Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
постановлением
Правительства Севастополя
от 22 февраля 2018 г. N 104-ПП
Бюджетный прогноз города Севастополя на период до 2030 года
I. Общие положения
Бюджетный прогноз города Севастополя на период до 2030 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", положениями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законами города Севастополя от 05.12.2016 N 295-ЗС "О стратегическом планировании города Севастополя", от 21.07.2017 N 357-ЗС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года", постановлением Правительства Севастополя от 08.02.2016 N 49-ПП "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза города Севастополя на долгосрочный период" и на основе параметров прогноза социально-экономического развития города Севастополя на долгосрочный период до 2030 года, представленных Департаментом экономического развития города Севастополя.
II. Основные показатели прогноза социально-экономического развития города Севастополя на долгосрочный период
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на долгосрочный период до 2030 года разработан на основе Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС, федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 года N 790 (с изменениями), макроэкономических показателей социально-экономического развития города Севастополя за 2016 год, ожидаемых итогов развития города в 2017 году, основных параметров прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, в трех вариантах:
- вариант 1 - консервативный, разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;
- вариант 2 - базовый, характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Базовый вариант является основным в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации;
- вариант 3 - целевой, основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.
Прогноз валового регионального продукта (далее - ВРП) формировался исходя из общих тенденций экономического развития города Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития.
Структура ВРП города Севастополя в 2015 году складывалась в основном за счет оптово-розничной торговли и отраслей, предоставляющих услуги, доля которых составляет 59,9%. Удельный вес промышленного производства, производства и распределения энергоносителей, строительства и сельского хозяйства - 18,1%. На государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное страхование приходится 14,4%.
Экономика региона специализируется на судостроении и судоремонте, виноградарстве и виноделии, рыболовстве.
На оценку ВРП в прогнозируемом периоде повлияли макроэкономические условия: увеличение темпов роста и инновационного обновления промышленного производства, положительная динамика инвестиций в основной капитал, модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры, укрепление кредитно-денежной политики, общая геополитическая обстановка и продолжающиеся санкции в отношении Крыма и Севастополя.
Наращивание объемов промышленного производства связано с включением предприятий города в вертикально-интегрированные структуры Российской Федерации, расширением сотрудничества предприятий города Севастополя с производителями из других регионов страны, созданием новых производств.
Увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства будет осуществляться за счет повышения производительности имеющихся мощностей и инновационного развития аграрного сектора.
Рост объемов капитальных инвестиций в основной капитал в 2017 - 2020 годах обеспечен реализацией государственной политики на региональном уровне в направлениях:
- технологическая модернизация и развитие производства, расширение финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики;
- привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных инвестиций во все отрасли экономики региона и обеспечение их эффективного использования;
- запуск и реализация инвестиционных инфраструктурных проектов в форме капитальных вложений;
- рост темпов развития строительного комплекса;
- реализация мероприятий федеральных целевых программ, в первую очередь - федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденных к выполнению с 2015 года, и обеспечение полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.
Валовой региональный продукт за 2016 год предварительно оценивается в размере 49,2 млрд рублей, что к уровню 2015 года составит 103,5%. В 2017 году ожидается увеличение ВРП на 2,0% к предыдущему году, в 2018 году - на 4,5% -5,3%; в 2024 году - на 2,3% - 4,1%, в 2030 году - на 1,6% - 4,8%.
В основу прогноза параметров бюджета города Севастополя на 2018 - 2030 годы положены показатели базового варианта социально-экономического развития города Севастополя.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития города Севастополя на долгосрочный период предусматривают достижение следующих значений к 2030 году по базовому варианту: валовый региональный продукт - 118,4 млрд рублей, фонд начисленной заработной платы всех работников - 78,8 млрд рублей.
Ежегодные средние значения в 2021 - 2030 годах: темп роста ВРП - 102,7%, индекс потребительских цен - 102,6%, темп роста фонда начисленной заработной платы всех работников - 106,2%.
III. Основные итоги исполнения бюджета города Севастополя и консолидированного бюджета города Севастополя, условия формирования Бюджетного прогноза в текущем периоде
На момент формирования Бюджетного прогноза процесс интеграции бюджетной и налоговой системы города Севастополя в бюджетную и налоговую систему Российской Федерации завершен, осуществлен переход на формирование и исполнение бюджета города Севастополя в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Учитывая высокую дотационность, бюджет города Севастополя в значительной степени зависит от экономической ситуации в целом в Российской Федерации и от достигнутых экономических показателей социально-экономического развития города Севастополя.
Исполнение бюджета города Севастополя в 2016 году происходило в условиях продолжающегося процесса формирования доходной базы бюджета, в условиях необходимости проведения мероприятий по повышению эффективности расходов и оптимизации структуры органов исполнительной государственной власти города Севастополя.
В течение отчетного периода основной задачей в области реализации бюджетной политики было обеспечение социальной и финансовой стабильности в городе Севастополе с соблюдением условия сбалансированности бюджета.
За 2016 год в доход консолидированного бюджета города Севастополя поступило 21 818,4 млн рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов - 10 340,6 млн рублей и 11 477,8 млн рублей безвозмездных поступлений. Доходы консолидированного бюджета незначительно отличаются от доходов бюджета субъекта (на 11,4 млн рублей) в связи с передачей по нормативу в размере 0,02% НДФЛ в доход муниципальных образований города Севастополя в 2016 году (12,1 млн рублей), и возврата неиспользованных межбюджетных трансфертов (0,7 млн рублей) в доход бюджета города Севастополя.
За 2016 год в доход бюджета города Севастополя поступило 21 807,0 млн рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов -10 329,0 млн рублей и 11 478,0 млн рублей безвозмездных поступлений (с учетом разницы между возвращенными в федеральный бюджет остатками неиспользованных средств в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и полученными из федерального бюджета средствами для продолжения дальнейшего целевого использования в 2016 году, которая составляет 1 209,9 млн рублей).
Прирост относительно 2015 года - 2 124,8 млн рублей, годовые плановые назначения выполнены на 102,8%".
В 2016 году произошло увеличение доли налоговых и неналоговых поступлений в общем объеме доходов - с 39% в 2015 году до 47% в 2016 году.
Безвозмездные поступления составили 11 478,0 млн рублей со снижением относительно 2015 года на 12%, что обусловлено в основном возвратом в январе отчетного года остатков неиспользованных целевых средств, поступивших из федерального бюджета в 2015 году, а также перечислением в 2016 году целевых средств из федерального бюджета только под фактически произведенные расходы.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в 2016 году характеризовалось ростом более чем на четверть к поступлениям за 2015 год, увеличение произошло по всем доходным источникам.
Наибольший суммарный прирост обеспечен по налогу на доходы физических лиц - более 1 млрд руб. и налогу на прибыль - 250 млн рублей. Увеличение поступлений по неналоговым доходам составило 287 млн рублей.
Увеличение поступлений связано с ростом доходной базы, а по имущественным налогам также с появлением нового доходного источника - транспортного налога с физических лиц.
Основными источниками по налоговым и неналоговым доходам в 2016 году являются:
- налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в структуре поступлений составил 58,5% или 6 043,3 млн рублей;
- налог на прибыль организаций - 15,6% или 1 613,4 млн рублей;
- налоги на совокупный доход - 6,6% или 682,7 млн рублей;
- налоги на имущество - 4,7% или 482,5 млн рублей;
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности - 7,4% или 767,9 млн рублей.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета поступили в сумме 12 349,0 млн рублей. В общем объеме безвозмездных поступлений дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированности бюджетов составили 60,7% (7 501,2 млн рублей), субсидии - 29,0% (3 570,3 млн рублей), субвенции - 5,0% (619,9 млн рублей), иные межбюджетные трансферты - 5,3% (657,6 млн рублей).
По оперативным данным исполнение консолидированного бюджета города Севастополя за 2017 год по доходам составило 30 991,1 млн рублей, по налоговым и неналоговым доходам - 12 453,6 млн рублей. Основным доходным источником, обеспечивающим более половины поступлений, является налог на доходы физических лиц в сумме 6 731,4 млн рублей.
Темп роста общего объема доходов в 2017 году к объему 2016 года составил 141,8%, по налоговым и неналоговым доходам - 120,6%. Прирост доходов за 2017 год в целом составил 9,1 млрд рублей, по налоговым и неналоговым доходам - 2,1 млрд рублей.
Для решения задач по обеспечению сбалансированности бюджета города Севастополя и в целях недопущения образования кредиторской задолженности дважды производились уточнения планов по налоговым и неналоговым поступлениям и четыре раза - соответствующие корректировки расходной части бюджета города Севастополя, в том числе связанные с оптимизационными мероприятиями. Одновременно обеспечивалось исполнение обязательств приоритетного характера, направленных на предоставление услуг населению и реализацию мер социальной поддержки, выполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия" и N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Расходная часть бюджета города Севастополя за 2016 год исполнена в сумме 25 325,2 млн рублей, или на 84,9% к уточненной сводной бюджетной росписи на 2016 год (29 831,3 млн рублей). По сравнению с исполнением бюджета за 2015 год это на 6 936,4 млн рублей, или на 37,7% больше.
Расходы бюджета города Севастополя в 2016 году сохранили свою социальную направленность. Важнейшими направлениями расходования средств стали отрасли социально-культурной сферы, по которым освоено 13 614,8 млн рублей, или 53,8% от общего объема произведенных расходов. Это почти на 2 267,9 млн рублей, или на 20,0%, больше чем в 2015 году.
В течение отчетного периода на заработную плату с начислениями, пособия и компенсации, предоставление льгот и субсидий отдельным категориям граждан было направлено 10 984,1 млн рублей, что составляет почти 45,0%) всех расходов и на 29,3% больше, чем в 2015 году.
Несмотря на негативное влияние внешних факторов, по итогам исполнения бюджета города Севастополя за 2016 год обеспечено достижение поставленных ранее целей и задач налоговой и бюджетной политики с одновременным соблюдением сбалансированности бюджета города Севастополя.
Формирование расходной части бюджета города Севастополя осуществляется на основе программно-целевого метода планирования. По результатам исполнения бюджета города Севастополя за 2016 год в уточненном плановом объеме расходов доля "программных" расходов составила 57,0%, в общем объеме освоенных средств доля "программных" расходов составила 51,5%. В ассигнованиях бюджета города Севастополя на 2017 год этот показатель составил 91,8%. В прогнозных показателях на долгосрочный период этот показатель составит не менее 90%.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджете города Севастополя 2016 года на обслуживание государственного долга в сумме 5,0 млн рублей не освоены в связи с отсутствием у города Севастополя долговых обязательств. Бюджетный кредит в бюджет города не привлекался.
За отчетный 2016 год бюджет города Севастополя исполнен с дефицитом 3 518,2 млн рублей.
Источником финансирования сложившегося дефицита определены остатки средств бюджета на начало отчетного года.
По оперативным данным бюджет города Севастополя по расходам за 2017 год исполнен в сумме 33 515,9 млн руб. или на 87,8% к общему объему расходов бюджета города на 2017 год (38 176,2 млн рублей).
Доля программных расходов по факту составила 92,3%.
По учреждениям и мероприятиям социально - культурной сферы за отчетный период освоено 14 978,8 млн рублей, что составляет 44,7% от общего объема использованных средств.
В первоочередном порядке финансировались социально-значимые расходы (заработная плата с начислениями, коммунальные услуги и энергоносители, пенсии, пособия), на которые в течение 2017 года было направлено 12 145,1 млн рублей. Это 36,2% от общего объема проведенных расходов.
На выплату заработной платы с начислениями направлено 7 550,9 млн рублей. В течение отчетного периода, в соответствии с заявками главных распорядителей, обеспечена своевременная и в полном объеме выплата заработной платы.
Из предусмотренных городу Севастополю целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в объеме 13 837,9 млн рублей профинансировано в 2017 году 10 701,0 млн рублей, из которых освоено 10 505,4 млн рублей, или 75,9% от плановых назначений и 98,2% от объема профинансированных средств.
Дефицит бюджета при плановом показателе 3 224,1 млн рублей фактически сложился в объеме 2 484,6 млн рублей. Источником финансирования сложившегося дефицита определены остатки средств бюджета на начало отчетного года.
Государственный долг на конец 2017 года отсутствует.
IV. Цели, задачи и основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики на период до 2030 года
Основной целью разработки Бюджетного прогноза является оценка основных тенденций развития бюджетов бюджетной системы в городе Севастополе, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджетов бюджетной системы в городе Севастополе и достижение стратегических целей социально-экономического развития города Севастополя.
Необходимо обеспечить предсказуемость реакции бюджетной системы города Севастополя на внешние и внутренние макроэкономические вызовы, которые могут возникать вследствие реализации различных сценариев развития российской и мировой экономики, в том числе за счет превентивного применения необходимых мер при негативном воздействии внешних экономических факторов.
К задачам Бюджетного прогноза, способствующим достижению указанной цели, относятся:
- осуществление бюджетного прогнозирования, позволяющего оценить основные изменения, тенденции и последствия социально-экономических и иных явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджетов бюджетной системы города Севастополя;
- разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджетов бюджетной системы города Севастополя и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы сбалансированности консолидированного бюджета и бюджета города Севастополя;
- выработка решений по принятию дополнительных мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджетов города Севастополя и решению ключевых задач социально-экономического развития города Севастополя в долгосрочном периоде;
- обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров консолидированного бюджета и бюджета города Севастополя, макроэкономических и иных показателей, в том числе базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики;
- профилактика бюджетных рисков для консолидированного бюджета и бюджета города Севастополя, обеспечиваемая в том числе заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков;
- определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения государственных программ города Севастополя на период их действия.
Решение указанных задач планируется обеспечивать в рамках комплексного подхода, включающего в себя следующие основные направления и мероприятия:
- обеспечение взаимного соответствия и координации Бюджетного прогноза до 2030 года с другими документами государственного стратегического планирования города Севастополя, в первую очередь со Стратегией социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года и государственными программами города Севастополя;
- систематизация и регулярный учет основных бюджетных и макроэкономических рисков;
- использование в целях долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования инициативных мер и решений, позволяющих достичь требуемых результатов и уровня сбалансированности бюджета города Севастополя и местных бюджетов;
- оказание на постоянной основе методологическо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.