Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Положению о
республиканском этапе
Всероссийского конкурса программ
и методических материалов по
дополнительному естественнонаучному
образованию детей в 2018 году
Примерные требования
к дополнительным общеобразовательным программам
В соответствии со статьей 75 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 273) "дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности".
Исходя из этого, целями и задачами дополнительных общеобразовательных программ, в первую очередь, является обеспечение развития и воспитания детей, их жизненное и профессиональное самоопределение. В связи с этим содержание дополнительных общеобразовательных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ
- (технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, социально-педагогической);
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
В настоящее время дополнительные общеобразовательные программы по своему содержанию должны содействовать решению задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (ФГОС дошкольного, начального, основного и общего образования). В этой связи содержание дополнительных общеобразовательных программ должно быть направлено на:
- формирование и развитие творческих способностей детей и подростков;
- удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания;
- выявление, развитие и поддержку талантливых детей, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Структура дополнительной общеобразовательной программы:
Дополнительная общеобразовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист;
2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
2.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы),
2.2. Цель и задачи программы;
2.3. Содержание программы (учебный план; учебно-тематический план);
2.4. Планируемые результаты.
3. Комплекс организационно-педагогических условий:
3.1. Календарный учебный график;
3.2. Условия реализации программы;
3.3. Формы аттестации;
3.4. Оценочные материалы;
3.5. Методическое обеспечение.
4. Список литературы (для педагога, детей).
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы:
1. На титульном листе дополнительной общеобразовательной программы рекомендуется указывать:
- наименование образовательной организации;
- когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;
- название дополнительной общеобразовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;
- срок реализации дополнительной общеобразовательная программы; Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
- год разработки дополнительной общеобразовательной программы.
2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть:
- направленность дополнительной общеобразовательной программы; актуальность, новизну (отличительные особенности), педагогическую целесообразность;
- адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого актуально обучение по данной программе);
- объем программы (общее количество учебных часов); формы обучения и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы и др.); срок освоения программы;
- режим занятий (периодичность и продолжительность занятий).
2.2. Цель и задачи дополнительной программы:
цель - стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат, должна быть ясной, точной, конкретной, значимой, достижимой; задачи - шаги к достижению цели
2.3. Содержание программы:
учебный план - содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;
содержание учебно-тематического плана - реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебно-тематическим планом.
2.4. Планируемые результаты - совокупность знаний, умений и навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, предметных и метапредметных результатов, приобретаемых учащимися по завершении освоения программы и формулируются с учетом цели, задач и содержания программы.
3. Комплекс организационно-педагогических условий.
3.1. Календарный учебный график - определяет количество недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов. Является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы (ФЗ N 273, ст. 2, п. 92; ст. 47; п. 5);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ФЗ N 273, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5"
3.2. Условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы - помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы и др.
3.3. Формы аттестации (контроля) - зачет, защита учебно-исследовательской работы (проекта); выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, открытые занятия и т.д.);
3.4. Оценочные материалы - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ N 273, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5).
3.5. Методическое обеспечение - обеспечение программы методическими видами продукции - указание тематики и форм методических материалов по программе; перечень используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения.
4. Список литературы (Список рекомендуемой литературы отдельно для педагогов и отдельно для детей и родителей).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.