Вопрос 1
Имеют ли право Крымчане дооформить землю садоводческих товариществ и в какие сроки?
Такое право у Крымчан есть.
Предоставляем разъяснение относительно прав граждан на дооформление своих земельных участков, расположенных, в том числе, в пределах садоводческого товарищества, если такое оформление было начато до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ"
(Ниже дано разъяснение о возможности оформления земель в Крыму самими садоводческими товариществами, как юридическими лицами (в рамках ответа на Вопрос 3)).
В соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Завершение оформления прав производится в соответствии с Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 г. N 313.
Данным Порядком регламентируется процедура предоставления земельного участка в порядке завершения оформления прав, в том числе: порядок подачи заявления; документы, которые прилагаются к заявлению; порядок и сроки рассмотрения заявления; основания для отказа и т.д.
Решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка. Следует помнить, что заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав может быть подано в уполномоченный орган (Минимущества Крыма, или орган местного самоуправления) не позднее 1 января 2017 года.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Обращаем внимание, что решение органа местного самоуправления или органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, предъявляемое гражданином, должно быть действующим.
Действующими решениями являются решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, принятые в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку технической документации по землеустройству.
Период действительности решений о разрешении на разработку проекта отвода земельного участка, на основании которых осуществляется завершение оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, обусловлен требованиями законодательства, действовавшего до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве соответствующего субъекта (пункт 3 раздела II "Заключительные положения" Закона Украины от 16.09.2008 N 509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству") - неисполненные решения органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, принятые до 14 октября 2008 года, утратили свое действие 14 октября 2010 года (если они не были продлены в установленном порядке). - Платно или бесплатно проводится оформление? Земельные участки в порядке завершения оформления прав предоставляются в собственность либо аренду бесплатно.
Однако за кадастровые работы придется заплатить.
Органами исполнительной власти Республики Крым принимаются меры по оказанию помощи гражданам при оформлении ими правоустанавливающих документов на земельные участки. Так, согласно постановлению Совета министров Республики Крым от 26.12.2014 N 630 "Об установлении предельных максимальных цен кадастровых работ на территории Республики Крым" (с изменениями от 26.12.2014 N 630) установлено, что до 01 марта 2018 года предельные максимальные цены кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства составляют в размере не более 6 000 руб. за один земельный участок (без учета налога на добавленную стоимость).
Вопрос 2:
Имеют ли право оформить землю в Крыму СПК (сельскохозяйственные производственные кооперативы) В какие сроки?
Так как сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) является юридическим лицом, то предоставление земельных участков в аренду СПК для сельскохозяйственного использования по общему принципу земельного законодательства Российской Федерации осуществляется на торгах в форме аукциона (продажа права аренды).
Частью 4 статьи 18 Закона Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15 января 2015 N 66-ЗРК/2015 предусмотрено, что аукционы по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или передаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 1 января 2017 года могут быть проведены только по инициативе уполномоченного органа.
Таким образом, уполномоченный орган, т.е. Совет министров Республики Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым должен провести работу:
- по подбору земельных участков сельскохозяйственного назначения и их образованию путем утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории;
- выполнить в отношении данных земельных участков кадастровые работы, поставить на кадастровый учет;
- зарегистрировать на них права государственной собственности;
- провести аукцион продажи права аренды.
Минимуществом РК проводится такая работа по образованию земельных участков сельскохозяйственного назначения для торгов.
Также, юридические лица могут приобрести земельные участки в аренду без торгов в случае наличия подписанного с Республикой Крым инвестиционного соглашения в сфере сельскохозяйственного производства (статья 22-1 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015 от 15 января 2015).
В случае наличия договора аренды земли, заключенного до 18.03.2014, сельскохозяйственные предприятия имеют право перезаключить данный договор, обратившись в Минимущества Крыма с соответствующим заявлением. Общие возможные сроки предоставления земельного участка в аренду для сельскохозяйственного производства предусмотрен частью 8 пунктом 11 статьи 22 Земельного Кодекса РФ от трех до сорока девяти лет.
Вышеизложенное касается земель государственной или муниципальной собственности, но следует также отметить, что сельскохозяйственные товаропроизводители могут брать в аренду земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданам (выделенные в натуре паи).
Вопрос 3
Имеют ли право оформить землю в Крыму СНТ (садовые некоммерческие товарищества). В какие сроки?
Непонятно, о каких садоводческих объединениях идёт речь - о существующих (у которых находящиеся на праве постоянного пользования земельные участки не оформлены в соответствии с законодательством РФ), или о вновь созданных, которые хотят оформить землю в качестве нового предоставления. Рассмотрим оба варианта.
1. Право на оформление земли существующими в Крыму садоводческими объединениями урегулировано как федеральным законодательством, так и законами Республики Крым (от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - закон 38-ЗРК) от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - закон 66-ЗРК), которые учитывают особенности Республики Крым в сфере земельных и имущественных отношений.
Учитывая многочисленные обращения садоводов по вопросу оформления земель, Рабочей группой, созданной при Комитете Государственного Совета Республики Крым по имущественным и земельным отношениям (при участии Министерства имущественных и земельных отношений РК, Госкомкадастра РК, Минстроя РК, Главного архитектора Республики Крым и т.д.) была разработана специальная "дорожная карта", которая размещена в открытом доступе на сайтах вышеуказанных ведомств. "Дорожная карта" подробно разъясняет садоводам, которые не успели оформить земельный участок в собственность до принятия Крыма в состав Российской Федерации, порядок действий для завершения данной процедуры. Кроме того, Минимущества РК подготовлены подробные разъяснения по данному вопросу. Суть их состоит в следующем.
Законодательными актами Республики Крым предусмотрено, что юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. При этом переоформление прав должно быть завершено до 1 января 2017 года.
Учитывая данную норму закона, некоммерческая организация, созданная гражданами для ведения садоводства, которая прошла в срок до 01.03.2015 перерегистрацию юридического лица в рамках законодательства РФ и которая пользуется земельным участком на основании государственного акта на право постоянного пользования земельным участком, выданного садоводческому товариществу до 21.03.2014, может в срок до 01.01.2017 переоформить земельный участок в аренду, исключив из землепользования земельные участки, находящиеся в собственности граждан - членов таких объединений (на основании государственных актов на право собственности на земельный участок, решений о передаче/предоставлении земельного участка в собственность, и других имеющихся документов, подтверждающих право собственности на земельный участок).
В то же время статьей 20 Закона 66-ЗРК установлено, что члены объединений граждан, созданных до 18 марта 2014 года и перерегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации в садоводческие некоммерческие объединения граждан, имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести бесплатно в собственность земельный участок в ранее определенных границах или размерах, а в случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, - заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов, если данный земельный участок по решению общего собрания членов указанного объединения о распределении земельных участков между их членами распределен данному лицу (члену указанного объединения), но не позднее 1 января 2020 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
Таким образом, садоводческому некоммерческому объединению граждан, прошедшему перерегистрацию юридического лица в срок до 01.03.2015 и имеющему государственный акт на право постоянного пользования земельным участком, выданный садоводческому товариществу до 21.03.2014, рекомендуется не переоформлять землю в аренду в срок до 01.01.2017, а предлагается разработать проект межевания территории объединения, а затем члены садоводческого объединения смогут оформить свои земельные участки в собственность (или аренду), а земли общего пользования будут переданы садоводческому объединению в собственность бесплатно. Более детально эта процедура отражена в "дорожной карте".
Согласно действующему законодательству изготовление проекта межевания - это платная процедура, которая выполняется специализированными организациями, имеющими специальные разрешения и лицензии (по выбору заказчика и на договорной основе).
2. Если говорить о вновь созданных садоводческих объединениях, то для них общие правила оформления земельных участков (новое предоставление) установлены статьями 39.5, 39.10 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно ст. 13 данного Закона, обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, которые ведут регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков.
Согласно ст. 14 данного Закона предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.
Согласно статье 32 Федерального закона организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения садоводства, заключаемый с некоммерческой организацией, созданной гражданами, должен предусматривать обязанность этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Таким образом следует учитывать, что вновь созданным СНТ не обойтись без разработки проекта планировки территории, проекта межевания территории, а также проведения кадастровых работ, которые являются достаточно дорогостоящими работами.
В любом случае, решение о предоставлении СНТ земельного участка принимается органами местного самоуправления с учётом разработанной и утверждённой градостроительной документации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым относительно прав граждан на дооформление своих земельных участков, расположенных, в том числе, в пределах садоводческого товарищества
Текст разъяснения размещен на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (http://mzem.rk.gov.ru/)