Заслушав и обсудив информацию министра экономики Краснодарского края А.А. Руппеля о выполнении государственных программ Краснодарского края (далее также - государственные программы) в 2017 году, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
Сегодня государственные программы представляют собой эффективный инструмент реализации государственной социально-экономической политики, который позволяет в установленные сроки сконцентрировать ресурсы на достижении конкретных целей. Переход на программное формирование бюджета позволил повысить прозрачность и результативность государственных расходов. Свидетельством повышения эффективности бюджетной политики является высокая доля расходов, осуществляемых в рамках государственных программ, в общей структуре расходов краевого бюджета. В 2017 году эта доля составила 94,8 процента.
На реализацию 26 государственных программ, действующих на территории Краснодарского края в 2017 году, было предусмотрено более 212,5 млрд. рублей средств краевого и федерального бюджетов, что на 7,5 процента выше, чем в 2016 году (197,6 млрд. рублей).
Освоение годовых бюджетных назначений, выделенных на исполнение государственных программ в 2017 году, составило 205,7 млрд. рублей, или 96,8 процента выделенных бюджетных ассигнований (в 2016 году - 97,2 процента), в том числе за счет средств краевого бюджета - 183,5 млрд. рублей, за счет средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета - 22,2 млрд. рублей. Из предусмотренных государственными программами 543 целевых показателей выполнены 474 (87 процентов).
В 2017 году приоритетными направлениями оставались повышение уровня и качества жизни населения, решение экономических и социальных задач в рамках безусловного исполнения принятых бюджетных обязательств.
Бюджет, как и прежде, сохраняет социальную направленность. Почти 152 млрд. рублей (около 74 процентов средств), запланированных на реализацию государственных программ, были адресованы социальной сфере. При этом на образование направлено около 32 процентов этих средств (48,2 млрд. рублей), на здравоохранение - более 29 процентов (44,7 млрд. рублей), на социальную политику - 27 процентов (41,5 млрд. рублей).
Необходимо отметить, что формирование качественного человеческого потенциала, всей окружающей его социальной и природной среды - ключевая задача долгосрочных планов. Большинство показателей, которые характеризуют динамику социального развития региона, сохранили положительную тенденцию.
В 2017 году среди основных итогов реализации программных мероприятий можно выделить следующие.
В целях обеспечения высокого уровня социальной стабильности на основе повышения качества жизни социально уязвимых категорий граждан и обеспечения социальных гарантий жителей края средства были направлены:
на обеспечение в рамках государственной программы "Дети Кубани" жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (приобретены (построены) 577 жилых помещений). Также по данной программе в 2017 году различными формами отдыха и оздоровления было охвачено более 142,7 тыс. детей (запланированные программой целевые показатели выполнены);
на улучшение жилищных условий в соответствии с подпрограммой "Жилище" государственной программы "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры". Органы местного самоуправления 47 муниципальных образований выдали 320 свидетельств о праве на получение социальных выплат (плановый показатель выполнен). В результате жилищные условия улучшили 320 молодых семей;
на предоставление по подпрограмме "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" социальных выплат 93 семьям в целях улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности (план - 74 семьи). Целевой показатель по объему ввода (приобретения) жилья выполнен и составил 7,4 тыс. кв. метров (план - 2,8 тыс. кв. метров);
в соответствии с подпрограммой "Улучшение жилищных условий населения Краснодарского края" государственной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" переселены 716 человек из 282 жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, общей площадью 9,5 тыс. кв. метров (город-курорт Сочи, Нефтегорское городское поселение Апшеронского района, Черноморское городское поселение Северского района). Реализация программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 1 января 2012 года, завершена;
в рамках подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы "Социальная поддержка граждан" проведен капитальный ремонт в 19 учреждениях социального обслуживания, заменена кровля на 6 объектах учреждений, проведен капитальный ремонт жилых помещений и санитарных узлов на 18 объектах. В целях организации работы мобильных бригад для оказания неотложных социальных услуг пожилым людям и (или) инвалидам приобретены 6 оснащенных транспортных средств. Всего в крае действует 38 мобильных бригад в сельских муниципальных образованиях для обслуживания граждан, в 2017 году было обслужено 9651 человек. Для обеспечения граждан современными средствами и предметами ухода за пожилыми людьми на условиях временного пользования приобретены 210 технических средств. В крае действуют 49 пунктов бесплатного проката технических средств, в которых в 2017 году выданы 3983 средства и предмета ухода для 3267 человек. В рамках организации социального туризма для 1349 граждан пожилого возраста и инвалидов проведены 57 экскурсий по Краснодарскому краю, Ставропольскому краю, Ростовской области;
на обеспечение льготным питанием учащихся из многодетных семей в муниципальных общеобразовательных организациях (73157 учащихся из многодетных семей) в рамках государственной программы "Развитие образования".
Была продолжена работа в рамках государственной программы Краснодарского края "Доступная среда" по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в Краснодарском крае. На эти цели было направлено 69,6 млн. рублей средств краевого и федерального бюджетов. По результатам проведенного анкетирования показатель доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, от общей численности опрошенных инвалидов в Краснодарском крае составил 80,9 процента при плановом показателе 74 процента.
В рамках обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения транспортной, дорожной и дорожно-транспортной инфраструктуры проведены мероприятия по оснащению 21 единицы общественного пассажирского транспорта радиоинформаторами (в городах Краснодаре, Армавире, Новороссийске и Кавказском районе), 29 единиц общественного пассажирского транспорта звуковыми и визуальными информационными системами (в городах Краснодаре, Армавире, Ейске, Новороссийске и Кавказском районе), по обеспечению доступности для инвалидов 216 наземных пешеходных переходов (в городах Краснодаре, Горячем Ключе, Тихорецке, Новороссийске, Туапсе, Белореченске, Апшеронске, Ейске, Абинском и Динском районах) и 37 остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта, расположенных на автомобильных дорогах местного значения (в городах Краснодаре, Новороссийске, Туапсе, Белореченске, Ейске, Славянске-на-Кубани, Абинском и Динском районах).
В целях повышения качества жизни инвалидов приобретены технические средства реабилитации для обеспечения 1272 инвалидов, проведены культурно-массовые мероприятия, направленные на социальную интеграцию инвалидов в общество (общее число участников составило 885 человек), а также произведена выплата премий инвалидам за успехи в области культурной, спортивной и общественной деятельности (в 2017 году премию получили 15 лауреатов).
В целях создания новых мест в образовательных учреждениях в рамках реализации государственной программы "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края":
завершено строительство двух детских садов общей вместимостью 460 мест в муниципальном образовании город-курорт Сочи на 210 мест (поселок Лоо), в городе Усть-Лабинске на 250 мест;
приобретены четыре объекта недвижимости под размещение детских садов общей вместимостью 1010 мест в станице Попутной Отрадненского района (290 мест), в Белореченском районе (290 мест) и двух детских садов в городе Краснодаре (430 мест);
завершено строительство шести общеобразовательных школ общей вместимостью 2,2 тыс. мест: в городе Армавире - на 400 мест, в городе Сочи - двух школ на 200 и 400 мест, в городе Новороссийске - на 400 мест, в Туапсинском районе - на 400 мест и в станице Староминской - на 400 мест.
Кроме того, по государственной программе "Развитие образования" завершено строительство двух пристроек к детским садам общей вместимостью 80 мест: в станице Новомышастовской Красноармейского района на 40 мест и ауле Урупском Успенского района на 40 мест.
Также в рамках государственной программы "Развитие образование": завершен капитальный ремонт 24 общеобразовательных школ 11 муниципальных образований, что позволило создать в общеобразовательных организациях 2012 новых мест (годовой показатель выполнен);
выполнен капитальный ремонт спортивных залов 35 муниципальных общеобразовательных организаций, в том числе 31 организации, расположенной в сельской местности;
приобретены ИЗ школьных автобусов для 38 муниципальных образований Краснодарского края (в 2017 году 1010 школьных автобусов осуществляли перевозку более 50 тысяч учащихся в 632 общеобразовательные организации на учебные занятия и обратно). Все автобусы, переданные в школы Кубани, оснащены современным навигационным оборудованием.
Численность обучающихся по программам общего образования в общеобразовательных организациях Краснодарского края составила более 623 тыс. человек, в том числе в организациях, подведомственных министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, - 614,3 тыс. человек.
Развитие и совершенствование отрасли здравоохранения входят в число важнейших направлений социальной политики региона.
В 2017 году на реализацию мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения" направлены 44,4 млрд. рублей из средств краевого и федерального бюджетов (21,6 процента от общей суммы расходной части краевого бюджета), за счет которых продолжены оказание медицинской помощи жителям Кубани, проведение мероприятий по профилактике заболеваний и формированию у населения края здорового образа жизни, укреплению материально-технической базы лечебных учреждений, подготовке кадров для сельского здравоохранения.
В рамках реализации мероприятий программы в 26 объектах здравоохранения проведен выборочный капитальный ремонт, в том числе в 5 учреждениях, оказывающих специализированную помощь детям (ГБУЗ "Специализированная клиническая детская инфекционная больница", ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница", ГБУЗ "Детский санаторий для больных и инфицированных туберкулезом "Василек", ГКУЗ "Детский санаторий для лечения туберкулеза всех форм "Ласточка", ГКУЗ "Дом ребенка специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики N 1").
Приобретены 60 единиц медицинского оборудования: видеоэндоскопические системы, УЗИ-аппараты, масспектрометры с матричной лазерной десорбцией и ионизацией, а также две единицы комплексов для проведения лучевой терапии (линейные ускорители) для ГБУЗ "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края и ГБУЗ "Клинический онкологический диспансер N 1".
В целях повышения доступности амбулаторной медицинской помощи в 17 муниципальных образованиях завершено строительство 18 зданий офисов врачей общей практики в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" и государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия". Получены разрешения на ввод в эксплуатацию зданий врачей общей практики в Апшеронском, Ейском, Кавказском, Ленинградском, Лабинском, Отрадненском, Павловском, Тихорецком, Щербиновском, Брюховецком, Выселковском, Калининском, Кореновском, Крымском, Мостовском, Славянском районах и городе Сочи.
В целях подготовки и проведения Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Российской Федерации в рамках государственной программы "Обеспечение участия Краснодарского края в подготовке и проведении Кубка конфедераций в 2017 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации" введены в эксплуатацию две тренировочные площадки для подготовки к проведению матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в городе Сочи. На данное мероприятие за 2017 год направлено около 119 млн. рублей из средств федерального и краевого бюджетов. Кроме того, для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа в периоды проведения вышеуказанных спортивных мероприятий осуществлены лизинговые платежи (за 7 месяцев) по 60 автобусам вместимостью свыше 66 мест. А также завершено устройство сети беспроводной связи Wi-Fi на Центральном стадионе города Сочи, приобретены 20 машин скорой медицинской помощи класса "С" (реанимобиль).
В рамках государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" в целях обеспечения условий для занятий физической культурой и массовым спортом:
завершено строительство 15 многофункциональных спортивно-игровых площадок с зоной уличных тренажеров и воркаута, включая восемь площадок, которые начали строить в 2016 году в муниципальных образованиях (Абинский район, Динской район, Приморско-Ахтарский район, Каневской район, Белореченское городское поселение Белореченского района, Восточное сельское поселение Ленинградского района, Куйбышевское сельское поселение Калининского района, город Краснодар, Тенгинское сельское поселение, Шепсинское сельское поселение и Джубгское городское поселение Туапсинского района, Белоглинское сельское поселение Белоглинского района, Краснострельское сельское поселение Темрюкского района, Алексеевское сельское поселение Тихорецкого района, Гирейское городское поселение Гулькевичского района);
завершен капитальный ремонт стадиона "Урожай" в станице Павловской, начатый в 2016 году;
построены четыре объекта нового направления - малобюджетные спортивные залы шаговой доступности (город Армавир, Кавказский район, Киевское сельское поселение Крымского района, Тимашевский район);
введен в эксплуатацию объект капитального строительства "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями, г. Краснодар" (начат в 2012 году).
В целях развития сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" введены в эксплуатацию пять спортивных площадок общей площадью 5000 кв. метров (село Бейсугское и станица Новоджерелиевская Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района, Ленинградское сельское поселение и Коржовское сельское поселение Ленинградского района, Архангельское сельское поселение Тихорецкого района).
В рамках государственной программы "Развитие культуры": осуществлен ремонт зданий 26 муниципальных учреждений культуры; укреплена материально-техническая база 37 муниципальных учреждений (в том числе для трех детских школ искусств приобретены музыкальные инструменты);
в рамках реализации проекта "Театры малых городов" укреплена материально-техническая база МАУК "Театр драмы и комедии" города Армавира и МБУК "Туапсинский театр юного зрителя" города Туапсе.
На эти цели было направлено около 190 млн. рублей.
В сфере развития инженерной инфраструктуры:
построено почти 230 километров газопроводов и распределительных газовых сетей в рамках государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса" и государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия". Субсидии были распределены 63 муниципальным образованиям на реализацию 89 инвестиционных проектов (35 проектов в рамках развития сельских территорий);
введено 31,56 мегаватт новых тепловых мощностей за счет реконструкции и технического перевооружения 17 объектов теплоснабжения краевой и муниципальной собственности на территории Краснодарского края в рамках государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса";
в 24 муниципальных образованиях завершены строительно-монтажные и ремонтные работы на 25 объектах водоснабжения и водоотведения муниципальной собственности в рамках государственной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" и государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";
в рамках федерального приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", реализация которого осуществлялась в 2017 году по подпрограмме "Развитие благоустройства населенных пунктов Краснодарского края" государственной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства", в 22 муниципальных образованиях благоустроены 42 места общественного посещения, 182 дворовые территории многоквартирных домов, один городской парк в городе Армавире.
В 2017 году за счет средств дорожного фонда, в том числе с участием привлеченных средств федерального бюджета в рамках федерального проекта "Безопасные дороги" и государственной программы "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края":
построено (реконструировано) 35,1 километра дорог регионального значения. Строительно-монтажные работы завершены на 10 объектах общей протяженностью 35,1 километра, из них запланированных к вводу в 2017 году 8 объектов протяженностью 23,2 километра (в том числе 5 мостовых сооружений протяженностью 511,82 погонных метра);
введено в эксплуатацию после ремонта и капитального ремонта 576 километров автомобильных дорог регионального значения (план - 550 километров);
выполнены работы по содержанию 9029 километров дорог регионального значения;
построено (реконструировано) 2,19 километра дорог местного значения (город Краснодар, Кавказский, Кореновский и Ленинградский районы);
отремонтировано 436,4 километра дорог местного значения (план - 440,5 километра) и по Краснодарской городской агломерации - 74 километра дорог (100 процентов от плана).
Также выполнялись работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах регионального значения в Крымском районе, городах Сочи и Геленджике, городах Новороссийске и Горячем Ключе, дорогах местного значения в Курганинском и Мостовском районах.
2017 год был объявлен Годом экологии в соответствии с указом Президента Российской Федерации. Улучшение состояния окружающей среды является одним из ключевых факторов социально-экономического развития территорий Краснодарского края. В рамках государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства" образованы пять особо охраняемых природных территорий регионального значения в муниципальном образовании город Краснодар: памятник природы "Урочище Верхняя и Нижняя Дубинка", природные рекреационные зоны "Лесопарк Краснодарский", "Лесопарк Прикубанский", "Парк стадиона Кубань", "Урочище Красный Кут".
В центре внимания органов государственной власти Краснодарского края остается реализация мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Данные меры определены государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" и направлены на повышение конкурентоспособности производимой в крае сельскохозяйственной продукции, модернизацию сельского хозяйства и ускоренное развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
По итогам реализации мероприятий данной государственной программы в 2017 году получены следующие результаты.
На поддержку малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса Краснодарского края направлены 870,5 млн. рублей из средств федерального и краевого бюджетов (129 процентов к объему 2016 года). За счет реализации мероприятий данной программы государственную поддержку получили 11 глав крестьянских (фермерских) хозяйств, которые стали победителями конкурса на строительство семейных животноводческих ферм, 35 начинающих фермеров получили гранты, организована и проведена агропромышленная выставка "Кубанская ярмарка". На развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2017 году было выделено 196,7 млн. рублей. Гранты получили восемь сельскохозяйственных кооперативов.
За счет реконструкции и строительства новых мелиоративных систем введены в эксплуатацию 3,5 тыс. гектаров мелиорируемых земель, проведены мероприятия по защите от водной эрозии, затопления и подтопления 4,1 тыс. гектаров земли.
Вместе с тем результаты проведенного анализа выполнения государственных программ в 2017 году свидетельствуют о наличии определенных недостатков. Неполное выполнение объема финансирования отмечается по следующим государственным программам: "Информационное общество Кубани" (освоение 69,2 процента), "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" (80,8 процента) и "Развитие топливно-энергетического комплекса" (81,4 процента). В отношении государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" следует отметить, что почти половина (49 процентов) объемов финансирования данной программы была освоена в четвертом квартале 2017 года.
Основными причинами неполного освоения бюджетных средств в рамках государственных программ явились несоблюдение обязательств поставщиками и подрядными организациями, несвоевременная корректировка проектно-сметной документации, отсутствие необходимых экспертиз объектов капитального строительства, позднее внесение изменений в государственные программы и иные нормативные правовые акты, необходимые для их реализации, незавершенное оформление земельных участков, отсутствие заявителей на поддержку при заявительном характере реализации мероприятий государственных программ, позднее выделение средств из краевого и федерального бюджетов, несвоевременное проведение конкурсных процедур для заключения контрактов.
В отчетном периоде по государственной программе "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" неосвоение средств краевого и федерального бюджетов составило 2728 млн. рублей. Неполное выполнение объема финансирования произошло из-за задержки получения разрешений на строительство (143,1 млн. рублей), незавершения процедур межевания, подготовки землеустроительных дел, выкупа и аренды земельных участков (64,5 млн. рублей) и в основном - из-за невыполнения подрядными организациями контрактных обязательств (1477 млн. рублей), в том числе по причине позднего заключения муниципальных контрактов (686 млн. рублей).
В 2017 году по подпрограмме "Жилище" государственной программы "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры" реализовывалось мероприятие по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных (предоставляемых) семьям, имеющим трех и более детей. Субсидии краевого бюджета выделены пяти муниципальным образованиям на реализацию 10 инвестиционных проектов (город-курорт Анапа (четыре проекта), город-курорт Геленджик, Кущевское сельское поселение Кущевского района (три проекта), Славянское городское поселение Славянского района и Новоатаманское сельское поселение Темрюкского района). Из запланированных 1525 земельных участков всего 966 обеспечено инженерной инфраструктурой (Кущевское сельское поселение - 128 участков, Славянское городское поселение - 595 участков, город-курорт Геленджик - 94 участка, город-курорт Анапа - 149 участков по двум инвестиционным проектам из 582 запланированных участков).
Причинами недостижения целевых показателей и неосвоения бюджетных средств стали:
в муниципальном образовании город-курорт Анапа - корректировка проектно-сметной документации по объекту в селе Джигинка (не освоены краевые субсидии в размере 20,9 млн. рублей, план - 114 участков; проект на строительство инженерных коммуникаций выполнен без разделения на этапы и предусматривал строительство автомобильных дорог; как следствие, отсутствие возможности получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию части объекта);
в селе Цибанобалка - позднее заключение муниципального контракта (не освоены краевые субсидии в размере 12,5 млн. рублей, распределены были 9 октября 2017 года; длительное внесение изменений в государственную программу, план - 319 участков);
в Новотаманском сельском поселении Темрюкского района - незаключение муниципального контракта на строительство газораспределительной сети в поселке Веселовка (не освоены краевые субсидии в размере 2828,8 тыс. рублей,
план - 126 участков, субсидии распределены 9 октября 2017 года; длительное внесение изменений в государственную программу; жалоба Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю).
В отчетном периоде по государственной программе "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" в рамках подпрограммы "Развитие водопроводно-канализационного комплекса населенных пунктов Краснодарского края" неосвоение средств краевого бюджета составило более 91 млн. рублей. При этом более 45 млн. рублей не освоено по объектам капитального строительства государственной собственности Краснодарского края ("Водовод от ВНС 3 подъема до ПК 120 Троицкого группового водопровода", "Водовод от ВНС 2 подъема до ВНС 3 подъема Троицкого группового водопровода", "13 скважин на водозаборе Троицкого группового водопровода", "Строительство второй нитки водоводов от РЧВ на горе Чиркова до РЧВ в районе станицы Тамань и резервуаров чистой воды Таманского группового водопровода") в связи с корректировкой проектно-сметной документации, устранением выявленных замечаний, повторным прохождением государственной экспертизы.
Фактами, отрицательно влияющими на эффективность государственных программ, являются поздние сроки принятия порядков государственной поддержки отраслей экономики.
К примеру, порядки по поддержке малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края на 2017 год были приняты только в июле 2017 года, при этом по некоторым видам поддержки существенно изменены условия субсидирования (строительство теплиц, приобретение молодняка кроликов, гусей, индеек).
Также необходимо отметить, что министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края поздно принимались нормативные акты по проведению конкурсных процедур по грантовой поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов на развитие материально-технической базы (приказ министерства о конкурсном отборе N 328 подписан 3 октября 2017 года). Проведение конкурсных процедур несколько раз переносилось, и в итоге конкурсы были проведены 5 декабря и 14 декабря 2017 года. Денежные средства победителям конкурса переведены были только 18-20 декабря 2017 года, что ставит под сомнение фактическое выполнение обязательств кооперативов в соответствии с заключенными соглашениями. При этом в отчете министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края за 2017 год данные целевые показатели отражены как выполненные.
Государственные программы в силу своей комплексности очень восприимчивы к нарушению любого из их элементов. Срыв сроков, невыполнение предусмотренных программных действий в ряде случаев приводят к ситуации, при которой в итоге не только не достигается главная цель программы, но и уже затраченные средства не дают нужной отдачи.
В целом реализация государственных программ в 2017 году позволила добиться значительной концентрации бюджетных средств для решения важных неотложных социальных проблем и достичь существенных результатов во многих отраслях экономики Краснодарского края.
На основании вышеизложенного и в целях повышения эффективности результатов дальнейшей реализации государственных программ Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Признать результаты выполнения государственных программ Краснодарского края в 2017 году удовлетворительными.
2. Отметить недостаточную работу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, департамента строительства Краснодарского края и департамента информатизации и связи Краснодарского края в части неполного использования предусмотренных объемов финансирования и недостижения плановых целевых показателей, определенных государственными программами.
3. Отметить недостаточную работу министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в части подготовки нормативной правовой базы для реализации мер государственной поддержки развития малых форм хозяйствования на селе.
4. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти Краснодарского края, ответственным за реализацию государственных программ:
1) принять меры по устранению выявленных при реализации мероприятий государственных программ в 2017 году недостатков;
2) повысить уровень контроля за выполнением государственных программ;
3) обеспечить полное освоение выделенных средств федерального, краевого и местных бюджетов при равномерном их использовании и достижение плановых значений установленных целевых показателей в 2018 году;
4) обеспечить качество планирования мероприятий государственных программ в целях недопущения неэффективного расходования средств местных бюджетов на подготовку проектно-сметной документации;
5) обеспечить постоянный контроль за своевременным выполнением программных мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края;
6) по итогам каждого квартала 2018 года обеспечить представление в Законодательное Собрание Краснодарского края в установленном порядке отчетов о ходе выполнения государственных программ;
7) обеспечить ежемесячный мониторинг выполнения государственных программ;
8) усилить взаимодействие с профильными постоянными комитетами Законодательного Собрания Краснодарского края при разработке проектов государственных программ и подготовке предложений о внесении изменений в государственные программы;
9) повысить качество и точность предоставляемой информации.
5. Рекомендовать министерству финансов Краснодарского края обеспечить финансирование государственных программ в утвержденных объемах и в сроки, позволяющие своевременно провести необходимые закупки конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и реализовать мероприятия государственных программ.
6. Рекомендовать министерству экономики Краснодарского края обеспечить повышение качества мониторинга, анализа выполнения и оценки результативности реализации государственных программ.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае:
1) принять меры по устранению выявленных при реализации мероприятий государственных программ в 2017 году недостатков;
2) предусматривать в бюджетах муниципальных образований Краснодарского края в полном объеме средства на исполнение расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из краевого бюджета в рамках мероприятий государственных программ;
3) обеспечить полное и своевременное освоение средств федерального и краевого бюджетов, выделенных органам местного самоуправления в Краснодарском крае на решение вопросов местного значения на условиях софинансирования.
8. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края взять под личный контроль организацию своевременного выполнения программных мероприятий и эффективного использования бюджетных средств.
9. Рекомендовать представительным органам муниципальных образований Краснодарского края рассмотреть настоящее постановление на ближайших сессиях и принять меры по обеспечению полного и своевременного освоения бюджетных средств и выполнения мероприятий в рамках государственных программ.
10. Рекомендовать постоянным комитетам Законодательного Собрания Краснодарского края:
1) принимать участие в выездных мероприятиях по контролю за выполнением мероприятий государственных программ, осуществляемых органами исполнительной власти Краснодарского края;
2) ежеквартально осуществлять контроль за выполнением государственных программ на заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания Краснодарского края с участием представителей органов исполнительной власти Краснодарского края (координаторов программ) и представителей муниципальных образований Краснодарского края;
3) ежемесячно осуществлять мониторинг выполнения государственных программ.
11. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике совместно с профильными постоянными комитетами Законодательного Собрания Краснодарского края осуществлять ежемесячный контроль и ежеквартальный контроль за ходом реализации государственных программ.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике.
Председатель Законодательно |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
24 апреля 2018 года
N 419-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 апреля 2018 г. N 419-П "О выполнении государственных программ Краснодарского края в 2017 году"
Настоящее постановление вступает в силу с 24 апреля 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 26 апреля 2018 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 28 апреля 2018 г.