Законодательное Собрание Ростовской области постановляет:
1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области "К Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донскому о необходимости разработки такс и методик исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений в населенных пунктах".
2. Направить указанное Обращение Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донскому.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Ростовской области по аграрной политике, продовольствию, природопользованию и земельным отношениям (В.Д. Гребенюк).
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
А.В. Ищенко |
Законодательное собрание Ростовской области
Обращение
Законодательного Собрания
К Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донскому о необходимости разработки такс и методик исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений в населенных пунктах
Уважаемый Сергей Ефимович!
Депутаты Законодательного Собрания Ростовской области выражают свою обеспокоенность ситуацией в связи с неурегулированностью на федеральном уровне вопроса возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений в населенных пунктах.
Проблема зеленых насаждений - одна из важнейших экологических проблем в населенных пунктах. Растительность как средовосстанавливающая система обеспечивает комфортность условий проживания людей в населенном пункте, регулирует газовый состав воздуха и степень его загрязненности, климатические характеристики городских и сельских территорий, снижает влияние шумового фактора и является источником эстетического отдыха людей. Уничтожение зеленых насаждений в населенных пунктах ставит под угрозу комфортное и благополучное проживание людей, а также наносит невосполнимый урон окружающей среде.
В целях недопущения неправомерных воздействий на компоненты окружающей среды статьями 77 и 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлены обязанность возмещения вреда окружающей среде юридическими и физическими лицами, а также порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Одним из механизмов правомерного и обоснованного взыскания ущерба, возникшего в результате причинения вреда окружающей среде, являются утвержденные в установленном порядке таксы и методики, на основании которых рассчитывается нанесенный вред.
В ряде субъектов Российской Федерации вопрос исчисления размера вреда, причиненного зеленым насаждениям в границах поселений и городских округов, урегулирован соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Например, в городе Москве действует Закон города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" и постановление Правительства города Москвы от 14 ноября 2006 года N 897-ПП "Об утверждении Методики оценки размера вреда, причиненного окружающей среде повреждением и (или) уничтожением зеленых насаждений на территории города Москвы", а в Курской области Методика оценки действительной восстановительной стоимости, а также ущерба, возмещаемого за вынужденный или незаконный снос зеленых насаждений, расположенных на территориях муниципальных образований, утверждена распоряжением Правительства Курской области от 11 августа 2006 года N 446-р.
Ранее в Ростовской области указанный вопрос был урегулирован Областным законом от 3 августа 2007 года N 747-ЗС "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области" в редакции, действовавшей до принятия Областного закона от 26 июля 2012 года N 921-ЗС, и постановлением Администрации Ростовской области от 25 января 2008 года N 18 "Об утверждении Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области и Методики исчисления размера вреда окружающей среде в результате повреждения зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области", признанным утратившим силу постановлением Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 года N 819.
Указанные нормативные правовые акты Ростовской области в соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2012 года N 41-Г12-3 признаны недействующими.
Согласно указанному определению Верховного Суда Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством не предоставлено полномочий по принятию нормативных правовых актов по вопросам определения такс и методик исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде.
Верховный Суд Российской Федерации мотивировал свой вывод о нарушении нормотворческой компетенции субъекта Российской Федерации следующим.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесены установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона определено, что государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Статьей 12 данного Федерального конституционного закона установлено, что Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти. Пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1219, определено, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. В соответствии с подпунктом 5.2.47 пункта 5 Положения о Министерстве определение такс и методик исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде, является полномочием Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, Верховным Судом Российской Федерации установлено, что определение такс и методик исчисления оценки воздействия на окружающую среду является исключительным полномочием Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в связи с чем даже при отсутствии соответствующих такс и методик органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в опережающем порядке.
Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 37 Постановления от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" фактически урегулировал разграничение нормотворческой компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в вопросе утверждения такс и методик исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде, указав, что обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру), в его денежном исчислении подлежат только таксы и методики, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не утверждены таксы и методики исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений в населенных пунктах, что делает фактически невозможным его взыскание с виновных лиц.
Полагаем, что обозначенная проблема характерна и для других регионов Российской Федерации. Необходимость скорейшего ее решения продиктована необходимостью охраны здоровья граждан.
На основании изложенного с учетом высокой значимости обозначенной проблемы Законодательное Собрание Ростовской области обращается к Вам с просьбой рассмотреть возможность разработки и принятия такс и методик исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений в населенных пунктах.
г. Ростов-на-Дону
14 февраля 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 14 февраля 2018 г. N 2957 "Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области "К Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донскому о необходимости разработки такс и методик исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений в населенных пунктах"
Настоящее постановление вступает в силу с 14 февраля 2018 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном портале правовой информации Ростовской области" (www.pravo.donland.ru) 19 февраля 2018 г., "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 19 февраля 2018 г.