Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к учетной политике в целях
ведения Бухгалтерского учета
Положение
об инвентаризации
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об инвентаризации (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ);
- Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкции N 157).
1.2. Положение устанавливает случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации.
1.3. Целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского (бюджетного) учета;
- проверка полноты отражения в учете финансовых активов и обязательств;
- определение фактического состояния имущества и его оценка;
- документальное подтверждение наличия активов и обязательств.
1.4. Инвентаризация отдельных видов имущества и обязательств проводится на основании данного положения и (или) на основании других локальных актов определяющих порядок формирования и учета этого имущества и обязательств (в том числе порядок проведения инвентаризации).
1.5. При проведении инвентаризации Министерство вправе использовать положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49), в части не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ и нормативным актам Минфина РФ по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета.
2. Порядок проведения инвентаризации
2.1. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата и сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при конкретной инвентаризации, устанавливаются руководителем Министерства, кроме случаев, предусмотренных в п. 2.2 Положения.
2.2. Инвентаризация имущества и обязательств Министерства проводится обязательно:
- при передаче имущества Министерства в аренду, выкупе, продаже;
- перед составлением годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи материальных ценностей;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации, ликвидации Министерства перед составлением разделительного (ликвидационного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными актами Минфина России.
2.3. Для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия. В целях эффективного проведения инвентаризации могут создаваться несколько рабочих инвентаризационных комиссий для одновременного проведения инвентаризации (при большом объеме работ, в случаях различного местонахождения имущества и пр.).
Состав инвентаризационных комиссий утверждается руководителем Министерства.
В состав комиссий могут входить работники Министерства, бухгалтерской службы и другие специалисты, способные оценить состояние имущества и обязательств Министерства. В инвентаризационную комиссию могут быть включены работники службы внутреннего контроля учреждения, а также представители независимых организаций.
2.4. В приказе о проведении инвентаризации указываются;
- наименование имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации;
- дата начала и окончания проведения инвентаризации;
- причина проведения инвентаризации.
Председатель и члены инвентаризационной комиссии для подтверждения их ознакомления с приказом о проведении инвентаризации в обязательном порядке расписываются в приказе о проведении инвентаризации.
Председатель комиссии перед началом инвентаризации подготавливает план работы, проводит инструктаж с членами комиссии и знакомит их с нормативными правовыми актами по проведению инвентаризации, с материалами предыдущих инвентаризаций, ревизий и проверок.
2.5. Материально ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят.
Их присутствие при проверке фактического наличия имущества обязательно.
С материально ответственных лиц члены инвентаризационной комиссии обязаны взять расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.
2.6. Инвентаризации без каких-либо изъятий подлежат:
- имущество, принадлежащее Министерства на праве оперативного управления, независимо от его местонахождения (нефинансовые и финансовые активы, в том числе финансовые вложения, готовая продукция, товары, денежные средства и денежные документы);
- обязательства, в т.ч. кредиторская задолженность, кредиты банков, займы;
- имущество, не принадлежащее Министерству, но числящееся в бухгалтерском учете, прежде всего на забалансовых счетах (находящееся на ответственном хранении, арендованное, полученное для переработки или в безвозмездное пользование);
- имущество, не учтенное по каким-либо причинам, но находящееся на момент инвентаризации на территории, подконтрольной Министерству.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Перечень объектов, подлежащих инвентаризации и периодичность проведения инвентаризации приведены в таблице:
Объекты инвентаризации |
Периодичность проведения инвентаризации |
Примечание |
|||
Основные средства |
В соответствии с приказом руководителя, но не реже 1 раза в 3 года |
В целях оптимизации трудовых затрат и учетных процедур инвентаризация проводится не ранее 1 октября |
|||
Нематериальные активы |
ежегодно |
|
|||
Финансовые вложения |
ежегодно |
||||
Материальные запасы |
ежегодно |
||||
Незавершенное производство и расходы будущих периодов |
ежегодно |
||||
Животные и молодняк животных |
ежегодно |
||||
Денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности |
ежегодно |
Инвентаризация проводится на последний день отчетного периода |
|||
Расчеты, обязательства, в том числе (основные): - 0 205 00 000 "Расчеты по доходам"; - 0 206 00 0000 "Расчеты по выданным авансам"; - 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами"; - 0 209 00 000 " Расчеты по ущербу и иным доходам"; - 0 210 00 000 "Прочие расчеты с дебиторами"; - 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам"; - 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты"; - 0 304 00 000 "Прочие расчеты с кредиторами"; |
ежегодно |
Инвентаризация проводится на последний день отчетного периода, путем сверки с контрагентами |
|||
Резервы предстоящих расходов, оценочные резервы |
ежегодно |
Инвентаризация проводится на последний день отчетного периода путем определения правильности расчета оценочного значения |
|||
Внеплановые инвентаризации всех видов имущества |
В соответствии с приказом руководителя |
|
2.7. По окончании инвентаризации могут проводится контрольные проверки правильности проведения инвентаризации.
2.8. Порядок инвентаризации основных средств.
2.8.1. Плановая инвентаризация основных средств перед составлением годовой отчетности производится не ранее 1 октября.
При проведении инвентаризации основных средств производится проверка:
- фактического наличия объектов основных средств;
- состояния объектов основных средств - выявляются объекты, нуждающиеся в ремонте, восстановлении, списании;
- сохранности инвентарных номеров основных средств, нанесенных на объект и их составные части, приспособления, принадлежности;
- наличия и сохранности технической документации;
- наличия и сохранности правоустанавливающей документации (в предусмотренных случаях);
- комплектности объектов;
- наличия документов, подтверждающих гарантийные обязательства поставщиков (производителей) на технику (в первую очередь на технику, приобретенную в течение последнего года);
- правильности применения кодов ОКОФ, группировки по счетам учета и установления норм амортизации.
2.8.2. При выявлении основных средств, не пригодных к эксплуатации, составляется отдельная Инвентарная опись (ф. 0504087) таких основных средств с указанием причин непригодности. Опись не пригодных к эксплуатации основных средств составляется дополнительно к основной Инвентарной описи (ф. 0504087), подтверждающей общее наличие основных средств, закрепленных за соответствующим материально ответственным лицом.
2.8.3. При проведении инвентаризации зданий (помещений) проверяются:
- наличие правоустанавливающей документации;
- соответствие учетных данных правоустанавливающим документам;
- наличие технической документации (в том числе на отдельные инженерные и коммунальные системы, входящие в состав здания: систему водопровода, канализации, отопления, электроснабжения, пожарную сигнализацию, охранную сигнализацию, систему видеонаблюдения и т.д.);
- соответствие узлов и компонент инженерных и коммунальных систем технической документации (при выявлении отклонений подготавливаются рекомендации об уточнении технической документации);
- внешнее состояние конструктивных элементов здания, внешней и внутренней отделки, окон, дверей, узлов и компонент инженерных и коммунальных систем (при выявлении неисправностей формируются рекомендации по проведению ремонтно-восстановительных работ).
2.8.4. При проведении инвентаризации компьютерной техники проверяются:
- состав компонент системных блоков;
- наличие правоустанавливающих документов на используемое программное обеспечение.
2.8.5. При проведении инвентаризации объектов автотранспорта (самоходной техники) проверяются:
- наличие и состояние приспособлений и принадлежностей;
- исправность одометра;
- исправность датчиков количества топлива;
- соответствие данных одометра данным путевых листов.
2.9. Для оформления инвентаризации применяют унифицированные формы, первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета: инвентаризационные описи (формы 0504081 - 0504089, 0504091) и ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Для каждого вида имущества оформляется своя форма инвентаризационной описи (сличительной ведомости).
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность оформления материалов.
Инвентаризационные описи составляются не менее чем в двух экземплярах отдельно по каждому месту хранения ценностей и материально ответственным лицам.
Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица, что подтверждает факт проверки комиссией имущества в их присутствии.
По завершении инвентаризации материально ответственные лица дают расписку об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственных лиц.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное, составляются отдельные описи (акты).
3. Оформление результатов инвентаризации и выявленных расхождений
3.1. При выявлении в ходе инвентаризации нефинансовых и финансовых активов недостач или излишков любые установленные расхождения с данными бухгалтерского учета (в том числе по расчетам и обязательствам), предоставленными бухгалтерской службой, фиксируются инвентаризационной комиссией в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Расхождения указываются в Ведомости (ф. 0504092) по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении. Эта ведомость является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
На ценности, числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, составляется отдельная ведомость.
3.2. По всем расхождениям (недостачам и излишкам, пересортице) инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц, что отражается в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях, актах). На основании этих объяснений и материалов проверок инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета.
3.3. Оформленные ведомости подписываются главным бухгалтером (уполномоченным лицом) и исполнителем и передаются председателю инвентаризационной комиссии.
3.4. По результатам инвентаризации председатель инвентаризационной комиссии подготавливает руководителю Министерства предложения:
- по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, за счет виновных лиц либо их списанию;
- по оприходованию излишков;
- по урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей с данными бухгалтерского учета при пересортице путем проведения зачета излишков и недостач, возникших в ее результате;
- иные предложения.
3.5. На основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), а в случае расхождений - Ведомости расхождений по результатам инвентаризации, комиссия составляет Акт о результатах инвентаризации. Акт представляется на рассмотрение и утверждение руководителю Министерства с приложением документов по инвентаризации.
3.6. По результатам инвентаризации издается приказ.
Инвентаризационные разницы отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Руководитель ЦБ |
И.Б. Касян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.