1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации о создании и организации деятельности общественных объединений пожарной охраны (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение Федерального закона от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" и закона Республики Крым от 19 декабря 2014 года N 47-ЗРК/2014 "О добровольной пожарной охране в Республике Крым" и предназначено для граждан и общественных организаций, которые выступают учредителями подразделений добровольной пожарной охраны, основной уставной деятельностью которых является участие в осуществлении мероприятий в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.
При подготовке методических рекомендаций использованы законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие порядок создания и организации деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций, в том числе: федеральные законы от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Закон Республики Крым от 09 декабря 2014 года N 24-ЗРК/2014 "О пожарной безопасности", Закон Республики Крым от 19 декабря 2014 года N 47-ЗРК/2014 "О добровольной пожарной охране в Республике Крым", постановление Совета министров Республики Крым от 21 января 2015 года N 8 "О противопожарной службе Республики Крым".
Пособие предназначено для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, руководителей организаций, граждан, практических работников пожарной охраны, принимающих участие в создании, организации и осуществлении деятельности подразделений добровольной пожарной охраны.
В пособии используются следующие основные понятия:
добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;
добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;
подразделение добровольной пожарной охраны - территориальная или объектовая добровольная пожарная команда или добровольная пожарная дружина.
2. Порядок создания добровольной пожарной охраны
Общественные объединения пожарной охраны создаются в три этапа:
- организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны;
- разработка проекта устава;
- государственная регистрация.
2.1. Организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" общественные объединения пожарной охраны создаются по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений. Таким образом, общественные объединения пожарной охраны могут создаваться по инициативе граждан и любых общественных объединений, зарегистрированных в качестве юридического лица, организационно-правовые формы которых приведены в ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", так же в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица - общественные объединения.
Организационная работа по созданию подразделений добровольной пожарной охраны, согласно разъяснению основных положений законодательства Российской Федерации, регламентирующих деятельность общественных объединений пожарной охраны и организации деятельности подразделений пожарной охраны возложена на Главное управление МЧС России по Республике Крым.
Инициативная группа, в которую могут входить представители общественных объединений и граждане, выступившие с инициативой по созданию общественных объединений пожарной охраны, проводит подготовительную работу по выбору организационно-правовой формы будущего общественного объединения пожарной охраны, подготовке учредительных документов и организации учредительного собрания (конференции). Общественные объединения пожарной охраны в Республике Крым могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
- общественная организация;
- общественное учреждение.
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Крым от 19 декабря 2014 года N 47-ЗРК/2014 "О добровольной пожарной охране в Республике Крым" общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами - общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей. Таким образом, учредителями общественной организации пожарной охраны могут выступать как непосредственно сами граждане (не менее трех человек) или общественные объединения по их инициативе, так и граждане совместно с общественными объединениями. При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
Членами общественной организации пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественной организации пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественной организации пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.
Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.
Общественные организации пожарной охраны, наряду с иными уставными целями и задачами, представляют и защищают законные права и интересы добровольных пожарных, созданных ими подразделений добровольной пожарной охраны и иных членов этих общественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.
Руководящие органы общественных организаций пожарной охраны формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым и уставом соответствующей общественной организации пожарной охраны.
В соответствии со ст. 8 Закона Республики Крым от 19 декабря 2014 года N 47-ЗРК/2014 "О добровольной пожарной охране в Республике Крым" общественным учреждением пожарной охраны является не имеющее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межрайонных территориях Республики Крым и в организациях. Таким образом, общественные учреждения пожарной охраны должны состоять из добровольных пожарных - участников (не членов) соответствующих общественных учреждений пожарной охраны.
В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межрайонных территориях Республики Крым (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона Республики Крым от 19 декабря 2014 года N 47-ЗРК/2014 "О добровольной пожарной охране в Республике Крым" учредителями территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины могут выступать как непосредственно сами граждане (не менее трех человек) или общественные объединения по их инициативе, так и граждане совместно с общественными объединениями. Участниками территориального подразделения добровольной пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.
В соответствии с п. 6 и п. 7 ст. 8 Закона Республики Крым от 19 декабря 2014 года N 47-ЗРК/2014 "О добровольной пожарной охране в Республике Крым" объектовые добровольные пожарные команды и объектовые добровольные пожарные дружины могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц. Учредителями объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица (граждане) из числа работников организации с согласия собственника имущества организации. Участниками объектового подразделения добровольной пожарной охраны - только физические лица, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям и принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия.
Таким образом, в соответствии с федеральным законом общественные организации не вправе выступать учредителями объектовых подразделений добровольной пожарной охраны.
В общеобразовательных организациях в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач по профилактике пожаров могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Учредителями добровольной дружины юных пожарных могут выступать физические лица (граждане) из числа работников образовательной организации, в которой создается соответствующее подразделение юных пожарных с согласия собственника (руководителя) образовательной организации. Таким образом, в соответствии с федеральным законом учредителями этих подразделений могут быть только должностные лица соответствующих образовательных организаций. Участниками добровольных дружин юных пожарных могут быть граждане в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет, изъявившие желание участвовать в деятельности дружин юных пожарных и способные по состоянию здоровья участвовать в деятельности по профилактике пожаров.
Следующим этапом работы по созданию общественного объединения пожарной охраны является подготовка и проведение учредительного собрания (конференции). Созывает учредительное собрание инициативная группа. Учредительное собрание (конференция) представляет собой совместное заседание учредителей по вопросу создания соответствующего общественного объединения пожарной охраны путем его учреждения. Решения по основным вопросам учреждения общественного объединения пожарной охраны, принимаются на учредительном собрании (конференции). Законодательство устанавливает специальные требования к содержанию решения учредителя (ей) о создании юридического лица. Существенными положениями решения являются:
- принятие учредителями решения о создании юридического лица с указанием его организационно-правовой формы и наименования;
- утверждение устава юридического лица;
- избрание органов управления и контроля;
- размер уставного капитала объединения (при необходимости).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о создании юридического лица представляется в регистрирующий орган в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение одного учредителя оформляется в виде решения, а решение двух и более учредителей - в виде протокола учредительного собрания.
С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Деятельность общественных объединений пожарной охраны, их структура, права и обязанности членов общественных организаций пожарной охраны, добровольных пожарных - участников территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны и участников добровольных дружин юных пожарных определяются уставами (в случае их регистрации в качестве юридического лица) или положениями (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась) о них, разработанными и утвержденными их учредителями.
2.2. Общие требования к уставу (положению) общественного объединения пожарной охраны
В уставе (положении) общественного объединения пожарной охраны должны содержаться положения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. Устав общественного объединения пожарной охраны должен содержать:
1) полное и сокращенное наименование организации, предмет и цели общественного объединения пожарной охраны, его организационно-правовую форму;
2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное общественное объединение пожарной охраны осуществляет свою деятельность;
3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности учредителей, членов и участников данного общественного объединения;
4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.
В соответствии с п. 4 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Республика Крым и муниципальные образования наряду с установленными пунктом 3 ст. 31.1 настоящего закона формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджета Республики Крым и местных бюджетов.
В соответствии с п. 5 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета Республики Крым, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций - получателей поддержки), включая субсидии бюджету республики Крым, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи им во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
В соответствии с п. 7 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Республики Крым и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Крым, местных администраций.
Устав (положение) общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.
В уставе (положении) могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Республики Крым.
2.3. Государственная регистрация общественных объединений пожарной охраны
Государственная регистрация общественных объединений пожарной охраны осуществляется в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом установленного ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" специального порядка государственной регистрации общественных объединений. Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется Федеральной налоговой службой (ФНС России), которая в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации общественных объединений определяется Правительством Российской Федерации. Решение о государственной регистрации общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом юстиции. Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения. Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю в соответствующем субъекте Российской Федерации. Для государственной регистрации общественного объединения в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю подаются следующие документы:
а) заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;
б) устав общественного объединения в трех экземплярах;
в) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
г) сведения об учредителях;
д) документ об уплате государственной пошлины;
е) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
ж) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для общероссийского и межрегионального общественных объединений;
з) при использовании общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, - документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Государственная регистрация добровольных дружин юных пожарных может осуществляться в случае избрания граждан, достигших 18 лет, в руководящие органы указанных объединений. Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.
Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю на основании документов, представленных отделением общественного объединения и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии документа о государственной регистрации общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю о наличии указанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае права юридического лица указанное отделение приобретает с момента государственной регистрации общественного объединения. Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения, принятого Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения. Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи об общественном объединении в единый государственный реестр юридических лиц.
За государственную регистрацию общественного объединения, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ "Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридических значимых действий".
Общественные организации пожарной охраны и общественные учреждения пожарной охраны, созданные в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городских и сельских поселений и межрайонных территориях (территориальные подразделения добровольной пожарной охраны) подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Общественные учреждения пожарной охраны, созданные в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения добровольной пожарной охраны) вправе не регистрироваться в качестве юридического лица. В этом случае они осуществляют свою деятельность на основании Положения, утверждаемого руководителем организации, в которой создается общественное объединение пожарной охраны. Заявление о включении в реестр общественных объединений пожарной охраны и копия Свидетельства о государственной регистрации общественного объединения пожарной охраны направляется руководителем соответствующего общественного объединения пожарной охраны в Главное управление МЧС России по Республике Крым по месту регистрации общественного объединения пожарной охраны для включения его в реестр общественных объединений пожарной охраны.
2.3.1. Отказ в государственной регистрации общественного объединения и порядок его обжалования
В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:
а) если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, положениям статей 16, 19, 20, 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" или Закона Республики Крым от 19 декабря 2014 года N 47-ЗРК/2014 "О добровольной пожарной охране в Республике Крым";
б) если представлен неполный перечень необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;
в) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
г) если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;
д) если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителям сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения. Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в суде.
3. Порядок принятия граждан в добровольные пожарные
Гражданин, изъявивший желание осуществлять деятельность в качестве добровольного пожарного, подает в соответствующее общественное учреждение пожарной охраны следующие документы:
а) заявление с просьбой о приеме в добровольные пожарные соответствующего общественного учреждения;
б) медицинскую справку установленной формы (образца), подтверждающую его способность по состоянию здоровья исполнять обязанности добровольного пожарного. Состояние здоровья добровольных пожарных определяется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Рассмотрение документов гражданина и принятие решения о его приеме в добровольные пожарные соответствующего общественного учреждения пожарной охраны осуществляется в соответствии с порядком, определенным Уставом (Положением) общественного учреждения пожарной охраны.
При принятии положительного решения с гражданином заключают гражданско-правовой договор на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (далее - договор), в котором прописываются условия участия добровольного пожарного в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны. В договоре должны быть определены права и обязанности добровольного пожарного по внештатной должности, предоставляемые ему компенсации, льготы и социальные гарантии.
Заявление о включении в сводный реестр добровольных пожарных и копия решения о принятии гражданина в добровольные пожарные направляется руководителем соответствующего общественного учреждения пожарной охраны ГУ МЧС России по Республике Крым для включения гражданина в сводный реестр добровольных пожарных. После включения гражданина в сводный реестр добровольных пожарных он приобретает статус добровольного пожарного.
Порядок формирования и ведения сводного реестра добровольных пожарных определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности.
4. Организация подготовки и несение службы добровольными пожарными
В соответствии со ст. 22. Федерального закона от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют несение службы (дежурство) в составе пожарно-спасательного гарнизона и привлекаются к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задачи в области пожарной безопасности. К самостоятельной работе по тушению пожаров допускаются только те добровольные пожарные, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку. Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности добровольные пожарные и работники добровольной пожарной охраны в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Первоначальная и последующая профессиональная подготовка добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны осуществляется непосредственно в подразделениях добровольной пожарной охраны в порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, с учетом особенностей охраняемых объектов и территорий городских и сельских поселений и межрайонных территорий или на базе учебных центров (пунктов) Государственной противопожарной службы, пожарно-технических образовательных учреждений, а также других организаций, имеющих лицензию на обучение. Программы первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных должны разрабатываться применительно к программам, по которым обучаются в рамках первоначальной и последующей подготовки профессиональные пожарные. Первоначальная подготовка должна осуществляться в объеме, необходимом для выполнения добровольным пожарным возлагаемых на него обязанностей с учетом выполняемых им работ и технической оснащенности подразделения. Программа подготовки добровольных пожарных разрабатывается для каждой категории должностей (руководителя подразделения, диспетчера, водителя, моториста, пожарного и др.) отдельно. Нештатные должности, на которых добровольные пожарные будут осуществлять свою деятельность, выбираются ими самостоятельно, с учетом своих профессиональных навыков и умений. Режим дежурства добровольных пожарных аналогичен режиму несения службы профессиональных пожарных. Отличие в режиме службы добровольных пожарных состоит только в том, что они могут осуществлять дежурство либо находясь 24 часа в расположении подразделения добровольной пожарной охраны, либо осуществлять дежурство на дому в режиме ожидания. При получении сообщение о пожаре, и его адресе, добровольные пожарные прибывают либо непосредственно к месту пожара, либо, если им территориально ближе расположение подразделения добровольной пожарной команды, прибывают в подразделение и уже оттуда следуют к месту вызова.
5. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны
В соответствии со ст. 11 Закона Республики Крым от 19 декабря 2014 года N 47-ЗРК/2014 "О добровольной пожарной охране в Республике Крым" финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления могут, а в соответствии со ст. 5 Федерального закона то 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, к которым в соответствии со ст. 2 Федерального закона 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", относится добровольная пожарная охрана. В соответствии с п. 3. ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 4 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Республика Крым и муниципальные образования наряду с установленными пунктом 3 ст. 31.1 настоящего закона формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджета Республики Крым и местных бюджетов.
В соответствии с п. 5 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета Республики Крым, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций - получателей поддержки), включая субсидии бюджету республики Крым, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи им во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
В соответствии с п. 7 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Республики Крым и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Крым, местных администраций.
Министр чрезвычайных |
С.П. Шахов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Крым от 2 декабря 2015 г. о создании и организации деятельности на территории Республики Крым общественных объединений пожарной охраны
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был