Заслушав и обсудив информацию заместителя председателя Законодательного Собрания Краснодарского края - председателя комитета по вопросам имущественных и земельных отношений С.П. Усенко о ходе реализации Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее также - Закон Краснодарского края), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае сформирована правовая база и ведется планомерная работа по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей (далее также - граждане).
На территории Краснодарского края Закон Краснодарского края действует с 1 марта 2015 года. По состоянию на 1 октября 2017 года гражданам предоставлено в аренду из земель, находящихся в федеральной собственности, 605 земельных участков, и из земель, находящихся в собственности муниципальных образований Краснодарского края, 2156 земельных участков. Кроме этого, гражданам было предоставлено 2809 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Общая площадь земельных участков, предоставленных гражданам за рассматриваемый период, составляет 5013 тыс. кв. метров. При этом площадь одного земельного участка, предоставляемого гражданину, варьируется от 400 кв. метров до 5000 кв. метров.
Из 5570 земельных участков, предоставленных гражданам:
в полном объеме обеспечены инфраструктурой 704 земельных участка в муниципальных образованиях Абинский район (35 участков), Апшеронский район (2 участка), Белоглинский район (12 участков), Брюховецкий район (10 участков), Выселковский район (99 участков), Гулькевичский район (31 участок), Кореновский район (85 участков), Красноармейский район (9 участков), Крыловский район (37 участков), Курганинский район (22 участка), Мостовский район (115 участков), Новокубанский район (4 участка), Новопокровский район (2 участка), Павловский район (10 участков), Приморско-Ахтарский район (2 участка), Северский район (38 участков), Тбилисский район (10 участков), Тимашевский район (21 участок), Тихорецкий район (38 участков), Туапсинский район (4 участка), Успенский район (20 участков), Щербиновский район (6 участков), город-курорт Анапа (5 участков), город Армавир (73 участка), город Новороссийск (14 участков);
частично обеспечены инфраструктурой 2111 земельных участков в муниципальных образованиях Абинский район (35 участков), Апшеронский район (15 участков), Белореченский район (130 участков), Брюховецкий район (15 участков), Выселковский район (12 участков), Гулькевичский район (9 участков), Динской район (224 участка), Ейский район (67 участков), Кавказский район (36 участков), Калининский район (25 участков), Каневской район (43 участка), Кореновский район (34 участка), Красноармейский район (78 участков), Крымский район (79 участков), Курганинский район (12 участков), Кущевский район (53 участка), Лабинский район (5 участков), Ленинградский район (60 участков), Мостовский район (18 участков), Новокубанский район (31 участок), Новопокровский район (1 участок), Отрадненский район (25 участков), Приморско-Ахтарский район (79 участков), Северский район (277 участков), Славянский район (67 участков), Староминский район (35 участков), Тбилисский район (10 участков), Темрюкский район (218 участков), Тимашевский район (37 участков), Тихорецкий район (44 участка), Туапсинский район (31 участок), Успенский район (3 участка), Усть-Лабинский район (33 участка), Щербиновский район (2 участка), город-курорт Геленджик (41 участок), город Новороссийск (227 участков);
2755 земельных участков инфраструктурой не обеспечены.
Особо следует выделить работу органов местного самоуправления муниципального образования Белоглинский район, где все предоставленные земельные участки обеспечены инфраструктурой полностью.
Необходимо отметить, что на территории Краснодарского края в 2570 случаях было отказано гражданам, состоящим на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка (далее - учет), включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (далее также - перечень). Решение об отказе в предоставлении гражданину конкретного земельного участка принималось в связи с более поздней постановкой на учет этого гражданина в случае подачи заявления о предоставлении одного и того же земельного участка нескольким гражданам, состоящим на учете.
По информации органов местного самоуправления в Краснодарском крае, в 6401 случае гражданам было отказано в постановке на учет. Наиболее частыми причинами отказа являются:
проживание гражданина менее 5 лет на территории городского округа, городского поселения, сельских поселений в составе одного муниципального района, в границах которого испрашивается земельный участок;
принятие ранее решения о предоставлении гражданину (другому родителю) в аренду земельного участка как гражданину, имеющему трех и более детей;
предоставление неполного комплекта документов.
Несмотря на значительное количество предоставленных земельных участков гражданам, в настоящее время имеется дополнительная потребность в предоставлении гражданам 15765 земельных участков. Для этих целей органы местного самоуправления в крае продолжают в соответствии с Законом Краснодарского края формировать перечни. В настоящее время в перечень включены 1079 земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам.
При этом следует отметить, что только в муниципальных образованиях Белоглинский район, Ленинградский район, Отрадненский район, Тихорецкий район количество земельных участков, включенных в перечень, превышает количество граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в льготном порядке. В то же время на территории муниципальных образований Белореченский район, Гулькевичский район, Динской район, Каневской район, Кущевский район, Новопокровский район, город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, город Новороссийск при наличии граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в льготном порядке, отсутствуют земельные участки, включенные в перечень, что является недопустимым.
Сложившийся дисбаланс между количеством сформированных земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам и включенных в перечень, и количеством необходимых земельных участков возник из-за отсутствия земельных участков в муниципальной собственности. В связи с этим в целях реализации Закона Краснодарского края имеется острая необходимость вовлечения в оборот земельных участков, находящихся в государственной собственности Российской Федерации или государственной собственности Краснодарского края. Так, требуется передача земельных участков, находящихся в государственной собственности Российской Федерации или государственной собственности Краснодарского края и расположенных на территории муниципальных образований Абинский район, Выселковский район, Гулькевичский район, Динской район, Ейский район, Кавказский район, Каневской район, Кореновский район, Крымский район, Новокубанский район, Приморско-Ахтарский район, Темрюкский район, Туапсинский район, Славянский район, Усть-Лабинский район, Щербиновский район, город-курорт Анапа, город Армавир, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, город Новороссийск, город Краснодар, город-курорт Сочи.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию заместителя председателя Законодательного Собрания Краснодарского края - председателя комитета по вопросам имущественных и земельных отношений С.П. Усенко о ходе исполнения Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" принять к сведению.
2. Признать работу органов местного самоуправления в Краснодарском крае по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, удовлетворительной.
3. Признать работу по включению земельных участков в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в аренду:
1) органов местного самоуправления муниципальных образований Белоглинский район, Ленинградский район, Отрадненский район, Тихорецкий район положительной;
2) органов местного самоуправления муниципальных образований Белореченский район, Гулькевичский район, Динской район, Каневской район, Кущевский район, Новопокровский район, город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, город Новороссийск недостаточной.
4. Органам местного самоуправления в Краснодарском крае активизировать работу:
1) по внесению изменений в документы территориального планирования муниципальных образований и документы градостроительного зонирования, направленных на увеличение площадей жилых зон, включающих в себя зоны застройки индивидуальными жилыми домами, для возможности последующего формирования земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта;
2) по выявлению свободных от прав третьих лиц земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности до ее разграничения, соответствующих по целевому назначению и разрешенному использованию целям индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта;
3) по формированию земельных участков, расположенных в незначительном удалении от объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, и включению их в перечни земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта;
4) по обеспечению необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей;
5) по участию в государственных программах Краснодарского края, направленных на софинансирование мероприятий по обеспечению земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой, в том числе для семей, имеющих трех и более детей.
5. Департаменту имущественных отношений Краснодарского края на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных образований края, испытывающих нехватку в границах населенных пунктов земельных участков, находящихся в распоряжении соответствующих органов местного самоуправления, в рамках установленной компетенции оказывать содействие в передаче в установленном порядке земельных участков из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для осуществления индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края устранить выявленные недостатки в работе по формированию земельных участков, включению их в перечень и обеспечению земельных участков необходимой инфраструктурой.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам имущественных и земельных отношений.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
6 декабря 2017 года
N 176-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. N 176-П "О ходе исполнения Закона Краснодарского края "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности"
Настоящее постановление вступает в силу с 6 декабря 2017 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 12 декабря 2017 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 13 декабря 2017 г.