Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу минобразования
Ростовской области
от 09.06.2016 г. N 429
Пояснительная записка
к примерному учебному плану начального общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для слабовидящих детей
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
X. Основные положения регионального примерного учебного плана
Региональный примерный учебный план разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года N 1598 с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и является основой для формирования учебных планов муниципальных, государственных и негосударственных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для слабовидящих детей.
Основные положения Пояснительной записки к региональному примерному учебному плану разработаны на основе федеральных нормативных правовых документов.
Региональный примерный учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; определяет часть, формируемую участниками образовательных отношений; распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
Примерный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели примерного учебного плана: перечень учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся.
При разработке учебного плана для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для слабовидящих детей, необходимо учитывать, что учебный план является компонентом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования раскрывает специфику деятельности образовательной организации в содержательном и процессуальном направлениях. АОПП НОО рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов начального общего образования.
Учебный план в рамках ФГОС является только одним из основных организационных (помимо целевых и содержательных) механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, наряду с которым по уровням разрабатывается система условий реализации АОПП НОО и план внеурочной деятельности.
Учебный план представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план образовательной организации - нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего образования и классам (годам) обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план отражает цели и задачи образовательной программы начального общего образования образовательной организации, ориентированной на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В ходе освоения учащимися учебных программ формируются базовые основы начального общего образования, создается фундамент для освоения программ основного общего образования:
- система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, отражают содержание образования, которое обеспечивает духовно-нравственное формирование учащихся, их личностный рост:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебной деятельности осуществляется на основе системно-деятельностного и дифференцированного подходов, а система оценки обеспечивает индивидуальные достижения учащихся.
Учебный план включает все предметные области в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает учебные занятия:
- для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Своеобразный характер нарушения зрения у детей и его последствий (своеобразие мыслительной деятельности и другие нарушения психофизического развития) определяет наличие особых образовательных потребностей, реализация которых осуществляется не только в ходе общеобразовательной подготовки, но и в процессе коррекционной работы. В соответствии с ч. 2 ст. 79 и ч. 3 ст. 79 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования, включающие в себя проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет до 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
В примерном учебном плане часы коррекционно-развивающей области представлены следующими курсами: "Ритмика"; "Адаптивная физическая культура (АФК)"; "Развитие зрительного восприятия"; "Социально-бытовая ориентировка"; "Пространственная ориентировка"; "Развитие коммуникативной деятельности". Кроме специальных коррекционных занятий и уроков, коррекционная работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для: проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Продолжительность учебного года для каждого класса определяется календарным учебным графиком образовательной организации, в соответствии с которым утверждаются объемы учебных программ, график промежуточной аттестации, график учебных и календарных дней, расписание учебных занятий. Учебные предметы и формы промежуточной аттестации учащихся ежегодно определяются решением Педагогического совета образовательной организации и утверждаются приказом директора на основе нормативного локального акта - "Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся".
Примерные формы проведения промежуточной аттестации учащихся: контрольные работы, тесты, компьютерное тестирование, диктанты, проверочные работы, учебный проект.
Продолжительность учебного года для обучающихся 1 класса составляет 33 учебные недели; для обучающихся других классов - не менее 34 учебных недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый);
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.
Специфика примерных учебных планов определяется тем, что содержание образования слабовидящих детей, особенно на начальном этапе, не идентично образовательной программе общего образования. Содержание специального образования включает фундаментальное ядро содержания общего образования, коррекционную работу, образовательно-воспитательную работу и внеурочную деятельность.
Различия в психофизическом развитии слепых детей и соответственно в образовательных потребностях обуславливают необходимость создания нескольких вариантов учебных планов. Региональный примерный учебный план разработан для осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для слабовидящих детей с учетом особенностей обучающихся и включает в себя 2 варианта:
Вариант 4.1. - для образования слабовидящих обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого к возрастной норме и в те же календарные сроки (1 - 4 классы).
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершении получения НОО.
Вариант 4.2. - для слабовидящих обучающихся, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с ориентировкой в пространстве, жизненными компетенциями. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы).
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершении обучения в начальной школе.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет для вариантов 4.1. и 4.2. - 20% от общего объема.
Предметом итоговой оценки освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО для вариантов 4.1. и 4.2. является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов освоения коррекционной работы.
XI. Особенности учебного плана начального общего образования
Содержание учебной деятельности.
Вариант 4.1. предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Возможная неуспеваемость слабовидящих обучающихся по учебным предметам "Изобразительное искусство", "Технология" и "Физическая культура" обусловлена особенностями здоровья ребенка с нарушением зрения и не является основанием для неаттестации обучающегося.
Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования для варианта 4.1. и 4.2. составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений - 20% от максимального общего объема нагрузки обучающихся.
Реализация содержания адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих учащихся варианта 4.2. осуществляется в пролонгированные сроки.
Вариант 4.2. предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы). Обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО.
Данный вариант предполагает в большей степени коррекцию и развитие у обучающихся нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии; оптимизацию процессов социальной адаптации и интеграции обучающихся, планомерного введения в более сложную социальную среду; развитие компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; проявление социальной активности.
В ходе освоения образовательных программ начального общего образования формируется внутренняя позиция обучающегося, определяющая новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность обучающегося:
- система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Содержательной линией образовательной программы для слабовидящих учащихся является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на дополнение и расширение возможностей обучающихся в успешном овладении общеучебными умениями и навыками, расширяющими кругозор и познавательные возможности каждого школьника.
Примерный региональный учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики (вводится в 4-ом классе), искусство, технология, физическая культура.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся и предусматривает:
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями отсутствует.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, предпочтительно использовать курсы, способствующие усвоению полноценных жизненных компетенций и использованию полученных знаний в реальных условиях.
Предметная область "Русский язык и литературное чтение" (русский язык и литературное чтение) направлена на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабовидящих учащихся. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Преодоление вербализма и формализма речи. Развитие зрительного восприятия, овладение навыком безнаклонного письма.
Предметная область "Иностранный язык" (иностранный язык) направлена на освоение обучающимися первоначальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Изучение иностранного языка рекомендуется начинать с 3 класса. Объем учебного времени составляет ориентировочно 102 часа (2 часа в неделю).
Количество часов, отводимых на изучение предметов "Русский язык", "Литературное чтение", "Иностранный язык", может корректироваться в рамках каждой предметной области с учетом психофизических возможностей слабовидящих обучающихся. При проведении учебных занятий по иностранному языку осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 12 и более учеников в классе.
Предметная область "Математика и информатика" (математика) направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабовидящих учащихся. Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и пространственных представлений. Формирование первоначальных представлений о сенсорных эталонах, развитие чувства ритма, координации движений, развитие навыков ориентировки в микропространстве. Обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Предложенный объем учебного времени (136 часов в год - по 4 часа в неделю) достаточен для освоения данного содержания.
Предметная область "Обществознание и естествознание" (окружающий мир) направлена на овладение основами культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет "Окружающий мир" помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабовидящих учащихся. Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование культуры поведения для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Овладение компенсаторными умениями и навыками познания окружающего мира с помощью нарушенного зрения.
Для изучения предмета "Окружающий мир" объем учебного времени составляет в 1 - 4 классе 68 часов (2 часа в неделю).
Предметная область "Основы религиозных культур и светской этики". Предмет "Основы религиозных культур и светской этики", далее - ОРК и СЭ, реализуется как обязательный в объеме 1 часа в 5-х классах. Один из модулей ОРК и СЭ ("Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики", "Основы православной культуры") выбирается родителями (законными представителями) обучающихся. При выборе в каждом классе более одного модуля ОРК и СЭ осуществляется деление классов на группы в соответствии с выбранным модулем. Если в пределах одного класса выбраны разные модули ОРК и СЭ, образовательное учреждение вправе организовать реализацию курса, основываясь на опыте организации образовательной деятельности в рамках малокомплектных образовательных учреждений.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабовидящих учащихся: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Формирование нравственных понятий, преодоление негативных черт характера.
Предметная область "Искусство" (изобразительное искусство, музыка). Задачи реализации содержания ФГОС для слабовидящих учащихся: развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Развитие опыта самовыражения в доступных видах искусства. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.
Предмет "Изобразительное искусство" изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю). Предмет "Музыка" изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Предметная область "Технология" (технология). Задачи реализации содержания ФГОС для слабовидящих учащихся. Формирование первоначального опыта практической преобразующей деятельности. Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности. Развитие трудовых умений, профессиональных интересов, способностей и компенсаторных возможностей в процессе овладения трудовыми навыками. Формирование положительного отношения к труду и его значению в жизни человека. Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов. Предметная область "Технология" (технология) изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Предметная область Физическая культура (физическая культура) изучается в объеме 3-х часов в неделю с 1 по 4 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 N 889). Содержание образования по физической культуре определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабовидящих учащихся: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению. Профилактика вторичных нарушений физического развития. Формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Владение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие). Развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие). Развитие потребности в занятиях физической культурой.
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению.
Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой здоровья.
При организации, планировании и проведении уроков физической культуры общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:
- сдваивать уроки физической культуры,
- заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями.
При разработке содержания учебного предмета "Физическая культура" необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой").
Внеурочная деятельность.
Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет за четыре года обучения до 1350 часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, не может составлять менее 1680 часов и не более 2380 часов при 5-летнем сроке обучения. Образовательная организация вправе самостоятельно определять время, рамки (количество часов на определенный вид), форму и способ ее организации, учитывая психофизическое состояние слабовидящих обучающихся, их особые образовательные (в том числе индивидуальные) потребности.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения АООП НОО.
Содержательной линией образовательной программы для слабовидящих детей является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на дополнение и расширение возможностей обучающихся в успешном овладении общеучебными умениями и навыками, расширяющими кругозор и познавательные возможности каждого школьника.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Коррекционно-развивающая работа направлена на:
1) осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей;
2) минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП НОО;
3) взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Ритмика"; "Адаптивная физическая культура (АФК)"; "Развитие зрительного восприятия"; "Социально-бытовая ориентировка"; "Пространственная ориентировка"; "Развитие коммуникативной деятельности".
Содержание данной области может быть дополнено образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Коррекционный курс "Ритмика".
Основные задачи реализации содержания: развитие чувства ритма, связи движений с музыкой. Преодоление трудностей развития движений. Формирование ритмичности и пластичности движений, умений управлять темпом движений. Развитие выразительности движений и самовыражения. Развитие двигательной активности, координации движений для уверенного владения своим телом. Знание специальных ритмических упражнений и умение их выполнять. Развитие потребности в выполнении движений под музыку. Развитие ориентировочной, регулирующей и контролирующей роли зрения при выполнении различных видов ритмических упражнений.
Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.
Коррекционный курс "Адаптивная физическая культура" (АФК).
Основные задачи реализации содержания: преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Развитие функциональных возможностей организма. Укрепление и охрана здоровья, в том числе охрана нарушенного зрения. Активное использование нарушенного зрения в процессе выполнения физических упражнений. Обогащение двигательных умений, совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков. Совершенствование основных физических качеств, формирование правильной осанки, походки. Коррекция навязчивых стереотипных движений. Сформированность навыков свободного безбоязненного передвижения в пространстве, развитие мышечного чувства. Развитие компенсаторных возможностей средствами физической культуры.
Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.
Коррекционный курс "Развитие зрительного восприятия".
Основные задачи реализации содержания: развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира. Развитие умения рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, использовать полисенсорные способы чувственного познания. Повышение функциональных возможностей нарушенного зрения, зрительной работоспособности. Формирование умений и навыков охраны нарушенного зрения.
Коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка".
Основные задачи реализации содержания: формирование первоначальных и адекватных представлений о бытовой и социальной сфере окружающей действительности. Формирование знаний о личной гигиене, о здоровом питании, о способах ухода за одеждой и обувью, о приемах, позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях, о культуре поведения в различных социально-бытовых ситуациях. Развитие социально-бытовых умений и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной жизни.
Коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка".
Основные задачи реализации содержания: формирование первоначальных и адекватных представлений о бытовой и социальной сфере окружающей действительности. Формирование знаний о личной гигиене, о здоровом питании, о способах ухода за одеждой и обувью, о приемах, позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях, о культуре поведения в различных социально-бытовых ситуациях. Развитие социально-бытовых умений и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной жизни.
Коррекционный курс "Развитие коммуникативной деятельности".
Основные задачи реализации содержания: развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащения представлений о себе и своих возможностях; формирование образов окружающих людей; формирование и развитие вербальных и невербальных средств общения и расширение социального опыта. Развитие межличностной системы координат "слабовидящий - нормально видящий".
XII. Программно-методическое обеспечение начального общего образования.
Согласно ч. 3 ст. 79 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
В федеральный перечень учебников включены:
1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы.
2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Количество учебников в перечне по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (линию учебников), который позволяет учитывать особенности образовательной программы, реализуемой данной школой.
Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в начальной школе, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением с учетом следующих рекомендаций:
1. Учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с утвержденной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения.
2. Выбирая учебную программу за основу, педагог реализует ее все четыре года.
3. Учитель вправе выбрать учебники, входящие в завершенную предметную линию учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Рекомендуется комплектовать УМК из тех учебников, в которых сохраняется единство концептуальных основ, содержания и планируемых результатов.
При комплектовании УМК образовательная организация имеет право предоставить учителям-предметникам выбор учебников из учебников Федерального перечня.
Освоение программ вариантов 4.1. и 4.2. осуществляется по специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам, предназначенным для слепых обучающихся.
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для слабовидящих детей (вариант 4.2., срок обучения 5 лет)
Предметные области |
Учебные предметы |
I класс |
II класс |
III класс |
IV класс |
V класс |
Всего |
Обязательная часть |
|
|
|
|
|
|
|
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
20 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
16 |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
|
|
2 |
2 |
2 |
6 |
Математика и информатика |
Математика и информатика |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
7 |
|
Итого: |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
105 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка при (5-дневной учебной неделе) |
21 |
21 |
23 |
23 |
23 |
111 |
|
Коррекционно-развивающая область |
I |
II |
III |
IV |
V |
Всего |
|
Ритмика |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
АФК |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Развитие зрительного восприятия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Социально-бытовая ориентировка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Развитие коммуникативной деятельности |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Итого: |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.