Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
приказом министерства
топливно-энергетического комплекса
и жилищно-коммунального хозяйства
Краснодарского края
от 26.09.2018 N 403
Порядок
принятия решения о списании невостребованной кредиторской задолженности
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок списания невостребованной (нереальной к взысканию) кредиторской задолженности (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), приказами Министерства финансов России: от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н), от 6 декабря 2010 года N 162н "Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н), от 30 марта 2015 года N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственных органов), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н).
1.2. Настоящий Порядок определяет:
критерии отнесения кредиторской задолженности к невостребованной для целей бухгалтерского учета;
этапы проведения инвентаризации расчетов;
методологию списания кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, в бухгалтерском учете министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) и подведомственными министерству учреждениями (далее - учреждения);
методологию учета сумм кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами".
1.3. Основными целями Порядка являются:
усиление контроля за состоянием кредиторской задолженности;
недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности министерства и учреждений;
снижение рисков возникновения финансовых потерь;
повышение финансовой устойчивости всех уровней бюджетов бюджетной системы РФ.
2. Основные понятия и определения
2.1. Для реализации настоящего Порядка используются следующие понятия и определения:
Кредиторская задолженность - задолженность министерства и (или) учреждения перед поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), задолженность по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетные фонды, а также задолженность перед физическими лицами по выплате заработной платы и иным выплатам, установленным действующим законодательством.
Просроченная кредиторская задолженность - кредиторская задолженность, срок погашения которой, предусмотренный заключенными гражданско-правовыми договорами, локальными правовыми актами, действующим законодательством, истек.
2.2. Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).
Общий срок исковой давности устанавливается 3 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. 196, 200 ГК РФ).
Для отдельных видов требований ГК РФ установлены специальные сроки исковой давности (сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком) (ст. 725, 797, 966 ГК РФ).
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ст. 200 ГК РФ).
Срок исковой давности и порядок его исчисления не может быть изменен соглашением сторон. С истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок и по дополнительным требованиям (неустойка, пени, штрафы, залог и др.) Основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности устанавливаются ГК РФ и иными законами (ст. 198, 207 ГК РФ).
Течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга:
- признание претензии;
- частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и (или) сумм санкций;
- частичное признание претензии об уплате основного долга;
- уплата процентов по основному долгу;
- изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или рассрочке платежа);
- акцепт инкассового поручения.
Срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (ст. 196 ГК РФ).
2.3. Подписание учреждением - кредитором акта сверки расчетов с контрагентом до истечения срока исковой давности служит доказательством признания долга, течение срока исковой давности по подтвержденному обязательству начинается заново, время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).
Письменное подтверждение долга после того, как срок исковой давности истек, никакого влияния на этот срок уже не оказывает, то есть срок исковой давности не восстанавливается и не продлевается.
3. Критерии отнесения кредиторской задолженности к невостребованной для целей бухгалтерского учета
3.1. Кредиторская задолженность, числящаяся в учете министерства и учреждений в пределах действующих сроков оплаты, выставленных кредитором счетов, считается естественной. Кредиторская задолженность в сумме не предъявленных кредитором требований в течение срока исковой давности, в том числе задолженность, не подтвержденная по результатам инвентаризации кредитором, переходит в разряд задолженности, невостребованной кредитором, или нереальной.
3.2. Основания для признания кредиторской задолженности невостребованной:
- истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения в соответствии с гражданским законодательством (ст. 416 ГК РФ);
- прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
- исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц;
- ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 419 ГК РФ).
Сведения о государственной регистрации юридических лиц и о дате внесения записи о прекращении их деятельности проверяются по ИНН, ОГРН.
4. Этапы проведения инвентаризации расчетов
4.1. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" активы и обязательства подлежат инвентаризации.
Согласно п. 20 Инструкции 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации. Данный порядок регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 года N 49 (далее - Методические указания).
Пунктом 3.48 Методических указаний установлено, что при проведении инвентаризации расчетов инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
4.2. Инвентаризация расчетов проводится в следующие этапы:
1) Издание приказа министра о проведении инвентаризации расчетов (Приложение 1), приказа руководителя учреждения о проведении инвентаризации расчетов (Приложение 1.1).
2) Работа инвентаризационной комиссии по выявлению кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами:
- анализ договоров, контрактов, заключенных с контрагентами, на предмет определения срока исполнения обязательства;
- анализ первичной документации: товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) и др.;
- анализ документации (акты сверки расчетов, гарантийные письма и т.п.), отражающей факты признания либо непризнания учреждением задолженности перед контрагентом, что влечет прерывание срока исковой давности;
- расчет срока исковой давности;
- анализ соответствующих актов государственных органов, исполнительных листов и т.д.;
- иные действия по выявлению кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами.
В состав инвентаризационной комиссии обязательно включается представитель юридического отдела (службы).
3) Оформление результатов инвентаризации.
По результатам инвентаризации расчетов для списания с баланса кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, необходимо оформить следующие документы:
1. Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.0504089 согласно Приказу N 52н).
К инвентаризационной описи расчетов прилагаются документы, подтверждающие возникновение кредиторской задолженности:
- договоры, в которых указаны сроки погашения обязательств министерством и учреждениями;
- товарные накладные;
- акты выполненных работ (оказанных услуг);
- акты инвентаризации задолженности на конец отчетного (налогового) периода;
- акты сверки расчетов, гарантийные письма, почтовые уведомления;
- иные документы.
2. Акт о результатах инвентаризации (ф.0504835 согласно Приказу N 52н) (Приложение 2).
3. Приказ министра о списании кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами (Приложение 3) и приказ руководителя учреждения о списании кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами (Приложение 3.1).
4. Бухгалтерская справка ф. 0504833.
5. Отражение операций по списанию кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, в бухгалтерском учете министерства и учреждений
На основании оформленных документов для отражения операций по списанию кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, оформляются следующие записи на счетах бухгалтерского учета:
Наименование операции |
дебет |
кредит |
Начисление доходов в сумме кредиторской задолженности, списанной с балансового учета, в связи с отсутствием требований кредиторов в период срока исковой давности |
(0) 208 X X 560 (0)301 XX 830 (0) 209 XX 560 (0) 302 X X 830 (0) 303 X X 830* (0) 304 0 2830 |
(0)401 10 173 |
Списанная задолженность, невостребованная кредиторами, принята к учету на забалансовом счете |
20 |
|
* В случае наличия задолженности по счету (0) 303 XX 830 со знаком (-), суммы такой задолженности считать дебиторской задолженностью, списание указанных сумм производить в дебет счета (0) 401 10 173 (273) с одновременным отражением на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов".
6. Учет кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами"
6.1. В соответствии с абз. 1 п. 371 Инструкции N 157н забалансовый счет 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" предназначен для учета сумм непредъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе сумм кредиторской задолженности, не подтвержденных по результатам инвентаризации кредитором.
В соответствии с абз. 2 п. 371 Инструкции N 157н задолженность министерства и учреждений, невостребованная кредитором, принимается к забалансовому учету для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета.
В соответствии с абз. 3 п. 371 Инструкции N 157н списание задолженности министерства и учреждений, невостребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии), в порядке, установленном: для казенных учреждений - министерством - главным распорядителем бюджетных средств (Приложение 5); для бюджетных учреждений, автономных учреждений - актом учреждения в рамках формирования учетной политики.
В соответствии с п. 372 Инструкции N 157н аналитический учет по счету организуется в разрезе видов выплат (поступлений), по которым на балансе министерства, учреждений учитывалась задолженность министерства, учреждения по кредиторам, с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения кредитора и задолженности с целью регистрации принятого денежного обязательства (требования кредитора) и его оплаты.
В соответствии с абз. 2 п. 332 Инструкции N 157н учет по забалансовому счету 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" ведется по простой системе, т.е. без применения метода двойной записи.
В соответствии с абз. 4 п. 371 Инструкции N 157н в случае регистрации министерством, учреждением денежного обязательства по требованию, предъявленному кредитором в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, задолженность министерства, учреждения, невостребованная кредитором, подлежит списанию с забалансового учета и отражению на соответствующих аналитических балансовых счетах учета обязательств.
6.2. Перед списанием задолженности с забалансового учета проводится инвентаризация задолженности, отраженной на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами", по следующим этапам:
1) Издание приказа министра о проведении инвентаризации задолженности, отраженной на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" (Приложение 4), приказа руководителя учреждения о проведении инвентаризации задолженности, отраженной на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" (Приложение 4.1).
2) Работа инвентаризационной комиссии по выявлению сумм задолженности, числящейся на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" для списания с забалансового учета:
- определение срока исковой давности;
- выявление сумм задолженности, по которым предъявлены требования кредиторов.
3) Оформление решения о списании кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, с забалансового учета. По результатам работы инвентаризационная комиссия оформляет Решение о списании кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, с забалансового учета (Приложение 5).
4) Оформление бухгалтерских записей.
В соответствии с решением о списании кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, с забалансового учета на основании бухгалтерской справки ф. 0504833 в бюджетном учете учреждения списание задолженности отражается следующим образом:
Наименование операции |
дебет |
кредит |
Списана с забалансового учета по основаниям, отраженным в решении инвентаризационной комиссии, задолженность, невостребованная кредиторами |
|
20 |
Начальник отдела финансирования |
Л.В. Тишкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.