Заслушав и обсудив информацию заместителя директора департамента внутренней политики администрации Краснодарского края П.В. Халанского о ходе реализации Закона Краснодарского края от 11 ноября 2008 года N 1574-КЗ "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Краснодарского края" (далее также - Закон края N 1574-КЗ), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что в целях обеспечения соответствия муниципальных нормативных правовых актов нормам Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства Краснодарского края, а также уставам муниципальных образований, систематизации и учета муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о муниципальных нормативных правовых актах и создания условий для получения органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями информации о муниципальных нормативных правовых актах ведется регистр муниципальных нормативных правовых актов Краснодарского края (далее также - Регистр), который является составной частью федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Основными принципами ведения Регистра являются общедоступность, достоверность, актуальность и открытость информации, содержащейся в нем.
Во исполнение Закона края N 1574-КЗ главой администрации (губернатором) Краснодарского края утвержден Порядок взаимодействия администрации Краснодарского края с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Краснодарского края (постановление от 24 ноября 2008 года N 1190), уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края по ведению Регистра определен высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края - администрация Краснодарского края. Функции по организации и ведению Регистра возложены на департамент внутренней политики администрации Краснодарского края (далее также - Департамент).
Регистр ведется в соответствии с едиными форматами, классификаторами, словарями, справочниками и протоколами обмена с 1 января 2009 года в электронном виде (на машиночитаемых носителях) на основе программных средств, переданных на безвозмездной основе администрации Краснодарского края Министерством юстиции Российской Федерации.
В Регистр включаются все действующие муниципальные нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, а также дополнительная информация к ним.
В целях организации ведения Регистра главы муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений в Краснодарском крае представляют в Департамент информацию о муниципальных нормативных правовых актах через информационную систему автоматизированного рабочего места "Муниципал" (далее - АРМ "Муниципал") в рамках ведения автоматизированной информационной системы федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (региональный уровень), при этом обеспечивают ее актуальность и достоверность.
За период с 1 января 2009 года по 1 октября 2017 года в Регистр включены сведения о 162253 муниципальных нормативных правовых актах края (далее также - муниципальные акты), в том числе в 2015 году - о 25392 муниципальных актах, в 2016 году - о 31105 муниципальных актах, за 9 месяцев 2017 года - о 15577 муниципальных актах. Наибольшее количество муниципальных актов включено в Регистр по муниципальным районам (Гулькевичский район - 7162 муниципальных акта, Кореновский район - 6662, Лабинский район - 5120, Темрюкский район - 5694, Тихорецкий район - 5455, Туапсинский район - 5350, Славянский район - 6882 муниципальных акта), по городским округам (город Краснодар - 3562 муниципальных акта, город Горячий Ключ - 1548, город-курорт Геленджик - 1543, город Новороссийск - 1539), по поселениям (Гулькевичское городское поселение Гулькевичского района - 1362 муниципальных акта, Кореновское городское поселение Кореновского района- 1347, Славянское городское поселение Славянского района - 1228, Гирейское городское поселение Гулькевичского района - 1097, Красносельское городское поселение Гулькевичского района - 1055, Усть-Лабинское городское поселение Усть-Лабинского района - 701).
Кроме того, Департамент проводит правовые экспертизы актуальной редакции муниципальных актов (далее также - экспертизы). За период с 1 января 2009 года по 1 октября 2017 года Департаментом было проведено всего 143677 экспертиз. Наибольшее количество экспертиз (29108) было проведено в 2016 году (что выше уровня 2009 года на 326 процентов). Так, наибольшее количество правовых экспертиз проведено по муниципальным актам, принятым органами местного самоуправления муниципальных образований Белореченский район (892 экспертизы), Брюховецкий район (958), Гулькевичский район (1267), Кореновский район (1127), Павловский район (959), Славянский район (1198), Темрюкский район (1087), Тихорецкий район (971), Успенский район (890), Усть-Лабинский район (1499), а также городских округов город Краснодар (592 экспертизы), город Армавир (271), город-курорт Геленджик (246 экспертиз).
При выявлении в муниципальном акте положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Краснодарского края, а также уставу муниципального образования, Департамент направляет экспертное заключение в орган местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу органа местного самоуправления, принявшим (издавшим) муниципальный акт, для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных противоречий. Экспертные заключения являются дополнительными сведениями о муниципальных актах, которые также включаются в Регистр. Так, в 2015 году в Регистр включено 1157 экспертных заключений, в 2016 году - 1077, в 2017 году (по состоянию на 1 октября) - 542.
Основными причинами нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проведения правовой экспертизы, стало нечеткое понимание вопросов местного значения, закрепленных за органами местного самоуправления (в зависимости от вида муниципального образования) Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом Краснодарского края от 8 августа 2016 года N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений", отсутствие ежемесячного мониторинга законодательства Российской Федерации, неверное толкование норм федерального и регионального законодательства.
Анализ проведенных правовых экспертиз муниципальных актов ежегодно показывает, что наибольшее количество нарушений федерального и краевого законодательства допускается в муниципальных нормативных правовых актах, принимаемых органами местного самоуправления городских (сельских) поселений.
Так, наибольшее количество нарушений федерального и краевого законодательства при подготовке муниципальных актов в 2015 году было допущено поселениями Ленинградского, Приморско-Ахтарского, Северского и Успенского районов, в 2016 году - поселениями Выселковского, Динского, Северского, Крыловского и Усть-Лабинского районов, в 2017 году - поселениями Выселковского, Белоглинского, Динского, Ленинградского и Староминского районов.
При проведении правовой экспертизы Департаментом также оценивается соответствие муниципального акта требованиям юридической техники. В 2015 году в органы местного самоуправления было направлено 59 писем о нарушении правил юридической техники, в 2016 году - 42 письма, в 2017 году (по состоянию на 1 октября) - 23 письма.
Департаментом также проводится системная работа в целях оказания органам местного самоуправления в Краснодарском крае консультационной и правовой помощи при подготовке проектов муниципальных актов. Ежеквартально направляются письма главам муниципальных районов и городских округов о недостатках в работе органов местного самоуправления муниципальных образований края в нормотворческой деятельности при принятии муниципальных нормативных правовых актов. В 2015 году для должностных лиц муниципальных районов и городских округов, на которых возложены обязанности по обеспечению ведения Регистра, руководителей юридических служб муниципальных образований муниципальных районов и городских округов Департаментом (с привлечением прокуратуры Краснодарского края и исполнительных органов государственной власти Краснодарского края) был проведен семинар-совещание по вопросам применения федерального и регионального законодательства органами местного самоуправления. Кроме того, пять зональных семинаров-совещаний было проведено для сотрудников администраций городских и сельских поселений Краснодарского края. В октябре и ноябре 2016 и 2017 годов данная работа была проведена Департаментом посредством видеоконференцсвязи.
Специалистами Департамента проводятся выезды в муниципальные образования края, в ходе которых разъясняется Порядок взаимодействия администрации Краснодарского края с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Краснодарского края (далее - Порядок). Так, в 2015 году осуществлено 15 выездов, в 2016 году - 14 выездов, в 2017 году - 10 выездов.
Департаментом ежемесячно в администрации городских округов и муниципальных районов направляется информация о мониторинге изменений законодательства Российской Федерации.
Существует также проблема несоблюдения отдельными органами местного самоуправления в крае установленного срока рассмотрения экспертных заключений и информирования Департамента о принятых мерах по устранению противоречий муниципальных актов нормам Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства Краснодарского края, а также уставам муниципальных образований. Так, в 2017 году нарушения такого срока были допущены поселениями Динского, Крымского, Новокубанского, Усть-Лабинского, Туапсинского районов.
Учитывая вышеизложенное, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию заместителя директора департамента внутренней политики администрации Краснодарского края П.В. Халанского о ходе реализации Закона Краснодарского края от 11 ноября 2008 года N 1574-КЗ "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Краснодарского края" принять к сведению.
2. Признать работу департамента внутренней политики администрации Краснодарского края по реализации положений Закона края N 1574-КЗ удовлетворительной .
3. Рекомендовать департаменту внутренней политики администрации Краснодарского края продолжить оказание правовой, методической и консультационной помощи органам местного самоуправления при формировании Регистра.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
ежемесячно проводить мониторинг изменений федерального законодательства и законодательства Краснодарского края;
разработать и принять комплекс мер, направленных на снижение количества нарушений федерального законодательства и законодательства Краснодарского края, допускаемых при принятии муниципальных нормативных правовых актов;
обеспечить своевременное направление в департамент внутренней политики администрации Краснодарского края информации о принятых мерах по устранению выявленных противоречий соответствующего муниципального акта нормам Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства Краснодарского края, а также уставу муниципального образования.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов Краснодарского края:
оказывать органам местного самоуправления поселений необходимую правовую, методическую и консультационную помощь по вопросам разработки проектов и принятия муниципальных нормативных правовых актов;
ежемесячно информировать органы местного самоуправления поселений о результатах проведенного мониторинга изменений федерального законодательства и законодательства Краснодарского края.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий и департамент внутренней политики администрации Краснодарского края.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
6 декабря 2017 года
N 180-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. N 180-П "О ходе реализации Закона Краснодарского края "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Краснодарского края"
Настоящее постановление вступает в силу с 6 декабря 2017 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 12 декабря 2017 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 13 декабря 2017 г.