Содержание
1. Введение.
2. Полномочия муниципальных образований Ростовской области по участию в процедурах участию в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
3. Варианты проведения процедуры конкурсного производства на предприятиях ЖКХ.
Общие положения о конкурсном производстве.
Реализация имущества в ходе конкурсного производства.
Замещение активов.
4. Проблемы осуществления производственной деятельности предприятиями ЖКХ, находящимися в конкурсном производстве.
1. Введение
В Ростовской области всё большее количество предприятий ЖКХ, обеспечивающих жизнедеятельность городов и населенных пунктов, оказывается в состоянии неплатёжеспособности. По организационно-правовой форме значительное количество названных предприятий - это муниципальные унитарные предприятия, наделенные имуществом на праве хозяйственного ведения.
Анализ ситуации в сфере ЖКХ показывает, что проблемы и причины неплатежеспособности, имеющие место в этой отрасли, у большинства хозяйствующих субъектов схожи:
- несвоевременный пересмотр тарифов на оказываемые услуги;
- несвоевременный пересмотр количества льготных категорий потребителей среди населения, число которых автоматически увеличивается при повышении тарифов;
- временной разрыв платежей за электричество, тепло между поставщиками и потребителями соответствующих услуг, вынуждающий брать кредиты, проценты по которым относятся на убытки предприятий ЖКХ (так за поставляемое тепло предприятия ЖКХ расплачиваются с производителями сразу по факту получения, т.е. в течение отопительного периода вынуждены оплатить 100%, а конечные потребители расплачиваются равномерно в течение 12 месяцев и в течение зимнего периода оплачивают только 50%. Аналогичная картина наблюдается с электроснабжением, только разрыв в платежах находится в пределах одного месяца, при этом энергетики требую предоплату поставляемой энергии);
- низкая собираемость платежей, так как большинство населения не в состоянии оплачивать услуги по существующим тарифам;
- недостаточность оборотных средств из-за наличия просроченной дебиторской задолженности;
- неудовлетворительное техническое состояние сетей, коммуникаций, оборудования и т.д., существующая инвестиционная составляющая в тарифах на обеспечение теплом и водоснабжение не покрывает фактическую необходимость для проведения реконструкции и замены сетей, оборудования, т.е. идет постоянное ухудшение технического состояния коммуникаций;
- затратный метод установления тарифов, приводящий к тому, что население вынуждено оплачивать все возрастающие объемы потерь, утечек, приписок, бесхозяйственности, неучтенных врезок;
- низкий профессиональный уровень кадров и соответствующая производительность труда;
- отсутствие оформленных договорных отношений, особенно в сельской местности;
- в сельской местности ситуация ухудшается тем, что относительная протяженность коммуникаций большая, а количество потребителей соответственно меньше и они менее платежеспособны, т.е. система ЖКХ находится в заведомо худших условиях, чем в городах.
В настоящее время в отношении более чем 70% предприятий ЖКХ, находящихся в процедурах банкротства, открыто конкурсное производство. В связи с этим минимуществом Ростовской области совместно с министерством ЖКХ Ростовской области для муниципальных образований разработаны данные рекомендации по проведению процедуры конкурсного производства на предприятиях ЖКХ.
Однако необходимо учитывать, что конкурсное производство это последняя стадия, применяемая в рамках Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее Закон), которая вводится арбитражным судом при признании предприятия банкротом.
Следующий раздел включен в рекомендации в целях разъяснения муниципальным образованиям норм Закона и возможности применения своих полномочий для того чтобы не допускать банкротства предприятий, а при отсутствии возможности его предотвращения, минимизировать последствия банкротства организаций, расположенных на территории муниципального образования.
2. Полномочия муниципальных образований Ростовской области по участию в процедурах, применяемых в деле о банкротстве организаций
В данном разделе перечислены полномочия муниципальных образований по предупреждению банкротства и участию в делах о банкротстве.
В соответствии с Законом муниципальные образования имеют следующие права и обязанности:
1. Принимать своевременные меры по предупреждению банкротства муниципальных унитарных предприятий и восстановлению платежеспособности должников (ст. 30, 31 Закона)
Указанные мероприятия могут быть любыми - как организационными, так и экономическими или юридическими (модернизация, перепрофилирование производства, повышение квалификации персонала, изменение управленческой политики, получение кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений, заключение выгодных контрактов, истребование своего имущества из чужого незаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повышали платежеспособность должника и обеспеченность его экономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении дела о банкротстве) сделать возможным введение оздоровительных процедур.
В качестве одной из мер также может быть использована санация, то есть предоставление должнику финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.
В целях своевременного выявления угрозы банкротства и проведения эффективной работы по указанному направлению администрациям муниципальных образований необходимо:
- вести мониторинг финансового состояния предприятий, прежде всего обеспечивающих жизнедеятельность территориального образования;
- создать совещательный орган по финансовому оздоровлению предприятий.
В том случае, если процедура банкротства неизбежна, администрации муниципальных образований должны использовать все ресурсы для осуществления контроля хода процедуры банкротства. Для этого необходимо организовать взаимодействие с правоохранительными и фискальными органами, осуществляющими свою деятельность на соответствующей территории.
2. Обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) при наличии у последнего задолженности по денежным обязательствам перед муниципальным образованием, а также представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по указанным обязательствам (ст. 2, ст. 39 Закона).
Под денежными обязательствами следует понимать обязанность должника уплатить кредитору (муниципальному образованию) определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию (задолженность по кредитам, займам, предоставленным из средств местного бюджета; поручительства под гарантию местного бюджета; задолженности по уплате арендных платежей за пользование землей и муниципальным имуществом).
Для реализации этих прав муниципальным образованиям необходимо определить уполномоченный орган по представлению в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований по денежным обязательствам перед муниципальным образованием. Данные действия проводятся по аналогии с постановлением Постановление Правительства Ростовской области от 23.05.2012 N 448 "Об обеспечении интересов Ростовской области как кредитора в деле о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве".
3. В случае если муниципальное образование не является в деле о банкротстве конкурсным кредитором, оно вправе участвовать в делах о банкротстве социально значимых и градообразующих организаций, а так же муниципальных унитарных предприятий, в качестве:
лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34, ст. 126, ст. 170 Закона), которыми считаются участники дела, имеющие непосредственный материальный интерес в его исходе, чьи имущественные права были ущемлены до возбуждения дела или будут затронуты в ходе реализации процедур банкротства;
лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона). Эти полномочия меньше, чем у лиц, участвующих в деле. Тем не менее, участники арбитражного процесса по делу о банкротстве вправе заявлять жалобы на действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов или комитета кредиторов, нарушающие их права и законные интересы.
4. В целях восстановления платежеспособности муниципального предприятия Законом предусмотрена возможность погашения учредителями (участниками), собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. В ходе наблюдения (ст. 71.1 Закона), в ходе финансового оздоровления (ст. 85.1 Закона), во внешнем управлении (ст. 112.1 Закона), а также в конкурсном производстве (ст. 129.1 Закона).
При погашении собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом требований к должнику об уплате обязательных платежей подлежат погашению все включенные в реестр требований кредиторов требования к должнику об уплате обязательных платежей.
В результате осуществления данного механизма арбитражным судом производится замена кредитора в реестре требований кредиторов. Таким образом, из реестра требований кредиторов может быть исключена налоговая служба.
Данный механизм целесообразно применять в случае, когда налоговая служба не может дать согласие на заключение мирового соглашения в силу наличия внутриведомственных актов, не позволяющих голосовать за принятие мирового соглашения, предусматривающего срок погашения требований уполномоченного органа не более 1-го месяца.
5. Администрация муниципального образования как собственник имущества должника - унитарного предприятия или третье лицо (третьи лица) имеют право одновременно удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований либо предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения указанных требований, в порядке, предусмотренном законодательством (ст. 113, ст. 125 Закона). Данное право может быть реализовано в любое время до завершения конкурсного производства.
В обеих ситуациях предполагаемое удовлетворение должно быть одновременным и полным, т.е. необходимо учитывать все требования, внесенные в реестр требований на момент удовлетворения. После осуществления вышеназванных расчетов производство по делу о банкротстве прекращается.
6. В целях обеспечения учета мнения органов местного самоуправления при определении позиции уполномоченного органа (Федеральной налоговой службы России) перед участием в собрании кредиторов, в повестку дня которого внесен вопрос о выборе процедуры банкротства, направлять мнение органа местного самоуправления в отношении применения процедур банкротства и хода процедуры банкротства (п. 5 ст. 29 Закона и п. 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257).
При направлении указанного мнения органы местного самоуправления могут предложить уполномоченному органу голосовать за финансовое оздоровление или внешнее управление либо за заключение мирового соглашения. Уполномоченный орган голосует за введение соответствующей процедуры банкротства при условии предоставления гарантии (поручительства) третьих лиц по требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет Российской Федерации и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам, а также по требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет муниципального образования.
7. Принимать жилищный фонд и нереализованные арбитражным управляющим любые социально значимые объекты в собственность муниципального образования без каких-либо дополнительных условий (п.п. 5, 6, ст. 132 Закона), а также имущество должника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами (ст. 148 Закона).
Для этого необходимо:
- заранее выявлять имущество, которое планируется для передачи в собственность муниципального образования при проведении процедур банкротства;
- предусмотреть в бюджете муниципального образования средства на содержание указанного имущества.
Следует отметить, что должностные лица органа местного самоуправления, не исполняющие положения по принятию вышеназванного имущества, несут ответственность, предусмотренную законодательством.
8. Помимо этого, необходимо помнить о недопустимости вывода активов муниципальных предприятий в другие организации без пропорциональной передачи обязательств в качестве механизма финансового оздоровления муниципальных предприятий и организаций в целях сохранения муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение предприятию, если у последнего наметилась тенденция к ухудшению финансово-экономического положения.
Подобного рода действия приводят к преднамеренному банкротству предприятий. В случае установления фактов преднамеренного банкротства должностные лица, имеющие право давать обязательные для должника указания, могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.
Кроме того, контролирующие должника лица (под эту категорию подпадают должностные лица муниципального образования) солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу (ст. 10 Закона).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу от 12.10.2010 N 4838/10 указывается, что за изъятие у муниципальных предприятий имущества, в случае, если это влечет в дальнейшем их банкротство, из местных бюджетов будут взыскиваться средства недостаточные для погашения требований кредиторов.
9. Участвуя в деле о банкротстве в качестве лица, участвующего в деле о банкротстве либо в арбитражном процессе по делу о банкротстве, администрация муниципального образования должна контролировать расходы арбитражного управляющего на ведение процедуры банкротства с учетом статьи 20.7 Закона. Необходимо знать, что пункт 7 данной статьи применяется в редакции Федерального закона от 28.07.2012 N 144-ФЗ только при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после 29.10.2012.
3. Варианты проведения процедуры конкурсного производства на предприятиях ЖКХ
Общие положения о конкурсном производстве
В соответствии с Законом конкурсное производство - ликвидационная процедура в процессе банкротства, которая является правовым последствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Цель конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Конкурсное производство может вводиться после наблюдения, финансового оздоровления, а также внешнего управления (при отсутствии возможности осуществить расчеты с кредиторами). В тоже время, в ходе конкурсного производства Закон предусматривает возможность перехода к внешнему управлению, которое призвано сохранить должника как юридическое лицо, как субъект хозяйственной деятельности и одновременно способствовать удовлетворению всех требований кредиторов.
В ходе конкурсного производства кредиторы и должник вправе также заключить мировое соглашение согласно ст. 150 Закона, что прекратит производство по делу о банкротстве. Но неисполнение мирового соглашения и, как следствие, его расторжение, возвратит стороны к стадии конкурсного производства.
У должника - юридического лица, кроме перехода к внешнему управлению и заключению мирового соглашения, есть еще одна возможность избежать ликвидации в процессе конкурсного производства. Она заключается в исполнении обязательств должника его учредителями (участниками), собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьими лицами (ст.ст. 113, 125 Закона).
Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев. Вместе с тем, Закон допускает возможность продления указанного срока на шесть месяцев (ст. 124 Закона). Продлеваться срок процедуры может неоднократно, что зависит от конкретных обстоятельств. Продажа имущества должника, предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника могут являться основанием для продления срока конкурсного производства. При таких обстоятельствах по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд может вынести определение о продлении указанного срока.
Муниципальные образования имеют право подавать указанное ходатайство в процедуре конкурсного производства в делах о банкротстве организаций, где муниципалитеты являются конкурсными кредиторами по денежным обязательствам.
С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства наступают последствия, предусмотренные ст. 126 Закона, в том числе прекращаются полномочия руководителя, иных органов управления и собственника имущества должника - унитарного предприятия. При этом представитель собственника имущества унитарного предприятия, обладает правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.
При признании должника банкротом арбитражный суд в порядке ст. 45 Закона назначает конкурсного управляющего, который осуществляет все мероприятия конкурсного производства.
В течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего органы управления должника обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника конкурсному управляющему. Необходимо обратить внимание на то, что в случае уклонения органов управления должника от обязанности передать бухгалтерскую и иную документацию должника, печати и штампы материальные и иные ценности должника конкурсному управляющему органы управления должника, в том числе и руководитель должника, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. В частности, ст. 195 Уголовного кодекса Российской Федерации за сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, за передачу имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение, фальсификацию бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб, предусматривает уголовную ответственность.
Конкурсный управляющий наделяется полномочиями руководителя юридического лица - должника, а также иных органов управления и собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, порядке и на условиях, установленных Законом (ст. 129).
Конкурсный управляющий осуществляет свои функции до момента завершения конкурсного производства, т.е. до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
При проведении конкурсного производства в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов Закон предусматривает следующие варианты распоряжения имуществом должника:
- путем продажи имущества должника;
- через проведение замещения активов должника путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ с последующей реализацией акций вновь созданного общества (обществ).
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
2.2 Реализация имущества в ходе конкурсного производства
Как правило, в конкурсном производстве осуществляется реализация имущества предприятия-банкрота.
Большая часть имущества предприятий ЖКХ относится к объектам коммунальной инфраструктуры, являющихся системами жизнеобеспечения. В связи с этим, необходим особый подход к их реализации в процедуре банкротства.
Статья 129 Закона раскрывает понятие объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, которые включают объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее - социально значимые объекты), необходимые для жизнеобеспечения граждан.
Для социально значимых объектов Закон предусматривает особый порядок реализации - торги в форме конкурса, которые проводятся в соответствии со ст.ст. 110, 132 Закона.
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
Средства, вырученные от реализации социально значимых объектов, поступают в конкурсную массу и впоследствии распределяются между кредиторами.
После проведения конкурса орган местного самоуправления обязан заключить с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса, которое является основным инструментом контроля за целевым использованием указанных объектов.
Соглашение должно содержать пункт, обязывающий собственника объектов, в случае их перепродажи, предусмотреть передачу следующему собственнику обязанности заключения аналогичного соглашения с администрацией муниципального образования. В противном случае прерывается возможность исполнения администрацией муниципального образования обязанностей по контролю за использованием социально значимого имущества.
В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления. Закон не устанавливает сроки, в течение которых возможно расторжение договора купли-продажи, следовательно, это возможно в любое время независимо от даты продажи имущества.
В случае расторжения судом указанного соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов, такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.
Социально значимые объекты, не проданные в ходе конкурса, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
Передача социально значимых объектов, не проданных в ходе конкурса, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 139 Закона, не обязательным является проведение оценки имущества должника, предназначенного для реализации в процедурах банкротства, введенных после 29.10.2012 (ст. 9 Федерального закона от 28.07.2012 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). На арбитражного управляющего возлагается обязанность организовать оценку только такого имущества, которое захотят оценить кредиторы. Причем повторная оценка будет осуществляться только за счет кредитора, заявившего о ее необходимости.
Таким образом, в течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (в сети Интернет) сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган (если размер их требований превышает два процента общей суммы требований, включенных в реестр требований кредиторов) вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.
В течение двух месяцев с даты поступления такого требования конкурсный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.
Если должник является унитарным предприятием или акционерным обществом, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, по проведенной оценке имущества должно быть представлено заключение государственного финансового контрольного органа. Таким органом является Территориальное управление Росимущества в Ростовской области (располагается по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 68, адрес для направления корреспонденции: 344050, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112).
Необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность, за исключением случаев приватизации МУПов в акционерные общества.
Помимо этого, необходимо учитывать, что согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2013 N 14614/12, не проданные на повторных торгах социально значимые объекты согласно п. 5 ст. 132 Закона подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления.
Нормы ст. 139 Закона, регулирующие порядок продажи имущества, в том числе посредством публичного предложения, не подлежат применению при продаже социально значимых объектов, поскольку ст. 132 Закона установлен особый порядок продажи имущества должника, не включенного в конкурсную массу.
Объекты, не относящиеся к числу социально значимых, реализуются на торгах в форме аукциона в порядке, установленном ст. 139 Закона.
Согласно ст. 148 Закона имущество должника, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, передается в муниципальное образование (при отказе кредиторов от принятия указанного имущества для погашения своих требований и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество). Муниципальное образование несет все расходы на его содержание.
2.3 Замещение активов должника в ходе конкурсного производства
Одним из вариантов распоряжения имуществом при проведении конкурсного производства является замещение активов.
Замещение активов должника проводится путем создания одного или нескольких ОАО, в уставный капитал которых вносится имущество должника, а выпущенные акции включаются в состав имущества должника и продаются на открытых торгах в целях погашения требований кредиторов (ст.ст. 115,141 Закона).
В результате происходит "замещение активов", то есть предприятие-должник меняет имущество на акции вновь созданного акционерного общества.
В ходе конкурсного производства основанием для проведения замещения активов должника является решение собрания кредиторов (п. 1. ст. 141 Закона). Решение собрания считается принятым, если за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.
В ходе замещения активов должника может быть создано одно или несколько открытых акционерных обществ. Определяющим фактором является возможность самостоятельного использования имущества должника для осуществления отдельных видов деятельности создаваемыми юридическими лицами.
При создании акционерного общества (или обществ) в его уставный капитал вносится имущественный комплекс, в том числе и имущественные права, предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Под имущественным комплексом в соответствии со статьей 132 ГК РФ следует понимать все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Необходимо отметить, что постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 4104/11 сформулирован правовой подход по вопросу о возможности использования механизма замещения активов должника по отношению к социально значимым объектам. Так, постановлением высказана позиция о том, что применительно к социально значимым объектам Законом защищены публичные интересы, имеющие приоритет над интересами конкурсных кредиторов свободно распоряжаться имуществом несостоятельного должника. Так, в силу п. 4 ст. 132 Закона продажа социально значимых объектов должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном ст. 110 Закона. При этом обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Это означает, что в целях удовлетворения требований кредиторов за счет конкурсной массы должника социально значимые объекты должны быть реализованы исключительно путем проведения торгов в форме конкурса, поскольку при замещении активов Закон не возлагает на вновь образованные акционерные общества обязанность по сохранению целевого назначения имущества должника.
Таким образом, невозможно проведение замещения активов на основе социально значимых объектов.
Величина уставного капитала создаваемого общества устанавливается решением собрания кредиторов (комитета кредиторов). Уставный капитал должен соответствовать рыночной стоимости имущества должника, определенной в отчете независимого оценщика.
Оценка имущества, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ, осуществляется в порядке, установленном ст. 130 Закона.
При замещении активов должника все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу.
Работник на основании ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации вправе отказаться от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации-должника, что является основанием для прекращения трудового договора (ст. 77 Трудового кодекса РФ).
Документы, подтверждающие наличие лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, подлежат переоформлению на документы, подтверждающие наличие соответствующих лицензий у созданных открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ.
В результате процедуры замещения активов должника право собственности на имущество, внесенное в уставный капитал, переходит к созданному открытому акционерному обществу (открытым акционерным обществам). Учредителем открытого акционерного общества является предприятие-должник, ему принадлежит 100%-ный пакет акций, который он получает вместо переданного имущества.
При замещении активов должника должник является единственным учредителем открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. Участие иных учредителей в создании открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ не допускается (п. 2 ст. 141 Закона).
Акции включаются в состав имущества должника, подлежат оценке и продаже на открытых торгах в порядке, предусмотренном ст. 139 Закона.
За счет вырученных средств производится погашение требований кредиторов в соответствии с реестром.
Необходимо отметить, что замещение активов предприятия в конкурсном производстве является мерой, цель которой - создание нового свободного от долгов предприятия, осуществляющего ту же деятельность, что и предприятие-должник.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3. Проблемы осуществления производственной деятельности предприятиями ЖКХ, находящимися в конкурсном производстве
По смыслу Закона о банкротстве конкурсное производство - это, прежде всего, ликвидационная процедура. При ее введении предприятие, как правило, прекращает свою деятельность, так как ее продолжение свойственно внешнему управлению и не отвечает задачам конкурсного производства.
Но продолжение деятельности юридического лица (при наличии такой возможности) иногда экономически оправдано для обеспечения максимального удовлетворения требований кредиторов. Так как известно, что функционирующий бизнес всегда имеет более высокую стоимость, чем отдельные виды имущества.
Кроме того, в ряде случаев продолжение деятельности предприятий просто необходимо. Это касается, прежде всего, предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность населения и территорий. Остановка деятельности таких предприятий может привести к социальной напряженности и к возникновению экологических и техногенных катастроф:
- прекращение снабжения водой населения, больниц, школ, детских садов и других социально значимых объектов;
- прекращение работы систем канализации может повлечь появление очагов инфекции;
- остановка деятельности предприятий, использующих в производственном процессе холодную воду.
Арбитражные управляющие вынуждены принимать меры по обеспечению работы предприятий-банкротов ЖКХ.
Осуществление производственной деятельности в конкурсном производстве осложняется рядом обстоятельств.
В процессе конкурсного производства, конкурсный управляющий, помимо прямых обязанностей по ведению процедуры банкротства, наделен полномочиями руководителя должника. Его основной задачей является ликвидация предприятия и не каждый управляющий способен (из-за отсутствия опыта работы и специальной подготовки) одновременно организовать работу предприятия-банкрота по основному виду деятельности на должном уровне.
Учитывая социальную значимость предприятий конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов вправе выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве следующие дополнительные требования:
наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Кроме того, в целях обеспечения бесперебойного оказания услуг населению осуществление производственной деятельности можно поручить специалистам, назначенным конкурсным управляющим (исполнительному и техническому руководителям), которые в силу должностных обязанностей, определенных управляющим, будут нести ответственность за эксплуатацию особо опасных объектов.
Как правило, арбитражные управляющие на должности исполнительного директора, директора по производству и т.д. привлекают специалистов, занимавших руководящие должности до введения процедур банкротства. Такой подход не всегда оправдан, так как иногда именно действия бывших руководителей становятся причинами несостоятельности предприятий. Поэтому при подборе кандидатов на указанные должности необходимо учитывать их опыт и результаты работы на предприятиях ЖКХ.
В целях обеспечения безопасного функционирования систем жилищно-коммунального хозяйства имущество должника, предназначенное для оказания соответствующих услуг, может быть передано другому предприятию по договору аренды. При этом возможность заключения договора аренды и его условия, в том числе размер арендной платы, согласуются с собранием кредиторов. В этом случае необходимо обратить внимание на то, чтобы действия конкурсного управляющего по сдаче имущества должника в аренду являлись добросовестными, разумными и не наносили убытки кредиторам в виде утраты возможности увеличения конкурсной массы (например, при сдаче имущества в аренду по заниженной цене и на невыгодных для последующей реализации условиях).
В настоящее время в сфере ЖКХ накопилось достаточно много вопросов и проблем, которые необходимо решать комплексно по всем направлениям одновременно, и только в таком случае могут быть достигнуты положительные качественные изменения в этой сфере.
Вместе с тем, министерством ЖКХ Ростовской области для поддержания коммунальных предприятий разработаны и реализуются областные долгосрочные программы развития систем водоснабжения и водоотведения, проводится работа совместно с правоохранительными органами по обеспечению своевременного поступления средств по оплате за коммунальные услуги, создается система мониторинга кредиторской задолженности управляющих компаний за коммунальные ресурсы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации муниципальным образованиям Ростовской области по участию в процедурах банкротства организаций, расположенных на территории муниципального образования, и по проведению процедуры конкурсного производства на предприятиях ЖКХ (подготовлены: Министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области для руководства муниципальными образованиями Ростовской области)
Текст рекомендаций официально опубликован не был