Заслушав и обсудив информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям Н.П. Кравченко о ходе выполнения постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края об итогах проведения научно-практических конференций по вопросам укрепления финансово-экономических основ местного самоуправления муниципальных образований Выселковский, Кореновский, Курганинский, Лабинский, Мостовский, Новокубанский, Отрадненский, Тбилисский, Тихорецкий, Успенский, Усть-Лабинский районы, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
В течение 2016 года в муниципальных образованиях Краснодарского края были проведены научно-практические конференции, по итогам которых приняты резолюции и постановления Законодательного Собрания Краснодарского края.
Принятые документы отражали конкретные рекомендации по организации работы, направленной на повышение уровня жизни населения, обеспечение его занятости, повышение эффективности экономики.
Анализ проведенной органами местного самоуправления в Краснодарском крае, органами исполнительной власти Краснодарского края, надзорными органами работы по выполнению поставленных задач свидетельствует о повышении качества проводимых мероприятий, достижении определенных результатов и необходимости продолжения и усиления данной работы.
Так, с учетом важной роли качественного планирования, перспектив развития территорий, укрепления финансово-экономических основ местного самоуправления органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края был дан ряд рекомендаций.
Проведенный анализ показал, что в рассматриваемых муниципальных образованиях вопросы организации стратегического планирования в целом реализуются на необходимом уровне. Мониторинг документов стратегического планирования осуществляется регулярно, а его итоги рассматриваются представительными органами муниципальных образований.
Вопросы индикативного планирования и исполнения планов в муниципальных образованиях решаются в соответствии с законодательством Краснодарского края. Планы формируются в установленные сроки, проходят процедуру публичных слушаний и обнародования. Осуществляется регулярный контроль за их исполнением.
Вместе с тем по имеющимся статистическим данным, по отдельным направлениям развития муниципальных образований выполнение плановых заданий обеспечено на недостаточном уровне, что требует повышения качества планирования и усиления контроля за выполнением плановых показателей.
Так, план по объемам отгрузки промышленной продукции крупными и средними предприятиями за 2016 год успешно выполнен только в Выселковском, Тихорецком и Успенском районах, в остальных рассматриваемых территориях невыполнение составило от 6,1 до 25,9 процента.
Низкий уровень выполнения плановых заданий по объему транспортных услуг в 2016 году сложился в Выселковском (55,1 процента), Мостовском (72,8 процента), Тихорецком (80,4 процента) районах.
По вводу в эксплуатацию жилья низкий уровень выполнения плановых показателей отмечен в Успенском, Усть-Лабинском и Мостовском районах (соответственно 52,6 процента, 70,2 процента и 75,4 процента от плана).
В семи муниципальных образованиях, а именно: Курганинский район, Лабинский район, Мостовский район, Отрадненский район, Тбилисский район, Тихорецкий район и Усть-Лабинский район, по крупным и средним организациям не выполнен план по показателю "фонд оплаты труда" (невыполнение в пределах 11 процентов).
В 11 рассматриваемых муниципальных образованиях численность зарегистрированных безработных снизилась и планы по данному показателю успешно выполнены.
По прибыли прибыльных крупных и средних предприятий большинством муниципальных районов план перевыполнен. Невыполнение плана по данному показателю отмечено только в Мостовском (77,3 процента) и Тбилисском (87,2 процента) районах.
Индикативный план по производству овощей хозяйствами всех категорий выполнен в недостаточном объеме в Курганинском (98,4 процента), Лабинском (96,2 процента), Новокубанском (88,4 процента), Тбилисском (87,2 процента) и Тихорецком (91,3 процента) районах.
План по производству мяса не выполнен в Кореновском (50,1 процента), Курганинском (85,6 процента), Лабинском (97,9 процента), Мостовском (87,4 процента), Отрадненском (92,5 процента) районах.
Существенное невыполнение плана по производству молока отмечено в Лабинском (86,6 процента), Мостовском (88,6 процента) и Усть-Лабинском (95,4 процента) районах. При этом негативная ситуация с выполнением плана по поголовью крупного рогатого скота (далее - КРС) имеется в муниципальных образованиях Курганинский район (91,2 процента), Лабинский район (98,4 процента), Мостовский район (93,0 процента), Новокубанский район (95,7 процента), Отрадненский район (89,1 процента), Тбилисский район (94,9 процента), Успенский район (99,5 процента) и Усть-Лабинский район (92,9 процента).
Необходимо отметить значительный удельный вес производства сельскохозяйственной продукции в общем объеме валовой продукции рассматриваемых муниципальных образований.
Наибольший удельный вес сельское хозяйство занимает в экономиках муниципальных образований Отрадненский район (66 процентов), Новокубанский район (53 процента) и Успенский район (49 процентов). При этом в Мостовском районе по итогам 2016 года предприятиями АПК уплачено в консолидированный бюджет края всего 45,7 млн. рублей, что является самым низким показателем среди рассматриваемых муниципальных районов, с уменьшением по сравнению с уровнем 2015 года на 8,6 процента. Снизили отчисления в бюджет относительно уровня 2015 года предприятия АПК Новокубанского района - на 6,5 процента и Лабинского района - на 0,6 процента. В остальных муниципальных районах отчисления в консолидированный бюджет края по итогам прошлого года превысили показатели 2015 года. При этом необходимо отметить увеличение отчислений более чем на 20 процентов предприятиями АПК Кореновского района и на 18 процентов - в Курганинском районе.
Проведенный анализ развития сельскохозяйственного производства в рассматриваемых муниципальных образованиях показал, что основной рост в сельском хозяйстве продолжает обеспечиваться производством растениеводческой продукции и практически отсутствует развитие производства продукции животноводства.
Большинством муниципальных образований выполняются плановые показатели по производству зерновых колосовых и зернобобовых культур, технических культур, сахарной свеклы. Сельхозтоваропроизводители муниципального образования Мостовский район на 24 процента увеличили валовые сборы зерновых культур, на 14 процентов увеличились валовые сборы в муниципальных образованиях Курганинский район, Новокубанский район и Успенский район. При этом почти на 10 процентов уменьшилось производство зерновых в муниципальных образованиях Выселковский район и Кореновский район.
Большая работа в муниципалитетах проделана по увеличению посевов и производству сахарной свеклы. Например, в Лабинском районе в 2016 году площадь посевов увеличилась на 67 процентов по сравнению с 2015 годом.
В соответствии с рекомендациями научно-практических конференций в большинстве районов активно проводится работа по агрохимическому и эколого-токсикологическому обследованию земель сельскохозяйственного назначения.
В 2016 году в крае был введен новый вид государственной поддержки, а именно - предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, что должно было способствовать увеличению производства картофеля и овощей. Однако несмотря на государственную поддержку, рекомендации по результатам проведенных научно-практических конференций и поставленные задачи по увеличению производства овощных культур, в целом показатели по овощеводству не имеют должного роста, а в муниципальных образованиях Кореновский район, Тбилисский район и Тихорецкий район они снижены в сравнении с 2015 годом.
При высоких темпах роста производства овощей в хозяйствах субъектов малого предпринимательства (КФХ и ИП) основной объем производства овощных культур (около 83-85 процентов) приходится на хозяйства населения. Доля сельскохозяйственных организаций в валовом производстве овощей ежегодно снижается и составляет в среднем около 3 - 4 процентов.
Необходимо отметить, что в муниципальном образовании Усть-Лабинский район валовой сбор овощей увеличился на 33,4 процента, а в муниципальном образовании Мостовский район - на 18,8 процента.
В 2016 году в КФХ "Руденко Ю.М." (Мостовский район) построены и начали функционировать 4 теплицы площадью 2000 кв. м по круглогодичному выращиванию овощей (томатов и огурцов) в защищенном грунте.
Одной из основных проблем развития овощеводства в сельскохозяйственных организациях является износ ключевых элементов мелиоративных систем, которые требуют значительных материальных вложений для восстановления и ремонта. В настоящее время подавляющее большинство мелиоративных земель используется для выращивания зерновых культур и не рассматривается землепользователями для производства картофеля, овощных или бахчевых культур.
Во исполнение решений по результатам проведения научно-практических конференций по вопросу осуществления системного контроля за выполнением показателей по количеству поголовья скота и объемам производства животноводческой продукции из расчета обеспеченности каждого жителя молоком и мясом в соответствии с физиологической нормой потребления в каждом муниципальном районе Краснодарского края министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края осуществляется мониторинг количества поголовья и объемов производства животноводческой продукции.
Необходимо отметить увеличение производства молока в 2016 году (в сравнении с 2015 годом) в основном в сельхозорганизациях и хозяйствах субъектов малого предпринимательства Успенского (на 25 процентов), Отрадненского (на 8,6 процента), Кореновского (на 7,2 процента), Выселковского (на 4,5 процента) районов.
Тем не менее по итогам 2016 года во всех исследуемых муниципальных районах края, за исключением Выселковского района (показатель выполнен на 102,7 процента), не выполнены плановые показатели по производству молока. Более всего планы по производству молока не выполнены в Курганинском районе (77,7 процента), в Отрадненском районе (74,2 процента) и в Успенском районе (79,8 процента).
Напротив, производственные планы по обеспечению населения муниципальных образований мясом выполнены в большинстве исследуемых районов, за исключением муниципальных образований Кореновский район (выполнение 51,6 процента) и Выселковский район (выполнение 81,7 процента).
В целом по отрасли животноводства ситуация продолжает оставаться сложной и неоднородной в разрезе отдельных районов. В четырех из одиннадцати районов за прошлый год произошло снижение поголовья КРС. Поголовье коров уменьшилось в хозяйствах шести муниципальных районов. Наибольшее сокращение поголовья дойного стада отмечается в Мостовском районе (снижение почти на 12 процентов) в основном за счет значительного снижения (более чем на 40 процентов) поголовья коров в сельскохозяйственных организациях (сокращение на 1058 голов в ЗАО Агрокомплекс "Выселковский" им Н.И. Ткачева" в связи с решением руководства предприятия перевезти маточное поголовье коров в Лабинский район).
Вызывает серьезную озабоченность ситуация, которая складывается в сфере свиноводства. Только в двух муниципальных районах из одиннадцати отмечается незначительный рост поголовья свиней. В Мостовском, Отрадненском, Успенском районах никто из хозяйствующих субъектов свиноводством не занимается. Практически такая же ситуация в Тбилисском районе, где свиньи содержатся только в хозяйствах населения, и за прошлый год их поголовье сократилось более чем в 2 раза. Сокращается свинопоголовье в Курганинском районе - почти на 25 процентов, в Тихорецком районе - на 12 процентов, в Выселковском и Усть-Лабинском районах - на 10 процентов.
Относительно стабильная ситуация в животноводческой отрасли отмечается в птицеводстве и овцеводстве. Необходимо отметить рост более чем в полтора раза поголовья овец в Тбилисском районе. Только в двух из исследуемых районов (в Кореновском и Усть-Лабинском) за прошлый год поголовье овец незначительно уменьшилось в сравнении с уровнем 2015 года.
К одному из основных положительных факторов роста производства в агропромышленном секторе экономики следует отнести рост реальной заработной платы в сельском хозяйстве исследуемых районов. Наиболее значимых результатов в росте заработной платы по итогам 2016 года достигли в Успенском районе, где уровень среднемесячной заработной платы в крупных и средних предприятиях составил 36686,9 рубля, с ростом на 33,4 процента по сравнению с 2015 годом. В Отрадненском районе рост заработной платы в сельском хозяйстве по итогам 2016 года составил почти 20 процентов.
Благодаря проведенной работе органов местного самоуправления в большинстве рассматриваемых муниципальных образований наметилась тенденция к росту улова рыбы. Активизировалась работа по повышению рыбопродуктивности рыбоводных участков, повысилась ответственность арендаторов этих участков. Большинство пользователей рыбоводных участков выполняют условия договора пользования водным объектом в части зарыбления и выращивания товарной рыбы на основании заявленного плана развития рыбоводного хозяйства.
В малых формах хозяйствования положительная динамика по увеличению поголовья сельскохозяйственных животных отмечается только в хозяйствах субъектов малого предпринимательства (рост около 15 процентов). Напротив, хозяйства населения сокращают поголовье сельскохозяйственных животных, особенно коров. За 2016 год в районах поголовье коров в хозяйствах населения сократилось почти на тысячу голов.
При этом в отдельных муниципальных районах были организованы сельскохозяйственные потребительские кооперативы по закупке и переработке молока. Так, в Мостовском районе в 2016 году создан кооператив СПК "Переправа" (по закупке молока), в Тбилисском районе - СПССК "Объединенный молочник" на постоянной основе закупает молоко у 54 представителей малых форм хозяйствования.
Необходимо отметить, что не все рекомендации, данные по результатам проведенных научно-практических конференций, были учтены муниципальными образованиями.
Как и прежде, основными производителями овощей и фруктов в районах в настоящее время остаются личные подсобные хозяйства. Одним из сдерживающих факторов развития овощеводства является отсутствие хранилищ овощей и фруктов на территории муниципальных районов.
Недостаточно проводится работа по предоставлению земельных участков и стимулированию малых форм хозяйствования на закладку многолетних насаждений. Закладка садов проводится неудовлетворительными темпами. Инвестиционные проекты по закладке садов и строительству плодохранилищ в 2016 году не реализованы практически ни в одном муниципальном образовании.
Также отмечается пассивность субъектов малого предпринимательства в реализации региональных мероприятий по организации сельских усадеб в малых сельских населенных пунктах, созданию семейных животноводческих ферм, получении грантов для начинающего фермера в рамках государственной программы Краснодарского края по развитию сельского хозяйства.
В сфере инвестиционного развития территорий муниципальными образованиями выполнено подавляющее большинство поручений, содержащихся в резолюциях и постановлениях.
По результатам 2016 года работу по привлечению инвестиций в экономику рассматриваемых муниципальных образований в целом можно признать удовлетворительной. По объему инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям значительных результатов добились Выселковский район (6612,4 млн. рублей), Успенский район (1844,8 млн. рублей), Усть-Лабинский район (1706,6 млн. рублей), Кореновский район (1640,2 млн. рублей), Тихорецкий район (1253,0 млн. рублей) и Новокубанский район (1149,9 млн. рублей). Снижение объема привлеченных инвестиций отмечено в Тбилисском, Курганинском и Лабинском районах. По темпу роста инвестиций в сравнении с уровнем 2015 года лучшие показатели достигнуты в Отрадненском районе (190,3 процента), Тихорецком районе (181,9 процента), Кореновском районе (178,3 процента), Выселковском районе (161,0 процентов) и в Успенском районе (150,3 процента).
В соответствии с указанными поручениями департаментом инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее также - департамент) совместно с администрациями муниципальных образований проведена оценка негативной ситуации, связанной с привлечением инвестиций и низким уровнем их фактического освоения в рамках реализации заключенных на инвестиционных форумах соглашений. Проведен анализ материалов по инвестиционным предложениям, включенным в Единую систему инвестиционных предложений Краснодарского края (далее - Единая система).
В результате данного анализа выявлено, что основная часть инвестиционных предложений включена в Единую систему в 2014 году и большая часть данных уже устарела. В связи с этим департаментом подготовлено и утверждено распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 июля 2016 года N 251-р "Об инвестиционных предложениях Краснодарского края 11 и 31 августа 2016 года приказом департамента N 82 утверждено Положение о Единой системе инвестиционных предложений Краснодарского края (далее - Положение).
Положением предусмотрен переход от количества к качеству подготовки инвестиционных предложений путем значительного снижения квот на их представление в департамент и повышения степени проработанности проектов и площадок. Скорректированы основные критерии включения инвестиционных предложений в Единую систему.
Все муниципальные образования сформировали новые базы данных по инвестиционным площадкам и реестры инвестиционных проектов в соответствии с утвержденным Положением.
По каждому из протоколов о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций, заключенных в рамках Международного инвестиционного форума "Сочи-2016" и Российского инвестиционного форума (2017 года г. Сочи), разрабатываются и утверждаются планы мероприятий ("дорожные карты") по реализации инвестиционных проектов.
Данная мера направлена на своевременное выявление и устранение органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края причин, препятствующих реализации инвестиционных проектов.
В связи с тем, что новая система работы уже апробирована в результате двух проведенных в городе Сочи экономических форумов, департаменту инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края совместно с муниципальными образованиями необходимо сделать выводы по итогам работы, выявить проблемы.
В сфере развития малого и среднего предпринимательства поручения в большей части выполнены. Проведена работа по передаче объектов муниципальной собственности в аренду предпринимателям, повышению информированности предпринимателей о действующих мерах государственной поддержки, реализованы мероприятия, направленные на поддержку народных художественных промыслов и ремесленной деятельности в Краснодарском крае.
В целом по итогам 2016 года наиболее высоких темпов роста по показателю количества субъектов малого и среднего предпринимательства добились в Новокубанском районе (106,6 процента), Усть-Лабинском районе (103,9 процента) и Кореновском районе (103,6 процента). Уменьшение количества субъектов предпринимательства отмечено в Мостовском (на 1,4 процента), Лабинском (на 0,7 процента) и Отрадненском (на 0,2 процента) районах. По показателю численности населения, занятого в малом и среднем предпринимательстве, лучшие показатели отмечены в Успенском районе (108,9 процента), Новокубанском районе (102,5 процента) и Усть-Лабинском районе (102,0 процента). Снижение по данному показателю наблюдается в Курганинском, Кореновском, Отрадненском, Лабинском, Мостовском и Тихорецком районах.
В 2016 году государственная поддержка оказывалась предпринимателям по субсидированию процентов по полученным кредитам, по субсидированию предпринимателей на ранней стадии их деятельности, по субсидированию первоначального взноса при заключении договоров финансовой аренды (лизинга). Субсидии направлялись в соответствии с откорректированными направлениями оказания государственной поддержки
Однако в результате несогласованности действий департамента и органов местного самоуправления не в полной мере были освоены средства краевого и федерального бюджетов в Новокубанском, Мостовском, Тихорецком и Отрадненском районах, направленные на государственную поддержку предпринимателей.
Проведена работа по погашению задолженности по заработной плате перед работниками банкротных предприятий. По итогам 2016 года и I квартала 2017 года в рассматриваемых муниципальных образованиях выплачено 31,2 млн. рублей задолженности, что составляет 76,8 процента от суммы задолженности по заработной плате на начало 2016 года. При этом усилить работу по погашению и недопущению задолженности по заработной плате необходимо в Кореновском, Мостовском, Тихорецком и Усть-Лабинском районах.
Органами местного самоуправления муниципальных районов приняты достаточно активные меры по привлечению покупателей (инвесторов) для приобретения и использования реализуемого в рамках процедур банкротства имущества организаций. Вместе с тем в Тбилисском, Лабинском, Мостовском, Усть-Лабинском районах существенные результаты пока не достигнуты.
В сфере занятости населения органами местного самоуправления муниципальных районов совместно с государственными казенными учреждениями Краснодарского края центрами занятости населения и налоговыми органами проведена определенная работа с целью снижения напряженности на рынке труда.
Вместе с тем организация и качество проводимой в рассматриваемых муниципальных образованиях работы требуют усиления принимаемых мер.
Так, в муниципальных образованиях края создаются новые рабочие места в рамках реализации инвестиционных проектов, а также освоения полученных субсидий. При этом органами местного самоуправления работа в других формах оказания содействия в развитии хозяйствующих субъектов и создания новых рабочих мест проводится на недостаточном уровне.
Также имеются резервы в организации работы по проведению в сельских поселениях рейдов по выявлению неоформленных хозяйствующими субъектами трудовых отношений с работниками и выплаты "серых" заработных плат.
Нужно отметить, что Государственная инспекция труда в Краснодарском крае и отделения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края недостаточно участвуют в проводимой работе.
В рассматриваемых муниципальных образованиях обеспечено выполнение установленного контрольного показателя по снижению неформальной занятости на 2016 год. Однако результаты работы в дальнейшем не контролируются с целью продолжения оформленных трудовых отношений и уплаты налогов.
В сфере закупок товаров (работ, услуг) эффективное расходование бюджетных средств и содействие развитию товаропроизводителей продолжают оставаться серьезным резервом при организации закупок продуктов питания для нужд учреждений образования и здравоохранения.
Рекомендации по заключению максимального числа контрактов с товаропроизводителями при организации закупок продуктов питания для муниципальных нужд выполнены на недостаточном уровне. Так, в Усть-Лабинском районе по итогам 2016 года сумма заключенных контрактов с товаропроизводителями составила только 2,9 процента от общей суммы контрактов на поставку продуктов питания, в Новокубанском районе - 7 процентов, в Курганинском районе - 9 процентов.
Анализ эффективности мер по наполняемости бюджетов принятых органами местного самоуправления показал, что большинством муниципалитетов достигнуты поставленные перед ними цели.
Так, из 11 муниципальных образований по итогам 2016 года только в Усть-Лабинским районе не обеспечена положительная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края (темп роста 97,7 процента). Этот результат сложился вследствие сокращения поступлений по налогу на доходы физических лиц (далее также - НДФЛ), вызванного уменьшением перечислений налога с дивидендов физическим лицом, по налогу на прибыль организаций из-за применения ООО "Научно-производственное объединение "Семеноводство Кубани" нулевой налоговой ставки, увеличения себестоимости сырья по ЗАО "Сахарный завод "Свобода", изменений в финансово-хозяйственной деятельности ООО "Управляющая компания Агрохолдинг Кубань". Муниципальному району не удалось "перекрыть" эти выпавшие доходы ростом поступлений по другим источникам.
Рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края составил от 101,6 процента в Лабинском районе до 131,6 процента в Тбилисском районе.
Вместе с тем в разрезе основных доходных источников консолидированного бюджета края нет положительной динамики поступлений и выполнения плановых назначений по налогу на прибыль организаций в Выселковском и Кореновском районах. Кроме того, отрицательная динамика по данному источнику при выполнении плановых назначений отмечена в Лабинском, Новокубанском, Отрадненском, Тихорецком, Успенском районах. По налогу на доходы физических лиц, несмотря на положительный темп роста, план поступлений в консолидированный бюджет края недовыполнен в Лабинском и Тихорецком районах.
В работе по снижению налоговой недоимки положительный результат достигнут только в Отрадненском районе, где по состоянию на 1 января 2017 года общая сумма недоимки по налоговым платежам сокращена на 23,1 процента.
В остальных муниципальных образованиях прирост недоимки (от 4,3 процента по Новокубанскому району до 63,5 процента по Тбилисскому району) вызван в основном начислениями по имущественным налогам физических лиц по сроку 1 декабря 2016 года.
Если рассматривать динамику недоимки по имущественным налогам физических лиц без новых начислений, то все муниципальные образования добились ее снижения, наиболее значительного - Отрадненский район (на 41,5 процента) при среднекраевом значении 27,5 процента. Ниже среднекраевого показателя уровень снижения в Курганинском, Мостовском, Усть-Лабинском, Лабинском районах.
Следует отметить, что рекомендованный уровень собираемости местных налогов и транспортного налога (95 процентов) не достигнут ни в одном муниципальном образовании края. Среднекраевой уровень собираемости данных налогов составил 85,8 процента. Из рассматриваемых территорий не достигнуто среднекраевое значение в Выселковском (84,9 процента), Лабинском (84,6 процента), Мостовском (81,8 процента) и Успенском (85,6 процента) районах. Самый высокий уровень собираемости налогов обеспечен в Кореновском районе (93,2 процента).
Показатель вручаемости налоговых уведомлений по имущественным налогам ниже среднекраевого уровня (90,8 процента) отмечается в Кореновском (87,1 процента) и Усть-Лабинском (89,1 процента) районах. Наиболее эффективно работа по вручению налоговых уведомлений физическим лицам проведена в Мостовском районе (94,4 процента).
По снижению задолженности прошлых лет по арендной плате за землю (не менее чем на 50 процентов) по итогам 2016 года за счет эффективной претензионно-исковой работы перевыполнен план в Выселковском (77 процента), Кореновском (71 процент), Мостовском (52 процента), Новокубанском (54 процента), Успенском (58 процента) районах.
Из муниципальных образований, не достигших указанного уровня, наибольшие суммы задолженности прошлых лет по арендной плате за землю отмечаются в Тихорецком районе (9,1 млн. рублей), Лабинском районе (12,9 млн. рублей) и Усть-Лабинском районе (14,0 млн. рублей).
Среди причин низкой результативности работы по взысканию задолженности по налоговым и неналоговым платежам остается недостаточный уровень взаимодействия федеральных структур с органами местного самоуправления. В Выселковском, Усть-Лабинском и Лабинском районах не достигнут рекомендованный уровень вовлечения в бюджет задолженности по имущественным налогам физических лиц по судебным актам, которые находились на исполнении в территориальных отделах Федеральной службы судебных приставов. Недостаточно эффективное информационное взаимодействие между службой судебных приставов и органами местного самоуправления отмечено в Тбилисском и Выселковском районах. В Тихорецком районе со службой судебных приставов ведется служебная переписка, и судебные разбирательства в связи с утратой ими исполнительного листа по задолженности физического лица по арендным платежам.
По просроченной кредиторской задолженности местного бюджета в Выселковском районе допущен рост до 28,1 млн. рублей.
В Лабинском и Успенском районах просроченная кредиторская задолженность, сократившись за 2016 год, составила 0,3 миллиона и 1,1 миллиона рублей соответственно.
В остальных районах на 1 января 2017 года просроченная кредиторская задолженность местного бюджета отсутствует.
Предпринятые в отчетном периоде меры по снижению долговой нагрузки на местные бюджеты позволили органам местного самоуправления сократить муниципальный долг, а Тбилисскому району погасить его полностью.
Вместе с тем в Тихорецком, Курганинском, Лабинском, Мостовском районах долговая нагрузка превышает среднерайонный уровень (24,5 процента). Наиболее высокий уровень долговой нагрузки (74,7 процента) сохраняется в Успенском районе.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям Н.П. Кравченко о ходе выполнения постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края об итогах проведения научно-практических конференций по вопросам укрепления финансово-экономических основ местного самоуправления муниципальных образований Выселковский, Кореновский, Курганинский, Лабинский, Мостовский, Новокубанский, Отрадненский, Тбилисский, Тихорецкий, Успенский, Усть-Лабинский районы принять к сведению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Выселковский район, Кореновский район, Курганинский район, Лабинский район, Мостовский район, Новокубанский район, Отрадненский район, Тбилисский район, Тихорецкий район, Успенский район, Усть-Лабинский район:
1) в целях повышения эффективности механизмов стратегического и индикативного планирования социально-экономического развития территорий:
осуществлять ежемесячно детальный анализ выполнения плановых заданий и причин, оказывающих влияние на их реализацию;
принимать все необходимые меры по обеспечению выполнения плановых показателей;
при наличии оснований своевременно вносить изменения в индикативный план социально-экономического развития территории;
осуществлять мониторинг реализации документов стратегического планирования;
регулярно размещать на официальном сайте муниципального образования информацию о ходе выполнения индикативного плана социально-экономического развития и информацию о результатах мониторинга документов стратегического планирования;
2) в целях развития агропромышленного комплекса:
продолжить работу по обеспечению доли многолетних трав в структуре посевных площадей до показателя 10 - 15 процентов;
подготовить земельные участки для предоставления субъектам малого предпринимательства в целях организации сельских усадеб в малых сельских населенных пунктах;
стимулировать малые формы хозяйствования на строительство теплиц с круглогодичным циклом производства овощей в защищенном грунте;
проводить работу с крупными и средними сельскохозяйственными предприятиями по восстановлению поголовья свиней и развитию свиноводства;
оказывать содействие в развитии кооперации и создании условий расширения рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в малых формах хозяйствования;
продолжить работу по объединению сельхозтоваропроизводителей в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, разъяснять экономические и организационные преимущества, которые дает совместная работа в кооперативах по организации производства, хранению и сбыту товарной продукции;
активизировать работу по привлечению инвесторов для создания на территории района заготовительных пунктов и хранилищ по приему картофеля, овощной и плодово-ягодной продукции, произведенных в малых формах хозяйствования.
3) в целях возобновления производственной деятельности, организации на базе имущественных комплексов несостоятельных организаций и организаций, утративших свои позиции, новых рабочих мест, погашения числящейся задолженности по заработной плате перед работниками и новым трудоустройством высвободившихся работников главам рассматриваемых муниципальных образований:
продолжить работу по погашению задолженности по заработной плате и по обязательным платежам в бюджет организациями, находящимися в различных процедурах банкротства;
усилить меры по привлечению покупателей (инвесторов) для приобретения реализуемого или подлежащего реализации в рамках процедур банкротства имущества организаций, находящихся в различных процедурах банкротства;
4) в целях развития малого предпринимательства:
обеспечить повышение эффективности муниципальных программ, направленных на развитие малого предпринимательства;
на постоянной основе доводить до субъектов малого и среднего предпринимательства информацию о мерах государственной поддержки и условиях ее предоставления через средства массовой информации и на советах по предпринимательству;
5) в целях обеспечения муниципальных нужд и повышения эффективности, результативности закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд до 1 августа 2017 обеспечить увеличение доли продуктов, поставляемых непосредственно товаропроизводителями, качество продуктов питания, обоснованные выбор способа определения поставщиков и стоимость продуктов и услуг питания детей;
6) в целях снижения напряженности на рынке труда совместно с государственными казенными учреждениями Краснодарского края центрами занятости населения рекомендовать:
до 1 июля 2017 года обеспечить организацию проведения ежедекадно в каждом сельском поселении муниципальных образований рейдов рабочих групп с участием органов контроля и надзора по проверке хозяйствующих субъектов (по видам экономической деятельности), для которых характерны наиболее низкий процент оформления трудовых отношений, наличие выплаты "серых" заработных плат;
обеспечить в рамках мониторинга высвобождения работников и режимов неполной занятости своевременное принятие мер по выходу организаций из кризисных ситуаций и трудоустройству увольняемых граждан;
7) в целях увеличения наполняемости бюджетов и обеспечения их сбалансированности:
принять исчерпывающие меры, направленные на увеличение поступлений в бюджет налоговых и неналоговых доходов, а также на повышение эффективности использования муниципального имущества;
оптимизировать расходы местного бюджета на текущий финансовый год и плановый период, в том числе путем оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями;
отменить с 1 января 2018 года ранее установленные расходные обязательства, не связанные с решением вопросов местного значения;
обеспечить на 1 января 2018 года снижение общего объема долговых обязательств муниципального образования, если на начало текущего финансового года данный объем превышает 50 процентов общего годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений за отчетный финансовый год;
принять меры по оптимизации установленных налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам, не связанных с ростом инвестиций на территории муниципального образования, путем проведения оценки их эффективности и устранения неэффективных налоговых льгот с 1 января 2018 года;
Лабинскому, Тбилисскому, Тихорецкому, и Усть-Лабинскому районам повысить результативность мероприятий по взысканию задолженности по арендным платежам, в том числе в судебном порядке;
обеспечить межведомственное взаимодействие органов местного самоуправления с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, налоговыми и правоохранительными органами по выполнению мероприятий, направленных на повышение собираемости доходов;
принять меры по недопущению роста просроченной кредиторской задолженности на конец текущего финансового года по сравнению с показателем на начало текущего финансового года.
3. Рекомендовать министерству экономики Краснодарского края совместно с отраслевыми органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в крае обеспечить повышение качества планирования и анализа текущей ситуации в целом по краю и в разрезе муниципальных образований, усилить контроль за выполнением показателей индикативного плана социально-экономического развития Краснодарского края в текущем году.
4. Рекомендовать министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края:
1) совместно с органами местного самоуправления в Краснодарском крае и сельскохозяйственными товаропроизводителями края:
активизировать работу по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения и довести долю многолетних трав и бобовых культур в структуре севооборота до 10 процентов;
продолжить работу по стимулированию закладки многолетних насаждений во всех формах хозяйствования;
активизировать работу по наращиванию поголовья КРС во всех формах хозяйствования на территории Краснодарского края принять меры по недопущению снижения поголовья свиней в крупных и средних сельскохозяйственных организациях;
2) продолжить работу по созданию логистических центров, овощехранилищ, заготовительных пунктов, пунктов сбора и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, выращенной в малых формах хозяйствования;
3) усилить работу по расширению рынков сбыта продукции и загрузки производственных мощностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
5. Рекомендовать департаменту инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края:
1) совместно с администрациями муниципальных образований:
ежеквартально проводить детальную оценку ситуации, связанной с привлечением инвестиций и уровнем фактического освоения инвестиций в рамках реализации заключенных на инвестиционных форумах соглашений;
продолжить анализ формирования инвестиционно привлекательных земельных участков и инвестиционных проектов, включения их в Единую систему и анализ эффективности (фактические результаты) использования данной системы;
2) информировать о результатах проведенных оценок и анализа постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям;
3) обеспечить в 2017 году полное и эффективное освоение средств, выделенных из федерального и краевого бюджетов на реализацию мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Краснодарском крае" государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края", а также выполнение показателей результативности данной подпрограммы.
6. Рекомендовать министерству труда и социального развития Краснодарского края:
совместно с органами местного самоуправления обеспечить организацию проведения ежедекадно в каждом сельском поселении муниципальных образований рейдов рабочих групп с целью снижения неформальной занятости;
до 1 июля 2017 года принять меры по обеспечению необходимого участия Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края, а также Государственной инспекции труда в Краснодарском крае в проводимой работе по выявлению неоформленных хозяйствующими субъектами трудовых отношений с работниками и выплаты "серых" заработных плат.
7. Рекомендовать министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края продолжить контроль выполнения на территории рассматриваемых муниципальных образований мероприятий, утвержденных инвестиционной программой ПАО "Кубаньэнерго", в полном объеме и в установленные сроки, а также осуществлять ежеквартальный контроль за строительством ПС 110/35/10 "Царское село" в г. Новокубанск с установкой силового трансформатора 6,3 МВА и реконструкцией двух трансформаторов по 2,5 МВА ПС-35/10 "Биофабрика" (пос. Прогресс).
8. Рекомендовать министерству финансов Краснодарского края в течение 2017 года проводить мониторинг реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края комплекса мер, направленных на рост налоговых и неналоговых доходов, оптимизацию расходов, сокращение долговой нагрузки на местные бюджеты, и в срок до 1 декабря 2017 года представить в Законодательное Собрание Краснодарского края информацию о его результатах.
9. Рекомендовать Управлению ФНС России по Краснодарскому краю:
1) провести дополнительные мероприятия по усилению налогового контроля за правильностью формирования плательщиками налогооблагаемой базы, администрированию доходов местного бюджета;
2) принять исчерпывающие меры по выполнению плана по мобилизации в консолидированный бюджет края налоговых доходов, сокращению налоговой задолженности, максимально используя предусмотренные налоговым законодательством меры воздействия на недоимщиков.
10. Рекомендовать руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю - главному судебному приставу Краснодарского края:
1) совместно с правоохранительными и контролирующими органами, органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края обеспечить взыскание не менее 50 процентов задолженности по налоговым платежам (без учета предприятий, находящихся в различных процедурах банкротства), подлежащей взысканию по исполнительным производствам по состоянию на 1 января 2017 года;
2) активизировать проведение совместных мероприятий с налоговыми органами и органами местного самоуправления в крае по взысканию недоимки, а также поставить на контроль исполнительные производства (более 100 тыс. рублей) в отношении должников, имеющих имущество;
3) до 1 августа 2017 года реализовать весь комплекс мер по взысканию задолженности по налоговым и неналоговым платежам в консолидированный бюджет края, повысить эффективность взаимодействия службы судебных приставов с органами местного самоуправления по проведению совместных мероприятий по погашению недоимки, о результатах проведенной работы по итогам девяти месяцев текущего года проинформировать Законодательное Собрание Краснодарского края.
11. Направить настоящее постановление в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
24 мая 2017 года
N 3154-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 мая 2017 г. N 3154-П "О ходе выполнения постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края об итогах проведения научно-практических конференций на тему "Укрепление финансово-экономических основ местного самоуправления" в муниципальных образованиях Выселковский, Кореновский, Курганинский, Лабинский, Мостовский, Новокубанский, Отрадненский, Тбилисский, Тихорецкий, Успенский, Усть-Лабинский районы"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 5 июня 2017 г.