Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Республиканской комиссии
по делам и защите их прав
от "20" сентября 2016 года N 5/1
Порядок
формирования банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в Республике Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Республики Крым от 01 сентября 2015 года N 63-ЗРК "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 03 февраля 2015 года N 21 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" и определяет требования по формированию банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Республики Крым N 63-ЗРК следует читать как "от 1 сентября 2014 г."
1.2. Банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее - Банк данных), - совокупность информационных ресурсов, сформированных на муниципальном уровне и содержащих информацию о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, проживающих на территории Республики Крым.
2. Основные цели
2.1. Создание единого межведомственного информационно-правового пространства для организации работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
2.2. Организация условий для реабилитации, социальной адаптации и развития семьи как важнейшего социального института.
2.3. Профилактика правонарушений, семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Республике Крым.
2.4. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.
3. Основные задачи
3.1. Оперативное выявление фактов нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и их семей, принятие мер по восстановлению нарушенных прав.
3.2. Выявление и анализ причин и условий, способствующих семейному неблагополучию, безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, их устранение.
3.3. Внедрение механизма информационного обмена между субъектами профилактической деятельности на различных уровнях управления.
4. Порядок формирования Банка данных
4.1. Банк данных формируется муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4.2. В создании Банка данных принимают участие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Крым.
4.3. Критерии для включения в Банк данных:
4.3.1. несовершеннолетних:
4.3.1.1. безнадзорность;
4.3.1.2. бродяжничество или попрошайничество;
4.3.1.3. содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних или социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных, а также иных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4.3.1.4. употребляющих наркотические, психотропные вещества без назначения врача или употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
4.3.1.5. совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
4.3.1.6. совершивших правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
4.3.1.7. освобожденных от уголовной ответственности:
4.3.1.8. совершивших общественно опасное деяние, но не подлежащих уголовной ответственности;
4.3.1.9. обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
4.3.1.10. условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания;
4.3.1.11. освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии;
4.3.1.12. получивших отсрочку отбывания наказания или исполнения приговора;
4.3.1.13. освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
4.3.1.14. осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
4.3.1.15. осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
4.3.1.16. совершивших попытку суицида.
4.3.2. семьи:
4.3.2.1. неисполнение своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей.
4.3.2.2. употребление наркотических, психотропных веществ без назначения врача или употребление одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
4.3.2.3. жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законных представителей) (причинение вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию).
4.4. Данные факты должны быть зафиксированы в одном из следующих документов:
заявление несовершеннолетнего либо его родителей (законных представителей) об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики;
приговор, определение или постановление суда;
постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
документы, определенные Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
заключение по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики.
4.5. Муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ведут учетные карты семьи (несовершеннолетнего), находящейся (находящегося) в социально опасном положении (далее Учетная карта), по форме согласно приложению 1.
4.6. Республиканский Банк данных состоит из списочных сведений, составленных в соответствии с Банками данных муниципальных комиссий.
4.7. Списочные сведения предоставляются муниципальными комиссиями в Республиканскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Республиканская комиссия) ежеквартально, по форме согласно приложению 2.
5. Механизм выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и организация учета информации о семьях в Банке данных
5.1. Банк данных формируется на основе сведений о выявленных семьях, представляемых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, и пополняется по мере поступления сведений о вновь выявленных семьях и результатах работы с ними.
5.2. Источниками информации о наличии факторов социально опасного положения являются:
специалисты субъекта профилактики в ходе выполнения основных служебных обязанностей (в соответствии с нормативными правовыми актами и должностными инструкциями);
профилактические рейды, проводимые субъектами профилактики в местах массового пребывания несовершеннолетних и молодежи;
обращение несовершеннолетнего;
обращение родителей (законных представителей, родственников) несовершеннолетнего;
сообщения от граждан, государственных и общественных организаций в устной или письменной форме, а также с использованием "телефона доверия", "горячих линий" и т.п.;
информация из средств массовой информации и информационно-коммуникационной сети "Интернет".
5.3. Должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявившие факт неблагополучия семьи, в 5-дневный срок проводят посещение семьи, заполняют информационную карту о семейно-бытовых условиях жизни семьи (несовершеннолетнего) (приложение N 3) и Учетную карту в двух экземплярах (один из которых находится по месту заполнения) Второй экземпляр учетной карты вместе с информационной картой о семейно-бытовых условиях жизни семьи (несовершеннолетнего) в 3-дневный срок направляется в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. В случае выявления обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно направляют материалы в правоохранительные органы, медицинские организации, для принятия соответствующих решений.
5.4. Основанием для внесения семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в Банк данных является постановление муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5.5. Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав после получения документов на ближайшем заседании принимает решение о включении семьи (несовершеннолетнего) в Банк данных, определяет орган субъекта профилактики, ответственного за организацию индивидуальной профилактической работы (ИПР), поручает руководителю этого органа разработать в двухнедельный срок индивидуальную комплексную программу реабилитации семьи (несовершеннолетнего) (приложение N 4), организует проведение ИПР с семьей, принимает решение о снятии семьи с учета в случае успешной реабилитации.
После принятия решения о включении семьи (несовершеннолетнего) в Банк данных орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которому поручена разработка ИПР семьи (несовершеннолетнего), контролирует ее реализацию, не реже одного раза в квартал докладывает результаты реабилитации семьи на заседании муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
ИПР разрабатывается на основе предложений, поступивших ответственному субъекту от иных субъектов профилактики, участие которых определено на заседании комиссии.
5.6. Ответственность за своевременное, достоверное и качественное представление сведений в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав возлагается на руководителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
5.7. Муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ежеквартально передают информацию (на электронном и бумажном носителе) в Республиканскую комиссию (Приложения N 5, 6) не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
6. Определение ответственного субъекта профилактики за ИПР
Ответственный субъект системы профилактики определяется в соответствии с компетенцией:
- органы опеки и попечительства - по работе с семьями, где есть несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, либо находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- органы внутренних дел - по работе с несовершеннолетними, указанными в подпунктах 4 - 14 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; - медицинские организации - по работе с семьями, где несовершеннолетние нуждаются в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, совершением попытки суицида;
- органы управления образованием - по работе с несовершеннолетними, нуждающимися в помощи в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
- центры социальных служб для семьи, детей и молодежи - по работе с семьями, не исполняющими своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних; несовершеннолетними, нуждающимися в помощи, в связи с самовольным уходом из государственных учреждений социального обслуживания, из семей;
- уголовно-исполнительные инспекции - по работе с семьями, где один или оба родителя, осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, имеют непогашенную судимость, а также по работе с несовершеннолетними, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
- органы управления культурой, по делам молодежи, службы занятости населения - по работе с семьями, в которых дети находятся в социально опасном положении и нуждаются в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;
- другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в случае необходимости.
Ответственный субъект профилактики может быть изменен по решению комиссии в зависимости от перемены обстановки в семье и приоритетов в профилактической работе.
7. Координация и сроки проведения ИПР с семьями (несовершеннолетними), находящимися в социально опасном положении
7.1. Координацию работы по выявлению, учету семей (несовершеннолетних), находящихся в социально опасном положении, решение о наличии или отсутствии необходимости проведения ИПР с семьей (несовершеннолетним), определение субъекта профилактики, ответственного за организацию ИПР, а также сроки проведения ИПР осуществляет муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
7.2. Сроки проведения ИПР:
- до устранения обстоятельств, послуживших основаниями для постановки семьи (несовершеннолетнего) в банк данных;
- до достижения ими 18-летнего возраста;
- наступления других обстоятельств (изменение места жительства, смерть и т.д.).
7.3. Исключение семьи/несовершеннолетнего, находящейся в социально опасном положении, производится по также по ходатайству органа или учреждения системы профилактики, ответственного за проведение индивидуально-профилактической работы с семьей, несовершеннолетним, и оформляется постановлением муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.