Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу
социально-экономического
развития Республики Крым
на 2017 финансовый год и на
плановый период 2018 и 2019 годов
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Республики Крым на 2017 финансовый год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Прогноз социально-экономического развития Республики Крым на 2017 финансовый год и плановый период 2018 и 2019 годов разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Совета министров Республики Крым от 28.04.2015 N 219 "О Порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития Республики Крым на среднесрочный и долгосрочный периоды".
При разработке прогноза на 2017 финансовый год и плановый период 2018 и 2019 годов учтены итоги социально-экономического развития республики (2014 - 2015 гг.), тенденции развития отраслей экономики в 2016 году, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, проект стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, а также основные параметры государственных программ Республики Крым.
Основные показатели прогноза рассчитывались на основании статистических данных, материалов, представленных министерствами, с применением индексов-дефляторов Минэкономразвития Российской Федерации.
Прогноз разработан по двум вариантам:
вариант 1 (базовый) - отражает основные тенденции и параметры развития экономики Республики Крым в условиях прогнозируемого изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов;
вариант 2 (умеренно-оптимистический) - характеризует параметры социально-экономического развития Республики Крым, достижение которых обеспечивается применением на региональном уровне системы управляющих воздействий для реализации целей и приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Республики Крым.
Общая оценка социально-экономической ситуации в регионе за отчетный период
Экономика Республики Крым в 2014 году находилась под влиянием факторов, вызванных переходным периодом и сложной геополитической ситуацией:
- перезаключение договоров (контрактов) и выработка новых хозяйственных взаимоотношений предприятиями Крыма;
- изменение логистики (значительно увеличились затраты времени на транспортировку грузов, фактически отсутствует ж/д сообщение);
- переориентация торговых предприятий Крыма на сотрудничество с товаропроизводителями из регионов Российской Федерации;
- пересмотр структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур в сторону замены влагозависимых культур на засухоустойчивые.
В 2015 году экономика Республики Крым демонстрирует ряд устойчивых положительных тенденций, несмотря на определенные объективные трудности, такие как: низкая транспортная доступность, сложность с поставками стратегически важных природных ресурсов (воды и энергоресурсов), запрет экспорта продукции предприятий Республики Крым в страны ЕС.
В 2016 году экономика республики активно набирает обороты. Возможности работы и инвестирования в рамках свободной экономической зоны, реализация ряда федеральных целевых программ по снятию инфраструктурных ограничений, оказание господдержки промышленным предприятиям, сельхозтоваропроизводителям и малому бизнесу дали толчок развитию всех отраслей экономики региона.
При этом в прогнозируемом периоде экономика Республики Крым будет оставаться под влиянием определённых системных проблем, это:
- недостаточная обеспеченность стратегически важными природными ресурсами: сырьевыми, водными и энергетическими;
- низкая транспортная доступность региона;
- высокая зависимость крымских производителей от поставок сырья и комплектующих;
- недостаточная конкурентоспособность производимой продукции;
- высокий износ и неудовлетворительное общее состояние объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения;
- выраженный сезонный характер работы ряда предприятий;
- низкая доступность кредитных ресурсов, жёсткие требования к условиям получения потребительских и производственных кредитов;
- действие антироссийских санкций: запрет экспорта (импорта) продукции и сырья предприятиями Республики Крым в страны ЕС, отсутствие прямого сообщения Республики Крым с иностранными государствами, невозможность захода иностранных судов в крымские морские порты.
1. Производство валового регионального продукта
Объем валового регионального продукта Республики Крым за 2015 год предварительно оценивается в 279,9 млрд. рублей (рассчитан Минэкономразвития Республики Крым на основе показателей роста базовых отраслей экономики, Федеральной службой государственной статистики будет рассчитан в 2017 году).
В 2016 году ожидается относительный прирост ВРП в сопоставимых ценах на 8,2%, что объясняется ожидаемым ростом промышленного производства, строительной и транспортной отрасли, ростом товарооборота.
Отраслями специализации экономики Крыма являются лечебно-оздоровительный и туристический комплекс, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, виноделие, рыболовство, производство товаров неорганической химии (соды, соли, диоксида титана), судостроение.
В прогнозируемом периоде на 2017 - 2019 годы ожидается постепенный рост ВРП, который будет обеспечен за счет роста базовых отраслей экономики (агропромышленный комплекс, санаторно-курортный и туристический сектор, промышленность, транспорт), развития экспортно-ориентированных предприятий, реализации крупных инвестиционных проектов, строительства крупных инфраструктурных объектов (в т.ч. Керченский мост, Симферопольская ТЭС) в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790.
2. Промышленное производство
Промышленный комплекс Республики Крым - ведущий сектор экономики региона по удельному весу в валовом региональном продукте. Основу промышленности составляют пищевая, химическая промышленности, машиностроение, в том числе судостроение, а также поставка электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха.
Несмотря на объективные трудности, все отрасли экономики республики работают стабильно и показывают положительные результаты.
Рост объемов производства и реализации продукции будет обеспечен за счет:
- постепенной стабилизации производства, восстановления хозяйственных связей субъектов промышленной деятельности с материковой частью Российской Федерации (адаптация к новым рынкам сбыта, поставщикам сырья);
- размещения на предприятиях отрасли заказов (в том числе государственных), в частности увеличение загрузки предприятий оборонно-промышленного комплекса и судостроительных предприятий, расположенных на территории Республики Крым;
- реализации проектов по модернизации производств с использованием механизмов удешевления кредитов.
В 2017 году прогнозируется незначительное замедление роста показателя до уровня 102,7%. Основными проблемными вопросами отрасли в настоящее время остаются:
- недостаточная обеспеченность стратегически важными природными ресурсами: сырьевыми, водными, энергетическими;
- низкая транспортная доступность региона;
- высокая зависимость крымских производителей от поставок сырья и комплектующих;
- и, как результат, недостаточная конкурентоспособность производимой продукции.
Негативным фактором остаётся высокий износ и неудовлетворительное общее состояние объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения.
В 2018 - 2019 годах прогнозируется положительная динамика промышленного производства, рост будет обеспечен за счет значительного прироста производства электроэнергии путём ввода в эксплуатацию новых ТЭС в г. Симферополе и г. Севастополе, а также началом активной фазы реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности и энергетики.
3. Агропромышленный комплекс
В 2015 году в агропромышленном комплексе сократилось производство продукции сельского хозяйства и составило 86,6% к уровню 2014 года, в том числе по отрасли растениеводства - 91,6%, животноводства - 80,7%.
В структуре продукции сельского хозяйства Республики Крым в 2015 году преобладает продукция растениеводства - 59,9%, продукция животноводства составила 40,1%.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2016 году ожидается на уровне 100,0%, в т. ч. в растениеводстве - 101,3%, животноводстве - 98,0%.
В 2016 году в сравнении с аналогичным периодом 2015 года ожидается незначительное увеличение объемов производства зерновых и зернобобовых культур, семян масличных культур (в т.ч. подсолнечника).
В то же время ожидается снижение объемов производства овощей на 29,4%, картофеля на 11,7%.
Учитывая, что в структуре валовой продукции растениеводства наибольший удельный вес занимают овощи и картофель (39%), зерновые культуры (30%), плодово-ягодные и виноград (около 20%), колебания в объемах производства данной продукции существенно влияют на индекс производства продукции растениеводства и сельского хозяйства в целом.
Так, без достаточного количества воды для орошения прогнозируется дальнейшее снижение производства овощных культур и картофеля. В зону риска также попадают сады интенсивного типа, так как они не устойчивы к засухе.
Определены основные направления развития сельскохозяйственной отрасли на 2017 - 2019 годы, наиболее актуальные для Республики Крым:
- реконструкция многолетних насаждений, закладка садов, виноградников, плантаций лаванды и розы интенсивного типа;
- развитие тепличного хозяйства;
- развитие элитного семеноводства;
- развитие молочного скотоводства, овцеводства;
- расширение базы хранения фруктов и винограда;
- развитие мелиоративного комплекса;
- развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка;
- развитие сельских территорий республики;
- техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие базы производства и переработки продукции сельского хозяйства;
- увеличение производства высококачественных, экологически чистых продуктов питания с доведением объемов до научно обоснованных норм потребления на душу населения;
- содействие развитию системы обеспечения качества и сертификации продукции, внедрение предприятиями системы качества с применением международных стандартов, аттестация и аккредитация производств, внедрения Системы управления безопасностью пищевых продуктов, выпуск продуктов, отвечающих требованиям безопасности;
- государственная поддержка кредитования приоритетных отраслей сельского хозяйства;
- взаимодействие с научными учреждениями по вопросам разработки и внедрения инновационных технологий в отрасли сельского хозяйства.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2019 году по сравнению с 2015 годом ожидается на уровне 107,2%, в том числе по отношению к предыдущему году: в 2017 г. - 102,1%, 2018 г. - 102,4%, 2019 г. - 102,5%.
4. Строительство
Предприятиями Республики Крым за 2015 год выполнено строительных работ на сумму 2467,0 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 186,2% больше уровня 2014 года.
Ожидаемое выполнение показателя строительной отрасли в 2016 году прогнозируется на уровне 125,0%. Прогнозируемый индекс производства по виду деятельности "Строительство" на 2017 год составит 114,4%, 2018 год - 113,4%, 2019 год - 114,1%.
В 2015 году объём введённого в эксплуатацию жилья составил 252,6 тыс. кв. м, что на 60,2% меньше, чем в 2014 году. В общем объеме введенного жилья по итогам 2015 года индивидуальное жилищное строительство занимало - 60,1%.
В 2015 году ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения достиг уровня 332,5 кв. метров общей площади при показателе в среднем по Российской Федерации 575,5 кв. метров.
В прогнозируемом периоде на 2017 - 2019 годы предполагается постепенный рост введенных в эксплуатацию жилых домов (2017 год - 530,0 тыс. кв. метров, 2018 год - 638 тыс. кв. метров) и в 2019 году показатель достигнет уровня 697 тыс. кв. метров в общей жилой площади.
Повысить объемы строительных работ позволит:
- реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790;
- активизация инвестиционной деятельности, оживление рынка недвижимости и либерализация политики ипотечного кредитования населения;
- в целом стабилизация экономической ситуации.
5. Инвестиции
За 2015 год предприятиями и организациями за счёт всех источников финансирования освоено 31,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.
Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал составил 88,8% к соответствующему периоду 2014 года.
При этом 43% общего объема инвестиций составили бюджетные средства, практически столько же (43%) занимают собственные средства инвесторов.
В 2016 году инвестиции в основной капитал ожидаются в сумме 36,2 млрд. рублей.
До 2019 года прогнозируется планомерный тренд роста объёма инвестиций (2017 год - 41,6 млрд. рублей, 2018 год - 47,9 млрд. рублей), в связи с чем в 2019 году инвестиции в основной капитал составят 55,1 млрд. рублей.
Росту показателей инвестиционной деятельности будет способствовать активная и планомерная работа органов власти по созданию благоприятного инвестиционного климата.
В настоящее время подписаны соглашения и начата реализация 125 инвестиционных проектов, в рамках которых инвестируется более 132,5 млрд. рублей и планируется создание порядка 9500 рабочих мест.
В рамках подписанных между Советом министров Республики Крым и инвесторами соглашений начата реализация таких крупных инвестиционных проектов, как:
- проекты по реконструкции Сакской, Симферопольской и Камыш-Бурунской ТЭЦ с объёмом инвестиций более 31 млрд. рублей;
- "Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту "Симферополь" с объемом инвестиций порядка 22,7 млрд. рублей. Это крупнейший инвестиционный проект в новейшей истории Крыма;
- "Строительство современного жилого микрорайона "Жигулина роща" с объемом инвестиций более 17 млрд. рублей;
- "Многоэтажная жилая застройка с объектами бытового назначения - жилой комплекс "Город Мира" с объемом инвестиций 5,43 млрд. рублей;
- "Развитие виноделия на базе собственности Республики Крым в пгт Коктебель" с объемом инвестиций 1,4 млрд. рублей;
- "Строительство и эксплуатация обувной фабрики в г. Евпатории" с объёмом инвестиций 300 млн. рублей.
Увеличение объёма инвестиций возможно за счёт реализации мероприятий в нескольких направлениях:
- создание наиболее благоприятного инвестиционного климата;
- снижения административных барьеров для развития бизнеса;
- увеличение объема привлекаемых средств федерального бюджета и федеральных институтов развития;
- развитие финансового сектора, повышение доступности кредитных ресурсов;
- развитие инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов;
- привлечение иностранных инвестиций, развитие внешнеэкономической деятельности, укрепление международного сотрудничества.
Запущен новый инвестиционный портал, который позволяет в удаленном доступе получить необходимую информацию о регионе, подать документы и заключить инвестиционное соглашение или договор на участие в свободной экономической зоне.
6. Торговля и потребительский рынок
Оборот розничной торговли за 2015 год составил 214,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 4,0% больше уровня 2014 года. Снижение туристического потока в прошедшем курортном сезоне оказало наиболее значительное влияние на объёмы товарооборота.
Темп роста оборота розничной торговли в 2016 году к уровню 2015 года в сопоставимых ценах ожидается на уровне 100,1%.
В среднесрочной перспективе динамика розничного товарооборота останется стабильной.
Факторы, влияющие на темпы роста товарооборота: увеличение объемов производства крымскими предприятиями, изменение структуры покупок и ассортимента продовольственных товаров в торговых сетях.
Ввод в эксплуатацию в 2019 году Керченского моста обеспечит:
- транспортную доступность Республики Крым и, как следствие, создаст условия для увеличения грузопотока, сокращения расходов на доставку товаров;
- увеличение пассажиропотока и рост количества граждан, прибывающих на отдых, что способствует росту количества продаж (потребления) и росту товарооборота.
Индекс потребительских цен в 2015 году к декабрю предыдущего года составил 127,6%, в том числе на продовольственные товары - 130,7%, непродовольственные товары - 118,8%, услуги - 128,5%.
По итогам 2016 года индекс потребительских цен в Республике Крым за период с начала года прогнозируется на уровне 108,9%, ожидаемый уровень показателя в 2017 году планируется в размере 105,9%.
Данный показатель рассчитан с учетом параметров основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2019 года, а также прогнозного плана изменения цен (тарифов) на электрическую энергию, газ, услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, транспорта, исходя из особенностей экономически обоснованного уровня к 31.12.2017.
Так, индекс потребительских цен в 2018 году прогнозируется на уровне 105,9%, в 2019 году на уровне 104,3%.
Основанием и факторами, влияющими на изменения тарифов и цен в Республике Крым в прогнозируемый период на 2017 - 2019 годы, являются:
- подорожание жилищно-коммунальных услуг, которое запланировано в соответствии с Планом изменения цен (тарифов) для потребителей в Республике Крым и городе Севастополе на переходный период;
- при определении прогнозных показателей изменения тарифов на транспортные услуги за основу взяты сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации, а именно - прогнозное изменение цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного комплекса с учетом динамики изменения индекса потребительских цен по данным услугам в Республике Крым за предыдущие периоды;
- изменение розничных цен на продукты питания основано на фактических показателях изменения цен за предыдущие периоды, за текущий отчетный период текущего года (I полугодие), тенденции изменения цен на продовольственном рынке граничных с Республикой Крым субъектов Южного федерального округа в текущем и прогнозируемом году, а также с учетом структуры поставок продовольственных товаров из регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья.
Сдерживать инфляцию в перспективе будут прогнозируемое укрепление рубля и постепенная сбалансированность рынков, умеренное повышение доходов населения.
7. Уровень жизни населения
Среднедушевой денежный доход по Республике Крым в 2015 году составил 13 553,6 рубля (по Российской Федерации - 30 224,5 рубля).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике в Республике Крым за 2015 год составила 22,4 тыс. рублей (по Российской Федерации - 34,0 тыс. рублей).
По прогнозной оценке среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по региону в 2016 году составит 24,2 тыс. рублей, в 2017 году - 26,4 тыс. рублей, в 2018 году - 28,9 тыс. рублей, в 2019 году - 30,8 тыс. рублей.
При расчете размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в Республике Крым в прогнозируемом периоде учитывались:
1. Федеральный закон от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон), устанавливающий с 1 июля 2016 года размер минимальной заработной платы (далее - МРОТ) в сумме 7500 рублей.
2. Республиканское соглашение между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей на 2015 - 2017 годы от 17.11.2014 (далее - Соглашение) и Дополнительное соглашение N 1 к Соглашению от 24.08.2015, Дополнительное соглашение N 2 от 01.07.2016.
3. Соглашение о минимальной заработной плате между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей в Республике Крым, подписанное 24.08.2015, с изменениями от 01.07.2016 (далее - соглашение о МЗП). Соглашением о МЗП в организациях внебюджетного сектора экономики устанавливается минимальная заработная плата в размере не менее 7650 рублей в месяц (МРОТ - 7500 рублей), что на 150 рублей выше минимального размера оплаты труда.
4. Показатели по заработной плате работников отдельных отраслей бюджетной сферы (ежеквартальная информация Федеральной службы государственной статистики).
5. Реализация в Республике Крым с 2016 года мероприятий по повышению средней заработной платы отдельных категорий работников во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Проводится мониторинг реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 и пункта 28 Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р.
Меры социальной поддержки граждан, предоставляемые в Республике Крым в денежной форме, являются одним из источников обеспечения денежных доходов населения. В этом качестве они являются одним из инструментов предотвращения бедности в стране.
Ежемесячные денежные выплаты за счет средств бюджетов разных уровней в 2015 году получили 172,6 тыс. граждан, за пять месяцев 2016 года - 149,7 тыс. граждан.
В среднем расчетная величина прожиточного минимума на душу населения за 2015 год составила 8926 рублей.
При прогнозировании величины прожиточного минимума на планируемый период 2017 - 2019 годов к оценочной величине прожиточного минимума за 2016 год были применены прогнозируемые индексы потребительских цен в Республике Крым за соответствующие периоды. В результате величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2016 г. составит 9753 рубля, в 2017 г. - 10328 рублей, в 2018 г. - 10845 рублей, в 2019 г. - 11 311 рублей (рост к 2016 г. на 16,0%).
8. Труд и занятость
Показатели регистрируемого рынка труда Республики Крым в течение 2015 года имели позитивную динамику: количество безработных, состоящих на учете в службе занятости, уменьшилось в 2,4 раза: с 17,5 тыс. человек до 7,4 тыс. человек; уровень зарегистрированной безработицы снизился в 2,5 раза: с 2,0% до 0,8%.
В 2016 году позитивные тенденции на зарегистрированном рынке труда сохраняются. Уровень зарегистрированной безработицы снизился в 1,4 раза:
с 0,7% до 0,5%.
Учитывая сезонный характер работ в республике, ожидается, что по состоянию на 01.01.2017 на учете в службе занятости будут состоять порядка 7,0 тыс. безработных граждан, уровень зарегистрированной безработицы по отношению к экономически активному населению составит 0,7%.
В 2017 - 2019 годах прогнозируется, что численность экономически активного населения будет незначительно увеличиваться: с 971 тыс. человек в 2017 году до 974 тыс. человек в 2019 году. Численность занятого населения за этот период возрастет при благоприятном прогнозе развития экономики с 921 до 925 тыс. человек, количество безработных, определенных по методологии Международной организации труда, сократится до 49 тыс. человек, уровень безработицы - до 5%.
9. Демография
Среднегодовая численность постоянного населения Республики Крым в 2015 году составила 1901,5 тыс. человек. По прогнозной оценке среднегодовая численность постоянного населения в 2016 году составит 1910,9 тыс. человек, в 2017 году - 1917,8 тыс. человек
При сохранении существующей тенденции в прогнозируемом периоде ожидается прирост численности населения за счёт миграционного прироста и уменьшения показателя смертности. При этом ожидается снижение показателя рождаемости по причине сокращения числа женщин репродуктивного возраста (влияние снижения рождаемости в начале 1990-х годов, так называемая "демографическая яма").
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении за период с 2008 по 2015 годы имела тенденцию к росту (в 2008 г. - 68,05 года, в 2015 г. - 70,52 года). По прогнозной оценке на 2016 - 2019 годы эта тенденция сохранится, ожидаемая продолжительность жизни при рождении составит в 2016 г. - 70,7 года, в 2017 г. - 71 год, в 2018 г. - 71,5 года, в 2019 г. - 72 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.