Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, в соответствии с возложенными полномочиями, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Практическая деятельность Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю и его территориальных отделов по реализации государственной функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей в 2017 году основана на приоритетах, определенных приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.10.2017 г. N 1042 "Об утверждении основных направлений деятельности Роспотребнадзора, его органов и организаций на 2017 год".
Основными задачами по реализации совершенствования федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и повышения гарантированного уровня защиты прав потребителей являются:
- обеспечение эффективности осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований при осуществлении своей деятельности, приоритетно в сферах финансовых, туристических услуг, медицинских услуг, услуг связи, образования, перевозки граждан различными видами транспорта и розничной продажи товаров (продукции), в том числе через сеть Интернет;
- внедрение и реализация комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет информирования потребителей и повышения правовой грамотности населения; организация и проведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей;
- совершенствование деятельности Консультационных центров и пунктов по защите прав потребителей ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае", в том числе и при реализации государственных заданий;
- совершенствование координации деятельности Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю и органов исполнительной власти Краснодарского края, местного самоуправления и общественных объединений потребителей, формирование и функционирование действенной системы защиты потребительских прав граждан.
Основные итоги деятельности Управления за истекший период 2017 года по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей характеризуются следующими показателями.
На территории края всего проведено 1747 проверок, касающихся соблюдения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. В плановом порядке 152, что составило 8,7% от всех проверок и на 96% объектов выявлены нарушения. Во внеплановом порядке проверено 1595, что составило 91,3% от общего числа надзорных мероприятий, результативными явились 36,3% проверок. В ходе контрольно-надзорных мероприятий выявлено 2565 нарушений требований действующего законодательства РФ, что составило 3,5 нарушения на одну проверку.
Резкое уменьшение плановых проверок связано с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",так как с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Всего в отношении виновных лиц возбуждено 1724 дела об административном правонарушении по 36 составам КоАП РФ, из них в отношении юридических лиц составлено 357 протоколов об административном правонарушении или 20,7% от общего количества составленных протоколов.
По результатам проверок, проведенных с целью контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о техническом регулировании возбуждено 229 дел об административном наказании, в том числе по статьям КоАП РФ: ч. 1 ст. 14.43; ч. 2 ст. 14.43; ч. 1 ст. 14.44; ст. 14.45; ч. 1 ст. 14.46; ч. 1 ст. 15.12; ч. 2 ст. 15.12; ч. 15 ст. 19.5.
Для принятия решения об административном наказании передано в суд по подведомственности 367 материалов, в том числе: ст. 14.10, ст. 14.2; ст. 19.6, ст. 19.7; ч. 1 ч. 1 ст. 19.5; ч. 1 ст. 19.7.5-1; ч. 2 ст. 19.4.1; ч. 1 ст. 15.12; ч. 2 ст. 15.12; ч. 15 ст. 19.5; ч. 16 ст. 19.5; ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 13 млн. 262 тыс. рублей. Общая сумма уплаченных, взысканных административных штрафов составила 11 млн. 275 тыс. руб. или 85,0%.
По результатам проведенных проверок выдано 726 предписаний в порядке ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей". По результатам контроля за их исполнением, возбуждено 37 административных дел по ч. 1 ст. 19.5; ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания должностного лица.
Досудебная и судебная защита прав потребителей. Формы, методы и результаты проделанной работы
Работа Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в сфере защиты прав потребителей непосредственно связана с рассмотрением обращений (жалоб) потребителей, число которых в 1-м полугодии 2017 года составило 4619 или 66,4% от общего количества обращений, поступивших в Управление за истекший период (6954). Постоянно проводимая Управлением профилактическая работа и широкое информирование граждан-потребителей в средствах массовой информации с целью повышения потребительской грамотности, дает свои положительные результаты.
При рассмотрении каждого обращения (жалобы) Управлением принимаются все меры для защиты нарушенных прав потребителя, в том числе:
- меры административного реагирования;
- направление для рассмотрения по подведомственности;
- письменные разъяснения в соответствии с законодательством РФ;
- рекомендации по обращению в суд для разрешения имущественных споров;
- дача заключений в судах, не заявляя самостоятельных требований по искам потребителей в защиту их прав;
- обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, в том числе в защиту неопределенного круга потребителей.
В 2017 году продолжена работа по судебной защите потребительских прав. В рамках судебной защиты за истекший период Управлением подано в суд 75 исковых заявлений в защиту прав потребителей, из них 60 в защиту прав неопределенного круга потребителей и 15 в защиту прав конкретного потребителя. Рассмотрено 32 иска в пользу потребителей. На рассмотрении в суде находится 43 исковых заявлений. Кроме того, специалистами Управления дано 32 заключения в судах, не заявляя самостоятельных требований по искам потребителей в защиту их прав.
С 2009 года в отделе защиты прав потребителей Управления постоянно действует "горячая линия". За истекший период 2017 года по телефонам горячей линии в Управление обратилось 1008 потребителей, которые получили консультации по вопросам соблюдения законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей. Кроме того, в период проведения Кубка Конфедераций FIFA 2017 года в городе Сочи в целях консультирования гостей и жителей г. Сочи по вопросам защиты прав потребителей работало 3 консультационных пункта и 6 телефонов "горячей линии". За период проведения Кубка Конфедераций оказана устная консультативная помощь 220 потребителям, по телефонам "горячих линий" оказано 218 консультаций. В период проведения Кубка Конфедерации FIFA 2017 года с целью повышения потребительской грамотности роздано порядка 10 000 памяток по направлениям: "Гостиничные услуги - ориентир на звезды", "Услуги подвижной связи", "Автомобильные перевозки пассажиров и багажа", "Продажа товаров дистанционным способом", "Осторожно! Фальсификация и контрафакт!", "Авиабилет! Условия и порядок возврата!", "Если ваш рейс задержан или отменен", "Выбираем бытовую технику!", "Арендуем и берем в прокат!", "Услуги общественного питания!", "Товары легкой промышленности", "Туристско-экскурсионные услуги", "Памятка пассажиру железнодорожного транспорта!", "Оздоровительные услуги. Защитить свои права!".Для анализа состояния потребительского рынка услуг, предоставляемых жителям, а также гостям Краснодарского края в период проведения Кубка Конфедераций FIFA 2017 г. проведено анкетирование 1016 человек на тему: "Как Вы оцениваете качество предоставляемых услуг?".
Для координации действий, связанных с соблюдением законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей, Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю 23.03.2005 года на основании решения, принятого на заседании "Круглого стола" создан и постоянно осуществляет свою деятельность Краевой Координационный Совет, в состав которого вошли представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также представители общественных объединений потребителей Краснодарского края.
С марта 2005 г. по январь 2009 г. Краевой Координационный Совет осуществлял свою деятельность на основании соглашения о сотрудничестве, подписанного руководителем Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю Клиндуховым В.П. и председателем Краевого Координационного Совета по защите прав потребителей Беляевым Н.В.
12 января 2009 года руководителем Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю утверждено положение о Краевом Координационном Совете по защите прав потребителей при Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю и его состав. В настоящее время в состав Краевого Координационного Совета входит 26 членов, которые являются представителями органов исполнительной власти Краснодарского края, МО г. Краснодара, общественных объединений Краснодарского края. В 1-м полугодии 2017 года проведено два заседания Краевого Координационного Совета. На обсуждение членов Совета были вынесены наиболее важные и актуальные вопросы по защите прав потребителей для последующего принятия комплексных решений и механизмов их реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю "Основные направления деятельности Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в области защиты прав потребителей. Итоги работы за 1-е полугодие 2017 года"
Текст информации официально опубликован не был