Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Министерства образования,
науки и молодежи Республики Крым
от 22.05.2018 N 1271
Положение
о республиканском этапе Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей в 2018 году
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и проведения республиканского этапа Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей (далее - Конкурс).
1.2. Целью Конкурса является совершенствование программно-методического обеспечения дополнительного естественнонаучного образования детей в Республике Крым, направленного на формирование экологической культуры детей и молодёжи.
1.3. Задачи Конкурса:
- выявление, обобщение и распространение лучшего опыта работы методических служб образовательных организаций в области дополнительного образования детей естественнонаучной направленности;
- выявление состояния работы по программному и методическому обеспечению в организациях дополнительного образования, реализующих дополнительные естественнонаучные общеобразовательные программы;
- выявление и анализ педагогического и управленческого опыта в развитии инновационных процессов в дополнительном естественнонаучном образовании детей;
- повышение профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров системы дополнительного естественнонаучного образования детей;
- развитие творческого потенциала, стимулирование и поощрение педагогических и руководящих работников образовательных организаций;
- создание условий для формирования у детей и молодёжи экологической культуры.
1.4. В 2018 году Конкурс посвящён 100-летию юннатского движения и системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.
1.5. Координатором республиканского этапа Конкурса является Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым.
1.6. Непосредственное проведение республиканского этапа Конкурса возлагается на Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым "Эколого-биологический центр" (ГБОУ ДО РК "ЭБЦ"),
1.7. Для организации и проведения республиканского этапа Конкурса создаются республиканский организационный комитет и жюри.
1.8. Данное Положение разработано на основании Положения Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей (http://www.konkurs-metodmaterial.ru).
2. Участники Конкурса
2.1. В Конкурсе могут принимать участие педагогические и руководящие работники организаций дополнительного образования, а также дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности.
2.2. Допускается как индивидуальное, так и коллективное участие в Конкурсе: конкурсная работа может иметь одного или нескольких авторов (авторский коллектив не более 3х человек). На Конкурс принимаются материалы, разработанные/изданные за последние 3 года.
2.3. К участию в Конкурсе не допускаются следующие работы:
- участвовавшие в предыдущих республиканских или всероссийских конкурсах методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей и конкурсах дополнительных общеобразовательных программ, по итогам которых их авторы стали лауреатами и дипломантами (победителями и призерами);
- не соответствующие содержанию Конкурса и его номинаций;
- материалы, в которых присутствуют признаки плагиата.
Данные материалы не оцениваются и снимаются рассмотрения.
3. Номинации Конкурса
Конкурс проводится по следующим десяти номинациям:
программная продукция:
3.1. "Программы дополнительного естественнонаучного образования" (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности);
методические материалы, направленные на дополнительное естественнонаучное образование детей школьного возраста:
3.2. "Биологическая тематика" (методические материалы по зоологии, ботанике, лихенологии, микологии, микробиологии, изучению человеческого организма и поддержанию его здоровья, общей биологии, научным основам охраны объектов живой природы);
3.3. "Сельскохозяйственная и лесохозяйственная тематика" (методические материалы по освоению различных разделов сельского и лесного хозяйства, по организации работы трудовых объединений обучающихся соответствующих направлений);
3.4. "Гуманитарно-экологическая, эколого-краеведческая и эколого- эстетическая тематика" (методические материалы по различным направлениям экологического образования, связанным с гуманитарными, эстетическими аспектами, с этноэкологией, краеведением и экологическим туризмом);
3.5. "Естественнонаучная тематика" (методические материалы, относящиеся к физико-химическому и физико-географическому тематическим циклам, а также материалы по комплексному изучению и мониторингу природных и искусственных экосистем);
методические материалы, направленные на экологическое воспитание детей и молодёжи, в т. ч. вне рамок дополнительного образования:
3.6. "Социально-экологические проекты и детские экологические организации" (методические материалы по организации социально-экологической и природоохранной деятельности детских коллективов);
3.7. "Мероприятия по экологическому воспитанию школьников" (методические материалы по организации обучающих и воспитательных мероприятий экологической тематики для детей школьного возраста);
3.8. "Экологическое воспитание и естественнонаучное образование дошкольников" (методические материалы по организации обучающих и воспитательных мероприятий экологической тематики для детей дошкольного возраста, по реализации в системе дошкольного образования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности);
методические материалы, направленные на развитие сферы дополнительного естественнонаучного образования детей и сохранение лучших традиций естественнонаучного образования:
3.9. "Общие методические аспекты организации образовательной деятельности в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей" (материалы по организации методической работы в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей, по организационным формам учебной и исследовательской деятельности учащихся, по организации воспитательной работы и проблематике социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей; материалы по развитию единого информационного пространства дополнительного естественнонаучного образования детей, по организации межведомственного взаимодействия и сетевого партнёрства);
3.10. "История юннатского движения и дополнительного естественнонаучного образования детей" (методические материалы по истории юннатского движения и дополнительного естественнонаучного образования детей в субъектах Российской Федерации, в населённых пунктах и в отдельных образовательных организациях, отражающие лучшие традиции отечественного образования, достойные сохранения и развития).
4. Этапы проведения Конкурса
4.1. Работы на республиканский этап Конкурса принимаются до 20 августа 2018 года.
4.2. Итоги республиканского этапа Конкурса подводятся жюри до 30 августа 2018 года и оформляются протоколом, который размещается на сайте ГБОУ ДО РК "Эколого-биологический центр".
4.3. Участие в республиканском этапе Конкурса является бесплатным.
4.4. Конкурсные материалы на республиканский этап Конкурса подаются в электронном виде до 20 августа 2018 года на адрес электронной почты ecobioctr_crimea@mail.ru с пометкой "Конкурс методических материалов - 2018". К конкурсным материалам прилагается аннотация и сканированная заявка (приложение 2), которые размещаются в файле конкурсных материалов (1-3 страницы, далее - текст конкурсных материалов, начиная с титульного листа).
4.5. Конкурсные материалы не рецензируются и не возвращаются.
5. Руководство Конкурсом
5.1. Общее руководство подготовкой и проведением Конкурса осуществляется республиканским организационным комитетом (далее - Оргкомитет).
5.2. Официальная информация о республиканском этапе Конкурса размещается на сайте ГБОУ ДО РК "Эколого-биологический центр" экобиоцентр-крым.рф.
5.3. Жюри республиканского этапа Конкурса формируется из числа специалистов соответствующего профиля (научные работники, преподаватели, учителя школ, методисты и т.д.), методических сотрудников первой и высшей квалификации государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования Республики Крым. Жюри проверяет и оценивает уровень и качество представленных работ, определяет победителей.
6. Требования к конкурсным работам
6.1. Конкурсная работа участника должна быть выполнена в соответствии с тематикой Конкурса и его номинациями (п. 3).
6.2. Конкурсный материал должен иметь своё название, отражающее содержание работы, и включать в себя только одну единицу программной или методической продукции либо представлять собой единый комплект соответствующих заявленной номинации материалов (под общим названием), объединение которых логически оправдано.
6.3. Конкурсная работа на республиканский этап Конкурса предоставляется только в электронном виде, печатные варианты не принимаются.
6.4. Материал может быть предоставлен в виде файла в формате pdf (наиболее предпочтительный вариант) или doc, pptx (весь материал должен быть в одном файле размером до 20 мегабайт, включая иллюстрации).
6.5. Каждая конкурсная работа должна сопровождаться краткой аннотацией (прилагается отдельным файлом), в которой перечисляются основные вопросы, освещаемые в работе, отмечается вид конкурсной продукции и указывается круг читателей (пользователей), на которых рассчитан данный конкурсный материал. Текст аннотации строится лаконично и не допускает оценочных и пространных суждений. Аннотация может содержаться в тексте работы, но должна быть представлена и отдельным файлом в формате doc.
6.6. Объём конкурсного материала не ограничен, но предпочтение отдаётся работам, в которых объём оптимально соответствует задаче раскрытия темы.
6.7. На титульном листе, с которого должна начинаться рукопись методического материала, указываются название работы, фамилия, имя, отчество автора (авторов), образовательная организация, год и место разработки. Также рекомендуется указать возрастную категорию обучающихся, работе с которыми посвящён материал. Для электронных версий книжных и журнальных публикаций отдельный титульный лист не требуется (соответствующие сведения должны быть в самом издании). Требования к оформлению титульных листов к дополнительным образовательным программам представлены в приложении (приложение 1).
6.8. Текст работы должен излагаться на русском языке с соблюдением правил и норм русского языка. Оформление текста не регламентируется, но он должен хорошо восприниматься зрительно.
6.9. В случае многостраничных документов материал должен иметь нумерацию страниц и оглавление - перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста с указанием страниц, на которых размещается каждая из них (или используются гиперссылки на соответствующие страницы).
6.10. При использовании большого количества специальных терминов в конце документа должен быть словарь терминов или тематический указатель с указанием страниц, где дано определение термина.
6.11. При использовании литературных и прочих источников информации обязательно приведение в конце документа списка использованных источников, оформленного в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 "Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления" с указанием фамилии и инициалов автора (авторов), заглавия, места издания, года публикации, числа страниц. Гели используемый материал был опубликован в периодическом издании, то после специального знака (//) приводится название сборника или журнала с указанием страниц расположения статьи, в этом случае место издания и издательство не указываются. В тексте даются ссылки на использованные источники.
6.12. В случае использования интернет-ресурсов обязательно указывается автор и название публикации с приведением адреса электронного ресурса.
6.13. Иллюстративный материал должен быть хорошего качества и сопровождаться пояснительным текстом, подписями.
6.14. Методический материал, представленный в виде образовательного интернет-ресурса, должен сопровождаться титульным листом (см. пункт 6.7) и подробной пояснительной запиской (помимо краткой аннотации, обязательной для всех работ). В пояснительной записке должны быть указаны адрес интернет-ресурса (ссылка на сайт), цель и задачи проекта, новизна (отличительные особенности данного интернет-проекта от уже существующих практик дистанционного обучения), актуальность, педагогическая целесообразность проекта, возрастная аудитория, описание основных разделов представляемого сайта, способы подведения итогов реализации интернет-проекта. Описываются основные итоги реализации, проблемы и перспективы развития интернет-ресурса.
7. Критерии оценки конкурсных работ
7.1. Критерии оценки конкурсных работ в номинации "Программы дополнительного естественнонаучного образования" (до 10 баллов по каждому критерию, максимальная сумма - 150 баллов):
- соответствие примерным требованиям к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы; общая культура оформления программы;
- выраженность актуальности, новизны и педагогической целесообразности программы; соответствие программы действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам; соответствие цели и задач программы ее содержанию;
- соответствие ожидаемых результатов программы ее цели, задачам и содержанию;
- обоснованность продолжительности реализации программы; обоснованность форм и режима организации занятий по программе; соответствие программы заявленному возрасту и категориям детей; соответствие содержания программы заявленной цели и результату; вариативность содержания программы, возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории;
- интегративность, преемственность содержания программы, взаимосвязь с другими типами образовательных программ, уровень обеспечения сетевого взаимодействия;
- соответствие форм организации деятельности по программе цели и содержанию;
- обоснованность и разнообразие используемых в программе педагогических технологий;
- обоснованность и обеспечение комфортности условий реализации программы (материальных, методических, информационных, нормативных; психолого-педагогических и др.);
- обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов и удовлетворенности качеством программы;
- значимость программы для ребенка, социума, системы образования.
7.2. Критерии оценки методических материалов (до 10 баллов по каждому критерию, максимальная сумма - 150 баллов):
В номинациях 3.2 - 3.8 ("Биологическая тематика", "Сельскохозяйственная и лесохозяйственная тематика", "Гуманитарно- экологическая, эколого-краеведческая и эколого-эстетическая тематика", "Естественнонаучная тематика", "Социально-экологические проекты и детские экологические организации", "Мероприятия по экологическому воспитанию школьников", "Экологическое воспитание и естественнонаучное образование дошкольников"):
- соответствие содержания материала его названию, а также тематике номинации;
- актуальность представленного методического материала, её обоснование автором;
- новизна содержания материала; оригинальность формы представления материала;
- информативность и технологичность представленного материала, конкретность рекомендаций, описание всех необходимых этапов работы с обучающимися;
- научная/фактическая достоверность материала; отсутствие существенных противоречий в содержании; корректность использования терминов;
- логичность структуры материала, порядка следования отдельных частей, глав и т.д.; систематизированность и целостность материала в случае сборника;
- учёт возрастных особенностей обучающихся; соответствие формы изложения той категории читателей, которой адресованы материалы, стиль и доходчивость изложения;
- возможность поиска информации по тексту, удобство навигации; комфортность зрительного восприятия текста;
- использование иллюстративного материала, в том числе графических элементов, анимации и других изобразительных средств;
- грамотность текста, включая орфографию, пунктуацию и грамматику; корректность использования источников и оформления ссылок на них; возможность широкого практического использования материала в различных регионах другими образовательными организациями.
В номинации 3.9 ("Общие методические аспекты организации образовательной деятельности в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей"):
- соответствие содержания материала его названию, а также тематике номинации;
- актуальность поставленной проблемы, её обоснование автором; соответствие целей, задач и содержания представленной работы основополагающим федеральным и региональным документам, регламентирующим развитие образования;
- информативность и технологичность представленного материала, конкретность рекомендаций, описание всех необходимых этапов работы;
- научная/фактическая достоверность материала; отсутствие
существенных противоречий в содержании;
- новизна содержания, оригинальность подходов в решении проблемы; рациональность вносимых предложений и рекомендаций;
- перспективность: возможности развития сферы дополнительного естественнонаучного образования детей на уровне муниципального образования, региона или государства вследствие применения данного материала;
- корректность использования терминов;
- логичность структуры материала, порядка следования отдельных частей, глав и т.д.; систематизированность и целостность материала в случае сборника;
- возможность поиска информации по тексту, удобство навигации; комфортность зрительного восприятия текста;
- использование иллюстративного материала, в том числе графических элементов, анимации и других изобразительных средств;
- грамотность текста, включая орфографию, пунктуацию и грамматику;
- корректность использования источников и оформления ссылок на них; возможность широкого практического использования материала в различных регионах другими образовательными организациями.
В номинации 3.10 ("История юннатского движения и дополнительного естественнонаучного образования детей"):
- соответствие содержания материала его названию, а также тематике номинации;
- обоснование автором актуальности представленного методического материала в контексте современного этапа развития дополнительного образования;
- новизна содержания материала; информативность и многоаспектность содержания; научная/фактическая достоверность материала; отсутствие существенных противоречий в содержании;
- использование архивных сведений и публикаций в СМИ разных лет; использование воспоминаний педагогических работников старших поколений, выпускников и/или собственных воспоминаний;
- связь истории с сегодняшним днём, представление опыта работы, имеющего не только историческую ценность, но и значимого для сегодняшней практики работы образовательных организаций;
- логичность структуры материала, порядка следования отдельных частей, глав и т.д.; систематизированность и целостность материала в случае сборника;
- возможность поиска информации по тексту, удобство навигации; комфортность зрительного восприятия текста;
- грамотность текста, включая орфографию, пунктуацию и грамматику; использование иллюстративного материала, в том числе графических элементов, анимации и других изобразительных средств;
- корректность оформления ссылок на источники информации; форма представления материала, стиль и доходчивость изложения.
8. Подведение итогов Конкурса
8.1. Участники республиканского этапа Конкурса, набравшие от 110 до 150 баллов, становятся призёрами республиканского этапа Конкурса и получают дипломы Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым 1, 2, 3 степени в соотношении 1:2:3.
8.2. Общее количество победителей и призёров республиканского этапа Конкурса не может превышать 30% от числа поданных заявок по каждой номинации.
8.3. Материалы победителей республиканского этапа Конкурса направляются для участия в федеральном этапе.
8.4. На федеральный этап Конкурса конкурсные материалы победителей республиканского этапа отправляются только с их письменного согласия. В случае отказа от направления материалов для дальнейшего участия в Конкурсе, на федеральный этап направляются работы, следующие по рейтингу.
8.5. По итогам республиканского этапа Конкурса работы победителей по номинациям включаются в печатный сборник итоговых методических материалов с сохранением авторских прав. Конкурсные материалы призёров республиканского этапа Конкурса включаются в электронный сборник методических материалов, который размещается на официальном сайте ГБОУ ДО РК "Эколого-биологический центр".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.