Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к положению о проведении в
муниципальном образовании
городской округ Симферополь Республики
Крым утренней зарядки перед учебными
занятиями в образовательных учреждениях
Методические рекомендации
по проведению утренней зарядки в образовательных учреждениях
Утренняя гимнастика - одна из наиболее распространенных форм применения общеукрепляющей физкультуры в образовательных учреждениях разных видов и типов, проводится до начала учебных занятий воспитателем, учителем физической культуры или подготовленными инструкторами из числа старшеклассников, физкультурного актива или волонтерами.
Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно в первые часы после сна, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.
У детей и подростков, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Особо необходима утренняя гимнастика для современных учащихся и воспитанников, так как образовательный процесс, в настоящее время, характеризуется недостаточным двигательным режимом и сниженной суточной двигательной активностью.
Физические упражнения зарядки - простые и доступные для учащихся различной физической подготовленности и разного состояния здоровья - подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и характера учебно-трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный кросс.
Классическая утренняя гимнастика до учебных занятий представляет собой комплекс упражнений, состоящий из 6 - 8 упражнений, каждое из которых выполняется 6 - 8 раз. Продолжительность гимнастики около 10 минут. (Приложение 2)
Главной отличительной особенностью такого подхода к организации и проведению гимнастики является включение таких упражнений, которые охватывали бы максимально возможное количество мышечных групп, по сложности адекватных возрастным особенностям обучающихся. В комплексы рекомендуется включать:
движения рук вверх, в стороны, вперед из положений рук за головой и на голове;
движения кистями и пальцами в разных положениях рук (вверх, в стороны, вперед), асимметричные движения рук;
поочередное поднимание прямых ног вперед, взмахи ногами в стороны и назад;
приседания и упоры присев;
поднимания туловища на носках, повороты и наклоны туловища вперед и в стороны;
повороты и наклоны головы вперед, назад и в стороны.
Построение комплекса упражнений утренней гимнастики предусматривает поочередное включение новых групп мышц в работу, отдых только что работавших мышц, чередование противоположных движений (например, сгибания с разгибаниями, наклоны вперед с наклонами назад и т.д.).
Завершается гимнастика подскоками, прыжками или бегом на месте с последующим переходом на ходьбу и упражнениями на внимание.
Кроме этого, можно рекомендовать следующее:
не включать в комплексы утренней гимнастики до учебных занятий упражнения с предметами;
целесообразно менять комплекс утренней гимнастики не реже одного раза в две недели; при этом нет необходимости заменять все упражнения сразу - достаточно заменить два - три упражнения, что создаст определенную новизну всего комплекса;
при составлении комплекса гимнастики необходима консультация учителя физической культуры;
любое помещение, где будет проводиться утренняя гимнастика, должно быть хорошо проветренным, а если позволяют условия - то лучше проводить ее на свежем воздухе;
для повышения эффективности упражнений гимнастики и эмоционального настроения учащихся целесообразно использовать музыкальное или текстовое сопровождение;
педагогу, который организует и проводит утреннюю гимнастику, необходимо последовательно объяснять и показывать упражнения, контролировать правильность выполнения всех упражнений.
Для того, чтобы учащиеся заняли активную, осмысленную позицию по отношению к своему здоровью, чтобы с интересом принимали участие во всех видах физкультурно-оздоровительной работы, в частности - в утренней гимнастике, можно использовать нетрадиционные приемы и подходы к организации данного вида деятельности.
Одним из наиболее распространенных вариантов является использование "стихотворных" или "игровых" гимнастик, которые могут сопровождаться музыкальными фрагментами щебетания птиц или иных звуков, классической музыкой и пр. (Приложение 3)
При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Учащимся, с какими-либо нарушениями в состоянии здоровья, перед тем как начать занятия зарядкой следует посоветоваться с врачом (медицинским работником образовательного учреждения) и участвовать в проводимых занятиях под его контролем.
Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важное значение, как вспомогательное средство, имеет самоконтроль - наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание и т.д.). Главное в физических упражнениях утренней зарядки - это их регулярность. Будучи постоянной привычкой, они приучат все системы организма слаженно работать. Желательно начинать с самого утра - утренняя зарядка дома способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после сна, а в образовательном учреждении - поддержанию хорошего настроения и активности в течение всего дня.
Утренняя зарядка для детей может быть самой простой: несколько наклонов, поворотов, приседаний, отжиманий и бег на месте. Идеально, если в образовательном учреждении (учебном кабинете или рекреации) есть специально организованные территории: спортивные уголки или спортивные комплексы или же утренняя зарядка проводится организованно для всех в спортивном зале или на спортивной площадке. Тогда утренняя зарядка и любые физические упражнения в течение дня будут более интенсивными и интересными для детей и подростков. После любого комплекса физических упражнений, полезно пару минут повисеть на вытянутых руках на турнике или кольцах, выполнить несложные упражнения на растяжку. Это способствует выпрямлению позвоночника и профилактике других нарушений опорно-двигательного аппарата.
Всем детям дошкольного возраста необходимо, прежде всего, научиться ходить и бегать в разном темпе, прыгать в длину и вверх. Физкультурные занятия дошкольников и младших школьников лучше проводить в форме игры. Тогда дети с восторгом побегают наперегонки, будут изображать движения разных животных, поиграют в игры с мячом.
Повзрослев, дети и сами поймут всю пользу физических упражнений, тем более, если они помогут им выделиться в ряду сверстников. Ведь каждому мальчишке важно уметь ездить на велосипеде, играть в футбол, плавать, кататься на лыжах и коньках, а девушке - иметь стройную осанку и красиво двигаться.
При этом необходимо отметить, что утренняя гимнастика до учебных занятий компенсирует до 10% суточной потребности ребенка в движении; способствует развитию у детей силы, ловкости, координации движений, подвижности в суставах; совершенствует навыки отдельных движений рук, ног и туловища. А это особенно важно для скромных, неуверенных в себе детей. Ведь когда они смогут показать самим себе и другим (неизвестно, что более важно), что в этих физических упражнениях они не хуже других, то впоследствии станут все чаще заглядывать в спортзал и меньше переживать за свою "неуклюжесть". А это очень важно для здоровья не только физического, но и психического.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.