В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 2769-р "Об утверждении Концепции региональной информатизации" Президиум Государственного Совета Республики Крым постановляет:
1. Утвердить Концепцию информатизации Аппарата Государственного Совета Республики Крым (прилагается).
2. Реализацию Концепции информатизации Аппарата Государственного Совета Республики Крым возложить на Аппарат Государственного Совета Республики Крым.
3. Аппарату Государственного Совета Республики Крым осуществлять расходы, связанные с реализацией Концепции информатизации Аппарата Государственного Совета Республики Крым, за счет средств бюджета Республики Крым, главным распорядителем которых является Аппарат Государственного Совета Республики Крым.
Председатель Государственного |
В. Константинов |
г. Симферополь,
17 мая 2017 года
N п438-1/17
Утверждена
Постановлением Президиума
Государственного
Совета Республики Крым
от 17 мая 2017 года N п438-1/17
Концепция
информатизации Аппарата Государственного Совета Республики Крым
Глава I. Основные положения
Начало XXI века ознаменовалось процессами перехода от постиндустриального к информационному обществу. Главными чертами этого периода являются:
1) высокий уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивное использование гражданами, общественными организациями и органами государственной власти и т.д.;
2) внедрение в государственном масштабе систем электронного документооборота (далее - СЭД), перевод в электронный вид государственной учетной деятельности, а также создание и развитие специальных информационных систем обслуживания запросов населения и организаций.
Концепция информатизации Аппарата Государственного Совета Республики Крым (далее - Концепция) устанавливает основные цели и задачи информатизации Аппарата Государственного Совета Республики Крым (далее - Аппарат).
Информационные системы и ресурсы, описанные в Концепции, предполагают создание, обработку и хранение информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
Настоящая Концепция разработана для достижения описанных в ней целей и задач с помощью создания целостной модели информатизации (комплексного информационного решения) и автоматизации систем документооборота Аппарата, законотворческой и нормотворческой деятельности, управления и планирования мероприятий, хранения и использования архивных документов.
§ 1. Цели Концепции
Основными целями реализации Концепции являются:
1) формирование эффективной системы государственного управления;
2) повышение уровня доступности информации о деятельности Государственного Совета Республики Крым (далее - Государственный Совет) в информационно-телекоммуникационных сетях;
3) повышение эффективности и оперативности работы с документами;
4) повышение уровня информационной безопасности;
5) расширение гарантий обеспечения права граждан на обращение.
§ 2. Нормативная правовая база Концепции
Концепция разработана на основании и во исполнение:
1) Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи";
2) Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
3) Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
4) Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
5) Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
6) Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 2769-р;
7) Положения об Аппарате Государственного Совета Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного Совета от 28 мая 2014 года N 2168-6/14.
§ 3. Задачи Концепции
Для достижения поставленных целей Концепция решает следующие задачи информационно-технологического обеспечения:
1) внедрение и обеспечение работы СЭД;
2) техническое обеспечение работы по подготовке и оформлению результатов заседаний и иных мероприятий, проводимых Государственным Советом, Президиумом Государственного Совета, комитетами и комиссиями, а также Аппаратом в электронном виде;
3) интеграция СЭД Аппарата с системой межведомственного электронного документооборота России (далее - МЭДО) для:
обмена электронными документами;
обмена уведомлениями - информацией о ходе рассмотрения и исполнения документов;
4) техническое обеспечение и поддержка работы сайта Государственного Совета;
5) создание и работа электронной приемной для обращений граждан;
6) обслуживание организационной техники и электронной аппаратуры Аппарата;
7) унификация автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ);
8) необходимое техническое обеспечение защиты охраняемой законом информации.
§ 4. Структура модели информатизации Аппарата
Для комплексного решения поставленных целей и задач настоящей Концепции предполагается создание Единой информационной системы (далее - ЕИС) Аппарата и обновление сайта Государственного Совета.
В структуру модели информатизации входят:
1) ЕИС со своей системой защиты информации, которая позволяет обрабатывать документы (входящие, исходящие, внутренние, проекты нормативных правовых актов и т. д.), не покидая границ системы;
2) сайт Государственного Совета, позволяющий отображать информацию о деятельности Государственного Совета и организовывать обратную связь с гражданами. Сайт имеет свою систему безопасности, имеет возможность обмена информацией с ЕИС;
3) модуль для подключения к МЭДО, позволяющий безопасным способом обмениваться документами между другими государственными и муниципальными органами, являющимися участниками данной системы;
4) модуль для взаимодействия с программно-техническим комплексом сопровождения заседаний.
Структура модели ЕИС представляет собой комплекс взаимодействующих между собой систем, направленных на автоматизацию работы с документами (входящие, исходящие, внутренние, проекты нормативных правовых актов, обращения граждан и т. д.), автоматизацию процессов планирования, с системой защиты информации и модулями, необходимыми для взаимодействия в электронной форме с другими системами, государственными и муниципальными органами.
Реализации каждой задачи описанной модели информатизации соответствует комплекс программных приложений или подсистем, а также необходимых для их работы аппаратных средств.
§ 5. Единая информационная система
Предполагается такая модель построения ЕИС, где основой является СЭД, которая решает вопросы, связанные с основным движением документов и обработкой входящих, исходящих и внутренних документов. Также предполагается наличие следующих систем, учитывающих особенности создания и обработки некоторых типов документов в ЕИС и взаимодействующих между собой посредством СЭД:
1) обработки обращений граждан;
2) автоматизации нормотворческой деятельности;
3) планирования и подготовки мероприятий;
4) архива электронных документов.
Для обмена сообщениями и для оповещения пользователей ЕИС предполагается наличие системы коммуникации между пользователями ЕИС.
Для защиты и минимизации рисков получения доступа к охраняемой законом информации необходимо наличие системы защиты информации.
§ 6. Система электронного документооборота
Цель создания и применения СЭД - юридически значимый, сквозной (от создания документа до передачи на архивное хранение) документооборот, интегрированный:
1) с системой МЭДО;
2) с смежными документно-ориентированными процессами;
3) с автоматизированной системой нормотворческой деятельности;
4) с системой планирования и подготовки мероприятий;
5) с системой обработки обращений граждан, включая возможность интеграции с Автоматизированной системой (АС) "Обращения граждан" (letters.kremlin.ru).
Основными функциональными возможностями СЭД являются:
1. Работа с входящими и исходящими документами:
1) регистрация, контроль и учет входящей и исходящей корреспонденции;
2) регистрация переданных по электронной почте документов в автоматизированном режиме, в том числе защищенных электронной подписью;
3) настройка структуры регистрационного номера в соответствии с номенклатурой дел;
4) наложение резолюций, контроль исполнения, написание и просмотр отчетов по резолюциям;
5) пересылка документов для исполнения по заданным маршрутам;
6) согласование документов любого типа;
7) быстрый поиск по всем реквизитам регистрационной карточки документа, возможность сохранения и использования сложных поисковых запросов;
8) списание документов в дело и возможность передачи на архивное хранение;
9) автоматизация отправки исходящей корреспонденции.
2. Работа с внутренними документами (поддержка полного цикла работы с проектами документов):
1) создание регистрационной карточки проекта документа, в том числе, "во исполнение" распорядительного документа;
2) изменение проекта с хранением предыдущих версий;
3) согласование проекта документа;
4) утверждение проекта документа;
5) автоматическая регистрация документа, созданного на основе проекта;
6) задание маршрута движения проекта документа и управление им;
7) использование электронной подписи при согласовании и утверждении проекта документа;
8) формирование поручений по документам;
9) передача подписанных документов на ознакомление и исполнение;
10) контроль прохождения и исполнения документов;
11) управление доступом к документам;
12) работа с шаблонами документов.
3. Функции для руководителей:
1) отслеживание движения документа на всех этапах его жизненного цикла;
2) эффективный контроль и отчетность по исполнению поручений (резолюций);
3) отслеживание хода исполнения поручений (резолюций);
4) удобная работа над проектами документов;
5) быстрый поиск документов;
6) получение сводных отчетов;
7) возможность делегирования полномочий;
8) мобильный и удаленный (в том числе, оффлайновый) доступ к документам.
4. Функции для депутатов:
1) удобная работа с проектами нормативных правовых актов;
2) быстрый поиск проектов и принятых нормативных правовых актов;
3) отслеживание хода рассмотрения проектов нормативных правовых актов;
4) информация о запланированных заседаниях и повестке дня заседаний;
5) мобильный и удаленный (в том числе, оффлайновый) доступ к документам.
§ 7. Система обработки обращений граждан
Цель создания системы - оперативная и качественная обработка поступивших обращений от граждан в устной, бумажной или электронной форме в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Республики Крым, расширение гарантий обеспечения права граждан на обращение посредством сервиса "электронная приемная".
Основные функциональные возможности системы обработки обращений граждан:
1) регистрация, контроль и учет обращений граждан;
2) регистрация обращений, переданных по электронной почте документов в автоматизированном режиме, в том числе защищенных электронной подписью;
3) наложение резолюций, контроль исполнения, написание и просмотр отчетов по резолюциям;
4) пересылка документов для исполнения по заданным маршрутам;
5) быстрый поиск по всем реквизитам регистрационной карточки документа, возможность сохранения и использования сложных поисковых запросов;
6) списание документов в дело и возможность передачи на архивное хранение.
Сервис "электронная приемная" представляет собой информационно-телекоммуникационную систему, обеспечивающую связь граждан и структурного подразделения Аппарата по приему обращений граждан в Республике Крым через сеть Интернет.
Сервис "электронная приемная" обеспечивает:
1) передачу обращения в форме электронного документа;
2) личный прием по предварительной записи в режиме связи с уполномоченным лицом - сотрудником Аппарата;
3) обзор:
обращений граждан;
организаций и общественных объединений; результатов их рассмотрения и принятых по ним мер;
4) предоставление информационно-справочной информации подразделениями Аппарата;
5) доступ к нормативным правовым актам, регулирующим порядок рассмотрения обращений.
Создание и начало работы с сервисом "Электронная приемная" предполагается в рамках системы сайта Государственного Совета.
§ 8. Система автоматизации нормотворческой деятельности
Цели создания и внедрения системы - автоматизация процессов подготовки проектов нормативных правовых актов, а также регистрация и создание базы документов, принятых на основе данных проектов.
Основные функциональные возможности системы автоматизации нормотворческой деятельности:
1) работа с паспортами законопроектов (создание паспортов, наполнение их документами, стадии рассмотрения);
2) рассылка проектов и получение необходимых заключений и согласований;
3) сопровождение заседаний (формирование повесток из имеющихся документов и паспортов законопроектов, проекты решений, информация о докладчиках);
4) подготовка принятых документов к подписанию и сохранение их в единой базе;
5) поиск проектов или принятых документов по реквизитам.
§ 9. Система планирования и подготовки мероприятий
Цели создания и использования системы - автоматизация процессов согласования и оптимального планирования мероприятий, в том числе заседаний, проводимых Государственным Советом, Президиумом Государственного Совета, комитетами и комиссиями, а также Аппаратом, формирование необходимого пакета документов для проведения мероприятий, а также необходимых документов (протоколов) по окончании мероприятий, утверждение состава участников мероприятий.
Основные функциональные возможности системы:
1) многопользовательская работа с планом мероприятий;
2) определение участников мероприятия, его продолжительности, места проведения, содержания;
3) подготовка необходимого пакета документов;
4) рассылка приглашений участникам мероприятия и учет их присутствия;
5) оформление итогов мероприятия и формирования отчетов.
§ 10. Система архива электронных документов
Целью создания системы архива электронных документов является долгосрочное хранение документов в электронной форме с возможностью быстрого поиска и получения необходимого документа из архива.
Система должна обеспечивать следующие функции и возможности:
1) добавление новых архивных документов;
2) ведение номенклатуры дел;
3) формирование актов об уничтожении;
4) формирование и оформление архивных дел;
5) поиск дел и документов по любым реквизитам карточек, включая поиск по тексту прикрепленных файлов и по штрих-коду документов;
6) доступ пользователей к электронным образам дел и документов с гибким разграничением прав;
7) формирование основных отчетных форм, утвержденных Росархивом;
8) поточное сканирование;
9) интеграция с системой автоматизации всех государственных архивов Российской Федерации программного комплекса "Архивный фонд 4.0" в части передачи дел на постоянное государственное хранение.
§ 11. Система коммуникации пользователей
Целью создания системы коммуникации пользователей является удобная и оперативная коммуникация пользователей ЕИС.
Основные функциональные возможности:
1) отображение статуса пользователя;
2) возможность формировать группы пользователей;
3) передача сообщения лично/группе/всем пользователям;
4) отображение сообщения поверх всех открытых приложений.
§ 12. Система защиты информации ЕИС
Цель системы защиты информации ЕИС - создать инфраструктуру и провести комплекс организационных мероприятий, позволяющих создать максимально возможные преграды для несанкционированного доступа к информации, хранящейся и обрабатывающейся в Аппарате.
Основные функциональные технические возможности системы:
1) защита рабочих мест пользователей. С целью защиты персональных компьютеров, находящихся на рабочих местах пользователей, необходимо установить средства антивирусной защиты, межсетевого экрана, а в необходимых случаях - средства защиты от несанкционированного доступа;
2) защита серверного оборудования. Серверное оборудование необходимо защитить средствами антивирусной защиты, межсетевого экрана, обеспечения доверенной загрузки, защиты от несанкционированного доступа и вторжений;
3) защита сетевого трафика. Для защиты сетевого трафика от перехвата передаваемой полезной информации предполагается установить ряд средств, позволяющих шифровать передаваемую информацию.
§ 13. Программно-аппаратные средства
Цель программно-аппаратных средств - создать ИТ-инфраструктуру Аппарата (серверы, рабочие станции и т. д.) для эффективной одновременной работы в ЕИС, справочно-правовых и других информационных системах не менее чем 220 пользователей.
Основными технологиями, применяемыми при построении современной ИТ-инфраструктуры, являются консолидация ресурсов, виртуализация ресурсов и средства интеграции приложений.
Консолидация и виртуализация ресурсов - это технология, которая позволяет разделить один физический сервер на несколько виртуальных, что дает:
1) увеличение коэффициента использования серверного оборудования;
2) уменьшение затрат на серверное оборудование;
3) повышение гибкости использования виртуальных серверов, и управляемости серверной инфраструктуры.
Благодаря этой технологии:
1) полностью исключены простои сервисов на период проведения плановых работ по обслуживанию физических серверов и введения в эксплуатацию новых сервисов и приложений;
2) сокращается время восстановления виртуальных машин из резервных;
3) осуществляется Автоматическое динамическое распределение нагрузки (балансировка) между физическими серверами серверного кластера.
Функциональный состав системы.
1) серверный кластер, состоящий из двух серверов,
2) система хранения данных;
3) клиенты;
4) программное обеспечение виртуализации: операционная система и программный гипервизор (балансировщик нагрузки и кластеризации);
5) модуль безопасности - программный комплекс управления политиками разграничения доступа к виртуальной среде и виртуальным машинам, приложениям.
6) модуль управления и мониторинга - программный комплекс, используемый для централизованного развертывания, администрирования, мониторинга и управления жизненным циклом виртуальной ИТ-инфраструктуры.
В роли клиента предполагается использование имеющегося на балансе Аппарата компьютерного оборудования. С целью унификации набора программ, используемых на автоматизированных рабочих местах, предполагается создание перечня необходимого для работы программного обеспечения, его закупка и установка на АРМ.
Для защиты данных предполагается использование программных средств защиты от несанкционированного доступа и аппаратно-программных модулей доверенной загрузки на серверном оборудовании, а также, в случае необходимости, и на клиентском оборудовании. Для защиты сетевых соединений и трафика предполагается использование аппаратно-программного комплекса шифрования.
§ 14. Сайт Государственного Совета
Для повышения качества обеспечения информационного присутствия Государственного Совета в сети Интернет посредством информационного сайта необходимо обеспечить решение следующих задач:
1) разработка, создание и размещение в сети Интернет (т. н. "хостинг" сайта) сайта, соответствующего требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлению Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 583 " Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных";
2) техническое обеспечение и техническая поддержка работы сайта;
3) наполнение сайта актуальной информацией о деятельности Государственного Совета, Президиума Государственного Совета, комитетов, комиссий и т. д.
Задача разработки, создания и размещения сайта в сети Интернет (т.н. "хостинг" сайта) может быть решена путем привлечения исполнителя, имеющего соответствующий опыт и ресурсы.
Техническое обеспечение и техническая поддержка работы сайта также могут выполняться сторонним исполнителем, имеющим соответствующую квалификацию, опыт правоприменения Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (со всеми актуальными изменениями), а также необходимые лицензии и сертификаты.
Подготовка и предоставление актуальной информации о деятельности Государственного Совета и т. д. для сайта может выполняться специалистами Аппарата с использованием лицензионного сертифицированного программного обеспечения, либо с участием исполнителя, привлекаемого для размещения подготовленного материала с использованием данного инструментария.
§ 15. Взаимодействие с иными информационными системами
Для взаимодействия ЕИС с МЭДО, системой электронного документооборота Совета министров Республики Крым, программно-техническим комплексом сопровождения заседаний и сайтом Государственного Совета необходимо предусмотреть модули, позволяющие производить оперативный информационный обмен между данными информационными системами.
Целью внедрения модуля подключения к МЭДО является создание необходимой инфраструктуры, программно-аппаратного комплекса и необходимой документации для подключения к системе МЭДО, а также для взаимодействия с системой электронного документооборота Совета министров Республики Крым.
Основным функционалом данного модуля является обмен документами между государственными и муниципальными органами, являющимися участниками данных систем, безопасным способом.
Целью внедрения модуля для взаимодействия с программно-техническим комплексом сопровождения заседаний является создание необходимой инфраструктуры, программно-аппаратного комплекса, и необходимой документации для взаимодействия с программно-техническим комплексом сопровождения заседаний. Основные функциональные технические возможности модуля:
1) формирование необходимого пакета документов и информации о заседании для его дальнейшего импорта в программно-технический комплекс сопровождения заседаний;
2) импорт информации из программно-технического комплекса сопровождения заседаний для ее дальнейшей обработки в ЕИС и формирования необходимых документов по окончании заседаний.
Целью внедрения модуля взаимодействия с сайтом Государственного Совета является создание необходимой инфраструктуры для защищенного и оперативного обмена информацией между ЕИС и сайтом Государственного Совета, в том числе при работе с электронной приемной обращений граждан.
Глава II Этапы реализации концепции
Приоритетность задач, решаемых в рамках данной Концепции, определяется следующим образом:
1) разработка проектно-сметной документации и системы информационной безопасности;
2) внедрение СЭД;
3) внедрение системы подготовки законопроектов и проектов других нормативных правовых актов, ведение базы принятых документов;
4) внедрение системы подготовки заседаний и иных мероприятий, проводимых Государственным Советом, Президиумом Государственного Совета, комитетами и комиссиями, а также Аппаратом;
5) подключение к системе МЭДО;
6) подключение к программно-техническому комплексу сопровождения заседаний;
7) разработка нового сайта Государственного Совета с электронной приемной для обращений граждан.
Глава III Заключительные положения
Имеющиеся базы данных документооборота Аппарата должны быть интегрированы (перенесены) в создаваемую ЕИС с возможностью работы с ними, используя инструменты ЕИС.
Реализация и сопровождение отдельных положений настоящей Концепции предполагаются с привлечением исполнителя, имеющего опыт работы с аналогичными проектами и опыт правоприменения Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", а также обладающего необходимыми лицензиями и сертификатами.
Работы по внедрению средств защиты предлагается производить комплексно для всех устройств с привлечением исполнителя, имеющего соответствующий опыт работы, необходимые разрешения, лицензии и сертификаты уполномоченных органов власти, осуществляющих координацию и контроль в сфере защиты информации.
Реализация настоящей Концепции осуществляется в рамках средств бюджета Республики Крым, предусмотренных на деятельность Аппарата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Государственного Совета Республики Крым от 17 мая 2017 г. N п438-1/17 "О Концепции информатизации Аппарата Государственного Совета Республики Крым"
Текст постановления опубликован в журнале "Ведомости Государственного Совета Республики Крым" от 23 июня 2017 г. N 5