Заслушав и обсудив информацию министра курортов, туризма и олимпийского наследия Х.А. Константиниди о развитии пляжных территорий в Краснодарском крае, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органами государственной власти края и органами местного самоуправления в крае проводится определенная работа по развитию пляжных территорий, разрабатываются мероприятия по оптимизации хозяйственного использования прибрежных территорий, прекращению их деградации, восстановлению, а также организации новых пляжей.
Мероприятия по развитию пляжных территорий включены в государственную программу Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса", а также программы социально-экономического развития отдельных муниципальных образований Краснодарского края.
Так, в частности, по муниципальной программе "Комплексное и устойчивое развитие муниципального образования город-курорт Анапа в сфере строительства, архитектуры" на выполнение работ по сохранению и восстановлению пляжной зоны Центрального городского пляжа было предусмотрено 5585 тыс. рублей. В муниципальном образовании город-курорт Геленджик за счет средств местного бюджета в размере 4972 тыс. рублей разработана проектно-сметная документация по реконструкции набережной и прибрежной полосы протяженностью 600 м с устройством волногасящего пляжа и пляжеудерживающих сооружений (буны). В муниципальном образовании город Новороссийск за счет внебюджетных источников разработана проектная документация "Берегоукрепление и благоустройство набережной в урочище Широкая балка", предусматривающая устройство волнозащитной набережной протяженностью 320 м, а также рассматривается возможность включения инвестиционного проекта "4-я очередь Набережной" в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" по результатам экологической экспертизы. В муниципальном образовании город-курорт Сочи на отсыпку галечной смесью пляжей из муниципального бюджета выделено 15 млн. рублей, а на восстановление пляжной полосы набережной с. Горное Лоо - 30 млн. рублей. На разработку проекта планировки и межевания косы Долгая в Ейском районе предусмотрено выделение финансовых средств в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" в размере 15 млн. рублей из средств краевого бюджета и 800 тыс. рублей из местного бюджета. В городе Приморско-Ахтарске разработан проект реконструкции набережной, предусматривающий расширение пешеходной зоны вдоль пляжа протяженностью 2,3 км.
Во всех муниципальных образованиях Азово-Черноморского побережья Краснодарского края ведется работа по благоустройству пляжных территорий, в том числе путем заключения договоров с хозяйствующими субъектами.
Проверкой состояния пляжных территорий в муниципальных образованиях город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город-курорт Сочи, Ейский район, Приморско-Ахтарский район, Темрюкский район и Щербиновский район, проведенной рабочей группой комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма, установлено, что сдерживающим фактором развития и повышения комфортности пляжных территорий является недостаточное количество обустроенных пляжей, которых явно не хватает для отдыха жителей и гостей Краснодарского края.
Так, протяженность береговой полосы в границах городского округа Анапа составляет 54 км, под пляжи используется 19,6 км. Например, территория курортно-рекреационной зоны "Высокий берег", расположенная на участке от Анапского мыса до юго-восточной границы города, длиной 27 км как пляж освоена лишь в нескольких населенных пунктах и не имеет обустроенного спуска к морю. Состояние пляжных территорий в районе ст-цы Благовещенская, пос. Витязево, Центрального пляжа города Анапа, с. Сукко и с. Большой Утриш требует выполнения комплекса мероприятий, направленных на защиту и восстановление пляжей. Например, строительство набережной протяженностью 12 км от ул. Гребенской города Анапа до с. Витязево с сегментированием зон отдыха и развлечений, а также благоустройство уже имеющихся береговых зон позволит увеличить пляжные территории практически в три раза.
Протяженность береговой полосы Геленджикской группы курортов составляет 102 км, под пляжи используется 22,3 км. Дефицит пляжей особенно ощущается в районе Толстого мыса, Голубой Бухты, с. Дивноморское, с. Криница, х. Бетта, а также с. Архипо-Осиповка. Так, в частности, количество посетителей центрального пляжа площадью 13645 кв. м в период пиковой нагрузки составляет 6500 человек. Обустройство пляжей в районе АО "Санаторий "Голубая волна", реабилитационного центра "Алые паруса", пансионата "Приморье", ул. Герцена, ул. Гринченко позволит в два раза увеличить эти пляжи территории города Геленджик с возможностью единовременного размещения более 3 тысяч человек.
Протяженность береговой полосы Туапсинской группы курортов составляет 100 км, под пляжи используется 15 км. Несмотря на то, что в Туапсинском районе отсутствуют пляжные территории, подверженные деградации (размыву, затоплению), требующие реконструкции и восстановления, общая нехватка пляжей составляет 23 км. Так, в частности, необходимо увеличение береговой пляжной полосы в пгт Джубга, пгт Новомихайловский, пос. Сосновый, пос. Майский, пос. Тюменский, г. Туапсе.
Дефицит пляжей отмечается также и на отдельных участках Азовского побережья, в значительной степени подверженных смыву из-за происходящих сгонно-нагонных процессов в сочетании с дефицитом наносов.
Действующие пляжи на территории Приморско-Ахтарского района обеспечивают размещение отдыхающих, но являются мелководными. Рабочей группой также было отмечено, что развитию Ясенской косы площадью 1400 га препятствует ее передача в 2008 году в аренду на 49 лет индивидуальному предпринимателю Захурко С.С, который не обеспечивает обустройство пляжной территории. Администрация Бородинского сельского поселения, на территории которого находится Ясенская коса, вынуждена ежегодно устанавливать баннер при въезде на Ясенскую косу о том, что купание на территории косы запрещено.
Особой деградации подвержено побережье Азовского моря в Темрюкском районе, особенно пляжные территории в пос. Кучугуры и в пос. Пересыпь, расположенные у подошвы обрывистого, частично оползневого берега.
Большой популярностью для отдыха из-за уникальных песчано-ракушечных пляжей и отсутствия водорослей в полосе прибоя пользуется ст-ца Голубицкая. В курортный сезон 2016 года в станице было зафиксировано более 56000 гостей одновременно. Однако эта часть побережья подвержена нагонным явлениям, сопровождающимся глубоким затоплением территории. Уровень моря в результате нагонов может подниматься на высоту до 3 м и выше. Увеличение ширины пляжа до 25 - 30 м способно обеспечить устойчивость береговых откосов из-за небольшой амплитуды сгонно-нагонных колебаний на этом участке.
Всего в Темрюкском районе площадь существующих пляжей, требующих расширения береговой зоны, составляет 43,5 тыс. кв. м, площадь пляжей, необходимая для уменьшения волн, - 104,5 тыс. кв. м.
Необходимо отметить, что до настоящего времени отсутствует какой-либо официальный реестр пляжей, где было бы видно количество пляжей, их состояние, площадь, емкость, укомплектованность необходимыми сооружениями и инвентарем, антропогенная нагрузка. Так, в частности, необходимо в два раза увеличить территории пляжей баз отдыха "Кубань", "Южная Пальмира", "Сигнал", центральные пляжи в поселках Веселовка и Кучугуры, пляж, прилегающий к пансионату "Тиздар".
Таким образом, официальная информация о практически 30 процентах пляжных территорий отсутствует. Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России проводит освидетельствование не всех пляжей, а только тех, которые удовлетворяют минимальным требованиям и на акваторию которых пользователи пляжей получили в установленном порядке право пользования. Так, в 2017 году на учете в ГИМС МЧС России по Краснодарскому краю состоит 521 пляж.
В ходе проверки также выявлено, что в настоящее время проведение берегозащитных и других работ по инженерной защите пляжей практически нигде не ведется. Из всей протяженности береговой полосы только на 12 км построены и эксплуатируются берегозащитные сооружения. Однако многие из них уже требуют реконструкции или восстановления для выполнения своих непосредственных функций, как гидротехнических, так и рекреационных. Не ведется борьба и с обвально-осыпными процессами. На многокилометровых отрезках побережья обвальные глыбы буквально заваливают галечные и песчаные пляжи, делая их почти непригодными для купания и отдыха. Кроме того, на некоторых участках обвалы создают непосредственную опасность для жизни отдыхающих.
Ведомственный подход к использованию пляжей, нарушение требований природоохранного, водного и земельного законодательства при их эксплуатации, хаотичная градостроительная деятельность, отсутствие мониторинга их состояния со стороны соответствующих государственных служб привели к возникновению ситуации, при которой на отдельных участках побережья Черного и Азовского морей резко сократились размеры пляжной полосы.
В частности, такие случаи отмечены в пос. Витязево муниципального образования город-курорт Анапа, где ведение застройки и размещение объектов торговли в первой зоне округа санитарной охраны курорта отрицательно повлияли на состояние песчаных дюн и способствуют деградации пляжных территорий. Центральный пляж города Анапа зажат объектами капитального строительства, ширина пляжа не позволяет удовлетворить потребности отдыхающих в пляжном отдыхе.
В Темрюкском районе в пос. Веселовка ведется хаотичная застройка, в том числе в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта отсутствует проект планировки территории. В пос. Сенной рядом с пляжем существует свободная от застройки территория, которую целесообразно использовать для создания парковой зеленой зоны, полностью ограничив на участке строительство объектов.
До сих пор не решен вопрос о передаче из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность Таманского сельского поселения объекта "Берегоукрепление и противооползневые мероприятия в ст-це Тамань Краснодарского края", в результате чего невозможна организация органами местного самоуправления Таманского сельского поселения обустройства мест массового отдыха населения.
Ограничивающим фактором в развитии пляжных территорий является недостаточное развитие инженерной инфраструктуры (отсутствие центральной канализации, дефицит водоснабжения, электроснабжения). При этом необходимо отметить, что отдельные муниципальные образования предпринимают меры по обустройству пляжных территорий элементами доступной среды. Так, в муниципальном образовании город Новороссийск данными элементами оборудованы Центральный городской пляж, пляж на Суджукской косе, пляж "Алексино", пляж "Нептун", пляжи в с. Мысхако и с. Южная Озереевка.
Также характерной проблемой для всех муниципальных образований Азово-Черноморского побережья являются недостатки в существующем порядке предоставления права использования водных объектов по итогам проводимых аукционов и допуска к эксплуатации пляжей при отсутствии права пользования водным объектом.
Действующим законодательством предусмотрено заключение договоров водопользования для использования акватории водных объектов в рекреационных целях по результатам аукциона. Практика участия в аукционах по приобретению права на заключение договора водопользования показывает, что в названных аукционах в основном участвуют и побеждают физические и юридические лица, не заинтересованные в дальнейшем развитии объекта и не планирующие использовать акваторию водного объекта.
В целях развития пляжных территорий Азово-Черноморского побережья Краснодарского края Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Обратить внимание министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края на необходимость развития пляжных территорий в Краснодарском крае.
2. Рекомендовать министерству курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края:
1) разработать методические рекомендации по благоустройству пляжей общего пользования на территории муниципальных образований Краснодарского края;
2) принимать меры для получения положительной государственной экспертизы проектов строительства гидротехнических сооружений (волногасящих пляжей) на Азово-Черноморском побережье, урегулировать механизм подтверждения предельной стоимости объектов строительства;
3) активизировать работу с аккредитованными организациями, осуществляющими классификацию объектов туристской индустрии, по аккредитации пляжей.
3. Рекомендовать министерству курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления в Краснодарском крае:
1) организовать комплексное обследование пляжных территорий Азово-Черноморского побережья Краснодарского края с целью предоставления комфортных и безопасных услуг пляжного отдыха;
2) разработать схему развития пляжных территорий, определить первоочередные мероприятия и провести расчет средств, необходимых для проведения строительно-монтажных работ в соответствующие сроки;
3) актуализировать сведения о пляжах, расположенных на территории Краснодарского края, для включения их в реестр субъектов и объектов туристской индустрии и туристских ресурсов Краснодарского края, а также в реестр недобросовестных пользователей пляжей;
4) продолжить работу по заключению договоров на размещение объектов благоустройства на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, в целях организации пляжных территорий без предоставления земельных участков и установления сервитутов;
5) организовать и провести работу по отбору и включению пляжных территорий Краснодарского края в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации";
6) совместно с Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов провести инвентаризацию заключенных в 2011 - 2016 годах договоров водопользования в рекреационных целях для выявления победителей аукционов, не использующих и не развивающих акваторию, примыкающую к земельным участкам, эксплуатируемым организациями санаторно-курортного комплекса;
7) продолжить работу по мониторингу санитарного состояния пляжей, эстетического внешнего вида объектов благоустройства, количества объектов благоустройства.
4. Рекомендовать департаменту по архитектуре и градостроительству Краснодарского края усилить контроль за подготовкой и утверждением документации по планировке территорий курортных зон Краснодарского края.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на Азово-Черноморском побережье:
1) предусмотреть в соответствующих муниципальных программах мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры пляжных территорий;
2) обеспечить подключение к инженерным сетям объектов инфраструктуры, расположенных на территории пляжей, в соответствии с действующими нормативами;
3) организовать проведение муниципального контроля за строительством и эксплуатацией объектов временного и постоянного проживания, а также иных объектов, не связанных непосредственно с обслуживанием посетителей пляжей и оказывающих вредное воздействие на экологическое состояние территории;
4) обеспечить организацию проходов для свободного доступа к береговой полосе путем наложения публичных сервитутов на земельные участки, расположенные в приморской полосе.
6. Рекомендовать министерству гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края совместно с министерством природных ресурсов Краснодарского края, министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края создать рабочую группу по решению вопросов берегозащиты и борьбы с оползнями.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма.
Председатель Законодательного Собрания |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
12 июля 2017 года
N 3303
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 12 июля 2017 г. N 3303-П "О развитии пляжных территорий Краснодарского края"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 18 июля 2017 г.