Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Совета министров
Республики Крым
от 22 апреля 2016 г. N 368-р
Методические рекомендации
по проведению анализа эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Республики Крым
1. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи в организации и проведении анализа эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Республики Крым (далее - предприятия).
2. В целях проведения анализа эффективности деятельности предприятий исполнительным органам государственной власти Республики Крым, к ведению которых относятся предприятия, создать комиссию (балансовая комиссия), задачами которой являются:
оценка текущего финансового состояния предприятий по результатам анализа финансовой отчетности, расшифровок к ней, справок и других материалов, представляемых руководителями предприятий;
оценка эффективности использования имущества предприятиями;
анализ соответствия деятельности предприятия целям и задачам его создания;
контроль за выполнением утверждаемых исполнительным органом государственной власти Республики Крым показателей планов финансово-хозяйственной деятельности предприятий;
обеспечение перечисления предприятиями в бюджет Республики Крым отчислений части чистой прибыли;
внесение предложений по совершенствованию систем управления предприятий в целях повышения эффективности
производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, предложений о реорганизации предприятий, их ликвидации или продаже, предложений об ответственности руководителей предприятий.
3. Исполнительному органу государственной власти Республики Крым, образовавшему комиссию, утверждать:
список предприятий, проверки производственно-хозяйственного и финансового состояния которых проводятся комиссией;
план-график заседаний комиссии;
состав и регламент работы комиссии.
4. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, настоящими Методическими рекомендациями.
2. Состав документации для проведения анализа эффективности деятельности предприятий
2.1. Анализ эффективности деятельности предприятий может проводиться на основании следующих документов:
годовая бухгалтерская отчетность (за отчетный и предыдущий периоды):
форма "Бухгалтерский баланс";
форма "Отчет о финансовых результатах";
форма "Отчет об изменениях капитала";
форма "Отчет о движении денежных средств";
форма "Отчет о целевом использовании средств";
форма "Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах";
форма "Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности" (утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 19н);
форма N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)";
форма N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате";
отчет руководителя о финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия;
утвержденные исполнительным органам государственной власти Республики Крым, к ведению которых относятся предприятия, показатели планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности;
уставные и правоустанавливающие документы;
формы статистической отчетности;
другие документы, имеющиеся в распоряжении комиссии.
2.2. Пояснительная записка составляется в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 43н. В качестве приложения пояснительная записка должна содержать следующие документы:
схема организационной структуры предприятия;
положение об учетной политике (учетная политика) предприятия;
финансовый план на текущий отчетный период;
справка об имуществе, используемом в целях получения дохода, включая переданное в залог или обремененное иным образом (за исключением имущества, сданного в аренду) (приложение 1);
справка об объектах незавершенного строительства (приложение 2);
справка об имуществе, сданном в аренду (приложение 3);
справка о неиспользуемом имуществе (приложение 4);
справка об имуществе, реализованном в течение отчетного периода (приложение 5);
расшифровка долгосрочных финансовых вложений (приложение 6);
расшифровка задолженности перед бюджетами всех уровней и во внебюджетные фонды;
справка о задолженности перед бюджетом Республики Крым по отчислениям от чистой прибыли и дивидендам;
акты проверок налоговых и иных контролирующих органов, аудиторские отчеты и аудиторские заключения (в случае, если проверки или аудиты не проводились, предоставить справку об их отсутствии).
3. Финансовый анализ бухгалтерской отчетности
3. Рекомендованные значения показателей проведения финансового анализа бухгалтерской отчетности предприятия приведены в приложении 7.
Рекомендуется оценивать деятельность предприятия в целом, а также по основному виду деятельности.
3.1. В процессе проведения анализа финансовой отчетности рекомендуется решать следующие аналитические задачи:
анализ финансового состояния по данным баланса;
анализ ликвидности бухгалтерского баланса;
расчет и оценка финансовых коэффициентов;
определение характера финансовой устойчивости предприятий;
3.2. При проведении анализа ликвидности рекомендуется определить следующие показатели:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент срочной ликвидности;
коэффициент текущей ликвидности;
чистый оборотный капитал.
3.3. При проведении анализа структуры капитала рекомендуется определить следующие показатели:
коэффициент финансовой независимости;
отношение суммарных обязательств к активам;
отношение суммарных обязательств к собственному капиталу;
отношение долгосрочных обязательств к активам;
отношение долгосрочных обязательств к внеоборотным активам.
3.4. При проведении анализа рентабельности рекомендуется определить следующие показатели:
рентабельность продаж;
рентабельность собственного капитала.
3.5. При проведении анализа деловой активности рекомендуется определить следующие коэффициенты:
оборачиваемости основных средств;
оборачиваемости активов;
оборачиваемости запасов;
оборачиваемости собственного капитала;
оборачиваемости дебиторской задолженности;
4. Анализ эффективности социально-экономической деятельности предприятия
В процессе проведения анализа эффективности социально-экономической деятельности предприятия рекомендуется оценивать следующие показатели: бюджетная эффективность деятельности предприятий; эффективность использования имущества; социальная эффективность.
4.1. В основе показателей бюджетной эффективности лежит расчет стоимости налоговых поступлений в бюджет Республики Крым от предприятий, а также средств, направляемых на государственную поддержку предприятий.
Расчет производится согласно формуле:
,
где Ни - сумма налоговых поступлений в бюджет Республики Крым от предприятия;
Д - сумма отчислений от прибыли (часть прибыли, дивиденды);
Sum Ии - сумма средств из бюджета Республики Крым, направленных на государственную поддержку предприятия.
4.2. Выводы об эффективности использования государственного имущества оформляются в виде таблицы на основе анализа показателей, приведенных в приложении 8.
4.3. Показатели социальной эффективности предприятий оцениваются по результатам анализа следующих критериев:
4.3.1. Осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, в том числе на производство и реализацию определенных товаров и предоставление услуг. При этом под имеющими социальную значимость товарами, работами и услугами понимаются:
жилищно-коммунальные услуги;
электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение;
медицинские товары, медикаменты, медицинская техника и протезно-ортопедические изделия;
сельскохозяйственная продукция;
агрохимическое обслуживание предприятий сельского хозяйства;
технические средства и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
услуги по перевозке пассажиров;
строительные, строительно-монтажные, ремонтно-строительные работы на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социального назначения, транспорта и связи;
дорожно-строительные, дорожно-ремонтные работы;
ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры;
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также инженерных изысканий и проектных работ, оплачиваемых за счет средств бюджетов;
бытовые услуги населению;
услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха;
прочие товары, работы и услуги.
4.3.2. Рост показателей занятости (положительная динамика показателя среднесписочной численности работников);
4.3.3. Рост уровня средней заработной платы (положительная динамика показателя средней заработной платы).
4.3.4. Доля расходов на оплату труда в выручке от реализации продукции, работ, услуг.
4.3.5. Задолженность по выплате заработной платы персоналу.
4.3.6. Задолженность по платежам в бюджет Республики Крым.
5. Заключительные положения
5.1. Комиссия исполнительного органа государственной власти Республики Крым, к ведению которого относится предприятие, анализирует представленные материалы и по результатам анализа оценивает качество систем управления предприятий, а также уровень профессиональной компетентности руководителей предприятий.
5.2. Решение комиссии оформляется протоколом.
5.3. Информационный раздел протокола целесообразно сформулировать из трех частей: вводной, аналитической и заключительной.
Во вводной части отражаются основные характеристики производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, полное наименование, местонахождение, отраслевая принадлежность, место и роль в производстве соответствующей продукции внутри региона и страны.
В аналитической части приводятся результаты анализа финансового состояния предприятия, анализа эффективности производственно-хозяйственной деятельности и выполнения возложенных государственных функций, а также оценка качества управления в целом.
В заключительной части отражаются рекомендации по повышению эффективности использования государственного имущества, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий по совершенствованию систем управления предприятий, определяются сроки повторного рассмотрения документов предприятия на комиссии.
5.4. В случае обнаружения комиссией по итогам повторного рассмотрения документов предприятий фактов нарушений рекомендаций по повышению эффективности использования государственного имущества, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, повлекших ухудшение его финансово-хозяйственного положения, рекомендуется представить исполнительному органу государственной власти Республики Крым, к ведению которого относится предприятие предложения о принятии в отношении руководителя предприятия мер ответственности, вплоть до расторжения трудового договора (контракта).
5.5. Информация о результатах работы комиссии направляется в Министерство финансов Республики Крым для обобщения.
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.