Законодательное Собрание Ростовской области
постановляет:
1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области "К Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по вопросу внесения изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части осуществления закупок у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы".
2. Направить настоящее Обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям (И.В. Бураков).
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
А. В. Ищенко |
Законодательное Собрание Ростовской области
Обращение
Законодательного Собрания к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по вопросу внесения изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части осуществления закупок у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы
Трудовое воспитание заключенных, предусматривающее их вовлечение в процессы социально-трудовой адаптации, является одним из приоритетных направлений деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы.
Значительный вклад в стимулирование трудовой деятельности заключенных внес Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установивший ряд преференций учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения их участия в государственных и муниципальных закупках.
Пунктом 11 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона предусмотрена возможность осуществления прямых закупок у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы по отдельному перечню товаров, работ и услуг, утвержденному Правительством Российской Федерации, без проведения конкурентных закупочных процедур.
Однако в последнее время на территории Ростовской области данный способ закупки является практически невостребованным среди муниципальных и государственных заказчиков. По информации, представленной Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области, в 2015 году государственные и муниципальные контракты, заключенные с учреждениями уголовно-исполнительной системы Ростовской области, составили 4% от общего объема выпущенной продукции, в 2016 году - 2,5% от общего объема выпущенной продукции, в 2017 году - 1,9% от общего объема выпущенной продукции, а за текущий период 2018 года - только 0,2% от общего объема выпущенной продукции.
Среди причин сложившейся ситуации выделяются избыточные финансовые и временные затраты государственных и муниципальных заказчиков, связанные с обязательным проведением внешней экспертизы результатов исполненных контрактов, заключенных с учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы.
В качестве примера можно привести данные Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области, в соответствии с которыми выделенная сумма для проведения экспертизы продукции, закупленной управлением у своих подведомственных учреждений, в 2016 году составила более 400 тыс. рублей, в 2017 году - более 200 тыс. рублей.
В связи с этим заслуживает особого внимания тот факт, что перечень товаров, работ и услуг, закупка которых может осуществляться у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1292, содержит более 400 позиций товаров, работ и услуг, в то время как на практике закупаются только продукты питания, мебель, текстиль, светильники, чистящие и моющие средства и другие подобные товары, экспертизу которых на стадии приемки заказчик может проводить самостоятельно. Закупка технически сложных работ и услуг, для которых было бы целесообразным привлечение специализированных организаций для проведения экспертизы, фактически не осуществляется.
В то же время отказ заказчика от проведения внешней экспертизы в целях экономии бюджетных средств не представляется возможным, поскольку влечет привлечение такого заказчика к административной ответственности в виде значительного штрафа.
Еще одной проблемой, препятствующей заказчикам проводить закупки по рассматриваемому основанию, является необходимость подготовки отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), однако каких-либо особенностей, кроме стимулирования заключенных к трудовой деятельности, такая закупка не имеет.
Таким образом, в настоящее время закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы остаются невостребованными, что существенно препятствует достижению тех целей, которые, как представляется, преследовал законодатель, устанавливая преференции для указанных организаций. Полагаем, что обозначенные проблемы характерны не только для Ростовской области, но и для других субъектов Российской Федерации.
Действующими редакциями статей 93 и 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрены исключения из общих требований об обязанностях заказчика проводить внешнюю экспертизу и подготавливать отчет в отношении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также в соответствии с частью 4.1 статьи 94 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного привлечения внешних экспертов для проведения экспертизы поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
На основании изложенного депутатами Законодательного Собрания Ростовской области в качестве варианта правового регулирования обозначенного вопроса предлагается рассмотреть возможность разработки и внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части исключения пункта 11 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона из числа случаев обязательного проведения внешней экспертизы и подготовки отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1292 "Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)" в части установления дифференцированного подхода к случаям обязательного проведения внешней экспертизы товаров, выполненных работ и оказанных услуг, закупаемых в соответствии с данным перечнем.
Как представляется, предлагаемые изменения будут способствовать оптимизации закупок у учреждений уголовно-исполнительной системы, экономии заказчиками бюджетных средств, а также повысят эффективность принимаемых мер по социально-трудовой адаптации осужденных и их ресоциализации.
г. Ростов-на-Дону
21 февраля 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 21 февраля 2019 г. N 252 "Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области "К Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по вопросу внесения изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части осуществления закупок у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы"
Настоящее постановление вступает в силу с 21 февраля 2019 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном портале правовой информации Ростовской области" (www.pravo.donland.ru) 26 февраля 2019 г., "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 26 февраля 2019 г.