Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены
распоряжением главы
администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 17 октября 2017 г. N 303-р
Основные направления долговой политики Краснодарского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Долговая политика Краснодарского края является составной частью бюджетной политики, способствует решению значимых для региона задач и заключается в реализации комплекса мер, направленных на обеспечение сбалансированного исполнения краевого бюджета с использованием государственных внутренних заимствований Краснодарского края (далее - заимствования), безусловное исполнение обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Краснодарского края (далее - государственный долг), снижение рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом (далее также - бюджетные риски), экономию расходов на обслуживание государственного долга.
1. Итоги реализации долговой политики Краснодарского края в период до 2017 года, прогнозируемые итоги 2017 года
В 2017 году и в предшествующем периоде различные виды долговых инструментов использовались для погашения долговых обязательств Краснодарского края (далее - долговые обязательства) и в качестве источника дополнительных поступлений в целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета.
Заимствования осуществлялись согласно законам о краевом бюджете на соответствующие годы. Размер государственного долга, а также стоимость его обслуживания ежегодно были ниже предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Привлечение заимствований обеспечило возможность направления доходов краевого бюджета на финансирование расходов краевого бюджета в социальной сфере, в том числе на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. Дополнение поступающих доходов заемными средствами позволило также осуществлять развитие социальной инфраструктуры и мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Краснодарского края.
Основные показатели, характеризующие государственный долг, приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Динамика показателей государственного долга
N |
Показатель |
Год |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Объем государственного долга, млрд. руб. |
39,9 |
73,9 |
119,2 |
136,3 |
145,3 |
150,0 |
2 |
Долговая нагрузка, % * |
39,3 |
58,5 |
90,4 |
92,7 |
98,6 |
88,2 |
3 |
Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб. |
1,4 |
0,98 |
3,9 |
6,2 |
5,9 |
7,1 |
___________________
* Отношение объема государственного долга к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.
По условиям соглашения от 20 мая 2016 года N 01-01-06/06-88 о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края объем государственного долга на 1 января 2017 года не должен был превышать 152.4 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2017 года государственный долг составил 150,0 млрд. рублей, уровень долговой нагрузки - 88,2%, что на 10,4% ниже долговой нагрузки, сложившейся по итогам 2015 года (98,6%), и соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом в результате оптимизации объема привлечения заимствований фактический объем государственного долга по итогам 2016 года был снижен на 2 млрд. рублей по сравнению с установленным Законом Краснодарского края от 28 декабря 2015 года N 3310-КЗ "О краевом бюджете на 2016 год" верхним пределом государственного долга по состоянию на 1 января 2017 года. Из общего объема государственного долга по состоянию на 1 января 2017 года обязательства по кредитам кредитных организаций составляли 46,4%, по бюджетным кредитам - 43,5%, по государственным гарантиям Краснодарского края (далее - государственная гарантия) - 6,6%, по государственным облигациям Краснодарского края (далее - государственные облигации) - 3,5%.
В структуре государственного долга преобладающую долю составляют среднесрочные и долгосрочные долговые обязательства, что способствует снижению бюджетных рисков. В том числе объем реструктурированных долговых обязательств Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам со сроками уплаты с 2023 года по 2034 год по состоянию на 1 января 2017 года составил 51,7 млрд. рублей (34,5% общего объема государственного долга). По всем реструктурированным долговым обязательствам плата за пользование средствами федерального бюджета установлена в размере 0,1% годовых. Проведение реструктуризации имеет долгосрочный эффект, выражающийся в снижении нагрузки на краевой бюджет по погашению долговых обязательств Краснодарского края, уменьшении расходов на обслуживание государственного долга.
На 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов поставлена задача по сокращению потребности в привлечении заемных средств для достижения сбалансированности краевого бюджета и стабилизации объема государственного долга, а также снижению уровня долговой нагрузки на краевой бюджет по мере роста поступления налоговых и неналоговых доходов. В связи с этим в 2017 году государственные внутренние заимствования Краснодарского края осуществляются в целях частичного рефинансирования погашаемых долговых обязательств, в результате по итогам 2017 года прогнозируется снижение объема долговых обязательств Краснодарского края по заимствованиям (кредиты, государственные облигации) более чем на 10,5 млрд. рублей за счет погашения части обязательств по бюджетным кредитам и кредитам кредитных организаций без их рефинансирования.
Также в целях удлинения сроков и оптимизации стоимости заимствований в 2017 году размещен выпуск государственных облигаций в объеме 10 млрд. рублей сроком обращения 7 лет.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 года N ДК-П13-268пр и Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года N 1447 "О предоставлении государственных гарантий субъектов Российской Федерации по обязательствам хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по управлению и эксплуатации объектов, связанных с организацией и проведением международных соревнований по автомобильному спорту" в 2017 году предоставлена государственная гарантия в объеме 22,6 млрд. рублей в обеспечение исполнения обязательств непубличного акционерного общества "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега" (далее - НАО "Центр "Омега") перед Банком ВТБ ПАО по кредитам, привлекаемым на погашение задолженности по кредитным договорам (в части основного долга и процентов), ранее заключенным на цели финансирования строительства и эксплуатации объектов, которые использовались в качестве олимпийских в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, и объектов, связанных с организацией и проведением международных соревнований, в том числе по автомобильному спорту, основной (текущей) финансово-хозяйственной деятельности и (или) рефинансирования (возмещения) ранее понесенных затрат и расходов в рамках строительства и эксплуатации указанных объектов и осуществления основной хозяйственной деятельности. В целях снижения бюджетных рисков указанная государственная гарантия предусматривает уступку гаранту прав требования бенефициара к принципалу.
Прирост объема государственного долга в результате проведения в 2017 году операций с различными видами долговых обязательств не ожидается. По состоянию на 1 января 2018 года объем государственного долга прогнозируется на уровне не более 150,0 млрд. рублей, что не выше его значения на начало 2017 года и соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
В 2017 году продолжена реализация мер по оптимизации расходов краевого бюджета на обслуживание долговых обязательств Краснодарского края. В этих целях досрочно погашены кредиты кредитных организаций в сумме более 16 млрд. рублей (сроки погашения по условиям государственных контрактов - 2018 - 2021 годы), имеющие наиболее высокие процентные ставки за пользование кредитными ресурсами от 12 до 14% годовых. Для частичного рефинансирования погашаемых долговых обязательств проведены аукционы на оказание услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями в сумме 8,0 млрд. рублей. По итогам аукционов процентные ставки по кредитам составили от 9,68 до 10,14% годовых, что существенно ниже ставок платы по досрочно погашенным кредитам.
Также в течение года оптимизировались сроки привлечения заемных средств с учетом фактической потребности и предельных сроков выборки кредитных ресурсов.
По результатам проводимых мероприятий по итогам 2017 года ожидается экономия по расходам на обслуживание государственного долга в сумме более 1,4 млрд. рублей.
По состоянию на 1 октября 2017 года в структуре государственного долга доля бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, составила 42,7%, кредитов, полученных от кредитных организаций, - 31,8%, государственных гарантий - 14,7%, государственных облигаций - 10,8%. Сохраняющийся высокий удельный вес бюджетных кредитов в общем объеме государственного долга оказывает существенное положительное влияние на оптимизацию расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга, поскольку процентные ставки по этим кредитам многократно ниже размера платы по другим видам заимствований. Наличие в структуре государственного долга различных видов долговых обязательств и распределение по годам выплат по их погашению являются факторами, положительно влияющими на снижение бюджетных рисков, связанных с существующим объемом государственного долга.
2. Цели, задачи и особенности долговой политики Краснодарского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
2.1. Основные факторы, определяющие характер, особенности и направления долговой политики Краснодарского края на 2018 - 2020 годы:
значительный накопленный объем государственного долга;
сохраняющиеся низкие темпы роста поступлений налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета с одновременным увеличением объема расходов краевого бюджета в социальной сфере;
необходимость финансового обеспечения принятых расходных обязательств Краснодарского края в полном объеме;
волатильность финансового рынка.
2.2. Цели долговой политики Краснодарского края:
обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости краевого бюджета;
соблюдение ограничений по объему государственного долга и расходов на его обслуживание, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
недопущение возникновения просроченной задолженности по погашению и обслуживанию долговых обязательств;
минимизация расходов на обслуживание государственного долга;
проведение эффективной долговой политики, ориентированной на долгосрочные заимствования и равномерное распределение нагрузки по погашению долговых обязательств;
развитие рынка субфедеральных долговых обязательств.
2.3. Задачи долговой политики Краснодарского края:
обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении заимствований;
обеспечение безусловного исполнения обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга в полном объеме и в установленные сроки;
обеспечение соблюдения ограничений по уровню долговой нагрузки, доле общего объема долговых обязательств по государственным облигациям и кредитам, полученным Краснодарским краем от кредитных организаций (далее - рыночные обязательства, рыночные заимствования), по отношению к сумме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений, установленных соглашениями о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края;
снижение долговой нагрузки на краевой бюджет и стабилизация объема государственного долга в целях обеспечения перехода к его последующему сокращению;
минимизация рисков, связанных с осуществлением заимствований;
поддержание необходимого уровня кредитоспособности Краснодарского края, формирование его благоприятной кредитной истории;
обеспечение прозрачности и предсказуемости долговой политики Краснодарского края, сохранение преемственности основных направлений управления государственным долгом.
В 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов необходимо осуществлять управление сложившимся в предшествующие годы государственным долгом, в том числе обеспечивать своевременное погашение долговых обязательств, процентов по кредитам и купонного дохода по государственным облигациям, исполнение обязательств по государственной гарантии (при наступлении гарантийных случаев). Требуемые для этого средства на соответствующие годы должны предусматриваться в краевом бюджете в необходимом объеме.
В 2018 - 2020 годах в целях достижения сбалансированности краевого бюджета предполагается полное рефинансирование погашаемых долговых обязательств. Кроме того, в 2019 - 2020 годах предполагается привлечение заимствований для финансирования дефицита краевого бюджета, которое будет ограничено в пределах объема прогнозируемого уменьшения обязательств по государственной гарантии. Такой подход призван обеспечить стабилизацию государственного долга и переход к его постепенному сокращению, что является первоочередной задачей в сфере управления государственным долгом в 2018 - 2020 годах. Снижение долговой нагрузки в 2018 - 2020 годах будет достигаться, в первую очередь, за счет ежегодного роста общего объема налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета.
Выполнение поставленных задач потребует реализации комплекса мер, направленных на увеличение собственных доходов краевого бюджета, оптимизацию расходов и снижение дефицита краевого бюджета с перспективой формирования в последующие годы профицитного бюджета. Необходимость их решения учитывалась при составлении проекта краевого бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Аналогичный подход будет сохраняться при составлении проекта краевого бюджета на последующие периоды.
Прогнозируемые показатели по государственному долгу на 2017 - 2020 годы приведены в таблице N 2.
Таблица N 2
Показатели, характеризующие государственный долг (прогноз)
N |
Наименование |
Год |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем государственного долга (не более), млрд. руб. |
150,0 |
147,0 |
146,0 |
145,0 |
2 |
Долговая нагрузка (не более), % |
88,0 |
81,0 |
79,0 |
76,0 |
3 |
Доля общего объема рыночных обязательств по отношению к сумме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений (не более), % |
43,0 |
47,0 |
48,0 |
49,0 |
2.4. Основными инструментами реализации долговой политики Краснодарского края в 2018 - 2020 годах будут являться рыночные заимствования, привлекаемые в целях погашения долговых обязательств и (или) финансирования дефицита краевого бюджета.
Кредиты кредитных организаций планируется привлекать в течение финансового года по мере возникновения потребности в дополнительных финансовых ресурсах путем осуществления в установленном порядке закупки соответствующих финансовых услуг. Преимущественно будут привлекаться среднесрочные кредиты на срок от 3 до 5 лет. Вместе с тем для привлечения большего количества участников аукционов по закупке финансовых услуг по предоставлению кредитов Краснодарскому краю, а также более равномерного распределения по годам объема платежей по погашению заимствований могут привлекаться кредиты на срок от 1 года до 2 лет. При этом в целях снижения бюджетных рисков объем заимствований на срок от 1 года до 2 лет будет сохраняться на минимальном уровне.
В целях снижения бюджетных рисков и минимизации стоимости заимствований в 2018 - 2019 годах планируется ежегодное размещение выпусков государственных облигаций. Конкретные параметры каждого выпуска (срок обращения, количество и длительность купонных периодов, периодичность (срок) и размер погашения государственных облигаций) будут устанавливаться с учетом предложений организаторов выпусков.
Кроме того, в целях эффективного управления текущей ликвидностью краевого бюджета по мере необходимости будет продолжена практика использования механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - казначейские кредиты). Объем привлечения и погашения казначейских кредитов определяется в пределах ежегодно устанавливаемого лимита. Привлечение казначейских кредитов осуществляется на срок, не превышающий 50 дней, и не влечет увеличения объема государственного долга по итогам финансового года.
Привлечение бюджетных кредитов из бюджета Российской Федерации на финансирование дефицита краевого бюджета будет предусматриваться в случае принятия решения о предоставлении Краснодарскому краю таких кредитов. Соответственно в ходе исполнения краевого бюджета в программу государственных внутренних заимствований Краснодарского края на соответствующий год будут вноситься необходимые изменения с одновременным уточнением планируемого объема привлечения (погашения) кредитов от кредитных организаций.
В части долговых обязательств по государственным гарантиям в 2018 - 2020 годах в целях снижения бюджетных рисков будет осуществляться мониторинг исполнения принципалом (НАО "Центр "Омега") гарантированных обязательств, ежегодно будет проводиться анализ финансового состояния принципала. В краевом бюджете на 2018 - 2020 годы будут предусматриваться бюджетные ассигнования на исполнение государственных гарантий по возможным гарантийным случаям. По мере исполнения принципалом своих обязательств планируемый объем таких бюджетных ассигнований на соответствующий год подлежит уточнению (уменьшению).
В целях оптимального выбора долговых инструментов на постоянной основе будут проводиться мониторинг и сравнительный анализ условий и результатов привлечения рыночных заимствований субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Для минимизации нагрузки на краевой бюджет по погашению долговых обязательств при составлении и исполнении краевого бюджета будут анализироваться объемы погашения долговых обязательств прошлых лет, приходящиеся на соответствующие финансовые годы. Сроки, на которые будут осуществляться новые заимствования, планируется устанавливать с учетом необходимости достижения равномерного распределения нагрузки по погашению и обслуживанию долговых обязательств по годам.
2.5. Риски, возникающие в процессе управления государственным долгом:
риск рефинансирования - вероятность того, что Краснодарский край не сможет осуществить на приемлемых условиях новые заимствования для погашения накопленного государственного долга и в результате будет вынужден использовать доходы краевого бюджета для погашения долговых обязательств;
процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов краевого бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок;
операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат вследствие ошибок (просчетов) в процессе привлечения заимствований, а также нарушения норм бюджетного законодательства Российской Федерации в процессе управления государственным долгом, сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем.
Для количественной оценки бюджетных рисков используются следующие показатели:
1) долговая нагрузка на краевой бюджет - максимальное значение 100%;
2) доля объема расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов краевого бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - максимальное значение устанавливается на уровне 10%;
3) доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга - максимальное значение устанавливается на уровне 10%.
2.6. Поддержание диалога с инвестиционным сообществом
Важнейшим условием для привлечения в краевой бюджет заемных средств в необходимых объемах и в целом успешной реализации долговой политики Краснодарского края является обеспечение постоянного доступа к финансовым рынкам.
В этих целях необходимо обеспечивать прозрачность и предсказуемость проводимой Краснодарским краем заемной (долговой) политики, на постоянной основе взаимодействовать с кредиторами (инвесторами).
Для формирования благоприятной кредитной истории Краснодарского края на официальном сайте министерства финансов Краснодарского края будет продолжена практика размещения информации о долговой политике региона на соответствующие годы, сведений об объеме и структуре государственного долга (по состоянию на первое число каждого месяца), информации о проведении операций с долговыми обязательствами (привлечение, погашение, выплата купонного дохода по государственным облигациям), а также о планируемом осуществлении закупок услуг кредитных организаций и о предстоящем размещении государственных облигаций.
Взаимодействие с кредиторами (инвесторами) также будет осуществляться в рамках реализации мероприятий по присвоению и поддержанию кредитных рейтингов Краснодарского края, проведения встреч, интервью, консультаций, переговоров, участия в совещаниях, конференциях.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 октября 2017 г. N 303-р "Об утверждении основных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.