Законодательное Собрание Ростовской области постановляет:
1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области "К Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину по вопросу принятия дополнительных законодательных мер по предотвращению насилия в сфере семейно-бытовых отношений".
2. Направить указанное Обращение Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области - председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области по законодательству, государственному строительству и правопорядку Рукавишникову Ирину Валерьевну.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
А.В. Ищенко |
Законодательное Собрание Ростовской области
Обращение
Законодательного Собрания
К Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину по вопросу принятия дополнительных законодательных мер по предотвращению насилия в сфере семейно-бытовых отношений
Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Семья является основой государства, поэтому обеспечение безопасности семьи должно стать одним из приоритетных направлений государственной политики. Однако обеспокоенность вызывает отсутствие должного внимания к насилию в сфере семейно-бытовых отношений. Насильственные посягательства в семейно-бытовой сфере представляют реальную и потенциальную опасность для социального здоровья семьи, общества и подрастающего поколения. Только по официальным данным правоохранительных органов каждое третье убийство совершается в семье. Но особую тревогу вызывает то обстоятельство, что в стране по-прежнему действует синдром "молчания ягнят", когда о насилии и преступлениях в семейно-бытовой сфере пострадавшие не заявляют, что влечет за собой безнаказанность правонарушителя, его вседозволенность. И это обусловлено не столько спецификой семейно-родственных отношений, но и несвоевременным реагированием правоохранительных органов на факты проявления жестокости в тех или иных семьях, а также отсутствием системы профилактики насилия в семейно-бытовой сфере.
Такая ситуация требует вмешательства государства в семейную сферу, принятия реальных и, главное, комплексных мер по противодействию насилию в семье.
Жертвами насилия чаще всего становятся женщины и дети. Но социальные условия, как правило, заставляют их возвращаться и жить под одной крышей с "домашним агрессором". Поэтому государство должно обеспечить женщине и ее детям содействие и защиту. Основу специальных мер предупреждения и пресечения насилия в семейно-бытовой сфере должны составлять, как представляется, не карательные меры, а меры социальной помощи пострадавшим.
В нашей стране действуют центры психологической помощи, кризисные центры, "телефоны доверия", общественные организации, оказывающие помощь жертвам домашнего насилия. И применяемые в настоящее время профилактические меры по предотвращению насилия в семейно-бытовой сфере предусматривают предоставление правовой и справочной информации об учреждениях, оказывающих ту или иную помощь жертвам насилия в семье.
Но существует объективная необходимость формирования федеральных нормативов и создания во всех регионах кризисных центров (приютов, центров временного пребывания и отделений) - государственных учреждений, предназначенных для оказания помощи и социальной реабилитации женщинам и их детям, подвергшимся насилию в семье.
При этом социальные услуги таким категориям граждан в этих учреждениях должны предоставляться бесплатно, и для этого необходимо внести изменения в статью 31 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", поскольку ее действующая редакция предусматривает бесплатное предоставление социальных услуг в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания только несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Помимо этого, профилактические меры по предотвращению насилия в семейно-бытовой сфере могли бы предусматривать выдачу направления или доставление сотрудниками полиции женщин и их детей, подвергшихся насилию в семье, по их просьбе в указанные государственные учреждения.
Кроме того, с учетом опыта зарубежных стран возможным является законодательное закрепление института "охранного ордера". Целесообразным представляется введение такого ордера в качестве отдельной профилактической меры по предотвращению насилия в семейно-бытовой сфере, принимаемой незамедлительно во внесудебном порядке. Обращение в суд для жертв домашнего насилия зачастую является затруднительным, практически нереальным, к тому же не соответствующим цели обеспечения безопасности лиц, подвергшихся насилию в семье. "Охранным ордером" лицу, допустившему насилие, должно быть временно запрещено не только проживать с лицом, подвергшемуся насилию, но и приближаться к нему, звонить по телефону, писать сообщения и общаться другими способами. Им могут быть предусмотрены и другие меры, обеспечивающие безопасность жертв домашнего насилия. При этом за нарушение требований "охранного ордера" необходимо предусмотреть меры юридической ответственности, например, административное наказание в виде административного ареста.
На основании изложенного, выражая крайнюю обеспокоенность ситуацией, сложившейся в системе профилактики насилия в семейно-бытовой сфере, депутаты Законодательного Собрания Ростовской области обращаются к Вам с предложением рассмотреть возможность принятия дополнительных законодательных мер по предотвращению насилия в сфере семейно-бытовых отношений.
г. Ростов-на-Дону
26 июля 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 26 июля 2018 г. N 3185 "Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области "К Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину по вопросу принятия дополнительных законодательных мер по предотвращению насилия в сфере семейно-бытовых отношений"
Настоящее постановление вступает в силу с 26 июля 2018 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 31 июля 2018 г., "Официальном портале правовой информации Ростовской области" (www.pravo.donland.ru) 31 июля 2018 г.