Заслушав и обсудив информацию министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края А.Л. Переверзева о ходе исполнения Закона Краснодарского края от 27 марта 2007 года N 1217-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае" (далее также - Закон Краснодарского края N 1217-КЗ), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что с целью реализации Закона Краснодарского края N 1217-КЗ министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее также - Министерство), являющимся специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области организации транспортного обслуживания населения, органами местного самоуправления в крае, а также правоохранительными, налоговыми органами и органами прокуратуры принимались меры по организации и выполнению перевозок пассажиров легковыми такси, обеспечивались безопасность и комфортность перевозок пассажиров.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Закона Краснодарского края N 1217-КЗ с 1 сентября 2011 года деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории края осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.
За период с 1 сентября 2011 года по 1 ноября 2017 года выдано 32099 разрешений, из них 14427- индивидуальным предпринимателям и 17672 - юридическим лицам. Прекращено действие 18169 разрешений.
Наибольшее количество разрешений выдано перевозчикам в следующих муниципальных образованиях: город Краснодар - 6620 единиц, город-курорт Сочи - 12864 единицы, город-курорт Анапа - 1887 единиц, город Армавир - 494 единицы, город-курорт Геленджик - 368 единиц, город Горячий Ключ - 214 единиц, Апшеронский район - 375 единиц, Ейский район - 821 единица, Кущевский район - 216 единиц, Ленинградский район - 197 единиц, Павловский район - 350 единиц, Приморско-Ахтарский район - 313 единиц, Северский район - 791 единица, Славянский район - 217 единиц, Тихорецкий район - 342 единицы и Темрюкский район - 345 единиц.
Однако на сегодняшний день действующих разрешений всего 13785. Наметилась тенденция к сокращению выдачи разрешений по сравнению с 2016 годом: 6616 - в 2016 году и 4912 - за 10 месяцев 2017 года.
Количество автомобилей легковых такси, соответствующих белой цветовой гамме, составляет 12993 единицы, или 94 процента от общего количества автомобилей, на которые получены разрешения, в том числе количество автомобилей, возраст которых не превышает трех лет, указанной цветовой гаммы - 3272 единицы.
В большинстве муниципальных образований края приняты нормативные правовые акты о порядке создания, эксплуатации, благоустройства и оборудования стоянок легковых такси. Организованы и эксплуатируются 254 стоянки легкового такси для обеспечения посадки, высадки и ожидания пассажиров на 1717 машино-мест.
В соответствии с предоставленными полномочиями и в рамках осуществления регионального контроля в сфере транспортного обслуживания населения легковыми такси Министерством проводятся плановые и внеплановые проверки деятельности перевозчиков, получивших в установленном порядке разрешение на осуществление перевозок пассажиров легковыми такси. Так, в 2015 году было проведено 179 проверок, в 2016 - 1, а в 2017 - 14. Всего было составлено 24 протокола, выдано 11 предписаний.
Основными нарушениями являются:
отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства;
необеспечение технического обслуживания и ремонта легковых такси.
Сокращение количества проверок обусловлено трехлетним мораторием на проведение проверок в отношении лиц, отнесенных к субъектам малого предпринимательства в соответствии со статьей 261 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Принятые в крае меры по контролю за деятельностью перевозчиков легкового такси позволили повысить качество предоставляемых услуг населению и уровень безопасности дорожного движения.
Вместе с тем проведенные рабочей группой Законодательного Собрания Краснодарского края в целях осуществления контроля за исполнением Закона Краснодарского края N 1217-КЗ проверки осуществления перевозок пассажиров легковыми такси в отдельных муниципальных образованиях края показали, что количество перевозок пассажиров лицами, незаконно осуществляющими данную деятельность с помощью транспортных средств, используемых в качестве легковых такси, не сокращается.
Ориентировочное число нелегальных перевозчиков в Краснодарском крае составляет более 33 тысяч, в том числе более 20 тысяч в муниципальном образовании город Краснодар, и может варьироваться в зависимости от проведения на территории отдельных муниципальных образований культурно-массовых, спортивных и иных мероприятий.
В рамках исполнения протоколов заседаний постоянно действующей рабочей группы Антитеррористической комиссии в Краснодарском крае по вопросу реализации мероприятий, направленных на пресечение деятельности лиц, незаконно оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Краснодарского края, нормативными правовыми актами муниципальных образований Краснодарского края были созданы рабочие группы для выявления и пресечения перевозок пассажиров и багажа автотранспортными средствами, используемыми в качестве легковых такси, лицами, незаконно осуществляющими данную деятельность.
В состав таких рабочих групп вошли сотрудники муниципальных образований Краснодарского края, Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, отдела по исполнению административного законодательства Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, которые составляют в отношении выявленных нарушителей протоколы об административных правонарушениях в пределах своей компетенции.
Наиболее эффективной мерой, как показала практика, является изъятие сотрудниками подразделений исполнения административного законодательства транспортных средств, используемых в качестве орудий производства, при выявлении и документировании правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).
Так, в частности, в 2015 году было проведено 2359 рейдовых мероприятий, составлено 2854 протокола, изъято 321 транспортное средство; в 2016 году проведено 2696 рейдовых мероприятий, составлено 2673 протокола, изъято 572 транспортных средства; за 10 месяцев 2017 года проведено 1798 рейдовых мероприятий, составлено 1727 протоколов, изъято 426 транспортных средств.
Особенно активно ведется работа в муниципальных образованиях город Новороссийск, город-курорт Сочи, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ.
Не налажено взаимодействие с органами внутренних дел в следующих муниципальных образованиях: Абинский район, Апшеронский район, город Армавир, Брюховецкий район, Выселковский район, Гулькевичский район, Динской район, Ейский район, Кавказский район, Калининский район, Каневской район, Кореновский район, Красноармейский район, Крыловский район, Крымский район, Курганинский район, Кущевский район, Ленинградский район, Новокубанский район, Новопокровский район, Отрадненский район, Павловский район, Приморско-Ахтарский район, Северский район, Славянский район, Староминский район, Тбилисский район, Тимашевский район, Тихорецкий район, Успенский район, Усть-Лабинский район, Щербиновский район.
По информации, представленной муниципальными образованиями, причинами срыва и малоэффективности проведения совместных мероприятий являются:
неприбытие на рейдовые мероприятия сотрудников Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, отдела по исполнению административного законодательства Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, сотрудников Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю;
неприменение при привлечении лиц к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ изъятия транспортных средств, используемых в качестве орудий производства, с последующим перемещением транспортного средства на специализированную стоянку;
отсутствие мест хранения транспортных средств, изъятых в рамках административного производства в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Не в полной мере реализуют свои полномочия территориальные органы Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю. В частности, с начала 2015 года по настоящее время зафиксирован 1231 случай осуществления гражданами предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, из них в 2015 году - 152, в 2016 году - 95, за девять месяцев 2017 года - только 21. Не проводятся камеральные проверки в отношении физических лиц, регулярно производящих оплату услуг диспетчерским службам за предоставление информационных услуг (заказов).
Необходимо отметить недостаточную работу территориальных органов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в части контроля за предоставлением услуг надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья и Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в части контроля за распространением недостоверной рекламы.
Все это приводит к появлению обоснованных жалоб граждан на организацию перевозок. В средствах массовой информации неоднократно появлялись публикации по данному вопросу.
По результатам проведенной предварительной аналитической работы в данной сфере, от деятельности нелегальных перевозчиков пассажиров и багажа транспортными средствами, используемыми в качестве легкового такси, бюджеты всех уровней ежегодно недополучают более 6 миллиардов рублей.
Кроме того, в связи с тем, что нелегальные перевозчики не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, работа таких перевозчиков остается в тени, не подлежит проверкам со стороны контрольно-надзорных органов, что является абсолютно небезопасным для населения угрозообразующим фактором, подталкивающим к совершению преступных посягательств и террористических актов.
Обеспечение безопасности пассажирских перевозок легковыми такси напрямую зависит от организации работы диспетчерских служб.
Следует отметить, что деятельность диспетчерских служб (служб заказа легкового такси) не имеет специального регулирования на федеральном уровне, отсутствуют механизм контроля за диспетчерскими службами и ответственность диспетчерских служб за передачу заказов "нелегальным такси".
По причине коммерческой выгоды и нахождения в теневом секторе указанные службы в организованном и массовом порядке передают заказы пассажиров как лицам, в установленном порядке получившим разрешения, так и водителям, не являющимся индивидуальными предпринимателями и не имеющим разрешения на указанный вид деятельности.
Более того, указанные службы путем установления минимальной цены поездки формируют тарифы на перевозки, демпингуют цены на рынке перевозок пассажиров. В указанной ситуации легальные перевозчики не имеют возможности конкурировать с лицами, занимающимися нелегальным извозом.
Следует отметить работу общественных организаций, ассоциаций, обществ, союзов автомобильных перевозчиков, которые принимают участие в различных мероприятиях, совещаниях, рабочих встречах по вопросам выявления и пресечения деятельности лиц, незаконно осуществляющих перевозки пассажиров и багажа транспортными средствами, используемыми в качестве легковых такси, а также повышения качества и безопасности перевозок пассажиров легковыми такси.
Необходимо отметить и сложившуюся в Российской Федерации, в том числе и в Краснодарском крае, положительную судебную практику с участием сотрудников городских и районных прокуратур, где решениями судов соответствующих инстанций отдельным лицам запрещается осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. В качестве примера можно привести судебные решения Прикубанского районного суда города Краснодара от 26 апреля 2017 года, Динского районного суда от 30 мая 2017 года, Октябрьского районного суда города Краснодара от 7 августа 2017 года.
Отдельно можно выделить решения Октябрьского районного суда города Новороссийска от 2 июня 2016 года и Горячеключевского городского суда от 19 сентября 2017 года о запрете деятельности в части предоставления диспетчерских и информационных услуг лицам, незаконно осуществляющим перевозки пассажиров легковыми такси.
Учитывая вышеизложенное, а также в целях обеспечения эффективного исполнения Закона Краснодарского края от 27 марта 2007 года N 1217-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае", Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять к сведению информацию министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края А.Л. Переверзева о ходе исполнения Закона Краснодарского края от 27 марта 2007 года N 1217-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае".
2. Рекомендовать министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края:
1) продолжить работу:
а) по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, в том числе через многофункциональные центры;
б) по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и осуществлению контроля за выполнением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края;
в) по проведению плановых и внеплановых проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковыми такси;
г) по реализации мероприятий, направленных на пресечение деятельности лиц, незаконно оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Краснодарского края;
2) оказать содействие органам местного самоуправления в Краснодарском крае в осуществлении взаимодействия с Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, отделом по исполнению административного законодательства Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, Управлением Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю,
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю для реализации мероприятий в муниципальных образованиях края, направленных на пресечение деятельности лиц, незаконно оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Краснодарского края;
3) совместно с Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, отделом по исполнению административного законодательства Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, Управлением Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю разработать механизм выявления нелегальных перевозчиков и привлечения их к административной ответственности с учетом наличия доказательственной базы.
3. Рекомендовать Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю:
1) обеспечить наличие сотрудников в муниципальных образованиях края для участия в рейдовых мероприятиях по выявлению лиц, незаконно оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, и привлечению их к административной ответственности;
2) при выявлении и документировании правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, применять меры по изъятию транспортных средств в качестве орудий производства с последующим перемещением транспортного средства на специализированную стоянку на хранение до вынесения судебного решения.
4. Рекомендовать Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю:
1) усилить работу по привлечению лиц к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ;
2) проводить камеральные проверки в отношении физических лиц, регулярно производящих оплату услуг диспетчерским службам за предоставление информационных услуг (заказов);
3) наладить взаимодействие с Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу в части предоставления информации о физических лицах, регулярно производящих оплату услуг диспетчерским службам за предоставление информационных услуг (заказов).
5. Рекомендовать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю организовать работу по привлечению лиц к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 14.6-14.8 КоАП РФ.
6. Рекомендовать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю усилить работу по выявлению и пресечению фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и привлечению лиц по выявленным фактам к административной ответственности, в том числе предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
7. Рекомендовать Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю принять меры по предупреждению совершения преступных действий и террористических актов лицами, незаконно осуществляющими перевозку пассажиров и багажа легковыми такси.
8. Отметить положительную работу по выявлению лиц, незаконно оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, в муниципальных образованиях город Новороссийск, город-курорт Сочи, город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ.
9. Обратить внимание глав муниципальных образований город Армавир, Абинский район, Брюховецкий район, Динской район, Кавказский район, Калининский район, Каневской район, Кореновский район, Крыловский район, Крымский район, Отрадненский район, Приморско-Ахтарский район, Староминский район и Успенский район на необходимость предоставления земельных участков для организации специализированных стоянок на территории муниципальных образований либо заключения соглашений с владельцами (пользователями) уже имеющихся стоянок.
10. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края освещать результаты проведения рейдовых мероприятий на официальных сайтах муниципальных образований и в средствах массовой информации, а также информацию о перевозчиках и диспетчерских службах, зарегистрированных в установленном порядке, о правах потребителя при пользовании данной услугой, об экипировке легкового такси, о возможном причинении вреда.
11. Просить общественные организации, ассоциации, отраслевые объединения и союзы автомобильных перевозчиков в рамках осуществления общественного контроля принимать участие в проводимых мероприятиях по вопросам выявления и пресечения деятельности лиц, незаконно осуществляющих перевозки пассажиров и багажа транспортными средства, используемыми в качестве легковых такси.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства.
13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
О.А. Бурлачко |
г. Краснодар
22 ноября 2017 года
N 132-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 ноября 2017 г. N 132-П "О ходе исполнения Закона Краснодарского края "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае"
Настоящее постановление вступает в силу с 22 ноября 2017 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 30 ноября 2017 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 30 ноября 2017 г.