Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II.
7. План мероприятий (проектов), обеспечивающих реализацию Генеральной схеме очистки г. Сочи
7.1. Планы мероприятий по развитию инфраструктуры переработки и обезвреживания отходов
Планы мероприятий, обеспечивающих реализацию разработанной стратегии управления отходами г. Сочи представлены в таблице 7.1.1.
Таблица 7.1.1. Планы мероприятий
N |
Планы |
Сроки |
Перечень мероприятий |
1 |
Крат косрочные |
До 1 года |
Утвердить актуализированную Генеральную схему очистки города Сочи. Организовать работу отдела по обращению с отходами г. Сочи в структуре департамента городского хозяйства администрации города Сочи по инвентаризации потоков отходов города, созданию реестра отходопроизводителей и отходопереработчиков. В зависимости от полученных результатов скорректировать планы развития инфраструктуры по обращению с отходами. Разработать программу развития соответствующих сегментов сферы обращения отходов. Утвердить разработанные программы, планы, положения, регламенты Постановлением администрации города Сочи. Приступить к реализации разработанных программ и планов. |
2 |
Сред несрочные |
1-2 года |
Обеспечить создание и ввод в эксплуатацию запланированных объектов инфраструктуры обращения с отходами города. Подготовка к реализации раздельного или "адресного" сбора отходов. Обеспечить запуск и устойчивое функционирование системы обращения с отходами города в соответствии с утвержденными количественными показателями стратегии (новой балансовой схемы). |
|
Долгосрочные |
5 и более лет |
Мониторинг системы обращения с отходами, Обеспечение ее функционирования в соответствии с принятыми планами и контрольными показателями. Корректировка планов обращения с отходами в соответствии с изменением ситуации, ростом потоков отходов, изменением их состава, развитием города и т.п. |
Выполненный анализ ситуации в сфере обращения отходов, показал, что инвестиционный процесс частично реализован для твёрдых бытовых и строительных отходов. В этих секторах определены инвесторы, объемы инвестиций, осуществляется строительство и эксплуатация новых объектов по переработке и обезвреживанию отходов. Однако из-за отказа инвестора (СМК) от строительства нового полигона ТБО в междуречье р. Буу и р. Хобза и отказа от строительства цеха компостирования органических отходов возникла ситуация об изменении действующей схемы обращения ТБО. Предлагается поэтапная реализация следующей схемы обращения ТБО.
7.2. Развитие схемы обращения ТБО
7.2.1. Текущий вариант
1. Эксплуатация мусоросортировочной станции на ОАО "СМК" мощностью 200 000 тонн/год, обеспечивающий сортировку ТБО Адлерского, Центрального, Хостинского и частично Лазаревского (от Мамайки до Детляжки) внутригородских районов города;
2. Организация вывоза отсортированных отходов ж/д и (или) автомобильным транспортом на полигон ТБО в районе г. Белореченск;
3. Организация вывоза ТБО Лазаревского района на полигон ТБО в районе г. Белореченск;
4. Строительств о нового (резервного) полигона ТБО в Лазаревском районе, где будут размещаться ТБО, КТО после дробленая, древесно-растительные отходы и строительные отходы в случае сбоев в системе транспортировки ТБО;
5. Строительство двух мусороперегрузочных станций в Хостинском и Адлерском районах суммарной мощностью 250 000 - 300 000 тонн/год, обеспечивающих перегрузку ТБО Адлерского, Центрального, Хостинского и частично Лазаревского (от Мамайки до Детляжки) внутригородских районов города;
6. Строительство мусороперегрузочной станции в Лазаревской мощностью 50 000 тонн/год, обеспечивающий перегрузку ТБО Лазаревского внутригородского района города (от Детляжки до Магри);
7. Организация "адресного" сбора утильных фракций ТБО (пластик, металл, картон).
7.2.2. Особенности обращения крупногабаритных отходов (КТО)
КГМ в количестве 60 000 тн/год (164 тн/сутки) предлагается доставлять на пункты переработки, где производится его предварительная разборка, дробление, извлечение черного и цветного металла с помощью магнитных и электромагнитных сепараторов.
В связи с большой протяженностью территории Большого Сочи предлагается в каждом административном районе создать производственные участки по приему и переработке КТО производительностью 15мЗ/сут (Лазаревский, Хостинский, Адлерский районы) и 30 мЗ/сут (Центральный район).
Дробильное оборудование (шредеры) позволяют дробить от 0.8 до 15 тонн в час крупногабаритных отходов. Размеры площадок под организацию производственных участков переработки КТО с учетом необходимых площадей для предварительной разборки КТО (разгрузочные площадки, конвейерные линии) и складирования составят -2500-3500 кв. м.
Все оборудование и площадки складирования, учитывая климат региона, должны быть расположены под навесами или в помещениях ангарного типа.
Примечание к а. 7.2.1.
Вариант транспортировки ТБО жд/транспортом не рассматриваем по следующим причинам.:
1. Основной ваговный парк, который используется для перевозки грузов в Сочи составляют полувагоны и платформы. Для погрузки упакованных брикетов ТБО такие вагоны не приспособлены. Приобретение своего парка вагонов требует строительства погрузочных и разгрузочных терминалов, что в совокупности значительно удорожает транспортировку ТБО.
2. В общей массе ТБО органические отходы составляют до 40%,. Данный вид отходов проблематично упаковать при существующей технологии. Перевозка в специальных контейнерах не отработана и потребует применения специальных контейнеров и соответствующих погрузочно-разгрузочных механизмов как на площадке погрузки и выгрузки, так и на грузовых терминалах ж/д.
3. Достаточно длительный этап транспортировки 6-9 дней, что при перевозке органических отходов недопустимо.
7.3. Перспективный вариант обращения ТБО
- сбор ТБО;
- транспортировка на мусороперегрузочные станции перегрузка на транспортные мусоровозы;
- транспортировка автомобильным транспортом на межмуниципальный полигон в г. Белореченск или завод по термическому обезвреживанию ТБО.
При перспективном варианте предусмотрено исключение этапа мусоросортировки схемы обращения ТБО, увеличение суммарной мощности 4 мусороперегрузочных станций до 400 тыс. тонн/год, строительство завода по термическому обезвреживанию ТБО в Лазаревском районе г. Сочи или Туапсинском районе (при включении в краевую программу), мощностью 500 тыс. тн./год.
7.4. Преимущества, недостатки и этапы развития вариантов обращения ТБО в г. Сочи
7.4.1. Текущий вариант.
Преимущества:
1. Проработанность данной схемы в части сбора и сортировки ТБО. Принято решение администрации Краснодарского края о финансировании строительства межмуниципального полигона ТБО в районе г. Белореченск.
Недостатки:
1. Экологический фактор
При реализации этого варианта обращения отходов в "хвостах" остаётся вся органическая часть ТБО, и при захоронении происходит разложение мусора в земле. При захоронении не переработанных отходов, а также при всех других методах обработки, таких как механо-биологическая переработка, органические и неорганические вредные вещества, распределенные в отходах, накапливаются в теле свалки и подвергаются интенсивному биохимическому разложению. В условиях захоронений быстро формируются анаэробные условия, в которых протекает биоконверсия органического вещества (ОБ) с участием метаногенного сообщества микроорганизмов. В результате этого процесса образуется биогаз или, так называемый, свалочный газ (СГ), со свалочным газом и фильтрационными водами политона поступают в атмосферный воздух и грунтовые воды и долгие годы служат источником загрязнения окружающей среды. Эмиссии свалочных газов (СГ), поступающие в природную среду формируют негативные эффекты как локального, так и глобального характера.
2. Экономический фактор
2.1. Очень малый объем отбора. Развитие систем селективного сбора, сортировки и переработки вторичного сырья, извлеченного из отходов требует значительного времени и больших финансовых ресурсов. Практика работы СМК в 2011 - 2012 годах показала, что отбор утильных фракций составляет около 7%. При объёме сортировки 200000 та/год отбор вторичных материалов составит 15000 тн. Стоимость сортировки ТБО (2012 год) составляет 1539 руб./ тн. Общий объём платежей за сортировку составит 307,8 млн руб. (200,0 тыс. т х 1,539 тыс. руб). Таким образом стоимость одной тонны вторичных материалов составит 20,5 тыс. руб./тн (307,8 / 15,0 тыс. тн). Цена реализации колеблется от 3 до 14 тыс. руб./ тн, что значительно ниже затрат. Фактически сортировка ТБО оплачивается за счёт тарифа. Остальная часть ТБО (93%) отправляется на захоронение со всеми вытекающими последствиями.
2.2. Захоронение ТБО на полигонах требует регулярного открытия новых площадок, которые, вследствие отсутствия подходящих участков в прибрежной зоне Чёрного моря должны располагаться все дальше от побережья. Это приводит к дополнительным экономическим затратам, связанным с увеличением пробега мусоровозов, увеличению загрязнения атмосферного воздуха продуктами: сгорания их топлива, дополнительной загрузкой и износом пригородных дорог. В результате себестоимость "простого" захоронения становится достаточно высокой, в особенности при учете большей площади необходимых полигонов, выводимых из оборота минимум на 100 лет, а также высокой стоимости их квалифицированного обустройства и в дальнейшем их рекультивации, стоимость которой не учитывается для расчёта финансово-экономического анализа проекта.
3. Технический фактор
Мощность мусоросортировочной станции (МСС) рассчитана на 200 тыс. тн. Объём ТБО в ближайшее время 250 тыс. тн. В курортный сезон объём ТБО образуется на 30% больше среднего. Имеются большие риски "затоваривания", которые возрастают из-за постоянной работы МСС в перегруженном режиме и соответственно снижается надёжность оборудования. При таком режиме работы резко снижается качество и процент отбора вторичных материалов. Фактически СМК будет работать в режиме мусороперегрузочного предприятия с упаковкой ТБО.
7.4.2. Перспективный вариант
Преимущества:
1. Экологический фактор
В условиях постоянного ухудшения экологической обстановки выдвигается необходимость обеспечить максимально возможную безвредность технологических процессов и безопасную утилизацию отходов и это достигается при реализации варианта П со строительством завода по термическому обезвреживанию отходов:
1.1. Продукт, оставшийся из термического обезвреживания отходов-инертен и не может больше вступать в реакции. Вредные вещества разрушаются иди под контролем связываются и сепарируются в концентрированной форме. Образующиеся при сжигании так называемые инертные вещества, похожие на горную породу шлаки могут быть безопасно депонированы. В Германии, Голландии и других странах они используются даже как заменитель дорожного щебня или для звукоизоляции стен. В наших условиях эти шлаки можно использовать для рекультивации карьеров, которых много в Туапсинском районе Краснодарского края.
1.2. Уменьшение объёма захоронения ТБО, При реализации Варианта II достигается большая редукция полигонного захоронения практически до 100%.
2. Экономический фактор
2.1. Укрупнённый параметрический анализ обеих вариантов показал преимущества реализации схемы обращения ТБО по варианту II Его преимущества: более низкие эксплуатационные затраты (совокупная стоимость утилизации) - 2152 руб/тн, чем при варианте I (2990 руб/тн).
2.2. выработка электроэнергии - 50 Мвт/ч с каждой тонны ТБО на сумму 400 млн. рублей, что значительно больше, чем при сортировке и вторичному использованию материалов.
1. Государственная поддержка
Технология сжигания несортированных ТБО на мусоросжигающих заводах признана наилучшей доступной технологией, которая рекомендуется для широкого применения на территории Российской Федерации, причем как для решения проблем утилизации ТБО, так и решения задач энергосбережения и энергоэффективности, (решение Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по докладу "Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых отходов жилого Фонда в городах России", который представлен Научному совету Российской академии наук по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям в июле 2012 года).
Недостатки:
1. Отсутствие в данный момент инвестора по строительству завода по термическому обезвреживанию ТБО, однако в принципе готовность к реализации таких проектов у инвесторов есть, например у ФПГ "Технологии энергосбережения" и компании "Дегремон Рюси" (Франция).
2. Достаточно длительный срок реализации строительства завода по термическому обезвреживанию ТБО - 30 месяцев
7.4.3. Выводы:
Наиболее эффективным вариантом обращения отходов в городе Сочи считаем реализацию Перспективного варианта. Если даже в ближайшем будующем не начать строить завод по термическому обезвреживанию ТБО, то данный вариант (как минимум) по экспертной оценке на 30% эффективней Текущего варианта при прочих равных условиях.
7.5. Общая схема Перспективного варианта выглядит следующим образом:
Сбор ТБО в евроконтейнера, КТО в бункера и вывоз ТБО и КТО мусоровозами на мусороперегрузочные станции, перегрузка и прессовка ТБО и КТО и транспортировка отходов транспортными контейнеровозами на полигон ТБО в районе г. Белореченск (завод по термическому обезвреживанию ТБО)
При этом что сбор и вывоз ТБО становится двухэтапным.
Первый этап.
- сбор ТБО и КТО на контейнерных площадках в евроконтейнера и бункера;
- вывоз отходов по графику мусоровозами на мусороперегрузочные станции (далее по тексту МПС).
Второй этап.
- мусоровоз приезжает на МПС (рис 1, разгружается и уезжает далее собирать ТБО). МПС включает в себя: приёмный бункер или хоппер, стационарный пресс и автоматически меняющиеся контейнера (прессконтейнера) большой емкости, объёмом 30-35 м3, шредер для КТО, включая обрезь зелёных насаждений и при необходимости другое оборудование для первичной сортировки, например метала;
- перегрузка ТБО и прессование в контейнера;
- дробление КТО и прессование в контейнера;
- транспортировка контейнеров транс портными мусоровозами оборудованными мультилифтовым оборудованием на полигон ТБО в районе г. Белореченск.
Рис.1 Мусороперегрузочная станция
Графический объект не приводится
Мусор о перегруз очная станция на базе компакторов (пример) Система перемещения контейнеров Контейнеры устанавливаются на тележки, которые перемещаются перед компактором по двум рельсам (длина рельсов соответствует ширине контейнеров + два свободных места):
3,5 мх 5 = 17,5 мх2 рельса = 35 м
Рельсы укладываются и заливаются бетоном до поставки основного оборудования.
Графический объект не приводится
Управление системой перемещения осуществляется от электрического шкафа компактора электрический шкаф компактора оснащается дополнительными компонентами).
При наличии системы Перемещения контейнеров рулежная дорожка для компактора не требуется, 2. Загрузочный бункер
Конструкция й размеры загрузочного бункера определяются способом загрузки
Ниже приведены фото подачи сырья в компактор конвейером.
Графический объект не приводится
Укрупнённый расчёт необходимого оборудования и спецтехники дли сбора и вывоза ТБО
I. Исходные данные
1. Расстояние от Сочи (Центральный район) до полигона ТБО в районе г. Белореченск 250 км (через Шаумянский перевал), или 325 км через г. Горячий ключ, туда-обратно 650 км;
2. Расстояние от Лазаревской до полигона в районе Белореченска через г. Горячий ключ, туда-обратно 500 км;
3. Дневной объём накопления ТБО в курортный сезон (максимум) в Сочи-800 тн/сутки. Годовой объём - 260 тыс.тн/год, включая КГМ (50 тыс. тн);
4. Дневной объём накопления ТБО в курортный сезон (максимум) в Лазаревском районе - 150 тн/сутки. Годовой объём - 50 тыс.тн/год, включая КГМ (10 тыс тн);
5. Средняя скорость движения мусоровоза - 40 км/час;
6. Расход топлива 60 л на 100 км;
7. Среднемесячная зарплата водителя мусоровоза - 40000 руб.;
8. Количество рейсов автомобиля в месяц - 30 рейсов;
9. Стоимость импортного автотягача, оборудованного мультилифтом - 5,6 млн. руб.;
10. Стоимость пресс контейнеров для перевозки ТБО с органикой, V=30-35 м3 - 200 тыс. руб.;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Количество мусороперегрузочных станция (МПС) и необходимая мощность:
Необходимо строительство трёх мусороперегрузочных станций: одну в Лазаревском, другую в Хостинском район и одну в Адлерском районе.
1. МПС в Хостинском районе - 300 тыс.тн/год. Стоимость аналогичной станции составляет с монтажом - 25 млн. рублей, подготовка участка, коммуникации- 8 млн. руб. Общая стоимость - 33 млн. руб.
Ориентировочное потребление энергии - 250 кВт/ч или 1,3 млн.кВт/год
2. МПС в Адлерском районе - 300 тыс.тн/год. Стоимость аналогичной станции составляет с монтажом - 25 млн. рублей, подготовка участка, коммуникации - 8 млн. руб. Общая стоимость - 33 млн. руб.
Ориентировочное потребление энергии - 250 кВт/ч или 1,3 млн.кВт/год
3. ММС в Лазаревской - 50 тыстн/год. Стоимость аналогичной станции составляет с монтажом - 15 млн. рублей, подготовка участка, коммуникации -б млн. руб. Общая стоимость - 21 млн. руб.
Ориентировочное потребление энергии - 50 кВт/ч или 0,3 млн.кВт/год
3. Потребность в прессконтейнерах
Пресс-компактор имеет коэффициент прессования до 5 на смешанном мусоре и при использовании контейнера объемом 30-37 мЗ. вес ТБО в них будет составлять в среднем 15 тн. Минимальное количество необходимых контейнеров должно соответствовать дневному объему накопления (в месяц -максимум), плюс количество контейнеров, которые транспортируется (равное необходимому количеству).
Расчёт:
1. для Сочи - 253 ед.
1.1. количество контейнеров для текущей деятельности - 120 ед. (800 тн/15 тн х 2 /0,9 = 60), где 0,9 -коэффициент исправных контейнеров;
1.2. количество контейнеров для накопления ТБО в случае проблем с транспортировкой из-за причин природного и техногенного характера необходим страховой запас из расчёта 7-дневной потребности в количестве 253 ед. (800/15 х 7 -120= 253 ед.).
Итого для Сочи необходимо приобрести 253 контейнера.
2. для Лазаревской - 48 ед.
2.1. количество контейнеров для текущей деятельности - 22 ед. (150 тн/15 х = 22 ед.);
2.2. Для накопления ТБО в случае проблем с транспортировкой из-за причин природного и техногенного характера необходим страховой запас из расчёта 7-дневной потребности в количестве 58 ед.(150/15 х7 - 22) = 48.
Итого для Лазаревской необходимо приобрести 48 контейнеров. Всего потребность в контейнерах составляет 331 контейнер (253 + 48 = 331 ед.)
Ориентировочная стоимость данного пресс контейнера - 200 тыс. рублей. Общая стоимость закупки парка контейнеров - 66,2 млн. руб.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
5. Потребность в транспортных мусоровозах, оборудованных мультилифтом.
1. для Сочи (Адлер, Хоста, Центр) - 60 автомобилей Каждый автомобиль проезжает в день до полигона и обратно 650 километров. Скорость движения на полигон в среднем 40 км/ч. Время в пути туда и обратно 15,5 часов. Время разгрузки на полигоне 0,5 часа, время погрузки на станции 0,5 часа. Итого 16,5 час. - один рейс в сутки (с двумя водителями).
Объём перевозимого ТБО за один рейс = 35 мЗ х 5 =150 мЗ (15 тн). Потребность в транспортных мусоровозах: = 800/15 = 54 автомобилей. С учётом коэффициента не выхода на линию (0,75) потребность составит: = 54/0,75 ~ 72 автомобиля.
I. для Лазаревской - 12 автомобилей Каждый автомобиль проезжает в день до полигона и обратно 500 километров. Скорость движения на полигон в среднем 40 км/ч. Время в пути туда и обратно 12,5 часов. Время разгрузки на полигоне 0,5 часа, время погрузки на станции 0,5 часа. Итого 13,5 час. - один рейс в сутки (с одним водителем).
Объём перевозимого ТБО за один рейс = 30 мЗ х 5 ==150 мЗ (15 тн). Потребность в транспортных мусоровозах: = 150/15 = 10 автомобилей. С учетом коэффициента не выхода на линию (0,75) потребность составит: = 10/0,75 =14 автомобилей.
Всего потребность в автотягачах составляет 86 ед. (72 + 14 = 86 ед.) при условии, что автотягач работает в челночном режиме и не закреплён за конкретным водителем.
Ориентировочная стоимость импортного транспортного автомобиля, оборудованного мультилифтом - 53 млн. рублей. Общая стоимость закупки парка автомобилей - 445,8 млн. руб.
Итого: Сумма финансирования на приобретение спецтехники н контейнеров-512 млн. руб.
6. Потребность во вспомогательном оборудовании
6.1. Шредер-2 ед.
Для дробления КТО необходимо приобрести два шредера. Один для Лазаревского района, мощностью до 15 тыс, тн/год (типа Doppstadt DW 2060) стоимостью 10,5 млн, руб, один для остальных районов города мощностью до 55 тыс.тн/год ( типа Doppstadt DW 3060 "Буйвол") стоимостью 17,8 млн. руб). Стоимость закупки двух шредеров составит - 28,3 млн, руб.
6.2. Погрузчик -экскаватор с грейферным захватом - 2 ед.
Для работы с КТО. Цена за ед. 5,0 млн. руб Стоимость закупки двух погрузчиков составит -10,0 млн. руб.
6.3. Фронтальный погрузчик -1 ед.
Для погрузки дроблёной массы в самосвалы. Цена за ед. 3,0 млн. руб.
6.4. Весовое оборудование - 3 комплекта.
Цена за ед. 2,0 млн. руб. Стоимость закупки весового оборудования с монтажом составит - 6,0 млн. руб.
Итого: сумма финансирования на приобретение вспомогательного оборудования - 473 млн. руб.
7. Укрупнённый расчёт затрат на перевозку ТБО автомобильным транспортом после перегрузки на мусороперегрузочных станциях до полигона ТБО в районе г. Белореченск.
7.1. Первоначальные затраты:
- Две мусороперегрузочные станции, мощностью 300 тыс, тн/год каждая - 50 млн, руб. (2 х 25), монтаж и подготовка двух площадок - 50 млн. руб. Итого стоимость - 100 млн. руб.
- Мусороперегрузочная станция в Лазаревском районе, мощностью 50 тыс. тн/год -15 мин. руб. ., монтаж и подготовка площадки - 16 млн. руб. Итого стоимость - 31 млн. руб
- Автомобили - тягачи, оборудованные "мультилифтом" - 445,8 млн. руб. (72 авто х 5,3 млн. руб.)
- прессконтейнера - 66,2 млн. руб. (441 ед. х 200)
7.2. Укрупнённый расчёт затрат
Наименование затрат |
Затраты на весь объём, тыс. руб. |
Затраты, руб/тн |
1. Мусороперегрузочных станций | ||
Электроэнергия |
6 000 |
|
Амортизация оборудования |
22 287 |
|
Зарплата, с ЕСН |
9 700 |
|
Итого прямые эксплуатационные затраты |
37 987 |
122,5 |
Накладные расходы (30% от прямых) |
11396 |
|
Плановые накопления (15%) |
7407 |
|
Итого стоимость перегрузки |
56 790 |
183,2 |
2. Транспортировка ТБО автомобилями, оборудованными "мультилифтами" | ||
Дизтопливо |
232 808 |
|
Амортизация |
51200 |
|
Зарплата водителей с отчислениями (30,3) |
136213 |
|
Итого прямые эксплуатационные затраты |
420 221 |
1286,68 |
Накладные расходы (30% от прямых) |
126 066 |
|
Плановые накопления (15%) |
81 943 |
|
Итого стоимость транспортировки |
628 230 |
2026,5 |
Итого стоимость транспортировка и перегрузки |
685 020 |
2209,7 |
Стоимость перегрузки и транспортировки ТБО составляет 2209,7 руб/тн. Для сравнения: стоимость сортировки на СМК: 1539 руб./тн (2012) без транспортировки - вспомогательное оборудование - 473 млн. руб.
Итого: 690,3 млн. руб.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
7. Термическое обезвреживание ТБО
Несмотря на разнородность состава твердых бытовых отходов, их можно рассматривать как низкосортное топливо (тонна отходов дает при сжигании 1000-1200 Гкал тепла); Термическая переработка ТБО не только их обезвреживает, но и позволяет получать тепловую и электрическую энергию, а также извлекать имеющийся в них черный металлолом. При сжигании отходов процесс можно полностью автоматизировать, а следовательно, и резко сократить обслуживающий персонал, сведя его обязанности до чисто управленческих функций. Это особенно важно, если учесть, что персоналу приходится иметь дело с таким антисанитарным материалом, как ТБО.
Таким образом, мусоросжигательные заводы не только вносят значительный вклад в экологически приемлемое устранение отходов, они также способствуют сокращению выбросов парниковых газов и, тем самым, борьбе с глобальным потеплением.
Характеризовать данный подход можно простым примером.
/----------------\ /---------------------------------------\
| 4 т | | 1 т |
| ТБО | ---- | условного топлива |
\----------------/ \---------------------------------------/
| \-----------------------------\ Сжигание |
| | |
Сортировка + сжигание |
/----------------\ /-------------\ | /---------------\
| 280 кг | | 20000 мДж | | | 30000 |
| вторичного | + | | \-- | |
| пластика | | | | |
\----------------/ \-------------/ \---------------/
|
/----------------\ /-------------\ /---------------\
| 0,25 т | | 4 т | | 6 т |
| пластика | | пластика | | пластика |
| (чистого) | | | | |
\----------------/ \-------------/ \---------------/
4,25 т пластика |
1 тонна условного топлива эквивалентна 4 т ТБО и при сжигании дают до 30 000 Мдж электроэнергии, которая дает возможность получить около б тонн первичного пластика из газа или нефти (при потреблении 5 000 МДж/ т).
При сортировке ТБО количество выделенного вторичного пластика составляет не более 280 кг (7%), из которого можно выделить около 250 кг чистого вторичного продукта. Использовав как вторичное топливо отсортированные остатки ТБО, при сжигании можно получить на 30-35% меньше энергии - 20 000 МДж, что позволяет дополнительно произвести до 4 т чистого пластика.
Таким образом, сжигание ТБО без сортировки на высокотехнологичных мусоросжигающих заводах дает возможность производства на 40% больше пластика, причем - без сжигания природного топлива!
Термическое обезвреживание отходов дает возможность:
- экологически рационально использовать не утилизируемую часть отходов
- производить инертные, не способные к негативному воздействию остатки отходов, которые под контролем и экологически безопасно могут складироваться на полигонах
- значительно сократить содержащиеся в отходах загрязняющие вещества
- уменьшить объем отходов в 10 раз
- использовать содержащуюся в отходах энергию
- заменить природные энергоносители, такие как нефть, природный газ или уголь
- и таким образом способствовать сохранению природных ресурсов. Термическое обезвреживание отходов на современном уровне развития
науки и техники гарантирует почти полное разрушение находящихся в отходах органических вредных веществ. Это достигается с помощью высоких температур (более 1.000 °С). Это относится также к диоксинам и фуранам, которые разрушаются более чем на 90%. При температуре 850°С диоксины расщепляются на их составные части. При охлаждении дымовых газов существует возможность того, что очень небольшая часть образовавшихся фрагментов снова соединятся. Для их надежного отделения служит рукавный фильтр в системе очистки дымовых газов с возможностью дополнительной подачи порошкообразного активированного кокса и, тем самым, эффективной сепарации всех диоксинов й фуранов. То есть здесь предусматривается двойная система безопасности.
При сжигании отходов их объем сокращается примерно в десять раз. Из 1т мусора остается только 250 кг шлака и золы, 30 кг железного скрапа и 1 кг осадка на фильтре.
Образующиеся при сжигании так называемые инертные вещества, похожие на горную Породу шлаки могут быть безопасно депонированы. В Германии, Голландии и других странах они используются даже как заменитель дорожного щебня или для звукоизоляции стен.
Находящиеся в отходах черные металлы выделяются из шлака с помощью магнитного сепаратора как железный лом и повторно используются.
Выделившиеся в рукавных фильтрах установки очистки дымовых газов компоненты и фильтровальная пыль содержат неразрушающиеся при высоких температурах продукты нашей повседневной жизни, которые когда-либо оказались в мусоре и представляют собой концентрат вредных веществ, первоначально рассеянных по всей массе ТБО. Они должны утилизироваться специальным образом, для чего в настоящее время разработаны и разрабатываются различные технологии, такие как гранулирование с добавлением цемента, бетонирование в блоках, обработка химическими реактивами (гуминовыми кислотами) и другие.
7.1. Основные показатели завода по термическому обезвреживанию ТБО
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение |
Мощность |
тыс.тн |
500 |
Занимаемая площадь |
га |
11 |
Ориентировочная стоимость |
млн. руб. |
8800 |
Удельные эксплуатационные затраты |
руб/тн |
1300-1500 |
Загрязнение почвы |
|
нет |
Загрязнение атмосферы |
|
в пределах норм |
Загрязнение грунтовых вод |
|
нет |
Отходы производства |
% от массы |
25-30% инертный коксовый остаток |
Получаемые продукты переработки | ||
Электроэнергия |
Мвт.ч/тн |
0,5 |
Металл |
% от массы |
3 |
Исходя из изложенного можно сделать вывод, что технологию сжигания несортированных ТБО на мусоросжигающем заводе можно признать наилучшей перспективной технологией, которую следует рекомендовать-для применения на территории города Сочи, как для решения проблем утилизации ТБО, так в решения экологических задач. А также энергосбережения и энергоэффективности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.