В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, с целью создания единого подхода к решению вопросов формирования, регулирования и утверждения тарифов, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления, обеспечения возможности эффективного функционирования муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, заинтересованных в работах и услугах муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, районный совет решил:
1. Утвердить Порядок принятия решений об установлении и регулировании тарифов на услуги, работы муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в установленном порядке.
3. Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Бахчисарайского района Аблаева Э.А.
Председатель районного совета |
Р.Я. Дердаров |
Порядок
принятия решений об установлении и регулировании тарифов на услуги, работы муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым
(утв. решением 35 сессии Бахчисарайского районного совета 1 созыва от 24 июня 2016 г. N 345)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан с целью определения и реализации единой муниципальной тарифной политики, обеспечивающей устойчивость работы предприятий и учреждений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, и направленной на поддержание уровня жизни населения муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым.
1.2. В пределах полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Крым, Уставом Бахчисарайского района Республики Крым, Администрацией Бахчисарайского района Республики Крым (далее - Администрация) производится регулирование тарифов на услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений.
1.3. Правовую основу настоящего Порядка составляют федеральные законы, законы Республики Крым и другие нормативные документы Российской Федерации, Устав муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым.
1.4. Порядок распространяется на муниципальные предприятия и учреждения, имущество которых находится в муниципальной собственности Бахчисарайского района, оказывающие услуги и выполняющие работы на территории Бахчисарайского района, тарифы на которые подлежат регулированию Администрацией.
2. Основные понятия и термины
Тариф (цена, расценка, ставка, далее - тариф) - выраженная в валюте Российской Федерации стоимость единицы измерения услуг, работ;
Тарифная политика органов местного самоуправления - действия органов местного самоуправления, направленные на регулирование процессов ценообразования и соблюдение дисциплины цен для достижения поставленных целей;
Регулирование тарифов - процесс использования органами местного самоуправления совокупности предусмотренных настоящим Порядком методов воздействия на издержки производства, рентабельность, условия ценообразования и общехозяйственную конъюнктуру, а также складывающиеся на товарных рынка цены;
Регулируемая деятельность - деятельность хозяйствующего субъекта, осуществляемая по тарифам, устанавливаемым в соответствии с Порядком;
Предельная цена - максимальная и минимальная цены, выше и ниже которых предприятия - субъекты ценообразования не могут устанавливать цену оказываемых услуг или выполняемых работ;
Регулируемая цена - цена, складывающаяся на рынке города в процессе воздействия на цену; Конкурсная цена - конъюнктурная оценка стоимости закупаемой продукции (работ, услуг);
Расчетный период регулирования - период, на который устанавливается тариф.
3. Система и принципы тарифного регулирования
3.1. Субъекты ценообразования.
Субъектами ценообразования, на которые распространяется действие Порядка, являются муниципальные предприятия и учреждения Бахчисарайского района.
3.2. Принципы тарифного регулирования.
Система тарифного регулирования является средством для достижения поставленных собственником имущества регулируемых предприятий целей, то есть тарифы должны обеспечивать предприятиям необходимый им для реализации производственных и инвестиционных программ объем финансовых потребностей.
Исходя из этого, тарифная политика муниципального образования призвана обеспечивать реализацию следующих принципов:
- Принцип полного возмещения затрат всем участникам процесса производства работ и предоставления услуг конечным потребителя (регулируемое предприятие должно получать финансовые ресурсы в объеме, достаточном для компенсации всех произведенных им обоснованных издержек).
- Принцип оптимизации интересов всех сторон. Процесс установления тарифов затрагивает интересы большого количества сторон (собственника имущества, регулируемого предприятия, потребителей, инвесторов). Основная задача системы тарифного регулирования обеспечить в ходе установления тарифа учет и сбалансированность этих интересов.
- Принцип последовательности и прогнозируемости изменения тарифов. Система тарифного регулирования призвана обеспечить прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов. Установление тарифов на определенных срок (период регулирования) обеспечивает выполнение трех задач:
- жесткий период регулирования создает ситуацию определенности в отношении будущих денежных потоков предприятий, что снижает риски инвестирования в них.
- в течение регулируемого периода предприятие может проводить мероприятия по снижению издержек, а полученную экономию расходовать на социальные цели и инвестиционные программы своего предприятия.
- способствует росту экономической определенности для потребителей услуг муниципальных предприятий и учреждений.
- Принцип публичности и открытости. Публичность системы тарифного регулирования должна обеспечивать необходимое методическое и информационное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: процедурами мониторинга, подготовки и рассмотрения заявок на пересмотр тарифов, их утверждения и вступления в силу. Открытость процесса формирования и утверждения тарифов способствует повышению обоснованности принимаемых решений и снижению политизированности в ценообразовании.
3.3. Цели и задачи тарифного регулирования.
Регулирование тарифов на услуги и работы муниципальных предприятий и учреждений Бахчисарайского района производится в целях:
- обеспечения устойчивого развития муниципальных предприятий и учреждений;
- улучшений доступности и качества услуг, работ, предоставляемых потребителю;
- обеспечения обоснованности и прозрачности принимаемых тарифных и ценовых решений;
- выявления неэффективных и необоснованных затрат, включаемых в расчеты тарифов;
- защиты социально-экономических интересов населения и других потребителей от негативных последствий монополистической деятельности, в порядке предусмотренном антимонопольным законодательством;
- определения путей снижения себестоимости услуг муниципальных предприятий и учреждений;
- содействия развитию конкуренции и создания предпосылок развития конкурентоспособных производителей в перспективных секторах экономики;
- повышения экономической эффективности при оказании услуг и выполнении работ, применения энергосберегающих технологий муниципальными предприятиями и учреждениями.
Для решения следующих задач:
- перехода к долгосрочному периоду регулирования тарифов;
- расширения применения метода экономически обоснованной доходности на инвестиционный капитал;
- унификации принципов, методов и регламентов ценового регулирования;
- проведения экспертизы тарифов муниципальных предприятий и учреждений при подготовке тарифных решений;
- соблюдения системы стандартов раскрытия информации, предоставляемой регулируемыми организациями при установлении тарифов.
3.4. Формы тарифного регулирования.
Установление тарифов включает в себя сочетание форм прямого и косвенного воздействия на их стоимость.
Прямое регулирование тарифов осуществляется методом установления:
- предельных тарифов;
- уровней рентабельности по отдельным видам услуг, работ;
- размеров надбавок и наценок;
- порядка декларирования тарифов и их изменения;
- порядка предварительного уведомления о предстоящем изменении тарифов. Косвенное влияние на тарифы осуществляется применением следующих мер:
- льготного налогообложения;
- льготного кредитования;
- выделения субсидий, дотаций из соответствующих бюджетов;
- реализации инвестиционных программ.
3.5. Методы тарифного регулирования.
3.5.1. Основным методом расчета регулируемых тарифов является метод экономически обоснованных расходов. При установлении тарифов муниципальным предприятиям и учреждениям, осуществляющим регулируемую деятельность, должно быть обеспечено возмещение экономически обоснованных расходов на производство услуг, работ и получение прибыли.
3.5.2. Определение состава расходов и оценка экономической обоснованности тарифов производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Крым и другими нормативными правовыми актами с учетом отраслевых методических рекомендаций.
3.5.3. Себестоимость услуг (работ) складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства товаров и оказания услуг, использования основных фондов, материальных, топливно-энергетических и других видов ресурсов, обусловленных технологией и организацией производства, а также затрат, связанных с управлением и обслуживанием производства.
3.5.4. Величина прибыли должна обеспечивать муниципальным предприятиям или учреждениям, осуществляющим регулируемую деятельность, необходимые средства для собственного развития и финансирования других обоснованных расходов, не включаемых в себестоимость. Размер прибыли устанавливается по уровню рентабельности в зависимости от вида деятельности.
3.5.5. Рентабельность хозяйственной деятельности субъектов ценообразования определяется как отношение прибыли за определенный промежуток времени к затратам субъекта ценообразования за тот же промежуток времени.
Администрация может устанавливать уровни рентабельности по отдельным видам услуг (работ) для субъектов ценообразования. При этом решение об установлении уровня рентабельности в обязательном порядке распространяется на услуги (работы), реализуемые на территории города в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Крым, Бахчисарайского районного совета Республики Крым, Администрации.
3.5.6. Размер прибыли устанавливается по согласованному с муниципальными предприятиями и учреждениями уровню рентабельности, который не должен превышать предельных значений в зависимости от вида деятельности и финансово-хозяйственного положения поставщика услуг, производителя работ.
3.5.7. Дополнительным методом установления тарифов является метод индексации, в соответствии с которым тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, изменяются с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации.
Выбор метода установления тарифа (цены) на услуги, работы муниципальных предприятий и учреждений осуществляется муниципальным предприятием, муниципальным учреждением совместно с регулируемым органом, уполномоченным на рассмотрение тарифов.
3.6. Полномочия по тарифному регулированию.
Администрация в пределах полномочий, установленных законодательством и настоящим Порядком, самостоятельно определяет формы и методы регулирования тарифов для субъектов ценообразования.
Тарифы (цены) на услуги, работы муниципальных предприятий и учреждений могут устанавливаться как на определенный срок регулирования, так и на неопределенный срок.
4. Организация работы по рассмотрению и установлению тарифов
4.1. Орган, рассматривающий проекты тарифов.
Регулирующим органом муниципального образования по формированию тарифов является комиссия, утвержденная постановлением Администрации Бахчисарайского района Республики Крым.
Проекты тарифов, а также необходимые расчетные материалы направляются для рассмотрения в регулирующий орган.
4.2. Порядок организации работы комиссии по установлению тарифов на услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений.
4.2.1. Установление и изменение действующих тарифов производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Крым и нормативными актами органов местного самоуправления муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым.
4.2.2. Основанием для установления и/или изменения тарифов могут быть:
- окончание установленного срока действия (завершение регулируемого периода);
- принятие нормативных актов на уровне Российской Федерации, Республики Крым и нормативных актов органов местного самоуправления, влияющих на ценообразование;
- принятие муниципальными предприятиями и учреждениями долгосрочных целевых программ производственного развития, технического перевооружения, которые необходимы для поддержания надежного и безаварийного функционирования объектов социальной и жилищно-коммунальной сферы, транспорта, снижения производственных или иных расходов, а также для реализации согласованных в установленном порядке инвестиционных проектов и программ;
- появление новых муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих регулируемую деятельность;
- изменение объемов реализации работ (услуг);
- результаты проверки хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений;
- изменение объективных обстоятельств и условий предоставления услуг, выполнения работ.
4.2.3. В случае отсутствия оснований для изменения тарифов регулирующий орган вправе отклонить предложения, представленные субъектом ценообразования, с обязательным уведомлением его об этом.
4.2.4. В случае, если муниципальные предприятия и учреждения, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов на данный период, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом тарифов на услуги (работы), потребляемые в течение расчетного периода регулирования, эти расходы могут быть учтены регулирующим органом при установлении тарифов на последующий расчетный период регулирования.
4.2.5. В случае, если по итогам расчетного периода регулирования, на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности или иных документов, выявлены необоснованные расходы муниципальных предприятий и учреждений, профинансированные за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующий орган вправе принять решение об исключении соответствующих средств из суммарного объема расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
4.3. Досрочный пересмотр тарифов на услуги, работы муниципальных предприятий и учреждений.
4.3.1. Основанием для досрочного пересмотра тарифов на услуги, работы муниципальных предприятий и учреждений является:
- изменение более чем на 5 процентов суммарных расходов по услугам, работам, оказываемым муниципальными предприятиями и учреждениями, по сравнению с расходами, принятыми при установлении тарифов;
- изменение более чем на 5 процентов суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- изменение более чем на 10 процентов ставки рефинансирования банка Российской Федерации и ставок коммерческих банков по долгосрочным кредитам.
Изменение установленных тарифов, влияющих на расходы бюджета муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, возможно в течении финансового года в исключительных случаях и по основаниям, установленным в пункте 4.3.1. настоящего Порядка, при условии внесения соответствующих изменений в решение о бюджете муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым на текущий финансовый год.
4.4. Документы, представляемые для утверждения тарифов.
Для утверждения цен и тарифов на работы и услуги субъекты ценообразования представляют следующие материалы:
1) пояснительная записка с указанием необходимости установления тарифов или причин изменения уровня цен и тарифов;
2) копия устава или положения о предприятии, учреждении, структурном подразделении;
3) приказ или положение об учетной политике предприятия;
4) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица и копия свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;
5) лицензия, если соответствующие виды деятельности подлежат лицензированию, и (или) информация о разрешении соответствующих органов;
6) штатное расписание, расчет нормативной численности, расчет фонда оплаты труда;
7) положение о текущем премировании, разовых выплатах стимулирующего характера (локальные, нормативные, правовые акты, регулирующие размер выплат);
8) уведомление о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев;
9) нормативная документация, утвержденная в установленном порядке, подтверждающая трудоемкость, нормы времени на выполнение работ, услуг, программа производства работ, организации услуг, которая составляется субъектом ценообразования и согласовывается субъектом в порядке его подчиненности;
10) подробные расшифровки по всем статьям затрат, калькуляции и подтверждающие документы (копии платежных документов, договоров, счетов);
11) основные технико-экономические показатели деятельности субъекта ценообразования за предшествующий период согласно формам статистической и бухгалтерской отчетности;
12) расчет суммы прибыли (процент рентабельности), учитываемой при формировании тарифов (цен), необходимой для обеспечения нормальной хозрасчетной деятельности субъектов ценообразования, если иное не установлено законодательными или иными нормативными правовыми актами, но не выше предельно установленной на регулируемый виды деятельности;
13) расчет общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Регулирующий орган, при необходимости, имеет право запросить и другие документы у субъектов ценообразования.
Муниципальные предприятия, учреждения самостоятельно рассчитывают тарифы на оказываемые услуги, выполняемые работы по основным и иным видам деятельности, на основании утвержденных Администрацией методик расчетов тарифов по регулируемым видам деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Крым. Величина тарифов должна быть экономически обоснована и установлена на основании конкурентных принципов с учетом положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В случае, если инициатором пересмотра тарифов выступает комиссия (регулирующий орган муниципального образования по формированию тарифов), то по его запросу предоставляются все материалы, указанные выше. По результатам рассмотрения регулирующим органом подготавливается заключение об обоснованности и целесообразности изменения тарифов. 4.5. Сроки рассмотрения и порядок вступления в силу утвержденных тарифов. Регулирующий орган рассматривает материалы по обоснованию цен и тарифов в течении одного месяца.
Регулирующий орган рассматривает представленные материалы в месячный срок со дня получения полного комплекта документов. В случае выявления ошибок, искажений, неполноты представленной информации и др., на предприятие направляется уведомление с мотивированным отказом в согласовании тарифов. При этом сроки их дальнейшего рассмотрения переносятся с учетом даты представления необходимых материалов в полном объеме.
Основанием для отказа могут быть:
- представление искаженной недостоверной информации;
- отсутствие экономических и других оснований для рассмотрения материалов. Субъекты ценообразования, представившие в регулирующий орган материалы для утверждения цен и тарифов продолжают оказание услуг и выполнение работ по утвержденным ранее ценам и тарифам.
В случае несогласия субъектов ценообразования с решением об установлении цен и тарифов данный вопрос рассматривается в судебном порядке. Любое снижение цен и тарифов субъектами ценообразования производится по согласованию с регулирующим органом.
На основании положительного заключения регулирующий орган в 5-дневный срок готовит соответствующий проект постановления об установлении тарифов и вносит его на рассмотрение Администрации.
Тарифы на услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений утверждаются постановлением Администрации в соответствии с действующим законодательством. Тарифы (цены) вступают в силу с момента их официального опубликования, если не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.
Информация о принятых решениях доводится до сведения Бахчисарайского районного совета Республики Крым посредством направления информации, для населения через средства массовой информации.
5. Заключительные положения
5.1. Ответственность за достоверность материалов, представляемых для утверждения тарифов.
В соответствии с действующим законодательствами персональную ответственность за достоверность материалов, представляемых для утверждения тарифов, несут руководители субъектов ценообразования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 24 июня 2016 г. N 345 "Об утверждении Порядка принятия решений об установлении и регулировании тарифов на услуги, работы муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым" (35 сессия 1 созыва)
Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования
Текст решения размещен на официальном сайте Бахчисарайского района (http://bahch.rk.gov.ru/) 24 июня 2016 г.