Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития города Севастополя на 2019 год
и плановый период 2020 и 2021 годов,
одобренному постановлением
Правительства Севастополя
от 27.09.2018 N 640-ПП
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов основан на Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС, федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2018 N 1059 (далее - ФЦП), макроэкономических показателях социально-экономического развития города Севастополя за 2017 год, предварительных итогах развития города в 2018 году, сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на период до 2024 года в 3-х вариантах:
- вариант 1 - консервативный, разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;
- вариант 2 - базовый, характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Базовый вариант является основным в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации;
- вариант 3 - целевой, основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях. Основными векторами развития города являются: модернизация промышленного комплекса и портового хозяйства; обслуживание потребностей Министерства обороны Российской Федерации (судоремонт, научное приборостроение, микроэлектроника); развитие сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры; экологическое оздоровление, туризм; энергосбережение; упорядочение градостроительной и земельной деятельности; развитие гуманитарной и социально-культурной сферы.
При разработке прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов использовались данные Крымстата, Росстата, исполнительных органов государственной власти города Севастополя, территориальных органов федеральных органов государственной власти; учтены основные параметры государственных программ города Севастополя.
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов является предварительным. В случае изменения тенденций социально-экономического развития города Севастополя он будет уточнен.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития города Севастополя за 2017 год
Население. Численность постоянного населения увеличилась на 7,9 тыс. человек.
Промышленность. По сравнению с 2016 годом индекс промышленного производства составил 89,2%.
Сельское хозяйство. Индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 2016 году составил 101,5%.
Строительство. Всеми хозяйствующими субъектами города выполнено строительных работ в сопоставимых ценах на 37,8% меньше, чем в 2016 году.
Потребительский рынок. Оборот розничной торговли по сравнению с 2016 годом в сопоставимых ценах вырос на 1,4%; оборот общественного питания - на 4,0%, объем платных услуг, оказанных населению - на 25,9%.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2017 года к декабрю 2016 года составил 103,8%.
Внешнеэкономическая деятельность. Внешнеторговый оборот с учетом данных взаимной торговли уменьшился на 48,5% по сравнению с 2016 годом.
Инвестиции в основной капитал. Предприятиями и организациями (включая всех хозяйствующих субъектов с учетом досчета на неформальную деятельность) освоено инвестиций в основной капитал на 65,0% больше, чем в 2016 году.
Рынок труда. По сравнению с 2016 годом численность безработных сократилась на 2,8 тыс. человек.
Заработная плата. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по сравнению с 2016 годом увеличилась на 3428 рублей.
Оценка факторов и ограничений экономического роста города Севастополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
В 2017 году экономика города Севастополя демонстрировала в основном положительные тенденции, хотя сохранялись определенные объективные трудности, такие как низкая транспортная доступность, запрет экспорта / импорта продукции в страны ЕС и из них и другие.
Реализация мероприятий ФЦП, государственная поддержка промышленных предприятий, сельхозтоваропроизводителей, малого бизнеса, функционирование свободной экономической зоны, рост инвестиций активизировали развитие отраслей экономики региона.
Однако, в прогнозируемом периоде хозяйственный комплекс города будет оставаться под влиянием ряда проблем:
- высокая зависимость севастопольских производителей от поставок сырья и комплектующих из других регионов;
- недостаточная конкурентоспособность производимой продукции;
- высокий износ и неудовлетворительное общее состояние объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения;
- низкая доступность кредитных ресурсов, жесткие требования к условиям получения потребительских и производственных кредитов;
- запрет экспорта продукции и сырья в страны ЕС,
- невозможность захода иностранных судов в порт города Севастополя.
Прогноз основных параметров социально-экономического развития города Севастополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
Население
Численность населения города Севастополя в среднегодовом исчислении за 2017 год составила 432,7 тыс. человек, что на 2,4% больше, чем в предыдущем году. Численность постоянного населения на 01.01.2018 составила 436,7 тыс. человек.
За счет миграции численность населения увеличилась на 8,7 тыс. человек, что на 36,7% меньше, чем в 2016 году. Коэффициент миграционного прироста в расчете на 10,0 тыс. человек населения снизился с 308,2 в 2016 году до 201,8 в 2017 году, но оставался самым высоким среди субъектов Российской Федерации (среднероссийский коэффициент миграции за 2017 год - 14,4).
Естественная убыль населения увеличилась по сравнению с предыдущим годом в 1,8 раза и составила 0,8 тыс. человек.
В 2019 - 2021 годах демографическая ситуация будет развиваться под влиянием сложившихся процессов воспроизводства и миграции населения.
В прогнозируемом периоде сохранится положительная динамика миграционных процессов, однако темпы ее будут сокращаться, что связано со стабилизацией миграции из других регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Миграционный прирост в 2021 году составит 6,8 тыс. человек против 8,7 в 2017 году.
Валовой региональный продукт
Прогноз объема валового регионального продукта (далее - ВРП) формировался исходя из общих тенденций экономического развития города Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития.
Структура ВРП Севастополя в 2016 году складывалась в основном за счет оптово-розничной торговли и отраслей, предоставляющих услуги, доля которых составляет 50,1%. Удельный вес промышленного производства, производства и распределения энергоносителей, строительства и сельского хозяйства - 21,2%. На государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное страхование пришлось 19,1%, на образование и здравоохранение - 9,5%.
Реальный сектор экономики региона специализируется на судостроении и судоремонте, виноградарстве и виноделии, рыболовстве.
На оценку ВРП в прогнозируемом периоде повлияли макроэкономические условия: инновационное обновление промышленного производства и его спад в отчетном периоде, положительная динамика инвестиций в основной капитал, модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры, укрепление кредитно-денежной политики, а также продолжающиеся санкции в отношении Крыма и Севастополя.
Прогнозируемый рост промышленного производства связан с модернизацией предприятий города и созданием новых производств, расширением сотрудничества предприятий с производителями из других регионов страны, включением предприятий города в вертикально-интегрированные структуры Российской Федерации.
Увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства будет осуществляться за счет повышения производительности и инновационного развития аграрного сектора.
Рост объемов инвестиций в основной капитал в 2018 - 2021 годах будет обеспечен реализацией государственной политики на региональном уровне в направлениях:
- технологическая модернизация и развитие производства, расширение финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики;
- привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных инвестиций во все отрасли экономики региона и обеспечение их эффективного использования;
- запуск и реализация инвестиционных инфраструктурных проектов в форме капитальных вложений;
- рост темпов развития строительного комплекса;
- реализация мероприятий федеральных целевых программ, в первую очередь - ФЦП, обеспечение полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.
Валовой региональный продукт за 2017 год предварительно оценивается в размере 75,3 млрд руб. Ожидается, что к уровню предыдущего года он увеличится на 2%, в 2018 году - на 5,1%; в 2019 году - на 2,4-2,8%, в 2020 году - на 2,0-2,2%, в 2021 году - 1,6-3,5%.
Промышленное производство
В 2017 году по сравнению с 2016 годом индекс промышленного производства составил 89,2%. В обрабатывающей промышленности производство продукции уменьшилось на 12,4%, в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха - на 8,1%. В водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - увеличилось на 26,8%.
Отклонение фактического значения индекса промышленного производства за 2017 год от ранее прогнозируемого (107,7%) обусловлено сокращением производства в ряде отраслей: в производстве мебели (на 41,9%), производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (на 40,2%), производстве пищевых продуктов (на 25,4%), производстве химических веществ и химических продуктов (на 17,6%), производстве одежды (на 13,9%), производстве металлургическом (на 13,6%), тогда как ранее по ним прогнозировался рост производства.
В 2018 - 2021 годах на динамику производства окажут влияние сложившиеся условия роста высоко- и среднетехнологичных производств, выход на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией, прежде всего в традиционных для Севастополя производствах, при сохранении ограничений политико-экономического характера.
Исходя из имеющихся данных по объемам производства (объемам отгрузки, индексу промышленного производства) и учитывая существующую перспективу работы основных промышленных предприятий в текущем году, оценка индекса промышленного производства в 2018 году составила 106,4%.
Показатели на 2019 - 2021 годы рассчитаны с учетом общероссийского прогноза изменения индексов промышленного производства на указанный период: в 2019 году - 103,7-106,6% к 2018 году, в последующие годы - постепенный рост промышленного производства, что связано со стабилизацией производства, ростом инвестиционных вложений в модернизацию промышленности города.
Основными сдерживающими факторами развития промышленности остаются:
- влияние санкций на ограничение захода в Севастополь судов, находящихся под флагом иностранного государства, как следствие отсутствие выгодных контрактов на судоремонтных предприятиях города, уменьшение объемов перевалки грузов в Севастопольском морском порту;
- высокая себестоимость продукции вследствие обременительной логистики (завышенная цена на сырье, материалы);
- низкая загрузка предприятий, в том числе со стороны вертикально-интегрированных структур, определенных в качестве кураторов приказом Минпромторга России;
- ограниченная возможность привлечения заемных средств, так как на территории Республики Крым и города Севастополя отсутствуют кредитные организации, которые предоставляют программы кредитования промышленного сектора экономики на длительный период (5-7 лет) с доступной процентной ставкой.
Сельское хозяйство
В 2017 году производство продукции сельского хозяйства по сравнению с 2016 годом увеличилось на 1,5%, в том числе индекс производства продукции растениеводства составил 102,6%, индекс производства продукции животноводства - 97,1%.
Природно-климатические условия города Севастополя обусловили приоритетным направлением развития сельского хозяйства виноградарство и виноделие.
В 2017 году получен урожай винограда с площади 4,4 тыс. га с валовым сбором 18,3 тыс. т при урожайности 41,84 ц/га (рост к 2016 году - на 19,1%).
При условии реализации государственных программ города Севастополя, направленных на развитие агропромышленного комплекса, возврате неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность, в 2018 году прогнозируется рост объема сельскохозяйственного производства по сравнению с 2017 годом на 4,0%. В последующие годы ожидается рост на 0,9-4,4%.
Строительство
Всеми хозяйствующими субъектами в 2017 году выполнено строительных работ на сумму 11,1 млрд руб., что на 37,8% меньше, чем в 2016 году. В эксплуатацию введено 327 жилых домов с общей площадью жилых помещений 174,3 тыс. кв. метров.
В 2017 году инвестиции в строительство жилья составили 1,1 млрд руб., зданий (кроме жилых) и сооружений - 11,9 млрд руб.
Планируемые мероприятия по строительству и реконструкции объектов городской инфраструктуры за счет средств бюджета города Севастополя предусмотрены государственными программами города Севастополя, в том числе на 2018 год - 704,4 млн руб., 2019 год - 1031,5 млн руб.
Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2022 годы", утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 и от 21.01.2015 N 30 соответственно, предусмотрено финансирование строительства и реконструкции объектов образования и спорта за счет средств федерального бюджета, в том числе в 2018 году - 167,8 млн. руб., в 2019 году - 834,6 млн. руб., в 2020 году -1410,8 млн. руб.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 постановление от 15 апреля 2014 г. признано утратившим силу с 1 января 2018 г.
Торговля и услуги населению. Цены и тарифы
В 2017 году оборот розничной торговли составил 63,3 млрд руб. (в сопоставимых ценах больше на 1,4%, чем в 2016 году), оборот общественного питания - 10,5 млрд руб. (больше на 4,0%), объем платных услуг, оказанных населению - 35,1 млрд руб. (больше на 25,9%).
Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2017 году к 2016 году составил 105,5%, в том числе на продовольственные товары - 101,9%, непродовольственные товары -101,6%, услуги - 121,8%.
Основной вклад в инфляцию в 2018 году (как и в 2017 году) будет вносить рост цен на услуги, что связано с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, энергоносители, услуги общественного транспорта.
Сдерживать рост цен на товары также будет происходящее импортозамещение отечественными продуктами, в результате которого доля продовольственного импорта в товарообороте сократилась и влияние курсовой динамики на продовольственную инфляцию стало слабее.
Ожидается, что индекс потребительских цен за 2018 год к соответствующему периоду предыдущего года составит 103,1%.
В 2019 году прогнозируется, что инфляция достигнет 104,3%. На ее рост повлияет увеличение ставки налога на добавленную стоимость до 20%, увеличение пенсионных доходов населения. Фактором, влияющим на рост инфляции, останется рост тарифов для населения на коммунальные услуги, газоснабжение, электроэнергию.
Тарифы. Действующие тарифы на тепловую энергию для населения не покрывают затрат ресурсоснабжающих организаций на предоставление услуг, в связи с чем продолжена практика установления двух видов тарифов в сфере теплоснабжения. Разница в указанных тарифах погашается из бюджета.
В 2017 году тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения достигли экономически обоснованного уровня.
С 01.01.2018 для категории потребителей "население" на экономически обоснованном уровне установлены тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Индекс тарифов на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей, установлен в соответствии с предельными уровнями тарифов на электрическую энергию (мощность), утвержденными приказом ФАС России от 13.10.2017 N 1354/17, а также планом изменения цен (тарифов) на электрическую энергию в 2018 - 2021 годах.
Сдерживающие факторы развития потребительского рынка:
- отсутствие прямого транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации (увеличение финансовых и временных затрат на транспортировку грузов через паромную переправу);
- отсутствие сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий по производству продуктов питания первой необходимости;
- снижение платежеспособного спроса;
- высокий процент коммерческого кредита;
- высокая арендная плата за помещения для оказания услуг торговли.
Внешнеэкономическая деятельность
Несмотря на продолжающиеся санкции ряда стран по торговле с Крымом и городом Севастополем севастопольские предприятия вышли на рынки стран Азии, Австралии, Южной Америки, где наблюдается спрос на продукцию российских производителей и заинтересованность в экспорте на российский рынок продукции этих стран.
Внешнеторговый оборот города Севастополя по данным таможенной статистики в 2017 году составил 20,3 млн. долларов США (на 19,2 млн. долларов США меньше, чем в 2016 году).
В 2017 году объем экспорта составил 5,4 млн. долларов США, зафиксировав снижение на 10% к 2016 году. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта товаров из города Севастополя по сравнению с 2016 годом увеличилась с 31,6% до 45,2%, доля стран СНГ - уменьшилась с 68,4% до 54,8%.
Объем импорта товаров в 2017 году составил 14,9 млн. долларов США, что в 2,2 раза меньше, чем в предыдущем году. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта товаров сократилась с 90,6% до 72,7%, доля государств - участников СНГ увеличилась с 9,4% до 27,3%.
С учетом сохраняющихся тенденций в области санкционной политики, импортозамещения, расширяющихся внешнеэкономических связей предприятий в 2018 году прогнозируется увеличение объемов экспорта по сравнению с предыдущим годом до 15%, в последующие годы - на 4,0%.
В 2018 году прогнозируется сокращение объемов импорта в 2 раза по сравнению с 2017 годом; в 2019 - 2021 годах - рост на 3,5-6,7%.
Инвестиции
В 2017 году по предварительным данным предприятиями и организациями (по полному кругу хозяйствующих субъектов) освоено инвестиций в основной капитал в размере 30,4 млрд руб., что на 65,0% больше, чем в 2016 году.
Формирование инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций в регион осуществляется в рамках ФЦП и государственных программ города Севастополя. При разработке прогноза учтены итоги ее реализации за прошедший период, достижение значений показателей результативности, эффективности использования средств субсидий, а также основные параметры реализации мероприятий ФЦП в рамках государственных программ города Севастополя.
В 2017 году в рамках 11 соглашений между Минэкономразвития России и Правительством Севастополя освоено 7640,80 млн руб.; за счет средств бюджета города Севастополя - 64,93 млн руб. Введены в эксплуатацию 16 объектов, в том числе: 6 объектов коммунальной инфраструктуры; школа в бухте Казачья, благоустройство дороги с твердым покрытием села Полюшко, 5 модульных врачебных амбулаторий в селах, другие.
В 2018 году предусмотрено софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий ФЦП на общую сумму 11185,14 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 10589,24 млн руб., за счет средств бюджета города Севастополя 595,9 млн руб. Лимиты бюджетных обязательств предусмотрены на выполнение работ по 17 укрупненным мероприятиям капитального строительства и 1 мероприятию по прочим нуждам.
В текущем году введены в эксплуатация 2 детских сада.
В прогнозируемом периоде на 2019 - 2021 годы финансирование мероприятий ФЦП будет осуществлено на условиях софинансирования (95% из федерального бюджета, 5% из бюджета города Севастополя).
Поступление финансирования из федерального бюджета на реализацию мероприятий ФЦП ожидается в объеме: в 2019 году - 18043,28 млн руб., в 2020 году - 27177,84 млн руб., в 2021 году - 8553,66 млн руб. Софинансирование из бюджета города Севастополя составит: в 2019 году - 949,65 млн руб., в 2020 году - 1430,48 млн руб., в 2021 году - 450,11 млн руб.
Реализация ФЦП будет осуществляться по основным мероприятиям:
- обеспечение водоотведения (объем инвестиций на 2019 - 2020 годы за счет средств федерального бюджета - 4634,45 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 243,93 млн руб.);
- строительство и реконструкция дорог (объем инвестиций на 2019 - 2020 годы за счет средств федерального бюджета - 19196,00 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 1010,31 млн руб.);
- развитие здравоохранения (объем инвестиций на 2019 - 2021 годы за счет средств федерального бюджета - 10528,51 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 554,14 млн руб.);
- развитие образования (объем инвестиций на 2019 - 2021 годы за счет средств федерального бюджета - 5244,98 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 276,06 млн руб.);
- создание инфраструктуры для развития туристско-рекреационных кластеров (объем инвестиций на 2019 - 2021 годы за счет средств федерального бюджета - 3710,15 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 195,27 млн руб.).
Эффективным инструментом по привлечению инвестиций в город является создание свободной экономической зоны. Статус участника СЭЗ на 01.01.2018 получили 416 субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность в судостроении и судоремонте, пищевой и рыбной промышленности, приборостроении, строительстве, социальной сфере, медицине, других отраслях. Общий объем задекларированных капитальных вложений составил 4,7 млрд руб., фактически вложено - 3,8 млрд руб. В 2018 году планируется осуществить капитальные вложения в сумме 1,4 млрд руб.; в 2019 году - 0,8 млрд руб.; в 2020 году - 0,3 млрд руб.
В прогнозируемом периоде рост вложений в основной капитал будет связан с внедрением нового оборудования в производственный процесс, развитием транспортной инфраструктуры.
В структуре источников финансирования вложений в основной капитал будет увеличиваться доля собственных средств. Собственные средства в 2018 году, 2019 году и плановом периоде 2020 - 2021 годов в общем объеме инвестиций города Севастополя составят от 10,7% до 17,4%, в том числе за счет инвестиционных программ предприятий электроэнергетики, участников свободной экономической зоны. Доля привлеченных средств сократится за счет снижения уровня государственных капитальных вложений, невысоких темпов роста кредитов, направляемых на инвестиционные цели. Доля кредитных средств останется незначительной.
Доля бюджетного финансирования (с применением программных инструментов) в общем объеме инвестиционных ресурсов останется самой большой. Постепенно будет уменьшаться доля федеральных бюджетных средств и увеличиваться доля средств бюджета города Севастополя.
Денежные доходы населения
Реальные располагаемые денежные доходы населения города Севастополя по оценке Росстата в 2017 году составили 104,4%, что на 6,1 процентных пункта больше, чем по Российской Федерации.
Развитие реального сектора экономики - главного условие для повышения доходов населения, повышения заработной платы работников различных категорий. Предоставление мер социальной поддержки и оказание социальных услуг отдельным категориям позволит сохранить положительную динамику роста реальных располагаемых доходов: ежегодно они будут увеличиваться более чем на 3%. Сократится численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения с 13,5% в 2018 году до 12,9% в 2021 году.
Прожиточный минимум на душу населения будет расти в среднем на 4% в год.
Труд и занятость
По данным выборочных обследований рабочей силы по проблемам занятости, проводимых Росстатом, численность рабочей силы в среднем за 2017 год составила 202,0 тыс. человек, что на 4,7% больше, чем в предыдущем году.
В соответствии с прогнозом баланса трудовых ресурсов города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов среднегодовая численность занятых в экономике в 2017 году составила 183Д тыс. человек (на 11,8 тыс. человек больше, чем в 2016 году).
Стабилизация общеэкономической ситуации в 2017 году способствовала дальнейшему улучшению показателей безработицы по городу Севастополю: уровень безработицы в соответствии с критериями МОТ в среднем за 2017 год составил 4,6% от численности рабочей силы, что на 1,6 процентных пункта меньше показателя за 2016 год. Численность безработных уменьшилась на 2,8 тыс. человек.
На 01.01.2018 численность безработных, состоящих на регистрационном учете, составила 469 человек (на 01.01.2017 - 378). Уровень регистрируемой безработицы составил 0,2% от численности рабочей силы (как и на 01.01.2017).
В предстоящие годы состояние занятости населения будет определяться стабилизацией общеэкономической ситуации, степенью активности спроса на рабочую силу со стороны реального сектора экономики и будет регулироваться масштабами реализации инвестиционных и инновационных проектов, создающих новые рабочие места, эффективностью мероприятий по легализации трудовых отношений.
На протяжении предстоящего периода прогнозируются следующие тенденции:
- увеличение численности рабочей силы на 1 - 2% ежегодно и достижением в 2021 году численности рабочей силы 216 - 219 тыс. человек;
- установление уровня безработицы, рассчитываемого по методологии МОТ, на уровне 4,Ф4,6% от численности рабочей силы при базовом и целевом вариантах прогноза и 4,9 - 5,0% - при консервативном;
- сокращение разрыва между уровнями общей и регистрируемой безработицы, которое будет сопровождаться незначительным (некритичным) ростом уровня регистрируемой безработицы до 0,27 - 0,29% от численности рабочей силы города Севастополя.
Улучшение предпринимательской среды и инвестиционного климата будет сопровождаться дальнейшим ростом занятости населения: в 2018 году по оценке - 186,2 тыс. человек, к 2021 году по прогнозу 196,0 - 197,7 тыс. человек.
В 2017 году сохранилась устойчивая тенденция роста заработной платы, который по отношению к 2016 году составил 114,1%, среднемесячная заработная плата увеличилась с 24,3 до 27,7 тыс. руб.
Высокий уровень заработной платы, превышающий средний показатель по экономике, зафиксирован в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования; финансовой деятельности; научных исследованиях и разработках; в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха; в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении, других.
В прогнозируемом периоде ожидается умеренный рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы: в 2018 году она увеличится в среднем на 9,0% и составит 30,2 тыс. руб., в 2019 году - 32,0-32,3 тыс. руб., в 2020 году - 33,7-34,9 тыс. руб., в 2021 году - 35,8-37,8 тыс. руб. (по вариантам прогноза).
Ожидается, что размер среднего дохода от трудовой деятельности в 2018 году составит 26,7 тыс. руб., в 2019 году - 27,9-28,2 тыс. руб., в 2020 году - 29,3-30,4 тыс. руб., в 2021 году - 31,2-33,0 тыс. руб. (по вариантам прогноза).
Благодаря активизации процессов в основных отраслях экономики города Севастополя сохранится тенденция к увеличению фонда начисленной заработной платы. В 2018 году прогнозируется его рост на 9,4% к 2017 году; к концу 2021 года - на 4,3-8,5%.
Численность иностранных трудовых мигрантов 2017 году составила 3,2 тыс. человек, что на 11,1% меньше по сравнению с 2016 годом. Результаты проведенной оценки эффективности использования иностранной рабочей силы за 2017 год показали эффективность ее привлечения.
Доля иностранных трудовых мигрантов в общей численности занятого населения составила 1,8%, что является основанием для сохранения потребности в привлечении иностранных работников.
По информации Управления МВД РФ по г. Севастополю к 2021 году число иностранной рабочей силы уменьшится в 2,1 раза - до 1,5 тыс. человек, что соответствует тенденции снижения объемов привлечения иностранной рабочей силы в целях защиты регионального рынка труда и обеспечения приоритетного трудоустройства российских граждан.
Привлечение иностранных трудовых мигрантов в 2018 году, 2019 - 2021 годах прогнозируется в строительстве; торговле оптовой и розничной, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов; деятельности гостиниц и предприятий общественного питания.
Финансирование государственных программ города Севастополя
Плановый объем финансирования государственных программ города Севастополя на 2019 - 2021 годы составляет 158462089,31 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 55889543,60 тыс. руб., на 2020 год - 48087266,40 тыс. руб., на 2021 год - 54485279,31 тыс. руб., в том числе:
- по государственной программе города Севастополя "Развитие информационного общества Севастополя в 2017 - 2022 годах", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 865-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 970760,80 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 316285,20 тыс. руб., на 2020 год - 322467,80 тыс. руб., на 2021 год - 332007,80 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие промышленности города Севастополя на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 13.10.2016 N 955-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 4011510,00 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 3932800.0 тыс. руб., на 2020 год - 32000,00 тыс. руб., на 2021 год - 46710.0 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие малого переднего предпринимательства в городе Севастополе на 2018 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 07.09.2017 N 650-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 137559,50 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 27610,00 тыс. руб., на 2020 год - 32753,50 тыс. руб., на 2021 год - 77196.0 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие государственного управления города Севастополя на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.10.2016 N 977-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 7124124,50 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 2060373,20 тыс. руб., на 2020 год - 2050272,60 тыс. руб., на 2021 год - 3013478,70 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие земельных и имущественных отношений в городе Севастополе на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 20.10.2016 N 985-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 480213,70 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 179832,60 тыс. руб., на 2020 год - 145835,10 тыс. руб., на 2021 год - 154546.0 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 20.10.2016 N 1000-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 392193,70 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 102987,70 тыс. руб., на 2020 год - 184329,20 тыс. руб., на 2021 год - 104876,80 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе на 2017 - 2022 годы", утверждена постановлением Правительства Севастополя от 24.10.2016 N 1005-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 16989379,30 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 6133029,00 тыс. руб., на 2020 год - 9028345,70 тыс. руб., на 2021 год -1828004,60 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Жилище на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 N 1010-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 7434249,30 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 2291617,00 тыс. руб., на 2020 год - 2402106,50 тыс. руб., на 2021 год - 2740525,80 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие государственной ветеринарной службы и обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия города Севастополя на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 N 1020-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 641924,50 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 55136,00 тыс. руб., на 2020 год - 26278,40 тыс. руб., на 2021 год - 560510,10 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения в городе Севастополе на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2016 N 1027-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 8196460,90 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 2751608,50 тыс. руб., на 2020 год - 2851460,60 тыс. руб., на 2021 год - 2593391,80 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие физической культуры и спорта. Молодежная политика в городе Севастополе на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2016 N 1047-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 7818079,00 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 2034345,70 тыс. руб., на 2020 год - 1850357,00 тыс. руб., на 2021 год - 3933376,30 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие культуры и туризма города Севастополя на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 07.11.2016 N 1050-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 5372718,90 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 2001438,60 тыс. руб., на 2020 год - 1387144,90 тыс. руб., на 2021 год - 1984135,40 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие образования в городе Севастополе на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1087-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 19573309,80 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 7219803,00 тыс. руб., на 2020 год - 6950878,20 тыс. руб., на 2021 год - 5402628,60 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя N 1090-ПП от 17.11.2016) всего на 2019 - 2021 годы - 23766138,40 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 10175357,00 тыс. руб., на 2020 год - 8759394.20 тыс. руб., на 2021 год - 4831387,20 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Экология и охрана окружающей среды города Севастополя на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1091-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 389532,90 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 114402,0 тыс. руб., на 2020 год - 118200,70 тыс. руб., на 2021 год - 156930.20 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 1725310,90 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 467689,50 тыс. руб., на 2020 год - 628117.20 тыс. руб., на 2021 год - 629504,20 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 N 1112-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 34465503,30 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 7076412,70 тыс. руб., на 2020 год - 4747594,70 тыс. руб., на 2021 год - 22641495,90 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие здравоохранения в городе Севастополе на 2017 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23.11.2016 N 1115-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 17201087,30 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 8563153,80 тыс. руб., на 2020 год - 6194616,30 тыс. руб., на 2021 год - 2443317.20 тыс. руб.;
- по государственной программе города Севастополя "Развитие гражданского общества и создание условий для обеспечения общественного согласия в городе Севастополе на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23.11.2016 N 1030-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 583550,60 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 158656,10 тыс. руб., на 2020 год - 162736,30 тыс. руб., на 2021 год - 262158.20 тыс. руб.;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Республики Крым от 23 ноября 2016 г. следует читать как "N 1130-ПП"
- по государственной программе города Севастополя "Обеспечение общественной безопасности в городе Севастополе на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23.11.2016 N 1134-ПП, всего на 2019 - 2021 годы - 1188482,01 тыс. руб., в том числе на 2019 год - 227006,00 тыс. руб., на 2020 год - 212377,50 тыс. руб., на 2021 год - 749098,51 тыс. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.