Заслушав и обсудив информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям Н.П. Кравченко об исполнении бюджетов муниципальных образований за 2016 год, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
По итогам 2016 года общий объем доходов местных бюджетов составил 123,0 млрд. рублей с ростом на 6,3 млрд. рублей (или на 5,4 процента) к фактическому исполнению за 2015 год.
Положительная динамика в большинстве отраслей экономики края, повышение эффективности работы по администрированию бюджетных доходов, а также реализация рекомендаций и поручений научно-практических конференций, проведенных Законодательным Собранием Краснодарского края, на тему "Укрепление финансово-экономических основ местного самоуправления" позволили обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов к уровню 2015 года на 12,7 процента (или на 6,7 млрд. рублей). За отчетный период их объем составил 59,7 млрд. рублей.
Безвозмездные поступления, снизившись на 413,0 млн. рублей (или на 0,6 процента), сложились в объеме 63,3 млрд. рублей. В структуре совокупных доходов местных бюджетов их доля также сократилась на 3,1 процентных пункта, составив 51,5 процента. При этом доля налоговых и неналоговых доходов выросла до 48,5 процента.
Рост общего объема налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов обеспечен увеличением на 8,8 процента к уровню 2015 года налоговых доходов, составивших по итогам 2016 года 45,4 млрд. рублей, и увеличением неналоговых доходов на 27,6 процента (до 14,2 млрд. рублей).
Положительная динамика совокупного объема налоговых доходов местных бюджетов обеспечена ростом поступлений по всем источникам, кроме земельного налога. Доходы по нему сократились в целом на 7,1 процента за счет снижения поступлений в бюджеты городских округов, основной причиной которого является пересмотр кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.
Рост неналоговых доходов вызван в основном двукратным увеличением доходов от продажи материальных и нематериальных активов (в том числе земельных участков), а также увеличением поступлений арендной платы за землю на 15,6 процента.
На фоне снижения общего объема безвозмездных поступлений в отчетном периоде сумма субвенций местным бюджетам на осуществление переданных государственных полномочий увеличена на 5,1 процента, или на 2,4 млрд. рублей. На 5,4 процента, или на 197,6 млн. рублей, выросла сумма дотаций. При этом сохранилась тенденция ежегодного снижения поступлений из краевого бюджета субсидий, в том числе на софинансирование мероприятий государственных программ. В отчетном периоде объем субсидий снизился на 24,9 процента (в 2015 году снижение составило 29,3 процента).
По итогам 2016 года в бюджеты муниципальных районов налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 18,2 млрд. рублей с ростом относительно прошлого периода на 17,9 процента. В общей структуре доходов муниципальных районов их доля также увеличилась на 3,3 процентных пункта и составила 33,4 процента.
Прирост налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет обеспечили не все муниципальные районы. В Славянском районе темп роста составил 99,2 процента, выполнение плана - 99,0 процента. Отрицательная динамика поступлений при выполнении плановых назначений также отмечается в Северском районе (96,5 процента) и в Крымском районе (96,0 процента).
По поступлениям налогов, сборов и других платежей в консолидированный бюджет края не достигли уровня 2015 года только Белореченский, Славянский и Усть-Лабинский районы. Прирост более 25 процентов обеспечен в Белоглинском, Северском, Тбилисском, Темрюкском районах.
В бюджетах городских округов налоговые и неналоговые доходы в целом выросли относительно предыдущего периода на 9,5 процента и составили 30,2 млрд. рублей. Наибольший прирост в муниципальном образовании город-курорт Сочи (27,3 процента) обеспечен доходами от продажи имущества, переданного из федеральной в муниципальную собственность в соответствии с программой постолимпийского использования олимпийских объектов.
На уровень 2015 года не вышли муниципальные образования город-курорт Анапа и город-курорт Геленджик, где отмечается снижение налоговых и неналоговых доходов на 0,5 и 0,6 процента соответственно.
При этом в консолидированный бюджет края прирост бюджетных поступлений со своих территорий смогли обеспечить все городские округа (от 5,2 процента по муниципальному образованию город-курорт Геленджик до 15,1 процента по муниципальному образованию город Краснодар).
По основным доходным источникам консолидированного бюджета края - налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций в целом обеспечен прирост на 5,3 и 23,5 процента соответственно.
По налогу на доходы физических лиц положительная динамика отмечается по 33 муниципальным районам и по всем городским округам. Наиболее высокий темп роста сложился в городе Горячий Ключ (119,2 процента), Мостовском районе (123,9 процента), Темрюкском районе (128,3 процента) за счет вовлечения недоимки прошлых лет (погашение задолженности учреждениями бюджетной сферы Горячего Ключа, разовые платежи в Мостовском районе по акту проверки налоговой инспекции ООО МНУ-1 Корпорации АК ЭСКМ), за счет увеличения налогооблагаемой базы по новым хозяйствующим субъектам (в Темрюкском районе увеличилась численность работающих, участвующих в строительстве транспортного перехода через Керченский пролив).
Не достигнут уровень 2015 года поступлений по налогу на доходы физических лиц с территорий Гулькевичского (97,2 процента), Крымского (95,4 процента), Северского (88,3 процента), Усть-Лабинского (97,9 процента) районов.
Основными причинами снижения поступлений по налогу является снятие с учета хозяйствующих субъектов в связи с завершением инвестиционного проекта (ОП ЗАО СТГ "Управление строительством КС Казачья" в Крымском районе), оптимизация численности работников, проведенная на предприятиях (на предприятиях строительной отрасли ОАО АПСК "Г", ОАО "Блок", Гирейский ЗАО "Железобетон" в Гулькевичском районе), поступление разовых налоговых платежей от выплат физическим лицам (выплата в предыдущем году дивидендов Ильским нефтеперерабатывающим заводом в Северском районе, уменьшение перечислений налога физическим лицом с полученных дивидендов в Усть-Лабинском районе).
По налогу на прибыль организаций ниже уровня 2015 года отмечены поступления с территорий муниципального образования город-курорт Геленджик и 24 муниципальных районов, из которых в Белореченском и Щербиновском районах снижение доходов от налога на прибыль организаций составило более 50 процентов, в Кавказском, Красноармейском, Кущевском, Новопокровском, Усть-Лабинском районах - более 30 процентов.
Такой уровень исполнения связан в основном со снижением объема налогооблагаемой базы бюджетообразующих предприятий (например, в Белореченском районе снижение прибыли связано с расходами на строительство нового цеха предприятия ООО "Еврохим БМУ", в Кущевском были сокращены объемы производства по ООО "Мартин", ООО "ССП Генофонд", ОАО "163 БТРЗ", в Кавказском районе снижены объемы перекачки нефти ЗАО "Нафтатранс"), образованием переплат предыдущих периодов, возвратом налога (в Новопокровском районе - сахарное производство ОАО "Викор", в Щербиновском районе поступила задолженность по акту проверки в 2015 году ООО "Мицар"), снятием с учета предприятий (филиал ООО "Сельта" в Кавказском районе).
В то же время рост поступлений в консолидированный бюджет края обеспечили 13 муниципальных районов и 6 городских округов. При этом в Крыловском районе показатели предыдущего периода превышены в 3,5 раза (за счет прошлогоднего 86-процентного снижения в связи с возвратом переплаты по налогу при закрытии предприятия ООО "КубаньМото"), в Приморско-Ахтарском районе более чем в 2 раза (в связи с поступлением задолженности от предприятий-банкротов ООО Агрофирма "Петровская" и ООО Агрофирма "Кубань-Ахтари"), в Темрюкском районе в 1,8 раза (увеличение налогооблагаемой базы по новым хозяйствующим субъектам, участвующим в строительстве транспортного перехода через Керченский пролив, а также предприятиям морского транспорта за счет увеличения объемов грузоперевозок).
По налогам на совокупный доход, занимающим в структуре собственных доходов муниципальных районов и городских округов 14,8 процента и 8,4 процента соответственно, по итогам 2016 года сложилась положительная динамика поступлений.
Однако по единому налогу на вмененный доход общий объем поступлений снижен на 0,5 процента по городским округам и на 3,4 процента по муниципальным районам. Отрицательная динамика по единому налогу на вмененный доход отмечается в 26 муниципальных районах (наибольшая - в Кавказском, Лабинском, Туапсинском районах) и 3 городских округах (город Армавир, город-курорт Геленджик, город Новороссийск). Она является результатом сокращения платежей (в Кавказском районе - образовавшейся в 2015 году переплатой по налогу крупнейшего плательщика ООО "Бекон") и увеличения количества снявшихся с налогового учета налогоплательщиков (в Гулькевичском, Тихорецком районах, самое большое количество в Крымском районе - 361 ИП), в том числе за счет перехода на общую, упрощенную или патентную системы налогообложения (в Геленджике, Апшеронском, Белореченском, Туапсинском районах).
Поступления в бюджеты муниципальных районов и городских округов от применения патентной системы налогообложения увеличились на 31,7 млн. рублей, или на 45,0 процента. Впервые получены доходы от уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в Калининском, Мостовском и Щербиновском районах.
При этом суммы платежей по патентной системе налогообложения, поступающие в бюджеты муниципальных районов, незначительны. В Белоглинском, Брюховецком, Новокубанском, Отрадненском, Тбилисском, Успенском районах данная система не применяется.
В то же время применение патентной системы налогообложения по наиболее востребованным видам деятельности (сдача в наем имущества, бытовые услуги населению, услуги розничной торговли, общественного питания и пассажирских перевозок) обеспечило значительные суммы поступлений в бюджеты муниципальных образований город-курорт Геленджик (47,2 млн. рублей), город Краснодар (18,3 млн. рублей), город-курорт Сочи (13,3 млн. рублей), Славянский район (4,4 млн. рублей), Туапсинский район (11,6 млн. рублей). В отчетном периоде наибольшее количество патентов было выдано в муниципальных образованиях, расположенных на побережье. Например, из всех выданных в крае 4577 патентов 2050 выданы в Геленджике (в том числе по аренде помещений - 1652), в Туапсинском районе - 1256 (402 - по аренде), в Сочи - 291, в Новороссийске - 72, Анапе - 68, в Ейском районе - 40. Из остальных муниципалитетов наибольшее количество патентов приобретено в городе Краснодаре (450), в Славянском районе (76), Кавказском районе (53).
В целях создания благоприятных условий для развития малого бизнеса с 1 января 2016 года в бюджеты муниципальных районов был передан новый доходный источник - 10 процентов отчислений из краевого бюджета от доходов, полученных по упрощенной системе налогообложения.
За отчетный год в бюджеты муниципальных образований по "упрощенке" поступило 378,5 млн. рублей. Наибольшие суммы поступлений отмечены в Динском районе (24,5 млн. рублей), Туапсинском (24,1 млн. рублей), в Славянском (22,0 млн. рублей), в Ейском (20,4 млн. рублей) районах. Учитывая, что исполнение запланированных показателей по новому доходному источнику составило в целом 6 процентов, а 14 муниципальных районов превысили этот показатель, необходимо повышение администрирования этого налога с целью выявления резервов увеличения поступлений.
По единому сельскохозяйственному налогу при среднекраевом темпе роста в 174,1 процента не обеспечили положительную динамику поступлений только Красноармейский район (64,9 процента) в связи со снижением поступлений от крупных налогоплательщиков (РГПЗ Красноармейский им. Майстренко), город Горячий Ключ (73,4 процента) в связи с поступлением платежей в предыдущем периоде (ООО СХП "Приреченский"), город-курорт Сочи (72,0 процента).
В структуре собственных доходов бюджетов городских округов существенное значение имеют имущественные налоги (15,6 процента).
По итогам отчетного периода прирост по налогу на имущество физических лиц составил 26,8 процента. Земельный налог поступил в бюджеты городских округов ниже уровня 2015 года на 14,8 процента. Основной причиной отрицательной динамики по данному налоговому источнику является пересмотр кадастровой стоимости земельных участков в сторону уменьшения.
Наиболее значительный спад поступлений по земельному налогу отмечен в муниципальном образовании город-курорт Сочи - 34,4 процента.
По итогам 2016 года общий объем доходов бюджетов поселений вырос относительно предыдущего периода на 5,3 процента и составил 15,4 млрд. рублей. Эта положительная динамика обеспечена ростом налоговых и неналоговых доходов к уровню 2015 года на 13,9 процента до 11,3 млрд. рублей. Безвозмездные поступления в отчетном периоде сократились на 13,1 процента, или на 610,6 млн. рублей.
Налоговые доходы бюджетов поселений составили 10,0 млрд. рублей с ростом на 14,0 процента, который обеспечен за счет увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц (на 5,4 процента), единому сельскохозяйственному налогу (на 77,2 процента), налогу на имущество физических лиц (на 16,9 процента), земельному налогу (на 3,3 процента), доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты (на 46,1 процента).
Неналоговые доходы поступили в бюджеты поселений в сумме 1,3 млрд. рублей с ростом на 12,8 процента, обеспеченным увеличением поступлений по арендной плате за землю на 32,4 процента и доходов от продажи земельных участков и имущества на 33,8 процента, а также доходов от оказания платных услуг на 59,2 процента.
Основной прирост этих доходов (220,6 млн. рублей) обусловлен увеличением кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с переоценкой земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края (приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 ноября 2015 года N 1609) и изменением ставок арендной платы за землю в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 марта 2016 года N 121.
Прирост налоговых и неналоговых доходов свыше 10 процентов относительно предыдущего периода смогли обеспечить 270 поселений (в 2015 году - 59 поселений).
Не достигли уровня поступлений 2015 года 45 поселений, в том числе по 5 поселений Динского и Северского районов, 4 в Славянском районе, по 3 поселения Апшеронского, Крымского и Мостовского района. Наибольшее снижение (на 86,1 процента) собственных доходов относительно предыдущего периода отмечается в Унароковском сельском поселении Мостовского района за счет значительных единовременных поступлений доходов в предыдущем периоде от продажи земельных участков.
Более чем на 40 процентов сократились поступления в Кеслеровском сельском поселении Крымского района, Раздольненском сельском поселении Кореновского района, Бжедуховском сельском поселении Белореченского района вследствие поступлений в предыдущем периоде разовых платежей и возврата налогов по решению суда.
Уровень обеспеченности бюджетов поселений собственными доходами на душу населения в 2016 году составил 3543,2 рубля с ростом относительно прошлого периода на 428,8 рубля, или на 13,8 процента.
Ниже среднекраевого показателя уровень собственных доходов на душу населения сложился в 239 поселениях (в 2015 году - 257 поселений), из них в 36 поселениях допущено снижение данного показателя более чем в два раза.
Наиболее низкий уровень обеспеченности зафиксирован в Моревском сельском поселении Ейского района (830,81 рубля) и поселениях Апшеронского района - Кубанском сельском поселении (852,23 рубля) и Новополянском сельском поселении (922,66 рубля).
Самые высокие показатели подушевой обеспеченности поселений собственными доходами сложились в Туапсинском районе (в среднем - 6448,8 рубля, максимальные показатели в Джубгском городском поселении - 9502,20 рубля, Новомихайловском городском поселении - 9028,14 рубля) и в Темрюкском районе (в среднем - 5273,1 рубля, максимальный показатель в Таманском сельском поселении - 14347,87 рубля).
Также высокие показатели обеспеченности отмечены в Коржовском сельском поселении Ленинградского района - 10874,82 рубля, Бородинском сельском поселении Приморско-Ахтарского района - 13770,24 рубля, Атаманском сельском поселении Павловского района - 9516,72 рубля, Екатериновском сельском поселении Щербиновского района - 10336,22 рубля, Варнавинском сельском поселении Абинского района - 9157,72 рубля.
Отмечено, что за отчетный период увеличилась недоимка по налогам и сборам на 5,1 процента, или на 536,6 млн. рублей, и составила на 1 января 2017 года 11,0 млрд. рублей, из которых более половины приходится на города Новороссийск, Сочи и Краснодар (0,8, 2,0 и 3,2 млрд. рублей соответственно).
Рост недоимки в основном вызван начислениями по имущественным налогам физических лиц по сроку 1 декабря 2016 года.
Более чем на 30 процентов недоимка в консолидированный бюджет края увеличена в девяти районах, из них более значительно в Тбилисском районе (на 60 процентов).
Снижение недоимки достигнуто в Ейском, Кавказском, Крымском, Ленинградском, Отрадненском, Приморско-Ахтарском Тимашевском, Щербиновском районах и в городах Армавир и Горячий Ключ.
Если рассматривать динамику недоимки по имущественным налогам физических лиц без новых начислений, то все муниципальные образования добились ее снижения в целом на 27,5 процента. Наибольшее снижение отмечено в Отрадненском районе (на 41,5 процента).
Наибольший прирост недоимки по налоговым доходам, поступающим в бюджеты поселений, допустили Северский (на 81,8 процента), Новопокровский (на 70,4 процента), Мостовский (65,3 процента) районы.
Наихудшее соотношение недоимки и общего объема поступлений налоговых доходов отмечено в целом по поселениям Староминского, Калининского районов (18,2 процента и 13,3 процента соответственно) и муниципальному образованию город-курорт Анапа (10,5 процента). В отдельных поселениях недоимка достигает более половины налоговых поступлений доходов бюджета или превышает их (110,14 процента в Коржовском сельском поселении Славянского района, 67,9 процента в Гирейском сельском поселении Гулькевичского района, 50,3 процента в Кабардинском сельском поселении Апшеронского района).
По итогам 2016 года совокупные расходы бюджетов муниципальных образований Краснодарского края составили 122,7 млрд. рублей с ростом к уровню 2015 года на 1,0 процента. Годовые бюджетные назначения исполнены на 95,5 процента.
Причинами неисполнения утвержденных расходных обязательств являются отдельные случаи несвоевременной подготовки проектной документации к конкурсным процедурам и заключением муниципальных контрактов в меньшем объеме.
Кроме того, на уровень исполнения бюджетных расходных обязательств повлияло снижение объема субсидий краевого бюджета, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на обеспечение жильем участковых уполномоченных и предоставление жилых помещений детям-сиротам), а также на осуществление мероприятий в области культуры и кинематографии, направленных на доведение уровня заработной платы работников учреждений социально-культурной сферы до средней по Краснодарскому краю.
Как и в предыдущие годы, в отчетном периоде основной объем (70,6 процента) средств расходов муниципальных образований направлен на мероприятия социально-культурной сферы, доля финансового обеспечения которой ежегодно увеличивается (в 2013 году - 60,0 процента, в 2014 году -
62.4 процента, в 2015 году - 66,0 процента). Основными направлениями финансирования остаются расходы на образование, жилищно-коммунальное хозяйство и национальную экономику.
Бюджеты муниципальных районов по расходам за 2016 год исполнены в сумме 53,2 млрд. рублей (в 2015 году - 51,5 млрд. рублей), что составляет
98.5 процента годовых бюджетных назначений.
Ниже среднерайонного сложился уровень исполнения в Отрадненском районе - 92,7 процента, Славянском районе - 96,3 процента, Тбилисском районе - 97,6 процента.
В целом расходы муниципальных районов выросли на 3,2 процента относительно уровня 2015 года.
В бюджетах муниципальных районов наиболее высокий темп роста расходов отмечен по следующим разделам: "Национальная экономика", "Охрана окружающей среды", "Здравоохранение", "Национальная безопасность, "Физическая культура и спорт".
Указанный рост обеспечен в основном за счет межбюджетных трансфертов из федерального и краевого бюджетов на увеличение финансирования мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства (в том числе малых форм хозяйствования в области сельскохозяйственного производства), по борьбе с вредителями и предупреждению эпидемий, экологическому оздоровлению территорий и развитию инфраструктуры, защите многолетних зеленых насаждений, а также субсидий на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, повышение квалификации работников здравоохранения, поддержку работников, осуществляющих подготовку спортивного резерва.
Расходы бюджетов городских округов незначительно снизились к 2015 году (на 1,1 процента) и составили 54,1 млрд. рублей с исполнением годовых бюджетных назначений на 94,7 процента. Самый низкий показатель исполнения плановых назначений по расходам сложился в муниципальном образовании город Краснодар (89,8 процента) в связи с сокращением бюджетных инвестиций после окончания действия подпрограммы государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований" и муниципальной программы "Краснодару - столичный облик".
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 июля 2015 г. N 688 названная программа признан утратившим силу с 1 января 2016 г.
Расходная часть бюджетов городских и сельских поселений исполнена в сумме 15,4 млрд. рублей с ростом к уровню 2015 года на 1,1 процента. При этом уточненные бюджетные назначения выполнены на 90,9 процента (в 2015 году - на 89,7 процента).
В отчетном периоде отмечен значительный рост расходов по разделам "Охрана окружающей среды" (431,8 процента) и "Физическая культура и спорт" (137,7 процента) за счет субсидий на осуществление благоустройства и поддержание санитарного состояния территорий, на развитие спортивных сооружений, а также "Социальная политика" (133,3 процента) в связи с увеличением субвенций на осуществление государственных полномочий по выплате средств на содержание детей-сирот, вознаграждений приемным родителям, патронатным семьям, а также доплат к пенсиям и дополнительного материального обеспечения за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности.
Вместе с тем расходы по разделам "Национальная безопасность", "Образование" снижены на 28,1 и 12,2 процента соответственно, что обусловлено передачей на районный уровень полномочий поселений по участию в профилактике и ликвидации проявлений терроризма и экстремизма, созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, снижением объема субсидий из краевого бюджета поселениям на мероприятия по поэтапному повышению уровня средней заработной платы работников учреждений социально-культурной сферы.
Объем расходов бюджетов поселений на общегосударственные вопросы (управленческие функции) вырос относительно 2015 года на 5,8 процента и составил 3,6 млрд. рублей, доля которых в общей структуре расходов также возросла до 23,4 процента (22,3 процента - в 2015 году, 21,2 процента - в 2014 году).
Частично рост указанных расходов обоснован проведением в 2016 году Всероссийской сельскохозяйственной переписи, а также утверждением расходов на выполнение переданных полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района.
Как и в предыдущем году, за отчетный период количество поселений, в бюджетах которых указанные расходы превысили 50 процентов от общего объема расходов, выросло до 24 поселений (в 2015 году - 13 поселений, а в 2014 году - 6 поселений).
Однако по сравнению с прошлым отчетным периодом число поселений, не обеспечивших собственными доходами общегосударственные расходы, снизилось с 39 до 19.
Наибольшее количество поселений, не обеспечивающих управленческие расходы собственными доходами, отмечено в Славянском (5 поселений), Апшеронском (3 поселения), Лабинском, Отрадненском и Туапсинском районах (по 2 поселения). Среди них Шаумянское сельское поселение Туапсинского района (в 1,8 раза), Отважненское сельское поселение Лабинского района (в 1,9 раза), Моревское сельское поселение Ейского района (превышение в 2,2 раза).
По итогам 2016 года сложился профицит консолидированных бюджетов муниципальных образований в размере 0,3 млрд. рублей. В предыдущих периодах бюджеты муниципальных образований были исполнены с суммарным дефицитом (в 2014 году - 6,2 млрд. рублей, в 2015 году - 4,8 млрд. рублей).
Число поселений, исполнивших бюджет с дефицитом, составило 141, из них 16 - городские поселения, остальные 241 имеют профицитный бюджет (в 2015 году - 137).
Суммарный профицит муниципальных районов составил 1,3 млрд. рублей. Количество муниципальных районов, бюджеты которых исполнены с профицитом, увеличилось с 13 до 31.
Бюджеты городских округов в 2016 году в целом исполнены с дефицитом, который относительно прошлого года снизился с 3,9 млрд. рублей до 0,96 млрд. рублей. При этом только бюджет муниципального образования город-курорт Сочи исполнен с профицитом в размере 0,8 млрд. рублей, а самый высокий дефицит (1,2 млрд. рублей) отмечен в муниципальном образовании город Краснодар.
В целях финансового обеспечения принятых социальных и первоочередных расходных обязательств местных бюджетов муниципальными образованиями в 2016 году привлекались заемные средства. При этом уровень долговых обязательств муниципалитетов вырос на 7,3 процента, или на 1,4 млрд. рублей, и по состоянию на 1 января 2017 года составил 20,3 млрд. рублей.
В составе этих долговых обязательств неизменной преобладающей частью остается доля банковских кредитов - 87,2 процента, сумма которых составляет 17,7 млрд. рублей с ростом к прошлому году на 1,2 млрд. рублей.
Увеличение объема привлеченных заемных средств привело к росту расходов на обслуживание муниципального долга с 1,9 млрд. рублей до 2,2 млрд. рублей, или на 15,8 процента.
По итогам 2016 года на 47 процентов выросла суммарная задолженность по бюджетным кредитам муниципальных образований, за исключением муниципальных районов, в бюджетах которых этот вид обязательств снизился на 12,3 процента.
В разрезе муниципальных образований долговые обязательства муниципальных районов в целом снижены на 1,6 процента, а по городским округам и поселениям прирост составил 7,3 процента и 44,9 процента соответственно.
На долю городских округов приходится 75,9 процента общего объема муниципального долга. Среди городских округов двукратный рост муниципального долга отмечается в муниципальном образовании город-курорт Анапа, наиболее высокий рост отмечен в городе Горячий Ключ (158,3 процента).
В муниципальном образовании город-курорт Сочи полностью погашены бюджетные кредиты, а муниципальный долг в целом снижен на 24,6 процента.
Среди поселений наибольший прирост муниципального долга отмечен в Ольгинском сельском поселении Абинского района (в 83 раза), в сельских поселениях Брюховецкого района - Батуринском (в 11 раз) и Чепигинском (в 9,7 раза), в Целинном Славянского района - в 8,8 раза, кроме того, в 11 поселениях объем долга увеличился более чем втрое.
Существенный прирост муниципального долга также отмечен в Белореченском районе - в два раза, на 32,7 процента в Крымском районе, в Абинском и Староминском районах - на 20 процентов.
В целом долговая нагрузка на бюджеты муниципальных образований края (сумма муниципального долга к объему налоговых и неналоговых доходов местного бюджета) на 1 января 2017 года составила 36,3 процента, снизившись относительно прошлого отчетного периода на 5 процентов (в 2015 году - 38,2 процента).
Наиболее высокий уровень долговой нагрузки сложился в бюджетах города Горячий Ключ (86,0 процента) и Новороссийска (81,8 процента), Успенского (74,7 процента), Славянского (71,8 процента) и Красноармейского (59,8 процента) районов.
Объем муниципального долга отдельных поселений превысил собственные доходы бюджета, например, в Черноерковском сельском поселении Славянского района - 126,2 процента, в Моревском сельском поселении Ейского района - 101,4 процента.
Значительный уровень долговой нагрузки отмечен в Красногвардейском сельском поселении Каневского района (90,3 процента), Кропоткинском городском поселении Кавказского района (87,5 процента), в Маевском сельском поселении Славянского района (79,4 процента), в Новоясенском сельском поселении Староминского района (74,0 процента).
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять к сведению информацию об исполнении бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2016 год.
2. В целях улучшения социально-экономического состояния муниципальных образований, обеспечения их финансовой самостоятельности рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
1) совместно с органами исполнительной власти Краснодарского края обеспечить работу по повышению качества планирования показателей социально-экономического развития муниципальных образований, проводить анализ текущей ситуации в области развития экономики и в социальной сфере, осуществлять контроль и принятие мер, направленных на выполнение прогнозных показателей индикативного плана социально-экономического развития;
2) обеспечить по итогам 2017 года темп роста поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края не ниже уровня 2016 года;
3) продолжить совместно с налоговыми органами работу по увеличению наполняемости краевого и местных бюджетов, способствовать росту и повышению объективности налогооблагаемой базы налогоплательщиков, сбору региональных и местных налогов, а также налогов, поступающих в бюджеты, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов;
4) принимать участие в осуществлении мероприятий совместно с налоговыми и правоохранительными органами по выявлению объектов налогообложения и содействию их регистрации, проведению информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам исчисления и уплаты местных налогов, в том числе привлечения к налогообложению физических лиц по доходам от сдачи в аренду и продажи имущества, а также по доведению информации до налогоплательщиков об имеющейся задолженности по уплате налогов и сборов и обеспечению взыскания такой задолженности;
5) обеспечить по итогам 2017 года собираемость местных налогов и транспортного налога, взимаемых с физических лиц, за счет эффективного взаимодействия с территориальными подразделениями Управления Федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю ФГУП "Почта России", налоговых органов по вопросам вручения налоговых уведомлений физическим лицам и содействия территориальным налоговым органам, отделениям почтовой связи в установлении фактического местонахождения налогоплательщиков для вручения налоговых уведомлений и требований;
6) эффективно взаимодействовать с налоговыми органами в целях обеспечения сокращения недоимки по имущественным налогам, взимаемым с физических лиц;
7) совместно с контролирующими и правоохранительными органами осуществлять эффективное участие в работе межведомственных комиссий по легализации и увеличению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, снижению нелегальных трудовых отношений, проведению разъяснительной работы с руководителями хозяйствующих субъектов по доведению хозяйствующими субъектами Краснодарского края среднемесячной зарплаты до среднеотраслевого уровня, сложившегося по состоянию на 1 января 2017 года в Краснодарском крае;
8) организовать работу с хозяйствующими субъектами по недопущению фактов снижения платежей в бюджет, крупных единовременных возвратов налогов, оказывающих негативное влияние на сбалансированность местных бюджетов;
9) оказывать содействие в разработке и реализации мер по снижению числа граждан, с которыми работодатели не оформили трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации, по выявлению случаев "неформальной занятости" в Краснодарском крае путем межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти, федеральными и краевыми органами власти в сфере труда и занятости;
10) во взаимодействии с департаментом имущественных отношений Краснодарского края усилить контроль за использованием земельных участков и объектов имущества, выявлять неэффективное их использование с целью вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного и муниципального имущества; осуществлять анализ поступления доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края с целью недопущения нарушений в части уплаты платежей за землю;
11) в целях снижения задолженности по уплате арендных платежей за землю и имущество, а также по уплате выкупной стоимости земельных участков и имущества повысить результативность и эффективность претензионной и исковой работы с арендаторами и обеспечивать своевременное направление исполнительных листов в Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю;
12) обеспечивать проведение эффективной бюджетной и долговой политики, в том числе регулярно проводить инвентаризацию возникшей кредиторской задолженности муниципальных образований, обеспечить уплату текущих платежей по налогам и сборам, приложить все усилия для выполнения утвержденных графиков погашения кредиторской задолженности, в том числе по налогам и страховым взносам во внебюджетные фонды;
13) в первоочередном порядке обеспечивать финансированием действующие расходные обязательства;
14) провести анализ деятельности муниципальных учреждений, обеспечивающих реализацию функций органов местного самоуправления, в целях исключения дублирования функций, а также выявления излишних функций;
15) не допускать рост долговой нагрузки на местные бюджеты, провести оптимизацию неэффективных расходов в целях недопущения наращивания муниципального долга.
3. Рекомендовать Контрольно-счетной палате Краснодарского края включить в план работы мероприятия по проверке исполнения бюджетов муниципальных образований Краснодарского края, не обеспечивших в отчетном периоде темпы роста поступлений налоговых и неналоговых платежей выше уровня 2015 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям, постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий и постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам имущественных и земельных отношений.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
24 мая 2017 года
N 3153-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 мая 2017 г. N 3153-П "Об исполнении бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2016 год"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 5 июня 2017 г.