27 марта 2017 года в избирательную комиссию Сахалинской области (далее - Комиссия) поступила жалоба С.Н. Гусева на решение Охинской территориальной избирательной комиссии (далее - Охинская ТИК) от 24 марта 2017 года N 48/197 "Об отказе в удовлетворении заявления Гусева С.Н. о признании несостоятельным решения Охинской ТИК от 22 марта 2017 года N 46/192 "Об отмене решения Охинской ТИК от 13 марта 2017 года N 45/191 в части признания Гусева С.Н. избранным главой муниципального образования городской округ "Охинский".
В ходе проверки доводов жалобы установлено следующее.
13 марта 2017 года Охинской ТИК принято решение N 45/191 об итогах голосования на территории муниципального образования городской округ "Охинский", выборы признаны состоявшимися и действительными (п. 1 решения), Гусев Сергей Николаевич признан избранным на должность главы муниципального образования городской округ "Охинский" (п. 3 решения).
Решением Охинской ТИК от 22 марта 2017 года N 46/192 "Об отмене решения Охинской ТИК от 13 марта 2017 года N 45/191 в части признания Гусева С.Н. избранным главой муниципального образования городской округ "Охинский" отменено решение Охинской ТИК от 13 марта 2017 года N 45/191 в части признания избранным на должность главы муниципального образования городской округ "Охинский" Гусева Сергея Николаевича.
23 марта 2017 года вх. N 349 Гусев С.Н. обратился в Охинскую ТИК с заявлением от 22.03.2017 г. о признании несостоятельным решения Охинской ТИК от 22 марта 2017 года N 46/192 "Об отмене решения Охинской ТИК от 13 марта 2017 года N 45/191 в части признания Гусева С.Н. избранным главой муниципального образования городской округ "Охинский".
По итогам рассмотрения заявления Гусева С.Н. Охинской ТИК 24 марта 2017 года принято решение N 48/197, пунктом 1 которого в удовлетворении заявления Гусева С.Н. о признании несостоятельным решения Охинской ТИК от 22 марта 2017 года N 46/192 "Об отмене решения Охинской ТИК от 13 марта 2017 года N 45/191 в части признания Гусева С.Н. избранным главой муниципального образования городской округ "Охинский" отказано.
Пунктом 2 указанного решения Гусеву С.Н. разъяснено право на обжалование решения Охинской ТИК от 13 марта 2017 года N 45/191 в части признания избранным на должность главы муниципального образования городской округ "Охинский" Гусева Сергея Николаевича в компетентный суд или вышестоящую избирательную комиссию.
Пунктом 3 указанного решения контроль за исполнением данного решения возложен на председателя Охинской территориальной избирательной комиссии Суржукову Наталью Михайловну.
В своей жалобе в избирательную комиссию Сахалинской области на решение Охинская ТИК от 24 марта 2017 года N 48/197 Гусев С.Н. указывает, что с принятым решением не согласен, считает его принятым по формальным основаниям, противоречащим требованиям законодательства о выборах главы муниципального образования ГО "Охинский".
Ссылаясь на пункт б) части 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федерального закона) просит отменить решение Охинской ТИК от 22 марта 2017 года N 46/192 "Об отмене решения Охинской ТИК от 13 марта 2017 года N 45/191 в части признания Гусева С.Н. избранным главой муниципального образования городской округ "Охинский" и принять решение по существу.
По запросу избирательной комиссии Сахалинской области Охинской ТИК представлены материалы по существу обращения Гусева С.Н. и пояснение по вопросам, рассматриваемым Комиссией.
В своем пояснении от 4 апреля 2017 года N 171 Охинская ТИК указывает на то, что решение по заявлению Гусева С.Н. принималось коллегиально в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", заявление Гусева С.Н. Охинской ТИК по существу не рассматривалось, ему были даны разъяснения об отсутствии права избирательных комиссий по признанию ранее принятых ими решений несостоятельными.
Федеральным законодательством, законодательством Сахалинской области определен порядок рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также полномочия избирательных комиссий по рассмотрению жалоб и принятию соответствующих решений.
Так, частью 6 статьи 75 Федерального закона решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из решений, установленных пунктами а), б), в) части 6 статьи 75 Федерального закона.
В силу пункта з) части 9 статьи 26 Федерального закона в полномочия территориальной комиссии входит рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений.
Аналогичные полномочия установлены Федеральным законом в отношении избирательной комиссии муниципального образования: в соответствии с пунктом и) части 10 статьи 24 рассматривает жалобы (заявления) на решения, действия (бездействие) нижестоящих комиссий.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Сахалинской области от 11 апреля 2008 года N 26-ЗО "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области" система вышестоящих и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума устанавливается в соответствии с законами, на основании которых проводятся выборы, референдумы соответствующего уровня в Сахалинской области.
Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 13 сентября 2007 года N 5/29 полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ "Охинский" по проведению муниципальных выборы возложены на Охинскую территориальную избирательную комиссию.
В силу части 6 статьи 20 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года N 35-ЗО "О муниципальных выборах в Сахалинской области", на основании которого проводились выборы главы муниципального образования городской округ "Охинский", при подготовке и проведении выборов главы муниципального образования избирательная комиссия муниципального образования является вышестоящей для участковых избирательных комиссий.
Следовательно, Охинская территориальная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов главы муниципального образования городской округ "Охинский" является вышестоящей только для участковых избирательных комиссий и компетентна рассматривать жалобы (заявления) на решения, действия (бездействие) участковых избирательных комиссий.
Вместе с тем, в нарушение приведенных норм избирательного законодательства, Охинская территориальная избирательная комиссия рассмотрела жалобу на собственное решение от 22 марта 2017 года N 46/192 и отказала заявителю Гусеву С.Н. в его удовлетворении.
При этом пункт 4 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на который ссылается Охинская ТИК в качестве основания для принятого решения, не устанавливает основания для рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, а указывает на обязанность рассматривать обращения о нарушении закона (в том числе, со стороны иных участников избирательного процесса - кандидатов, избирательных объединений, уполномоченных представителей).
Документы, изученные в ходе проверки, свидетельствуют о том, что заявление Гусева С.Н. от 22 марта 2017 года являлось жалобой на решение Охинской ТИК от 22 марта 2017 года N 46/192 и было рассмотрено Охинской ТИК по существу, о чем свидетельствует протокол заседания Охинской ТИК от 24 марта 2017 года N 48.
Таким образом, Охинской территориальной избирательной комиссии решение от 24 марта 2017 года N 48/197 об отказе в удовлетворении заявления Гусева С.Н. принято с превышением установленной компетенции и, в силу части 11 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подлежит отмене.
Следует отметить, что в решении Охинской ТИК от 24 марта 2017 года N 48/197 содержится правомерное указание на отсутствие у Охинской ТИК компетенции по признанию несостоятельным решения от 22 марта 2017 года, а также указание на возможность Гусева С.Н. обжаловать указанное решение в компетентный суд (и) или в вышестоящую избирательную комиссию в порядке статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В связи с этим, решение Охинской ТИК, формализованное в пункте 2 обжалуемого решения от 24 марта 2017 года N 48/197, принято правомерно. В указанной части жалоба Гусева С.Н. подлежит оставлению без удовлетворения.
Охинской территориальной избирательной комиссии, при получении жалобы Гусева С.Н. на решение Охинской ТИК от 22 марта 2017 года N 46/192, надлежало направить жалобу с проложенными к ней документами в адрес избирательной комиссии Сахалинской области для рассмотрения по компетенции. В частности, пунктом 4.5. инструкции по делопроизводству в Охинской территориальной избирательной комиссии, утвержденной решением Охинской ТИК от 06.09.2016 г. N 15/92, предусмотрено направление письменных обращений граждан, содержащих вопросы, рассмотрение которых не относится к компетенции Охинской ТИК, в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, к компетенции которых находится решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением граждан, направивших обращение, о переадресации обращений.
С учетом того, что Гусевым С.Н. в Охинский городской суд в направлено административное исковое заявление от 26.03.2017. о признании незаконным решения Охинской ТИК от 22 марта 2017 года N 46/192, которое 31 марта 2017 года удовлетворено судом, решение по существу жалобы Гусева С.Н. избирательной комиссией Сахалинской области не принимается.
С учетом изложенного, руководствуясь частями 6, 7 статьи 75, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательная комиссия Сахалинской области постановляет:
1. Удовлетворить жалобу Гусева Сергея Николаевича частично.
2. Отменить пункт 1 решения Охинской территориальной избирательной комиссии от 24 марта 2017 года N 48/197 в части отказа в удовлетворении заявления Гусева Сергея Николаевича о признании несостоятельным решения Охинской территориальной избирательной комиссии от 22 марта 2017 года N 46/192 "Об отмене решения Охинской ТИК от 13 марта 2017 года N 45/191 в части признания Гусева С.Н. избранным главой муниципального образования "Охинский".
3. Направить информацию о принятом решении Гусеву Сергею Николаевичу.
4. Направить настоящее постановление в Охинскую территориальную избирательную комиссию, опубликовать в сетевом издании "Вестник избирательной комиссии Сахалинской области".
Председательствующий, заместитель председателя комиссии |
В.В. Дернейко |
Секретарь комиссии |
М.В. Андриянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Избирательной комиссии Сахалинской области от 5 апреля 2017 г. N 12/51 "О рассмотрении жалобы С.Н. Гусева на решение Охинской территориальной избирательной комиссии от 24 марта 2017 года N 48/197"
Текст постановления официально опубликован не был