Заслушав и обсудив информацию заместителя министра труда и социального развития Краснодарского края С.П. Гаркуши о реализации на территории Краснодарского края законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае проводят определенную работу по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях реализации вышеуказанного Федерального закона в Краснодарском крае сформирована необходимая нормативная правовая база: приняты Закон Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 года N 1450-КЗ "О специализированном жилищном фонде в Краснодарском крае", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2013 года N 384 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N 964 утверждена государственная программа Краснодарского края "Дети Кубани", предусматривающая ежегодное бюджетное финансирование мероприятий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" органы местного самоуправления в Краснодарском крае наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
Контроль за исполнением указанных полномочий возложен на министерство труда и социального развития Краснодарского края, которое является уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее также - список).
До 2013 года дети-сироты обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма. Финансирование на указанные цели до 2008 года было незначительным, в 2009 году оно возросло в 11 раз. За период с 2008 года по 2012 год на приобретение жилья для детей-сирот из краевого и федерального бюджетов были выделены средства в сумме 2 млрд. 768 млн. рублей, за счет которых жилье получили 2749 детей-сирот.
В 2009 году в крае стал применяться новый подход к обеспечению жильем детей-сирот: началось массовое строительство многоквартирных домов, предназначенных только для детей-сирот, в том числе по быстровозводимым технологиям. За период с 2009 года по 2012 год было построено 27 многоквартирных домов (756 квартир).
В соответствии с федеральным законодательством с января 2013 года детям-сиротам предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Заявление о включении в список подается в органы местного самоуправления по достижении гражданами этой категории возраста 14 лет.
Следует отметить, что благоприятные природно-климатические условия, возможность трудоустройства и решения жилищных проблем делает Краснодарский край миграционно привлекательным регионом. В связи с этим в край из других субъектов Российской Федерации постоянно прибывают относящиеся к категории детей-сирот граждане, которые регистрируются по месту пребывания или месту жительства и обращаются в органы местного самоуправления в Краснодарском крае с заявлениями о включении в список на предоставление жилья. Только за последние три года в список включено 1203 таких гражданина.
С 2013 года в Краснодарском крае на обеспечение жильем детей-сирот выделено 8 млрд. 831 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета - 6 млрд. 675 млн. рублей и из федерального бюджета - 1 млрд. 324 млн. рублей.
За счет выделенных средств муниципальными образованиями края приобретено (построено) 6147 жилых помещений для детей-сирот, из них в 2013 году - 1755, 2014 году - 1989, 2015 году - 1150, 2016 году - 431, 2017 году - 577 и 2018 году - 657, в том числе за счет экономии средств, образовавшейся по результатам торгов, было приобретено дополнительно 22 жилых помещения (Лабинский район - 10 помещений, Отрадненский район - 8 помещений, по 1 помещению - в городе Новороссийске, Каневском, Новопокровском, Приморско-Ахтарском районах).
При этом органами местного самоуправления было предоставлено детям-сиротам с их согласия 121 жилое помещение в других населенных пунктах, а не в населенном пункте по месту жительства (Темрюкский район - 22 помещения, город Горячий Ключ и Гулькевичский район - по 15, Туапсинский район - 14, город Армавир - 12, город-курорт Сочи и Усть-Лабинский район - по 11, Новокубанский район - 10, Кореновский район - 6, Брюховецкий район - 5).
Начиная с 2018 года, с целью более эффективной социальной адаптации детей-сирот по месту жительства стала вводится практика приобретения для них отдельных квартир в многоквартирных домах, а не строительства многоквартирных домов, жилые помещения в которых предоставлялись только детям-сиротам.
В сельских населенных пунктах жилые помещения, как правило, предоставляются детям-сиротам в коттеджных (индивидуальных) домах либо в домах блокированного типа. За период с 2013 года по 2018 год приобретено 575 таких жилых помещений, в том числе в Лабинском районе - 172, Новокубанском районе - 100, Тихорецком районе - 64, Мостовском районе - 52, Крымском районе - 46, Курганинском районе - 40, Каневском районе - 36.
Такой подход приобретает особую важность в условиях изменившегося федерального законодательства, установившего ограничение по количеству квартир в многоквартирном доме, приобретаемых для детей-сирот (не более 25 процентов).
Вместе с тем в работе органов местного самоуправления можно отметить следующие основные недостатки.
Недостаточно внимания уделяют органы местного самоуправления большинства муниципальных образований качеству подготовки документов, необходимых для включения детей-сирот в список. С 2016 года министерством труда и социального развития Краснодарского края были возвращены на доработку органам местного самоуправления 1724 учетных дела детей-сирот, в том числе по причинам отсутствия документов на жилые помещения, права на которые не зарегистрированы, использования недостоверных или неполных сведений при установлении факта невозможности проживания граждан в ранее занимаемых помещениях, технических ошибок. Например, в 2016 году органам местного самоуправления Ейского района на доработку было возвращено 34,2 процента от количества поступивших учетных дел, в 2017 году органам местного самоуправления Щербиновского района - 56,5 процента, в 2018 году органам местного самоуправления Абинского района - 66,7 процента.
Около 40 процентов муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот заключаются в IV квартале финансового года, что приводит к риску незаселения детей-сирот в жилые помещения до конца соответствующего финансового года. Это характерно для таких муниципальных образований, как город-курорт Сочи, Апшеронский район и Курганинский район.
Кроме того, имеются случаи завышения органами местного самоуправления начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для детей-сирот. Такие факты были выявлены в муниципальных образованиях Новопокровский, Кущевский и Усть-Лабинский районы.
Некоторые органы местного самоуправления недостаточно качественно обследуют жилые помещения, приобретаемые на вторичном рынке, что приводит к дополнительным расходам местных бюджетов на устранение выявленных скрытых дефектов. Такое неэффективное расходование средств муниципальных бюджетов имеет место в Кущевском районе (из семи жилых помещений, приобретенных в 2016 году, дефекты выявлены в трех), в Новопокровском районе (из семи жилых помещений, приобретенных в 2017 году, дефекты выявлены в шести).
Недостаточное внимание отдельные органы местного самоуправления уделяют мониторингу рынка жилой недвижимости на территории муниципального образования и практически не пользуются правом предоставления жилых помещений детям-сиротам с их согласия в других муниципальных образованиях Краснодарского края.
Некоторые органы местного самоуправления несвоевременно выполняют обязанности по заключению договоров на содержание жилых помещений в многоквартирных домах, что влечет за собой снижение качества содержания общего имущества в доме и негативно влияет на санитарно-техническое состояние многоквартирного дома в целом. Например, в муниципальных образованиях Крыловский и Щербиновский районы договоры на содержание жилых помещений, предоставленных детям-сиротам в 2015 - 2017 годах, были заключены только в 2018 году.
Отмечается низкий уровень проведения органами местного самоуправления разъяснительной работы с детьми-сиротами по вопросу необходимости содержания в надлежащем порядке предоставленных им жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и соблюдения в целом условий договора найма специализированного жилого помещения. Это привело к тому, что с 2016 года имели место 52 случая повреждения детьми-сиротами предоставленных им жилых помещений. Например, в Кореновском районе - 13, городе Горячий Ключ - 6, Староминском районе - 5, Павловском и Темрюкском районах - по 4, Динском и Лабинском районах - по 3.
За этот же период установлено 128 случаев сдачи детьми-сиротами специализированных жилых помещений в поднаем, с 64 детьми-сиротами договоры найма специализированного жилого помещения были расторгнуты (в том числе с 11 - в судебном порядке) в связи с невыполнением ими условий договоров (непроживание или сдача в поднаем предоставленного жилого помещения, его порча, наличие задолженности по оплате коммунальных услуг и другие нарушения).
Необходимо отметить, что по состоянию на 20 ноября 2018 года в списке находится 10002 человека, из них правополучателей (лица в возрасте 18 лет и старше) - 6644 человека. При этом прогнозная численность правополучателей на 31 декабря 2019 года составит 7134 человека, для обеспечения жильем которых необходимы средства в размере 9 млрд. 234,2 млн. рублей.
Учитывая потребность в финансировании мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот, администрацией Краснодарского края и Законодательным Собранием Краснодарского края в проекте закона Краснодарского края "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на указанные цели предусмотрено 1 млрд. 739 млн. рублей, в том числе 1 млрд. 500 млн. рублей из краевого бюджета (что в два раза больше, чем в 2018 году). За счет указанных средств планируется обеспечить жилыми помещениями 1344 человека.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию заместителя министра труда и социального развития Краснодарского края С.П. Гаркуши о реализации на территории Краснодарского края законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принять к сведению.
2. Рекомендовать министерству труда и социального развития Краснодарского края:
1) усилить контроль за исполнением муниципальными образованиями Краснодарского края отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот;
2) продолжить оказание консультативной и методической помощи органам местного самоуправления в Краснодарском крае по вопросам формирования списков детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
3. Предложить министерству финансов Краснодарского края предусматривать финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в объеме, позволяющем ежегодно сокращать число правополучателей, состоящих в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае:
1) принять меры по повышению качества подготовки документов при формировании учетных дел детей-сирот для включения их в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями;
2) проводить конкурсные процедуры по закупке жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не позднее II квартала финансового года;
3) принять меры по повышению качества обследования приобретаемых на вторичном рынке жилых помещений для детей-сирот с целью выявления скрытых дефектов;
4) проводить всесторонний мониторинг рынка жилой недвижимости не только в соответствующем муниципальном образовании, но и в целом по Краснодарскому краю с целью обеспечения жильем детей-сирот на территории других муниципальных образований;
5) производить расчет начальной (максимальной) цены муниципального контракта на приобретение жилых помещений для детей-сирот с учетом средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории муниципального образования;
6) принять меры по своевременному заключению договоров на содержание специализированных жилых помещений, предоставленных детям-сиротам, в многоквартирных домах;
7) усилить разъяснительную работу с детьми-сиротами о необходимости содержания в надлежащем порядке предоставленных им жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и соблюдения в целом условий договоров найма специализированных жилых помещений;
8) усилить контроль за целевым использованием и санитарным состоянием жилых помещений, предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.
5. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства подготовить обращение в Правительство Российской Федерации по вопросу увеличения финансирования из федерального бюджета мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот, учитывая значительное количество детей-сирот, прибывших в Краснодарский край из других субъектов Российской Федерации.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
11 декабря 2018 года
N 849-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 11 декабря 2018 г. N 849-П "О реализации на территории Краснодарского края законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Настоящее постановление вступает в силу с 11 декабря 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 18 декабря 2018 г.