Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
распоряжением главы
администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 28.09.2018 N 255-р
Программа
оздоровления государственных финансов Краснодарского края
Программа оздоровления государственных финансов Краснодарского края (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1325 "О дополнительных условиях и порядке проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 мая 2018 года N 112-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской федерации" и Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Краснодарского края от 5 февраля 2018 года N 01-01-06/06-22", а также в целях актуализации и систематизации реализуемых в Краснодарском крае мероприятий по повышению эффективности управления государственными финансами Краснодарского края.
1. Итоги реализации мероприятий по повышению эффективности управления государственными финансами Краснодарского края и текущая ситуация в данной сфере
Повышение эффективности управления государственными финансами Краснодарского края является важнейшей частью бюджетной политики Краснодарского края.
В 2002 - 2004 годах была реализована программа реформирования управления региональными финансами в Краснодарском крае (утверждена постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 30 июля 2002 года N 1601-П).
В 2005 - 2008 годах работа по совершенствованию бюджетного процесса была продолжена в рамках административной и бюджетной реформ, проводимых на федеральном уровне. В 2009 - 2010 годах была реализована Программа реформирования региональных финансов Краснодарского края на 2009 - 2012 годы (утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 октября 2009 года N 884), в 2010 - 2012 годах - Программа по повышению эффективности расходов краевого бюджета на период до 2012 года (утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 декабря 2010 года N 1245).
В 2013 - 2018 годах реализовался план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Краснодарского края (утвержден распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 января 2013 года N 4-р).
С 2014 года реализуется Программа повышения эффективности управления государственными финансами Краснодарского края на период до 2018 года (утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 августа 2014 года N 865).
Для обеспечения роста доходного потенциала Краснодарского края:
ежегодно осуществляется разработка и реализация плана мероприятий, направленных на увеличение наполняемости доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края (с 1997 года);
реализуются меры по координации деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края, а также организации взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края при разработке и реализации мероприятий по наполнению доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края, в том числе за счет снижения числа граждан, не оформивших трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации, погашения задолженности по платежам в консолидированный бюджет Краснодарского края (с 2016 года);
ежегодно проводится оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (с 2011 года), по результатам которой отменены неэффективные (невостребованные) налоговые льготы (пониженные налоговые ставки);
реализован План по устранению с 1 января 2018 года неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) (в 2017 году) (утвержден распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 июня 2017 года N 204-р).
По объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Краснодарский край по итогам 2017 года занял пятое место среди субъектов Российской Федерации (по итогам 2016 года - шестое место, 2015 года - седьмое место).
Удельный вес дотации Краснодарскому краю на выравнивание бюджетной обеспеченности в доходах краевого бюджета составлял от 1,7% в 2013 году до 4,9% в 2010 году. При этом за последние 7 лет удельный вес дотации Краснодарскому краю на выравнивание бюджетной обеспеченности в доходах краевого бюджета уменьшился в 1,3 раза (с 4,9% в 2010 году до 3,8% в 2017 году).
Таблица N 1
Динамика
основных параметров консолидированного бюджета Краснодарского края и краевого бюджета в 2010 - 2017 годах
(млрд рублей)
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|
Консолидированный бюджет Краснодарского края |
доходы |
168,6 |
216,4 |
244,9 |
219.4 |
232.9 |
236,8 |
263.3 |
296.9 |
налоговые и неналоговые доходы |
127.0 |
149,6 |
174,0 |
185,2 |
199,8 |
199,9 |
229.6 |
252.6 |
|
расходы |
182,5 |
226,5 |
278,6 |
270,0 |
259,8 |
254,0 |
260.9 |
279.4 |
|
дефицит;-)/профицит(+) |
|
-10,1 |
-33,7 |
-50,6 |
-26,9 |
-17,2 |
2.4 |
17.5 |
|
Краевой бюджет |
доходы |
125,3 |
168,2 |
197,5 |
166,9 |
182,8 |
184,7 |
203.6 |
235.7 |
налоговые и неналоговые доходы |
83,8 |
101,4 |
126,3 |
131,8 |
147,0 |
147.3 |
170,0 |
191.7 |
|
дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности |
6,2 |
8Л |
4,9 |
2,8 |
5,0 |
4,8 |
6,4 |
8.9 |
|
расходы |
136,1 |
176,5 |
229,8 |
213,1 |
203,4 |
197.0 |
201,5 |
217.0 |
|
дефицит(-)/профицит(+) |
-10,8 |
-8,3 |
-32,3 |
-46,2 |
-20,6 |
-12,3 |
2,1 |
18.7 |
За последние 7 лет объем расходов на финансирование социальной сферы увеличился в объеме расходов консолидированного бюджета Краснодарского края на 6,6 процентного пункта (с 60,9% в 2010 году до 67,5% в 2017 году), в объеме расходов краевого бюджета - на 13,9 процентного пункта (с 57,7% в 2010 году до 71,6% в 2017 году).
Это обусловлено в первую очередь увеличением расходов на повышение оплаты труда работников социальной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Средняя заработная плата по всем основным категориям работников социальной сферы в 2017 году в Краснодарском крае сложилась выше, чем в среднем по Южному федеральному округу.
В целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета в условиях ограниченности доходов краевого бюджета, оказания своевременно и в необходимых объемах государственных услуг, включая все виды социальной поддержки населения, установленные законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, проводится оптимизация расходов краевого бюджета. Так, в 2016 году:
приостановлено финансирование расходов краевого бюджета, не носящих первоочередного характера; не допускалось принятия новых расходных обязательств Краснодарского края;
приостановлены операции на лицевых счетах получателей средств краевого бюджета по постановке на учет принятых после 30 сентября 2016 года бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, подлежащих исполнению в 2016 году в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств (с 3 октября 2016 года);
реализованы мероприятия по оптимизации, экономии средств, в том числе при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края;
приостановлено (запрещено) размещение закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края, не носящих первоочередного характера и (или) не связанных с угрозой жизни и здоровью граждан;
мероприятия всех государственных программ Краснодарского края пересмотрены на предмет целесообразности их реализации - объем оптимизации расходов краевого бюджета составил 1,6 млрд рублей;
приняты решения о переводе 70 государственных бюджетных и автономных учреждений Краснодарского края в казенные;
сокращены расходы на финансирование государственных учреждений Краснодарского края, не отнесенных к социальной сфере, на 166 млн рублей;
сокращены расходы на оплату труда и материальные затраты органов государственной власти Краснодарского края.
В 2017 - 2018 годах оптимизация расходов проводится (проведена) в рамках:
Программы оптимизации расходов краевого бюджета на 2017 - 2019 годы (утверждена распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2017 года N 97-р) - объем оптимизации расходов краевого бюджета за 2017 год составил 3,6 млрд рублей;
Плана по отмене с 1 января 2018 года установленных расходных обязательств Краснодарского края, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (утвержден распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 июня 2017 года N 203-р) - объем бюджетного эффекта составил 209,0 млн рублей.
Проводится работа по повышению эффективности предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края:
применяется механизм перечисления межбюджетных трансфертов, предоставляемых из краевого бюджета в бюджеты муниципальных образований Краснодарского края в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов (в 2015 году - по шести видам субвенций; с 2016 года - в отношении всех межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение);
устанавливается срок распределения субсидий между муниципальными образованиями Краснодарского края (с 2016 года);
устанавливаются условия предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Краснодарского края, выделяемых из краевого бюджета (с 2017 года);
уточнены подходы к определению уровня софинансирования из краевого бюджета расходного обязательства муниципального образования Краснодарского края с использованием уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования Краснодарского края в пределах одной из трех групп, а также порядок перечисления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Краснодарского края - в доле, соответствующей уровню софинансирования расходного обязательства муниципального образования, установленному соглашением (с 2018 года);
проводится оценка качества управления муниципальными финансами (организации и осуществления бюджетного процесса) в муниципальных образованиях Краснодарского края (начиная с итогов за 2009 год);
постоянно совершенствуется процесс межбюджетного регулирования в Краснодарском крае - в части уточнения методики расчета, распределения и условий предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Краснодарского края; изменения нормативов отчислений в доходы бюджетов муниципальных образований Краснодарского края от отдельных видов доходных источников, зачисляемых в краевой бюджет; уточнения правил и порядка предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края.
В целях поэтапного сокращения долговой нагрузки и объема государственного долга Краснодарского края в 2013 - 2018 годах реализовался план мероприятий по сокращению государственного долга Краснодарского края (утвержден распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 января 2013 года N 4-р).
Таблица N 2
Динамика
показателей государственного долга Краснодарского края и долговой нагрузки в 2010 - 2017 годах (факт)
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Объем государственного долга Краснодарского края, млрд рублей |
23,1 |
39,9 |
73.9 |
119,2 |
136.3 |
145.3 |
150,0 |
149.1 |
Обязательства по кредитам кредитных организаций и государственным ценным бумагам Краснодарского края, млрд рублей |
13,1 |
17,8 |
35,4 |
56.6 |
61.0 |
67.5 |
74.9 |
67.6 |
Долговая нагрузка, %* |
27,6 |
39,3 |
58,5 |
90,4 |
92.7 |
98.6 |
88,2 |
77.8 |
_______________________________________
* Отношение объема государственного долга Краснодарского края к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.
До 2009 года Краснодарский край имел один из самых низких уровней государственного долга среди субъектов Российской Федерации, что обеспечило высокую кредитоспособность и приемлемые условия заимствований в последующие годы. В 2010 - 2015 годах объем государственного долга Краснодарского края существенно увеличился, что обусловлено осуществлением значительных расходов на подготовку и проведение XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года, гонок серии "Формула-1 а также ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Краснодарского края.
При этом объем государственного долга Краснодарского края оставался на безопасном уровне и не превышал предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Кроме того, начиная с 2011 года удельный вес рыночных заимствований Краснодарского края (обязательств по кредитам кредитных организаций и государственным ценным бумагам Краснодарского края) в объеме государственного долга Краснодарского края не превышал 50% (составлял от 44,6% в 2011 году до 49,9% в 2016 году), что обеспечивало безопасность управления долговыми обязательствами Краснодарского края.
Учитывая инвестиционный характер заимствований, их привлечение позволило направить средства на развитие инфраструктуры, повышение качества жизни населения Краснодарского края, сохранив при этом устойчивость краевого бюджета.
С 2016 года сложилась тенденция снижения долговой нагрузки. По итогам 2017 года долговая нагрузка снижена но сравнению с 2016 годом на 10,4 процентного пункта (с 88,2% до 77,8%), уменьшен в абсолютной сумме и объем государственного долга Краснодарского края. Экономия по расходам на обслуживание государственного долга Краснодарского края по сравнению с первоначально утвержденным на 2017 год объемом расходов на обслуживание государственного долга Краснодарского края составила 1,5 млрд рублей.
В Краснодарском крае применяются различные инструменты управления государственным долгом: оптимизация структуры государственного долга; минимизация стоимости обслуживания государственного долга; гибкое распределение бюджетной нагрузки, связанной с обслуживанием государственного долга, исходя из сроков погашения долговых обязательств. Это позволяет привлекать финансовые ресурсы без риска потери платежеспособности и финансовой устойчивости краевого бюджета.
Кроме того, факторами, влияющими на снижение бюджетных рисков, связанных с существующим объемом государственного долга Краснодарского края, являются наличие в структуре государственного долга Краснодарского края разных видов долговых обязательств и распределение по годам выплат по их погашению. Так, кредиты кредитных организаций привлекаются Краснодарским краем преимущественно на среднесрочный период. Это позволяет снизить риск рефинансирования, возникающий при использовании краткосрочных кредитов кредитных организаций, и оптимизировать расходы на обслуживание государственного долга Краснодарского края.
Одним из механизмов инвестиционного развития Краснодарского края и источником привлечения долгосрочных ресурсов является эмиссия государственных ценных бумаг Краснодарского края.
В целях снижения объема муниципального долга проведена реструктуризация задолженности муниципальных образований Краснодарского края по бюджетным кредитам, предоставленным из краевого бюджета, путем частичного списания суммы основного долга муниципальных образований Краснодарского края (в 2015 и 2018 годах); предоставлены в 2018 году из краевого бюджета бюджетные кредиты на замещение кредитов кредитных организаций бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, получающим дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в сумме 1,1 млрд рублей.
Реализуемые мероприятия по обеспечению роста доходного потенциала Краснодарского края, оптимизации расходов краевого бюджета, сокращению государственного долга Краснодарского края обеспечили устойчивость краевого бюджета. Начиная с 2016 года консолидированный бюджет Краснодарского края и краевой бюджет исполнены с профицитом (по итогам 2017 года профицит консолидированного бюджета Краснодарского края составил 17,5 млрд рублей, краевого бюджета - 18,7 млрд рублей).
2. Цель, задачи Программы и механизмы их решения
Цель Программы - обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности краевого бюджета.
Задачи Программы:
обеспечение роста доходного потенциала консолидированного бюджета Краснодарского края;
оптимизация расходов на содержание бюджетной сети;
оптимизация мер социальной поддержки населения;
оптимизация расходов на государственное управление;
оптимизация инвестиционных расходов;
совершенствование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
совершенствование внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
сокращение (недопущение возникновения) просроченной кредиторской задолженности, сокращение дебиторской задолженности;
совершенствование межбюджетных отношений;
обеспечение поэтапного сокращения общего объема государственного долга Краснодарского края и долговой нагрузки на краевой бюджет.
Мероприятия по реализации указанных задач отражены в:
Плане мероприятий по росту доходного потенциала Краснодарского края (приложение N 1);
Плане мероприятий по оптимизации расходов краевого бюджета (приложение N 2);
Плане мероприятий по сокращению государственного долга Краснодарского края (приложение N 3).
3. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности краевого бюджета;
повышение эффективности оказания государственных услуг;
оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности их обеспечения;
повышение эффективности межбюджетных трансфертов.
4. Оценка эффективности реализации Программы
Основным критерием эффективности реализации Программы будет являться своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных планами мероприятий, установленных приложениями N 1 - 3 к Программе.
Оценка результативности и эффективности реализации мер, предусмотренных планами мероприятий, установленных приложениями N 1 - 3 к Программе, осуществляется в отношении количественных и качественных целевых показателей путем сопоставления фактически достигнутых за соответствующий период значений целевых показателей с их плановыми значениями.
Степень достижения планового значения качественного целевого показателя оценивается с точки зрения его выполнения либо невыполнения. Выполнение соответствует уровню достижения целевого показателя в размере 100%, невыполнение - уровню в размере 0%.
Степень достижения планового значения количественного целевого показателя оценивается по следующим формулам:
для целевых показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
для целевых показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
, где
- степень достижения значения целевого показателя;
- значение целевого показателя, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- значение целевого показателя, утвержденное Планом.
В случае если , больше 1, значение
принимается равным 1 (соответствует 100%).
В качестве итоговых показателей, определяющих достижение целей Программы, предлагается использовать показатели, приведенные в таблице N 3, характеризующие качество управления региональными финансами в Краснодарском крае.
Таблица N 3
Значения
показателей, характеризующих качество управления региональными финансами в Краснодарском крае
Наименование показателя |
Значение показателя |
Степень качества управления региональными финансами в Краснодарском крае согласно оценке, проводимой в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 декабря 2010 года N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами" |
отнесение к группе регионов с "надлежащим" качеством управления региональными финансами |
Отношение прироста расходов краевого бюджета в отчетном финансовом году, не обеспеченных соответствующим приростом доходов бюджета, к объему расходов краевого бюджета* |
0 |
Коэффициент покрытия расходов краевого бюджета собственными средствами без привлечения заемных средств* |
100% |
_______________________
*Расчет значений показателей осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 3 декабря 2010 года N 552 "О Порядке осуществления мониторинга и опенки качества управления региональными финансами".
5. Риски реализации Программы
Оценка рисков реализации Программы представлена в таблице N 4.
Таблица N 4
Оценка
рисков реализации Программы оздоровления государственных финансов Краснодарского края
Вид риска |
Оценка риска (вероятность его возникновения) |
Макроэкономический риск, обусловленный изменением экономической и геополитической ситуации в стране и мире, возможным увеличением расходов краевого бюджета вследствие инфляционных процессов, роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и естественных монополий и другое |
допустимый риск |
Законодательный риск, обусловленный изменениями федерального законодательства (изменение баланса полномочий и (или) финансовых потоков между уровнями бюджетов; передача дополнительных расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования; сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета), что может повлечь необходимость увеличения расходов краевого бюджета |
допустимый риск |
Организационный риск, обусловленный возможным невыполнением мероприятий Программы в связи с организационными факторами (рост потребности в государственных услугах, изменение численности получателей государственных услуг и другое) |
допустимый риск |
Министр финансов Краснодарского края |
С.В. Максименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.