Заслушав и обсудив информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике Н.П. Кравченко о проведенной в городе Славянске-на-Кубани конференции о практике организации закупок товаров, работ, услуг в муниципальных образованиях Абинский, Брюховецкий, Динской, Калининский, Каневской, Красноармейский, Крымский, Приморско-Ахтарский, Северский, Славянский, Темрюкский и Тимашевский районы, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
В соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 года - Фактически осуществлены 119754 процедуры определений поставщиков товаров, работ, услуг, общий объем начальных (максимальных) цен контрактов которых в сумме составил 12829,4 млн. рублей.
С использованием конкурентных способов проведены 7962 определения поставщиков товаров, работ, услуг с общим объемом закупок - 7639,8 млн. рублей, в том числе:
открытый конкурс - 21 закупка на сумму 62,2 млн. рублей;
открытый конкурс с ограниченным участием - 85 закупок на сумму 221,6 млн. рублей;
электронный аукцион - 6340 закупок на сумму 7110,6 млн. рублей;
запрос котировок - 1499 закупок на сумму 223,8 млн. рублей;
запрос предложений - 17 закупок на сумму 21,6 млн. рублей.
Доля закупок конкурентными способами в общем объеме направленных на закупки средств по итогам 2017 года составила 59,5 процента.
Высокие показатели по преимущественному расходованию средств с применением конкурентных процедур достигнуты по Славянскому району (76,1 процента), Северскому району (68,6 процента), Динскому району (68,2 процента), Темрюкскому району (64,2 процента).
При этом доля закупок у единственного поставщика по начальной (максимальной) цене контрактов в общем объеме процедур, которые привели к заключению контрактов, по сумме составила 52,4 процента.
Значительная доля расходов по итогам конкурентных процедур с единственным участником по начальной (максимальной) цене контракта без снижения начальной (максимальной) цены контракта в Динском районе (72,6 процента), Славянском районе (64,4 процента).
Экономия бюджетных средств по результатам определения поставщиков по итогам проведения конкурентных процедур в 2017 году составила 752,1 млн. рублей, или 10,3 процента по отношению к начальным (максимальным) ценам контрактов по закупкам, которые привели к заключению контрактов.
Высокие показатели по экономии отмечены в Крымском районе (17,3 процента), Темрюкском районе (17,1 процента), Каневском районе (16,9 процента). Низкие показатели в Северском районе (5,9 процента), Динском районе (6,0 процента), Славянском районе (7,1 процента).
Среднее количество заявок на одно определение поставщика по всем способам закупок в 2017 году в целом по рассматриваемым территориям составило 2,4, в том числе:
по электронным аукционам - 2,6;
по запросам котировок - 1,8.
Пунктом 3.1.2 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 апреля 2016 года N 151-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию конкуренции и по развитию конкурентной среды Краснодарского края" на 2017 год" установлено значение показателя среднего числа заявок на одну закупку - 2,9.
Высокие значения данного показателя по итогам 2017 года достигнуты в Брюховецком районе (3,2), Каневском районе (3,6), Красноармейском районе (3,6). Самые низкие показатели в Приморско-Ахтарском районе (1,8) и Северском районе (1,8).
У единственного поставщика в 2017 году осуществлены 111792 закупки товаров, работ, услуг на общую сумму 5189,6 млн. рублей.
Соответственно, существенная часть закупок по сумме осуществляется неконкурентными способами (40,5 процента). Наиболее высокие показатели осуществления закупок у единственного поставщика в Каневском районе (56,0 процента), Красноармейском районе (59,0 процента).
По результатам анализа, из общего количества 1549 заказчиков рассматриваемых муниципальных образований 37 заказчиками (или 2,4 процента) созданы контрактные службы, 1499 заказчиками назначены контрактные управляющие. В Приморско-Ахтарском районе 2 заказчиками контрактные управляющие не назначены, в Брюховецком районе 10 заказчиками контрактные управляющие не назначены.
В муниципальных образованиях Абинский, Брюховецкий, Калининский, Каневской, Северский районы все сотрудники контрактных служб прошли обучение. В муниципальном образовании Динской район из 35 сотрудников контрактных служб прошли обучение только 18 (51,4 процента), в Тимашевском районе - 14 из 19 сотрудников (73,7 процента).
Из 1505 контрактных управляющих 1392 человека (или 92,5 процента) получили дополнительное образование в сфере закупок. Во всех 12 муниципальных образованиях требуется обучить контрактных управляющих, на сегодняшний день не имеющих образования в сфере закупок.
В рассматриваемых муниципальных районах созданы 429 комиссий по осуществлению закупок (далее - комиссии).
Проведенный анализ показал, что 10 из 10 обязательных нормативных правовых актов (далее также - НПА) на уровне муниципального района приняты в 9 из 12 рассматриваемых районах.
На уровне поселений из 122 городских и сельских поселений рассматриваемых территорий только в 48 (или 39,3 процента) утверждены все обязательные к принятию НПА.
В целях реализации части 4 статьи 19 Федерального закона и постановлений Правительства Российской Федерации о нормировании в сфере закупок во всех территориях приняты муниципальные правовые акты, регламентирующие:
требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, к содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
требования к закупаемым муниципальными органами и подведомственными казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (обязательный и ведомственный перечни);
правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов.
В Каневском и Калининском районах, включая все сельские поселения, также приняты акты, утверждающие ведомственный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к потребительским свойствам (в том числе к качеству) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов.
В Абинском, Брюховецком, Калининском, Каневском, Крымском, Приморско-Ахтарском, Северском, Славянском, Тимашевском районах приняты муниципальные акты об общественных органах для проведения обсуждения в Целях общественного контроля проектов правовых актов в сфере нормирования закупок товаров, работ, услуг.
Принятие всех необходимых актов в сфере нормирования закупок и фактический срок их принятия в Абинском, Калининском, Красноармейском, Темрюкском, Приморско-Ахтарском, Брюховецком и Каневском районах обеспечило возможность руководствоваться ими при планировании закупок на 2017 год.
Во всех городских и сельских поселениях рассматриваемых муниципальных районов приняты основные НПА по нормированию в сфере закупок.
Вместе с тем проведенным анализом установлен целый ряд недостатков по нормированию на уровне муниципальных районов и поселений.
Планы закупок и планы-графики закупок большинства муниципальных заказчиков утверждены и размещены в установленный Федеральным законом срок.
В отдельных случаях утверждение и размещение плана закупок и плана-графика закупок занимает у заказчика месяц с момента получения им прав на принятие обязательств, что накладывает серьезные риски при реализации мероприятий муниципальных и государственных программ ввиду отсутствия у заказчика права размещения закупки без утвержденного и размещенного плана закупок, а также без плана-графика закупок. Указанные факты отмечены в администрации муниципального образования Славянский район и некоторых учреждениях Абинского, Динского, Тимашевского, Северского, Брюховецкого, Каневского районов.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона план закупок формируется на срок, соответствующий сроку действия правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
В основном, общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок в 2018 году, указанный заказчиками в итоговых показателях размещенного плана закупок, соответствует совокупному годовому объему закупок заказчика на 2018 год. Однако ряд заказчиков допускает существенное отклонение от указанных показателей. Данные факты отмечены по заказчикам Крымского и Динского районов.
Кроме того, имеются факты необоснованного ограничения количества участников закупки путем дробления закупок одноименных (однородных) товаров, работ, услуг. Такие ситуации отмечены в Абинском, Каневском, Крымском и Приморско-Ахтарском районах.
Согласно представленной информации в большинстве случаев заказчиками соблюдены требования об объеме закупок у единственного поставщика, установленные пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона, - не более 5 процентов от совокупного годового объема закупок.
Общий годовой объем средств на закупки по государственным программам Краснодарского края по 12 муниципальным образованиям по итогам 2017 года составил 2447,5 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального и краевого бюджетов - 2187,0 млн. рублей.
В ходе проведенного анализа отмечено, что отдельные мероприятия по программам не были выполнены в срок.
Кроме того, установлены факты несвоевременного принятия мер к реализации мероприятий государственных и муниципальных программ.
Выборочная проверка соблюдения требований законодательства в сфере закупок в части формирования начальной (максимальной) цены контракта выявила ряд недостатков в деятельности муниципальных заказчиков.
Выборочный анализ закупок по исполненным контрактам за 2017 год выявил признаки неэффективного расходования бюджетных средств в муниципальных образованиях.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона в целях централизации закупок, в том числе на поселенческом уровне, в рассматриваемых муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами образованы 50 уполномоченных органов и учреждений (далее - уполномоченный орган) на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков.
При этом в каждой территории создан районный уполномоченный орган по определению поставщиков для районных заказчиков и по проведению основного количества конкурентных процедур с общим числом специалистов уполномоченных органов в 12 муниципальных районах 46 человек, в основном обладающих большим опытом в сфере закупочной деятельности.
В Динском, Каневском, Крымском и Славянском районах данные уполномоченные органы являются единственными.
В Славянском, Калининском, Крымском и Северском районах существует положительная практика определения поставщиков районным уполномоченным органом не только для районных заказчиков, но и для заказчиков городских и сельских поселений на основании заключенных соглашений.
По итогам 2017 года районными уполномоченными органами проведены 3141 конкурентная процедура определения поставщиков, что в среднем составляет 40,4 процента от общего количества конкурентных закупок, проведенных на территории муниципального района с учетом поселений.
Так, уполномоченным органом Калининского района проведено 51,4 процента от общего количества конкурентных процедур, Абинского района - 62,5 процента, Темрюкского района - 66,5 процента, а уполномоченным органом Славянского района проведены все (100 процентов) конкурентные процедуры, что свидетельствует о значительном охвате и соответствующей нагрузке. При этом данный показатель по Тимашевскому району составляет 18,3 процента, Динскому району - 14,9 процента, Каневскому району - 10,49 процента, Северскому району - только 5,8 процента.
Средняя нагрузка на одного сотрудника уполномоченных органов в целом по рассматриваемым территориям составляет 68,3 закупки конкурентным способом в год. Это значительная нагрузка на ответственном и необходимом для эффективной деятельности органов местного самоуправления и развития муниципального образования в целом участке работы.
Так, например, в Красноармейском районе (2 специалиста) количество конкурентных процедур в год на 1 сотрудника уполномоченного органа составляет 107, в Славянском районе (6 специалистов) - 120,8, Темрюкском районе (4 специалиста) - 188,5, Абинском районе (2 специалиста) - 222.
Соответственно, требует решения вопрос об обеспечении необходимой системы организации работы как уполномоченных органов, так и контрактных служб и контрактных управляющих, в том числе при необходимости увеличения штата и дополнительного материального стимулирования специалистов.
Проведение совместных определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлено не только на оптимизацию процедур закупок, но и на достижение максимальной экономии бюджетных средств посредством привлечения, в частности, поставщиков (подрядчиков, исполнителей), способных значительно снижать стоимость продукции за счет укрупнения лотов на поставку продукции в рамках одной процедуры закупки.
При этом, если организатором совместной закупки выступает профессиональный уполномоченный орган, снижается риск нарушений, экономится время контрактных управляющих и членов комиссий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), повышается эффективность расходования бюджетных средств.
Однако из 12 рассматриваемых муниципальных образований проведение совместных конкурсов и аукционов в 2017 году осуществлялось только в 8 территориях.
По результатам проведения 113 совместных закупок на поставку продуктов питания, услуг питания, технологического оборудования, горюче-смазочных материалов, бумаги для офисной техники на сумму 213,1 млн. рублей заключены контракты на общую сумму 190,0 млн. рублей, при этом экономия в результате торгов составила 23,1 млн. рублей, или 12,2 процента.
Наибольшая экономия средств по результатам проведенных в 2017 году совместных закупок обеспечена в Крымском районе. Так, по результатам проведения 18 совместных закупок (7 конкурсов с ограниченным участием и 11 электронных аукционов) на основании заключенных соглашений о проведении совместных закупок для образовательных организаций на сумму 79,9 млн. рублей заключены контракты на общую сумму 71,9 млн. рублей, при этом экономия в результате торгов составила 7,9 млн. рублей, или 11,0 процента.
Не проводились в 2017 году совместные процедуры определения поставщиков в Абинском, Каневском, Красноармейском и Приморско-Ахтарском районах.
По результатам проведенного анализа установлено, что положения части 1 статьи 30 Федерального закона об обязанности осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15,0 процента совокупного годового объема закупок выполняются не всеми заказчиками. По итогам 2017 года в 12 рассматриваемых муниципальных районах 143 заказчиками установленный Федеральным законом объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15,0 процента не выполнен, из них по 87 заказчикам данные закупки не проводились.
Услуги по организации горячего питания в образовательных организациях в рассматриваемых муниципальных образованиях оказываются 143 заказчикам.
Важной задачей, стоящей перед всеми муниципальными районами, является правильное осуществление закупок услуг питания в образовательных организациях при софинансировании услуг питания со стороны родителей. Родительская плата в стоимости питания составляет подавляющую долю, при этом она не поступает в муниципальный бюджет или на счета образовательных организаций, а уплачивается самостоятельно родителями непосредственно поставщику услуг питания ежемесячно. Таким образом, имеется противоречие, когда договорные отношения на оказание услуг питания необходимо заключить в полном объеме на все количество учеников и количество дней питания, но бюджетные средства составляют лишь часть от необходимой суммы.
В этой ситуации заказчики самостоятельно вырабатывают свои варианты выхода из этой ситуации. Однако эти варианты имеют существенные недостатки правового характера или не обеспечивают должного контроля за условиями поставки услуг питания за пределами объемов поставки в рамках оплачиваемой доли из средств бюджета.
Поставка продуктов питания в образовательных организациях осуществляется для 569 заказчиков. Общая сумма израсходованных бюджетных средств на поставку продуктов питания в 2017 году составила 877555,6 тыс. рублей. Общая сумма экономии после проведения конкурентных процедур составила 28961,1 тыс. рублей, или 3,3 процента от общей суммы заключенных контрактов.
Наиболее значительная экономия сложилась в муниципальных образованиях Крымский район (8984,8 тыс. рублей), Северский район (4123,9 тыс. рублей) и Динской район (3437,5 тыс. рублей) в результате проведения централизованных закупок.
Общая сумма заключенных контрактов с единственным контрагентом по всем 12 муниципальным образованиям составляет 768444,5 тыс. рублей, или 87,6 процента от общей суммы средств, направленных на поставку продуктов питания.
В 2017 году у товаропроизводителей были осуществлены закупки на сумму 115139,43 тыс. рублей (электронный аукцион - 4,9 процента, прямые контракты - 95,1 процента).
В рамках осуществления своих полномочий Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - УФАС по Краснодарскому краю) в 2017 году по рассматриваемым территориям рассмотрены 558 жалоб. В результате рассмотрения 296 жалоб (или 53,0 процента) были признаны обоснованными, 148 жалоб (или 26,5 процента) - необоснованными, 114 жалоб (или 20,4 процента) были отозваны.
Наибольшее количество жалоб рассмотрено по Темрюкскому району - 83. Из них 40 жалоб (или 48,2 процента), признаны обоснованными. По Тимашевскому району У ФАС по Краснодарскому краю рассмотрена 61 жалоба, из которых 30 жалоб (или 49,2 процента) признаны обоснованными. По Абинскому району рассмотрены 59 жалоб, из которых 39 жалоб (или 66,1 процента) признаны обоснованными.
Анализ рассмотренных УФАС по Краснодарскому краю жалоб показал, что значительная часть из общего количества жалоб подана не участниками закупок, а субъектами, подающими жалобы независимо от сферы предмета контракта и не в целях потенциального их участия в закупке, а с учетом определенной заинтересованности и исходя из высокой начальной (максимальной) цены контракта.
Основными причинами признания жалоб обоснованными являются неточное техническое описание элементов предметов закупки, несоответствие ГОСТам размеров либо составов различных материалов, используемых при строительстве или ремонте, а также избыточные требования к описанию, приводящие, по мнению УФАС по Краснодарскому краю, к ограничению состава участников процедур.
Обоснование значительной части таких решений основывается на фактах установления чрезмерных требований в описании объекта закупки, что зачастую обусловлено стремлением заказчиков получить качественное исполнение контракта.
В результате данные факты являются одной из основных причин затягивания проведения конкурентных процедур, объявления повторных аукционов, что в итоге приводит к несвоевременному выполнению необходимых мероприятий по государственным программам Краснодарского края.
В соответствии с наделенными полномочиями контрольно-счетные органы муниципальных районов в 2017 году проводили мероприятия по аудиту в сфере закупок. В рамках проведенных мероприятий контрольно-счетных органов исследуемых муниципалитетов в совокупности проведены 75 мероприятий, проверены 82 заказчика, 3254 закупки (или 2,8 процента от их общего числа), охвачено более 630,0 млн. рублей бюджетных средств, выявлены 1169 нарушений на общую сумму около 114,0 млн. рублей. По результатам проведенных мероприятий объектам контроля направлены 50 представлений и 3 предписания, в правоохранительные органы - 56 обращений, в контрольные органы - 14 обращений.
Необходимо отметить, что высокая доля проверенных закупок осуществлена в Брюховецком, Динском, Приморско-Ахтарском, Красноармейском районах. При этом Контрольно-счетной палатой муниципального образования Славянский район в 2017 году выявлены 38 нарушений в сфере закупок на общую сумму 17,0 млн. рублей, однако по результатам проведенных мероприятий представления и предписания объектам контроля, а также обращения в правоохранительные и контрольные органы палатой не направлялись. Контрольно-счетной палатой Динского района в ходе проведения аудита закупок выявлены 112 нарушений на сумму свыше 450,0 тыс. рублей, однако представления об устранении выявленных нарушений и предписания объектам контроля также не направлялись.
Анализ показал, что всеми контрольно-счетными органами муниципальных образований реализуются полномочия по проведению аудита в сфере закупок. Вместе с тем необходимо увеличить объем и количество процедур, в рамках которых осуществляется аудит в сфере закупок в Абинском, Калининском, Крымском, Славянском, Темрюкском, Тимашевском районах. Кроме того, в случае выявления нарушений по результатам проведенных мероприятий необходимо применять соответствующие меры реагирования в целях устранения выявленных нарушений.
Анализ осуществления контроля показал, что во всех территориях НПА определены органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.
В 12 исследуемых муниципальных образованиях в 2017 году проведены 182 плановые проверки.
При этом наибольшее количество плановых контрольных мероприятий в 2017 году было проведено в муниципальных образованиях Абинский, Тимашевский и Приморско-Ахтарский районы (17, 18 и 29 проверок соответственно).
По итогам проведенных проверок выявлены 289 нарушений законодательства о контрактной системе. В 2017 году 187 материалов, содержащих признаки административных правонарушений, были направлены в УФАС по Краснодарскому краю и 59 - в министерство экономики Краснодарского края.
Во всех анализируемых муниципальных образованиях администрациями районов, а также сельских и городских поселений приняты и утверждены порядки проведения муниципальными органами ведомственного контроля в отношении подведомственных им заказчиков.
В 2017 году ведомственный контроль осуществлялся всеми муниципальными органами, органами поселений анализируемых районов, за исключением сельских поселений муниципального образования Калининский район.
Недостаточно осуществляется ведомственный контроль муниципальными органами Тимашевского, Крымского и Абинского районов.
В части финансового контроля в сфере закупок, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона, разработаны нормативные акты о порядке взаимодействия финансовых органов с субъектами контроля.
По итогам 2017 года планы закупок и планы-графики закупок на соответствующий период поступили в личные кабинеты финансовых органов муниципальных образований и размещены в единой информационной системе по всем 1088 муниципальным учреждениям (100 процентов).
Финансовыми органами муниципальных образований проверены 11951 план закупок и 13479 планов-графиков закупок. В ходе проверки указанных документов выявлено превышение объемов финансового обеспечения закупок над утвержденными лимитами бюджетных обязательств и показателями планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений по 1430 планам закупок на общую сумму 479,2 млн. рублей.
В результате проведения финансовыми органами муниципальных образований проверки информации о заключенных контрактах предотвращено размещение недостоверной информации о цене контрактов и идентификационных кодах закупок в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в единой информационной системе.
Министерством финансов Краснодарского края ведется работа по внедрению автоматизированных систем для осуществления финансового контроля в сфере закупок на территории Краснодарского края (далее - автоматизированная система). В 2017 году автоматизированная система прошла успешное тестовое внедрение в муниципальном образовании Кавказский район.
Все рассматриваемые муниципальные образования приобрели программные модули, необходимые для подключения к автоматизированной системе. Подключение к автоматизированной системе будет осуществляться в течение 2018 года.
Таким образом, проведенным анализом выявлены и обобщены значительное количество нарушений и системных недостатков в организации закупок в муниципальных образованиях, которые необходимо устранять и не допускать в работе всем заказчикам на территории Краснодарского края.
Также в ходе проведенной совместной работы Законодательного Собрания Краснодарского края, органов исполнительной власти Краснодарского края, Контрольно-счетной палаты Краснодарского края, УФАС по Краснодарскому краю, органов местного самоуправления в Краснодарском крае выявлен ряд проблемных вопросов, решение которых возможно путем внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство. По имеющимся предложениям должна быть проведена работа по подготовке законодательной инициативы в установленном порядке.
Решением Совета законодателей Краснодарского края от 30 января 2018 года одобрена законодательная инициатива Законодательного Собрания Краснодарского края по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 105 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части создания барьера для недобросовестных участников закупок, которые злоупотребляют своим правом на обжалование.
Данная инициатива 7 февраля 2018 года направлена Законодательным Собранием Краснодарского края в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике Н.П. Кравченко о практике организации закупок товаров, работ, услуг в муниципальных образованиях Абинский, Брюховецкий, Динской, Калининский, Каневской, Красноармейский, Крымский, Приморско-Ахтарский, Северский, Славянский, Темрюкский и Тимашевский районы принять к сведению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
1) обеспечить увеличение доли закупок, осуществленных конкурентными способами, в целях повышения эффективности расходов бюджетных средств;
2) в целях сокращения текучести кадров среди специалистов, осуществляющих закупки, а также обеспечения непрерывности закупочной деятельности заказчиков рассмотреть вопрос о дополнительном материальном стимулировании таких специалистов;
3) осуществлять непрерывное повышение квалификации специалистов;
4) обеспечить своевременное формирование, утверждение, внесение изменений и размещение в единой информационной системе планов закупок и планов-графиков закупок;
5) обеспечить своевременное осуществление закупок в соответствии с государственными программами Краснодарского края;
6) планировать и обеспечивать проведение совместных закупок типовых товаров, работ, услуг, в том числе для заказчиков поселенческого уровня;
7) принять муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок реализации полномочий по контролю в сфере закупок (порядок проведения плановых и внеплановых проверок, порядок рассмотрения жалоб, порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
8) проводить ежемесячно не менее одной плановой проверки в сфере закупок;
9) по итогам проверок проводить не реже одного раза в квартал обзорные совещания с муниципальными заказчиками и представителями городских и сельских поселений, в рамках которых доводить информацию о типичных нарушениях, допускаемых заказчиками, а также об актуальной практике судебных и контрольных органов;
10) своевременно информировать муниципальных заказчиков и глав городских и сельских поселений о внесенных изменениях в законодательство Российской Федерации о контрактной системе;
11) обеспечить выполнение норм статьи 100 Федерального закона путем принятия муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок реализации полномочий по ведомственному контролю;
12) усилить работу по проведению ведомственного контроля в сфере закупок;
13) направлять в контрольный орган в сфере закупок материалы о выявлении нарушений законодательства о контрактной системе, содержащих признаки административных правонарушений;
14) осуществлять большую часть закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в первом полугодии текущего года;
15) ежемесячно либо по мере проведения процедур определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) проводить перерасчет доли закупок в совокупном годовом объеме закупок для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций и принимать соответствующие корректирующие решения;
16) проводить анализ закупок, осуществленных заказчиками, на предмет среднего количества поданных заявок, доли несостоявшихся процедур;
17) принимать меры, направленные на развитие конкуренции, в том числе с учетом методических рекомендаций по расширению возможностей участия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, разработанных департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края, размещенных на сайте департамента www.gz-kuban.ru;
18) обеспечить принятие всеми органами местного самоуправления и отраслевыми органами соответствующих правовых актов о нормировании в сфере закупок;
19) принимать нормативные правовые акты своевременно, а также соблюдать установленные федеральным законодательством сроки размещения нормативных правовых актов в единой информационной системе;
20) принять нормативные правовые акты, обязательное принятие которых предусмотрено Федеральным законом;
21) поддерживать принятые нормативные правовые акты в актуальном состоянии с учетом изменения законодательства о контрактной системе;
22) усилить контроль за качеством нормативных правовых актов, принимаемых в рамках реализации положений законодательства о контрактной системе;
23) обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к потребительским свойствам, привести в соответствие с федеральным законодательством;
24) провести анализ планирования закупок с учетом методических рекомендаций департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края;
25) до 1 июля 2018 года обеспечить организацию эффективного расходования бюджетных средств и заключение максимального числа контрактов с товаропроизводителями при организации закупок продуктов питания для муниципальных нужд в соответствии с федеральным законодательством и Методическими рекомендациями по осуществлению закупок продуктов питания для обеспечения муниципальных нужд Краснодарского края;
26) обеспечить обучение в сфере закупок сотрудников контрактных служб и контрактных управляющих, которые на сегодняшний день не имеют образования в данной сфере;
27) рассмотреть вопрос о прохождении обучения сотрудников, прошедших курсы повышения квалификации три года назад и более;
28) использовать методические рекомендации по оптимизации закупочной деятельности для муниципальных нужд, разрабатываемые департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края;
29) рассмотреть возможность функционирования на территории городского округа или района одного профессионального уполномоченного органа, проводящего конкурентные закупки для всех поселений на основании заключенных соглашений и обеспечивающего единую правоприменительную практику;
30) обеспечить регистрацию всех муниципальных заказчиков в региональной информационной системе в сфере закупок Краснодарского края к 1 января 2019 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования Темрюкский район:
1) обеспечить обучение соответствующего количества членов комиссий администрации Фонталовского сельского поселения и муниципальных унитарных предприятий;
2) расширять положительную практику проведения совместных закупок типовых товаров, работ, услуг.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования Абинский район:
1) в состав комиссий муниципальных унитарных предприятий включить дополнительное количество членов комиссий согласно части 3 статьи 39 Федерального закона;
2) обеспечить обучение дополнительно не менее чем по два члена в каждой комиссии администрации Ахтырского городского поселения и муниципальных унитарных предприятий;
3) планировать и обеспечивать проведение совместных закупок типовых товаров, работ, услуг, в том числе для заказчиков поселенческого уровня.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования Красноармейский район:
1) разместить в единой информационной системе нормативные акты, устанавливающие порядки формирования, утверждения и ведения планов закупок, планов-графиков;
2) планировать и обеспечивать проведение совместных закупок типовых товаров, работ, услуг, в том числе для заказчиков поселенческого уровня.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования Калининский район расширять положительную практику проведения совместных закупок типовых товаров, работ, услуг.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования Приморско-Ахтарский район:
1) создать контрактную службу или назначить контрактных управляющих в муниципальном унитарном предприятии "Водоканал" Новопокровского сельского поселения, а также в муниципальном бюджетном, общеобразовательном учреждении "Основная общеобразовательная школа N 16";
2) обеспечить обучение соответствующего количества членов комиссий администрации Свободного сельского поселения.
8. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования Брюховецкий район:
1) создать контрактную службу или назначить контрактных управляющих в учреждениях, где такие специалисты отсутствуют;
2) обеспечить обучение соответствующего количества членов комиссии администрации Батуринского сельского поселения;
3) расширять положительную практику проведения совместных закупок типовых товаров, работ, услуг, в том числе для заказчиков поселенческого уровня.
9. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования Крымский район внедрять практику осуществления совместных закупок типовых товаров, работ, услуг, в том числе для заказчиков поселенческого уровня.
10. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования Славянский район:
1) рассмотреть возможность самостоятельного определения поставщиков муниципальным бюджетным учреждением "Славянская центральная районная больница" с начальными (максимальными) ценами контрактов до 500,0 тыс. рублей в связи с большими объемами и спецификой закупок лекарственных препаратов (при этом уполномоченный орган осуществляет определения поставщиков с начальными (максимальными) ценами контрактов свыше 500,0 тыс. рублей);
2) расширять положительную практику проведения совместных закупок типовых товаров, работ, услуг.
11. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования Каневской район:
1) обеспечить обучение соответствующего количества членов комиссии администрации Новодеревянковского сельского поселения Каневского района;
2) включить дополнительно одного специалиста в комиссию муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 14 м;
3) привести в соответствие с федеральным законодательством требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования Каневской район, к содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, а также обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к потребительским свойствам;
4) планировать и обеспечивать проведение совместных закупок типовых товаров, работ, услуг, в том числе для заказчиков поселенческого уровня.
12. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования Динской район:
1) в состав комиссий администрации муниципального образования Динской район, администрации Мичуринского сельского поселения, администрации Первореченского сельского поселения включить дополнительно не менее чем по одному сотруднику;
2) обеспечить обучение соответствующего количества членов комиссий администрации муниципального образования Динской район, администрации Динского сельского поселения, муниципального унитарного предприятия "Динская компания "Тепло" Динского сельского поселения;
3) расширять положительную практику проведения совместных закупок типовых товаров, работ, услуг.
13. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования Тимашевский район:
1) обеспечить обучение соответствующего количества членов комиссий администрации Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района и муниципального казенного учреждения "Ситуационный центр" муниципального образования Тимашевский район;
2) расширять положительную практику проведения совместных закупок типовых товаров, работ, услуг.
14. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования Северский район расширять положительную практику проведения совместных закупок типовых товаров, работ, услуг.
15. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края:
1) взять под личный контроль организацию закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;
2) обеспечить выполнение норм Федерального закона всеми заказчиками на территории муниципального образования;
3) обеспечить эффективную работу уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок органов местного самоуправления;
4) повысить уровень проведения ведомственного контроля.
16. Рекомендовать представительным органам муниципальных образований совместно с администрациями муниципальных образований Абинский, Брюховецкий, Динской, Калининский, Каневской, Красноармейский, Крымский, Приморско-Ахтарский, Северский, Славянский, Темрюкский и Тимашевский районы до 1 апреля 2018 года рассмотреть на сессиях резолюцию конференции о практике организации закупок товаров, работ, услуг в муниципальных образованиях Краснодарского края, настоящее постановление и обеспечить контроль за их выполнением.
17. Рекомендовать департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края:
1) до 1 апреля 2018 года обобщить по итогам проведенной работы в рамках изучения организации закупок товаров, работ, услуг в муниципальных образованиях Краснодарского края предложения по внесению изменений в федеральное законодательство и представить в постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике предложения для подготовки законодательной инициативы;
2) усилить работу по проведению мониторинга закупок и методологическому сопровождению деятельности заказчиков Краснодарского края при осуществлении ими закупок товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона;
3) увеличить количество обучающих мероприятий, семинаров, курсов в целях повышения квалификации контрактных управляющих и членов контрактных служб в муниципальных образованиях;
4) в течение первого полугодия 2018 года организовать выездные мероприятия в муниципальных районах и городских округах Краснодарского края в целях изучения ситуации и выработки механизмов оптимизации закупочной деятельности для муниципальных нужд, до 1 августа 2018 года разработать соответствующие рекомендации и довести до сведения глав всех муниципальных образований Краснодарского края;
5) рассмотреть вопрос о разработке регионального справочника товаров, работ, услуг совместно с отраслевыми органами исполнительной власти Краснодарского края и обеспечить техническую возможность его применения муниципальными заказчиками;
6) оказать содействие органам местного самоуправления при создании одного профессионального уполномоченного органа на территории муниципального района и городского округа, проводящего конкурентные закупки для всех поселений на основании заключенных соглашений и обеспечивающего единую правоприменительную практику, и до 1 августа 2018 года разработать и направить органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов пакет типовых документов по созданию и функционированию данного уполномоченного органа;
7) до 1 января 2019 года обеспечить возможность подключения заказчиков муниципального уровня к региональной информационной системе Краснодарского края;
8) продолжить совместную с Законодательным Собранием Краснодарского края, органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в Краснодарском крае, органами контроля и аудита работу по выявлению проблемных вопросов применения норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок для оперативного реагирования и формирования предложений об устранении правовых коллизий.
18. Рекомендовать министерству экономики Краснодарского края:
1) до 1 июля 2018 года принять меры и оказать содействие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края, не обеспечившим необходимую организацию проведения контроля, в том числе ведомственного, в сфере закупок;
2) продолжить проведение ежеквартального мониторинга деятельности уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок органов местного самоуправления, по результатам анализа которого направлять главам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края соответствующие предложения и рекомендации по повышению качества проводимой работы;
3) регулярно информировать органы исполнительной власти Краснодарского края и глав муниципальных районов и городских округов Краснодарского края о характерных нарушениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
19. Рекомендовать министерству финансов Краснодарского края, департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края:
1) продолжить работу по реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом;
2) до 1 июля 2018 года провести анализ реализации полномочий по финансовому контролю в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд, осуществляемых финансовыми органами муниципальных образований и органами местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченными на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля, и принять меры по повышению эффективности их деятельности.
20. Рекомендовать государственным органам исполнительной власти Краснодарского края усилить контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при реализации государственных программ Краснодарского края заказчиками муниципальных образований Краснодарского края.
21. Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края:
1) до 1 апреля 2018 года изучить практику осуществления закупок на оказание услуг по питанию детей в образовательных организациях с учетом софинансирования услуг питания за счет родительской платы во всех муниципальных образованиях Краснодарского края, выработать оптимальные механизмы системы организации работы и довести до заказчиков рекомендации по данному вопросу;
2) до 1 мая 2018 года провести работу по улучшению качества поставляемых образовательным организациям продуктов питания и услуг питания и довести рекомендации до органов местного самоуправления в Краснодарском крае.
22. Рекомендовать Контрольно-счетной палате Краснодарского края:
1) продолжить работу по реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом;
2) до 1 июля 2018 года провести анализ работы контрольно-счетных органов муниципальных образований края и принять меры по повышению эффективности их деятельности по реализации полномочий по аудиту в сфере закупок.
23. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике продолжить проведение совместной с уполномоченными органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в Краснодарском крае, органами контроля и аудита работы по совершенствованию организации закупок для обеспечения муниципальных нужд в Краснодарском крае.
24. Направить настоящее постановление в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края.
25. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
28 февраля 2018 года
N 317-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 28 февраля 2018 г. N 317-П "О практике организации закупок товаров, работ, услуг в муниципальных образованиях Краснодарского края"
Настоящее постановление вступает в силу с 28 февраля 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 6 марта 2018 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 6 марта 2018 г.