Вступительное слово
Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2016 год (далее - Доклад) подготовлен в соответствии со статьей 17 Закона Краснодарского края от 4 июля 2000 года N 287-КЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае".
Цель Доклада - дать полный и всесторонний анализ состояния прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, а также привлечь внимание органов государственной власти, местного самоуправления, научного сообщества, средств массовой информации, институтов гражданского общества и широкой общественности к актуальным проблемам защиты прав человека, профилактики и предотвращения их нарушений.
Информационную основу Доклада составили обращения граждан, некоммерческих организаций, официальных ответов, поступивших из государственных и муниципальных органов власти, а также данные мониторинга различных средств массовой информации и коммуникации, сети "Интернет" о состоянии прав и свобод человека и гражданина на территории Краснодарского края, личные наблюдения и выводы.
В Докладе также содержится информация, представленная территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Краснодарского края, местного самоуправления, представителей некоммерческих организаций, приводятся данные социологических исследований (проведенных, в том числе, сотрудниками аппарата Уполномоченного), которые показывают динамику изменений общественного мнения по наиболее острым проблемам.
В Докладе рассматривается существующий спектр проблем в сфере соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, приводятся примеры рассмотрения жалоб и мер, предпринятых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, даются рекомендации по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики и административных процедур. Анализ текущей ситуации и выявленные системные проблемы в области прав и свобод человека иллюстрируются характерными примерами.
В тексте Доклада делаются ссылки на источники информации, события и факты. В целях сохранения конфиденциальности, персональные данные лиц, обратившихся к Уполномоченному, указаны в общих чертах, фамилии и имена заменены заглавными буквами.
Доклад содержит информацию о взаимодействии Уполномоченного с органами государственной власти, местного самоуправления, гражданскими институтами и научным сообществом, в том числе, о реакции должностных лиц на его рекомендации, выводы и предложения, а также статистические данные.
Структура Доклада состоит из четырех глав, введения и заключения.
Доклад содержит приложения в виде различных графиков, таблиц и диаграмм.
Доклад традиционно обсуждался на заседании Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае, в который входят представители институтов гражданского общества, средств массовой информации и научного сообщества.
Доклад основывается на собственном опыте Уполномоченного, его наблюдениях и не носит всеобъемлющего характера.
Выражаю искреннюю благодарность органам государственной власти, некоммерческим организациям, Экспертному совету, всем гражданам, оказавшим содействие в подготовке настоящего Доклада.
Уполномоченный по правам |
С.В. Мышак |
Введение
Представляя Доклад за 2016 год, Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае (далее - Уполномоченный), хотел бы обратить внимание читателей на два принципиальных момента. Во-первых, Доклад не является окончательной истиной, и не претендует на нее. Во-вторых, все факты и события, изложенные в Докладе, анализируются через призму личностной оценки Уполномоченного, которая может не совпадать с мнением других.
Приступая к Докладу за 2016 год, Уполномоченный полагает необходимым начать его с обзора ситуации в России.
Год начался трудно, именно на него пришелся пик экономических санкций, принятых странами Запада против России. По данным социологических исследований, проведенных Фондом "Общественное мнение", увеличился разрыв между доходами и расходами россиян.
57% респондентов сообщают об увеличении расходов. При этом 29% россиян говорят, что кто-то в их семье стал меньше зарабатывать [1].
Экономическая ситуация беспокоит россиян. Это хорошо иллюстрирует восприятие обществом инфляции. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 50% опрошенных оценили рост инфляции как очень высокий. В то же время преобладают оптимистические настроения: 46% полагают, что цены будут расти незначительно. Однако 27% респондентов думают по-другому: они считают, что цены вырастут серьезно [2].
Вместе с тем, несмотря на непростую экономическую ситуацию внутри страны, сложную международную обстановку (временное ухудшение отношений с Турецкой Республикой, острые конфликты вокруг Летних Олимпийских и Паралимпийских игр в Рио-де-Жанейро), 60% опрошенных россиян считают, что дела в стране идут в правильном направлении [3].
Большинство граждан России готово мириться с санкциями, надеется на позитивные изменения, первые ростки которых уже обозначились. По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, экономика России стабилизировалась, отток капитала по сравнению с 2015 годом сократился в пять раз, инфляция снижена в два раза, дефицит бюджета составил 2,6%, наметился небольшой рост промышленного производства [4]. Это очень обнадеживает!
Можно с уверенностью сказать, что попытки оказать давление на Россию, которые в последние годы предпринимаются странами Запада, привели только к масштабной гражданской консолидации на основе патриотизма и чувства гордости за свою страну. Очевидно, что российское общество сплотилось перед лицом внешних угроз, как это уже бывало не раз.
В чем-то ситуация напоминает события четырехвековой давности - Смутное время. Тогда враг тоже был силен, тогда у России тоже не было союзников и приходилось рассчитывать только на себя, тогда в сложной экономической ситуации государство выстояло и показало всему миру, что Россия - это уникальная, самобытная страна, которую не могут сломить никакие трудности.
В ту отдаленную от нас эпоху россияне заложили новый фундамент развития страны и заложили его сообща, соборно. Такой гражданской активности страна, наверное, никогда прежде не знала. Но именно она и спасла Россию от внешнего порабощения и дальнейшего распада.
Благодаря инициативе самого народа фактически было создано новое государство. По мнению профессора Дмитрия Чуракова, "государство в России - больше, чем государство. Это возможность выжить, сохраниться. Это тот защитный купол, который веками пестовался русскими, окруженными суровой природой и жадными соседями. Его разрушение и есть смута. Разрушалась и вера народа... А ведь вера в государство - это элемент национальной идеологии. Княжеские междоусобицы ослабляли, но не уничтожали государство. Иностранные вторжения порой даже консолидировали его. Теперь же все было иначе. Лишь тогда, когда благодаря первому и второму народному ополчению сам народ смог себя консолидировать, воссоздав государство, он вновь поверил в него. Смута была преодолена" [5].
Сегодня мы видим проявления той же гражданской активности, которая реализуется в разных областях, в том числе, и в спорте.
События вокруг Олимпийских и Паралимпийских игр 2016 года - яркое тому подтверждение. К сожалению, прошедшие игры стали, похоже, одними из самых скандальных в истории мировых олимпиад. До этого сомнительный рекорд принадлежал Играм в Солт-Лейк-Сити, прошедшим в 2002 году.
Но Рио этот рекорд побил. Чего стоит только отстранение от Олимпиады всей легкоатлетической сборной России, а также сенсационное признание Спортивным арбитражным судом в Лозанне незаконности решения Международного олимпийского комитета об отстранении от Олимпиады всех россиян с допинговым прошлым.
Еще до начала состязаний стало понятно, что для сборной России они будут сложными. Но российские спортсмены, несмотря на организованную травлю и недопуск к соревнованиям десятков из них, показали достойный результат: 19 золотых медалей, 18 серебряных и 19 бронзовых. Каждая такая медаль означает не просто высокий спортивный результат, но огромную силу воли и характер, которые позволили преодолеть политическую ангажированность и зависть.
Олимпийские игры показали всему миру, что наши спортсмены умеют биться и побеждать при любых условиях.
Наверное, поэтому Международный паралимпийский комитет, на основании доклада независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства, отстранил от участия в Паралимпийских играх всю российскую сборную. К сожалению, Спортивный арбитражный суд в Лозанне, куда Паралимпийский комитет России подал жалобу, ее отклонил.
По словам президента Паралимпийского комитета России Владимира Лукина, это решение суда находится "в полном противоречии с международным правом и основами европейской культуры, основами олимпизма, это грубейшее нарушение всех основных принципов, это нарушение Конвенции, принятой в 2010 году об абсолютно равных правах инвалидов и неинвалидов" [6].
Удивительно, что при этом не было слышно ни одного возмущенного голоса международных правозащитных организаций! Невольно вспоминается сочинская Олимпиада, когда различные международные неправительственные организации постоянно говорили о якобы имевших место нарушениях в период подготовки и проведения тех игр.
Возмущает и другое. Для людей с ограниченными возможностями главное - преодоление. Когда в спорте побеждают такие люди, то это не только спортивная победа, это победа человека над своей судьбой. И многие сильные духом, наши паралимпийцы оказались лишены этой возможности. Конечно, это несправедливо!
Сегодня даже люди далекие от политики видят, что в отношении России на всех уровнях применяются двойные стандарты, что, конечно, в международных отношениях все страны равны, но некоторые "равнее". Хочется спросить у авторов этого фарса: а вы, господа, читали Джорджа Оруэлла? Настоятельно вам рекомендуем! [7].
Еще одним знаковым событием 2016 года стало шествие Бессмертного полка. Всего за несколько лет акция "Бессмертный полк" приобрела не просто всероссийские, а поистине всенародные масштабы, став главной частью, смыслом и сутью празднования Дня Победы. В каждом регионе Великой страны, в каждом крупном и малом ее населенном пункте 9 мая плечом к плечу прошли живые и павшие - поколения прошлые и поколение нынешнее.
Всего в 2016 году около 24 миллионов человек приняли участие в торжествах, посвященных 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне [8]. В Краснодарском крае участниками акции "Бессмертный полк" стали 430 тысяч человек [9].
Шествие "Бессмертного полка" вызывает чувство гордости и подлинного, непридуманного народного единения. Чувство гордости за свою страну, за свой народ, за своих близких, погибших во время Великой Отечественной войны, и за своих современников, для которых - это так важно! Никто никого не заставлял, кто считал нужным - пришел сам, по внутреннему зову.
В "лихие" 90-е прошлого века несколько растерялось это ощущение единства, сопричастности, утратилось чувство ответственности. Сегодня эти чувства, уверенность в завтрашнем дне возвращаются. Впрочем, не все могут, а возможно и не хотят это понять. Заголовки и содержание некоторых средств массовой информации неприятно удивляли - "Моральная оборона власти: щит из "Бессмертного полка" [10].
Откуда эта убежденность в том, что все подстроено, что все, кто вышел на "Бессмертный полк" по стране, непременно испытывают личную симпатию к Владимиру Путину? Как связаны между собой - потеря близких во время Великой Отечественной и поддержка политики Президента РФ?
Почему в так называемой либеральной прессе людей, которые пытаются защищать Россию от нападок извне, называют "ватники", "быдло" и т.д.? Кто эти "независимые журналисты", присвоившие себе право говорить от имени интеллигенции и считающие себя лучшей частью нашего общества? Чьи интересы на самом деле они отстаивают?
В то же время, как только слышится критика в их адрес, они начинают обижаться, буквально дышать "праведным" гневом. Откуда все это?
Думается, что нашему обществу давно пора перестать навешивать ярлыки, научиться без ненависти принимать чужое мнение, вести открытый диалог. Это необходимо. Наконец, важно перестать видеть друг в друге врагов. Только так мы сможем построить нормальное гражданское общество.
В истории России было не так уж много мирных лет, но много разных войн - так сложилось: у большой страны всегда будет много врагов. И Победа в этой войне, по большому счету, - символ побед разных поколений в разных войнах. Поэтому к ней такое чтимое, особое отношение. Поэтому неправильно в День Победы отказывать людям в праве на то, чтобы вспомнить своих павших товарищей, своих родственников, своих учителей.
Память - это то, что связывает нас с нашими предками, с их славными делами и победами. Нам есть чем гордиться, нам есть на кого равняться. Мы должны помнить наше прошлое, извлекать из него уроки, тем более, что в современном, полном угроз мире, они актуальны как никогда.
Больше 100 лет прошло с тех пор, как император Александр III впервые произнес фразу, ставшую крылатой: "У России нет друзей, нашей огромности боятся. У России есть только два надежных союзника - ее армия и флот". Прошел целый век, но ничего не изменилось. Пройдет еще один, и все останется как прежде. Этого не надо бояться. К этому надо быть готовым.
Безусловно, самым значимым политическим событием 2016 года стали выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В период подготовки было много разговоров о необходимости проведения чистых, прозрачных и легитимных выборов. Об этом говорил Президент Российской Федерации, об этом говорили представители гражданского общества.
Анализируя эти выборы можно с уверенностью сказать: они прошли без серьезных нарушений, чему способствовал активный общественный контроль за избирательным процессом.
Достаточно сказать, что на выборах, по информации председателя Центральной избирательной комиссии Э.А. Памфиловой, из 310 тысяч заявленных наблюдателей присутствовали 264 тысячи человек. На участках присутствовало порядка 151 тысячи членов избиркомов с совещательным голосом и около 10 тысяч представителей СМИ [11].
Кроме того, работала мониторинговая рабочая группа Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, а на территории нашего края - Объединенный штаб общественного наблюдения за выборами, в работе которого активное участие приняли Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае, Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию гражданского общества и правам человека, краевая Общественная палата, различные общественные организации.
НКО, гражданские активисты, ученые и эксперты оказали серьезную помощь в мониторинге выборов, главной целью которого являлось повышение качества выявления и пресечение возможных правонарушений. Все это стало надежной преградой на пути "грязных" избирательных технологий, помогло не допустить нарушений и обеспечить надежную защиту избирательных прав граждан.
Думские выборы привлекли к себе пристальное внимание и международного сообщества. От различных международных организаций, включая такие именитые, как ОБСЕ, Парламентская Ассамблея Совета Европы и другие, работали 774 наблюдателя из 63 стран [12].
Еще предстоит много работы по развитию правового просвещения, повышению уровня профессиональной грамотности членов территориальных и участковых избирательных комиссий, наблюдателей, недостаточные знания которых, во многом, обусловили жалобы на нарушение избирательных прав граждан.
Обращает на себя внимание и другой момент. Политические партии стремятся пройти в Государственную Думу всеми силами, используют различные ресурсы. В то же время, они не очень интересуются муниципальными выборами, как правило, не очень активно проводят избирательные кампании на местном уровне. Почему? Не хотят, не интересно?
Вместе с тем, начавшиеся изменения системы выборов, нацеленные на открытость и прозрачность, дали свой положительный результат.
Следует также отметить, что на выборах 2016 года не было такого противостояния общества и власти, которое мы наблюдали в 2011 году. Очевидно, что власть пересмотрела свои подходы к выборам. Не было злоупотреблений административным ресурсом. Это значит, что система адаптируется к изменениям, которые произошли в российском социуме в последние годы.
По мнению Президента Путина, "в условиях сложностей, большого количества неопределенностей, рисков, люди, безусловно, выбирают... стабильность. Результаты голосования - это еще и реакция наших граждан на попытки внешнего давления на Россию, угрозы, санкции, попытки раскачать ситуацию изнутри". Безусловно, "это только аванс со стороны народа и его нужно отработать" [13].
Думается, что новому составу Государственной Думы Российской Федерации необходимо активно работать не только над изменениями избирательного законодательства, но и наступательно решать застарелые проблемы: ситуации с микрофинансовыми организациями, транспортного коллапса на дорогах, обманутых дольщиков, тарифов ЖКХ, приобретение полисов ОСАГО и т.д.
Пора, наконец, поставить во главу угла решение социальных прав граждан, сделать это приоритетом деятельности нового состава российского парламента.
Переходя к анализу ситуации в Краснодарском крае, хотелось бы отметить важные достижения нашего края в 2016 году. В первую очередь, это достижения сельского хозяйства, которое вышло на качественно новый уровень. В 2016 году аграрии собрали с площади в 1 млн. 689 тыс. гектаров 10 миллионов 152 тысячи тонн зерна. Это абсолютный рекорд за всю историю земледелия на Кубани [14].
Значительно вырос и туристический поток. Всего в 2016 году число туристов, прибывших на отдых в Краснодарский край, составило около 15 миллионов человек [15].
Нельзя не сказать и об открытии в краевом центре нового футбольного стадиона, который был построен по последнему слову техники. Это настоящий подарок всем любителям спорта!
Вместе с тем, 2016 год для Кубани начался с протестов. В январе 2016 года более тысячи граждан пожилого возраста вышли к краевой администрации, требуя вернуть отмененные краевым законом проездные в общественном транспорте.
Планировалось, что льготный проезд останется только у ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников, тружеников тыла и тех, чьи доходы не превышают 7 772 рубля.
Конечно, реализация этой меры позволила бы сократить бюджетные расходы, что в условиях сложного регионального бюджета весьма актуально. Однако она ударила бы, в первую очередь, по самой незащищенной категории граждан - пенсионерам.
Примечательно, что власти края отреагировали на проблему своевременно - проблема была решена. Это продемонстрировало политическую волю и способность брать на себя ответственность за принятие непростых решений. Признание ошибок говорит о зрелости власти.
Еще один вызов времени - автомобильные пробки. В 2016 году он приобрел поистине всероссийское значение. В Краснодарский край отдохнуть на берегу Черного моря приезжают туристы со всей страны. И, конечно, никуда не годится, когда гости Кубани вынуждены стоять в изматывающих, многочасовых и многокилометровых пробках на федеральной автодороге М-4 "Дон".
Причина этой ненормальной ситуации не только горный ландшафт и пропускная способность магистрали (что, несомненно, важно), сколько ремонтные работы, пик которых приходится на лето. Никто не спорит, ремонтировать дороги надо. Но кому пришла в голову светлая мысль - делать это именно в летнее время, в самый пик курортного сезона? Очень хочется услышать ответ на этот злободневный вопрос от руководства государственной компании "Автодор", которая и занимается ремонтными работами.
Ситуация с заторами на дорогах повторяется из года в год: лето, море, пробки. Многочасовое стояние в пробках рискует свести на нет все старания краевых властей по продвижению наших курортов. Можно потратить море денег на правильный имидж и успешный бренд, но все они "уйдут в песок", если до самого моря отдыхающие так и не доберутся.
Еще одна острая тема, которая разделила общество на два лагеря - существование бэби-боксов (специально оборудованных мест для анонимного отказа от ребенка и передачи его на попечительство государственным службам и органам).
Проблема брошенных детей существовала во все времена. Но с недавних пор общество столкнулось с еще более острой проблемой - убийством новорожденных. Как противостоять этому ужасному явлению?
Один из выходов - создание бэби-боксов, которые впервые появились в нашей стране в 2011 году. Конечно, бэби-боксы - это не панацея, но 17 спасенных жизней маленьких жителей Кубани за 5 лет - это уже даже не аргумент, это факт [16].
По этому поводу очень хорошо сказал Виктор Захарченко, художественный руководитель Кубанского казачьего хора: "Первая заповедь гласит: "Не убий". Потому я считаю, что бэби-боксы необходимы... Если боксы могут спасти маленькие жизни, то они должны продолжать работать... Маленький человечек, который рождается у любой российской матери, - это наше национальное достояние. И поэтому государство должно прибегать к самым разным методам, чтобы этих детей спасти и сделать гражданами России. Одним из таких методов и являются бэби-боксы" [17].
Нельзя обойти молчанием и протест фермеров, по мнению которых в Краснодарском крае происходит рейдерский захват их земельных участков крупными агрохолдингами. Также фермеры обозначили ряд проблем, связанных с необоснованными действиями судебных и правоохранительных органов.
Состоялся митинг, а затем и тракторный марш в Москву, некоторые участники которого за нарушение порядка проведения публичных мероприятий были оштрафованы или арестованы [18].
Движение фермеров приобрело политическую окраску, об этом, в том числе, говорит и тот факт, что пик движения совпал с выборами депутатов Государственной Думы РФ. Некоторые из участников этого движения к фермерам вообще не имеют никакого отношения.
Очевидно, что проблемы, о которых говорят фермеры, имеют место, и их, безусловно, нужно решать в интересах граждан. Радует, что органы власти не стоят в стороне от них.
По инициативе главы администрации (губернатора) Краснодарского края Вениамина Кондратьева была создана независимая рабочая группа по вопросам соблюдения прав граждан на использование земель сельскохозяйственного назначения. В состав группы вошли представители регионального отделения ОНФ, краевого Совета по правам человека, Общественной палаты края, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Законодательного Собрания Краснодарского края, краевого министерства сельского хозяйства, департамента имущественных отношений Кубани, а также фермеры из отдельных районов Краснодарского края [19].
Однако аграрии недовольны работой этой группы. Понятно, что эта проблема имеет давнюю историю, есть судебные решения. Кто виноват в сложившейся ситуации: власть, агрохолдинги или сами фермеры? Сказать трудно. Каждая из сторон обвиняет другую. Эмоции берут верх над разумом.
Думается, что, несмотря на отсутствие значительных результатов, необходимо продолжать диалог, искать и находить взаимоприемлемые решения исключительно в рамках правового поля. Вместе с тем, известно, что лучший способ не решить проблему - это перевести ее в политическую плоскость. Тогда сроки ее решения становятся вопросом необозримого будущего.
Много нареканий граждан в 2016 году вызывала и эвакуация транспортных средств. Особенно остро эта проблема стоит в городе Краснодаре и Сочи. Столица Кубани занимает одно из ведущих мест в России по числу автомобилей на душу населения. В Краснодаре сейчас зарегистрировано 440 тысяч транспортных средств. Кроме того, в город ежедневно въезжает 150 тысяч автомобилей [20].
Понятно, что эвакуация - мера вынужденная. Но ведется она слишком рьяно. Люди, конечно, понимают, в чем тут дело. Все просто: эвакуация - это вид деятельности, предполагающий извлечение доходов. Она превратилась в достаточно легкий бизнес. Не надо много вкладывать. Купи подержанный эвакуатор, найди какую-нибудь площадку, куда можно ставить эвакуированные машины, и все!
Особенно возмущают факты эвакуации транспортных средств инвалидов. Такие случаи фиксировались в Сочи и даже стали предметом критики в краевых СМИ, обсуждения в социальных сетях. Порой сотрудники частных фирм, занимающихся эвакуацией, не задумываются о том, что это может привести к трагическим последствиям, а иногда поступают так, даже невзирая на это. Получается действие по принципу: "ничего личного - только бизнес"! Закон же требует нахождения при эвакуации сотрудника ГИБДД. Почему тогда эти случаи происходят? Конечно, не всегда правы и автолюбители, нарушающие правила движения, но с власти должно быть спросу больше.
Другой аспект этой же проблемы - судьба транспортного средства после его эвакуации. Как известно, для этих целей используются штрафные стоянки. Но, когда автовладелец приезжает забирать свой автомобиль, он сталкивается с полным отсутствием сервиса, элементарных удобств, а иногда и с откровенным хамством. Так не везде, но проблема существует. И это вызывает справедливое негодование граждан.
Еще одна тема, которая была в поле общественного мнения в 2016 году, - это ситуация вокруг некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
Напомним, что этот Фонд был создан в декабре 2013 года на срок действия региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Краснодарского края, и является региональным оператором ремонта таких домов. А еще Фонд собирает взносы граждан на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Сам вопрос - платить или не платить - не вызывает сомнений: согласно закону, вносить взносы на оплату капитального ремонта - это обязанность граждан.
Тем не менее, было бы правильным урегулировать на законодательном уровне вопросы участия органов местного самоуправления в контроле за формированием и деятельностью Фондов капитального ремонта. Ведь именно они обладают полной информацией о состоянии жилого фонда на своей территории.
У многих граждан нет понимания того, на что будут потрачены их деньги, кто, как и когда будет проводить капитальный ремонт? И пока на эти вопросы нет четких, ясных и компетентных ответов, стоит ли удивляться, почему многие в этой ситуации просто не платят.
Граждане высказывают претензии и к качеству программы капитального ремонта, заявляют о том, что их дома не ремонтируют, а если и ремонтируют, то качество ремонта оставляет желать лучшего, а предъявленные претензии к качеству остаются без удовлетворения. Мнение людей не учитывается. К примеру, вместо ремонта кровли, на котором настаивают жильцы, проводится ремонт внутридомовых труб или замена электропроводки.
Очевидно, что Фонд работает не эффективно. Об этом говорят и цифры. Сегодня в ремонте нуждается почти 18,5 тысяч домов, это 80% многоквартирного фонда края. С ноября 2014 года на счетах краевого оператора собрано более 2 млрд. рублей, а отремонтировано всего 132 дома [21].
Ситуацию усугубляют скандалы, которые периодически возникают вокруг деятельности регионального оператора. Мало того, что прежний руководитель Фонда дважды не прошел тест на профпригодность, так еще прокуратурой края в ходе проверки были выявлены нарушения закона при организации его работы.
По материалам прокуратуры следственными органами возбуждено три уголовных дела по фактам хищения средств при проведении капитального ремонта многоквартирных домов в Краснодаре, растрате средств фонда оплаты труда и неправомерного доступа к компьютерной информации [22].
Тут, как говорится, комментарии излишни...
Необходимо срочно менять ситуацию. Система капитального ремонта требует серьезной перенастройки.
Думается, необходимо создать полный реестр домов, требующих капитального ремонта, с указанием конкретных сроков и затрат. Жильцы должны знать, в каком году их дом будет отремонтирован. Информация об этом должна быть доступной и размещена на сайтах администраций муниципальных образований, опубликована в местной прессе.
Кроме того, муниципалитеты, управляющие компании, ТСЖ должны провести широкую разъяснительную работу по применению этого закона. Сейчас складывается впечатление, что фонд капитального ремонта многоквартирных домов просто в этом не заинтересован.
Необходимо также законодательно закрепить возможность объединения жильцов нескольких домов для оплаты ремонта домов по очереди. С этой целью можно было бы создать один расчетный счет. Это позволит четко понимать какой дом и когда будет отремонтирован. Посредником могла бы выступить управляющая компания или ТСЖ.
Нужно сделать информацию о деятельности региональных операторов доступной для всех граждан. Информация должна быть понятной и размещена на сайтах администраций муниципальных образований, опубликована в местной прессе. Каждый желающий должен иметь возможность видеть как и на что тратятся деньги этого Фонда. Иметь возможность оценивать и сопоставлять качество работы с количеством средств.
Деятельность Краснодарского краевого фонда капитального ремонта многоквартирных домов должна осуществляться в тесной взаимосвязи с органами местного самоуправления, чего в настоящее время просто нет. Средства, собранные в конкретном муниципалитете, возможно там и оставлять. Это позволит им работать на благо жителей этих территорий. Очевидно, что децентрализация управления финансами фонда, в рамках закона, разумеется, значительно ускорит темпы работ по капитальному ремонту.
Очевидно, что деятельность Фонда - это не единственная проблема в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая волнует граждан. Много вопросов вызывает и рост тарифов на услуги ЖКХ, непрозрачность их формирования. Эта проблема требует самого пристального внимания и скорейшего разрешения!
Хотелось бы также обратить внимание на то, что в 2016 году аппаратом Уполномоченного при участии КРОО "Центр социальных технологий" было проведено социологическое исследование - "Права и свободы человека и гражданина в Краснодарском крае". Оно стало первой попыткой изучения общественного мнения о соблюдении прав и свобод граждан за все время существования института Уполномоченного на Кубани.
Анализ полученных данных позволил сделать интересные выводы, с которыми можно ознакомиться в приложении к настоящему Докладу.
Завершая введение, хотелось бы также обратить внимание читателя и на один весьма символический момент - открытие в городе Краснодаре памятника героям Первой мировой войны, который представляет собой скульптуру горца и казака.
Этот памятник - символ примирения, большой шаг на пути укрепления традиций добрососедства и взаимопонимания между народами, населяющими Северный Кавказ. Пример героев той войны - горцев и казаков - вдохновляет и укрепляет нас, живущих сегодня. Нам еще предстоит осознать значение этого события.
Наше общество сегодня остро нуждается в созидании и формировании современного процветающего государства, где учитываются интересы каждого человека.
Заключение
Минувший 2016 год был определенно богат на различного рода события. Причем события из разных сфер жизни - политической и социальной, экономической и культурной; как внутри страны, так и на международной арене.
Некоторые из них были вполне ожидаемы, некоторые, напротив, совершенно неожиданны. Были яркие успехи и победы, вызывающие чувство неподдельной гордости за страну, были, впрочем, и такие, которые становились испытаниями. Словом, год был насыщенным и напряженным, но вместе с тем интересным и важным.
Нашему обществу удалось главное - объединиться на основе исторических ценностей, таких как правда и справедливость, стремление к которым являются частью нашей национальной культуры.
Это стремление в полной мере проявило себя в ходе подготовки и проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ, ставших главным событием ушедшего года.
В частности, на территории Краснодарского края был создан Объединенный штаб общественного наблюдения за выборами, в состав которого вошли представители НКО, гражданские активисты, ученые и эксперты. Его деятельность помогла не допустить нарушений избирательного законодательства, прав граждан.
Необходимо отметить, что и сами граждане все активнее хотят защищать свои права. Этому, в том числе, способствует правовое просвещение, которое является одной из приоритетных задач деятельности Уполномоченного. В 2016 году позитивная практика взаимодействия с вузами края, научным и экспертным сообществом, СМИ была продолжена.
Особенно радует общение со студенческой аудиторией, которая стремится понять смысл деятельности Уполномоченного и не стесняется задавать трудные вопросы.
Вместе с тем, остаются и проблемы. Об этом свидетельствует анализ обращений граждан, поступающих в адрес Уполномоченного. К сожалению, количество обращений не снижается, наоборот, постоянно возрастает. В 2016 году рост составил 11% в сравнении с 2015 годом.
Возросло также и количество коллективных обращений (их на 30% больше, чем в предыдущем году). В основном, они касаются долевого строительства, сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг, градостроительства и архитектуры.
Следует также отметить и существенный рост по жалобам, связанным с нарушением прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания.
Думается, что обеспечение соблюдения прав этой категории граждан возможно только в тесном сотрудничестве с Общественной наблюдательной комиссией края, с которой у Уполномоченного сложились конструктивные рабочие отношения. В 2016 году обновился состав этой комиссии. Это, безусловно, придаст новый импульс ее деятельности. Взаимодействие с ОНК будет продолжено.
Хотелось бы также отметить и новые формы взаимодействия с правоохранительными органами. Так, Уполномоченным и управлением Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю был проведен совместный прием граждан. Такое же мероприятие состоялось и с ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Подобные мероприятия себя хорошо зарекомендовали. Они позволяют глубже понять существующие проблемы, найти наиболее оптимальный путь их решения.
В 2016 году остротой отличались проблемы реализации жилищных прав граждан. В этой связи хотелось бы обратить внимание органов власти на необходимость формирования и содержания маневренного жилищного фонда в целях реализации жилищных прав тех, кто оказался без жилья в результате признания его аварийным, в том числе, в результате непредвиденных чрезвычайных обстоятельств.
Пора уже выработать комплекс мер, направленных на усиление контроля в области долевого строительства, в первую очередь на начальной стадии - выдаче разрешительных документов.
Иначе выходит как в народной пословице - "У семи нянек дитя без глаза": различных контролирующих и надзирающих органов много, а дольщики все также вынуждены бороться с недобросовестными застройщиками в одиночку, доходя до крайних мер - голодовок и акций протеста. И такие случаи в 2016 году были, к сожалению, не единичными.
Люди не должны страдать, если государственные и муниципальные органы не справляются со своими прямыми обязанностями!
Еще одна проблема, которая вызывает особую озабоченность, - это продолжающееся сокращение числа некоммерческих организаций и правозащитных, в частности.
Это тенденция настораживает. Сжатие поля гражданского общества может негативно отразится на развитии общества в целом.
Другой аспект этой проблемы, о котором Уполномоченный говорит в течение последних нескольких лет, - финансирование НКО. Один из вариантов решения этой проблемы - их привлечение в сферу оказания социальных услуг населению. Это, безусловно, повысит финансовую независимость НКО, поможет внедрению востребованных населением услуг.
Это направление реализуется и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации. В нашем крае создан Реестр поставщиков социальных услуг. Однако в него пока включены только государственные бюджетные учреждения социального обслуживания. А где же некоммерческие организации? Ведь идея заключается в том, чтобы государство финансировало именно деятельность НКО, которые оказывают услуги населению. Пока вопросов больше, чем ответов...
Для поиска ответов на эти и другие вопросы в 2016 году по инициативе Уполномоченного был создан Клуб гражданских активистов Кубани. Его цель - создание условий для НКО, органов власти, гражданских активистов, представителей науки по обсуждению проблем, выработке совместных решений и обмену опытом.
Думается, что сегодня нужны новые механизмы решения старых проблем, необходим своеобразный мост между органами власти и "третьим сектором". Созданный Клуб призван играть именно эту роль.
А темы для обсуждения есть. Проведенное впервые за всю историю существования института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае социологическое исследование о соблюдении прав и свобод граждан, дает пищу к серьезным размышлениям (всего было опрошено 800 человек в 10 муниципальных образованиях).
Граждане определили три основные проблемы, которые вызывают у них беспокойство: недоступность медицины, дороговизна лекарств (55,3%), отсутствие работы, низкая оплата труда (39,3%), отсутствие социальных гарантий на случай болезни, старости (39,3%).
Очевидно, что социальные проблемы воспринимаются очень остро; они решены не в полной мере.
Респонденты также называют и причины нарушений своих прав: "бюрократическая волокита" (26,8%), "коррупция во властных структурах" (26,5%) и "незнание населением собственных прав" (26,3%).
Интересно отметить, что в случае нарушения прав, граждане решают свои проблемы самостоятельно (43,6%). Обращаются в полицию 16,6%, в прокуратуру - 13,0%, а в суд только 10%.
Получается, что граждане не верят существующим государственным институтам, которые призваны защищать их права. Они рассчитывают на собственные силы и не ждут поддержки от различных властных органов.
Да и на что может надеяться человек, например, после такой истории, с которой столкнулся Уполномоченный в 2016 году?
Гражданину, отбывающему срок наказания в одной из исправительных колоний края, потребовалось срочное хирургическое вмешательство. Его госпитализировали в Краевую клиническую больницу в городе Краснодаре. Была сделана операция, и в тот же день его отправили назад, несмотря на тяжелое состояние. Спустя несколько дней он скончался.
В итоге, возбуждено уголовное дело. Кто виноват - установит следствие. Но вне зависимости от этого возникает вопрос: как можно было так поступить с человеком? Порядок конвоирования оказался важнее человеческой жизни.
Изменений требует, прежде всего, отношение к людям, к конкретному человеку. Даже если он оступился.
Очевидно, что проблемы нравственности звучат сегодня как никогда остро. Это хорошо видно на примере ситуации вокруг бэби-боксов.
Можно как угодно к ним относиться: признавать их полезность или, наоборот, считать чужеродным злом, но, если мать намеренно отказывается от своего ребенка, значит, общество, в котором она существует, больно. Если государство, в котором она живет, не в состоянии обеспечить условий для того, чтобы ребенок остался в живых, значит, с важными своими функциями оно не справляется.
Важно, чтобы и органы власти, и граждане всегда помнили конституционные нормы, например, такие: "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления...".
Завершая Доклад, хотелось бы отметить, что важным итогом 2016 года стало сохранение экономической и политической стабильности в Краснодарском крае. Несмотря на продолжающийся экономический кризис, Кубани удалось значительно нарастить успехи в сельском хозяйстве, туризме. Многое сделано, но нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо искать новые точки роста, развивать инфраструктуру, привлекать инвестиции.
Наступающий 2017 год - это год столетия Февральской и Октябрьской революции, это повод еще раз осмыслить события тех лет, сделать необходимые выводы, главный из которых - нельзя повторить трагические ошибки прошлого. Для нормальной жизни, эффективного развития во имя будущего, безусловно, необходимо гражданское согласие и примирение - ведь Россия у нас одна!
Примечания
1. http://fom.ru/Ekonomika/12788
2. http://wciom.ru/news/ratings/vospriyatie_inflyacii/
3. http://wciom.ru/news/ratings/indeksy_socialnogo_samochuvstviya/
4. https://jpgazeta.ru/vladimir-putin-rasskazal-o-tom-kak-rossiya-preodolela -ekonomicheskiy-krizis/
5. http://www.portal-slovo.ru/authors/25.php
6. http://www.interfax.ru/sport/524967
7. См.: Джордж Оруэлл. Скотный двор. Эссе. М., 2015.
8. http://www.interfax.ru/russia/507539
9. https://www.yuga.ru/news/396720/
10. http://www.forbes.ru/mneniya/tsennosti/319341-moralnaya-oborona-vlasti-sh chit-iz-bessmertnogo-polka
11. https://rg.ru/2016/09/19/pamfilova-otmetila-vysokij-uroven-prozrachnosti- proshedshih-vyborov.html
12. https://rg.ru/2016/09/18/v-rossii-zavershilsia-edinyj-den-golosovaniia.ht ml
13. https://rg.ru/2016/09/19/putin-ocenil-itogi-vyborov-v-gosdumu.html
14. http://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/338685/
15. http://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/338855/
16. http://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/318209/
17. http://fedpress.ru/article/1645992
18. http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/288659/
19. http://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/337630/
20. https://rg.ru/2016/06/02/reg-ufo/zhenshchina-20-chasov-provela-na-shtrafs toianke.html
21. http://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/332405/
22. http://www.yugopolis.ru/news/na-kubani-na-fond-kapital-nogo-remonta-zaved eno-3-ugolovnyh-dela-za-hishenie-sredstv-94851
23. См.: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379
Приложения
Результаты социологического исследования "Права и свободы человека и гражданина в Краснодарском крае в 2016 году"
Данное исследование было проведено аппаратом Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае при участии Краснодарской региональной общественной организации "Центр социальных технологий" и стало первой попыткой изучения общественного мнения о соблюдении прав и свобод граждан за все время существования института Уполномоченного на Кубани.
Всего было опрошено 800 человек в 10 муниципальных образованиях: в городах Краснодар, Армавир, Ейск, Новороссийск и Сочи, а также в Кавказском, Красноармейском, Ленинградском, Мостовском и Северском районах.
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы.
Прежде всего, необходимо отметить, что почти две трети населения Краснодарского края (64,9%) в целом удовлетворены своей жизнью в настоящее время. Безусловно, степень удовлетворенности в рассмотренных муниципальных образованиях разнится, однако в большинстве из них она превышает порог в 50%.
На вопрос "Что Вас больше всего тревожит в Вашей жизни и жизни Ваших близких?", в целом по краю большинство респондентов определило следующие три проблемы: недоступность медицины, дороговизну лекарств - 55,3%, отсутствие работы, низкую оплату труда -39,3%, отсутствие социальных гарантий на случай болезни, старости - также 39,3%. Далее следуют проблемы с жильем - 28,5% и с услугами ЖКХ (предоставление и оплата) - 27,9%. Плохим материальным положением обеспокоены 27,3% жителей края, отсутствие возможности дать детям доступное хорошее образование выделяют 26,6%.
Показатели приоритетности проблем в муниципальных образованиях, варьируясь в последовательности, в целом соответствуют общекраевым. Однако не может не вызывать озабоченности тот факт, что недоступность медицины и дороговизна лекарств прочно занимают первую позицию в девяти из десяти случаев.
Интересно отметить, что отсутствие возможности использовать право на отдых серьезной проблемой для себя жители края не считают. Его выбирают реже всего - только 2,5% респондентов (от 0,0% в г. Армавире и Северском районе до 6,6% в Мостовском районе). Думается, однако, что это связано не столько с отсутствием желания реализовать такое право, сколько с текущими финансовыми возможностями работающего населения, скудость которых вынуждает его тратить свободное время не на отдых, а на поиск дополнительных источников заработка.
На вопрос "На Ваш взгляд, соблюдаются ли права человека в Краснодарском крае?", в целом положительно ответили 62,2% респондентов ("да, соблюдаются" - 10,1%, "скорее соблюдаются" - 52,1%), что, несомненно, свидетельствует о высокой степени уверенности граждан в этом. Однако обращает на себя внимание следующий факт: если среднее значение этого доверия по пяти городам составляет 65,7%, то по пяти районам только 57,3% (при том, что в Северском оно соответствует 48,3%).
Другими словами, представления жителей крупных городов и сельской местности о соблюдении прав человека в крае несколько отличаются. Среди причин такого положения вещей называются более высокий уровень правовой просвещенности горожан, а также их преимущество в доступе к различным государственным и муниципальным учреждениям. Жителям малых населенных пунктов для этого требуются дополнительные время и средства мобильности.
Подавляющее большинство жителей Краснодарского края важнейшими из прав, гарантируемых Конституцией РФ, полагают именно социальные права. Среди них: право на бесплатную медицинскую помощь - 80,3%, право на труд и его справедливую оплату - 71,1%, право на бесплатное образование - 58,7%, право на справедливый суд, равенство перед законом - 51,6% и право на социальное обеспечение - 48,6%.
Вторую пятерку приоритетов составляют такие права и свободы как: право на неприкосновенность собственности и жилища - 25,5%, личная свобода и неприкосновенность - 25,3%, право на благоприятную окружающую среду - 19,8%, право на получение квалифицированной юридической помощи - 16,6%, свобода слова - 14,9%.
Очевиден существенный разрыв между двумя группами, который составляет 23 пункта.
В свою очередь, наименее важными кубанцы полагают для себя: свободу создания и деятельности объединений - 1,4%, право самостоятельно определять и указывать свою национальность - 2,0%, а также свободу собраний, манифестаций - 3,4%.
Данные по муниципальным образованиям в отдельности повторяют статистику по краю: первая пятерка приоритетов остается неизменной, различаются только значения и очередность. Варьируется также и ряд реже всего называемых позиций, но именно их повторяемость позволяет судить об общекраевой тенденции.
При анализе ответов на вопрос "На Ваш взгляд, как изменилась ситуация с защитой прав человека в Краснодарском крае за последний год?", обращает на себя внимание тот факт, что респонденты отмечают тенденцию к ее ухудшению (9% - "в лучшую сторону", 13,6% - "в худшую сторону"). Трудно судить о причинах такого положения вещей, поскольку выявить динамику в ходе единичного исследования не представляется возможным. Тем не менее, сам по себе такой факт зафиксирован.
Улучшения фиксируются в диапазоне от 5,0% в Мостовском до 20,0% в Северском районе; ухудшения - в диапазоне от 5,0% в том же Мостовском до 25,0% - в Ленинградском районе. Вместе с тем, подавляющим большинством респондентов (58,9%) отмечается отсутствие каких-либо серьезных изменений в ситуации с защитой прав человека в крае за последний год.
Другими словами, кубанцы, с одной стороны, подтверждают соблюдение прав и свобод граждан в Краснодарском крае, однако, с другой - отмечают тенденцию к ухудшению ситуации.
Интересно соотнести ощущения жителей края о ситуации в регионе в целом с их оценкой действительности непосредственно на местном уровне. Так, на вопрос "На Ваш взгляд, как изменилась ситуация с защитой прав человека в Вашем муниципальном образовании за последний год?", обнаруживает себя следующая тенденция. Если в оценке улучшений в пользу ситуации на местах голоса разделились примерно поровну, то в оценке ухудшений жители всех десяти муниципальных образований оказались единодушны: за последний год на местах защита прав человека стала осуществляться хуже, чем по краю в целом. В этом смысле, не могут не настораживать цифры, полученные из г. Ейска и Ленинградского района - 31,3% и 31,7%, соответственно.
К числу причин нарушения прав человека в Краснодарском крае респонденты примерно в равных долях относят три: "бюрократическая волокита" - 26,8%, "коррупция во властных структурах" - 26,5% и "незнание населением собственных прав" - 26,3%. Показателен при этом наиболее предпочитаемый ими ответ на проверочный вопрос "В случае нарушения Ваших прав как Вы обычно поступаете или, скорее всего, поступили бы?". Так, "решаю проблему самостоятельно" - выбрали 43,6% опрошенных, и только потом, с большим отрывом, следуют: "обращаюсь в полицию" - 16,6%, "в прокуратуру" - 13,0% и "в суд" - 10,0%.
Другими словами, граждане мало надеются на помощь государственных институтов, призванных защищать и восстанавливать их права, предпочитая полагаться более на свои силы. Однако, слабо владея правовыми знаниями, стремясь решать возникающие проблемы без проволочек, граждане сами нередко способствуют проявлениям коррупции.
Отвечая на вопрос, "Какие из перечисленных структур наиболее активно занимаются вопросами защиты прав человека в Краснодарском крае?", чуть более трети опрошенных уверенно отвечают "никто" - 34,3%. Среди государственных институтов чаще других называются: прокуратура - 11,8%, суды - 11,4% и полиция - 9,9%.
Что касается деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, знают о его работе 24,0% жителей края ("хорошо информирован, сталкивался лично" - 1,6%, "кое-что знаю, только из СМИ или со слов знакомых" - 22,4%). Из них 12,8% отмечают позитивные изменения в его работе за последний год, 24,1% считают, что в ней ничего не изменилось, 2,6% ее критикуют. Вместе с тем, 60,5% опрошенных затруднились дать какую-либо оценку.
Таким образом, отмечая в целом позитивную оценку жителей края о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2016 году, тем не менее, следует признать необходимость активизации усилий по некоторым направлениям. Если качество ведения правовой работы оценивается как хорошее, то работа, предпринимаемая в рамках правового просвещения граждан, нуждается в корректировке и расширении.
Диаграмма 1
Классификация обращений, поступивших в адрес Уполномоченного в 2016 году
Диаграмма 1.1
Классификация обращений, поступивших в адрес Уполномоченного в 2016 году (в сравнении с 2015 годом)
Диаграмма 2
Классификация жалоб по категориям
Диаграмма 2.1
Классификация жалоб по категориям за 2016 год (в сравнении с 2015 годом)
Диаграмма 3
Классификация жалоб по субъектам органов власти
Диаграмма 3.1
Классификация жалоб по субъектам органов власти за 2016 год (в сравнении с 2015 годом)
Таблица 1
Классификация жалоб в разрезе муниципальных образований
N |
Наименование муниципального образования |
Всего жалоб |
Жалобы 2016 год |
|||||||||||||||||
|
|
|
Право на справедливый суд |
Право на справедливое и законное расследование уголовных и административных дел |
Право на исполнение судебных актов |
Права человека в местах принудительного содержания |
Право на жилье |
Право на соблюдение правил и норм градостроительного законодательства |
Права потребителей (ЖКХ) |
Право на землю |
Право на труд |
Право на гражданство |
Право на образование |
Право на благоприятную окружающую среду |
Право на благоприятные условия проживания |
Право на медицинское обеспечение |
Право на квалифицированную юридическую помощь |
Право на пенсионное и социальное обеспечение |
Право на реализацию политических прав |
Консультации, предложения, просьбы и другое |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1 |
г. Анапа |
29 |
|
2 |
2 |
2 |
5 |
|
4 |
|
2 |
2 |
1 |
|
3 |
1 |
|
|
|
5 |
2 |
г. Армавир |
39 |
7 |
14 |
1 |
5 |
3 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
4 |
3 |
г. Геленджик |
23 |
1 |
1 |
|
1 |
3 |
|
4 |
1 |
|
2 |
|
|
|
2 |
|
2 |
|
6 |
4 |
г. Горячий-Ключ |
10 |
3 |
1 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
1 |
5 |
г. Краснодар |
322 |
34 |
47 |
12 |
5 |
41 |
2 |
25 |
|
19 |
6 |
4 |
1 |
32 |
22 |
|
15 |
3 |
54 |
6 |
г. Новороссийск |
65 |
1 |
22 |
6 |
12 |
|
|
2 |
|
|
1 |
|
|
7 |
6 |
1 |
3 |
|
4 |
7 |
г. Сочи |
89 |
9 |
10 |
4 |
3 |
16 |
3 |
7 |
|
4 |
2 |
|
|
13 |
2 |
|
2 |
|
14 |
8 |
Абинский район |
12 |
2 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
3 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
9 |
Апшеронский район |
22 |
|
3 |
|
1 |
7 |
|
1 |
|
1 |
3 |
|
|
|
4 |
|
1 |
|
1 |
10 |
Белоглинский район |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Белореченский район |
13 |
|
1 |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
4 |
|
|
|
2 |
12 |
Брюховецкий район |
4 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
13 |
Выселковский район |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Гулькевичский район |
5 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
1 |
15 |
Динской район |
13 |
|
1 |
|
|
3 |
1 |
1 |
|
1 |
2 |
|
|
2 |
|
|
1 |
|
1 |
16 |
Ейский район |
18 |
5 |
4 |
2 |
|
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
3 |
17 |
Кавказский район |
21 |
1 |
1 |
3 |
|
7 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
4 |
18 |
Калининский район |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
19 |
Каневской район |
4 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
2 |
20 |
Кореновский район |
9 |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
4 |
21 |
Красноармейский район |
6 |
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
22 |
Крыловской район |
2 |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
Крымский район |
12 |
|
3 |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
24 |
Курганинский район |
8 |
1 |
1 |
3 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
25 |
Кущевский район |
4 |
|
|
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
26 |
Лабинский район |
6 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
2 |
27 |
Ленинградский район |
5 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
Мостовской район |
15 |
6 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
29 |
Новокубанский район |
2 |
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Новопокровский район |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Отрадненский район |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Павловский район |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
33 |
Приморско-Ахтарский район |
19 |
6 |
1 |
3 |
1 |
|
|
3 |
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
3 |
34 |
Северский район |
6 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
2 |
|
1 |
35 |
Славянский район |
14 |
1 |
4 |
|
|
3 |
|
1 |
|
|
|
|
|
2 |
1 |
|
1 |
|
1 |
36 |
Староминский район |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37 |
Тбилисский район |
5 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
38 |
Темрюкский район |
13 |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
2 |
|
1 |
|
6 |
39 |
Тимашевский район |
11 |
|
3 |
|
|
|
|
1 |
|
1 |
2 |
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
40 |
Тихорецкий район |
13 |
1 |
2 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
3 |
|
3 |
41 |
Туапсинский район |
23 |
2 |
1 |
4 |
|
8 |
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
42 |
Успенский район |
3 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
43 |
Усть-Лабинский район |
42 |
4 |
3 |
|
5 |
|
|
|
|
2 |
5 |
|
|
2 |
6 |
1 |
7 |
1 |
6 |
44 |
Щербиновский район |
8 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
3 |
|
|
1 |
1 |
|
Всего: |
924 |
91 |
137 |
51 |
38 |
104 |
7 |
62 |
1 |
40 |
36 |
5 |
3 |
79 |
68 |
2 |
48 |
6 |
146 |
Таблица 2
Классификация жалоб, поступивших из иных государств, а также других субъектов Российской Федерации
N |
Наименование |
Всего жалоб |
Жалобы 2016 год |
|||||||||||||||||
|
|
|
Право на справедливый суд |
Право на справедливое и законное расследование уголовных и административных дел |
Право на исполнение судебных актов |
Права человека в местах принудительного содержания |
Право на жилье |
Право на соблюдение правил и норм градостроительного законодательства |
Права потребителей (ЖКХ) |
Право на землю |
Право на труд |
Право на гражданство |
Право на образование |
Право на благоприятную окружающую среду |
Право на благоприятные условия проживания |
Право на медицинское обеспечение |
Право на квалифицированную юридическую помощь |
Право на пенсионное и социальное обеспечение |
Право на реализацию политических прав |
Консультации, предложения, просьбы и другое |
1 |
Германия |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Украина |
2 |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Москва |
28 |
4 |
2 |
4 |
3 |
4 |
|
1 |
|
2 |
|
|
|
|
5 |
|
1 |
|
2 |
4 |
Санкт-Петербург |
7 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
4 |
5 |
Республика Адыгея |
9 |
2 |
|
|
2 |
|
|
1 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
6 |
Республика Дагестан |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
КЧР |
3 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
8 |
Республика Калмыкия |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Республика Карелия |
2 |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Республика Крым |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Республика Северная Осетия-Алания |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Республика Татарстан |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
13 |
ЯНАО |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
ХМАО |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Республика Ингушетия |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Алтайский край |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Пермский край |
6 |
|
2 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
18 |
Камчатский край |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Красноярский край |
3 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
20 |
Ставропольский край |
6 |
1 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
21 |
Хабаровский край |
2 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
22 |
Астраханская область |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
Белгородская область |
9 |
1 |
5 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
24 |
Брянская область |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Воронежская область |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
26 |
Волгоградская область |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
Иркутская область |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
1 |
28 |
Кемеровская область |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
29 |
Кировская область |
2 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
30 |
Курганская область |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
31 |
Липецкая область |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Московская область |
3 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
33 |
Нижегородская область |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
34 |
Псковская область |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
35 |
Ростовская область |
7 |
|
|
3 |
2 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
36 |
Псковская область |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
37 |
Самарская область |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38 |
Саратовская область |
3 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
39 |
Свердловская область |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
Тульская область |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41 |
Томская область |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
42 |
Тверская область |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
43 |
Челябинская область |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
44 |
Ульяновская область |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
127 |
18 |
22 |
13 |
11 |
7 |
1 |
2 |
0 |
8 |
4 |
0 |
0 |
0 |
12 |
1 |
4 |
2 |
22 |
Таблица 3
Категории граждан, обратившихся к Уполномоченному в 2016 г. в сравнении с 2015 г.
N |
Категории |
Количество (человек / %) |
|
2015 г. |
2016 г. |
||
1 |
Осужденные, обвиняемые |
211 (24,14) |
231 (21,9) |
2 |
Инвалиды |
84 (9,61) |
61 (5,8) |
3 |
Пенсионеры |
62 (7,09) |
64 (6,09) |
4 |
Коллективные жалобы |
44 (5,03) |
61 (5,8) |
5 |
Многодетные семьи |
24 (2,75) |
8 (0,76) |
6 |
Иностранные граждане |
24 (2,75) |
11 (1,05) |
7 |
Адвокаты |
11 (1,26) |
26 (2,47) |
8 |
Дети-сироты |
9 (1,03) |
12 (1,14) |
9 |
Ветераны |
8 (0,92) |
6 (0,57) |
10 |
Малоимущие |
7 (0,80) |
5 (0,48) |
11 |
Общественные объединения |
6 (0,69) |
9 (0,86) |
12 |
Военнослужащие |
5 (0,57) |
2 (0,19) |
13 |
Предприниматели |
3 (0,34) |
3 (0,29) |
14 |
Иные |
376 (43,02) |
552 (52,6) |
|
Всего |
874 |
1 051 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2016 год
Текст доклада официально опубликован не был