Заслушав и обсудив информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике Н.П. Кравченко об исполнении бюджетов муниципальных образований за 2017 год, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
По итогам 2017 года общий объем доходов местных бюджетов увеличился на 13,8 млрд. рублей, или на 11,2 процента к уровню 2016 года, и составил 136,8 млрд. рублей.
Положительная динамика доходов местных бюджетов обеспечена в основном за счет роста на 12,6 млрд. рублей, или на 20,0 процента, безвозмездных поступлений, сложившихся по итогам 2017 года в объеме 75,9 млрд. рублей. В структуре совокупных доходов местных бюджетов их доля также увеличилась на 4,0 процентных пункта, составив 55,5 процента. При этом доля налоговых и неналоговых доходов сократилась до 44,5 процента.
Рост общего объема безвозмездных поступлений обусловлен двукратным увеличением (на 9,0 млрд. рублей) субсидий, перечисленных из краевого бюджета в сумме 18,3 млрд. рублей, в том числе на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований в рамках реализации государственных программ. Наибольшие суммы субсидий поступили в бюджеты городских округов: город Краснодар (5,9 млрд. рублей), город-курорт Сочи (2,6 млрд. рублей), город Новороссийск (1,0 млрд. рублей), город Армавир (754,4 млн. рублей), город Горячий Ключ (579,5 млн. рублей).
Объем субвенций местным бюджетам на осуществление переданных государственных полномочий вырос на 3,0 процента, или на 1,5 млрд. рублей.
На 16,2 процента, или на 629,5 млн. рублей, увеличена сумма дотаций.
Положительная динамика в большинстве отраслей экономики Краснодарского края, повышение эффективности работы по администрированию бюджетных доходов позволили так же, как и в предыдущем периоде, сохранить рост налоговых доходов местных бюджетов. За отчетный период их объем увеличился на 7,2 процента, или на 3,3 млрд. рублей, и составил 48,7 млрд. рублей.
Неналоговые доходы по итогам 2017 года снизились на 14,8 процента, или на 2,1 млрд. рублей, к уровню 2016 года. Отрицательная динамика сложилась по причинам сокращения поступлений от продажи земельных участков и арендных платежей в связи со значительным объемом их выкупа в 2016 году, а также изменения порядка внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приведенные факторы повлияли на рост общего объема налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, который увеличился относительно 2016 года только на 2,0 процента, или на 1,172 млрд. рублей, и составил 60,8 млрд. рублей.
По итогам 2017 года в бюджеты муниципальных районов налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 17,7 млрд. рублей со снижением относительно прошлого периода на 2,3 процента. В общей структуре доходов муниципальных районов их доля также сократилась на 1,4 процентных пункта и составила 32,0 процента. Эта отрицательная динамика обоснована сокращением поступлений по неналоговым доходам относительно 2016 года на 20,3 процента. При этом прирост налоговых доходов составил только 2,8 процента.
Не достигли уровня 2016 года по поступлению налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет 23 муниципальных района. В Староминском районе сложились наиболее низкие показатели: темп роста составил 77,6 процента, выполнение плана - 96,1 процента.
В бюджетах городских округов налоговые и неналоговые доходы в целом выросли относительно предыдущего периода на 4,5 процента и составили 31,5 млрд. рублей. Наибольший прирост достигнут в муниципальном образовании город-курорт Геленджик (11,1 процента) и был обеспечен более чем на треть неналоговыми поступлениями, в том числе за счет платы по договорам на установку и эксплуатацию нестационарных объектов по оказанию услуг на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, в сумме почти 79 млн. рублей.
На уровень 2016 года не вышли муниципальные образования город-курорт Сочи и город Горячий Ключ, где отмечается снижение налоговых и неналоговых доходов на 3,4 и 9,8 процента соответственно.
По поступлениям налогов, сборов и других платежей в консолидированный бюджет края не достигнут уровень 2016 года в 12 муниципальных районах и одном городском округе (город Горячий Ключ). При этом план по поступлению доходов в консолидированный бюджет края не выполнен только в Староминском и Ленинградском районах - 94,4 процента и 83,4 процента соответственно.
По основным доходным источникам консолидированного бюджета края - налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций в целом обеспечен прирост на 10,8 и 12,9 процента соответственно.
По налогу на доходы физических лиц положительная динамика отмечается по 32 муниципальным районам и по 6 городским округам. Наиболее высокий темп роста сложился в Темрюкском (124,3 процента), Калининском (123,5 процента), Выселковском (115,0 процента) районах, городе Краснодаре (119,2 процента). Среди основных факторов указанной динамики по городу Краснодару и Калининскому району - поступления платежей физических лиц, носящие единовременный характер, по Темрюкскому району - увеличение налогооблагаемой базы по организациям, участвующим в строительстве транспортного перехода через Керченский пролив, по Выселковскому району - ошибочно перечисленный в бюджет района налог в сумме 40 млн. рублей.
Не достигнут уровень поступлений 2016 года в консолидированный бюджет края по налогу на доходы физических лиц с территорий Крымского района (99,7 процента) в связи с завершением инвестиционного проекта ОП ЗАО СТГ "Управление строительством КС Казачья", Кущевского района (94,5 процента), Мостовского района (84,8 процента) и города Горячий Ключ (86,0 процента) вследствие поступления разовых налоговых платежей в 2016 году. В Тимашевском и Усть-Лабинском районах на фоне отрицательной динамики (99,4 и 95,0 процента соответственно) по данному доходному источнику также не выполнены и плановые назначения (99,9 и 99,5 процента соответственно). Основными причинами снижения поступлений по налогу явились: в Тимашевском районе - снятие с налогового учета в связи с расформированием Службы Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю, приведшее к потерям консолидированного бюджета порядка 103,0 млн. рублей, а также сокращение численности работающих по некоторым предприятиям района, в Усть-Лабинском районе - отсутствие в 2017 году разового платежа по НДФЛ от стратегического акционера, сокращение работников в отдельных отраслях.
По налогу на прибыль организаций не достигли уровня 2016 года поступления с территорий городов Горячий Ключ и Краснодар, а также 23 муниципальных района, среди которых по Белоглинскому и Ленинградскому районам отмечается наибольшее сокращение по данному доходному источнику (на 55,4 и 56,4 процента соответственно).
В Ленинградском районе отрицательная динамика по налогу на прибыль организаций сложилась вследствие снижения цен на сахар в ОАО "Сахарный завод "Ленинградский" и розничных цен на продукцию ЗАО "Сыродельный комбинат "Ленинградский", в Белоглинском районе - за счет снижения налогооблагаемой базы в результате капиталовложений крупного налогоплательщика ООО "КДВ Краснодар".
В бюджетах семи районов поступления по налогу на прибыль организаций сократились более чем на 30 процентов.
Отрицательная динамика темпов роста связана с такими факторами, как осуществление возвратов из бюджетной системы излишне уплаченных сумм налогов - в Калининском районе (ООО "Ювикс-Кубань), Новопокровском районе (ООО "Кристалл-Азот") и Крымском районе (АО Газпромнефть-Аэро"), убытки организаций, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков, - в Туапсинском районе, ликвидация отдельных крупных налогоплательщиков (ООО "Прикубанская логистическая компания", ООО "Делимит", ООО "Краснодарье") и снижение объемов производства части крупных плательщиков (ООО "Калининское", ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс") - в Красноармейском и Калининском районе, снижение реализации сахарного предприятия ОАО "Викор" - в Новопокровском районе, сокращение налогооблагаемой базы за счет произведенных расходов по ООО "Маркер", ООО ТК "Грибная компания" в связи с реализацией инвестиционного проекта - в Красноармейском районе.
Рост поступлений налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет края обеспечен с территорий 14 муниципальных районов и 5 городских округов.
Наибольший рост (почти в шесть раз) по доходному источнику обеспечен в Абинском районе за счет платежей от ООО "Абинский электрометаллургический завод" после выхода в отчетном году на полную производственную мощность.
В Щербиновском районе высокий темп роста (202,7 процента) связан с уплатой авансовых платежей АО им. Т.Г. Шевченко и ростом налогооблагаемой базы ООО "Агрофирма "Новощербиновская" в результате продажи акций.
Рост налогооблагаемой базы на предприятиях ООО "Кристалл", ПАО "Хлеб Кубани", ООО "АМТ", ООО "Пивоваренный завод Хадыженский", ООО "Фабрика настоящего мороженого", ООО "Сегмента" и ООО "ССК "Газрегион" обеспечил почти двукратный рост поступлений налога на прибыль организаций в Тимашевском, Апшеронском, Кореновском районах и городе-курорте Сочи.
По налогам на совокупный доход, занимающим в структуре собственных доходов муниципальных районов и городских округов 14,2 процента и 8,9 процента соответственно, по итогам 2017 года положительная динамика поступлений сложилась только в бюджетах городских округов (полпроцента), в бюджетах муниципальных районов сумма по этим доходным источникам снизилась на 6,1 процента.
По единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД) отрицательная динамика поступлений отмечается на протяжении двухлетнего периода. По итогам 2017 года доходы по этому источнику снизились по городским округам на 2,9 процента, по муниципальным районам - на 5,7 процента.
Не достигли уровня 2016 года по поступлению ЕНВД все городские округа, за исключением города-курорта Геленджика, и 32 муниципальных района, среди которых наиболее низкие показатели темпа роста сложились в Курганинском (85,1 процента), Мостовском (85,9 процента), Тихорецком (87,4 процента), Крыловском (87,9 процента), Белоглинском (86,5 процента) районах.
В большинстве муниципальных районов основными причинами снижения поступлений ЕНВД являются сокращение налоговой базы за счет увеличения вычетов по страховым взносам, а также многочисленные случаи снятия с налогового учета (перехода на другие системы налогообложения) налогоплательщиков. Например, в Мостовском, Курганинском, Белореченском, Павловском районах за 2017 год снялись с учета в качестве плательщиков ЕНВД 203, 108, 99 и 45 налогоплательщиков соответственно, в Новороссийске - 21 юридическое лицо и 32 индивидуальных предпринимателя.
Поступления в бюджеты муниципальных районов и городских округов от применения патентной системы налогообложения по итогам отчетного периода составили 130,7 млн. рублей, увеличившись на 27,8 процента, или на 28,4 млн. рублей, в основном за счет роста поступлений в городских округах. Наиболее значительный рост по указанному доходному источнику отмечен в городе Краснодаре - на 10,9 млн. рублей, городе-курорте Геленджике - на 10,3 млн. рублей, городе-курорте Сочи - на 5 млн. рублей.
В муниципальных районах суммы поступлений от применения патентной системы налогообложения остаются незначительными. Вместе с тем в Белоглинском, Тбилисском и Успенском районах, в которых за два предыдущих года не применялась патентная система налогообложения, впервые получены платежи от ее использования. В Брюховецком, Новокубанском и Отрадненском районах за трехлетний период данная система не получила распространения.
Поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), переданного с 1 января 2016 года по нормативу 10 процентов в бюджеты муниципальных районов, в целом составили 442,2 млн. рублей с ростом к 2016 году на 16,8 процента.
Положительная динамика поступлений от УСН сложилась во всех муниципальных районах, за исключением четырех (Кущевский, Ленинградский, Приморско-Ахтарский, Тимашевский районы). В десяти муниципальных районах обеспечен прирост поступлений на 30 и более процентов, наиболее значительный в Курганинском, Брюховецком, Успенском районах - на 62, 46, и 38 процентов соответственно.
В бюджеты городских округов доходы по УСН зачисляются с 1 января 2017 года по нормативу 2,5 процента. Наибольшие суммы налога поступили в бюджеты города Краснодара - 161,7 млн. рублей, города-курорта Сочи - 52,2 млн. рублей, города Новороссийска - 24,2 млн. рублей.
Объем налоговых поступлений по единому сельскохозяйственному налогу (далее также - ЕСХН) в консолидированные бюджеты районов и городских округов по итогам 2017 года снизился на 279,4 млн. рублей, или на 15 процентов, и составил 1,6 млрд. рублей, что в значительной степени обусловлено сокращением доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет снижения цен в отчетном году на произведенную продукцию и оплатой авансовых платежей в предыдущем налоговом периоде.
По городским округам в целом доходы по ЕСХН выросли на 16,4 процента. Только в городе Горячий Ключ они сократились на 45,1 процента.
Не обеспечили положительную динамику поступлений 19 районов. Из них наибольшее сокращение отмечается в Апшеронском районе в связи с отсутствием поступлений и возвратом платежей по итогам уточненных расчетов от ИП Тахмазян, в Павловском районе снижение на 69,3 процента обусловлено значительными поступлениями в предыдущем периоде от сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также переходом на общую систему налогообложения крупных налогоплательщиков ЗАО "Путиловец-Юг" и ООО "Агромаркет", в Темрюкском районе - на 65 процентов за счет снижения прибыли ООО "Фанагория-Агро" и поступлений по результатам камеральной проверки от ООО АФ "Кубань" в 2016 году.
Вместе с тем значительный рост в Северском (303,5 процента), Абинском (171 процент), Белореченском (151,8 процента), Тимашевском (147,4 процента), Красноармейском (145,7 процента) и Лабинском (143,2 процента) районах обеспечен положительными результатами финансово-хозяйственной деятельности наиболее крупных агрохозяйств районов, а также доначислениями по результатам налоговых проверок, проведенных в отчетном периоде.
Имущественные налоги (налог на имущество физических лиц и земельный налог) составляют существенную долю в структуре собственных доходов бюджетов городских округов - 16,4 процента (в 2016 году - 15,6 процента).
По итогам отчетного периода прирост по налогу на имущество физических лиц, обеспеченный в основном за счет увеличения налогооблагаемой базы по налогу в результате применения установленного Минэкономразвития России коэффициента-дефлятора к инвентаризационной стоимости имущества (увеличенного с 1,147 до 1,329), составил 26,4 процента.
Поступления по земельному налогу в бюджеты городских округов в целом выросли в 2017 году на 6,2 процента вследствие переоценки кадастровой стоимости земли, пересмотра ставок налога, погашения недоимки прошлых лет.
Вместе с тем в бюджетах города-курорта Сочи, городов Армавира и Новороссийска отмечается сокращение поступлений по земельному налогу на 8,7, 7,6 и 2 процента соответственно, вызванное переплатой по налогу в 2016 году из-за оспаривания в судебном порядке кадастровой стоимости земли и недопоступлением в 2017 году в связи с произведенными возвратами налога по крупным налогоплательщикам.
По итогам 2017 года общий объем доходов бюджетов поселений вырос относительно предыдущего периода на 9,5 процента и составил 16,8 млрд. рублей. Эта положительная динамика обеспечена ростом безвозмездных поступлений к уровню 2016 года на 30,6 процента, или на 1,2 млрд. рублей. Налоговые и неналоговые доходы в отчетном периоде выросли только на 2 процента - до 11,5 млрд. рублей.
Налоговые доходы бюджетов поселений составили 10,4 млрд. рублей сростом на 3,4 процента, который обеспечен за счет увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц (на 6,2 процента), налогу на имущество физических лиц (на 17,9 процента), земельному налогу (на 10,2 процента).
Отрицательное влияние на динамику поступлений по налоговым источникам оказало сокращение доходов по акцизам на нефтепродукты (на 14,9 процента), ЕСХН (на 16,6 процента).
Неналоговые доходы в бюджетах поселений сложились в сумме 1,2 млрд. рублей со снижением на 8,7 процента, вызванным в основном сокращением поступлений по арендной плате за землю на 9,8 процента, доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 21,1 процента, а также от штрафных санкций, возмещения ущерба на 30,9 процента.
Основные причины снижения указанных поступлений связаны с произведенным пересмотром кадастровой стоимости земель населенных пунктов в сторону уменьшения, снижением платных услуг бюджетных учреждений, разовыми платежами прошлого периода, а также двукратным сокращением сумм административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения в связи с их досрочной уплатой.
Прирост налоговых и неналоговых доходов свыше 10 процентов относительно предыдущего периода смогли обеспечить 149 из 382 поселений (в 2016 году - 270 поселений).
Одновременно по итогам отчетного года более чем вдвое выросло число поселений (с 45 до 107), не достигших прошлогоднего уровня.
Из них наибольшее количество находится в Ленинградском районе - 7 поселений, в Павловском, Мостовском районах - по 6 поселений, в Лабинском, Северском районах - по 5 поселений, в Апшеронском, Гулькевичском, Кореновском, Крымском, Славянском, Отрадненском, Темрюкском и Усть-Лабинском районах - по 4 поселения.
В бюджете Ленинградского сельского поселения по налоговым и неналоговым доходам сложился отрицательный результат в связи с осуществлением возврата земельного налога в сумме 191,1 млн. рублей Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства по решению Арбитражного суда Краснодарского края.
Кроме этого, в Бородинском сельском поселении Приморско-Ахтарского района сокращение доходов на 75,4 процента обосновано значительными суммами поступлений в 2016 году от продажи земельных участков.
Также на 74,3 процента снижены доходы Атаманского сельского поселения Павловского района вследствие перехода на общую систему налогообложения плательщиков единого сельскохозяйственного налога ЗАО "Путиловец-Юг" и ООО "Агромаркет", а также в связи с уменьшением налогооблагаемой базы крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Более чем на 40 процентов сокращены поступления налоговых и неналоговых доходов в Старотитаровском сельском поселении Темрюкского района вследствие возврата ЕСХН по решению суда, в Коржовском сельском поселении Ленинградского района (снижение налогооблагаемой базы по ЕСХН за счет снижения цен на сельскохозяйственную продукцию крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей), в Железном сельском поселении Усть-Лабинского района (поступления в предыдущем периоде разовых налоговых платежей НДФЛ от крупного акционера).
Вместе с тем из 107 поселений, не обеспечивших прошлогодний уровень доходов, в 60 поселениях отмечено снижение доходов менее чем на 10 процентов.
Уровень обеспеченности бюджетов поселений собственными (налоговыми и неналоговыми) доходами на душу населения в 2017 году составил 3610,0 рубля, незначительно превысив показатель прошлого периода (на 1,2 процента, или на 66,8 рубля).
Ниже среднекраевого показателя уровень собственных доходов на душу населения сложился в 216 поселениях (в 2016 году- 239 поселений, в 2015 году - 257 поселений), из которых 30 поселений обеспечивают менее половины данного показателя.
Наиболее низкий уровень обеспеченности зафиксирован в Кубанском сельском поселении Апшеронского района (854,2 рубля) и Моревском сельском поселении Ейского района (1070,0 рубля).
Самые высокие показатели подушевой обеспеченности поселений собственными доходами сложились в Туапсинском районе (в среднем по району - 6283,1 рубля, показатель в Новомихайловском городском поселении - 10579,2 рубля), в Темрюкском районе (в среднем по району - 5841,3 рубля, максимальный показатель в Таманском сельском поселении - 19365,3 рубля), а также в Первомайском сельском поселении Кущевского района - 11500,8 рубля, в Мезмайском сельском поселении Апшеронского района - 10091,1 рубля.
Также высокие показатели обеспеченности отмечены в Покровском сельском поселении Новопокровского района - 9277,2 рубля, Ильинском сельском поселении Кущевского района - 8863,9 рубля, Афипском городском поселении Северского района - 8372,8 рубля.
За отчетный период недоимка по налогам и сборам увеличилась на 7,1 процента, или на 785,9 млн. рублей, и составила на 1 января 2018 года 11,8 млрд. рублей, из которых более половины приходится на города Новороссийск, Сочи и Краснодар (0,9; 2,0 и 3,2 млрд. рублей соответственно).
Рост недоимки в основном вызван начислениями по имущественным налогам физических лиц по сроку - 1 декабря 2017 года.
Более чем на 30 процентов недоимка в консолидированный бюджет края увеличена в Крыловском, Новопокровском, Павловском, Темрюкском, Туапсинском районах. В Тбилисском районе недоимка увеличилась более чем в четыре раза.
Снижение недоимки достигнуто в Абинском, Брюховецком, Ейском, Ленинградском, Мостовском, Приморско-Ахтарском, Тихорецком, Успенском районах и городах Анапе, Армавире.
Если рассматривать динамику недоимки по имущественным налогам физических лиц без новых начислений, то все муниципальные образования добились ее снижения в целом на 41,5 процента. Наибольшее снижение отмечено в Темрюкском районе (на 54,6 процента).
Наибольший прирост недоимки по налоговым доходам, поступающим в бюджеты поселений, отмечен по Новопокровскому (на 92,1 процента), Павловскому (на 71,9 процента), Крыловскому (на 74,0 процента), Белоглинскому (на 57,4 процента) районам.
Самый высокий показатель удельного веса недоимки в общем объеме налоговых доходов бюджетов поселенческого уровня, собираемых на территории поселений, отмечен в целом по поселениям Кавказского, Лабинского, Мостовского, Белореченского, Апшеронского и Ленинградского районов (20,8; 22,0; 24,6; 25,6; 35,5 и 124,6 процента соответственно).
В отдельных поселениях недоимка намного превышает половину суммы налоговых доходов бюджета: 92,9 процента в Кабардинском сельском поселении, 76,59 процента в Кубанском сельском поселении, 76,0 процента в Новополянском сельском поселении, 66,6 процента в Черниговском сельском поселении Апшеронского района, 92,3 процента в Курчанском сельском поселении Темрюкского района.
По итогам 2017 года совокупные расходы бюджетов муниципальных образований Краснодарского края составили 138,0 млрд. рублей с ростом к уровню 2016 года на 12,5 процента.
Такое значительное увеличение объемов бюджетных расходов по сравнению с предыдущими периодами обусловлено ростом сумм субсидий, перечисленных из краевого бюджета, в том числе на строительство, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения, а также на реализацию мероприятий по благоустройству в рамках программы формирования современной городской среды и содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях.
Уровень исполнения годовых бюджетных назначений по расходам составил 96,7 процента.
Среди основных причин недовыполнения утвержденных расходных обязательств - несвоевременная подготовка проектной документации к конкурсным процедурам и заключение муниципальных контрактов в меньшем объеме, а также поздние сроки доведения отдельных видов межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, в том числе на поддержку малых форм хозяйствования в сельскохозяйственном производстве.
Как и в предыдущие годы, финансирование мероприятий социально-культурной сферы является приоритетным направлением расходов местных бюджетов, на долю которого приходится 66,0 процента их общего объема. Расходы по указанному направлению выросли к уровню 2016 года на 12 процентов и составили 91,2 млрд. рублей.
В общем объеме расходов местных бюджетов основную долю составляют расходы на образование (49,0 процента), жилищно-коммунальное хозяйство (11,5 процента), национальную экономику (8,5 процента) и здравоохранение (4,6 процента).
По итогам 2017 года бюджеты муниципальных районов по расходам исполнены на 98,6 процента годовых бюджетных назначений и в суммовом выражении составили 55,9 млрд. рублей (в 2016 году - 53,2 млрд. рублей).
Уровень исполнения расходных бюджетных обязательств ниже среднерайонного показателя (98,6 процента) сложился в 13 муниципальных районах, из них наименьший в Кореновском районе - 92,9 процента, Ленинградском районе - 93,5 процента, Отрадненском районе - 95,0 процента, Крыловском районе - 96,7 процента.
В целом расходы муниципальных районов выросли на 5,2 процента относительно уровня 2016 года.
Наиболее высокий темп роста расходов отмечен по разделам "Физическая культура и спорт" (212,3 процента), "Охрана окружающей среды" (132,0 процента), "Национальная оборона" (120,5 процента), "Культура, кинематография" и "Здравоохранение" (117,0 и 115,0 процента соответственно). Указанный рост обеспечен в основном за счет межбюджетных трансфертов из федерального и краевого бюджетов на строительство малобюджетных спортивных залов шаговой доступности, укрепление материально-технической базы учреждений культуры, повышение уровня средней заработной платы работников муниципальных учреждений в целях выполнения майских указов Президента Российской Федерации. Кроме того, двукратный рост показателя по разделу "Физическая культура и спорт" обусловлен переносом из раздела "Образование" бюджетных ассигнований на содержание учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в связи с изменением их подчиненности.
По разделу "Национальная экономика" расходы бюджетов муниципальных районов в отчетном периоде снижены почти на 30 процентов в связи с уменьшением сумм межбюджетных трансфертов, выделяемых на поддержку личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области сельскохозяйственного производства, при том, что в 2016 году эти поступления обеспечили полуторакратный рост расходов по разделу.
Среди муниципальных образований наиболее высокий темп роста расходов отмечается в бюджетах городских округов - 119,7 процента. Такой существенный рост (при предыдущем двухлетнем снижении) обусловлен увеличением почти в полтора раза сумм межбюджетных трансфертов из средств федерального и краевого бюджетов, в числе которых субсидии на поддержку программ формирования современной городской среды, на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также на реализацию мероприятий по подготовке и организации проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
Расходы городских округов исполнены в сумме 64,8 млрд. рублей, что составляет 96,3 процента утвержденных плановых назначений.
Наиболее низкий уровень исполнения расходных обязательств сложился в городе Краснодаре (94,1 процента) по причине недопоступления субсидий из краевого бюджета в связи с поздними сроками заключения муниципальных контрактов, приостановкой работ по капитальному ремонту и реконструкции автодорог, а также необходимостью корректировки проектной документации по строительству социальных объектов.
Расходная часть бюджетов городских и сельских поселений исполнена в сумме 17,3 млрд. рублей с ростом к уровню 2016 года на 1960,5 млн. рублей, или на 12,8 процента. Выполнение бюджетных назначений составило 92,4 процента.
Заметный рост расходов отмечен по разделам "Национальная экономика" (133,7 процента), "Культура и кинематография" (115,2 процента), "Жилищно-коммунальное хозяйство" (109,8 процента) за счет увеличения суммы субсидий из краевого бюджета на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения, проведение ремонта объектов культуры, комплексное развитие газификации населенных пунктов, осуществление благоустройства территорий, а также в связи с увеличением объема субсидий на дополнительную помощь местным бюджетам для решения социально значимых вопросов местных бюджетов.
По разделам "Охрана окружающей среды" и "Физическая культура и спорт" в отчетном периоде снижение расходов обусловлено значительным их ростом в предыдущем периоде за счет увеличения сумм субсидий на поддержание санитарного состояния территорий, на развитие спортивных сооружений.
В бюджетах поселений расходы на общегосударственные вопросы (управленческие функции) увеличились на 5,3 процента и составили 3,78 млрд. рублей. При этом их доля в общей структуре расходов снизилась с 23,4 (в 2016 году) до 21,8 процента.
Рост расходов на общегосударственные вопросы связан с проведением в 2017 году выборов депутатов советов муниципальных образований и глав поселений.
При этом количество поселений, в бюджетах которых указанные расходы превысили 50 процентов от общего объема расходов, значительно снизилось (с 24 до 12 поселений) в связи с проведенной оптимизацией расходов на органы управления в муниципальных образованиях.
Вместе с этим 19 поселений не обеспечивают собственными налоговыми и неналоговыми доходами свои расходы на управление.
Наибольшее количество таких поселений отмечено в Апшеронском (пять поселений), Лабинском (три поселения), Славянском (три поселения), Отрадненском и Туапсинском (по два поселения) районах. При этом наиболее значительное превышение суммы управленческих расходов над объемом собственных доходов отмечается в Отважненском сельском поселении Лабинского района (в два раза) и Моревском сельском поселении Ейского района (в полтора раза).
По итогам 2017 года суммарный дефицит консолидированных бюджетов муниципальных образований сложился в размере 1,27 млрд. рублей (в 2016 году профицит - 0,3 млрд. рублей).
Бюджеты 219 поселений (в 2016 году - 141), в том числе 22 городских поселений (в 2016 году - 16), исполнены с суммарным дефицитом 493,6 млн. рублей. Профицитный бюджет имеют 163 поселения (в 2016 году - 241).
Суммарный дефицит муниципальных районов составил 373,8 млн. рублей. Количество муниципальных районов, бюджеты которых исполнены с профицитом, снизилось до 14 с 31 в 2016 году.
Бюджеты городских округов в 2017 году в целом исполнены с дефицитом, который в сравнении с показателем 2016 года снизился более чем вдвое и составил 402,5 млн. рублей. Самый высокий дефицит сохраняется в муниципальном образовании город Краснодар - 461,5 млн. рублей (в 2016 году - 1222,0 млн. рублей). С профицитом исполнены бюджеты муниципальных образований города-курорты Сочи, Анапа, Геленджик и город Новороссийск.
В целях покрытия дефицита местного бюджета в 2017 году муниципальными образованиями привлекались заемные средства.
Уровень долговых обязательств муниципалитетов вырос относительно 2016 года почти на 4 процента, или на 806,0 млн. рублей, и по состоянию на 1 января 2018 года составил 21,1 млрд. рублей.
Вместе с тем расходы местных бюджетов на обслуживание муниципального долга в отчетном году снизились на 15,6 процента и составили 1,84 млрд. рублей.
В общем объеме муниципального долга на долю городских округов приходится 74 процента, муниципальных районов - 18,8, городских и сельских поселений - 7,2 процента.
В структуре общего объема долговых обязательств 84,5 процента составляет доля банковских кредитов (в 2016 году- 87,2) на сумму 17,8 млрд. рублей с ростом к прошлому году на 136,2 млн. рублей (по итогам 2016 года рост составлял 1,2 млрд. рублей).
Значительно выросла суммарная задолженность муниципальных образований по бюджетным кредитам - в целом на 73,2 процента, или на 1,2 млрд. рублей, и составила по итогам отчетного периода 2,9 млрд. рублей.
При этом в бюджетах городских округов этот вид обязательств вырос в 2,3 раза, или на 669,7 млн. рублей.
Долг муниципальных районов по бюджетным кредитам в отчетном периоде вырос на 439,3 млн. рублей, или на 74,0 процента (в 2016 году снижение на 12,3 процента).
В разрезе муниципальных образований в отчетном периоде долговые обязательства муниципальных районов в целом выросли на 9 процентов (в 2016 году снижение на 1,6 процента). Значительный прирост долговых обязательств отмечен в Староминском и Ленинградском районах - в два и более раза, в Крымском районе - на 61,6 процента, в Туапсинском и Успенском районах - более чем на 40 процентов, в Кореновском районе - на 30 процентов.
Существенное сокращение долга в основном за счет погашения банковских кредитов достигнуто в Приморско-Ахтарском районе - почти на 70 процентов, в Брюховецком и Выселковском районах - на 49 и 40 процентов соответственно.
По городским округам сумма муниципального долга увеличилась на 1,7 процента (в 2016 году - рост на 7,3 процента).
Среди них наиболее высокий рост отмечен в городах Горячий Ключ и Армавир - 125,9 и 119,3 процента соответственно.
Снижение муниципального долга в основном за счет исполнения муниципальных гарантий достигнуто в городах-курортах Сочи (на 26,4 процента), Геленджик (на 2,6 процента).
Рост муниципального долга поселений замедлился и составил 16,3 процента (в 2016 году рост составлял 44,9 процента).
Среди поселений существенный прирост муниципального долга отмечен в Покровском и Новопокровском сельских поселениях Новопокровского района - в 6,7 и 5,8 раза соответственно, Ленинградском сельском поселении Ленинградского района - в 6,3 раза, Темиргоевском сельском поселении Курганинского района - в 4,4 раза, Журавском сельском поселении Кореновского района - в 3,4 раза, Веселовском сельском поселении Успенского района - в 2,6 раза. В полтора - два раза увеличился объем долга еще в пяти поселениях.
В 2017 году полностью сняты долговые обязательства в 29 муниципальных образованиях, из них в Павловском районе и Шепсинском сельском поселении Туапсинского района - за счет полного погашения банковских кредитов, в 26 поселениях - за счет возврата бюджетных кредитов и в одном поселении - за счет погашения муниципальной гарантии.
По состоянию на 1 января 2018 года муниципальный долг отсутствует у 6 районов и 236 поселений.
В целом на 1 января 2018 года долговая нагрузка на бюджеты муниципальных образований края (сумма муниципального долга к объему налоговых и неналоговых доходов местного бюджета) увеличилась относительно прошлого отчетного периода на 0,7 процента и составила 37,0 процента.
Наиболее высокий уровень долговой нагрузки сложился в бюджетах городских округов: город Горячий Ключ- 118,4 процента (в 2016 году - 86,0 процента) и город Новороссийск- 79,2 процента (в 2016 году - 81,8 процента).
В восьми муниципальных районах уровень долговой нагрузки сложился выше 50 процентов, из них наибольший - в Успенском (95,7 процента), Славянском (83,5 процента), Староминском (77,5 процента) районах.
В отдельных поселениях объем муниципального долга превысил собственные доходы бюджета. Например, вследствие возврата земельного налога в Ленинградском сельском поселении сложились отрицательные значения налоговых и неналоговых доходов, в связи с чем заемные средства превысили собственные более чем в два раза.
Также значительный уровень долговой нагрузки отмечен в Кропоткинском городском поселении (86,0 процента), Тихорецком городском поселении (76,0 процента), Славянском городском поселении (67,4 процента), Новоясенском сельском поселении Староминского района (61,1 процента).
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять к сведению информацию об исполнении бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2017 год.
2. В целях обеспечения финансовой устойчивости местных бюджетов, повышения эффективности использования средств бюджетов и своевременного исполнения расходных обязательств муниципальных образований рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
1) осуществлять мониторинг основных показателей социально-экономического развития муниципального образования, проводить анализ текущей ситуации по отраслям экономики на территории муниципального образования, обеспечивать контроль за выполнением прогнозных показателей развития всех направлений экономики и социальной сферы муниципального образования;
2) обеспечить по итогам 2018 года достижение показателей по поступлениям доходов с территории муниципального образования в консолидированный бюджет края выше уровня 2017 года с учетом выявления и устранения причин снижения темпов роста аналогичных поступлений относительно уровня 2016 года;
3) осуществлять меры по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований, обеспечивать полноту и своевременность поступления платежей в бюджеты муниципальных образований;
4) в целях регулирования налоговой нагрузки для налогоплательщиков налога на имущество физических лиц и земельного налога осуществлять анализ объективности налоговых ставок и целесообразности предоставления отдельным категориям налогоплательщиков налоговых льгот, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в том числе с учетом результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;
5) продолжить осуществление полномочий по развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований в части регулирования налоговой нагрузки на малый бизнес, в том числе оценки эффективности применения корректирующего коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также осуществление мер государственной поддержки предпринимательства;
6) осуществлять межведомственное взаимодействие органов местного самоуправления с налоговыми органами, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, правоохранительными органами, органами исполнительной власти Краснодарского края по выполнению мероприятий, направленных на повышение собираемости доходов, снижение задолженности по налогам, укрепление налоговой дисциплины и привлечение новых объектов налогообложения, выявление фактов ведения предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет в территориальном налоговом органе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в различных отраслях и сферах, в том числе по оказанию услуг по временному размещению и (или) проживанию;
7) во взаимодействии с территориальными подразделениями Управления Федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю ФГУП "Почта России", налоговых органов продолжить проведение мероприятий по вопросам вручения физическим лицам налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов, а также уточнения сведений об актуальных адресах налогоплательщиков;
8) совместно с налоговыми и правоохранительными органами в пределах установленной компетенции организовать работу с населением по регистрации собственниками объектов недвижимости, проводить мероприятия, направленные на осуществление декларирования физическими лицами доходов от продажи недвижимого имущества и сдачи в аренду собственного имущества;
9) совместно с департаментом имущественных отношений Краснодарского края в пределах установленной компетенции обеспечить информирование населения о проведении государственной кадастровой оценки на территории Краснодарского края и ее результатах;
10) активизировать в пределах установленной компетенции работу межведомственных комиссий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края, направленную на сокращение недоимки по платежам в консолидированный бюджет Краснодарского края, в том числе по имущественным налогам, взимаемым с физических лиц;
11) во взаимодействии с налоговыми органами, министерством труда и социального развития Краснодарского края в пределах установленной компетенции осуществлять мероприятия по выявлению граждан, с которыми работодатели не оформили трудовые отношения, и легализации их деятельности, продолжить работу межведомственных комиссий по рассмотрению случаев выплаты "теневой" заработной платы и заработной платы ниже величины прожиточного минимума либо среднеотраслевого уровня;
12) при содействии министерства труда и социального развития Краснодарского края проводить анализ рынка труда, осуществлять мониторинг потребности в кадрах предприятий, расположенных на территории муниципального образования, и координацию работы с работодателями и руководителями хозяйствующих субъектов, направленной на снижение безработицы и социальной напряженности в муниципальном образовании, оказывать содействие в переподготовке кадров, в том числе высвобождаемых работников;
13) проводить анализ поступления неналоговых доходов и инвентаризацию задолженности по неналоговым платежам в бюджет муниципального образования с оценкой темпов изменения;
14) осуществлять обеспечение поступлений платежей от использования и продажи муниципального имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, проводить мероприятия по выявлению и вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков, не используемых или используемых неэффективно, осуществлять учет и контроль своевременного поступления платежей, уточнение невыясненных платежей, проводить усиленную претензионно-исковую работу, связанную с взысканием задолженности по арендной плате, принимать меры по расторжению договоров в случае нарушения арендаторами земельного законодательства в части исполнения условий договора;
15) обеспечить сокращение просроченной кредиторской задолженности муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов муниципальных образований, выполнение утвержденных графиков погашения кредиторской задолженности, в том числе по налогам и страховым взносам во внебюджетные фонды;
16) повысить контроль за соблюдением требований законодательства в сфере закупок при организации и осуществлении закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд;
17) в первоочередном порядке обеспечивать финансированием действующие расходные обязательства;
18) принять меры по снижению долговой нагрузки, урегулированию задолженности по долговым обязательствам муниципального образования;
19) обеспечивать выполнение обязательств, указанных в соглашении, заключенном с министерством финансов Краснодарского края, об условиях предоставления и использования дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений, являющихся получателями дотаций из краевого бюджета.
3. Рекомендовать Контрольно-счетной палате Краснодарского края включить в план работы мероприятия по проверке исполнения бюджетов муниципальных образований Краснодарского края, не обеспечивших в отчетном периоде темпы роста поступлений налоговых и неналоговых платежей выше уровня 2016 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике, постоянный комитет
Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий и постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам имущественных и земельных отношений.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
23 мая 2018 года
N 477-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 мая 2018 г. N 477-П "Об исполнении бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2017 год"
Настоящее постановление вступает в силу с 23 мая 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 30 мая 2018 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 31 мая 2018 г.