Заслушав и обсудив информацию директора департамента внутренней политики администрации Краснодарского края Г.А. Москалевой, подготовленную совместно с постоянным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий, о ходе реализации Закона Краснодарского края от 8 августа 2016 года N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений" (далее также - Закон края N 3459-КЗ), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органами местного самоуправления сельских поселений проводится определенная работа по реализации вопросов местного значения.
В Краснодарском крае статусом сельских поселений наделены 352 муниципальных образования. В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельских поселений относятся 13 вопросов местного значения. Законом края N 3459-КЗ за сельскими поселениями дополнительно закреплено 15 вопросов местного значения городских поселений. Таким образом, сельские поселения решают 28 вопросов местного значения.
Законодательным Собранием и администрацией Краснодарского края принимались определенные меры по увеличению объема финансовых средств, направляемых на обеспечение полномочий органов местного самоуправления поселений.
В 2016 году общий объем межбюджетных трансфертов, переданных из краевого бюджета бюджетам поселений на выполнение ими как собственных, так и закрепленных краем полномочий, а также на обеспечение сбалансированности и на выравнивание местных бюджетов, составил 4051,3 млн. рублей, в 2017 году - 5168,7 млн. рублей, в 2018 году на эти цели запланировано направить 7223,6 млн. рублей (с темпом роста 178,3 процента к уровню 2016 года), что обусловлено необходимостью выделения средств краевого бюджета в связи с недостаточностью собственных доходов поселений для решения вопросов местного значения.
Обобщенные результаты анализа практики исполнения сельскими поселениями своих полномочий по решению вопросов местного значения свидетельствуют о том, что наиболее эффективно органы местного самоуправления поселений осуществляют выполнение полномочий в сфере дорожной деятельности, благоустройства территории, в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в сфере организации библиотечного обслуживания населения, создания условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами культуры, в области обеспечения условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения. В то же время такие вопросы местного значения, как содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, являются основополагающими для развития экономики поселений и наполняемости местных бюджетов.
Проведение мероприятий по изысканию резервов налогооблагаемой базы способствовало росту поступлений доходов в местные бюджеты поселений. Налоговые и неналоговые доходы бюджетов поселений в 2017 году составили 11547,8 млн. рублей (темп роста к уровню 2016 года составил 102,0 процента).
Вместе с тем проведенный анализ финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления сельских поселений показал, что на решение отдельных вопросов местного значения сельских поселений в ряде муниципальных районов Краснодарского края за период 2016 - 2018 годов финансовые средства не выделялись.
Так, большинством сельских поселений не осуществлялось финансирование по 9 из 29 вопросов местного значения, среди них:
создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (из 352 поселений финансирование осуществляли 2 поселения Северского района);
создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов (из 352 поселений финансирование осуществляли 3 поселения: 2 поселения Курганинского района и 1 поселение Павловского района);
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении (из 352 поселений финансирование осуществляли 8 поселений: 4 поселения Белореченского района, 1 поселение Славянского района, 3 поселения Тихорецкого района);
предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции (из 352 поселений финансирование осуществляли 9 поселений: 1 поселение Апшеронского района, 2 поселения Калининского района, 1 поселение Каневского района, 2 поселения Крыловского района, 1 поселение Темрюкского района, 1 поселение Тимашевского района, 1 поселение Тихорецкого района);
формирование архивных фондов поселения (из 352 поселений финансирование осуществляли 17 поселений: 3 поселения Абинского района, 1 поселение Крыловского района, 6 поселений Павловского района, 1 поселение Славянского района, 3 поселения Темрюкского района, 1 поселение Тимашевского района, 1 поселение Туапсинского района и 1 поселение Щербиновского района);
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей наводных объектах, охране их жизни и здоровья (из 352 поселений финансирование осуществляли 95 поселений: 4 поселения Абинского района, 5 поселений Динского района, 4 поселения Ейского района, 4 поселения Калининского района, 7 поселений Кореновского района, 1 поселение Новопокровского района, 12 поселений Отрадненского района, 6 поселений Павловского района, 4 поселения Приморско-Ахтарского района, 5 поселений Северского района, 8 поселений Славянского района, 1 поселение Староминского района, 2 поселения Тимашевского района, 8 поселений Тихорецкого района, 7 поселений Туапсинского района, 10 поселений Усть-Лабинского района и 7 поселений Щербиновского района);
оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (из 352 поселений финансирование осуществляли 98 поселений: 4 поселения Абинского района, 7 поселений Брюховецкого района, 3 поселения Гулькевичского района, 7 поселений Ейского района, 1 поселение Кавказского района, 5 поселений Калининского района, 4 поселения Красноармейского района, 2 поселения Крыловского района, 2 поселения Крымского района, 9 поселений Курганинского района, 1 поселение Кущевского района, 1 поселение Лабинского района, 1 поселение Ленинградского района, 10 поселений Новокубанского района, 11 поселений Павловского района, 1 поселение Приморско-Ахтарского района, 6 поселений Северского района, 8 поселений Темрюкского района, 10 поселений Тихорецкого района, 3 поселения Туапсинского района, 2 поселения Усть-Лабинского района);
создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (из 352 поселений финансирование осуществляли 126 поселений: 1 поселение Абинского района, 6 поселений Белореченского района, 3 поселения Брюховецкого района, 5 поселений Выселковского района, 11 поселений Гулькевичского района, 1 поселение Динского района, 1 поселение Ейского района, 4 поселения Калининского района, 1 поселение Каневского района, 4 поселения Кореновского района, 1 поселение Крыловского района, 7 поселений Крымского района, 8 поселений Курганинского района, 5 поселений Кущевского района, 1 поселение Лабинского района, 4 поселения Мостовского района, 5 поселений Новокубанского района, 7 поселений Новопокровского района, 13 поселений Отрадненского района, 10 поселений Павловского района, 11 поселений Славянского района, 1 поселение Темрюкского района, 2 поселения Тимашевского района, 10 поселений Тихорецкого района, 2 поселения Туапсинского района, 1 поселение Усть-Лабинского района, 1 поселение Щербиновского района);
осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения (из 352 поселений финансирование осуществляли 149 поселений: 3 поселения Абинского района, 3 поселения Апшеронского района, 1 поселение Брюховецкого района, 7 поселений Динского района, 6 поселений Кавказского района, 4 поселения Калининского района, 8 поселений Кореновского района, 5 поселений Красноармейского района, 5 поселений Крыловского района, 6 поселений Крымского района, 6 поселений Кущевского района, 2 поселения Лабинского района, 3 поселения Ленинградского района, 9 поселений Мостовского района, 3 поселения Новокубанского района, 7 поселений Новопокровского района, 10 поселений Отрадненского района, 4 поселения Павловского района, 8 поселений Приморско-Ахтарского района, 1 поселение Северского района, 5 поселений Славянского района, 3 поселения Тбилисского района, 9 поселений Темрюкского района, 10 поселений Тихорецкого района, 5 поселений Туапсинского района, 10 поселений Усть-Лабинского района, 6 поселений Щербиновского района).
При этом органами местного самоуправления отдельных сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, заключались соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджеты муниципальных районов.
В 2016 - 2018 годах наибольшее количество соглашений по передаче вопросов местного значения среди сельских поселений реализовывалось в сфере организации библиотечного обслуживания населения в части комплектования библиотечных фондов библиотек поселения (с 59 соглашений в 2016 году до 66 соглашений в 2018 году), в сфере организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (с 27 соглашений в 2016 году до 44 соглашений в 2018 году), в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (15 соглашений в 2016 - 2018 годах). Кроме того, сельскими поселениями заключено 54 соглашения по отдельным вопросам местного значения.
За девять месяцев 2018 года 143 сельскими поселениями и муниципальными районами заключены 179 соглашений.
Следует отметить, что за годы реализации Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений стали самостоятельно исполнять больший объем полномочий, сократилось количество случаев их передачи для осуществления муниципальными районами. Если в 2014 году в 3 муниципальных районах (Отрадненский, Приморско-Ахтарский и Тимашевский районы) поселения самостоятельно решали все вопросы местного значения, то в 2018 году уже в 12 муниципальных районах (Белоглинский, Брюховецкий, Выселковский, Калининский, Каневской, Кореновский, Крыловский, Ленинградский, Отрадненский, Павловский, Тимашевский и Щербиновский районы).
Учитывая вышеизложенное, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию директора департамента внутренней политики администрации Краснодарского края Г.А. Москалевой о ходе реализации Закона Краснодарского края от 8 августа 2016 года N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений" принять к сведению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений Краснодарского края обеспечить самостоятельное осуществление сельскими поселениями полномочий, не передавая их для исполнения на районный уровень.
3. Рекомендовать представительным органам сельских поселений ежегодно заслушивать на сессиях представительных органов сельских поселений информацию глав сельских поселений о ходе реализации Закона края N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений" по итогам очередного финансового года.
4. Рекомендовать департаменту внутренней политики администрации Краснодарского края совместно с отраслевыми органами исполнительной власти Краснодарского края:
1) в I квартале 2019 года провести анализ заключенных между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов соглашений о передаче осуществления части полномочий поселений по решению вопросов местного значения;
2) во II квартале 2019 года обобщить предложения органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае по закреплению за сельскими поселениями вопросов местного значения.
5. Рекомендовать министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края совместно с министерством финансов Краснодарского края рассмотреть вопрос об увеличении объемов субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств по организации водоснабжения населения и водоотведения в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" в 2019 - 2021 годах.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления сельских поселений своевременно подавать заявки для участия в мероприятиях государственных программ Краснодарского края, направленных на обеспечение электро-, тепло-, газо-, водоснабжением и водоотведением населенных пунктов.
7. Рекомендовать министерству гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов Краснодарского края изучить причины передачи отдельными сельскими поселениями вопроса местного значения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и оказать содействие органам местного самоуправления сельских поселений в исполнении данного полномочия ими самостоятельно.
8. Рекомендовать министерству культуры Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов Краснодарского края оказать содействие органам местного самоуправления сельских поселений по организации библиотечного обслуживания населения в части комплектования библиотечных фондов библиотек поселения ими самостоятельно.
9. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий совместно с департаментом внутренней политики администрации Краснодарского края по итогам первого полугодия 2019 года провести мониторинг выполнения органами местного самоуправления и отраслевыми органами исполнительной власти Краснодарского края настоящего постановления.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
11 декабря 2018 года
N 826-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 11 декабря 2018 г. N 826-П "О ходе реализации Закона Краснодарского края "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений"
Настоящее постановление вступает в силу с 11 декабря 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 18 декабря 2018 г.