Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Образование
1. Система образования Республики Крым представляет собой совокупность взаимодействующих учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов и включает в себя:
1) дошкольные учреждения;
2) общеобразовательные организации начального, общего и среднего образования;
3) организации среднего профессионального образования;
4) организации высшего профессионального образования;
5) организации дополнительного образования.
2. В 2015 году в Республике Крым функционировала 461 дошкольная образовательная организация. Численность воспитанников дошкольных образовательных организаций составила 61 тыс. человек. Численность детей, состоявших на учете для определения в дошкольные образовательные организации, на начало 2015 года составила 43,9 тыс. человек. При этом наметилась положительная тенденция в росте показателя "Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях": если на начало 2015 года данный показатель составлял 481 место на 1000 детей, то на конец 2015 года он составил уже 761 место на 1000 детей.
В настоящее время в Республике Крым наблюдается рост численности детей в возрасте 1-6 лет, что обусловливает необходимость дальнейшего развития сети дошкольных образовательных учреждений.
3. В 2015 году в Республике Крым функционировало 586 общеобразовательных организаций всех типов и форм собственности. В 2015 году численность обучающихся в общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) составила 187,9 тыс. человек, в том числе, 187,0 тыс. обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях и 0,9 тыс. обучающихся в частных общеобразовательных организациях. Уровень вовлеченности населения в общее начальное, основное и среднее образование в Крыму приближается в настоящее время к максимальному. Результаты переписи населения Республики Крым в 2014 году показали, что 96% населения в возрасте 15 лет и более имеют образование основное общее и выше.
4. Сеть учреждений дополнительного образования Республики Крым включает 171 организацию. Деятельность образовательных организаций ведется по следующим направлениям: художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, гуманитарное, эколого-натуралистическое, исследовательское, научно-техническое, спортивное и др. Старейшим учреждением дополнительного образования является Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Малая академия наук "Искатель" (год основания 1929). ГБОУ ДО РК "МАН "Искатель" имеет 54 отделения, из которых 49 созданы при общеобразовательных учебных заведениях, а 5 отделений - при учреждениях дополнительного образования.
В целом дополнительным образованием в республике охвачено 64% детей в возрасте от 5 до 18 лет. В среднем по России данный показатель в 2015 году составил 65%.
5. Система среднего профессионального образования Республики Крым насчитывает 39 образовательных организаций среднего профессионального образования и 6 образовательных организаций высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования. Учреждения, отнесенные к ведению Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, ведут подготовку по 97 профессиям и 55 специальностям.
В настоящее время 54% учебных заведений среднего профессионального образования осуществляют не менее 3-4 направлений подготовки. Для общественного питания и торговли подготовка рабочих кадров осуществляется в 21 учебном заведении, для промышленности (по отдельным направлениям швейное производство, радиоэлектроника, химическая промышленность, деревообработка, судостроение и пр.) - в 22, для транспорта (авто, водный, ж/д) - в 18, для строительной отрасли - в 12, для сельского хозяйства - в 8, для сферы обслуживания (официанты, парикмахеры, агенты по организации туризма и др.) - в 11.
Прием в образовательные организации среднего профессионального образования в 2015 году составил 7,9 тыс. человек. Численность студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в 2015 году составила 26,2 тыс. человек. В 2015 году по рабочим профессиям было выпущено 5,4 тыс. человек.
6. В настоящее время на территории Республики Крым находится 10 высших учебных заведений, в которых в 2015 году обучались 48,7 тыс. человек.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2014 года N 1465-р создано Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского". Базой для создания и развития федерального вуза стали семь государственных образовательных организаций высшего образования, в том числе их структурные подразделения, и семь научных организаций.
Таким образом, в Республике Крым имеется достаточная образовательная база, необходимая для перехода с традиционных методов обучения на инновационные, позволяющие в рамках образовательного процесса получать не "профессию", а уникальный набор компетенций, дающий возможность реализовать полученные знания и навыки в высокотехнологичных отраслях экономики.
7. Основными проблемами сферы образования Республики Крым являются:
1) несоответствие количества мест в дошкольных образовательных организациях потребностям населения республики;
2) низкий уровень материально-технического обеспечения образовательных организаций и необходимость приведения его в соответствие с нормами российского законодательства (в т. ч. в части обеспечения санитарных норм, пожарной безопасности, антитеррористической защищенности) для последующего прохождения процедур лицензирования и аккредитации;
3) необходимость разработки и освоения новых образовательных программ с учетом профессиональных стандартов и потребностей рынка труда;
4) низкая вовлеченность негосударственного сектора в развитие дошкольного образования и профессионального обучения;
5) низкие показатели научно-исследовательской и инновационной деятельности;
6) отсутствие "технологического коридора" между разработчиком и производителем новой продукции, неразвитость системы коммерциализации и быстрого внедрения в производство научных разработок.
8. Основной целью развития системы образования является обеспечение соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и инновационной экономики.
Стратегические задачи:
1) обеспечение равного доступа граждан к качественному образованию в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, включая:
а) переход на систему личностно-ориентированного образования, развитие сопровождения индивидуальных траекторий роста;
б) развитие системы независимой оценки качества предоставляемых образовательных услуг образовательными организациями;
в) совершенствование структуры и сети образовательных организаций, развитие сетевых форм реализации образовательных программ;
2) модернизация системы образования, направленная на повышение качества учебных результатов с учетом специализации образовательных организаций, включая:
а) создание системы управления талантами, направленной на выявление, развитие (формирование лидеров-новаторов) и удержание талантов: выявление талантливых детей в дошкольном и младшем школьном возрасте; развитие через систему ранней профориентации (переход к модели осознанного выбора обучающимися индивидуальной траектории профессионального развития, создание новой системы мотивации детей и молодежи); удержание через улучшение качества взаимодействия с вузами, формирование целевого набора, развитие дуальной системы образования;
б) создание новой модели системы дополнительного образования, включая реализацию нового поколения программ дополнительного образования и развития с приоритетным формированием лидерского, инновационного типа мышления; развитие инфраструктуры дополнительного образования (центры повышения квалификации, детские технопарки и т.д.);
в) развитие системы непрерывного образования в течение всей жизни (университеты "третьего" возраста);
г) содействие созданию системы "академического" и "технологического" предпринимательства, в том числе содействие переходу системы высшего образования к модели предпринимательских университетов, элементами которой являются:
инновационная инфраструктура;
развитые формы взаимодействия с предприятиями;
образовательные программы обучения технологическому предпринимательству студентов и исследователей;
содействие созданию инновационных предприятий научными организациями и организациями профессионального образования Республики Крым;
повышение престижа системы образования Республики Крым (участие в международных и российской рейтингах, участие в чемпионатах World Skills и Junior Skills, развитие системы партнерских отношений с ведущими вузами России и мира, сохранение связей с выпускниками вузов и т. д.);
развитие дистанционного обучения как одного из инструментов адаптации образовательной отрасли к меняющимся потребностям рынка труда, позволяющего оперативно приобрести необходимые навыки и компетенции и создающего условия для непрерывного образования;
приоритетное развитие таких образовательных направлений, как биотехнологии, информационные технологии, техника, агротехника, медицина;
3) улучшение материально-технической базы образования, включая:
а) внедрение в образовательный процесс современных технологий, дистанционного обучения, оснащение образовательных учреждений необходимой компьютерной техникой, иным учебным оборудованием и инвентарем;
б) обеспечение образовательных учреждений оборудованием, необходимым для создания условий получения качественного общего образования, охраны жизни и укрепления здоровья обучающихся;
в) повышение удобства взаимодействия получателей государственных и муниципальных услуг с образовательными организациями с помощью информационно-коммуникационных технологий;
г) развитие механизмов привлечения внебюджетных средств для совершенствования материально-технической базы учебных заведений;
4) обеспечение системы образования высококвалифицированными и мотивированными кадрами (Школа 3.0);
5) стимулирование негосударственного сектора образования, развитие государственно-частного и социального партнерства;
6) развитие системы государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, включающей:
а) совершенствование нормативной правовой базы научной и научно-технической деятельности;
б) создание организационных и экономических механизмов развития и поддержки фундаментальной и прикладной науки, повышение эффективности сектора исследований и разработок;
в) создание системы стимулирования притока молодежи в сферу образования, науки и высоких технологий, закрепления ее в этой сфере, разработка эффективной системы мотивации научного труда;
г) содействие созданию инфраструктуры путем строительства жилищного фонда для поддержания мобильности научных и научно-педагогических кадров;
д) обеспечение софинансирования из республиканского бюджета приоритетных научных исследований и инновационных проектов;
е) организация взаимодействия с институтами развития федерального уровня в сфере инноваций по вопросам организации и продвижения научно-технических разработок;
7) создание условий для предоставления лицам с ограниченными возможностями здоровья равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях и их интеграции в общество;
8) поддержка поликультурного образования, направленного на гармоничное развитие многонационального народа Республики Крым.
Ожидаемые результаты:
I этап "Снятие инфраструктурных ограничений" (2017 - 2020 годы) - обеспечен равный доступ граждан к качественному образованию в соответствии с государственными федеральными образовательными стандартами; разработана и внедрена система независимой оценки качества работы образовательных организаций; осуществлено совершенствование структуры и сети образовательных организаций; улучшена материально-техническая база образования; внедрена система мониторинга перспективной потребности региональных предприятий в квалифицированных кадрах и трудоустраиваемости выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования; создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного обучения; созданы условия для непрерывного обучения и повышения квалификации педагогических работников; заключены соглашения о социальном партнерстве учебных заведений и базовых предприятий; растет число работников, занятых научной деятельностью, и изобретательская активность населения.
II этап "Широкое внедрение инноваций" (2021 - 2026 годы) - налажено взаимодействие образовательных организаций и работодателей, работодатели вовлечены в процесс опережающей подготовки кадровых ресурсов; создана система "технологического" предпринимательства; широко применяются механизмы стимулирования научных и инновационных предприятий, растет число молодых кадров в сфере науки и высоких технологий, работают механизмы закрепления ее в этой сфере; создана система мотивации научного труда.
III этап "Наращивание конкурентных преимуществ" (2027 - 2030 годы) - система образования увязана с потребностями рынка труда и развита система дуального образования; создан совместный образовательный кампус, объединяющий различные ступени и направления образования, а также интересы образовательных структур и предприятий; развита система высшего онлайн-образования; научные и инновационные предприятия, расположенные в Республике Крым, широко известны в Российской Федерации и за рубежом; успешно функционируют научные предприятия Крыма и растут внутренние затраты республиканских предприятий на внутренние научные разработки.
Прогнозные значения целевых показателей по стратегическому направлению "Образование" представлены в Таблице 10.
Таблица 10
Прогнозные значения целевых показателей по стратегическому направлению "Образование"
Наименование целевого показателя |
2015 г. (факт) |
I этап "Снятие инфраструктурных ограничений" 2020 г. |
II этап "Широкое внедрение инноваций" 2026 г. |
III этап "Наращивание конкурентных преимуществ" 2030 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, % |
82,3 |
91,8 |
100 |
100 |
Удельный вес численности обучающихся в образовательных организациях, обучающихся в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами 6, % |
66,2 |
97 |
100 |
100 |
Охват молодежи образовательными программами среднего профессионального образования - программами подготовки квалифицированных рабочих, служащих (отношение численности обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих к численности населения в возрасте 15-17 лет), % |
13,6 |
15 |
17 |
20 |
Охват молодежи образовательными программами среднего профессионального образования -программами подготовки специалистов среднего звена (отношение численности обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена к численности населения в возрасте 15-19 лет), % |
16 |
17 |
20 |
24 |
Доля выпускников учреждений СПО, трудоустроившихся в первый год после окончания обучения, % |
70 |
80 |
80 |
80 |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста 7, % |
64 |
75 |
80 |
85 |
Доля образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций 8, % |
20 |
45 |
50 |
55 |
Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников, % |
29,7 |
33 |
41 |
45 |
Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, от общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы, % |
56,5 |
58 |
60 |
63 |
Доля сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки 9, % |
10,5 |
15 |
15,5 |
16 |
Коэффициент изобретательской активности, число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10000 человек населения 10 |
0,3 |
1,0 |
2,0 |
2,8 |
Средний возраст исследователей, лет 11 |
49,0 |
43,0 |
41,0 |
39,0 |
<< Глава 1. Демография и занятость |
Глава 3. >> Здравоохранение |
|
Содержание Закон Республики Крым от 9 января 2017 г. N 352-ЗРК/2017 "О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.