Заслушав и обсудив информацию руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Р.А. Молдованова о деятельности Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее также - Управление), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
Целями деятельности Управления являются обеспечение экологической и экономической безопасности Российской Федерации, соблюдение рационального, непрерывного, неистощительного, экологически безопасного природопользования, сохранение всех компонентов окружающей среды от деградации и уничтожения, а также выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов, негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении всех видов природопользования.
Управление осуществляет полномочия в сфере федерального государственного экологического надзора, включающего в себя надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельный надзор, надзор в области обращения с отходами, надзор в области охраны атмосферного воздуха, лесной надзор, надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях (далее также - ООПТ) федерального значения, надзор в области охраны и использования ООПТ федерального значения, охотничий надзор на ООПТ федерального значения, надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на ООПТ федерального значения, надзор за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении федерального государственного экологического надзора, пожарный надзор в области семеноводства при осуществлении федерального государственного лесного надзора на землях ООПТ федерального значения, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Основными направлениями деятельности Управления являются повышение эффективности работы систем управления отходами производства и потребления на территории Краснодарского края, обеспечение ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, применение профилактических мер в виде предупреждения правонарушений.
Контрольно-надзорная деятельность Управления является одним из основных направлений работы. Общее количество проведенных проверок в первом квартале 2018 года составило 245, в первом квартале 2017 года - 320. Количество плановых проверок в первом квартале 2018 года также уменьшилось и составило 16 проверок, в первом квартале 2017 года - 22 проверки. Тенденция уменьшения количества проверок обусловлена проводимым курсом по снижению нагрузки на бизнес, обозначенным Президентом Российской Федерации. Однако необходимо отметить, что при снижении количества проводимых проверок их эффективность повысилась. Сумма примененных в первом квартале 2018 года штрафных санкций составила 10194,0 тыс. рублей, тогда как в первом квартале 2017 года были применены штрафы на сумму 7035,0 тыс. рублей.
Также при общем снижении количественных показателей числа проверок следует отметить увеличение количества рассчитанных и предъявленных ущербов, причиненных окружающей среде. Их количество за первый квартал 2018 года составило девять ущербов на общую сумму 162,7 млн. рублей, в первом квартале 2017 года - четыре ущерба на сумму 32,9 млн. рублей. В случае неоплаты ущерба, причиненного окружающей среде, Управлением направляются исковые заявления в суд для принудительного взыскания.
Одним из направлений деятельности Управления является осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Управлением во исполнение полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате за негативное воздействие на окружающую среду совместно с исполнительными органами государственной власти Краснодарского края в течение 2017 года и в первом квартале 2018 года проводилась работа по увеличению охвата плательщиков и повышению дисциплины плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду.
За первый квартал 2018 года перечислены денежные средства от платы за негативное воздействие на окружающую среду во все уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 255976,4 тыс. рублей, из них в краевой бюджет - 102390,6 тыс. рублей, в местные бюджеты - 140787,0 тыс. рублей. За аналогичный период 2017 года перечислены 130000,7 тыс. рублей, из них в краевой бюджет - 52000,3 тыс. рублей, в местные бюджеты - 71500,4 тыс. рублей.
В рамках деятельности Управления по государственной экологической экспертизе и разрешительной деятельности за первый квартал 2018 года организованы и проведены 3 экспертизы объектов федерального уровня контроля и выданы 3 положительных заключения, утверждены 159 нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, 329 нормативов предельно допустимых выбросов, выданы 158 разрешений на выбросы, 23 разрешения на сбросы, утверждены 20 нормативов допустимых сбросов.
Особое внимание Управлением уделялось процедуре лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
За первый квартал 2018 года на территории Краснодарского края Управлением предоставлены 12 лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, переоформлены 5 лицензий. На сегодняшний день в крае всего 619 действующих лицензий, из них 18 лицензий предоставлены на осуществление деятельности по размещению твердых коммунальных отходов.
По результатам мониторинга территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее также - Территориальная схема), в 2017 году и в начале 2018 года специалистами Управления было установлено, что она не соблюдается.
В настоящее время Территориальная схема предусматривает эксплуатацию после 1 января 2017 года 74 лицензированных свалок и полигонов твердых коммунальных отходов. Остальные свалки должны быть закрыты и впоследствии рекультивированы в соответствии с программой ликвидации накопленного экологического вреда.
Однако на территории Краснодарского края из 74 объектов размещения отходов, предусмотренных Территориальной схемой, 14 объектов фактически уже выведены из эксплуатации и частично ликвидированы. При этом эксплуатируются 29 объектов размещения отходов, не включенных в Территориальную схему.
При этом наблюдается устойчивая тенденция к сокращению несанкционированных мест размещения отходов. В частности, в течение 2017 года в Краснодарском крае общее количество объектов размещения отходов по сравнению с 2016 годом сократилось с 203 до 177 (на 12,8 процента). Снижение было достигнуто в результате ликвидации 26 несанкционированных свалок на общей площади 57 гектаров.
Положительные результаты стали следствием работы Управления, направленной на соблюдение органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае требований законодательства в области обращения с отходами.
В рамках федерального государственного лесного надзора на землях ООПТ федерального значения за отчетный период Управлением установлены четыре факта незаконной рубки в границах ООПТ федерального значения.
По фактам незаконной рубки произведены расчеты ущерба на общую сумму 219199,4 тыс. рублей, материалы по ним были направлены в правоохранительные органы. По двум фактам возбуждены уголовные дела по статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Федеральный государственный пожарный надзор в лесах при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Управлением посредством проведения плановых осмотров, обследований, внеплановых проверок, патрулирования лесных участков в границах ООПТ федерального значения.
В рамках подготовки к пожароопасному периоду для своевременного предупреждения, выявления и ликвидации лесных пожаров Управлением налажена система оперативного взаимодействия по оповещению тушения лесных пожаров, а также по мониторингу осуществления работ по ликвидации лесных пожаров.
Кроме того, Управлением проведены внеплановые выездные проверки готовности к пожароопасному периоду дирекций ООПТ федерального значения: федерального государственного бюджетного учреждения "Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова ", федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк", государственного природного заказника федерального значения "Приазовский".
При проведении внеплановой выездной проверки в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк" были установлены нарушения соблюдения требований пожарной безопасности в лесах. В частности, дирекцией не были проведены мероприятия, предусмотренные планом тушения лесных пожаров на территории лесничества Сочинского национального парка на период пожароопасного сезона (в том числе не произведена расчистка вертолетных площадок, не проведено устройство противопожарного водоема).
По вышеназванным фактам федеральному государственному бюджетному учреждению "Сочинский национальный парк" выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
В 2017 году в границах ООПТ федерального значения произошли 6 возгораний, по сравнению с 2016 годом отмечена динамика их уменьшения (в 2016 году зафиксированы 14 возгораний).
Произведены расчеты ущерба от лесных пожаров, он составил 4572,1 тыс. рублей. Материалы направлены в правоохранительные органы.
Во всех случаях Управлением производилось натурное обследование территорий с целью учета повреждений и определения потерь древесины после ликвидации пожара, выявления фактов гибели животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Управлением в рамках федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания проводится регулярный мониторинг особо охраняемых природных территорий федерального значения федерального государственного бюджетного учреждения "Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова", федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк", государственного природного заказника федерального значения "Приазовский", федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Утриш" с целью выявления павших особей дикого кабана и отбора проб для анализа на наличие вируса африканской чумы свиней, а также налажена система оперативного взаимодействия с дирекциями особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Управлением проведена плановая документарная проверка федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк", в ходе которой рассмотрены вопросы организации и осуществления охраны объектов животного мира, ведения государственного учета, государственного кадастра и мониторинга объектов животного мира, государственного охотничьего надзора.
Кроме того, при проведении проверки в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк" установлено, что мониторинг объектов животного мира производится не в полном объеме. По результатам проверки федеральное государственное бюджетное учреждение "Сочинский национальный парк" привлечено к административной ответственности, выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
В области использования и охраны водных объектов проводятся плановые рейдовые осмотры потенциально опасных участков водных объектов и их водоохранных зон в периоды весеннего и осеннего половодья.
Специалистами Управления выявляются факты производства работ в пределах береговой полосы водных объектов, связанных с изменением дна и берегов водного объекта (незаконная выборка полезных ископаемых из русел рек). Виновные лица привлекаются к административной ответственности, специалистами Управления производится расчет вреда, нанесенного водным объектам указанными противоправными действиями.
Также типичным нарушением в области использования водных объектов является несвоевременное получение хозяйствующими субъектами решений и договоров о предоставлении водных объектов в пользование. В целях недопущения самовольного пользования водными объектами Управлением проведен анализ действующих решений и договоров, по результатам которого приняты меры профилактического характера в виде направления предостережений.
Контрольно-надзорные мероприятия Управлением осуществляются с привлечением специалистов федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" в целях контроля качества сточных и природных вод. На основании лабораторных исследований установлено, что основной причиной загрязнения вод является неудовлетворительное состояние централизованных систем водоотведения, в том числе ливневых коллекторов, на территориях муниципальных образований, что является результатом отсутствия системного контроля.
Выявление вышеуказанных фактов нарушений природоохранного законодательства сопровождается не только привлечением к административной ответственности лиц, допустивших правонарушения, но и выдачей предписаний об устранении выявленных нарушений, а также систематическим контролем со стороны инспекторского состава Управления до полного их устранения.
На сегодняшний день в Краснодарском крае 950 лицензий на право пользования недрами подлежат федеральному государственному геологическому надзору.
В рамках федерального государственного геологического надзора Управлением были выявлены типичные нарушения в области использования и охраны недр: невыполнение владельцем лицензий требований по разработке проектных документов на пользование недрами, а также несоблюдение условий лицензий, отсутствие геолого-разведочных работ, оценки эксплуатационных запасов подземных вод и, соответственно, подсчета запасов.
Управлением в первом квартале 2018 года в рамках контрольно-надзорных мероприятий вынесены 14 постановлений о назначении административных наказаний в области геологического надзора и охраны недр, из них по факту безлицензионного пользования - 2 постановления, за нарушения условий лицензии - 10 постановлений, по факту нерационального пользования недрами - 2 постановления.
Общая сумма административного штрафа составила 2377 тыс. рублей, вынесены шесть постановлений с административным наказанием в виде предупреждения.
В сравнении с тем же периодом 2017 года можно отметить снижение нарушений по факту безлицензионного пользования недрами, так как в первом квартале 2017 года были вынесены шесть постановлений по указанному составу, что на четыре постановления больше.
Материалы проверок в отношении должностных лиц направлены в правоохранительные органы с целью принятия решений о возбуждении уголовного преследования.
Управлением проводится работа при оспаривании хозяйствующими субъектами в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах, представлений по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, предписаний, актов проверок и иных актов, решений, действий (бездействия), связанных с контрольно-надзорной деятельностью.
Из вынесенных в 2017 году 1406 постановлений о привлечении к административной ответственности обжалованы 107, что составляет 7,61 процента от вынесенных постановлений. Полностью отменено одно постановление (что составляет 0,07 процента от вынесенных постановлений). Оставлены в силе 75 постановлений, остальные находятся на рассмотрении в судах.
Перечисленных показателей в 2017 году удалось достигнуть в результате планомерной работы по улучшению качества административных материалов, подготавливаемых инспекторским составом, и качества правового сопровождения.
В 2017 году поданы 22 иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, на сумму 497946,7 тыс. рублей, из которых по двум искам в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано в связи с восстановлением в натурном виде ущерба, причиненного окружающей среде, на сумму 4326,0 тыс. рублей. В производстве первой и апелляционной инстанций находятся на рассмотрении 13 исков на сумму 99030,1 тыс. рублей. Оставлены в силе после обжалования в апелляционном порядке судебных актов решения первой инстанции о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, по семи искам на сумму 394590,7 тыс. рублей.
В 2017 году поданы шесть исков о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду на сумму 3437,1 тыс. рублей. Из них в производстве находится четыре иска на сумму 2166,1 тыс. рублей. Оставлено в силе после обжалования в апелляционном порядке решение первой инстанции о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду по двум искам на сумму 1271,0 тыс. рублей.
За первый квартал 2018 года рассмотрены 14 судебных дел, принято одно решение в пользу Управления. Предъявлены два иска о возмещении ущерба в суд на сумму 7306,0 тыс. рублей. Взыскан по искам один ущерб на сумму 9300,0 тыс. рублей.
Учитывая вышеизложенное, а также в целях эффективного обеспечения экологической безопасности и соблюдения экологически безопасного природопользования Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Р.А. Молдованова о деятельности Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея принять к сведению.
2. Рекомендовать Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея:
1) усилить контроль за соблюдением законодательства в области обращения с отходами, в том числе за эксплуатацией объектов размещения отходов, соблюдением лицензионных условий при транспортировке отходов, неукоснительным соблюдением территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
2) активизировать работу по поступлению в федеральный бюджет средств от экологического сбора и выявлению лиц, уклоняющихся от уплаты данного вида платежа;
3) усилить контроль на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения с целью предотвращения незаконной заготовки древесины;
4) усилить контроль за оснащением лесопожарных формирований пожарной техникой, оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
5) обеспечить проведение в летне-осенний период плановых рейдовых мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений при использовании водных объектов, в том числе прибрежной защитной полосы реки Кубань в пределах города Краснодара;
6) провести инвентаризацию выданных министерством природных ресурсов Краснодарского края решений о предоставлении в пользование водного объекта - реки Кубань, организовать предварительные проверки в отношении водопользователей по соблюдению ими условий решений о предоставлении водных объектов в пользование;
7) усилить работу по рациональному использованию и охране недр участков федерального значения, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия с Департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу организовать проведение предварительных проверок соблюдения недропользователями существенных условий лицензий на пользование недрами;
8) обеспечить контроль за соблюдением организациями (независимо от форм собственности), индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований природоохранного законодательства.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма.
Председатель Законодательного Собрания |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
11 июля 2018 года
N 603-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 11 июля 2018 г. N 603-П "О деятельности Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея"
Настоящее постановление вступает в силу с 11 июля 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 17 июля 2018 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 18 июля 2018 г.