В соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением городской Думы Краснодара от 22.11.2007 N 32 п. 2 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Краснодар" постановляю:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (прилагаются).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы муниципального образования город Краснодар Д.С. Логвиненко.
Глава муниципального образования город Краснодар |
Е.А. Первышов |
Утверждены
постановлением администрации
муниципального образования
город Краснодар
от 02.11.2018 N 4757
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Раздел I
Общие положения
1. Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением городской Думы Краснодара от 22.11.2007 N 32 п. 2 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Краснодар" с учётом реализации бюджетной и налоговой политики в 2017 - 2018 годах.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, Основных направлений бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
2. Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) (далее - местного бюджета), подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров местного бюджета.
Основные направления бюджетной и налоговой политики сохраняют преемственность реализуемых мер, направленных на развитие налогового потенциала на территории муниципального образования город Краснодар, повышение качества администрирования доходов местного бюджета, повышение эффективности использования муниципального имущества, обеспечение сбалансированности местного бюджета, развитие программно-целевых методов планирования и исполнения местного бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе повышение качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ), обеспечение прозрачности (открытости) бюджетного процесса, осуществляемого в муниципальном образовании город Краснодар.
Раздел II
Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2017 году и за 9 месяцев 2018 года
3. Реализация мер по наполняемости местного бюджета, проведение ответственной бюджетной политики, направленной на оптимизацию расходов местного бюджета, а также эффективность использования бюджетных средств, проведение взвешенной долговой политики являются важными факторами обеспечения бюджетной устойчивости муниципального образования город Краснодар.
К основным итогам реализации налоговой политики можно отнести следующее:
осуществление комплекса мер, направленных на увеличение налогового потенциала, повышение собираемости налоговых и неналоговых доходов;
проведение анализа налоговой базы по налогу на имущество физических лиц в части достоверности сведений по налогоплательщикам и объектам налогообложения;
совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объёме утверждённых годовых бюджетных назначений;
осуществление мероприятий по легализации доходной базы;
принятие мер, направленных на повышение эффективности использования муниципального имущества.
Несмотря на напряжённое исполнение плана по доходам местного бюджета в 2017 году администрацией муниципального образования город Краснодар при поддержке администрации Краснодарского края решены практически все поставленные социально значимые задачи:
своевременно обеспечены все расходные обязательства в части социальной поддержки населения и выплаты заработной платы в бюджетной сфере с учётом её повышения в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", что позволило по итогам года выполнить целевые значения повышения заработной платы, предусмотренные "дорожными картами";
обеспечено выполнение муниципальных заданий муниципальными учреждениями, в рамках реализации государственных программ выполнены условия софинансирования с краевым бюджетом;
обеспечено финансирование первоочередных расходов и бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар.
4. Отрицательные моменты, оказывающие влияние на поступление доходов в местный бюджет, потребовали принятия администрацией муниципального образования город Краснодар своевременных эффективных мер по приведению уровня и структуры расходов в соответствие со складывающимся уровнем бюджетных возможностей в 2017 году согласно Плану мероприятий администрации муниципального образования город Краснодар по наполнению доходной части местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в 2017 году и Плану мероприятий по сокращению задолженности по налоговым и неналоговым доходам в консолидированный бюджет Краснодарского края по городу Краснодару в 2017 году, утверждённым главой муниципального образования город Краснодар 21.02.2017.
В течение 9 месяцев 2018 года исполнение доходной части местного бюджета осуществляется в соответствии с Планами мероприятий администрации муниципального образования город Краснодар по:
наполнению доходной части местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в 2018 году (07.02.2018);
сокращению задолженности по налоговым и неналоговым доходам в консолидированный бюджет Краснодарского края по городу Краснодару в 2018 году (08.02.2018);
вовлечению в коммерческий оборот муниципального имущества, не используемого (неэффективно используемого) для нужд муниципального образования город Краснодар ("дорожная карта") (26.03.2018).
Кроме того, разработаны мероприятия по повышению эффективности использования земли и имущества и снижению затрат на содержание неиспользуемого или используемого не по назначению имущества и убыточных предприятий ("дорожная карта") (21.02.2018).
5. В целях сбалансированности местного бюджета в 2017 и 2018 годах главой муниципального образования город Краснодар утверждены Планы мероприятий по:
обеспечению сбалансированности местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), повышения качества и эффективности управления финансовыми ресурсами в 2017 году (04.05.2017);
обеспечению сбалансированности местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на 2018 год в соответствии с решением расширенного заседания коллегий министерства экономики Краснодарского края и министерства финансов Краснодарского края "О социально-экономическом развитии Краснодарского края и муниципальных образований в 2017 году и задачах на 2018 год" от 23.03.2018 и письмом заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края И.П. Галася от 13.04.2018 N 09-06-102/18 "О сбалансированности местного бюджета" (22.05.2018).
Кроме того, в 2017 году действовал утверждённый 20.03.2017 заместителем главы администрации (губернатора) Краснодарского края И.П. Галасём План мероприятий по обеспечению сбалансированности бюджета муниципального образования город Краснодар ("дорожная карта").
В соответствии с указанными планами мероприятий:
экономический эффект от принятых мер по уменьшению арендуемой площади и снижению стоимости аренды составил в 2017 году порядка 67,6 млн. рублей;
экономия бюджетных средств, сложившаяся в процессе размещения муниципального заказа за 2017 год, составила 750,6 млн. рублей;
сокращён дефицит бюджета на 2017 год по финансово необеспеченному доходному источнику (продажа акций) на 1,1 млрд. рублей;
полностью погашена кредиторская задолженность, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2017, в том числе за счёт средств из краевого бюджета - более 2 млрд. рублей, и остальная часть - около 1,5 млрд. рублей - за счёт средств местного бюджета;
в 2017 году впервые осуществлено перекредитование - коммерческие кредиты, привлечённые в прошлые годы по ставкам от 12,0 до 14,0 процента годовых, замещены более дешёвыми кредитами под 8,2 - 9,4 процента годовых. В результате оптимизированы расходы на обслуживание муниципального долга муниципального образования город Краснодар за счёт досрочного погашения кредитов кредитных организаций, частичного замещения кредитов кредитных организаций бюджетными кредитами от Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю. Экономия по расходам на обслуживание муниципального долга муниципального образования город Краснодар по сравнению с первоначально утверждённым на 2017 год объёмом расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования город Краснодар составила 645,8 млн. рублей;
в 2017 году своевременно погашены коммерческие кредиты, полученные в 2014 и 2015 годах, в сумме 2,8 млрд. рублей;
для обеспечения финансирования запланированных расходов в 2017 году получены бюджетные кредиты из краевого бюджета в сумме 1 580 млн. рублей по низкой ставке 0,1 процента годовых, в то время как ставка по коммерческим кредита в среднем 9,0 процента годовых, сэкономлено более 20 млн. рублей;
в 2018 году продолжается осуществление финансового контроля в соответствии со статьёй 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Экономия бюджетных средств, сложившаяся в процессе размещения муниципального заказа за 9 месяцев 2018 года, составила 308,3 млн. рублей, из которых 57,7 млн. рублей - средства, образовавшиеся при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путём запроса котировок;
приняты меры по расширению приносящей доходы деятельности муниципальных учреждений социальной сферы: за 9 месяцев 2018 года увеличение доходов от внебюджетной деятельности составило 62,4 млн. рублей;
организована работа по сокращению количества объектов и объёма незавершённого строительства путём проведения инвентаризации объектов незавершённого строительства, в том числе с целью принятия решения о возможности их дальнейшего использования;
в 2018 году в целях снижения объёма муниципального долга муниципального образования город Краснодар проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из краевого бюджета в размере 580 млн. рублей, путём частичного списания суммы основного долга муниципального образования город Краснодар;
произведено досрочное погашение ранее открытых кредитных линий и их последующее рефинансирование на общую сумму задолженности 4 065,0 млн. рублей. В результате рефинансирования действующих кредитных обязательств средняя ставка по муниципальным контрактам составила 8,65 процента годовых против 9,62 процента годовых на начало 2018 года.
Важное значение для обеспечения сбалансированности местного бюджета имеет финансовая поддержка из краевого бюджета:
с 01.01.2018 увеличен с 2,5 до 15,0 процента норматив отчислений в местный бюджет от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения;
предоставлены бюджетные кредиты в сумме 1 580,0 млн. рублей в 2017 году и 385,0 млн. рублей в течение 9 месяцев 2018 года;
выделена субсидия на дополнительную помощь на решение вопросов местного значения в сумме 1 936,0 млн. рублей в 2017 году и предусмотрено 49,6 млн. рублей на 2018 год.
6. Кроме того, в целях соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Краснодарского края и муниципального образования город Краснодар и повышения эффективности внешнего муниципального финансового контроля администрацией муниципального образования город Краснодар в 2017 году и в течение 9 месяцев 2018 года разработаны и утверждены главой муниципального образования город Краснодар следующие планы мероприятий по выполнению рекомендаций Контрольно-счётной палаты муниципального образования город Краснодар в соответствии с заключениями:
по внешней проверке отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2016 год (26.04.2017);
на проект решения городской Думы Краснодара "О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" с учётом замечаний и предложений по результатам публичных слушаний (25.12.2017);
по внешней проверке отчёта об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2017 год (21.05.2018).
7. В целях повышения эффективности бюджетных расходов, дальнейшего совершенствования контрактных отношений в 2017 - 2018 годах осуществлялся финансовый контроль в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", проведена работа по формированию нормативно-правовой базы в сфере муниципальных закупок.
В соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в муниципальном образовании город Краснодар утверждены:
постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 14.12.2017 N 5907 "Об утверждении Порядка осуществления департаментом финансов администрации муниципального образования город Краснодар полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю";
постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 03.02.2017 N 439 "О муниципальной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг города Краснодара";
приказ директора департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар от 06.02.2017 N 19 "О вводе в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы "Бюджет";
приказ директора департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар от 26.06.2017 N 130 "О Порядке организационно-технического взаимодействия департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, центра технической поддержки клиентов НПО "Криста" и заказчиков муниципального образования город Краснодар при работе в муниципальной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг города Краснодара";
приказ директора департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар от 11.04.2017 N 84 "О внесении изменений в приказ директора департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар от 27.12.2016 N 169 "О Порядке взаимодействия департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар с субъектами контроля, указанными в пункте 4 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
8. В рамках осуществления полномочий по муниципальному финансовому контролю в муниципальном образовании город Краснодар в течение 2017 года и 9 месяцев 2018 года основными направлениями работы являются закреплённые нормами статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации контроль за целевым и эффективным использованием средств местного бюджета на реализацию муниципальных программ муниципального образования город Краснодар, а также последующий контроль в сфере закупок, направленный на повышение эффективности, результативности, предотвращение злоупотреблений при их осуществлении, установленный частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В течение 9 месяцев 2018 года органами внутреннего муниципального финансового контроля проведено 22 контрольных мероприятия (6 плановых и 16 внеплановых) в отношении 10 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Из общего объёма выделенных бюджетных средств проверенным организациям в размере 3 821,7 млн. рублей проведена проверка обоснованности расходования бюджетных средств в размере 2 519,3 млн. рублей или 65,9 процента.
По результатам контрольных мероприятий в целях принятия мер, направленных на соблюдение норм бюджетного законодательства, законодательства в сфере закупок вынесено 2 представления и 4 предписания с требованием о принятии мер по устранению выявленных нарушений, а также причин и условий, повлекших данные нарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработаны и утверждены стандарты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.
9. В рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", а также решения задачи по унификации и систематизации муниципальных услуг и работ, оказываемых муниципальными учреждениями муниципального образования город Краснодар, в 2017 - 2018 годах администрацией муниципального образования город Краснодар проведена работа по следующим направлениям:
с 01.01.2018 муниципальные задания для учреждений утверждаются в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, а также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включённых в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Краснодарского края (муниципальными правовыми актами муниципальных образований Краснодарского края);
при утверждении нормативов затрат на оказание муниципальных услуг (работ) с учётом общих требований, определённых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, указано на недопустимость включения в состав нормативных затрат расходов, носящих непостоянный характер, которые могут привести к искажению стоимости услуг (работ);
уточнён порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар и финансового обеспечения выполнения муниципального задания (форма муниципального задания, форма отчёта об исполнении муниципального задания);
в 2017 году муниципальные бюджетные и автономные учреждения формировали предварительные отчёты об исполнении муниципального задания муниципальными учреждениями муниципального образования город Краснодар, по результатам которых в случае ожидаемого недостижения установленных муниципальным заданием показателей, характеризующих объём (содержание) и качество муниципальных услуг (работ), был скорректирован объём получаемого финансового обеспечения на выполнение муниципального задания, в случае перефинансирования - соответствующие средства субсидии подлежали возврату в местный бюджет.
10. Продолжается работа по повышению открытости деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар, обеспечению прозрачности местного бюджета:
проведены публичные слушания по годовому отчёту об исполнении местного бюджета за 2016 год, состоявшиеся 24.04.2017, за 2017 год - 23.04.2018, по проекту местного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов - 09.11.2017;
ежемесячно размещается информация на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара об исполнении местного бюджета;
на регулярной основе формируются и размещаются на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара данные о местном бюджете в формате "Бюджет для граждан", обеспечивающем наглядность и визуализацию представляемой информация при помощи графиков, диаграмм, таблиц;
в 2017 году разработана и размещена на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара информация в формате "Бюджет для граждан" к проектам решений городской Думы Краснодара "Об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2016 год" и "О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", а в 2018 году - к проекту решения городской Думы Краснодара "Об исполнении местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за 2017 год".
11. Долговая политика муниципального образования город Краснодар ориентирована на ежегодное безусловное выполнение обязательств муниципального образования город Краснодар по погашению и обслуживанию муниципального долга, снижение долговой нагрузки путём перекредитования коммерческих кредитов и снижения процентных ставок по кредитам, в связи с чем оптимизируются расходы на обслуживание муниципального долга.
12. Проведённая в муниципальном образовании город Краснодар работа, направленная на рост доходов, оптимизацию расходов местного бюджета, во многом определила финансовые итоги 2017 года и 9 месяцев 2018 года.
Исполнение доходов консолидированного бюджета Краснодарского края по городу Краснодару составило 88 327,0 млн. рублей или 101,0 процента с ростом к 2016 году на 10,0 процента. Удельный вес поступлений от муниципального образования город Краснодар в общем объёме консолидированного бюджета края составил 37,1 процента.
В 2017 году в местный бюджет поступило доходов всего в сумме 30 574,4 млн. рублей или 95,1 процента к утверждённому бюджету, с ростом к 2016 году на 31,3 процента, в том числе собственных доходов местного бюджета (налоговых и неналоговых доходов, прочих безвозмездных поступлений) - в сумме 14 623,6 млн. рублей, безвозмездных поступлений из краевого бюджета с учётом возвратов остатков прошлых лет в сумме 15 950,8 млн. рублей.
Расходы местного бюджета за 2017 год исполнены в сумме 31 035,9 млн. рублей с ростом на 21,7 процента или 6 530,7 млн. рублей к 2016 году.
Как и в предыдущие годы, местный бюджет в 2017 году сохранил социальную направленность. Расходы местного бюджета на обеспечение и развитие отраслей социальной сферы за 2017 год исполнены в сумме 17 576,6 млн. рублей, что составило 56,6 процента в общем объёме расходов местного бюджета.
Бюджет был сформирован и исполнялся в программном формате на основе 23 муниципальных программ муниципального образования город Краснодар, разработанных в соответствии с целями социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар.
Планирование и исполнение местного бюджета на основе программно-целевого метода бюджетирования позволяет обеспечить увязку расходов местного бюджета с конкретными программными мероприятиями и целевыми показателями, а также предоставляет возможность оценки достижения целей, задач и запланированных результатов реализации муниципальных программ. Программный формат местного бюджета также способствует повышению открытости информации о структуре и направлениях расходов местного бюджета.
На реализацию муниципальных программ в 2017 году направлено 28 670,7 млн. рублей или 92,4 процента от общего объёма расходов местного бюджета. Расходы местного бюджета по непрограммным направлениям деятельности исполнены в сумме 2 365,2 млн. рублей или 7,6 процента.
Дефицит местного бюджета в 2017 году составил 461,5 млн. рублей, что соответствует требованиям бюджетного законодательства.
За 9 месяцев 2018 года в консолидированный бюджет Краснодарского края от налогоплательщиков муниципального образования город Краснодар поступило 67 406,1 млн. рублей или 73,2 процента от установленного годового плана. Темп роста к соответствующему периоду 2017 года (в сопоставимых условиях) составил 110,9 процента, превышение - 6 609,4 млн. рублей. Удельный вес поступлений от муниципального образования город Краснодар в общем объёме консолидированного бюджета края составил 37,3 процента.
13. В течение 9 месяцев 2018 года доходы местного бюджета исполнены в сумме 19 838,9 млн. рублей (64,1 процента от бюджетного назначения на 2018 год), или 107,6 процента к аналогичному периоду 2017 года. В общей сумме доходов 52,4 процента (10 393,7 млн. рублей) приходится на собственные доходы и 47,6 процента - на межбюджетные трансферты (9 443,4 млн. рублей).
Расходы местного бюджета за 9 месяцев 2018 года исполнены в сумме 20 020,9 млн. рублей (62,6 процента от утверждённого плана на 2018 год), или 108,3 процента к аналогичному периоду 2017 года. В 2018 году сохраняется приоритетность финансирования социальных статей бюджета - 59,7 процента, или 11 962,2 млн. рублей направлено в течение 9 месяцев 2018 года на финансирование расходов социальной сферы.
На реализацию муниципальных программ муниципального образования город Краснодар в течение 9 месяцев 2018 года направлено 18 472,8 млн. рублей, или 92,3 процента от общего объёма расходов местного бюджета. Расходы по непрограммным направлениям деятельности составили 1 548,1 млн. рублей или 7,7 процента от общего объёма расходов местного бюджета.
Дефицит местного бюджета по состоянию на 01.10.2018 составил 183,8 млн. рублей, что соответствует требованиям бюджетного законодательства.
В оставшееся до конца 2018 года время необходимо за счёт использования имеющихся резервов обеспечить реализацию намеченных целей и задач бюджетной политики.
Раздел III
Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
14. В среднесрочной перспективе сохранится преемственность целей, задач и приоритетов бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар. Главной целью бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, как и ранее, остаётся обеспечение мер, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования город Краснодар.
Основными приоритетами бюджетной политики, как и прежде, является обеспечение населения доступными и качественными муниципальными услугами, социальными гарантиями, адресное решение социальных вопросов, создание комфортной и безопасной среды проживания для населения города.
Основными приоритетами налоговой политики являются обеспечение роста доходной части местного бюджета за счёт повышения качества администрирования доходов бюджета и собираемости налогов, эффективного использования муниципального имущества.
15. Основными задачами бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар в среднесрочной перспективе являются:
обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета;
совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объёме утверждённых бюджетных назначений;
эффективное использование муниципального имущества и увеличение доходов от его использования.
Решение данных задач планируется осуществлять в рамках муниципальных программ муниципального образования город Краснодар, в частности муниципальной программы муниципального образования город Краснодар "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом", утверждённой постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 24.09.2014 N 6907.
В целях обеспечения поступлений в местный бюджет налоговых и неналоговых доходов в запланированных объёмах в 2019 - 2021 годах главными администраторами доходов бюджетов будет продолжена работа по:
осуществлению межведомственного взаимодействия по выполнению мероприятий, направленных на повышение собираемости доходов, снижение задолженности по налогам;
расширению налоговой базы по имущественным налогам путём выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или зарегистрированы с указанием неполных сведений, необходимых для исчисления налогов;
обеспечению межведомственного взаимодействия, направленного на повышение эффективности администрирования имущественных налогов (формирование налоговой базы, взыскание задолженности, повышение налоговой грамотности налогоплательщиков);
осуществлению систематического мониторинга платежей в разрезе доходных источников;
повышению эффективности управления муниципальной собственностью, увеличению поступлений от их использования, в том числе путём вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества и земельных участков;
проведению в рамках межведомственных комиссий индивидуальной работы с руководителями организаций, снижающих налоговую базу, имеющих задолженность в бюджет, а также выплачивающих заработную плату работникам ниже среднеотраслевого уровня и с несоблюдением трудового и налогового законодательства;
В течение 2019 - 2021 годов продолжится работа по оптимизации структуры и объёма расходов местного бюджета, в том числе за счёт перераспределения бюджетных ассигнований, изыскания внутренних резервов, обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
16. В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, снижения нерезультативных затрат требуется дальнейшее развитие контрактной системы по следующим направлениям:
расширение практики осуществления совместных закупок на территории муниципального образования город Краснодар в целях консолидации закупок типовой продукции, регулярно приобретаемой всеми заказчиками, и, следовательно, обеспечение достижения максимального экономического эффекта от их осуществления;
внедрение унифицированных описаний объектов закупок при их осуществлении для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар с учётом методических материалов по описанию объектов закупок, разработанных департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края;
дальнейшее расширение сферы муниципального финансового контроля, совершенствование учёта обязательств получателей бюджетных средств.
Планируется развитие муниципального внутреннего финансового контроля посредством решения следующих задач:
совершенствования нормативно-правового регулирования осуществления финансового контроля;
усиления финансового контроля в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств и проведения анализа причин возникновения нарушений в сфере бюджетных правоотношений;
осуществления контроля на всех этапах бюджетного цикла от планирования бюджетных ассигнований до представления отчётности с обязательным контролем результативности и эффективности использования средств местного бюджета;
повышения эффективности работы системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств местного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита местного бюджета с целью оперативного выявления недостатков, формирования рекомендаций и подготовки предложений по их устранению.
Раздел IV
Основные характеристики местного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
17. Основные характеристики местного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, сформированные на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2019 год и плановый период до 2024 года, представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
Основные характеристики
местного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
млн. рублей
Наименование показателей |
2017 год (отчёт) |
2018 год |
2019 год (проект) |
2020 год (проект) |
2021 год (проект) |
|
утверждено по состоянию на 01.10.2018 |
ожидаемое исполнение |
|||||
Доходы, всего |
30 574,4 |
30 938,9 |
30 553,7 |
24 959,5 |
23 907,7 |
23 960,3 |
Налоговые доходы |
12 501,1 |
13 193,0 |
12 903,6 |
13 691,0 |
14 209,4 |
14 276,8 |
Неналоговые доходы |
1 994,9 |
2 067,9 |
1 972,1 |
1 882,1 |
1 877,0 |
1 879,1 |
Безвозмездные поступления |
16 078,4 |
15 678,0 |
15 678,0 |
9 386,4 |
7 821,3 |
7 804,4 |
Расходы, всего |
31 035,9 |
31 982,1 |
30 896,9 |
25 759,5 |
24 047,7 |
24 180,3 |
Источники финансирования дефицита бюджета |
461,5 |
1 043,2 |
343,2 |
800,0 |
140,0 |
220,0 |
В основе расчётов формирования доходной части местного бюджета на 2019 год учтены прогнозные данные объёмов производства продукции, работ и услуг, оборотов розничной торговли и общественного питания, индексы роста потребительских цен, объём фонда заработной платы, показатели собираемости налогов в динамике за предшествующие годы, ряд других параметров, влияющих на изменение налогооблагаемой базы.
Доходная база местного бюджета рассчитана исходя из норм действующего бюджетного и налогового законодательства с учётом изменений, вступающих в силу с 01.01.2019, в частности:
увеличен норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения с 15,0 до 20,0 процента. По указанному доходному источнику дополнительно поступит 405,6 млн. рублей;
планируется корректировка ставок земельного налога по отдельным видам разрешённого использования земли в сторону увеличения, что позволит в 2019 году дополнительно мобилизовать в местный бюджет порядка 169,0 млн. рублей;
поэтапное увеличение налога на имущество физических лиц в соответствии с действующим законодательством в 2019 году позволит дополнительно получить на 105,4 млн. рублей или на 20,0 процента больше, чем в 2018 году.
18. В таблице N 2 представлен прогноз по основным видам доходов местного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Таблица N 2
Прогноз
доходов местного бюджета
млн. рублей
Наименование показателей |
2017 год (отчёт) |
2018 год (ожидаемое исполнение) |
2019 год (проект) |
2020 год (проект) |
2021 год (проект) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы, всего |
30 574,4 |
30 553,7 |
24 959,5 |
23 907,7 |
23 960,3 |
Налоговые и неналоговые доходы |
14 496,0 |
14 875,7 |
15 573,1 |
16 086,4 |
16 155,9 |
Налоговые доходы, всего |
12 501,1 |
12 903,6 |
13 691,0 |
14 209,4 |
14 276,8 |
Налог на прибыль организаций |
1 063,9 |
1 135,6 |
1 162,8 |
1 217,8 |
1 371,9 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
7,3 |
7,6 |
7,5 |
7,6 |
8,5 |
Налог на доходы физических лиц |
6 956,6 |
6 315,3 |
6 457,4 |
6 629,1 |
7 001,0 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
48,0 |
42,5 |
41,5 |
41,2 |
43,3 |
Земельный налог |
2 090,4 |
2 265,0 |
2 281,3 |
2 327,0 |
2 373,5 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
14,4 |
15,2 |
14,6 |
14,5 |
14,7 |
Налог, взимаемый с применением упрощённой системы налогообложения |
161,8 |
1 144,0 |
1 622,4 |
1 687,3 |
1 954,8 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
1,1 |
7,7 |
10,4 |
10,5 |
12,1 |
Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности |
1 043,1 |
1 032,6 |
1 004,6 |
984,5 |
0 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
7,2 |
6,9 |
6,5 |
6,1 |
- |
Налог на имущество физических лиц |
479,2 |
527,0 |
654,7 |
837,0 |
1 019,2 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
3,3 |
3,5 |
4,2 |
5,2 |
6,3 |
Прочие налоговые доходы |
706,1 |
484,1 |
507,8 |
526,7 |
556,4 |
Доля в налоговых и неналоговых доходах, % |
4,9 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
3,4 |
Неналоговые доходы, всего |
1 994,9 |
1 972,1 |
1 882,1 |
1 877,0 |
1 879,1 |
Безвозмездные поступления, всего |
16 078,4 |
15 678,0 |
9 386,4 |
7 821,3 |
7 804,4 |
Основную долю в объёме налоговых и неналоговых доходов в 2019 году составит налог на доходы физических лиц - 41,5 процента, земельный налог - 14,6 процента, налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения, - 10,4 процента, налог на прибыль организаций - 7,5 процента, единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности - 6,5 процента, арендная плата за земельные участки - 6,0 процента.
Наиболее значимую долю в объёме налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в 2020 году составит налог на доходы физических лиц - 41,2 процента, земельный налог - 14,5 процента, налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения, - 10,5 процента, налог на прибыль организаций - 7,6 процента, единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности - 6,1 процента, арендная плата за земельные участки - 6,0 процента.
В 2021 году основную долю в объёме налоговых и неналоговых доходов составит налог на доходы физических лиц - 43,3 процента, земельный налог - 14,7 процента, налог на прибыль организаций - 8,5 процента, арендная плата за земельные участки - 6,1 процента, налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения, - 12,1 процента.
В местном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов объём безвозмездных поступлений из краевого бюджета составит в 2019 году 7 386,4 млн. рублей, в 2020 году - 7 821,3 млн. рублей, в 2021 году - 7 804,4 млн. рублей.
Приоритетами бюджетных расходов на предстоящий период остаются мероприятия муниципальных программ муниципального образования город Краснодар, направленных на развитие социально-культурной сферы, безусловное выполнение социальных обязательств перед гражданами и непосредственно оказывающих влияние на качество жизни населения города.
Одна из основных приоритетных задач бюджетной политики муниципального образования город Краснодар в среднесрочном периоде - выполнение в 2019 - 2021 годах обязательств, закреплённых в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
19. Формирование объёма и структуры расходов местного бюджета осуществлялось исходя из следующих основных подходов:
19.1. Предусмотрены бюджетные ассигнования на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар:
педагогических работников образовательных организаций общего образования, работников учреждений культуры - до средней заработной платы наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Краснодарском крае,
педагогических работников дошкольных образовательных организаций - до средней заработной платы в сфере общего образования в Краснодарском крае;
педагогических работников организаций дополнительного образования детей, в том числе педагогических работников в системе учреждений культуры, - до уровня не ниже средней заработной платы учителей в Краснодарском крае.
При этом расходы на повышение уровня средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры, финансирование которых до 01.01.2019 осуществлялось за счёт субсидий краевого бюджета, предусмотрены за счёт ассигнований местного бюджета. В целях компенсации расходов местного бюджета норматив отчислений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, увеличен с 15,0 до 20,0 процента.
Для остальных работников муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар с 01.01.2019 предусмотрены средства на индексацию заработной платы на 5,0 процента.
19.2. В связи с завершением в 2018 году передачи всех муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.03.2018 N 76-р "Об организации работы по передаче имущественных комплексов муниципальных организаций здравоохранения в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе" предоставление субвенций на осуществление государственных полномочий в области здравоохранения не предусмотрено.
19.3. В связи с передачей на краевой уровень с 01.01.2019 полномочий по финансовому обеспечению учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, средства местного бюджета на функционирование муниципального казённого учреждения муниципального образования город Краснодар "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Детство" не запланированы.
19.4. Расходы на бюджетные инвестиции запланированы в целях обеспечения доли софинансирования за счёт средств местного бюджета мероприятий государственных программ Краснодарского края при наличии установленной документации.
19.5. Сокращено субсидирование из местного бюджета транспортных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, в связи с переводом с 01.01.2018 муниципальных маршрутов регулярных перевозок на нерегулируемые тарифы.
20. Предельные объёмы бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования город Краснодар на реализацию муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности доведены главным распорядителям средств местного бюджета на:
выполнение муниципальными учреждениями муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ) в сфере образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, молодёжной политики, градостроительства;
реализацию мер социальной поддержки граждан;
развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар;
обеспечение софинансирования мероприятий государственных программ Российской Федерации и Краснодарского края;
погашение и обслуживание долговых обязательств муниципального образования город Краснодар.
21. Инструментом системного решения экономических и социальных вопросов развития муниципального образования город Краснодар, как и в предыдущие годы, будут муниципальные программы муниципального образования город Краснодар.
Реализация муниципальных программ муниципального образования город Краснодар будет осуществляться на основе взвешенных и обоснованных оценок их выполнения и соответствующего ресурсного обеспечения.
На реализацию муниципальных программ муниципального образования город Краснодар в 2019 году предусмотрено 23 175 767,7 тыс. рублей (24 муниципальные программы муниципального образования город Краснодар), или 90,0 процента от общего объёма расходов местного бюджета. Программные расходы на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотрены в сумме 21 318 226,0 тыс. рублей и 21 046 325,7 тыс. рублей (23 муниципальные программы муниципального образования город Краснодар в 2020 году и 22 муниципальные программы муниципального образования город Краснодар в 2021 году), или 88,6 и 87,0 процента соответственно.
Реализация мероприятий в рамках муниципальных программ направлена на решение основных целей и задач социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар, в том числе социальной сферы и приоритетных направлений в развитии отраслей экономики муниципального образования город Краснодар.
22. В 2019 году планируется дефицит местного бюджета в сумме 800,0 млн. рублей, в 2020 году - 140,0 млн. рублей, в 2021 году - 220,0 млн. рублей. Администрацией муниципального образования город Краснодар в течение 2019 - 2021 годов планируется проведение политики сокращения дефицита местного бюджета.
Определяющее влияние на размер дефицита местного бюджета окажет объём поступления доходов в местный бюджет и результаты мероприятий по оптимизации расходов местного бюджета.
Управление муниципальным долгом муниципального образования город Краснодар будет направлено на безусловное выполнение обязательств муниципального образования город Краснодар по погашению и обслуживанию муниципального долга, снижение долговой нагрузки путём перекредитования коммерческих кредитов и снижения процентных ставок по кредитам, в связи с чем сократятся расходы на обслуживание муниципального долга.
В целях эффективного управления муниципальным долгом планируется:
продолжить практику использования механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - казначейские кредиты). Объём привлечения и погашения казначейских кредитов определяется в пределах ежегодно устанавливаемого лимита. Привлечение казначейских кредитов осуществляется на срок, не превышающий 90 дней, и не влечёт увеличения объёма муниципального долга по итогам финансового года;
привлекать бюджетные кредиты из краевого бюджета на финансирование дефицита местного бюджета и на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.
Раздел V
Планируемые к реализации меры по обеспечению целей и задач бюджетной и налоговой политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
23. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов бюджетную и налоговую политику муниципального образования город Краснодар в течение 2019 - 2021 годов планируется направить на обеспечение сбалансированности местного бюджета и повышение эффективности управления муниципальными финансами. Финансовое обеспечение задач и функций муниципального образования город Краснодар должно быть подкреплено выявлением резервов доходной части местного бюджета, оптимизацией расходов, обязательным повышением качества использования имеющихся средств. С этой целью усилия участников бюджетного процесса предстоит направить на реализацию следующих мероприятий:
мобилизация доходов местного бюджета и устранение неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам);
повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом;
осуществление контроля за состоянием кредиторской задолженности местного бюджета, а также муниципальных бюджетных и автономных учреждений, недопущение образования просроченной кредиторской задолженности;
повышение качества управления муниципальными финансами и эффективности расходования бюджетных средств;
развитие программно-целевых методов управления;
повышение качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
обеспечение полного и своевременного использования средств федерального, краевого и местного бюджета, предусмотренных на строительство и приобретение зданий образовательных организаций;
продолжение работы по оптимизации расходов и штатной численности работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар;
применение отраслевыми, функциональными органами администрации муниципального образования город Краснодар, в ведении которых находятся муниципальные бюджетные и автономные учреждения муниципального образования город Краснодар, системы контроля за выполнением муниципального задания, включая контроль объёмов и качества предоставляемых услуг (выполняемых работ);
повышение заинтересованности муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар в создании условий для сокращения внутренних издержек, в том числе за счёт мер, направленных на энергосбережение и энергетическую эффективность;
совершенствование сети муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар в соответствии с потребностями населения в муниципальных услугах;
проведение дальнейшей работы по оптимальному размещению работников в зданиях, находящихся в муниципальной собственности, и уменьшению арендуемой площади (в том числе за счёт подбора других помещений с планировкой, исключающей неэффективные расходы, и с меньшей стоимостью арендной платы);
направление экономии средств, образовавшейся в результате проведения конкурсных процедур на закупку товаров, работ, услуг, на обеспечение действующих обязательств вместо принятия новых расходных обязательств;
достижение максимального экономического эффекта в ходе осуществления закупок товаров, работ, услуг путём проведения совместных процедур определения поставщиков в целях консолидации закупок продукции, приобретаемой всеми заказчиками ежегодно, а также исключения необоснованных затрат из начальной (максимальной) цены контракта с целью её уменьшения;
повышение эффективности и оптимизация бюджетных инвестиций в социально значимые объекты муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар (создание дополнительных мест в сети муниципальных детских дошкольных и общеобразовательных организациях), а также на выполнение условий софинансирования с краевым бюджетом в рамках реализации государственных программ;
соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, повышение качества бюджетного учёта и бюджетной отчётности;
неукоснительное соблюдение требований и ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
непревышение рекомендуемого администрацией Краснодарского края максимального размера расходов на содержание органов местного самоуправления на соответствующий год для муниципального образования город Краснодар;
проведение мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств местного бюджета и главных администраторов доходов (источников финансирования дефицита) местного бюджета с формированием соответствующего рейтинга;
осуществление мониторинга исполнения местного бюджета;
предоставление населению муниципального образования город Краснодар информации о местном бюджете и его исполнении в объективной, заслуживающей доверия и доступной для понимания форме "Бюджет для граждан";
совершенствование организации кассового исполнения местного бюджета;
проведение взвешенной долговой политики муниципального образования город Краснодар;
оптимизация расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования город Краснодар;
реализация мероприятий по обеспечению граждан доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг (создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, за счёт субвенций из краевого бюджета, обеспечение инженерными сетями земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, предоставленных гражданам, имеющим трёх и более детей, предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья);
усиление контроля эффективности использования бюджетных средств, достоверности отчётности о результатах реализации муниципальных программ муниципального образования город Краснодар, выполнения муниципальных заданий, максимального обеспечения принципа неотвратимости наказаний за допущенные нарушения, совершенствования нормативного обеспечения внутреннего финансового контроля и аудита.
24. Приоритетом в развитии механизмов обеспечения открытости и прозрачности информации о местном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов станет дальнейшее обеспечение доступности, наглядности информации о бюджете, расширение участия граждан в бюджетном процессе. При этом существующие формы взаимодействия с гражданами в виде публичных слушаний и предоставления информации в формате "Бюджет для граждан" планируется использовать и в перспективе.
Расходы местного бюджета должны быть ограничены рамками предельных размеров дефицита и муниципального долга, установленных бюджетным законодательством. В соответствии с этим администрации муниципального образования город Краснодар необходимо принять меры, направленные на увеличение собственной доходной базы, включение в местный бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, сокращение неэффективных расходов, снижение муниципального долга.
Реализация направлений бюджетной политики окажет содействие устойчивому социально-экономическому развитию муниципального образования город Краснодар, обеспечению ключевых бюджетных приоритетов, поддержанию сбалансированности местного бюджета.
Директор департамента финансов |
Н.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 2 ноября 2018 г. N 4757 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Настоящее постановление вступает в силу с 2 ноября 2018 г.
Текст постановления опубликован не был