Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу минобразования
Ростовской области
от 09.06.2016 г. N 429
Пояснительная записка
к примерному учебному плану начального общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для слабослышащих и позднооглохших детей
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IV. Основные положения регионального примерного учебного плана
Региональный примерный учебный план разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года N 1598 с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и является основой для формирования учебных планов муниципальных, государственных и негосударственных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для слабослышащих и позднооглохших детей.
Основные положения Пояснительной записки к региональному примерному учебному плану разработаны на основе федеральных нормативных правовых документов.
Региональный примерный учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; определяет часть, формируемую участниками образовательных отношений; распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
Примерный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели примерного учебного плана: перечень учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся.
При разработке учебного плана для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для слабослышащих и позднооглохших детей, необходимо учитывать, что учебный план является компонентом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования раскрывает специфику деятельности образовательной организации в содержательном и процессуальном направлениях. АОПП НОО рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов начального общего образования.
Учебный план в рамках ФГОС является только одним из основных организационных (помимо целевых и содержательных) механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, наряду с которым на уровне начального общего образования разрабатывается система условий реализации АОПП НОО и план внеурочной деятельности.
Учебный план представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план образовательной организации - нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего образования и классам (годам) обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план отражает цели и задачи образовательной программы начального общего образования образовательной организации, ориентированной на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В ходе освоения учащимися учебных программ формируются базовые основы начального общего образования, создается фундамент для освоения программ основного общего образования:
- система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, отражают содержание образования, которое обеспечивает духовно-нравственное формирование учащихся, их личностный рост:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебной деятельности осуществляется на основе системно-деятельностного и дифференцированного подходов, а система оценки обеспечивает индивидуальные достижения учащихся.
Учебный план включает все предметные области в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает учебные занятия:
- для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Своеобразный характер первичного нарушения у слабослышащих и позднооглохших детей (отсутствие или значительное снижение слуха) и его последствий (отсутствие речи, своеобразие мыслительной деятельности и другие нарушения психофизического развития) определяет наличие особых образовательных потребностей, реализация которых осуществляется не только в ходе общеобразовательной подготовки, но и в процессе коррекционной работы. В соответствии с ч. 2 ст. 79 и ч. 3 ст. 79 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования, включающие в себя проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет до 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено специальными коррекционно-развивающими курсами: индивидуальными занятиями по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи; фронтальными занятиями по развитию восприятия слухового восприятия и технике речи, музыкально-ритмическими занятиями. На этих курсах преодолеваются специфические для каждого ученика слухоречевые нарушения, что обеспечивает успешность обучения учащихся по предметным областям АООП НОО. Выбор специальных коррекционно-развивающих курсов осуществляется образовательным учреждением самостоятельно, исходя из психофизических особенностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида. Кроме специальных коррекционных занятий и уроков, коррекционная работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для: проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Продолжительность учебного года для каждого класса определяется календарным учебным графиком образовательной организации, в соответствии с которым утверждаются объемы учебных программ, график промежуточной аттестации, график учебных и календарных дней, расписание учебных занятий. Учебные предметы и формы промежуточной аттестации учащихся ежегодно определяются решением Педагогического совета образовательной организации и утверждаются приказом директора на основе нормативного локального акта - "Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся".
Примерные формы проведения промежуточной аттестации учащихся: контрольные работы, тесты, компьютерное тестирование, диктанты, проверочные работы, учебный проект.
Продолжительность учебного года для обучающихся в первом (первом дополнительном) классов составляет 33 учебные недели; для обучающихся других классов - не менее 34 учебных недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Обучение в первом (первом дополнительном) классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый);
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.
Специфика примерных учебных планов определяется тем, что содержание образования слабослышащих и позднооглохших детей, особенно на начальном этапе, не идентично образовательной программе общего образования. Содержание специального образования включает фундаментальное ядро содержания общего образования, коррекционную работу, социально-адаптационную работу, образовательно-воспитательную работу и внеурочную деятельность.
Различия в психофизическом развитии слабослышащих и позднооглохших детей и соответственно в образовательных потребностях обуславливают необходимость создания нескольких вариантов учебных планов. Региональный примерный учебный план разработан для осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для слабослышащих и позднооглохших детей с учетом особенностей обучающихся и включает в себя 3 варианта:
Вариант 2.1. - для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками; понимают обращенную к ним устную речь; их собственная речь должна быть внятной, т.е. понятной для окружающих.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершении обучения в начальной школе.
Вариант 2.2. - для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), жизненными компетенциями.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершении обучения в начальной школе.
Вариант 2.3. - для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами) с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На основе данного варианта создается АООП НОО, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных глухих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершении обучения в начальной школе.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет для вариантов 2.1., 2.2. - 20%, для варианта 2.3. - 30% от общего объема.
Предметом итоговой оценки освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися АООП НОО для вариантов 2.1. и 2.2. является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов освоения коррекционной работы.
Предметом итоговой оценки освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися АООП НОО вариантов 2.3. является достижение предметных и результатов освоения программы коррекционной работы.
V. Особенности учебного плана начального общего образования
Содержание учебной деятельности.
Вариант 2.1. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки (1 - 4 классы). Он может быть включен (в классе не более одного-двух обучающихся с нарушенным слухом) в общий образовательный поток (инклюзия).
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие слухозрительного и слухового восприятия и произносительной стороны речи; развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО.
Реализация содержания адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся вариантов 2.2, 2.3. осуществляется в пролонгированные сроки.
Вариант 2.2. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников.
По данному варианту организация создает два отделения:
I отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
II отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
Нормативный срок обучения составляет 4 года в I отделении (1 - 4 классы) и 5 лет во II отделении (1 - 5 классы). Указанный срок обучения во II отделении может быть увеличен до 6 лет за счет введения первого дополнительного класса.
Выбор продолжительности обучения (за счет введения первого дополнительного класса) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке слабослышащих и позднооглохших детей к обучению в школе.
Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов, в том числе со слышащими детьми и взрослыми на основе словесной речи.
Обязательной является организация и создание слухоречевой среды (при пользовании детьми звукоусиливающей аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты, беспроводную аппаратуру, например, на радио принципе, стационарную аппаратуру коллективного и индивидуального пользования, при необходимости, с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами и другими, включении специальных предметов коррекционно-развивающего направления, особое структурирование содержания обучения на основе, усиления внимания к целенаправленному развитию словесной речи, формированию жизненной компетенции, а также применении как общих, так и специальных методов и приемов обучения.
Примерный региональный учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования для варианта 2.2. составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений - 20% от максимального общего объема нагрузки обучающихся.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В первом классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует.
Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, развитие речевого слуха, восприятия неречевых звучаний, формирование произносительной стороны устной речи, необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: компьютерные технологии, деловое и творческое письмо, иностранный язык и др.);
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края и др.).
Особенности учебного плана для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (I отделение)
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики (вводится в 4-ом классе), искусство, технология, физическая культура.
При этом выделяются дополнительные задачи реализации содержания предметных областей: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.
Предметная область "Филология" представлена учебными предметами "Русский язык" "Литературное чтение", "Развитие речи". Учебный предмет "Русский язык" в 1 классе включает набор предметов: "Обучение грамоте", "Формирование грамматического строя речи"; во 2-4 классах - "Формирование грамматического строя речи", "Грамматика".
Учебные предметы "Формирование грамматического строя речи", "Развитие речи" обеспечивают учащимся достижение уровня начального общего образования, коррекцию и формирование грамматического строя речи, способствуют развитию и обогащению устной и письменной речи. Изучение этих предметов позволяет создать основу для развития речевой деятельности обучающихся для дальнейшего освоения ими системы основополагающих элементов научного знания и деятельности по получению, преобразованию и применению новых знаний.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский язык", "Литературное чтение", "Развитие речи" может корректироваться в рамках предметной области "Филология" с учётом психофизических особенностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой.
Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму.
Развитие практических речевых навыков построения и грамматического оформления речевых единиц. Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
Развитие способности пользоваться письменной и устной речью для решения задач, связанных с реализацией социально-бытовых, общих и особых образовательных потребностей
Формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны, использование сформированных умений в процессе устной коммуникации.
Формирование у обучающихся житейских понятий, развитие их мышления, развитие устной и письменной речи в условиях предметно-практической деятельности, формирование умения работать в коллективе.
Создание основы для развития речевой деятельности обучающихся, для дальнейшего освоения системы основополагающих элементов научного знания и деятельности по получению, преобразованию и применению новых знаний.
Предметная область "Математика и информатика" направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Для изучения предмета "Математика" объем учебного времени составляет в 1 - 4 классах - 4 часа в неделю.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Формирование начальных математических знаний (понятие числа, вычисления, решение простых арифметических задач и другие). Развитие математических способностей. Выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми выражениями, исследование, распознавание и изображение геометрических фигур. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий. Развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. Развитие способности пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту бытовых задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другие в различных видах обыденной практической деятельности).
Предметная область "Обществознание и естествознание" содержит интегрированный учебный предмет "Ознакомление с окружающим миром". В 1 - 2 классах на освоение данного курса предполагается - 2 часа в неделю, в 3 - 4 классах - по 1 часу в неделю.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Формирование основных представлений об окружающем мире. Развитие представлений о себе и круге близких людей.
Преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством обогащения предметной деятельности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося, организации практического ознакомления и целенаправленных наблюдений; воспитание у обучающихся интереса к познанию и восприятию мира природы, в том числе звуков окружающего мира; актуализация, расширение и интегрирование знаний об окружающем мире в условиях целенаправленного развития вербальных средств коммуникации и словесно-логического мышления обучающегося.
Развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета.
Формирование умений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Формирование знаний о человеке, умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами, представлениями о здоровом образе жизни.
Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими.
Формирование первоначальных представлений о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика.
Практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребенка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия. Развитие стремления к достижениям в учебе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия.
При изучении предметной области предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - ОРК и СЭ) реализуется обязательный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" в объеме 1 часа в 4-х классах. Один из модулей ОРК и СЭ ("Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики", "Основы православной культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы исламской культуры") выбирается родителями (законными представителями) обучающихся.
При выборе в каждом классе более одного модуля ОРК и СЭ осуществляется деление классов на группы в соответствии с выбранным модулем. Если в пределах одного класса выбраны разные модули ОРК и СЭ, образовательное учреждение вправе организовать реализацию курса, основываясь на опыте организации образовательной деятельности в рамках малокомплектных образовательных учреждений.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Понимание духовно-нравственной лексики. Использование духовно-нравственной лексики в собственных суждениях.
Предметная область "Искусство" представлена курсом "Изобразительное искусство" с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Накопление обучающимися первоначальных впечатлений от произведений искусства, формирование основ художественной культуры, эстетического отношения к миру, понимания красоты, потребности в художественном творчестве. Формирование первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека. Развитие опыта восприятия, анализа и оценки произведений искусства, способности получать удовольствие от произведений искусства, умений выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, реализуя формирующиеся коммуникативные умения, в том числе слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики. Получение доступного опыта художественного творчества, самовыражения в художественной деятельности, стремления к самостоятельной деятельности, связанной с искусством. Приобщение к культурной среде, формирование стремления и привычки посещения музеев, театров и другого.
Предметная область "Технология" включает направления "Компьютерные технологии" - по 1 часу в неделю с 1 по 4 классы.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Развитие трудовых интересов, способностей и компенсаторных возможностей в ходе овладения трудовыми навыками. Формирование первоначальных представлений о сознательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий. Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
Развитие способности обучающихся к самообслуживанию; воспитание трудолюбия; усвоение "житейских понятий"; обучение использованию технических средств, информационных технологий. Развитие способностей и интересов обучающихся к использованию предметных и компьютерных технологий в трудовой деятельности. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного и естественного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета.
Предметная область "Физическая культура" изучается в объеме 102 часов в год (3 часа в неделю) с 1 по 4 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 N 889).
Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Дети с ОВЗ занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Данная предметная область может включать в себя кроме предмета "Физическая культура" в качестве модулей другие предметы двигательно-активного характера.
При организации, планировании и проведении уроков физической культуры общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:
- сдваивать уроки физической культуры,
- заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями.
При разработке содержания третьего часа учебного предмета "Физическая культура" необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой").
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Формирование основных представлений о собственном теле, возможностях и ограничениях физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Формирование умения поддерживать здоровый образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Развитие практики здорового образа жизни, стремления к занятиям физической культурой и спортом. Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Формирование навыков контроля за собственными движениями, включая пластику, координацию и походку. Овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета, в том числе ее восприятием и воспроизведением. Обеспечение участия обучающихся в спортивных школьных и внешкольных мероприятиях, расширяющих сферу их коммуникации, в том числе со слышащими сверстниками.
Особенности учебного плана для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (II отделение)
Предметная область "Филология" представлена учебными предметами "Русский язык", "Литературное чтение", Развитие речи", "Предметно-практическое обучение". Учебный предмет "Русский язык" в 1 дополнительном классе и 1 классе включён набор предметов: "Обучение грамоте", "Формирование грамматического строя речи"; во 2 - 4 классах - "Формирование грамматического строя речи", "Грамматика".
Учебные предметы "Формирование грамматического строя речи", "Развитие речи" обеспечивают учащимся достижение уровня начального общего образования, коррекцию и формирования грамматического строя речи, способствуют развитию и обогащению устной и письменной речи. Изучение этих предметов позволяет создать основу для развития речевой деятельности обучающихся для дальнейшего освоения системы основополагающих элементов научного знания и деятельности по получению, преобразованию и применению новых знаний.
В предметной области "Филология" в 1-м дополнительном классе особое место занимает специальный интегративный коррекционный предмет "Предметно-практическое обучение", который сочетает в себе компетенции двух предметных областей - филологии и технологии, направлен на формирование житейских понятий обучающихся, развитие их мышления, развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной формах, совершенствование предметно - практической деятельности, формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе, целенаправленное воспитание школьников. Предмет "Предметно-практическое обучение" предполагает реализацию принципа связи речевого развития с предметно-практической деятельностью обучающихся, с целенаправленным обучением разговорной и монологической (устной и письменной) речи.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский язык", "Литературное чтение", "Развитие речи", "Предметно-практическое обучение" может корректироваться в рамках предметной области "Филология" с учётом психофизических особенностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Предметная область "Математика и информатика" направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Для изучения предмета "Математика" объем учебного времени составляет в 1 - 5 классах - 4 часа в неделю.
Предметная область "Обществознание и естествознание" содержит интегрированный учебный предмет "Ознакомление с окружающим миром". В 1 - 2 классах на освоение данного курса предполагается - 2 часа в неделю, в 3 - 5 классах - по 1 часу в неделю.
При изучении предметной области предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - ОРК и СЭ) реализуется обязательный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" в объеме 1 часа в 5-х классах. Один из модулей ОРК и СЭ ("Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики", "Основы православной культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы исламской культуры") выбирается родителями (законными представителями) обучающихся.
При выборе в каждом классе более одного модуля ОРК и СЭ осуществляется деление классов на группы в соответствии с выбранным модулем. Если в пределах одного класса выбраны разные модули ОРК и СЭ, образовательное учреждение вправе организовать реализацию курса, основываясь на опыте организации образовательной деятельности в рамках малокомплектных образовательных учреждений.
Предметная область "Искусство" представлена курсом "Изобразительное искусство" с 1 по 5 классы по 1 часу в неделю.
Предметная область "Технология" включает направления "Компьютерные технологии" - по 1 часу в неделю с 1 по 5 классы.
Предметная область "Физическая культура" изучается в объеме 102 часов в год (3 часа в неделю) с 1 по 5 классы.
При реализации учебного плана во II отделении дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по каждой предметной области остаются совершенно одинаковые.
Вариант 2.3. предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья.
Нормативный срок обучения - 5 лет (1 - 5 классы). Указанный срок обучения может быть увеличен до 6 лет за счет введения первого дополнительного класса.
Выбор продолжительности обучения (за счет введения первого дополнительного класса) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке слабослышащих и позднооглохших детей к обучению в школе.
Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах, в том числе со слышащими детьми и взрослыми, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение).
Обязательным является постоянное пользование обучающимися звукоусиливающей аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты, беспроводную аппаратуру, например, на радио принципе, стационарную аппаратуру коллективного и индивидуального пользования, при необходимости, с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами и другими.
Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов освоения АООП НОО обучающимися требуют учета особых образовательных потребностей и личностных особенностей обучающихся и предполагают: учет текущего психического и соматического состояния ребенка, адаптацию предлагаемого ребенку материала; упрощение инструкций и формы предъявления (использование доступных ребенку форм вербальной и невербальной коммуникации); оказание необходимой дозированной помощи.
При оценке результативности обучения особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: язык и речевая практика, математика, естествознание, искусство, технология, физическая культура.
При этом выделяются дополнительные задачи реализации содержания предметных областей: язык и речевая практика, математика, естествознание, искусство, технология, физическая культура.
Предметная область "Язык и речевая практика" представлена учебными предметами "Русский язык", "Чтение", "Развитие речи", "Предметно-практическое обучение". Учебный предмет "Русский язык" включает набор предметов: "Обучение грамоте", "Формирование грамматического строя речи".
Учебные предметы "Формирование грамматического строя речи", "Развитие речи" обеспечивают учащимся достижение уровня начального общего образования, коррекцию и формирование грамматического строя речи, способствуют развитию словесной речи (в письменной и устной форме). Изучение этих предметов позволяет создать основу для развития речевой деятельности обучающихся для дальнейшего освоения системы основополагающих элементов научного знания и деятельности по получению, преобразованию и применению новых знаний.
В предметной области "Язык и речевая практика" в 1-м дополнительном классе особое место занимает специальный интегративный коррекционный предмет "Предметно-практическое обучение", который сочетает в себе компетенции двух предметных областей - филологии и технологии. Учебный предмет "Предметно-практическое обучение" направлен на формирование житейских понятий, развитие мышления, разговорной и монологической речи в устной и письменной формах, совершенствование предметно - практической деятельности, формирование рудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе и целенаправленное воспитание школьников. Ситуативность предметно-практической деятельности обеспечивает активное овладение обучающими с нарушением слуха речевыми навыками.
Учебный предмет "Предметно-практическое обучение" предполагает реализацию принципа связи речевого развития с предметно-практической деятельностью обучающихся, с целенаправленным обучением разговорной и монологической (устной и письменной) речи.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов, входящих в "Русский язык" ("Обучение грамоте", "Формирование грамматического строя речи"), а также учебных предметов "Чтение", "Развитие речи", "Предметно-практическое обучение" может корректироваться в рамках предметной области "Язык и речевая практика" с учётом психофизических особенностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Ситуативность предметно-практической деятельности обеспечивает активное овладение обучающими с нарушением слуха речевыми навыками.
Коррекционно-развивающее направление представлено обязательными индивидуальными занятиями по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи; по развитию познавательных процессов; фронтальными занятиями по развитию слухового восприятии и технике речи, музыкально-ритмическими занятиями и занятиями по социально-бытовой ориентировке. Эти занятия способствуют преодолению нарушений в развитии обучающихся, достижению предметных, социальных и коммуникативных компетенций, предусмотренных начальным общим образованием (вариант 2.3). Часы коррекционно-развивающей области обязательны и проводятся в течение всего учебного дня.
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний.
Развитие практических речевых навыков построения и грамматического оформления речевых единиц.
Развитие способности пользоваться письменной и устной речью для решения задач, связанных с реализацией социально-бытовых, общих и особых образовательных потребностей
Развитие умений читать, понимать доступные по содержанию тексты, отвечающие уровню общего и речевого развития обучающихся, использовать полученную информацию для решения жизненных задач.
Развитие умений вступать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные средства.
Овладение представлениями и их словесными обозначениями в условиях предметно-практической деятельности. Формирование умения работать по образцу, инструкции, плану, выполнять и осуществлять элементарное планирование и контроль простых технологических операций. Реализация приобретенных предметно-практических умений при решении повседневных социально-бытовых задач.
Предметная область "Математика".
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Формирование элементарных математических представлений о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах, пространственных отношениях, необходимых для решения доступных учебно-практических задач. Развитие умения понимать простую арифметическую задачу и решать ее, выполнять элементарные арифметические действия с числами и числовыми выражениями, узнавать, изображать и называть основные геометрические фигуры, проводить элементарные измерения. Реализация приобретенных математических умений при решении повседневных социально-бытовых задач.
Предметная область "Естествознание".
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Формирование первоначальных представлений об окружающем мире. Формирование элементарных знаний о человеке, включая его возраст, пол, необходимость здорового образа жизни, Развитие представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье, обязанностях членов семьи и ребенка. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика. Формирование представлений о сферах трудовой деятельности, о профессиях. Развитие способности решать соответствующие возрасту и возможностям задачи взаимодействия со взрослыми и детьми. Формирование умений безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Развитие умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Формирование умения выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов. Формирование первоначальных представлений об окружающих объектах: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета.
Предметная область "Искусство".
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (живопись, художественная литература, театр, кино и другого), получение доступного опыта художественного творчества. Развитие опыта восприятия разных видов искусств, формирование элементарного художественного вкуса через выделение собственных предпочтений в восприятии отдельных произведений искусства. Использование элементарного художественного вкуса в формировании простейших эстетических ориентиров, (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использовании в организации обыденной реализация в повседневной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в художественной деятельности.
Предметная область "Технология".
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Получение первоначальных представлений о сознательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий. Усвоение правил техники безопасности. Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции), характеризовать материалы и инструменты, устанавливать последовательность работы. Уметь кратко отчитаться и оценить качество проделанной работы ("аккуратно", "неаккуратно").
Предметная область "Физическая культура".
Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Формирование основных представлений о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Формирование умений включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения АООП НОО.
Время, отводимое на внеурочную деятельность по варианту 2.1. составляет за четыре года обучения до 1350 часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность по варианту 2.2. (с учетом часов, отводимых на коррекционно-развивающую область), составляет не менее 1350 часов и не более 2380 часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность по варианту 2.3. (с учетом часов, отводимых на коррекционно-развивающую область), составляет не менее 1680 часов и не более 2380 часов.
Содержание коррекционно-развивающей области варианта 2.1. определяется для каждого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Содержание коррекционно-развивающей области 2.2. представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи" (фронтальные занятия), "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия), "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия).
Содержание коррекционно-развивающей области 2.3. представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия), "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия), "Развитие слухового восприятия и техника речи" (фронтальные занятия), "Развитие познавательной сферы" (индивидуальные занятия), "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия).
Содержание данной области может быть дополнено образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА.
VI. Программно-методическое обеспечение начального общего образования.
Согласно ч. 3 ст. 79 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
Вариант 2.1. предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничения здоровья. С учетом особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся применяются специальные приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях. При реализации коррекционной работы используются специальные учебники по развитию слухового восприятия, обучению произношению, развитию речи.
При реализации варианта 2.1. учебного плана образовательного учреждения необходимо использовать учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
В федеральный перечень учебников включены:
1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы.
2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Количество учебников в перечне по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (линию учебников), который позволяет учитывать особенности образовательной программы, реализуемой данной школой.
Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в начальной школе, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением с учетом следующих рекомендаций:
1. Учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с утвержденной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения.
2. Выбирая учебную программу за основу, педагог реализует ее все четыре года.
3. Учитель вправе выбрать учебники, входящие в завершенную предметную линию учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Рекомендуется комплектовать УМК из тех учебников, в которых сохраняется единство концептуальных основ, содержания и планируемых результатов.
При комплектовании УМК образовательная организация имеет право предоставить учителям-предметникам выбор учебников из учебников Федерального перечня.
Освоение программ вариантов 2.2., 2.3. осуществляется по специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам, предназначенным для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2, срок обучения 4 года) (I отделение)
Предметные области |
Классы Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
||
Обязательная часть | ||||||
Филология |
Русский язык (обучение грамоте, формирование грамматического строя речи, грамматика) |
6 |
4 |
4 |
4 |
18 |
Литературное чтение |
- |
4 |
4 |
3 |
11 |
|
Развитие речи |
4 |
3 |
3 |
3 |
13 |
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Обществознание и естествознание (окружающий мир) |
Ознакомление с окружающим миром |
2 |
1 |
- |
- |
3 |
Окружающий мир |
|
|
1 |
1 |
2 |
|
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Технология |
Технология (Труд) |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Итого: |
21 |
21 |
21 |
21 |
84 |
|
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-дневной неделе) |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
|
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
|
Коррекционно-развивающая область: 1. Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) * |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
2. Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия) |
1 |
- |
- |
- |
2 |
|
3. Музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия) |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Другие направления внеурочной деятельности |
5 |
5 |
6 |
6 |
22 |
* на обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи количество часов в неделю указано из расчета на одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников в классе.
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2, срок обучения 5 лет) (II отделение)
Предметные области |
Классы Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего |
||
Обязательная часть | |||||||
Филология |
Обучение грамоте |
6 |
|
|
|
|
6 |
Формирование грамматического строя речи |
|
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
|
Литературное чтение |
- |
4 |
4 |
4 |
3 |
15 |
|
Развитие речи |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
16 |
|
Предметно-практическое обучение |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
Обществознание и естествознание (окружающий мир) |
Ознакомление с окружающим миром |
2 |
1 |
- |
- |
- |
3 |
Окружающий мир |
|
|
1 |
1 |
1 |
3 |
|
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Технология |
Технология (Труд) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Итого: |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
105 |
|
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-ти дневной неделе) |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
21 |
23 |
23 |
23 |
23 |
113 |
|
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
50 |
|
Коррекционно-развивающая область: 1. Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) * |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
2. Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия) |
1 |
1 |
- |
- |
- |
2 |
|
3. Музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия). |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
Другие направления внеурочной деятельности |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
23 |
* на обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи количество часов в неделю указано из расчета на одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников в классе.
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2, срок обучения 6 лет) (II отделение)
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
||||||
Учебные предметы |
1 дополнит. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего |
|
Обязательная часть | ||||||||
Филология |
Обучение грамоте |
6 |
6 |
|
|
|
|
12 |
Формирование грамматического строя речи |
|
|
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
|
Литературное чтение |
- |
- |
4 |
4 |
4 |
3 |
15 |
|
Развитие речи |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
22 |
|
Предметно-практическое обучение |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
24 |
Обществознание и естествознание (окружающий мир) |
Ознакомление с окружающим миром |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
5 |
Окружающий мир |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
3 |
|
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Технология |
Технология (Труд) |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
Итого: |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
126 |
|
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-ти дневной неделе) |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
21 |
21 |
23 |
23 |
23 |
23 |
134 |
|
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
60 |
|
Коррекционно-развивающая область: 1.Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) * |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
|
2. Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия) |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
3 |
|
3. Музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия) |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
|
Другие направления внеурочной деятельности |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
27 |
* на обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи количество часов в неделю указано из расчета на одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников в классе.
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3, срок обучения 5 лет)
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
|||||
Учебные предметы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего |
|
Обязательная часть | |||||||
Язык и речевая практика |
Русский язык (обучение грамоте, формирование грамматического строя речи) |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
26 |
Чтение |
- |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
|
Развитие речи |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
16 |
|
Предметно-практическое обучение |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
Математика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
Естествознание |
Ознакомление с окружающим миром |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
4 |
|
|
|
|
|
|
||
Окружающий мир |
|
|
|
1 |
1 |
2 |
|
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Технология |
Технология (Труд) |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
Итого: |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
105 |
|
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-дневной неделе) |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
21 |
23 |
23 |
23 |
23 |
113 |
|
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
50 |
|
Коррекционно-развивающая область: 1. Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)* |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
2. Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия) |
1 |
1 |
- |
- |
- |
2 |
|
3. Музыкально-ритмические занятия |
2 |
1 |
- |
- |
- |
3 |
|
4. Развитие познавательной сферы* |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
5. Социально-бытовая ориентировка |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Другие направления внеурочная деятельность |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
12 |
* на обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи, а также на дополнительные коррекционные занятия "Развитие познавательных процессов" количество часов в неделю указано из расчета на одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников в классе.
Примерный учебный план
начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные образовательные программы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3, срок обучения 6 лет)
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
||||||
Учебные предметы |
1 допол. кл. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего |
|
Обязательная часть | ||||||||
Язык и речевая практика |
Русский язык (обучение грамоте, формирование грамматического строя речи) |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
28 |
Чтение |
- |
- |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
|
Развитие речи |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
|
Предметно-практическое обучение |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
Математика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
24 |
Естествознание |
Ознакомление с окружающим миром |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
||
Окружающий мир |
|
|
|
|
1 |
1 |
2 |
|
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Технология |
Технология (Труд) |
- |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
Итого: |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
126 |
|
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-дневной неделе) |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
21 |
21 |
23 |
23 |
23 |
23 |
134 |
|
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
60 |
|
Коррекционно-развивающая область: 1. Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)* |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
|
2. Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия) |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
3 |
|
3. Музыкально-ритмические занятия |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
7 |
|
4. Развитие познавательной сферы* |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
|
5. Социально-бытовая ориентировка |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Другие направления внеурочная деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
14 |
* на обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи, а также на дополнительные коррекционные занятия "Развитие познавательных процессов" количество часов в неделю указано из расчета на одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников в классе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.