Заслушав и обсудив информацию временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея В.А. Тимченко о деятельности Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в 2017 году (далее также - Россельхознадзор), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
За 2017 год специалистами Россельхознадзора, осуществляющими государственный ветеринарный надзор на территории Краснодарского края и Республики Адыгея, проведено 850 проверок, в том числе 100 плановых и 750 внеплановых, из них 12 проверок в отношении физических лиц.
В ходе проведенных проверок выявлено 399 нарушений законодательства в сфере федерального государственного ветеринарного надзора, составлено 766 протоколов об административных правонарушениях с наложением штрафов на сумму 15250 тыс. рублей.
При реализации надзорных функций Россельхознадзор особое внимание уделяет проведению проверок в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по содержанию и разведению свиней, производству и реализации мяса свинины и продуктов его переработки. В 2017 году ветеринарными службами Краснодарского края и Республики Адыгея зарегистрирована и передана в Россельхознадзор информация о возникновении 40 очагов особо опасных и карантинных болезней животных (в том числе 2 очага заболевания африканской чумой свиней, а также 3 инфицированных объекта по заболеванию АЧС).
При проведении мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на территории Краснодарского края Россельхознадзором проведен отбор 2664 проб подконтрольных товаров, из которых 239 по результатам лабораторных исследований, проведенных в федеральном государственном бюджетном учреждении "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - ФГБУ "Краснодарская МВЛ") и других государственных аккредитованных лабораториях Российской Федерации, признаны несоответствующими по показателям безопасности.
В целях предупреждения распространения фальсифицированной мясной и молочной продукции на территории Краснодарского края специалистами Россельхознадзора в отчетном году были отобраны 294 пробы молочной продукции, из которых 96 признаны несоответствующими по составу, и 217 проб мясной продукции, из которых 35 не соответствовали заявленному составу. Производителями большинства мясной и молочной продукции, в которой были выявлены нарушения, были предприятия из других регионов Российской Федерации. Информация по фактам выявленных нарушений направлена в контролирующие организации соответствующих субъектов Российской Федерации для принятия мер реагирования.
По итогам 2017 года в рамках осуществления пограничного ветеринарного контроля специалистами Россельхознадзора была досмотрена 1281 тыс. тонн товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, из них 324 тыс. тонн импортных товаров, 523 тыс. тонн экспортных товаров. Проведен ветеринарный контроль в отношении 6 тыс. тонн транзитных товаров.
В связи с выявленными нарушениями ветеринарного законодательства Российской Федерации и требований Евразийского экономического союза в области ветеринарии в 2017 году было приостановлено движение (задержано) 1215 тонн подконтрольных товаров.
Основную долю от общего количества ввозимой импортной продукции составляют цитрусовые (40 процентов), свежие овощи (18 процентов), картофель (15 процентов), свежие фрукты (14 процентов). В 2017 году отмечается значительное увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2016 года поступлений в Российскую Федерацию свежих фруктов (на 225 процентов), картофеля (на 118 процентов), свежих овощей (на 35 процентов).
По результатам проведенного карантинного фитосанитарного контроля импортной подкарантинной продукции специалистами Россельхознадзора выявлено 12 видов карантинных объектов (в жизнеспособном состоянии) в 324 случаях, что на 8 процентов больше, чем в 2016 году. Карантинные для Российской Федерации объекты, как правило, содержатся в грузах растительного происхождения, поступающих из Турции, Египта, Израиля.
В 2017 году отмечается значительное увеличение ввозимого импортного посадочного материала (рост в 2,3 раза по сравнению с 2016 годом). В рамках мониторинга ввозимого семенного и посадочного материала для исследований на определение генномодифицированных организмов (далее - ГМО) в ФГБУ "Краснодарская МВД" направлено 990 образцов, в том числе 959 образцов семян сельскохозяйственных растений и 31 образец посадочного материала. По результатам исследований в импортном посадочном материале ГМО не обнаружены.
Краснодарский край является одним из основных субъектов Российской Федерации, производящих зерно и продукты его переработки, а также крупнейшим экспортером данной подкарантинной продукции. За последние годы отмечается тенденция к увеличению экспорта зерна и продуктов его переработки через морские порты Краснодарского края. Так, в 2017 году объем экспорта данной подкарантинной продукции увеличился на 52 процента по сравнению с 2016 годом. Продукция отгружена в 65 стран мира. Наиболее крупными импортерами отечественного зерна пшеницы и продуктов его переработки являются Египет, Турция, Италия, Вьетнам, Сирия, Бангладеш, Саудовская Аравия.
Необходимо отметить, что существует ряд проблемных вопросов, связанных с экспортом зерновых культур, возникающих по причине отсутствия в большинстве морских портов Краснодарского края оборудованных должным образом пунктов пропуска подкарантинной продукции и современных оборудованных причалов (особенно в морских портах Ейска и Темрюка).
По причине отсутствия условий для обеззараживания или уничтожения запрещенной к ввозу подкарантинной продукции не проводятся мероприятия по обеззараживанию в морских портах края. На случаи возникновения ситуаций с необходимостью уничтожения зараженной продукции в морских портах не предусмотрены оборудованные места со специальными печами для уничтожения такой продукции. Кроме того, в морских портах пункты пропуска не оборудованы холодильными установками для плодоовощной продукции (за исключением морского порта Новороссийска).
В сфере государственного земельного надзора специалистами управления Россельхознадзора за отчетный период проведено 886 проверок соблюдения земельного законодательства, из них 230 плановых и 656 внеплановых. В рамках проведения данных мероприятий выявлены 606 нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
За 2017 год Россельхознадзором проведены контрольные карантинные фитосанитарные обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, земель населенных пунктов, а также предприятий, осуществляющих хранение и переработку подкарантинной продукции и территорий вокруг них, карантинных объектов на общей площади 373,9 тыс. гектаров. Наиболее распространенное нарушение, выявляемое у землепользователей, - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв. Всего к административной ответственности за отчетный период привлечено 561 лицо, наложены штрафы на сумму 17388,8 тыс. рублей.
В течение 2017 года Россельхознадзором отобрано 363 почвенных образца для исследования на агрохимические показатели и 232 образца на химико-токсикологические исследования. По результатам исследований, проведенных ФГБУ "Краснодарская MBJI", установлено, что в 131 образце, отобранном для исследования на агрохимические показатели, снижены показатели плодородия почв по сравнению с предыдущими турами агрохимического обследования. Кроме того, в 56 образцах, отобранных для химико-токсикологических обследований, выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (нитраты, тяжелые металлы, пестициды).
К наиболее проблемным вопросам, возникающим при осуществлении государственного земельного надзора, следует отнести размещение несанкционированных свалок на землях сельскохозяйственного назначения (за 2017 год выявлено 49 несанкционированных свалок на площади 62,72 гектара), нахождение захоронений (кладбищ) на земельных участках категории "земли сельскохозяйственного назначения" (более 60 случаев), наличие несанкционированных карьеров (в количестве 38 на площади 231,1 гектара), повреждение защитных лесных насаждений (выявлено 82 правонарушения, наложены штрафы за отчетный период на сумму 530 тыс. рублей).
Необходимо отметить, что в крае сложилась негативная ситуация в отношении земельных участков фонда перераспределения земель Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края. Так, 77 участков земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 15659,3 гектара (в Темрюкском, Лабинском районах и городе Горячий Ключ) вследствие их неиспользования заросли сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а также амброзией полыннолистной. Данные земли фактически выведены из сельскохозяйственного оборота.
В последние годы возникла острая проблема с использованием земель сельскохозяйственного назначения, занятых под пастбища. Собственниками и пользователями таких земельных участков не предпринимаются необходимые меры по их расчистке и содержанию в надлежащем состоянии.
Значительное количество земельных участков, находящихся под пастбищами, не отмежеваны и не поставлены на кадастровый учет. Провести контрольно-надзорные мероприятия на таких участках ввиду отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости о данных пастбищах и их правообладателях не представляется возможным.
Необходимо также отметить недостаточное взаимодействие специалистов органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, со специалистами Россельхознадзора (акты проверок по результатам проведения муниципального земельного контроля в Россельхознадзор практически не представляются - в 2016 году представлены 9 актов проверки, в 2017 году - 1 акт проверки, кроме того, отсутствует система согласования проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления муниципального земельного контроля).
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея В.А. Тимченко о деятельности Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея принять к сведению.
2. Рекомендовать Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея:
1) усилить контроль за фитосанитарным состоянием подкарантинных грузов, ввозимых на территорию Краснодарского края, их хранением и обеззараживанием с целью предотвращения проникновения на территорию Краснодарского края и Российской Федерации карантинных объектов;
2) совместно с министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края организовать мониторинг проведения субъектами агропромышленного комплекса края работ по обеззараживанию подкарантинной продукции, емкостей, расположенных на территории элеваторов, масложиркомбинатов, комбикормовых и маслоэкстракционных заводов, складских помещений и цехов, в том числе находящихся на территории сельскохозяйственных организаций;
3) обеспечить контроль за соблюдением организациями (независимо от форм собственности), индивидуальными предпринимателями и гражданами, осуществляющими ввоз, вывоз, хранение, переработку и реализацию продукции растительного происхождения, правовых актов в области карантина растений.
3. Рекомендовать министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края проводить мониторинг соблюдения субъектами агропромышленного комплекса края, осуществляющими прием и заготовку растениеводческой продукции, требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений к состоянию емкостей элеваторов, складских помещений и цехов.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских поселений в Краснодарском крае:
1) организовать системное взаимодействие с Россельхознадзором в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль" по вопросам согласования проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках муниципального земельного контроля, а также обеспечить направление копий актов проверок по результатам проведения муниципального земельного контроля;
2) вести в процессе осуществления муниципального земельного контроля систематическое наблюдение за исполнением требований законодательства в области карантина растений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, осуществляющими деятельность в сфере использования земель.
5. Рекомендовать руководителям организаций (независимо от форм собственности), индивидуальным предпринимателям, гражданам, осуществляющим ввоз, вывоз, хранение, переработку и реализацию продукции растительного происхождения, неукоснительно соблюдать карантинные правила, своевременно проводить профилактические мероприятия по обеспечению надлежащего фитосанитарного состояния в местах хранения и переработки продукции растительного происхождения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по развитию агропромышленного комплекса и продовольствию.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
20 июня 2018 года
N 503-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 20 июня 2018 г. N 503-П "О деятельности Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в 2017 году"
Настоящее постановление вступает в силу с 20 июня 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 2 июля 2018 г.