Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае
"Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2014 году"
Введение
Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона Краснодарского края "Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае" от 26 июня 2002 года N 498-КЗ.
В основу доклада положены результаты изучения вопросов соблюдения прав, свобод и законных интересов детей в Краснодарском крае, анализ индивидуальных и коллективных обращений граждан, официальные статистические данные, информации государственных органов, а также публикации по проблемам детства в средствах массовой информации.
В докладе рассматриваются наиболее актуальные вопросы, обозначенные в жалобах граждан о нарушении прав, свобод и законных интересов детей, меры по их восстановлению, правоприменительная практика, предлагаются возможные варианты совершенствования механизма реализации прав несовершеннолетних.
Представлен анализ взаимодействия Уполномоченного с органами государственной власти, местного самоуправления, гражданскими институтами и научным сообществом по вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов детского населения.
Доклад затрагивает вопросы защиты прав детей, покинувших родные места в связи с происходящими в 2014 году военными событиями на юго-востоке Украины. Тысячи граждан, как правило, женщин с детьми были вынуждены искать убежища на территории России. Краснодарский край, как ближайший сосед, принял всех украинских беженцев, которые выбрали наш регион. Жители края показали пример настоящего гражданского участия, сопереживания, патриотизма, продемонстрировали сплочённость.
С июня по декабрь 2014 года в крае было размещено 38 230 человек, в том числе 11 190 детей, из них: в возрасте до 6 лет - 5 209 человек, от 7 до 17 лет - 5 981 человек, а также учащейся молодежи от 18 до 25 лет - 3 223 человека.
На особом контроле в крае находились вопросы обеспечения права на получение образования детей из Юго-Восточной Украины, прибывших на Кубань. Все школьники 1 сентября сели за парты и были обеспечены школьными принадлежностями и организованным питанием, также им проведен углубленный медицинский осмотр. Дошкольники по возможности приняты в детские сады.
Следует отметить, что сложившаяся ситуация потребовала от органов государственной власти края, местного самоуправления, общественности, принятия оперативных решений в оказании поддержки значительного количества прибывших семей с детьми. В рамках рассмотрения конкретных обращений Уполномоченный тесно сотрудничал со всеми службами края, а также с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка по еженедельному мониторингу соблюдения прав и законных интересов семей с несовершеннолетними детьми, пребывающими в Краснодарский край из Украины.
Под особым вниманием и заботой органов власти были прибывшие беременные женщины. За период с июня по декабрь 2014 года 1435 будущих матерей получили квалифицированную медицинскую помощь в организациях здравоохранения края, а 352 женщины обрели счастье материнства в связи с благополучным рождением 355 малышей на кубанской земле.
Необходимо отметить важное событие 2014 года - проведение Олимпийских Игр в городе Сочи. Безусловно, спортивное мероприятие такого масштаба способствовало развитию инфраструктуры нашего региона, повышению уровня привлекательности края для туристов и международному престижу России в целом. Отличительной особенностью Сочинской Олимпиады было повсеместное присутствие детей (фото 1 - 8). Активными зрителями олимпийских событий были семьи с детьми раннего возраста, приехавшие со всей России и зарубежья. Забота о самых маленьких гражданах выразилась и в том, что все олимпийские объекты были оборудованы специальными местами для детских колясок. И конечно, весь мир, наблюдая за великолепными церемониями открытия и закрытия зимних Олимпийских игр, восхищался участием талантливейших детей Кубани и других регионов России. Главной героиней сказочного путешествия во времени была маленькая жительница нашего края Лиза Темникова. Одним из наиболее ярких эпизодов на закрытии Олимпийских Игр Сочи - 2014 стало выступление уникального сводного Детского хора России, состоящего из тысячи детей, которому было доверено исполнить государственный гимн Российской Федерации. Подготовка и проведение Олимпиады не только оставили у российских ребят и молодежи неизгладимое впечатление, но и способствовали подъему патриотизма, гордости за нашу большую Родину, стремлению молодого поколения сохранить олимпийское наследие и стать достойными продолжателями олимпийских побед. Сочинская Олимпиада придала мощный импульс развитию спорта и здорового образа жизни детей в Краснодарском крае и в России в целом. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахов отметил, что "Олимпиада в России нужна, прежде всего, нашим детям! Именно они будут дольше всех помнить о ней, как о важнейшем историческом событии".
Следует подчеркнуть, что одним из значимых событий в сфере защиты прав, свобод и законных интересов детей в 2014 году стала первая в современной истории России встреча в Кремле Президента Российской Федерации В.В. Путина с Уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Президент РФ отметил важность задач, поставленных перед институтом детских правозащитников, подчеркнул его особую роль в содействии по соблюдению и защите прав несовершеннолетних граждан всех уголков России (фото 9 - 11).
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов детей. Это правозащитный государственный орган, который в современной России является своего рода буфером между властью и обществом, нивелирует настороженное отношение отдельных граждан, неудовлетворенных действиями (бездействием) представителей органов власти, местного самоуправления, способствует восстановлению нарушенных прав ребенка, осуществляет правовое просвещение населения по вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов маленького человека, разъясняет формы и методы их защиты.
Заключение
Подводя итоги работы за 2014 год, следует отметить, что меры, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления в сфере образования и здравоохранения детей, по укреплению семейных ценностей и формированию у молодого поколения ответственного родительства направлены на создание благоприятных условий для реализации основополагающих прав детей. Анализ обращений граждан, а также общественные настроения позволяют сделать вывод о том, что минувший год не выявил системных нарушений прав, свобод и законных интересов детей на территории Краснодарского края.
Несмотря на это имеется определенный резерв в решении вопросов, требующих дальнейшего совершенствования механизмов защиты прав детей.
Так, одной из важнейших задач остается обеспечение прав детей на получение дошкольного образования. В крае принимаются беспрецедентные меры по строительству зданий и вводу дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, работает государственная программа Краснодарского края "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, реализация которой позволит к 2016 году обеспечить местами в детских садах всех нуждающихся детей в возрасте от 3 до 7 лет. Вместе с тем требует изучения вопрос доступности дошкольного образования в режиме полного дня для детей с различными хроническими заболеваниями, в частности с заболеванием целиакия. Кроме того, в целях повышения качества жизни детей с данным заболеванием целесообразно рассмотреть возможные варианты оказания им мер социальной поддержки по обеспечению специализированными безглютеновыми продуктами питания, а также организации производства безглютеновой продукции кубанскими производителями.
Необходимо также отметить, что в последние годы в системе образования края произошли изменения, повлиявшие на повышение его качества и улучшение условий обучения детей. Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, высоко оценив проводимую работу, назвал Кубань лидером в области образования. При этом остается вопрос обеспечения права детей на получение общего среднего образования в условиях общеобразовательных учреждений, в которых дети обучались до 9 класса. Его разрешение потребует дополнительного внимания со стороны министерства образования и науки Краснодарского края в части контроля и методического обеспечения.
Также в целях раннего выявления, успешной социализации детей с расстройствами аутичного спектра, оказания им комплексной помощи необходима организация межведомственного взаимодействия органов образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
Действующие в крае нормативные правовые акты и значительные объемы финансирования позволили существенно улучшить положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в реализации их жилищных прав. Однако резервными остаются вопросы своевременного проведения конкурсных процедур, формирования специализированного жилищного фонда. В этой связи полагаем, что надзор со стороны органов прокуратуры и особый контроль со стороны глав муниципальных образований за своевременным и эффективным освоением выделяемых из федерального и краевого бюджетов субвенций на строительство (приобретение) жилья, своевременным проведением конкурсных процедур, а также за качеством и сроками строительства жилья остается наиболее действенной мерой по обеспечению жилищных прав лиц указанной категории. Кроме того, обеспечение сохранности жилых помещений, находящихся в собственности или пользовании (по договору социального найма) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также позволит своевременно обеспечивать жилищные права указанных лиц и сократить расходы бюджета.
Следует также отметить, что законодательством РФ установлены пределы осуществления родительских прав, при нарушении которых должны включаться механизмы защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего ребенка и механизм привлечения виновного родителя к ответственности. Однако сама мера ответственности за неисполнение решения суда в виде административного штрафа не является серьезным наказанием. Поэтому назрела острая необходимость разработки семейно-правовых норм, способных защитить родителя и ребенка от неправомерных действий второго родителя. Эта проблема была обсуждена Уполномоченным совместно с представителями Управления федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, управления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю, прокуратуры Краснодарского края, судейского корпуса Краснодарского краевого суда, преподавательского состава юридических факультетов КубГАУ, КубГУ, Университета правосудия, управления по вопросам семьи и детства МО г. Краснодар, регионального отделения Ассоциации юристов России. Рабочей группой принято решение о продолжении работы в данном направлении в 2015 году.
Необходимо также обратить внимание на отличительную особенность последних лет, характерную как для края, так и для России в целом - увеличение численности семей, в которых родители являются гражданами разных государств. Возникновение в таких семьях споров, затрагивающих права и интересы ребенка, вызывает у супругов необходимость в знаниях законодательства России и других государств. Присоединение России к Гаагской конвенции в целом позволяет согласовать механизмы работы государственных служб при возникновении конфликтных ситуаций, в эпицентре которых оказываются несовершеннолетние дети. Значительная роль в предупреждении конфликтов в браках с иностранными гражданами и, как следствие, в предупреждении нарушений прав, свобод и законных интересов детей в международных браках видится в организации консультативно-разъяснительной работы органов ЗАГС с гражданами, регистрирующими брак с иностранцами и рождение детей.
Перевоспитанию подростков, вступивших в конфликт с законом, способствуют условия воспитания и содержания в пенитенциарных учреждениях. Выявленные проблемы при изучении данного вопроса позволяют говорить об острой необходимости пересмотра устоявшихся привычных подходов к работе с осужденными подростками, приведения ее в соответствие с международными стандартами, определенными "Пекинскими правилами". В этой связи усиленное внимание и контроль со стороны УФСИН и ГУ МВД обеспечат надлежащие условия содержания и организацию непрерывного обучения несовершеннолетних во время пребывания в ИВС и СИЗО.
Заслуживают внимания вопросы обеспечения прав несовершеннолетних, беременных женщин и женщин с детьми в пенитенциарных учреждениях, изучение которых Уполномоченный продолжит в 2015 году совместно с прокуратурой Краснодарского края, УФСИН, ГУ МВД и Роспотребнадзором по Краснодарскому краю.
Работа по правовому просвещению населения требует издания информационных материалов о правах детей, способах их защиты, о детских и родительских обязанностях и ответственности. Принятие краевой целевой программы "Правовое просвещение населения Краснодарского края" будет способствовать этому.
Предстоящая в 2015 году деятельность Уполномоченного будет, как и в предыдущие годы, направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов детей, на восстановление их нарушенных прав, в пределах компетенции, установленной законодательством Краснодарского края. Отдельное внимание будет уделено вопросам реализации прав детей-инвалидов на оздоровление и санаторно-курортное лечение; вопросам защиты детей от пагубного воздействия психоактивных веществ. Будет продолжена работа по изучению соблюдения прав несовершеннолетних в местах принудительного содержания, а также исполнения решений судов по семейным спорам, связанным с воспитанием детей. Новые подходы к сотрудничеству Уполномоченного с юридическими клиниками, преподавателями и студентами ведущих вузов края, представителями научного сообщества и членами экспертного совета будут способствовать дальнейшему совершенствованию работы по правовому просвещению детского и взрослого населения.
Завершая ежегодный доклад "О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2014 году", Уполномоченный выражает особую благодарность всем органам государственной власти Краснодарского края и органам местного самоуправления, правоохранительным органам, институтам гражданского общества за конструктивное взаимодействие, которое, несомненно, способствовало эффективной защите прав, свобод и законных интересов детей Кубани.
С надеждой на продолжение плодотворного сотрудничества в 2015 году.
Уполномоченный по правам ребенка |
З.П. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае "Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2014 году"
Текст доклада официально опубликован не был