Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
Приказом Главного
управления культуры
города Севастополя
от 03 мая 2018 N 106
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита в Главном управлении культуры города Севастополя
1. Общие положения
1. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных процедур в Главном управлении культуры города Севастополя и государственных учреждениях, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Главное управление культуры города Севастополя.
Организация внутреннего финансового аудита осуществляется во исполнение требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющих, что внутренний финансовый аудит направлен:
а) на оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;
б) на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) на подготовку предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
2. Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита Отдел внутреннего финансового контроля, аудита и государственных закупок Управления финансово-экономической деятельности, целевых программ и контроля Главного управления культуры города Севастополя (Далее - Субъект аудита).
Субъект аудита подчиняется непосредственно и исключительно Начальнику Главного управления культуры города Севастополя (далее - ГУК).
3. Объектом аудита являются структурные подразделения ГУК и государственные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляет ГУК (Далее - Объект аудита).
4. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, а также системности и ответственности.
Принцип законности выражается в строгом и полном соблюдении законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, а также выполнении правовых норм, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.
Принцип объективности и профессиональной компетентности выражается в применении совокупности профессиональных аудиторских знаний, навыков и других компетенций, позволяющих субъекту внутреннего финансового аудита осуществлять внутренний финансовый аудит беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом внутреннего финансового аудита целей и задач.
Принцип эффективности означает, что осуществление внутреннего финансового аудита должно исходить из необходимости достижения наилучших (заданных) результатов аудиторских проверок (предложения и рекомендации по повышению качества осуществления внутренних бюджетных процедур) с использованием заданного (наименьшего) объема затрачиваемых на них ресурсов (финансовых, трудовых и материальных).
Принцип независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
Принцип системности заключается в том, что при осуществлении внутреннего финансового аудита бюджетные риски (угрозы) и выявленные нарушения анализируются по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности объекта аудита, с заданной периодичностью в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, оценки и подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
Принцип ответственности означает, что субъект внутреннего финансового аудита несет ответственность перед начальником ГУК за предоставление полных и достоверных аудиторских предложений (рекомендаций), заключений, отчетов, позволяющих при их надлежащем выполнении повысить качество осуществления внутренних бюджетных процедур.
В настоящем Порядке:
под нарушением понимается несоблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, а также требований внутренних стандартов и процедур;
под бюджетным риском понимается возможность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в том числе возможности коррупционного проявления.
5. В ходе внутреннего финансового аудита проводится оценка надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных объектами аудита, отражения операций с активами и обязательствами в бюджетном учете и бюджетной отчетности.
6. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля (качества осуществления внутренних бюджетных процедур) в обязательном порядке анализируются результаты контрольных действий в отношении операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в том числе операций, имеющих коррупционные риски (далее - коррупционно-опасные операции).
7. К коррупционно-опасным операциям относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):
внутренней бюджетной процедуры при реализации которой наиболее вероятно возникновение конфликта интересов;
при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях или бездействии должностных лиц при их выполнении.
В целях настоящего Порядка под коррупционным риском понимается возможность злоупотребления должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, осуществляющих соответствующие внутренние бюджетные процедуры (операции) (в частности, операции в сфере закупок, операции с активами и обязательствами), так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
8. В целях организации осуществления внутреннего финансового аудита начальник ГУК обеспечивает выполнение следующих действий:
корректировка организационной структуры ГУК в целях формирования субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с принципами, указанными в пункте 4 настоящего Порядка;
закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита правовым актом ГУК, разработка и утверждение должностных регламентов и инструкций сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит;
включение в должностные регламенты квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит.
9. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые аудиторские проверки осуществляются на основании приказа начальника ГУК и в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым начальником ГУК (далее - план).
Внеплановые аудиторские проверки осуществляются на основании приказа начальника ГУК.
10. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:
не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;
не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
не имеют родства или свойства с должностными лицами объекта аудита, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.
11. Аудиторские проверки могут проводится:
по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
по месту нахождения объекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов.
12. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении ими аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах внутреннего финансового контроля, а также информацию о возникновении коррупционных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, в том числе о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях или бездействии должностных лиц;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений.
13. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и принятых в соответствии с ними правовых актов ГУК;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с Приказом начальника ГУК, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности <1>, <2> с применением в соответствии с пунктом 34 настоящего Порядка, основанного на оценке рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с Приказом о проведении аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами, отчетами и заключениями);
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
14. Руководители объектов аудита обязаны:
а) создать условия для работы субъекта аудита;
б) предоставить служебное помещение (служебные помещения), оборудованное организационно-техническими средствами, средствами связи и гарантирующее сохранность документов, обеспечить транспортом;
в) оказывать содействие в проведении проверки, давать указания о представлении подлинных документов, подлежащих проверке, а также справок и объяснений в устной и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к выездной проверке;
г) при необходимости обеспечивать проведение инвентаризации активов и обязательств, контрольных обмеров выполненных строительно-монтажных (ремонтных) работ, а также присутствие при этом заинтересованных должностных лиц и работников объекта аудита;
д) принимать меры к устранению и предупреждению выявленных в процессе аудиторской проверки нарушений и недостатков;
е) принимать решения о привлечении виновных должностных лиц и работников объекта аудита к материальной и (или) дисциплинарной ответственности и меры к возмещению причиненного ущерба.
II. Составление годового плана внутреннего финансового аудита
15. Составление, утверждение и ведение плана осуществляется Отделом внутреннего финансового контроля, аудита и государственных закупок.
16. План представляет собой перечень аудиторских проверок, проведение которых предусмотрено в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема аудиторской проверки, объект аудита, проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
Форма плана приведена в Приложении N 1 к настоящему Порядку.
В случае необходимости в План вносятся изменения, которые утверждаются приказом начальником ГУК.
17. Темы аудиторских проверок формулируются исходя из следующих направлений аудита:
аудит надежности внутреннего финансового контроля в отношении внутренних бюджетных процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности и (или) в отношении групп операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
аудит достоверности бюджетной отчетности, соблюдения порядка формирования бюджетной отчетности;
аудит соответствия учетной политики;
аудит соответствия ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
аудит законности выполнения внутренних бюджетных процедур и экономности и результативности использования бюджетных средств.
18. В рамках одной аудиторской проверки могут быть одновременно реализованы несколько направлений аудита (например, оценка надежности внутреннего финансового контроля и оценка экономности и результативности использования бюджетных средств).
19. Тема аудиторской проверки может быть сформулирована с детализацией соответствующего направления аудита по конкретным внутренним бюджетным процедурам, операциям (действиям по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), исполняемым бюджетным полномочиям и (или) направлениям расходов (доходов, источников финансирования дефицита) бюджета, а также проверяемого периода.
Проверяемый период определяется руководителем субъекта внутреннего финансового аудита и может включать:
период текущего года до начала проведения аудиторской проверки и периоды отчетного финансового года;
период текущего года до начала проведения аудиторской проверки;
периоды отчетного финансового года.
20. Перечень тем аудиторских проверок в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, обеспечения подтверждения достоверности бюджетной отчетности и подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств для включения в план формируется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
а) существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного финансового контроля у объектов аудита за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;
б) возможность допущения типовых нарушений, выявляемых органами государственного финансового контроля;
в) наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, принятых в течение проверяемого периода;
г) наличие существенных отклонений от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (финансового менеджмента), характеризующих результаты выполнения внутренней бюджетной процедуры, и (или) величина отклонения от целевых значений показателей государственных программ;
д) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
е) период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;
ж) опыт и квалификация сотрудников объектов аудита, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
21. Выбор объектов аудита в целях формирования тем аудиторских проверок, направленных на обеспечение подтверждения достоверности бюджетной отчетности, для включения их в план осуществляется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
а) объем активов (обязательств) объекта аудита на конец отчетного финансового года;
б) существенность нарушений (недостатков) в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного финансового контроля у объектов аудита за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;
в) организация внутреннего финансового контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
г) опыт и квалификация сотрудников, необходимые для исполнения ими своих должностных обязанностей по осуществлению операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;
д) информации о выявленных нарушениях в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных контролирующими органами, которая предоставляется объектами аудита;
е) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
ж) период, прошедший с момента окончания предыдущей аудиторской проверки;
з) применение объектом аудита автоматизированных информационных систем.
22. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита определяет значимость каждого критерия отбора, указанного в пунктах 19 и 20 настоящего Порядка для определения значения приоритетности направления аудита, объекта аудита.
Направление аудита и (или) объект аудита включается в план, исходя из анализа следующих факторов:
а) степень обеспеченности субъекта аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
б) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
в) объем резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
23. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
24. Аудиторская проверка назначается в соответствии с приказом начальника ГУК.
25. Подготовка к проведению аудиторской проверки включает в себя следующие действия:
опросы и собеседования, предварительный анализ данных об объекте аудита, соответствующих теме аудиторской проверки, а также результатов оценки бюджетных рисков, в том числе рисков искажения бюджетной отчетности;
формирование аудиторской группы.
26. Аудиторская проверка может проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
Форма программы аудиторской проверки приведена в Приложении N 2 к настоящему Порядку.
27. В целях составления программы аудиторской проверки субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в проверяемом периоде мероприятий контролирующими органами в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита;
в) отклонения от целевых значений показателей качества, характеризующих результаты выполнения внутренней бюджетной процедуры;
г) отклонения от целевых значений показателей государственных программ.
28. Программа аудиторской проверки может содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
29. При подготовке к проведению аудиторской проверки может формироваться аудиторская группа, состоящая из должностных лиц и (или) работников, соответствующих условиям пункта 10 настоящего Порядка, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
30. Программа аудиторской проверки может содержать следующие вопросы вне зависимости от направления аудиторской проверки:
а) организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры;
б) применение автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;
в) наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры.
III. Проведение аудиторских проверок
31. Аудиторская проверка может проводится в соответствии с программой аудиторской проверки с применением следующих возможных методов аудита:
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) операций с материальными активами;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
Мотивированный запрос формируется должностным лицом субъекта аудита в пределах или за пределами объекта аудита и направляется объекту аудита (вручается руководителю объекта аудита под роспись).
Ответ на мотивированный запрос в письменной форме с приложением необходимых копий документов составляется объектом аудита и направляется субъекту аудита в срок не позднее 3 рабочих дней после его получения объектом аудита.
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работника подразделения внутреннего финансового аудита.
Для достижения целей аудиторской проверки применяются различные методы аудита, а также их комбинации в зависимости от целей аудиторской проверки, временных ограничений и ограничений в ресурсах.
Форма программы аудиторской проверки приведена в Приложении N 2 к настоящему Порядку.
32. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля в ходе аудиторских проверок изучаются:
наличие и полнота нормативного регулирования вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля;
установление ответственности должностных лиц объекта аудита за организацию внутреннего финансового контроля;
использование специализированного прикладного программного обеспечение в целях автоматизации внутреннего финансового контроля;
перечни операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в объекте аудита;
организация внутреннего финансового контроля, в том числе применяемые критерии отбора операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) для их включения в карты внутреннего финансового контроля;
проведение оценки бюджетных рисков в объекте аудита при принятии решения о включении операций из перечня операций в карту внутреннего финансового контроля;
содержание квалификационных требований к профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренние бюджетные процедуры, указанных в должностных регламентах, соответствие их квалификации установленным требованиям;
укомплектованность структурных подразделений, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
разграничение между сотрудниками обязанностей по осуществлению внутренних бюджетных процедур и ответственности за их результаты;
доведение до сотрудников информации, необходимой для выполнения внутренних бюджетных процедур;
учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании сотрудников или применении к ним мер ответственности;
своевременность заполнения журналов (регистров) внутреннего финансового контроля;
учет результатов проведения контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля и результатов проведения аудиторских проверок при формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля;
наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз, и не имеющих результатов контроля;
наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий;
объем реализации объектом аудита предложений и рекомендаций по результатам ранее проведенных аудиторских проверок.
33. Оценка надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом аудита в отношении внутренних бюджетных процедур, проводится субъектом внутреннего финансового аудита по трем направлениям:
оценка организации внутреннего финансового контроля; оценка результатов внутреннего финансового контроля; оценка степени соблюдения установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения и (или) обусловливающими публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета.
Порядок проведения оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектами аудита приведен в Приложении N 6 к настоящему Порядку.
34. В целях подготовки предложений объекту аудита по повышению надежности внутреннего финансового контроля (качества выполнения внутренних бюджетных процедур) в ходе аудиторских проверок изучаются:
организация работы по обмену опытом, повышению квалификации и переподготовке сотрудников, отвечающих за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;
использование практики периодического подведения итогов осуществления внутреннего финансового контроля за прошедшие периоды и принятия решений по изменению процедур внутреннего финансового контроля;
понимание сотрудниками значимости осуществления внутреннего финансового контроля;
применение автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур и при осуществлении внутреннего финансового контроля.
35. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, Департаментом финансов города Севастополя в ходе аудиторских проверок изучаются:
непрерывность ведения бюджетного учета;
наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям, частота и причины ее корректировки;
правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделение правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
правильность и своевременность ведения регистров бюджетного учета, частота и правильность внесения в них исправлений, соответствие их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;
включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного учета в регистрах бюджетного учета;
соответствие состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составление на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;
организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;
соблюдение установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;
укомплектованность сотрудниками подразделений, ведущих бюджетный учет и формирующего бюджетную отчетность, квалификация таких сотрудников;
наличие и практика разрешения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем объекта аудита и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бюджетного учета;
наличие случаев отражения в учете отдельных хозяйственных операций в результате распоряжения руководителя объекта аудита;
надежность и эффективность ИТ-контролей, включая контроли, направленные на защиту информационной системы бюджетного учета и отчетности от несанкционированных изменений, не авторизованного использования, повреждения и потери данных;
наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности объекта аудита, требований к составлению и представлению бюджетной отчетности.
36. Аудиторская проверка достоверности бюджетной отчетности объекта аудита проводится субъектом внутреннего финансового аудита с применением основанного на оценке рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.
37. Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:
проведение оценки рисков искажения бюджетной отчетности; определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности проводится в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по двум критериям:
"существенность ошибки" - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);
"вероятность допущения ошибки" - степень возможности не отражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как "высокое".
Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как "низкое".
Риск искажения бюджетной отчетности является средним (риск значительного искажения бюджетной отчетности) в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из двух и более следующих методов аудита: инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.
К показателям бюджетной отчетности со средними (значительными) рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита могут применяться аналитические процедуры и (или) наблюдение, либо аудит таких показателей бюджетной отчетности не проводится.
По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности.
38. Аудиторская проверка достоверности бюджетной отчетности объекта аудита проводится на промежуточную дату (квартал, полугодие, девять месяцев) и при составлении годовой бюджетной отчетности.
На промежуточную дату субъект внутреннего финансового аудита осуществляет сбор и анализ общей информации об объекте аудита, проводит оценку рисков искажения бюджетной отчетности, оценку внутреннего финансового контроля при выполнении внутренних бюджетных процедур ведения учета и составления бюджетной отчетности с применением комбинации из двух и более следующих методов аудита: аналитических процедур, наблюдения, запроса, подтверждения.
В случае если по результатам аудиторских проверок на промежуточную дату выявляются значимые бюджетные риски и (или) риск искажения бюджетной отчетности является высоким (средним), а также внутренний финансовый контроль признается ненадежным, то субъект внутреннего финансового аудита может принять решение о проведении на промежуточную дату аудиторской проверки с применением комбинации из двух и более следующих методов аудита: инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.
Проведение аудиторских проверок бюджетной отчетности до завершения текущего финансового года осуществляется в целях выявления искажения показателей бюджетной отчетности на промежуточную дату, а также подготовки субъектом внутреннего финансового аудита предложений и рекомендаций, позволяющих устранить выявленные недостатки и нарушения, принять меры по минимизации бюджетных рисков в целях предупреждения их возникновения при составлении годовой бюджетной отчетности, а также внести изменения в карты внутреннего финансового контроля.
39. Для получения аудиторских доказательств достоверности бюджетной отчетности:
в обязательном порядке применять методы аудита (по отдельности и в комбинации) к операциям (группам однотипных операций), неправильное проведение которых приводит к существенному искажению показателя бюджетной отчетности;
по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита применять методы аудита (по отдельности и в комбинации) к операциям (группам однотипных операций), неправильное проведение которых приводит к значительному искажению показателя бюджетной отчетности;
методы аудита не применять, либо применять аналитические процедуры и (или) наблюдение к операциям с низкими рисками, неправильное проведение которых приводит к несущественному искажению показателя бюджетной отчетности.
Применение методов аудита осуществляется с учетом результатов анализа внутреннего контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
В целях настоящего Порядка:
под существенным искажением показателя бюджетной отчетности понимается искажение любого показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов или превышающее один миллион рублей и (или) занижение вследствие искажения данных бюджетной отчетности сумм налогов и сборов на сумму более одного миллиона рублей;
под значительным искажением показателя бюджетной отчетности понимается искажение любого показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, не более чем на 10 процентов или превышающее сто тысяч рублей, но не превышающее одного миллиона рублей и (или) занижение вследствие искажения данных бюджетной отчетности сумм налогов и сборов на сумму более ста тысяч рублей, но не превышающее одного миллиона рублей;
под несущественным искажением показателя бюджетной отчетности понимается искажение любого показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, не более чем на 10 процентов, но не превышающее ста тысяч рублей и (или) занижение вследствие искажения данных бюджетной отчетности сумм налогов и сборов не более чем на 10 процентов, но не превышающее ста тысяч рублей.
Под искажением показателей бюджетной отчетности понимается упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации, Департамента финансов города Севастополя.
40. В целях подготовки предложений объекту аудита по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств в ходе аудиторских проверок изучаются:
соответствие кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной программы, не программных расходов бюджета;
качество обоснований изменений в Бюджетную смету, План финансово-хозяйственной деятельности;
полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;
полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;
обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;
равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;
обоснованность выбора способов размещения государственных закупок с целью достижения экономии бюджетных средств;
обоснованность показателей государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) исходя из объема государственных услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства, субъекта;
сопоставление расходов на оказание государственных услуг (выполнения работ) с качественными и количественными характеристиками их предоставления;
отклонение стоимости единицы государственной услуги (работы), оказанной в рамках государственного задания, от стоимости единицы услуги на платной основе по одинаковым видам услуг;
прозрачность и обоснованность методики по определению стоимости государственных услуг (работ);
сопоставление плановых и фактических расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ);
наличие, объем и структура дебиторской задолженности, в том числе просроченной;
наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
обоснованность расчетов при принятии решения об осуществлении капитальных вложений объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию или его приобретения;
наличие порядка оплаты труда работников, определяющего зависимость уровня оплаты труда от результативности профессиональной служебной деятельности и предусматривающего осуществление выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
41. В ходе проведения аудиторских проверок могут быть изучены другие вопросы, касающиеся системы внутреннего финансового контроля, процедур ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, определяемые руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
42. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
43. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая может содержать следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
а) документы, отражающие результаты подготовки аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, изучение которых было осуществлено в ходе аудиторской проверки;
д) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
е) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
ж) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения.
44. Срок проведения аудиторской проверки не может превышать 45 рабочих дней.
45. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторской проверки), или продления аудиторской проверки, руководитель субъекта аудита направляет начальнику ГУК служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки.
Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки, но не может превышать 60 рабочих дней.
46. Решение о приостановлении (продлении) аудиторской проверки, принятое начальником ГУК в соответствии с мотивированной служебной запиской субъекта аудита, оформляется приказом ГУК, которое доводится до сведения руководителя субъекта аудита, руководителя объекта аудита.
47. После устранения причин приостановления аудиторской проверки субъект аудита возобновляет проведение аудиторской проверки.
48. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем субъекта аудита и в течение пяти рабочих дней со дня его подписания направляется (вручается) объекту аудита почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в том числе с применением телекоммуникационных каналов связи, автоматизированных информационных систем.
Форма Акта аудиторской проверки приведена в Приложении N 3 к настоящему Порядку.
49. При наличии разногласий по выводам, указанным в акте аудиторской проверки, объект аудита вправе в течение 5 рабочих дней с даты его получения направить возражения в письменной форме.
Возражения, направленные с нарушением сроков, к рассмотрению не принимаются.
50. Руководитель субъекта аудита в срок до 10 рабочих дней со дня получения возражений рассматривает их обоснованность и дает по ним заключение в письменной форме.
51. Заключение после его утверждения начальником ГУК направляется объекту аудита почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в том числе с применением телекоммуникационных каналов связи, автоматизированных информационных систем.
IV. Реализация результатов аудиторских проверок и отчетность
52. После завершения процедуры согласования выводов, указанных в Акте проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках - рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;
б) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля;
в) выводы о достоверности и полноте бюджетной отчетности, а также о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе предложения по установлению ограничений (нормативов) в правовых актах ГУК, регулирующих внутренние бюджетные процедуры, которым сопутствуют коррупционные риски, риски неэффективного использования бюджетных средств;
д) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита.
53. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля отражают мнение аудиторской группы о способности системы внутреннего финансового контроля предотвратить совершение нарушений или допущение недостатков при исполнении требований бюджетного законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств.
54. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
а) наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
б) наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз, и не имеющих результатов контроля;
в) наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий;
г) наличие (отсутствие) контрольных действий внутреннего финансового контроля, которые не в полной мере охватывают финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) недостатками в процедуре оценки бюджетных рисков;
д) наличие (отсутствие) значимых бюджетных рисков, которые не устранены в ходе процедур внутреннего финансового контроля.
55. Выводы о достоверности и полноте бюджетной отчетности, а также о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, Департаментом финансов города Севастополя основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
а) соответствие порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, Департамента финансов города Севастополя (включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета);
б) соблюдение объектом аудита порядка формирования бюджетной отчетности;
в) полноту и достоверность показателей бюджетной отчетности объекта аудита;
г) наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности объекта аудита;
д) наличие значимых остаточных бюджетных рисков, в том числе рисков искажения бюджетной отчетности, которые оказывают или могут оказать влияние на принятие управленческих решений начальником ГУК;
е) наличие (отсутствие) фактов внесения объектом аудита исправлений в бюджетную отчетность за предыдущие периоды по требованию органов власти, которым объект аудита представляет бюджетную отчетность в установленном порядке.
Субъект внутреннего финансового аудита вправе сделать вывод о недостоверности бюджетной отчетности объекта аудита в случае, если такая отчетность содержит информацию с существенными ошибками и искажениями, которая не позволяет ее пользователям положиться на нее, как на достоверную <3>.
56. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется начальнику ГУК. По результатам рассмотрения указанного отчета начальник ГУК вправе принять одно или несколько из решений:
а) о необходимости внесения изменений в существующие процессы осуществления внутренних бюджетных процедур, разработки плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита, и его реализации;
б) о недостаточной обоснованности выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным в допущении нарушений (недостатков) должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в соответствующий орган государственного контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность.
Форма Отчета о результатах аудиторской проверки приведена в Приложении N 4 к настоящему Порядку.
57. Руководителю объекта аудита направляется Решение, принятое начальником ГУК по проведенной аудиторской проверке.
Руководителю объекта аудита рекомендуется обеспечить разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита, а также осуществлять мониторинг его выполнения в случае, если начальник ГУК принял решение о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
58. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг выполнения плана по устранению выявленных по результатам аудиторских проверок недостатков и нарушений, включающий следующие процедуры:
получение от объектов аудита информации о выполнении вышеуказанного плана и ее анализ, включая анализ причин невыполнения указанных планов;
оценка действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения дополнительных внеплановых аудиторских проверок;
подготовка и представление начальнику ГУК доклада о результатах мониторинга плана по устранению выявленных по результатам аудиторских проверок недостатков и нарушений.
59. Субъект внутреннего финансового аудита осуществляет составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год.
60. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, содержащуюся в отчетах о результатах аудиторских проверок и подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности объектов аудита.
Форма годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита приведена в Приложении N 5 к настоящему Порядку.
________________________
<1> Пункт 6 Стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.04.2017, регистрационный N 46517).
<2> Пункт 7 Стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.04.2017, регистрационный N 46517).
<3> Пункты 17 и 65 Стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.04.2017, регистрационный N 46517).
<< Назад |
Приложение >> N 1. План внутреннего финансового аудита |
|
Содержание Приказ Главного управления культуры г. Севастополя от 3 мая 2018 г. N 106 "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.