В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года":
1. Утвердить Стратегию развития культурной политики Сахалинской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления сферы культуры руководствоваться положениями Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением, при формировании и организации исполнения муниципальных бюджетов, при подготовке проектов муниципальных программ, иных муниципальных нормативных правовых актов в сфере культуры.
3. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости" и разместить на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (www.admsakhalin.ru), на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
4. Настоящее распоряжение вступает в силу с момента его официального опубликования.
Исполняющий обязанности председателя Правительства Сахалинской области |
Д.В. Нестеров |
Стратегия
развития культурной политики Сахалинской области на период до 2030 года
(утв. распоряжением Правительства Сахалинской области
от 21 ноября 2016 г. N 604-р)
1. Общие положения
Сахалинская область - единственный регион в России, полностью расположенный на островах. В состав области входят остров Сахалин и Курильские острова.
Остров Сахалин - крупнейший в России (76,6 тыс. кв. км), вытянут по меридиану на 948 км, при наибольшей ширине 160 км и наименьшей - 26 км, от материка отделен Татарским проливом Японского моря, проливом Невельского, Амурским лиманом и Сахалинским заливом. На юге отделен от японского острова Хоккайдо проливом Лаперуза, с востока омывается Охотским морем.
Курильские острова простираются от южной оконечности Камчатки в юго-западном направлении до острова Хоккайдо (Япония) и являются естественной границей между Охотским морем и Тихим океаном.
Расстояние от областного центра г. Южно-Сахалинска до г. Москвы 10417 км, разница в часовых поясах между ними составляет 8 часов.
Общая площадь территории Сахалинской области равна 87,1 тыс. кв. км.
Сахалинская область - активно развивающийся регион Дальнего Востока Российской Федерации с хорошими темпами роста экономики и масштабными инвестиционными планами развития. Ключевыми направлениями и ориентирами социально-экономического развития области является определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Сахалинской области и динамичного развития региона в долгосрочной перспективе.
Культура играет основополагающую роль в социально-экономическом развитии Сахалинской области, формировании человеческого капитала, обеспечении достойного уровня и качества жизни населения.
Государственная политика в сфере культуры Сахалинской области направлена на обеспечение конституционных прав граждан по созданию, сохранению и освоению культурных ценностей, реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества, обеспечение эффективного научно обоснованного управления культурными процессами, протекающими на территории области, с учетом интересов и запросов населения, анализа состояния отрасли и тенденций ее развития.
Приоритетными направлениями развития сферы культуры области являются комплексная модернизация и активизация инновационной деятельности в целях содержательного, инфраструктурного и технологического обновления деятельности учреждений культуры в соответствии с потребностями жителей области, задачами социально-экономического развития региона.
В области реализуется государственная программа "Развитие сферы культуры в Сахалинской области" на 2014 - 2020 годы.
Многие творческие инициативы области поддержаны на международном и межрегиональном уровнях. Брендами региона стали значимые фестивальные проекты: Сахалинский международный кинофестиваль "Край света", Сахалинский Международный фестиваль военных оркестров "Спасская башня на Сахалине", Международный фестиваль флористики, икебаны и ландшафтного дизайна "Цветы Сахалина", Международный фестиваль национальных культур "Содружество", Сахалинский Международный фестиваль театров кукол "На островах чудес", Межрегиональный театральный фестиваль "Сахалинская рампа" и другие.
В регионе функционируют 345 учреждений культуры, в том числе 16 государственных учреждений и 329 муниципальных учреждений; находится 1846 памятников истории и культуры, из них обеспечены государственной охраной - 159, в том числе федерального значения - 39, регионального значения - 120.
Услуги культуры населению предоставляют частные концертные организации и кинотеатры, располагающие 5 кинозалами. Эти учреждения обеспечивают обслуживание до 30% зрителей и слушателей общего объема посетителей государственных и муниципальных театрально-зрелищных учреждений.
В формировании культурного пространства области участвуют общественные организации и творческие союзы, Сахалинский региональный фонд культуры.
Ежегодно в области проводится свыше 300 мероприятий и культурных акций: театральные премьеры; гастроли творческих коллективов по населенным пунктам; фестивали и конкурсы по развитию народного и любительского самодеятельного творчества, поддержке традиционной народной культуры; мероприятия по развитию детского художественного творчества; научно-практические конференции и другие; проводятся Дни культуры муниципальных образований в областном центре; осуществляется международное и межрегиональное культурное сотрудничество.
Стратегия культурной политики Сахалинской области (далее - Стратегия) определяет цели, задачи, основные направления культурной политики региона до 2030 года.
Стратегия предусматривает развитие культуры, как концептуального ресурса развития области, повышение культурного уровня и качества жизни населения, развитие межрегионального и международного культурно-духовного взаимодействия, меценатства, благотворительности, а также повышения уровня престижа профессии работника культуры в Сахалинской области.
Стратегия ориентирована на создание условий для реального доступа населения к культурным ценностям и информации.
Стратегия представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Сахалинской области в сфере культуры, на основе которых могут быть разработаны и приняты стратегии культурной политики муниципальных образований, государственные и муниципальные программы, комплексы мер, представляющие собой планы конкретных действий.
Настоящая Стратегия основана на положениях Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актах Российской Федерации и Сахалинской области и общепризнанных принципах, и нормах международного права в области культуры и искусства.
В основу настоящей Стратегии легли следующие правовые акты:
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1;
- Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
- Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;
- Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99;
- Государственная программа "Развитие сферы культуры в Сахалинской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 31.07.2013 N 394.
2. Характеристика текущего состояния сферы культуры Сахалинской области
Численность населения Сахалинской области на 01 января 2010 года составила 510,8 тыс. человек, из которых 399,8 тыс. человек (78,3%) проживало в городской местности, 111 тыс. человек (21,7%) - в сельской.
Плотность населения области - 5,9 чел./кв. км. Для сравнения: в среднем по России плотность населения составляет 8,3 чел./кв. км, в Дальневосточном Федеральном округе - 1,0 чел./кв. км.
В южных районах острова, наиболее благоприятных для проживания и более удобных для освоения, составляющих 20% его общей территории, сконцентрировано около 65% населения.
В Сахалинской области отрасль культуры включает 352 сетевые единицы.
За сетевую единицу принимается отдельно расположенное учреждение, в котором оказываются услуги согласно уставной деятельности (но не в рамках ансамблевой или комплексной постройки).
Общая обеспеченность сетевыми учреждениями культуры в соответствии с нормативными значениями, в соответствии с методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации составляет 70%.
По библиотечной сети нехватка общедоступных библиотек составляет две единицы.
В Сахалинской области ведется строительство и разрабатывается ПСД для нескольких культурно-досуговых учреждений. Сложившуюся нехватку досуговых учреждений в количестве 10 единиц планируется сократить в ближайшие семь лет.
22 работника отрасли имеют почетные звания: "Народный артист Российской Федерации", "Народный художник Российской Федерации", "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", "Заслуженный артист Российской Федерации", "Заслуженный художник Российской Федерации".
69 работников имеют региональные почетные звания: "Заслуженный работник культуры Сахалинской области", "Заслуженный педагог Сахалинской области".
64 работника являются лауреатами премии Губернатора Сахалинской области.
Среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры и отраслевого образования увеличилась на 11,5% и составила 24490 рублей.
Существующая сеть государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих услуги населению, создавалась, преимущественно, в советский период на основе действовавших в то время требований к зданиям, оборудованию, численности персонала.
Как следствие, материально-техническая база учреждений культуры в настоящее время не соответствует современным стандартам, информационным и культурным запросам населения области.
В целом государственные учреждения находятся в удовлетворительном состоянии. Необходимо завершить ремонтные работы в отдельно стоящем здании художественного музея для размещения центра русской культуры с экспозицией.
Требуется также ремонт трех объектов культурного значения: здание областного краеведческого музея и два здания в г. Александровске-Сахалинском.
Процент износа государственных учреждений культуры не превышает 30%.
Наименование учреждений |
Аварийные |
Требующие капитального ремонта |
||
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
|
Библиотеки |
0 |
0 |
1 |
1 |
Зоопарк |
1 |
1 |
2 |
1 |
Музеи |
4 |
2 |
7 |
6 |
Филармония |
1 |
1 |
0 |
0 |
ИТОГО |
6 |
4 |
10 |
8 |
Необходимо отметить, что Государственной программой "Развитие сферы культуры в Сахалинской области" на 2014 - 2020 годы ежегодно предусматриваются средства для проведения ремонтно-реставрационных работ, капитального ремонта учреждений культуры и приобретение необходимого технологического оборудования.
В 2014 году по Сахалинской области в разрезе муниципальных образований доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, составляет 8,3 - 76,3%. Самый низкий уровень наблюдается в муниципальном образовании "Городской округ Ногликский" - 8,3%, самый высокий уровень достигнут в муниципальном образовании городской округ "Город Южно-Сахалинск" - 76,3%.
В 2015 году по Сахалинской области в разрезе муниципальных образований доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, находится в пределах 12 - 76,3%. Самый низкий уровень наблюдается в муниципальном образовании Корсаковский городской округ (12%), самый высокий уровень достигнут в муниципальном образовании городской округ "Охинский" (76,3%).
Общий свод по аварийным зданиям учреждений культуры и нуждающимся в капитальном ремонте.
Наименование учреждений |
Аварийные |
Требующие капитального ремонта |
||
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
|
Библиотеки |
2 |
0 |
37 |
27 |
КДУ |
3 |
4 |
32 |
29 |
ДШИ |
0 |
0 |
10 |
8 |
Музеи |
1 |
1 |
3 |
4 |
ИТОГО |
6 |
5 |
82 |
68 |
Учреждениям культуры требуются отдельные здания, так как большая часть из них расположена в приспособленных помещениях, необходима модернизация в соответствии с растущими потребностями и нуждами населения, обновление устаревающего оборудования, капитальный ремонт.
Более 50% существующих учреждений на сегодняшний день находятся в аварийных или приспособленных помещениях.
Необходимо строительство 13 новых домов культуры в шести районах области:
- Корсаковский район (с. Соловьевка, с. Чапаево);
- Поронайский район (с. Малиновка, с. Вахрушево, г. Поронайск);
- Долинский район (с. Быков, с. Сокол);
- Тымовский район (села Адо-Тымово, Восход, Воскресеновка, Красная Тымь);
- Южно-Курильский район (с. Малокурильское);
- Шахтерское городское поселение.
Открытыми остаются вопросы по строительству новых музеев в Тымовском, Ногликах, которые сегодня находятся в приспособленных помещениях, что недопустимо в рамках сохранения государственного музейного фонда. В г. Холмске необходимо продолжить работу по проектированию и последующему строительству нового музея. В г. Долинске прекратилось финансирование по реконструкции здания для музея и архива.
В приспособленных помещениях размещаются ДШИ и музей в г. Томари.
В г. Александровске-Сахалинском необходимо комплексно решать вопрос о строительстве новой ДШИ и реконструкции площади, так как ремонт и строительство в разные периоды времени будут негативно влиять на непрерывное функционирование ДШИ и посещения площади и ДК.
Срочному ремонту подлежат учреждения культуры в муниципальных образованиях Корсаковский городской округ и "Невельский городской округ", так как в результате циклона 02 октября 2015 года в данных муниципалитетах пострадали фасады и крыши в домах культуры. Необходимо финансирование для завершения капитального ремонта сельских домов культуры с. Стародубское, с. Советское, с. Углезаводск, ремонта ДШИ в г. Курильске.
В этих условиях государственным и муниципальным учреждениям культуры области все сложнее конкурировать с другими организациями в борьбе за свободное время граждан.
Особого внимания требуют муниципальные учреждения культуры и отраслевого образования, находящиеся в труднодоступных населенных пунктах области и нуждающиеся в предоставлении различных форм государственной поддержки.
Успешное развитие сферы культуры является необходимым условием достижения стратегических целей и решения приоритетных задач Правительства Сахалинской области в долгосрочной перспективе.
Существуют проблемы, негативно влияющие на качество культурного продукта, его востребованность населением и степень удовлетворенности полученной услугой.
К ним можно отнести:
- отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;
- заметное снижение культурно-образовательного уровня населения;
- региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры;
- инфраструктура культуры не отвечает вызовам нового времени, высокая степень износа материально-технической базы учреждений (зданий, оборудования, реквизита и т.д.);
- дефицит квалифицированных кадров (необеспеченность жильем, недостаточный приток молодых кадров);
- несформированность внутренних стимулов к проектной деятельности и инновациям в сфере культуры;
- отсутствие эффективного менеджмента и маркетинга;
- медленные темпы перехода от управления затратами к управлению результатами.
Сохранение проблем, сложившихся в сфере культуры, может повлечь за собой ухудшение качества жизни населения области, снижение исторической, экологической и духовно-нравственной культуры населения, разрушение системы культурных ценностей, подмену их массовой псевдокультурой, разрушающей нравственные устои общества, обострение социальных, в том числе национально-этнических, этноконфессиональных проблем, усиление миграционного оттока, появление угроз национальной безопасности.
3. Цели, основные задачи и приоритетные направления реализации Стратегии
Во исполнение Основ государственной культурной политики и в соответствии со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года основными целями культурной политики Сахалинской области являются:
- формирование гармонично развитой личности;
- создание условий для воспитания граждан;
- сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
- передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев;
- создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
- обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям.
Основные задачи развития культурной политики Сахалинской области:
- обеспечить сохранность и эффективное использование историко-культурного наследия;
- создать условия для равного доступа населения к культурным благам и услугам;
- создать эффективную систему поддержки инициатив в сфере культуры;
- сохранить и развить традиции народной культуры;
- поддержать детское и молодежное творчество, образование в сфере культуры;
- обеспечить комплексную модернизацию учреждений культуры области;
- сформировать и продвигать культурные бренды (яркие отличительные образы) Сахалинской области.
Приоритетными направлениями развития культурной политики Сахалинской области являются:
- укрепление единого культурного пространства Сахалинской области;
- создание условий для обеспечения равного доступа различных социальных групп граждан к культурным ценностям;
- совершенствование региональной правовой базы в сфере культуры;
- формирование кадрового потенциала в сфере культуры;
- поддержка и развитие образования в области культуры;
- развитие международного и межрегионального сотрудничества;
- формирование благоприятного и привлекательного имиджа Сахалинской области как одного из культурных центров Дальневосточного региона;
- сохранение и развитие материального, нематериального, аудиовизуального и историко-документального культурного наследия Сахалинской области;
- модернизация материально-технической базы учреждений культуры;
- совершенствование механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций путем предоставления на конкурсной основе грантов и субсидий из бюджета Сахалинской области.
4. Механизм реализации Стратегии
Достижение цели и решение задач Стратегии осуществляется на основе проведения основных мероприятий:
- сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- развитие библиотечного дела;
- развитие музейного дела;
- развитие театрального искусства;
- развитие исполнительских искусств;
- развитие киноискусства;
- развитие культурно-досугового обслуживания населения;
- поддержка традиционной народной культуры;
- прочие мероприятия в сфере культуры;
- развитие социально-культурной деятельности;
- поддержка и развитие отраслевого образования, кадрового потенциала сферы культуры, комплексное совершенствование системы управления;
- обеспечение на дому лежачих инвалидов и инвалидов-колясочников доступом к книжным фондам, газетам и журналам;
- развитие инфраструктуры и модернизация объектов культуры и отраслевого образования.
Непосредственными результатами реализации мероприятий Стратегии станут:
- обеспечение сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- увеличение доли объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, состояние которых является удовлетворительным (не требуется проведения противоаварийных работ и капитального ремонта);
- повышение охвата населения Сахалинской области библиотечным обслуживанием;
- увеличение среднего числа посещений библиотек;
- внедрение информационных технологий и создание качественных электронных ресурсов библиотек, увеличение доли оцифрованных изданий от общего объема фондов библиотек;
- увеличение среднего числа книговыдач в библиотеках;
- увеличение количества экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек;
- обеспечение сохранности и использования музейного фонда Сахалинской области, развитие музеев;
- увеличение числа выставок;
- увеличение среднего числа зрителей на мероприятиях театров;
- увеличение числа зрителей на мероприятиях концертных учреждений культуры, самостоятельных коллективов;
- увеличение числа посещений мероприятий учреждений культуры, осуществляющих кинопоказ;
- обеспечение вовлечения всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
- увеличение числа участников клубных формирований;
- увеличение числа посетителей мероприятий учреждений культурно-досугового типа, зооботанического парка;
- увеличение числа посещений культурно-досуговых мероприятий;
- обеспечение поддержки деятелей культуры Сахалинской области;
- обеспечение поддержки творческих союзов (объединений);
- обеспечение поддержки дарований и творческих инициатив населения;
- обеспечение поддержки организаций культуры;
- обеспечение преемственности культурных традиций;
- создание условий, обеспечивающих сохранение и восстановление разнообразных видов и форм традиционной народной культуры, определяющих самобытность культуры народов Сахалинской области;
- совершенствование системы управления в сфере установленных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Сахалинской области;
- формирование положительного имиджа Сахалинской области;
- повышение профессионального рейтинга региональных учреждений культуры и отраслевого образования;
- повышение доступности и качества услуг культуры и отраслевого образования;
- увеличение численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников подведомственных учреждений министерства культуры и архивного дела Сахалинской области;
- создание высокопроизводительных рабочих мест;
- создание условий для безопасного пребывания граждан в учреждениях культуры;
- обеспечение противопожарной и антитеррористической безопасности;
- обеспечение деятельности коллективов учреждений культуры с соблюдением безопасных условий труда;
- обеспечение сохранности фондов, предотвращение несанкционированных выносов культурных объектов хранения в музеях и библиотеках;
- увеличение доли зданий учреждений отрасли, прошедших капитальный ремонт, из числа нуждающихся в нем;
- увеличение доли учреждений отрасли, оснащенных специализированным оборудованием и музыкальными инструментами, к числу учреждений, нуждающихся в них;
- обеспечение проведения строительства и мероприятий по текущему и капитальному ремонту зданий государственных и муниципальных учреждений культуры и отраслевого образования;
- увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях;
- сохранение контингента обучающихся по программам среднего профессионального образования;
- увеличение доли руководителей и специалистов учреждений культуры и отраслевого образования, прошедших повышение квалификации/переподготовку;
- увеличение доли подведомственных учреждений, охваченных независимой системой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, от общего числа таких учреждений;
- обеспечение доступа в соответствии с заявленной потребностью лежачих инвалидов и инвалидов-колясочников к книжным фондам, газетам и журналам;
- увеличение доли обновленных государственных учреждений культуры и отраслевого образования от общего числа таких учреждений до 25%.
5. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
- достижение высокого уровня качества человеческого капитала как стратегического ресурса для благополучия граждан, общества, экономики Сахалинской области;
- создание эффективной системы сохранения, охраны, использования и развития культурного наследия;
- создание благоприятной социокультурной среды для реализации человеком его творческого потенциала;
- значимые достижения российского и международного уровня в профессиональной творческой деятельности;
- обеспечение доступа всех граждан к культурным ценностям, знаниям, информации;
- воспитание гармонично развитой личности;
- высокий уровень развития науки и образования в области культуры и искусства;
- формирование имиджа Сахалинской области как одного из ведущих культурных центров России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 21 ноября 2016 г. N 604-р "Об утверждении Стратегии развития культурной политики Сахалинской области на период до 2030 года"
Настоящее распоряжение вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 25 ноября 2016 г., в газете "Губернские ведомости" от 18 января 2017 г. N 7