет руководитель данного структурного подразделения, который:
определяет число лиц, в отношении которых наставник осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы;
определяет (предлагает) срок наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
определяет (предлагает) кандидатуру наставника, осуществляет текущий контроль его деятельности и деятельности закрепленного за ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
несет ответственность за организацию наставничества в структурном подразделении, руководителем которого он является;
оказывает методическую и практическую помощь в составлении мероприятий по наставничеству (индивидуальный план), осуществляет общий контроль его выполнения;
обеспечивает проведение промежуточного и итогового контроля за ходом наставничества создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
4.3. Отдел государственной службы, кадров и бюджетного учета департамента осуществляет организационное и документационное сопровождение процесса наставничества и координацию работы по наставничеству.
Организационное сопровождение наставничества заключается в:
информационном обеспечении подбора наставников;
анализе, обобщении опыта работы наставников;
подготовке памятки наставнику (приложение N 1).
поддержании контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничества, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции.
Документационное сопровождение процесса наставничества заключается в:
подготовке приказа департамента "О назначении наставника";
оказании консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества;
осуществлении контроля за завершением периода наставничества и внесения в личные дела гражданских служащих соответствующих записей и документов.
Координация работы по наставничеству заключается в:
проведении анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников;
ликвидации выявленных трудностей в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
анализе, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.
5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник обязан:
разрабатывать мероприятия по наставничеству для лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с последующим их утверждением у руководителя структурного подразделения;
содействовать ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы департамента, с порядком исполнения распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;
обеспечить изучение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
оказывать индивидуальную помощь в изучении текущего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов департамента, в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
в качестве примера выполнять отдельные поручения и должностные обязанности совместно с лицом, в отношении которого осуществляется наставничество;
передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
всесторонне изучать деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к службе, коллективу, гражданам;
быть требовательным, проявлять внимательность, помогать в преодолении имеющихся недостатков, в корректной форме давать оценку результатам работы служащего;
личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, при необходимости корректировать поведение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на службе;
периодически докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления;
по итогам наставничества составлять отчет наставника о результатах работы лица, в отношении которого осуществлялось наставничество (приложение N 2).
5.2. Наставник имеет право:
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения руководителю подразделения о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
вносить предложения руководителю структурного подразделения департамента о применении к гражданскому служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, мер поощрения и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам осуществления наставничества;
осуществлять контроль:
соблюдения гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества подготавливаемых документов;
требовать выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, предусмотренного настоящими методическими рекомендациями порядка прохождения службы в период наставничества.
5.3. За ненадлежащее исполнение функций по наставничеству наставник может быть отстранен от осуществления наставничества.
5.4. При осуществлении наставничества наставнику рекомендуется руководствоваться памяткой наставнику (приложение N 1).
6. Рекомендации лицу, в отношении которого осуществляется наставничество
6.1. Лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, рекомендуется:
изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов департамента,
определяющих права и обязанности гражданского служащего, вопросы прохождения гражданской службы и профессиональной подготовки гражданского служащего;
изучать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в департаменте;
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных (служебных) обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
совершенствовать профессиональные умения, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений; совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных должностных (служебных) обязанностей;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на службе и вне службы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.
по итогам наставничества составлять отчет лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, о процессе прохождения наставничества и работе наставника (приложение N 3).
6.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, может:
пользоваться имеющейся в подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю структурного подразделения.
7. Завершение наставничества, стимулирование работы наставника
7.1. По окончании установленного приказом департамента срока наставничества наставник передает подготовленные отчеты по установленным формам приложениями N 2, 3 к Положению для согласования руководителю структурного подразделения. При необходимости лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства. Руководитель структурного подразделения может подготовить дополнительно отчет руководителя структурного подразделения об итогах наставничества (приложение N 4).
7.2. В течение десяти календарных дней по окончании установленного приказом департамента срока наставничества все отчеты передаются в отдел государственной службы, кадров и бюджетного учета департамента.
7.3. Отдел государственной службы, кадров и бюджетного учета департамента может проводить выборочное тестирование лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью проверки приобретенных ими знаний и умений. Об организации и результатах наставничества отдел государственной службы, кадров и бюджетного учета департамента подготавливает сводный доклад руководителю департамента.
7.4. Результатами эффективной работы наставника считаются:
освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
7.5. Результаты работы наставника могут учитываться при проведении аттестации наставника, продвижении его по службе, материальном и нематериальном стимулировании.
7.6. Наставники, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя департамента к следующим видам поощрений:
объявление благодарности, награждение почетной грамотой департамента, вручение ценного подарка;
внесение предложения о рекомендации по результатам аттестации к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
материальное поощрение (выплата премии за выполнение особо важного и сложного задания, выплата материальной помощи).
Начальник отдела государственной службы, |
Э.В. Покидова |
<< Назад |
Приложение >> N 1. Памятка наставнику |
|
Содержание Приказ департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. N 194 "Об организации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.