Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу минобразования
Ростовской области
от 09.06.2016 г. N 429
Пояснительная записка
к примерному учебному плану начального общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для глухих детей
I. Основные положения регионального примерного учебного плана
Региональный примерный учебный план разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года N 1598 с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и является основой для формирования учебных планов муниципальных, государственных и негосударственных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для глухих детей.
Основные положения Пояснительной записки к региональному примерному учебному плану разработаны на основе федеральных нормативных правовых документов.
Региональный примерный учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; определяет часть, формируемую участниками образовательных отношений; распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
Примерный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели примерного учебного плана: перечень учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся.
При разработке учебного плана для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для глухих детей, необходимо учитывать, что учебный план является компонентом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования раскрывает специфику деятельности образовательной организации в содержательном и процессуальном направлениях. АОПП НОО рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов начального общего образования.
Учебный план в рамках ФГОС является только одним из основных организационных (помимо целевых и содержательных) механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, наряду с которым на уровне начального общего образования разрабатывается система условий реализации АОПП НОО и план внеурочной деятельности.
Учебный план представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план образовательной организации - нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего образования и классам (годам) обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план отражает цели и задачи образовательной программы начального общего образования образовательной организации, ориентированной на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В ходе освоения учащимися учебных программ формируются базовые основы начального общего образования, создается фундамент для освоения программ основного общего образования:
- система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, отражают содержание образования, которое обеспечивает духовно-нравственное формирование учащихся, их личностный рост:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебной деятельности осуществляется на основе системно-деятельностного и дифференцированного подходов, а система оценки обеспечивает индивидуальные достижения учащихся.
Учебный план включает все предметные области в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает учебные занятия:
- для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Своеобразный характер первичного нарушения у детей (отсутствие или значительное снижение слуха) и его последствий (отсутствие речи, своеобразие мыслительной деятельности и другие нарушения психофизического развития) определяет наличие особых образовательных потребностей, реализация которых осуществляется не только в ходе общеобразовательной подготовки, но и в процессе коррекционной работы. В соответствии с ч. 2 ст. 79 и ч. 3 ст. 79 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования, включающие в себя проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет до 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
В примерном учебном плане часы коррекционно-развивающей области представлены: музыкально-ритмическими занятиями, социально-бытовой ориентировкой, дополнительными групповыми и индивидуальными коррекционными занятиями, специальными фронтальными занятиями в слуховом кабинете (развитие слухового восприятия и техника речи) и индивидуальными занятиями по ФРС и ПРС (формирование речевого слуха и произносительной стороны речи). Кроме специальных коррекционных занятий и уроков, коррекционная работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для: проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Продолжительность учебного года для каждого класса определяется календарным учебным графиком образовательной организации, в соответствии с которым утверждаются объемы учебных программ, график промежуточной аттестации, график учебных и календарных дней, расписание учебных занятий. Учебные предметы и формы промежуточной аттестации учащихся ежегодно определяются решением Педагогического совета образовательной организации и утверждаются приказом директора на основе нормативного локального акта - "Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся".
Примерные формы проведения промежуточной аттестации учащихся: контрольные работы, тесты, компьютерное тестирование, диктанты, проверочные работы, учебный проект.
Продолжительность учебного года для обучающихся 1 класса составляет 33 учебные недели; для обучающихся других классов - не менее 34 учебных недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Обучение в первом (первом дополнительном) классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый);
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.
Специфика примерных учебных планов определяется тем, что содержание образования глухих детей, особенно на начальном этапе, не идентично образовательной программе общего образования. Содержание специального образования включает фундаментальное ядро содержания общего образования, коррекционную работу, социально-адаптационную работу, образовательно-воспитательную работу и внеурочную деятельность.
Различия в психофизическом развитии глухих детей и соответственно в образовательных потребностях обуславливают необходимость создания нескольких вариантов учебных планов. Региональный примерный учебный план разработан для осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих детей с учетом особенностей обучающихся и включает в себя 4 варианта:
вариант 1.1 - для глухих детей, которые достигают к моменту поступления в школу уровня общего и речевого развития, близкого возрастной норме, чему способствует ранняя комплексная медико-психолого-педагогическая помощь и качественное дошкольное образование, имеют положительный опыта общения со слышащими сверстниками, могут при специальной психолого-педагогической помощи получать образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием слышащих нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки;
вариант 1.2 - для глухих детей, не имеющих дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования, сопоставимого по итоговым достижениям с образованием слышащих сверстников, получающих начальное общее образование в пролонгированные сроки;
вариант 1.3 - для глухих детей с умственной отсталостью, получающих начальное общее образование в пролонгированные сроки, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительные ограничения здоровья;
вариант 1.4 - для глухих детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получающие образование соответствующее их возможностям и особым образовательным потребностям, которое осуществляется в пролонгированные сроки, по содержанию и итоговым достижениям не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительные ограничения здоровья.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет для вариантов 1.1., 1.2. - 20%, для варианта 1.3. - 30%, для варианта 1.4. - 40% от общего объема.
Предметом итоговой оценки освоения глухими обучающимися АООП НОО для вариантов 1.1. и 1.2. является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов освоения коррекционной работы, для вариантов 1.3. и 1.4. - достижение предметных и результатов освоения программы коррекционной работы.
II. Особенности учебного плана начального общего образования
Содержание учебной деятельности.
Вариант 1.1. предполагает, что глухой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. Возможная неуспеваемость глухих обучающихся при освоении содержания по учебным предметам "Иностранный язык" и "Музыка" обусловлена особенностями здоровья ребенка с нарушениями слуха и не является основанием для неаттестации обучающегося. В соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.
Реализация содержания адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для глухих детей вариантов 1.2, 1.3, 1.4 осуществляется в пролонгированные сроки.
Вариант 1.2. ориентирован на 5-летний (6-летний для детей, не получивших достаточной дошкольной подготовки - с учетом 1 дополнительного класса) нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
В ходе освоения образовательных программ начального общего образования формируется речевая деятельность, внутренняя позиция обучающегося, определяющая новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность обучающегося начальных классов:
- система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Примерный региональный учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования для варианта 1.2 составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений - 20% от максимального общего объема нагрузки обучающихся.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть примерного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация образовательной деятельности осуществляется на основе коммуникативно-деятельностного подхода, имеет образовательно-коррекционный характер, реализуется в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды при постоянном использовании электроакустической аппаратуры разных типов (коллективного, стационарного индивидуального пользования, индивидуальных слуховых аппаратов и др.). Результатом образовательной деятельности являются личностные, метапредметные и предметные достижения в соответствии с требованиями ФГОС. Система оценки должна обеспечивать индивидуальные достижения обучающихся.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики (вводится в 4-ом классе), искусство, технология, физическая культура.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся и предусматривает:
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся в первом дополнительном и первом классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями отсутствует.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, предпочтительно использовать курсы, способствующие усвоению полноценных жизненных компетенций и использованию полученных знаний в реальных условиях.
Предметная область "Филология" включает специальный интегративный коррекционный курс "Предметно-практическое обучение" с 1 (дополнительного) по 4 класс и предметы языковой направленности в рамках русского языка и литературы с 1 (дополнительного) по 5 классы - "Обучение дактильной речи", "Обучение устной речи", "Обучение грамоте" - 1 дополнительный класс, "Развитие речи", "Грамматика" (сведения по грамматике), "Письмо", "Чтение и развитие речи" - 1 класс, "Развитие речи", "Грамматика" (сведения по грамматике), "Чтение и развитие речи" - 2 - 5 классы. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения остается основой действующей в стране государственной системы обучения глухих школьников. В отличие от массовой школы, куда приходят дети, владеющие словесной речью и тем самым подготовленные к изучению языка, в начальных классах школы для глухих детей учащиеся не изучают язык. На этом этапе они овладевают речевой деятельностью как специфической человеческой формой деятельности. В процессе обучения у них воспитывается потребность в словесной речи, формируется речевое поведение на основе интенсивного развития нарушенной слуховой функции. Речевая деятельность предполагает планомерную работу над всеми ее структурными элементами в связи с формированием всех ее видов: говорения, чтения, письма, слушания, монологической и диалогической речи в устной и письменных формах.
Приоритетными направлениями обучения в начальной школе глухих детей является выстраивание системы практического овладения грамматическим строем русского языка. Активное речевое общение учеников способствует усвоению новых слов, их форм, конструкций словосочетаний и предложений, определенных языковых закономерностей.
Предметная область "Математика и информатика" направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Для изучения предмета "Математика" объем учебного времени составляет в 1 (дополнительном) - 4 классах - 4 часа в неделю; в 5 классе - по 5 часов в неделю.
На уроках математики изучаются пространственные и количественные отношения реального мира, помогающие учащимся ориентироваться в жизни и необходимые для изучения других учебных предметов. Обучение математике тесно связано с развитием речи учащихся, поскольку овладение речевым материалом, с помощью которого выражаются математические связи и отношения, является неотъемлемым условием их сознательного усвоения.
Предметная область "Обществознание и естествознание" содержит интегрированный учебный предмет "Ознакомление с окружающим миром", который изучается в 1 дополнительном и 1-х классах по 2 часа в неделю, во 2-м классе - 1 час в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. С 3-го по 5-й классы изучается предмет "Окружающий мир" - по 1 часу в неделю.
При изучении предметной области предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - ОРК и СЭ) реализуется обязательный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" в объеме 1 часа в 4-х классах. Один из модулей ОРК и СЭ ("Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики", "Основы православной культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы исламской культуры") выбирается родителями (законными представителями) обучающихся.
При выборе в каждом классе более одного модуля ОРК и СЭ осуществляется деление классов на группы в соответствии с выбранным модулем. Если в пределах одного класса выбраны разные модули ОРК и СЭ, образовательное учреждение вправе организовать реализацию курса, основываясь на опыте организации образовательной деятельности в рамках малокомплектных образовательных учреждений.
Предметная область "Искусство" представлена курсом "Изобразительное искусство" с 1 по 5 класс по 1 часу в неделю.
Предметная область "Технология" включает направления "Компьютерные технологии" - по 1 часу в неделю со 2 по 5 классы и "Материальные технологии" - 1 час в 5 классе.
Предметная область "Физическая культура" изучается в объеме 102 часов в год (3 часа в неделю) с 1 по 5 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 N 889).
Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Дети с ОВЗ занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Данная предметная область может включать в себя кроме предмета "Физическая культура" в качестве модулей другие предметы двигательно-активного характера.
При организации, планировании и проведении уроков физической культуры общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:
- сдваивать уроки физической культуры,
- заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями.
При разработке содержания третьего часа учебного предмета "Физическая культура" необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой").
Вариант 1.3. ориентирован на 6-летний нормативный срок освоения адаптированных образовательных программ начального общего образования.
Примерный региональный учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования для варианта 1.3 составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений - 30% от максимального общего объема нагрузки обучающихся.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: язык и речевая практика, математика, естествознание, искусство, технология, физическая культура.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся и предусматривает:
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся в первом классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями отсутствует.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, предпочтительно использовать курсы, способствующие усвоению полноценных жизненных компетенций и использованию полученных знаний в реальных условиях.
Предметная область "Язык и речевая практика" включает специальный интегративный коррекционный курс "Предметно-практическое обучение" с 1 по 5 класс и предметы языковой направленности с 1 по 6 классы - "Развитие речи", "Грамматика" (сведения по грамматике), "Письмо", "Чтение и развитие речи". Дети овладевают речевой деятельностью как специфической человеческой формой деятельности. В процессе обучения у них воспитывается потребность в словесной речи, формируется речевое поведение на основе интенсивного развития нарушенной слуховой функции. Речевая деятельность предполагает планомерную работу над всеми ее структурными элементами в связи с формированием всех ее видов: говорения, чтения, письма, слушания, монологической и диалогической речи в устной, устно-дактильной и письменных формах. Развивается умение вступать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные средства.
Предметная область "Математика" направлена на формирование элементарных математических представлений о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах, пространственных отношениях, необходимых для решения доступных учебно-практических задач, реализация приобретенных умений при решении повседневно-бытовых задач.
Для изучения предмета "Математика" объем учебного времени составляет в 1 - 4 классах - 4 часа в неделю; в 5 классе - по 5 часов в неделю.
Предметная область "Естествознание" содержит интегрированный учебный предмет "Ознакомление с окружающим миром", который изучается в 1-4 классах - 1 час в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. С 5-го по 6-й классы изучается предмет "Окружающий мир" - по 1 часу в неделю.
Предметная область "Искусство" представлена курсом "Изобразительное искусство" со 2 по 6 класс по 1 часу в неделю.
Предметная область "Технология" включает направления "Компьютерные технологии" - по 1 часу в неделю с 3 по 6 классы и "Материальные технологии" - 1 час в 6 классе.
Предметная область "Физическая культура" изучается в объеме 102 часов в год (3 часа в неделю) с 1 по 6 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 N 889).
Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Дети с ОВЗ занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Данная предметная область может включать в себя кроме предмета "Физическая культура" в качестве модулей другие предметы двигательно-активного характера.
Вариант 1.4. предполагает срок освоения 6 лет. Адаптированная основная образовательная программа глухих обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития, разрабатываемая образовательной организацией на основе адаптированной основной образовательной программы, включает индивидуальный учебный план (ИУП), который устанавливает предметные области, предметы и коррекционные курсы, соответствующие особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в индивидуальные учебные планы, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом адаптированной основной образовательной программы общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4).
Примерный региональный учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования для варианта 1.4. составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений - 40% от максимального общего объема нагрузки обучающихся.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: речь и альтернативная коммуникация, математика, окружающий мир, искусство, технология, физическая культура.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся и предусматривает:
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
Предметная область "Речь и альтернативная коммуникация" - 5 часов в неделю - включает овладение жестовой речью как средством межличностного взаимодействия. Развивается способность использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Предметная область "Математика" направлена на формирование элементарных математических представлений о количестве, величине, пространственных отношениях, на основе предметно-практической деятельности. Развитие умения пользоваться математическими представлениями и умениями при решении элементарных житейских задач.
Для изучения предмета "Математические представления" объем учебного времени составляет в 1 - 6 классах - 2 часа в неделю.
Предметная область "Окружающий мир" в учебном плане представлена предметами "Окружающий природный мир", "Человек", "Домоводство, "Окружающий социальный мир". Изучение этой области направлено на формирование первоначальных представлений о себе, о своей семье, овладение элементарными представлениями о животном и растительном мире, о неживой природе. Формируется умение выполнять доступные бытовые поручения, связанные с уборкой, уходом за вещами, приготовлением пищи. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице.
Предметная область "Искусство" представлена курсом "Изобразительная деятельность" с 1 по 5 класс по 1 часу в неделю. Курс направлен на освоение доступных средств изобразительной деятельности.
Предметная область "Технология" включает направления "Предметно-практические действия" - по 3 часа в неделю в 1-2 классах, 2 часа в неделю в 3-4 классах и "Труд" - по 2 часа в 5 и 6 классах. Предусматривает овладение предметными действиями как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, бытовой и трудовой деятельности.
Предметная область "Физическая культура" изучается в объеме 102 часов в год (3 часа в неделю) с 1 по 6 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 N 889).
Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Дети с ОВЗ занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Данная предметная область может включать в себя кроме предмета "Физическая культура" в качестве модулей другие предметы двигательно-активного характера.
Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей области варианта 1.1 определяется для каждого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Основное содержание для других вариантов представлено обязательными фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими и социально-адаптационными занятиями: "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия), "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия), специальные фронтальные занятия в слуховом кабинете "Развитие слухового восприятия и техника речи" (фронтальные занятия), индивидуальные занятия "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия), а также дополнительные коррекционные занятия по выбору (фронтальные занятия). Учебные планы для глухих детей с умственной отсталостью предусматривают дополнительную коррекционную работу: индивидуальные занятия "Развитие познавательной сферы" (вариант 1.3), "Коррекционно-развивающие занятия" (вариант 1.4).
Содержание данной области может быть дополнено образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА.
III. Программно-методическое обеспечение начального общего образования.
Согласно ч. 3 ст. 79 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
Вариант 1.1. предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничения здоровья. С учетом особых образовательных потребностей глухих обучающихся применяются специальные приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях. При реализации коррекционной работы используются специальные учебники по развитию слухового восприятия, обучению произношению, развитию речи.
При реализации варианта 1.1. учебного плана образовательного учреждения необходимо использовать учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
В федеральный перечень учебников включены:
1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы.
2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Количество учебников в перечне по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (линию учебников), который позволяет учитывать особенности образовательной программы, реализуемой данной школой.
Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в начальной школе, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением с учетом следующих рекомендаций:
1. Учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с утвержденной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения.
2. Выбирая учебную программу за основу, педагог реализует ее все четыре года.
3. Учитель вправе выбрать учебники, входящие в завершенную предметную линию учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Рекомендуется комплектовать УМК из тех учебников, в которых сохраняется единство концептуальных основ, содержания и планируемых результатов.
При комплектовании УМК образовательная организация имеет право предоставить учителям-предметникам выбор учебников из учебников Федерального перечня.
Освоение программ вариантов 1.2., 1.3., 1.4. осуществляется по специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам, предназначенным для глухих обучающихся.
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для глухих детей (вариант 1.2, срок обучения 5-6 лет (6 лет для детей, не получивших достаточной дошкольной подготовки)
Предметные области |
Учебные предметы |
1 дополнительный |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
Филология |
Русский язык и литературное чтение |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
9 |
Предметно-практическое обучение |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
|
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
Обществознание и естествознание |
Ознакомление с окружающим миром |
2 |
2 |
1 |
|
|
|
Окружающий мир |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
Искусство |
Изобразительное искусство |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
|
|
|
|
1 |
|
Физическая культура |
Физическая культура (адаптивная) |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Технология |
Материальные технологии |
|
|
|
|
|
1 |
Компьютерные технологии |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Итого недельная учебная нагрузка |
21 |
21 |
23 |
23 |
23 |
23 |
|
Коррекционно-развивающая область |
Музыкально-ритмические занятия |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия) |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Индивидуальные занятия по ФРС и ПСР* |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Социально-бытовая ориентировка |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
Дополнительные коррекционные занятия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Другие направления внеурочной деятельности |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
Итого внеурочная деятельность |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
* На индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи количество часов в неделю указано из расчета на одного обучающегося. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся в классе.
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для глухих детей (вариант 1.3, срок обучения 6 лет)
Предметные области |
Учебные предметы |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
6 кл. |
Язык и речевая практика |
Русский язык и литературное чтение |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
9 |
Предметно-практическое обучение |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
|
|
Математика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
Естествознание |
Ознакомление с окружающим миром |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Окружающий мир |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
Искусство |
Изобразительное искусство |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура (адаптивная) |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Технология |
Материальные технологии |
|
|
|
|
1 |
1 |
Компьютерные технологии |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Итого недельная учебная нагрузка |
21 |
23 |
23 |
23 |
23 |
23 |
|
Коррекционно-развивающая область |
Музыкально-ритмические занятия |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
|
Социально-бытовая ориентировка |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия) |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Индивидуальные занятия по ФРС и ПСР** |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Индивидуальные занятия "Развитие познавательной сферы" ** |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Дополнительные коррекционные занятия |
|
|
|
1 |
2 |
2 |
|
Другие направления внеурочной деятельности |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
Итого внеурочная деятельность |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
** На индивидуальные занятия количество часов в неделю указано из расчета на одного обучающегося. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся в классе.
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для глухих детей (вариант 1.4, срок обучения 6 лет).
Предметные области |
Учебные предметы |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
6 кл. |
Речь и альтернативная коммуникация |
Речь и альтернативная коммуникация (жестовый язык, русский язык) |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Математика |
Математические представления |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Окружающий мир |
Окружающий природный мир |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Человек |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
|
Домоводство |
|
|
1 |
2 |
2 |
4 |
|
Окружающий социальный мир |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Искусство |
Изобразительная деятельность |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Физическая культура |
Физическая культура (адаптивная) |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Технология |
Предметно-практические действия |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
|
Труд |
|
|
|
|
2 |
2 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Итого недельная учебная нагрузка |
21 |
21 |
23 |
23 |
23 |
23 |
|
Коррекционно-развивающая область |
Музыкально-ритмические занятия |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
Двигательное развитие |
|
|
|
2 |
2 |
2 |
|
Индивидуальные занятия по РРС и ФПСР*** |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (познавательное развитие)*** |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Другие направления внеурочной деятельности |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Итого внеурочная деятельность |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
*** На индивидуальные занятия количество часов в неделю указано из расчета на одного обучающегося. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся в классе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.