Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае
1.1. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления
В 2016 году продолжилось взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти и местного самоуправления.
Нельзя не сказать о продолжении работы по формированию института общественных помощников Уполномоченного в городах и районах края. В минувшем году завершился процесс подбора кандидатов, представленных органами местного самоуправления. Критерии отбора просты: все они - неравнодушные люди, которые пользуются авторитетом у жителей.
В 2017 году предстоит их обучение - процесс необходимый и важный, поскольку только хорошая подготовка может стать основой эффективной и качественной работы.
Другим важным направлением работы Уполномоченного является его взаимодействие с правоохранительными органами Краснодарского края.
В 2016 году сотрудничество с органами прокуратуры вышло на качественно новый уровень: Уполномоченный и действовавший тогда прокурор Краснодарского края Л.Г. Коржинек подписали Соглашение о взаимодействии. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, стороны договорились обмениваться информацией о нарушениях прав граждан, совершенствовать процесс правового просвещения, участвовать в реализации совместных мероприятий.
Одной из форм такого взаимодействия стали уже традиционные совместные проверки соблюдения законодательства РФ в исправительных учреждениях УФСИН России по Краснодарскому краю. В ходе таких проверок осуществлялся осмотр территории и помещений учреждений, проверялись социально-бытовые условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Необходимо отметить, что в ходе рассмотрения обращений граждан, поступающих в адрес Уполномоченного, ему, в свою очередь, неоднократно приходилось привлекать к ним внимание краевой прокуратуры. И, следует признать, что прокуратура Краснодарского края всегда своевременно и эффективно помогала, откликалась на обращения Уполномоченного.
Уполномоченный выражает признательность Леониду Геннадьевичу Коржинеку, коллективу прокуратуры края за помощь и содействие в деле восстановления нарушенных прав граждан.
Следует также отметить конструктивный характер взаимоотношений Уполномоченного с УФСИН России по Краснодарскому краю. Сфера практического взаимодействия не ограничивалась только посещениями Уполномоченным и сотрудниками его аппарата различных специальных учреждений управления, но предполагала и обсуждение существующих актуальных тем на площадках Общественной наблюдательной комиссии, краевой Общественной палаты, в формате межведомственных мероприятий.
Так, в апреле 2016 года состоялся "круглый стол" по вопросам осуществления общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания.
На мероприятии обсуждались проблемы, возникающие при реализации Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и пути их решения.
Этой же теме было посвящено и межведомственное совещание, основной темой которого стало соблюдение законности при обеспечении прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в местах лишения свободы при осуществлении их перевозок, направлении для отбывания наказания, перемещения из одного места отбывания наказания в другое, переводе в следственный изолятор.
Интересной и содержательной стала встреча Уполномоченного с начальником медико-санитарной части N 23 ФСИН России Татьяной Кудря. Обсуждались вопросы медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы края, а также проблемы, связанные с медицинском освидетельствованием осужденных и обвиняемых в совершении преступлений.
Затрагивая проблематику медицинского обеспечения, соблюдения прав граждан, отдельных их категорий в этой сфере, нельзя не сказать и о новом направлении работы в деятельности Уполномоченного, получившем развитие в минувшем году. Это мониторинг специальных учреждений, входящих в систему здравоохранения края. В частности, речь идет о посещении Геленджикского психоневрологического диспансера и специализированной клинической психиатрической больницы N 1 г. Краснодара.
Уполномоченный ознакомился с условиями содержания больных, осмотрел палаты и подсобные помещения учреждений, побеседовал с находящимися на лечении пациентами. Необходимо отметить, что каких-либо жалоб от пациентов не поступило.
С руководством учреждений обсуждались вопросы соблюдения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, совершенствование законодательства в этой сфере.
В 2017 году Уполномоченный намерен продолжить практику посещений подобного рода учреждений.
Конструктивно складывались отношения и с управлением Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю. В 2016 году было заключено Соглашение о сотрудничестве между ним и Уполномоченным.
Наиболее знаковым совместным мероприятием стало проведение единого дня приема граждан. Следует отметить, что большая часть задаваемых вопросов касалась взыскания алиментов, денежных сумм по различным видам задолженности. Также граждан интересовала реализация исполнительных документов неимущественного характера.
Уполномоченный позитивно оценивает такую форму взаимодействия и выражает надежду на то, что подобная практика поможет и в дальнейшем эффективно решать проблемы граждан.
Совместный прием граждан, как форма взаимодействия, получил развитие и с ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Так, в августе Уполномоченный по правам человека и начальник Главного следственного управления ГУ МВД России по краю провели совместный прием граждан.
Мероприятие прошло в рамках действующего соглашения между Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае и ГУ МВД России по Краснодарскому краю "Об основных формах взаимодействия и сотрудничества в области соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина".
Всем обратившимся были даны консультации и разъяснения. По итогам принятых заявлений граждан правоохранительными органами были приняты процессуальные решения.
Также Уполномоченный принял участие в расширенном заседании коллегии ГУ МВД России по Краснодарскому краю, на котором обсуждались вопросы повышения эффективности деятельности органов и подразделений внутренних дел края. Очевидно, что одним из критериев работы полиции должно стать повышение степени доверия населения.
Были рассмотрены вопросы, связанные с содержанием и конвоированием задержанных, подозреваемых и граждан, находящихся под следствием, а также материально-техническое обеспечение ИВС. Рассматривалась также работа специализированного учреждения временного содержания иностранных граждан, расположенного в п. Вардане и предстоящее открытие подобного учреждения в Гулькевичском районе.
1.2. Взаимодействие с институтами гражданского общества
Одной из ключевых сфер деятельности Уполномоченного является взаимодействие с институтами гражданского общества. В связи с этим особое внимание было сосредоточено на следующих приоритетных направлениях.
Уполномоченный принял участие в специальном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: "Обеспечение прав на благоприятную окружающую среду и учет мнения граждан при формировании и реализации градостроительной политики", которое состоялось в марте 2016 года.
На мероприятии рассматривался широкий спектр проблем, существующих в сфере обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду в различных регионах и городах России: социальные конфликты, возникающие в связи с нарушением экологических прав городских жителей; нарушения действующего законодательства; невыполнение инвентаризации объектов природного комплекса городов в ходе земельной реформы и другие.
От Краснодарского края в заседании участвовали представители Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, экологических организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.
Обсуждались проблемы сохранения природного комплекса г. Краснодара, незаконной застройки зеленых зон и, в частности, проблема расширения федеральной дороги А-136, в ходе которой были вырублены деревья по улице Ростовское шоссе г. Краснодара.
Как известно, глава администрации (губернатор) Краснодарского края В.И. Кондратьев встречался с жителями этой улицы. По итогам встречи губернатором было принято решение о приостановке строительства. Он также поручил найти другую проектную организацию для поиска альтернативных путей решения расширения улицы - не за счет уничтожения зеленых насаждений.
Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов поддержал это решение губернатора и отметил, что "город - для жителей, а не для застройщиков".
Таким образом, проблемы региональной повестки были представлены на федеральном уровне и вынесены на обсуждение широкого круга экспертов, представляющих разные регионы страны.
Важная тема была предложена к обсуждению Советом при губернаторе - проблемы и перспективы формирования в крае доступной среды, причем в широком диапазоне значений: от муниципальных образований до системы высших учебных заведений. Она получила развитие в рамках ряда "круглых столов", в работе которых принимали участие сотрудники аппарата Уполномоченного.
Так, на базе Кубанского государственного университета прошел круглый стол "Высшая школа - среда доступная для всех", участники которого обсудили вопросы доступности обучения в высших учебных заведениях для лиц с ограниченными возможностями, а также проблемы, с которыми сталкиваются представители этой категории граждан при реализации права на образование.
В г. Анапе обсуждались вопросы развития безбарьерной среды в муниципальных образованиях края, доступность региональных и муниципальных учреждений для лиц с ограниченными возможностями физического здоровья, реализация программы "Доступная среда".
В целом, следует отметить, что тесное взаимодействие в 2016 году осуществлялось со всем спектром гражданских институтов, однако наиболее эффективные и тесные отношения сложились с Общественной палатой Краснодарского края, в мероприятиях которой Уполномоченный регулярно принимал участие.
В сфере деятельности Общественной палаты были и остаются самые разные проблемы. Это развитие добровольчества, благотворительности, противодействие коррупции, вопросы экологии и здравоохранения, культуры и образования, некоторые другие направления.
При обсуждении широкого спектра проблем взгляды и методы к их разрешению совпадали. Так, например, обстояло дело по вопросам необходимости сохранения детских боксов на Кубани, мониторинга самовольных построек многоквартирных жилых домов, проведения общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания. Можно вспомнить и о проблеме переселения жителей поселка Чушка Темрюкского района, о восстановлении трудовых прав граждан, (как это было с врачом одной из краснодарских поликлиник), об обсуждении проблем и перспектив развития ОНК.
В 2016 году, как известно, закончил работу предыдущий состав Общественной наблюдательной комиссии края, с которым у Уполномоченного сложились конструктивные рабочие отношения. Традиционно на мероприятиях ОНК обсуждались проблемы соблюдения прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания, проблемы непосредственного обеспечения деятельности комиссии - финансового, организационного, информационного, эффективность ее работы.
Уполномоченный принял участие в собрании членов Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края, на котором были вручены мандаты новым членам ОНК. В состав нового созыва вошли 19 представителей некоммерческих организаций Кубани. Работа с ОНК будет продолжена.
Хотелось бы остановиться на проблемах некоммерческого сектора Кубани. Что тревожит, прежде всего?
К сожалению, в последние годы возникла тенденция снижения количества некоммерческих организаций. Так, по информации Управления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю, в 2014 году общее количество зарегистрированных НКО составляло 5 946, в 2015 году - 5 846, а в 2016 году - 5 677 организаций. Снижается также и количество правозащитных организаций. Если в 2014 году их было 147, в 2015 году - 138, то в 2016 - только 118.
Получается, что поле гражданского общества постепенно сжимается. Это настораживает! Люди ждут от НКО действий в сфере контроля и защиты прав для улучшения ситуации в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обеспечении. Со стороны общества формируется запрос на основополагающую роль НКО в организации и решении социальных проблем.
Но пока позиции некоммерческого сектора как контролера слабы, навыки в этом деле до сих пор развиты недостаточно, и это несмотря на то, что Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" был принят еще в 2014 году. НКО учат всему: умению привлекать ресурсы, тому, как писать заявки на гранты, как управлять добровольцами, но не контролю.
Очевидно, что некоммерческие организации могут наряду с государственными учреждениями участвовать в решении социальных задач. Но как это сделать, если материальная база НКО слаба, если многие некоммерческие организации испытывают проблемы с финансированием?
Одним из выходов могло бы стать привлечение НКО в сферу оказания социальных услуг населению. Доступ к этому рынку открывает для НКО огромные возможности - это налаживание контактов с населением и повышение финансовой устойчивости, а также внедрение инновационных услуг.
Именно об этом говорил и Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ в декабре 2016 г.: "Я хочу, чтобы меня услышали и губернаторы, и муниципальные власти. Я прошу вас, что называется, не жадничать, не отдавать по привычке, по накатанной предпочтения исключительно казённым структурам, а по максимуму привлекать к исполнению социальных услуг и некоммерческие организации. Давайте прямо скажем, у них глаз еще не замылился, очень важно сердечное отношение к людям" [23].
На протяжении последних лет в нашей стране много говорилось о том, как важно развивать конкуренцию на рынке услуг в социальной сфере, как развитие конкуренции положительным образом повлияет на повышение качества и доступности услуг для граждан, как вовлечение некоммерческих организаций в сферу предоставления услуг позволит разнообразить ассортимент услуг и восполнить существующие дефициты.
Сейчас, наконец, перешли от слов к делу. Запушен механизм включения НКО в сферу оказания социальных услуг населению. В мае 2016 года Правительством РФ утвержден комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016 - 2020 годы.
Целью этого комплекса является последовательное повышение доступности, качества и вариативности услуг в социальной сфере за счет расширения участия социально ориентированных НКО в реализации соответствующих программ субъектов РФ.
В июне этого года Правительство РФ утвердило также План мероприятий ("дорожную карту") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере". Он содержит комплекс мероприятий, которые должны быть реализованы до 2017 года. Его главные задачи - увеличить долю негосударственных организаций (коммерческих и некоммерческих) при оказании услуг в социальной сфере, создать условия для повышения качества услуг.
Поэтапное увеличение доступа социально ориентированных НКО к бюджетным средствам позволит увеличить качество услуг в социальной сфере, повысит эффективность использования бюджетных средств, а также их прозрачность.
Это направление уже реализуется и в нашем крае. В частности создан реестр поставщиков социальных услуг. В нем числятся 153 организации. К сожалению, в него пока включены только государственные бюджетные учреждения социального обслуживания. Хотелось бы увидеть в этом списке и социально ориентированные некоммерческие организации Кубани, среди которых, безусловно, есть уважаемые и опытные организации, в течение длительного времени оказывающие гражданам подобные услуги.
Эти проблемы обсуждались на "круглом столе", состоявшемся в ноябре 2016 года.
Выступая на мероприятии, представители гражданского общества говорили о том, почему существующий механизм доступа НКО к предоставлению услуг в социальной сфере недостаточно эффективен. Одной из причин сложившейся ситуации Уполномоченный видит в слабой информированности гражданского общества. Назрела необходимость в создании новых форм взаимодействия между органами власти и НКО.
Одной из таких форм может стать клуб гражданских активистов Кубани, созданный в 2016 году по инициативе Уполномоченного. Цель клуба - создание возможностей для представителей НКО, гражданских активистов, экспертного сообщества по обсуждению проблем, с которыми они сталкиваются в своей деятельности, поиску путей их решения, обмену опытом, положительных практик.
Общественные организации сегодня - стержень гражданского общества, это непростая миссия, нелегкий, но, что очень важно - добровольный труд. Общественные организации стремятся к диалогу с властью. Следует отметить, что власть не отказывает в диалоге и сама нуждается в нем. Однако, к сожалению, в настоящий момент это взаимодействие недостаточно эффективно. Порой стороны не слышат друг друга. А это значит, что пришло время разработать новые механизмы.
Уполномоченный полагает, что клуб гражданских активистов Кубани сможет играть роль независимого арбитра, примиряющего разные мнения и формирующего общее. А практика совместного решения острых социальных проблем позволит ему стать своеобразным мостом между органами власти и "третьим сектором". Диалог всегда лучше конфронтации.
Только объединив усилия, при активном гражданском участии, можно решать застарелые проблемы.
1.3. Правовое просвещение и СМИ
Одной из наиболее острых проблем сегодняшнего дня, к сожалению, продолжает оставаться высокий уровень различных правонарушений. Средства массовой информации практически каждый день сообщают о совершении каких-либо преступлений, пойманных коррупционерах, злоупотреблениях чиновников.
Мы часто слышим, что необходимого решения тех или иных насущных вопросов простому человеку добиться невозможно, крайне сложно отстоять соблюдение своих законных прав. Ежегодно в стране регистрируется огромное количество мошеннических преступлений, потерпевшими от совершения которых являются, в большинстве случаев, именно самые незащищенные граждане.
Эти и многие другие негативные явления происходят под влиянием различных факторов, среди которых немаловажным Уполномоченный полагает элементарное незнание гражданами своих прав, а также правовой нигилизм, который, к сожалению, сегодня широко распространен в обществе. Именно поэтому правовое просвещение приобретает первостепенное значение.
Гражданин, обладающий правовыми знаниями, менее подвержен совершению в отношении него мошеннических действий, тем или иным коррупционным проявлениям. И нередко он способен самостоятельно, без привлечения квалифицированного специалиста, а соответственно, без материальных затрат защитить свои права, добиться поставленной цели.
На сегодняшний день понятие правового просвещения законодательно не закреплено. В науке под этим термином понимается целенаправленная и систематическая деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Цель и задачи такой деятельности состоят в том, чтобы противодействовать правовому нигилизму и обеспечивать процесс духовного формирования личности, без которой, как известно, невозможно построение правового государства. Правовое просвещение - это способ показать гражданам их права и реальные возможности проявить себя в обществе, государстве, уважая себя и других членов общества, социальные ценности.
В свою очередь, Уполномоченный, в рамках реализуемых им мероприятий правового просвещения, продолжил практику знакомства студенческой аудитории со своей деятельностью в высших учебных заведениях края. Так для студентов и преподавателей Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар) была прочитана открытая лекция "Роль и значение института Уполномоченного в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина". Слушателям рассказано о значении института Уполномоченного по правам человека в современном мире, его становлении и развитии, об аспектах деятельности, приведены данные социологических исследований.
После лекции состоялся диалог со студентами, которых интересовали проблемы развития гражданского общества, поддержки некоммерческих организаций, взаимодействия с органами власти, обеспечения трудовых прав граждан и другие.
Уполномоченный принял участие в заседании краевого молодежного политического клуба, основными участниками которого были студенты высших учебных заведений Краснодарского края, учащиеся 10 - 11 классов общеобразовательных школ. В рамках мероприятия рассматривались различные вопросы, связанные с выборами депутатов Государственной Думы, ходом избирательной кампании, развитием правовой культуры, были проведены конкурсы и викторины.
Такой формат взаимодействия кажется интересным, полезным и продуктивным, поскольку он предполагает непосредственное общение со студенческой аудиторией, позволяет увидеть и оценить реакцию аудитории, ответить на "живые" вопросы и привести примеры из практики. Кроме того, наиболее заинтересованные студенты проходят практику в аппарате Уполномоченного, что позволяет лучше разобраться в особенностях его работы.
Взаимодействие Уполномоченного со средствами массой информации в 2016 году также было продолжено и получило развитие в форматах участия в работе "круглых столов" и экспертных интервью, ставших традиционными.
В сентябре Уполномоченный принял участие в работе "круглого стола" на тему "Итоги выборов 2016: личный опыт", который состоялся в редакции газеты "Новая газета Кубани". Участники "круглого стола" поделились впечатлениями о состоявшихся 18 сентября 2016 года выборов, а также обсудили вопросы предвыборной агитации, деятельности политических партий, жалобы граждан, поступившие в день голосования.
В свою очередь, Уполномоченный обратил внимание участников мероприятия на то, что жалобы на нарушение избирательных прав граждан, во многом, обусловлены недостаточным знанием законов РФ. Чтобы этого не происходило, необходимо повышать правовую грамотность всех участников избирательного процесса. Впрочем, по мнению Уполномоченного, изменения системы выборов, нацеленные на открытость и прозрачность, уже дали свой положительный результат.
Уполномоченный выражает благодарность руководству и сотрудникам таких изданий, как "Московский комсомолец на Кубани", "Краснодарские известия", "Кубанские новости", а также информационного портала "Краснодармедиа" за эффективную совместную работу.
Необходимо отметить, что в 2016 году был модернизирован Интернет-сайт Уполномоченного. Изменения коснулись как его внешнего вида, так и структуры расположения материалов. Теперь он стал нагляднее, информативнее и доступнее для пользователей.
Было продолжено ведение официальной странички Уполномоченного в социальной сети "Фейсбук". Вместе с личной страничкой Уполномоченного она стала эффективным каналом коммуникации с теми гражданами, которые предпочитали обращаться посредством электронного общения. Безусловным преимуществом такого общения является прямое донесение информации и оперативность реагирования на нее.
Вместе с тем, размещение информационно важных или образовательно полезных материалов на Интернет-сайте и в социальной сети позволяло использовать этот канал коммуникации как дополнительный инструмент реализации правового просвещения. Такая практика будет продолжена и в следующем году.
1.4. Взаимодействие с экспертным и научным сообществом
Развитие международного и межрегионального сотрудничества
Отдельным направлением в работе Уполномоченного традиционно выступает взаимодействие с профессиональным сообществом. Обсуждение существующих проблем и координация усилий для их решения совместно с федеральным Уполномоченным, уполномоченными по правам человека в субъектах РФ позволяют не только обменяться информацией и опытом с коллегами, но и выработать согласованную позицию по тем вопросам, которые остаются актуальными в повестке общественной дискуссии страны.
Одним из таких мероприятий стала международная конференция "Актуальные проблемы и механизмы защиты прав лиц, ищущих убежище, беженцев и апатридов: российский и международный опыт", которая прошла 19-апреля 2016 года в Астрахани.
Организаторами мероприятия выступили аппарат Уполномоченного по правам человека в Астраханской области, представительство управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации.
На открытии конференции выступил глава представительства управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации Баиса Вак-Войя с докладом "Роль Организации Объединённых Наций в урегулировании проблем беженцев и апатридов в современном мире". Собравшиеся обсудили ситуацию с защитой прав лиц, ищущих убежище в России, миграционные потоки на юге России, обеспечение жилищных прав беженцев и вынужденных переселенцев, проблемы совершенствования законодательства в этой сфере.
Обсуждались в том числе и проблемы, с которыми сталкиваются лица ищущие убежища, и лица без гражданства в Краснодарском крае.
В рамках конференции были проведены "круглый стол" по актуальным вопросам обеспечения прав лиц, ищущих убежище и апатридов, обучающий семинар и презентации.
Говоря о развитии межрегионального сотрудничества, нельзя не сказать и об участии Уполномоченного в работе Координационного совета российских уполномоченных по правам человека, очередные заседания которого прошли в июне и декабре 2016 года под председательством Уполномоченного по правам человека в России Т.Н. Москальковой. Оно было посвящено вопросам взаимодействия с органами власти и институтами гражданского общества.
В мероприятии приняли участие представители Совета Федерации, Государственной Думы, МИД России, а также Генпрокуратуры, МВД России и ФСИН России. На пленарном заседании выступили представители Общественной палаты РФ, президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
Участники обсудили перспективные направления взаимодействия уполномоченных с органами прокуратуры и пенитенциарной системы, общественными палатами, правозащитниками и международными организациями. В рамках обсуждения также было уделено внимание текущим совместным проектам, в частности деятельности по мониторингу доступности правосудия и проекту "Российские ОНК - новое поколение".
Также состоялся конструктивный обмен мнениями по основным вопросам правозащитной повестки. В центре внимания оказались проблемы, связанные с проведением капитального ремонта, особенности защиты трудовых прав и прав в сфере миграционных отношений, ведение исполнительных производств службой судебных приставов.
Впервые в 2016 году Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае выступил с инициативой проведения совещания региональных уполномоченных на территории Краснодарского края, которое состоялось 27-29 сентября в Темрюкском районе.
В ходе работы совещания участники обсудили широкий круг вопросов, связанных с обеспечением прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, правом граждан на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, независимый суд, а также ряд других важных проблем.
По мнению Уполномоченного, деятельность ресурсных компаний, предоставляющих услуги населению, должна быть открытой и прозрачной. Граждане вправе понимать, как формируются тарифы на услуги ЖКХ.
По итогам мероприятия были выработаны рекомендации.
В августе 2016 года Уполномоченный встретился с долгосрочными наблюдателями миссии ОБСЕ Эмилем Шакир Улу и Ториль Лунд.
Поводом для встречи стали предстоящие выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которые состоятся 18 сентября.
Уполномоченный рассказал о своей работе, взаимодействии с краевой избирательной комиссией, правоохранительными органами, общественными организациями, институтами гражданского общества Кубани. Участники встречи договорились о совместной работе.
Говоря о взаимодействии с экспертным сообществом, нельзя не сказать о том, что в 2016 году были заключены два Соглашения об основных формах взаимодействия и сотрудничества в области соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина - с избирательной комиссией Краснодарского края, а также с Краснодарским региональным отделением ассоциации юристов России. Это свидетельствует об уже существующем уровне экспертного взаимодействия - с одной стороны, с другой - открывает новые широкие возможности к реализации подобного рода практик.
В альманахе научных трудов Самарского юридического института ФСИН России "Юридическая наука и практика", вышедшем в свет в 2016, также представлено экспертное мнение Уполномоченного - о направлениях и проблемах в деле защиты прав осужденных в Краснодарском крае.
Наконец, в 2016 году продолжил свою работу Экспертный совет при Уполномоченном, который является важным инструментом обратной связи с экспертным и научным сообществом. Общение в этом формате позволяет увидеть все многообразие мнений на те или иные проблемы и выработать оптимальные рекомендации по их разрешению. Уполномоченный полагает, что деятельность совета носит определенно эффективный характер и потому востребована.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.