Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Анализ обращений граждан, поступивших к Уполномоченному по правам ребенка в Краснодарском крае в 2014 году
Среди политических прав граждан России следует указать право на обращение в государственные органы. Суть этого права усматривается в возможности обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления, к любому должностному лицу, а также обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Реализация данного права предполагает развитие личной инициативы и личной заинтересованности граждан при решении вопросов государственного, общественного и личного характера. В 2014 году правом на обращение к Уполномоченному воспользовалось 2077 граждан, что на 204 (10,9%) больше, чем в 2013 году (1873).
Отличительной особенностью 2014 года стали обращения граждан, прибывших из зоны вооруженного конфликта на Юго-Востоке Украины. Они касались вопросов размещения семей с детьми, предоставления им жилых помещений, оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, социальных выплат, установления инвалидности детям, медицинской помощи, получения образования: основного общего, среднего и высшего профессионального, устройства детей в дошкольные образовательные организации.
Следует еще раз отметить неравнодушие и отзывчивость наших кубанских жителей, обратившихся к Уполномоченному с предложениями о помощи людям, оказавшимся в беде. Граждане из Ейского, Курганинского районов, г. Сочи выразили готовность принять семьи беженцев в своих домах, в частных гостиницах и пансионатах. Жители Анапы, Геленджика, Сочи предлагали взять на воспитание детей из Донецкой и Луганской областей, оставшихся без попечения родителей, оказать помощь одеждой и продуктами питания. Вся информация оперативно передавалась в Штаб Краснодарского края по вопросам взаимодействия в области оказания экстренной гуманитарной помощи гражданам Украины, вынужденно покинувшим ее территорию.
1.1. Письменные обращения
Письменные обращения составили половину от общего количества: 1040, или 50,1% (диаграмма 1).
Жители края все чаще выбирают электронную форму обращений к Уполномоченному. Именно по электронной почте поступило большинство письменных обращений: 682 письма (в 2013 году - 614), из них 577 поступили через сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка http://www.rfdeti.ru, что свидетельствует о доверии граждан к институту Уполномоченного.
Субъектный состав лиц, письменно обратившихся к Уполномоченному в течение 2014 года, не претерпел существенных изменений относительно 2013 года (диаграмма 2):
- родители несовершеннолетних - 736 (70,8%),
- родственники детей - 102 (9,8%),
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 27 (2,6%).
- законные представители из замещающих семей - опекуны (попечители), приемные родители - 24 (2,3%),
- несовершеннолетние - 18 (1,7%).
Остальные 133 обращения (12,7%) поступили от сотрудников детских учреждений (например, о сохранении учреждений социальной реабилитации в Крымском и Щербиновском районах), представителей общественных организаций (например, "Родительское всероссийское сопротивление" о закрытии выставки "Тайны тела", Сочинское общественное гражданское движение "Закон и порядок" о строительстве жилья для детей-сирот), а также соседей, знакомых и иных граждан.
Коллективные обращения составили небольшую часть от общего количества - 34 (3,3%). За каждым обращением не только проблема конкретного ребенка, но и вопросы общественного значения в области защиты прав групп детей.
Часть коллективных обращений - письма от родительской общественности, касающиеся прав детей на образование.
Одно из них было вызвано обеспокоенностью в связи с закрытием начальной малокомплектной школы в х. Бетта города-курорта Геленджик. Установлено, что причина закрытия школы заключалась в том, что она не соответствовала современным требованиям: отсутствовали пищеблок, спортивный зал и спортивная площадка. После организации маршрутов подвоза детей в близлежащие школы в селах Пшада и Береговое, родители оставшихся восьми школьников также написали заявление о переводе детей в эти школы. Здание передано детско-юношескому центру "Росток".
По обращению о неудовлетворительной организации горячего питания в одной их школ Тихорецкого района проводилась совместная проверка межрайонной прокуратурой, Управлением Роспотребнадзора, администрацией муниципального образования. В результате питание школьников было организовано должным образом, директору школы вынесено дисциплинарное взыскание.
Письмо родителей 2 класса одной из краснодарских гимназий о некорректном поведении учителя рассмотрено совместно с министерством образования и науки Краснодарского края и прокуратурой округа. По результатам проверки факты нарушения прав детей подтвердились, учитель освобождена от занимаемой должности.
Поступали обращения о работе служб жилищно-коммунального хозяйства. Так, жители многоквартирного дома в г. Краснодаре жаловались на прекращение подачи газа перед началом отопительного сезона; из садоводческих товариществ ст. Елизаветинской г. Краснодара и Динского района поступали жалобы на отключение электроэнергии.
Краснодар - растущий мегаполис и для многих жителей кубанской столицы решением жилищного вопроса стала жизнь в дачных поселках. Когда-то эти дома войдут в городскую черту, станут благоустроенным жильем, приобщенным ко всем благам цивилизации, а пока электричество - единственный источник света, тепла, бытовых удобств и культурной жизни сотен семей с детьми. При постоянных отключениях люди лишаются возможности обогреть жилье, приготовить еду детям, сделать с ними уроки; нарушается водоснабжение, поскольку перестают работать электрические насосы. Вот строки из одного письма: "... электричество отключают каждый день с утра на 12 часов, а когда включают, из-за напряжения в сети ломаются приборы, ведь за оставшееся время в каждом доме хотят приготовить еду, постирать, погладить школьную форму детям, успеть сделать с ними уроки..."
По обращению Уполномоченного прокуратурой проведена проверка, по результатам которой возбуждены административные дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Кубаньэнерго" и ОАО "Кубаньэнергосбыт". Подача электричества была восстановлена.
Поступали письма от коллективов неравнодушных граждан в связи с обеспокоенностью судьбой соседского ребенка, здоровьем и экологической безопасностью детей микрорайона.
Так, в мае 2014 года к Уполномоченному обратились жители двух многоквартирных 16-ти этажных домов в Прикубанском округе г. Краснодара в защиту прав их детей на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие в связи с размещением на расстоянии 20 м от жилых домов растворо-бетонного узла. Узел работал непрерывно, в том числе в вечернее и ночное время, используя тяжелую спецтехнику. От постоянного пылевого и шумового загрязнения страдали в первую очередь дети.
По обращению Уполномоченного в прокуратуру Краснодарского края и Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю проведенные проверки показали, что уровень производимого установкой шума в квартирах жильцов и концентрация загрязняющих веществ у жилых домов превышают предельно-допустимый. Итогом проверки стало возбуждение дела об административном правонарушении, Роспотребнадзором направлен иск в Прикубанский суд. В результате вредное производство в центре жилой зоны было демонтировано.
В 2014 году к Уполномоченному поступило 147 повторных обращений от 64 заявителей. Большинство из них являлись дублированными, то есть автор одно и то же обращение (чаще в форме электронного документа) направлял и в наш адрес и в аппарат П.А. Астахова. В основном причиной повторов были неоправданные ожидания граждан. Заявители обращались с настойчивой просьбой о том, что не может быть предоставлено по объективным причинам: место в детском дошкольном учреждении без очереди; алименты в размере большем, чем это возможно (а иногда даже больше, чем заработок второго родителя); предоставление дорогостоящей усовершенствованной модели технического средства реабилитации ребенку-инвалиду, что практически невозможно в условиях установленного финансирования; не предусмотренные действующим законодательством выплаты, например, денежные компенсация за непредоставление места в детском саду, оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до трех лет и другие. Конечно же, нужно помогать гражданам в рассмотрении проблем с учетом всех факторов - словом, учить быть реалистами, прагматиками, не строить замки на песке. Вместе с тем не прикрываться существующими трудностями для того, чтобы не решать стоящие перед органами власти задачи.
Рассматривая письма граждан по характеру поднимаемых вопросов, их можно объединить в следующие группы (диаграмма 3):
- о жилищных правах детей - 147 обращений (14,1%);
- о праве детей на образование - 126 обращений (12,1%);
- о спорах по воспитанию детей - 119 обращений (11,4%);
- об имущественных правах детей - 112 обращений (10,8%);
- о правах детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа - 83 обращения (8,0%);
- о квалифицированной юридической помощи - 77 обращений (7,4%);
- о правах детей на охрану здоровья - 62 обращения (6,0%);
- жалобы на службу судебных приставов - 47 обращений (4,5%);
- жалобы на уклонение родителей от выполнения своих обязанностей - 35 обращений (3,4%);
- сообщения о жестоком обращении с детьми и случаях, представляющих опасность для детей - 31 обращение (3,0%);
- жалобы на работу правоохранительных органов - 26 обращений (2,5%);
- обращения о приеме в гражданство РФ - 22 (2,1%);
- иные (обращения о конфликтах с соседями, о праве ребенка на труд, о психологической помощи детям и др.) - 153 обращения (14,7%).
Анализ обращений по территориальному распределению показал, что из 1040 письменных обращений, 899 направлены гражданами Краснодарского края и поступили из всех 44 муниципальных образований. Среднекраевой коэффициент поступления обращений на 10 тыс. населения составил 1,67. При этом наибольшее число письменных обращений поступило от жителей краевого центра (223 обращения, коэф. 2,53) и таких крупных городов, как Сочи (116 обращений, коэф. 2,53), Новороссийск (60 обращений, коэф. 1,93), Анапа (46 обращений, коэф. 2,81). Это объясняется не только большей численностью населения, но и его активностью и правовой осведомленностью. Среди районов края наибольшее количество обращений поступило из Динского (29, коэф. 2,19), Туапсинского (28, коэф. 2,18) районов. Коэффициент поступления обращений из расчета на 10 тыс. жителей в разрезе муниципальных образований представлен в таблице 1.
Стоит отметить, что всего одно обращение пришло из Белоглинского района (коэф. 0,32), по два - из Выселковского, Отрадненского, Павловского, районов (коэф. 0,30 - 0,33). Можно предположить, что это является свидетельством непритязательности людей, проживающих в данных сельских территориях, которые находят понимание не зависящих от властей обстоятельств и их поддержку в решении вопросов защиты прав детей.
Помимо обращений граждан, проживающих на территории Краснодарского края, в 2014 году к Уполномоченному поступили 87 обращений граждан из 30 других субъектов Российской Федерации. Большая часть из них связана с проблемой взыскания алиментов с родителя, проживающего в крае. Ряд обращений касался вопросов отдыха и оздоровления несовершеннолетних на Черноморских и Азовских курортах Кубани.
7 обращений поступили от граждан иностранных государств. Обращения из Абхазии, Армении, Германии, Украины касались споров о воспитании детей в семьях, в которых один из родителей является россиянином, а другой - иностранным гражданином. Более подробно вопросы соблюдения прав детей, вывезенных за пределы РФ, на общение с одним из родителей, а также проблемы возврата ребенка в Россию изложены в главе 2.5 настоящего доклада. Трое заявителей из Украины обращались с вопросами о правах беженцев. Обратившиеся получили подробные консультации, действенную помощь в составлении процессуальных документов и разрешении конфликтных ситуаций совместно с МИДом и консульскими отделами в иностранных государствах.
Из учреждений пенитенциарной системы поступило 22 обращения. В них осужденные выражают несогласие с действиями правоохранительных органов, принятым судом решением. В своих обращениях заявители подвергали сомнению справедливость судебного разбирательства, объективность при оценке доказательств, а также независимость и беспристрастность суда при рассмотрении дела. В ответах на подобные обращения заявителям разъяснены пределы компетенции Уполномоченного, даны рекомендации о способах обжалования судебных постановлений в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем в ряде обращений заявители беспокоились о судьбе семьи и детей, оставшихся на свободе.
Так, например, осужденная Т. из исправительной колонии N 3 Усть-Лабинского района просила перевести ее ребенка из приемной семьи в станице Павловской в замещающую семью на территории Усть-Лабинского района, чтобы его могли чаще привозить на свидания в колонию. Изучение вопроса показало, что мальчик за 3 года привязался к приемным родителям, чувствует себя в семье комфортно, перевод в другую семью не будет отвечать его интересам. В настоящее время организовано телефонное общение матери и ребенка, приемные родители привозили его в колонию на свидание.
В письме осужденный Б. из ИК-4 просил помочь его четверым детям, которые остались на попечении его старой больной матери в Чеченской Республике. Во взаимодействии с Уполномоченным Чеченской Республики семья взята на контроль, решены вопросы оказания социальной помощи детям.
В 25 электронных обращениях без обратного почтового адреса содержались вопросы справочного характера, зачастую касающиеся не конкретных детей, а способов реализации того или иного права ребенка или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Например: "Может ли лицо из числа детей-сирот встать на жилищный учет, если ему уже исполнилось 23 года?", "Через сколько лет можно приватизировать полученную из специализированного фонда квартиру?", "С какого возраста ребенок имеет право выбора с кем из родителей проживать?".
Ряд обращений одного и того же содержания затрагивал вопросы, связанные с проблемами реализации прав детей с заболеванием целиакия. Данному вопросу уделено внимание в главе 2.3 настоящего доклада "О соблюдении прав детей с ограниченными возможностями здоровья".
1.2. Обращения по телефону доверия
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка строится на основе принципов открытости и доступности. Работа телефона доверия очень важна потому, что позволяет гражданам из любой точки Краснодарского края и других регионов оперативно получить правовую помощь или сообщить о нарушении прав детей.
В 2014 году на телефон доверия к Уполномоченному поступило 752 звонка (или 36,2% от общего количества обращений), это на 64 больше, чем в 2013 году: 688 из 1873 или 36,7% (диаграмма 1).
В основном по телефону доверия обращались родители несовершеннолетних (513 человек, или 68,2% от общего числа позвонивших) и родственники - в интересах внуков, племянников, братьев и сестер (106 человек или 14,1%). В обращениях этих заявителей поднимался весь спектр вопросов, касающихся прав и законных интересов детей, но больше всего обращались за юридической помощью по процессуальным правовым вопросам (137 - 18,3%), по вопросам образования детей (101 - 13,4%), семейным спорам (99 - 13,1%), вопросам здравоохранения (88 - 11,7%), имущественным (66 - 8,8%) и жилищным (60 - 8%) правам.
Соседи, знакомые и иные граждане, не связанные родственными узами с детьми, в интересах которых они обратились, составили 62 человека или 8,2%. По телефону они сообщали о семейном неблагополучии, о детях, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, жестоком обращении с несовершеннолетними, а также о случаях, которые могут представлять опасность для детей.
Все тревожные звонки незамедлительно прорабатывались с федеральными, краевыми, муниципальными органами власти.
Например, позвонивший из г. Краснодара был обеспокоен тем, что недалеко от школы установлен лотерейный автомат, на котором дети проигрывают деньги, выданные родителями на питание. Совместно с органами УВД Центрального округа проведена проверка, лото-терминал был демонтирован.
Необходимо отметить, что по результатам проверки по большинству сообщений о жестоком обращении с детьми в семьях информация не подтвердилась. Основными причинами звонков были попытки добиться тишины в квартире соседей с шумными маленькими детьми.
Так, жителя города Ейска возмущал детский плач в медицинском центре рядом с его домовладением. Оказалось, что в соседнем здании находится клинико-диагностическая лаборатория, и окна процедурного кабинета, в котором производят забор анализов крови из пальца, выходят непосредственно во двор заявителя. Мужчине пришлось разъяснить, что боязнь уколов, страх перед врачами являются естественными детскими страхами, психологическая реакция на которые - плач.
Обращения 30 опекунов (попечителей), приемных родителей составили 4%, они в основном содержали вопросы справочного характера: как оформить опеку, где пройти обучение желающим стать приемными родителями, какие документы необходимы для оздоровления опекаемых и приемных детей, постановки на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Всем заявителям даны исчерпывающие консультации, по необходимости оказана практическая помощь.
Темой 23 обращений лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или 3,1% заявителей, были в основном вопросы получения жилья, образования, социальной поддержки.
Жительница г. Анапы Т. просила содействия в решении жилищного вопроса. Выяснилось, что молодая женщина попала в трудную жизненную ситуацию: сама сирота, одинокая мать ребенка с серьезным заболеванием глаз, жить негде, работы нет. Совместно с органами социальной защиты и семейной политики, здравоохранения обратившейся была оказана помощь в определении малолетнего сына в Дом ребенка, установлении ему инвалидности. Заявительнице помогли трудоустроиться, снять квартиру, встать на жилищный учет. Мать забрала малыша из Дома ребенка и ожидает получение квартиры в конце первого полугодия 2015 года.
От несовершеннолетних поступило 9 звонков (1,2%), в основном подросткам требовались советы при возникновении конфликтных ситуаций в семье (4 обращения), в школе (2 обращения), а также правовая помощь. Как правило, дети не столько стремились получить готовый "рецепт" защиты своих прав, сколько нуждались в том, чтобы их спокойно выслушали, ободрили.
Большинство обратившихся несовершеннолетних старались сохранить анонимность, но в процессе беседы уровень активности и доверия повышался, что подтверждает случай с 14-летней Н., позвонившей из Новороссийска. Волнуясь, она рассказала, что после развода родителей проживала с отцом (представителем одного из кавказских народов), от которого ушла, потому что он решил выдать ее замуж. Обстановка усугублялась тем, что девочка не могла найти поддержку у своей матери, которая на тот момент создала новую семью и до проблем дочери ей не было дела. Вначале телефонного разговора Н. всего лишь просила, чтобы ее кто-нибудь выслушал, отказывалась сообщать какие-либо сведения о себе. В ходе беседы удалось узнать ее имя и номер сотового телефона, уговорить на телефонный разговор с психологом управления социальной защиты города Новороссийска. Вовремя оказанная помощь удержала подростка от необдуманных решений, девочка была определена в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, с родителями проведена воспитательная работа.
1.3. Обращения на личном приеме
Уполномоченным всегда придается большое значение организации и проведению личного приема граждан. В сентябре 2014 года по инициативе Законодательного Собрания Краснодарского края и поддержке администрации Краснодарского края аппарат Уполномоченного переехал в новые просторные помещения по ул. Советской, 30.
Необходимо отметить, что ранее аппарат размещался в тесных кабинетах, где невозможно было соблюсти конфиденциальность при обсуждении семейных проблем заявителей. Чтобы создать условия для доверительного индивидуального общения с обратившимся другим сотрудникам приходилось выходить из кабинета.
В новом здании из предоставленных площадей выделена комната для приема граждан, которую оборудовали не только необходимой мебелью для посетителей, но и компьютером, информационными стендами, тематической литературой, детским уголком. Теперь малыши, пришедшие с родителями на прием в аппарат Уполномоченного, могут отвлечься от взрослых разговоров о детских проблемах, поиграв в сухом бассейне с шариками, покатавшись с горки, на качалке, лошадке-каталке, или посидев в кресле-мешке за мольбертом, настольными играми, раскрасками (фото 12, 13).
В 2014 году на личном приеме принято 285 человек (13,7% от общего количества обращений), что на 94 человека больше, чем в 2013 году (диаграмма 1).
Обратившиеся на личный прием - это родители и родственники детей (245 человек), законные представители (опекуны (попечители), приемные родители - 11 человек), несовершеннолетние (9 человек) и иные граждане (20 человек) (фото 14, 15).
Проблемы обращений различные, но основная - это потребность в правовой помощи (67 обращений - 23,5%). Граждане нуждались в разъяснениях конкретных норм права, способах их защиты, в подготовке процессуальных документов: составлении исковых заявлений, апелляций, ходатайств. По направлению Уполномоченного в 2014 году 11 заявителей получили бесплатную юридическую помощь в юридических клиниках при Кубанском государственном университете, Кубанском государственном аграрном университете, Северокавказском филиале Российской академии правосудия. В одном случае, когда суд отклонил ходатайство истца о привлечении Уполномоченного для дачи заключения по делу в порядке статьи 47 Гражданского процессуального кодекса РФ, Уполномоченный обратился в коллегию адвокатов, при поддержке которой заявительнице Д. была оказана бесплатная адвокатская помощь в представлении интересов ее ребенка в суде.
Также часто на прием обращались граждане за защитой права ребенка жить и воспитываться в семье (62 обращения - 21,8%). Как правило, это споры бывших супругов о месте проживания ребенка. Поступали жалобы на нарушение статьи 55 Семейного кодекса РФ, когда один из родителей не позволяет другому либо бабушке с дедушкой общаться с детьми. К сожалению, дети становятся "заложниками" в родительских "войнах", все реже семейные конфликты разрешаются путем мирной договоренности. Защите прав детей в судебных спорах по их воспитанию в настоящем докладе посвящена отдельная глава 2.4.
В течение года были организованы выездные приемы граждан в муниципальные образования Краснодарского края: г. Сочи, Калининский, Красноармейский, Тимашевский районы, а также в ФКУ Белореченская воспитательная колония УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ ИК N 3 УФСИН России по Краснодарскому краю в п. Двубратский Усть-Лабинского района. По вопросам защиты прав детей приняты 35 человек, в том числе 7 несовершеннолетних.
Заявители обращались по жилищным, имущественным, семейным проблемам, поднимали вопросы защиты прав детей на образование и другие.
В Тимашевском районе гражданка Л. обратилась с просьбой оказать содействие в восстановлении нарушенных жилищных прав ее семьи. В результате мошеннических действий семья с несовершеннолетним ребенком лишилась единственного жилья. По просьбе Уполномоченного депутат Государственной Думы РФ А.С. Кропачев направил депутатский запрос в Генеральную прокуратуру РФ о проведении проверки по фактам законности принятых решений следственными органами района. Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда по ходатайству Уполномоченного выселение семьи Л. отсрочено в связи с проводимой проверкой. Вопрос продолжает оставаться на контроле.
На прием в Сочи с отцом пришел 11-летний П. По решению суда он должен проживать с матерью, но отношения с отчимом не сложились. На приеме мальчик убедительно просил помочь определить его место жительства с папой. Несовершеннолетнему и его отцу разъяснены процедура определения места жительства ребенка и порядок обращения в судебные органы (фото 16).
Также на приеме граждан в г. Сочи оказано содействие опекуну в защите жилищных прав сироты. У опекаемой девушки на руках было постановление органа опеки и попечительства о смене фамилии, однако, из-за отсутствия подтверждающей справки ЗАГСа, сдать документы для постановки на учет для получения жилья не удавалось. Вскоре необходимые документы были собраны.
1.4. Динамика поступления обращений
Общая тенденция увеличения числа обращений к Уполномоченному в 2014 году в сравнении с 2013 годом (диаграмма 4) нашла свое отражение в большинстве позиций: обращения, касающиеся прав детей жить и воспитываться в семье, на образование, охрану здоровья, приобретение гражданства РФ. По-прежнему в 2014 году актуальными остались вопросы обеспечения жилищных прав семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе предоставления им земельных участков. Анализируя причины роста числа обращений можно сделать вывод о возрастающем доверии граждан институту Уполномоченного в оперативном рассмотрении и оказании помощи.
Следует отметить увеличение количества жалоб граждан в связи со снятием инвалидности либо отказом бюро МСЭ в признании ребенка инвалидом. По-прежнему намерение родителей установить инвалидность своему ребенку обусловлено необходимостью сохранения (получения) мер социальной поддержки со стороны государства, т. к. большинство семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями, являются неполными и испытывают материальные трудности в связи с отказом многих отцов разделять ответственность и заботу по уходу за больным ребенком.
Изучение вопроса показало, что в большинстве случаев решения бюро МСЭ были обоснованы.
Вместе с тем жалоба С. из Туапсинского района повлекла пересмотр территориального бюро МСЭ. Ребенок, имеющий сложное заболевание, систематически проходил лечение, был ограничен в передвижении, самообслуживании, ему требовался постоянный уход, сложные ортопедические изделия. Однако при таких обстоятельствах Туапсинским филиалом бюро МСЭ инвалидность ребенку была снята. С учетом вышеперечисленных обстоятельств Уполномоченный обратился в Главное бюро МСЭ о проведении в порядке обжалования экспертизы несовершеннолетнего С. По ее результатам инвалидность ребенку была подтверждена.
Необходимо отметить снижение в 2014 году числа обращений с жалобами на выселение из жилья семей с детьми (57 обращений в 2014 году против 99 - в 2013 году) в сравнении с 2013 годом. Изучение этих вопросов показало, что основной причиной обращений было выселение по решению суда из жилья, где собственниками являлись родители одного из бывших супругов. Также по вопросам выселения обращались бывшие жены военнослужащих, которые после расторжения брака утрачивали право проживать в служебном жилье. При этом зачастую командование части ограничивалось положениями закона о статусе военнослужащих о праве на жилье "военнослужащих и проживающих совместно с ними членов их семей", полагая, что если брак расторгнут, не только жена, но и дети перестают носить статус "член семьи". Не учитывались пункт 4 статьи 31 Жилищного кодекса и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", указывающие, что после расторжения брака родителями дети не становятся бывшими членами семьи и не утрачивают своих жилищных прав. По таким обращениям письма направлялись в министерство обороны РФ, военную прокуратуру, командованию Южного военного округа. Проблема сохранения жилищных прав детей военнослужащих требует дальнейшего обсуждения, детальной проработки и законодательных инициатив.
На 14,4% меньше поступали жалобы на нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Снизилось число вопросов, касающихся оказания социальной помощи (32 обращения - 2014 год, 55 - 2013 год); регистрации несовершеннолетних по месту проживания законных представителей (6 обращений - 2014 год, 11 - 2013 год).
Сравнительный анализ обращений, поступивших в адрес Уполномоченного за период 2013 - 2014 гг., представлен в таблице 2.
В зависимости от характера обращения работа с заявителями осуществлялась в различных формах: уточнения наличия или отсутствия у них того или иного права, разъяснения норм законодательства, устных и письменных рекомендаций по научению родителей самостоятельной защите и восстановлению прав несовершеннолетних, направления запросов, рекомендаций, предложений в поддержку законных требований граждан, проверок с выездами на места, оказания иной квалифицированной юридической помощи, в том числе по составлению процессуальных документов и непосредственному участию в судебной защите прав детей.
В 2014 году представители Уполномоченного приняли участие в 75 судебных заседаниях (2013 г. - 70) по 39 гражданским делам (2013 г. - 42). Большую часть дел (64%) составили дела по семейным спорам, связанным с воспитанием детей (об определении места жительства и порядка общения с несовершеннолетними), спорам о лишении, ограничении и восстановлении в родительских правах. Имущественные споры, в том числе и по алиментным платежам, составили 16%; гражданские дела, касающиеся нарушения жилищных прав несовершеннолетних - 8%, иные - 12%. По 24 делам решения приняты с учетом мнения Уполномоченного в интересах несовершеннолетних.
Так, к Уполномоченному обратилась молодая женщина из числа детей-сирот, которая при регистрации новорожденного ребенка по месту жительства, выяснила, что ее биологическая мать выписала ее из квартиры по решению суда, а квартиру продала.
При изучении обстоятельств дела было установлено, что заявительница осталась без родительского попечения в 9 лет, поскольку мать была осуждена к лишению свободы, а отец умер, отбывая наказание. После освобождения из колонии мать без разрешения органов опеки и попечительства продала квартиру, закрепленную за несовершеннолетней.
В результате совместной работы с органами опеки и попечительства г. Краснодара, Юридической клиникой Кубанского государственного аграрного университета обратившейся была оказана помощь в составлении процессуальных документов. Уполномоченный защищал интересы заявителя в Краснодарском краевом суде. Решение суда первой инстанции о выселении было отменено, жилищные права заявителя и ее малолетнего ребенка были восстановлены.
1.5. Итоги рассмотрения обращений
Во взаимодействии с компетентными органами государственной власти Уполномоченный в отчетном году принимал меры для восстановления нарушенных прав детей. В результате рассмотрения обращений граждан в 2014 году положительно рассмотрены 98,8% из 2077 обращений. Отозвано заявителями 6 обращений, поскольку в процессе работы над ними острота проблемы была снята, и заявители получили исчерпывающие консультации по своим вопросам в ходе общения по телефону. На контроле на 31 декабря 2014 года находилось 19 обращений по вопросам неуплаты алиментов, нарушения прав ребенка на общение с родственниками, защите жилищных прав многодетной семьи и другие, поступившие на рассмотрение Уполномоченного в последних числах декабря.
В целях защиты прав детей в органы прокуратуры Краснодарского края направлено 193 информации по обращениям граждан, требующим проверки исполнения законодательства. По результатам рассмотрения были приняты меры прокурорского реагирования в отношении лиц и служб, допустивших нарушения прав детей: внесено 55 представлений.
Так, например, представление об устранении нарушений жилищных прав внесено в администрацию муниципального образования г. Краснодар, в связи с непринятием мер по переселению семьи с двумя малолетними детьми из аварийного, угрожающего жизни и здоровью, жилья. Семье выделена квартира.
Привлечены к дисциплинарной ответственности 18 человек; подготовлены материалы для возбуждения 8 уголовных дел по статьям 157 УК РФ "Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" - 3 дела; по одному делу по ч. 1 ст. 105 УК РФ "Убийство"; ч. 3. ст. 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека"; ч. 1 ст. 111 УК РФ "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью"; ч. 1 ст. 128 УК РФ "Клевета"; ч. 3 ст. 306 УК РФ "Заведомо ложный донос".
Также возбуждены 5 дел об административных правонарушениях: ч. 1 ст. 6.17 КоАП РФ (нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию - 2 дела); ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию); ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних); ч. 1 ст. 3.3 Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях" (нарушение общественного порядка, выразившееся в совершении действий, нарушающих тишину и покой граждан).
Внесены 2 требования об устранении нарушений законодательства; подготовлены 4 иска в суд в защиту прав несовершеннолетних (г. Армавир, Белореченский, Красноармейский, Щербиновский районы).
Например, Белореченской межрайонной прокуратурой и прокуратурой Щербиновского района были направлены в суд исковые заявления о признании незаконным бездействия судебных приставов, не производивших необходимые исполнительские действия по взысканию алиментов на содержание детей.
Отменены 14 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Материалы были вновь направлены на рассмотрение в полицию, следственные органы.
По фактам совершения преступлений против несовершеннолетних направлено 28 информаций в краевое управление и территориальные отделы СУ СК России по Краснодарскому краю.
Так, к Уполномоченному обратилась гр. Т. из Гулькевичского района с жалобой на бездействие правоохранительных органов, которыми не было принято процессуальное решение по факту того, что мужчина обманом завлек двух малолетних девочек в машину, показывал им фотографии порнографического содержания, а затем совершил насильственные действия сексуального характера. По информации Уполномоченного в СУ СК районным следственным отделом в отношении преступника было возбуждено уголовное дело по п. "б" ч. 4 ст. 132 УК РФ, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, ведется следствие.
По обращениям, находящимся на контроле Уполномоченного, следственные органы возвращались к рассмотрению дел, по которым впоследствии выносились новые процессуальные решения. Так, например, в Тихорецком районе было отменено постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела по факту нанесения побоев несовершеннолетней, материал возвращен для организации дополнительной проверки.
Следует отметить хорошее взаимодействие с правоохранительными органами в крае и оперативность в изучении выявленных фактов нарушения прав детей.
<< Назад |
Глава 2. >> О соблюдении прав детей в Краснодарском крае |
|
Содержание Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае "Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.