Постановление Избирательной комиссии Сахалинской области от 15 июня 2017 г. N 17/106
"О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой избирательной комиссией Сахалинской области подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва"
Информация о внесении изменений в настоящий документ содержится в документе: Постановление Избирательной комиссии Сахалинской области от 9 июля 2017 г. N 22/157
Руководствуясь пунктом 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 20 Закона Сахалинской области "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области" с целью оказания правовой и методической помощи окружным избирательным комиссиям при проведении выборов депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва, избирательная комиссия Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва (прилагаются).
1.2. Процедуру проведения случайной выборки представленных избирательными объединениями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов.
1.3. Рекомендации по оформлению папок с подписными листами, списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию Сахалинской области.
2. Окружным избирательным комиссиям рекомендовать:
2.1. Разработать и утвердить процедуру проведения случайной выборки представленных подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва.
2.2. Использовать утвержденные настоящим постановлением рекомендации по оформлению папок с подписными листами, списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию Сахалинской области.
3. Направить настоящее постановление в окружные избирательные комиссии, в том числе после их сформирования, и опубликовать в сетевом издании "Вестник избирательной комиссии Сахалинской области".
Председатель комиссии |
В.В. Черкасова |
Секретарь комиссии |
М.В. Андриянова |
Утверждены
постановлением избирательной
комиссии Сахалинской области
от 15.06.2017 г. N 17/106
Методические рекомендации
по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва
I. Организационно-правовые аспекты приема и проверки подписных листов
1.1. Нормативная база
Основные обязательные требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, приему и проверке подписных листов установлены статьями 37 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), статьями 25, 27, 28 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" (далее - Закон о выборах депутатов). Данными нормами определяются порядок заполнения и заверения подписных листов и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, а приложением 4.1 к Федеральному закону установлена форма подписного листа, представляемого в избирательную комиссию Сахалинской области на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу.
1.2. Организация работы
До начала избирательной кампании необходимо решить все вопросы организационного и материально-технического обеспечения работы по приему и проверке подписных листов.
Прием и проверку подписных листов осуществляет Рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в избирательную комиссию Сахалинской области при проведении выборов депутатов Сахалинской областной Думы (далее - Рабочая группа), положение о которой утверждено постановлением избирательной комиссией Сахалинской области от 31.05.2017 N 15/79.
Согласно части 2 статьи 28 Закона о выборах депутатов к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета, а также иных государственных органов.
Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Частью 21 статьи 28 Закона о выборах депутатов предусмотрено обязательное использование Регистра избирателей, участников референдума (далее - Регистр) для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях.
В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о выборах депутатов при проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
О соответствующей проверке должен извещаться уполномоченный представитель избирательного объединения или доверенное лицо избирательного объединения, представившего установленное количество подписей избирателей.
Их информирование о проведении указанных процедур осуществляется письменным извещением с уведомлением (телеграмма) либо непосредственно или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи извещений.
II. Прием подписных листов
2.1. Порядок приема подписных листов и иных связанных с ними документов
В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона о выборах депутатов в случае если в поддержку списка кандидатов осуществлялся сбор подписей избирателей, то наряду с другими документами в избирательную комиссию Сахалинской области представляются:
подписные листы с подписями избирателей. Подписные листы должны быть пронумерованы и сброшюрованы;
протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах;
документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;
список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 25 Закона о выборах депутатов;
письменное уведомление каждого кандидата, включенного в список кандидатов о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Количество подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, и их максимальное количество, представляемое в Комиссию, утверждены частью 2 статьи 25 Закона Сахалинской области и определены постановлением Комиссии от 31.05.2017 N 15/78 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата, списка кандидатов и количестве подписей избирателей, подлежащих проверке, на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва 10 сентября 2017 года". В соответствии с данными правовыми актами количество подписей, необходимое для регистрации, составляет 1912, максимальное количество подписей, которое допускается представить в Комиссию, - 2103.
Форма протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва и форма списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва установлены приложениями N 17, 18, 18.1.
Подписные листы и иные связанные с ними документы принимаются Рабочей группой наряду с другими документами, представляемыми для регистрации уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.
Документы считаются представленными в установленный законом срок, если уполномоченный представитель избирательного объединения внес оформленные в соответствии с требованиями Закона о выборах депутатов документы, в том числе все подписные листы, в помещение избирательной комиссии до истечения установленного срока. При этом обеспечивается беспрепятственный проход лиц, представляющих документы, в соответствующее помещение.
При приеме документов проверяются наличие документов, необходимых для регистрации списка кандидатов, а также их соответствие утвержденной форме либо присутствие в них всех необходимых данных. В отношении подписных листов проверяется соответствие количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству путем полистного пересчета, при этом проверяется правильность нумерации подписных листов.
В случае выявления нарушения нумерации подписных листов в нее могут вноситься изменения уполномоченным представителем избирательного объединения.
При проверке соответствия количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству используется второй экземпляр протокола об итогах сбора подписей, на котором делаются пометки в случае несовпадения количества представленных подписей их заявленному количеству.
В случае выявления нарушений нумерации подписных листов они устраняются уполномоченным представителем избирательного объединения в следующем порядке: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (10-1, 10-2, 10-3); при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11,10-11-12).
При необходимости проверки большого объема подписных листов может быть организована двухсменная работа.
После завершения данной проверки каждая папка с подписными листами заверяется печатью избирательной комиссии.
При приеме списка лиц, осуществлявших сбор подписей, также проверяется нумерация листов и записей.
Число записей в протоколе об итогах сбора подписей должно равняться числу представленных папок с подписными листами.
В целях ускорения процедуры приема подписных листов, облегчения и ускорения последующей проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, при подготовке подписных листов к сдаче в избирательную комиссию следует дать рекомендации по оформлению папок с подписными листами. Например, формировать папки таким образом, чтобы каждая папка содержала не более 200 подписных листов.
2.2. Уточнение протокола об итогах сбора подписей
В случае если по результатам проверки соответствия количества подписных листов либо подписей избирателей, указанных в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству выявлены расхождения, то составляется новый протокол, в который вносятся соответствующие изменения, после чего протокол подписывается уполномоченным представителем избирательного объединения.
Уточненный протокол может быть составлен и распечатан непосредственно в избирательной комиссии (при наличии технических средств) и оформляется как приложение к представленному протоколу об итогах сбора подписей.
3. Проверка подписных листов
3.1. Порядок проверки подписных листов
Проверке подлежат все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки в соответствии с процедурой проведения случайной выборки представленных избирательными объединениями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, утвержденной постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 15.06.2017 N 17/___.
Согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона после представления подписных листов в избирательную комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается.
В соответствии с часть 7 статьи 28 Закона о выборах депутатов проверке и учету не подлежат подписи избирателей, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это ими специально оговорено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в избирательную комиссию.
Частью 4 статьи 28 Закона о выборах депутатов также установлено, что в случае, если общее количество представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, превышает предел, установленный частью 13 статьи 25 настоящего Закона, то проверке не подлежат последние по счету излишние подписи избирателей.
Проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист.
Проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений.
По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной.
Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
Условно экспертов можно разделить на две группы: эксперты-почерковеды и иные эксперты.
Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов. Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.
Каждая запись изучается экспертом-почерковедом визуально. Иные эксперты при проверке подписных листов используют специальные знания и сведения, имеющиеся в информационных базах данных соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Согласно части 17 статьи 28 Закона о выборах проверка подписных листов должна быть завершена не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, так как именно в этот срок должен быть составлен итоговый протокол проверки подписных листов, копия которого передается уполномоченному представителю избирательного объединения.
3.2. Основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными
Согласно части 11 статьи 28 Закона о выборах депутатов недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом (за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 части 9 статьи 25 Закона о выборах депутатов), на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Во всех остальных случаях подпись избирателя в подписном листе может признаваться только недействительной.
Согласно пункту 64 статьи 38 Федерального закона недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Основания для признания подписей недействительными установлены в соответствии с Федеральным законом частью 12 статьи 28 Закона о выборах депутатов.
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения дат и слов, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства.
Проверку рекомендуется осуществлять в порядке исключения оснований для признания подписей недействительными и недостоверными поэтапно.
I этап. Первоначально все отобранные подписные листы необходимо проверить на соответствие форме, приведенной в приложении 4.1 к Федеральному закону, а также на наличие обязательных сведений, установленных частями 3.1 и 4 статьи 25 Закона о выборах депутатов. Кроме того, проверяющий должен установить, что подписные листы изготовлены за счет средств избирательного фонда избирательного объединения, что подтверждает представляемый в комиссию документ об оплате изготовления подписных листов (часть 3 статьи 25 Закона о выборах депутатов).
В случае несоблюдения указанных требований все подписи избирателей, содержащихся в таких подписных листах, признаются недействительными (пункт 13) (здесь и далее делается ссылка на соответствующий пункт части 12 статьи 28 Закона о выборах депутатов).
II этап. Далее рекомендуется проверить наличие, полноту и достоверность "заверительных" подписей и дат на подписных листах с учетом требований части 10 статьи 25 Закона о выборах депутатов.
Невыполнение указанной нормы Закона о выборах депутатов либо допущенные при ее выполнении нарушения влекут признание всех подписей, содержащихся в подписном листе, недействительными (пункт 8). При проверке полноты сведений о лице, собиравшим подписи, уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, необходимо обратить внимание на то, что датой рождения является число, месяц и год рождения лица, адрес места жительства указывается в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона, для определения органа, выдавшего паспорт или заменяющий документ, достаточно указать его наименование либо код этого органа. Наличие наименования и кода органа не будет являться основанием для признания подписей недействительными.
Недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее заверительной подписи уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов (пункт 14).
III этап. Затем Рабочая группа приступает к проверке каждой подписи избирателя и сведений об избирателе, содержащихся в подписных листах.
Если к проверке в установленном порядке привлечен эксперт, рекомендуется первоначально предоставить подписные листы эксперту для выявления недостоверных подписей согласно части 11 статьи 28 Закона о выборах депутатов и недействительных подписей по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 12.
Выводы эксперта отражаются в ведомости проверки подписных листов либо излагаются в ином письменном документе. Письменное заключение эксперта может содержать выводы в отношении подписи (подписей) и иных сведений как одного, так и нескольких лиц. В случае, если эксперт затрудняется сделать однозначный вывод в отношении соответствующей подписи (сведений, даты), то комиссии не рекомендуется признавать такие подписи недостоверными и (или) недействительными.
Соответствие сведений об адресе, паспортных данных избирателя действительности, необходимо проверить с привлечением специалистов органов регистрационного учета, системного администратора.
При обнаружении специалистами органов регистрационного учета в подписных листах сведений об избирателях, которые вызывают сомнения (например, в сведениях содержатся данные недействительного паспорта), эти сведения первоначально проверяются с использованием Регистра.
Также с использованием Регистра проверяются сведения об избирателях, отобранные проверяющими.
В случае выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных о гражданине следует направлять запрос в орган регистрационного учета по форме согласно приложению N 1 к настоящим рекомендациям. При этом направление в данный орган сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра недопустимо.
На основании справки соответствующего органа регистрационного учета, подтверждающей недействительность данных, указанных в подписном листе, подпись признается недействительной (пункт 2).
Вместе с тем если специальных знаний эксперта достаточно для дачи заключения без направления запроса в соответствующий орган, то подпись может быть признана недействительной на основании его заключения.
Далее подписи избирателей можно проверять по следующим блокам:
1) Даты.
Подпись избирателя является недействительной, если она внесена в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществившим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов (пункт 9).
Наличие исправления в дате внесения избирателем подписи в подписной лист является основанием признания ее недействительной, если такое исправление специально не оговорено лично избирателем (пункт 5).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о выборах депутатов сбор подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов начинается со дня оплаты изготовления подписных листов. Таким образом, подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня оплаты изготовления подписных листов, являются недействительными (пункт 10).
2) Сведения об избирателях.
Согласно части 9 статьи 25 Закона о выборах депутатов избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер (номер) паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Подпись в поддержку выдвижения списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Отсутствие каких-либо данных об избирателе, указанных в приведенной норме Закона, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи является основанием для признания подписи недействительной (пункт 3).
Частью 9 статьи 25 Закона о выборах депутатов также установлено, что сведения об избирателях вносятся в подписной лист только рукописным способом, использование карандашей не допускается. Иное влечет признание подписи избирателя недействительной (пункт 4).
Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 8, 13, 14 и 15 части 12 статьи 28 Закона о выборах депутатов.
3) Иные основания.
Пункт 11 предусматривает в качестве основания для признания подписи недействительной нарушение требований части 8 статьи 25 Закона о выборах депутатов, а именно, сбор подписей с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат.
Подобные нарушения могут быть установлены в ходе проверок, проводимых избирательной комиссией Сахалинской области по поступившим обращениям (жалобам), а также из сообщений органов внутренних дел и органов прокуратуры по результатам проводимых ими проверок.
Недействительной является подпись при отсутствии у проставившего ее лица активного избирательного права (пункт 1), например, в случае, если лицо на день голосования не достигнет возраста 18 лет.
Также недействительной признается подпись избирателя в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 25 Закона о выборах депутатов (пункт 15).
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными проверяющим самостоятельно.
Если подпись избирателя может быть признана недействительной по нескольким основаниям, то в ведомости проверки могут быть указаны все основания. Однако при определении общего количества недостоверных и (или) недействительных подписей эта подпись учитывается только один раз.
3.3. Оформление результатов проверки подписных листов
С учетом требований части 17 статьи 28 Закона о выборах депутатов результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.
Для удобства и быстроты заполнения ведомостей проверки основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными могут указываться в виде кодов нарушений.
Примерная форма ведомости дана в приложении N 2 к настоящим рекомендациям.
Ведомость проверки в обязательном порядке подписывается проверяющими, а в случае, если недостоверной или недействительной подпись (подписи) признается (признаются) на основании заключения (заключений) эксперта (экспертов), также всеми экспертами, осуществлявшими работу с соответствующими подписными листами.
Закон не содержит требований к форме заключения эксперта. Заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением. Вместе с тем заключение эксперта-почерковеда может быть выполнено также в виде отдельного документа (справки).
В случае если избирательная комиссия Сахалинской области направляла запрос в уполномоченный орган для проверки соответствия действительности указанных в подписном листе сведений, то после получения официального ответа при наличии оснований проверяющий вносит соответствующие данные о признании подписей недействительными в ведомость проверки.
IV. Оформление итогов проверки подписных листов
4.1. Составление итогового протокола проверки подписных листов
В соответствии с частью 17 статьи 28 Закона о выборах депутатов по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Итоговый протокол проверки подписных листов формируется на основании информации, содержащейся в ведомостях проверки. Примерная форма итогового протокола приведена в приложении N 3 к настоящим рекомендациям.
Копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов передается уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии Сахалинской области, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов.
Если по завершении проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации списка кандидатов либо количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, то по запросу уполномоченного представителя избирательного объединения ему одновременно с заверенной копией итогового протокола передаются заверенные руководителем Рабочей группы копии ведомостей проверки подписных листов, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
4.2. Подготовка документов для рассмотрения на заседании избирательной комиссии
Составленный Рабочей группой итоговый протокол проверки подписных листов представляется в избирательную комиссию Сахалинской области для принятия решения.
Согласно части 17 статьи 28 Закона о выборах депутатов итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии Сахалинской области о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации списка кандидатов.
В решении избирательной комиссии Сахалинской области указываются содержащиеся в итоговом протоколе данные о количестве представленных подписей, количество проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей.
V. Хранение подписных листов и иных документов
Подписные листы, ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, а также протоколы об итогах сбора подписей (в том числе уточненные), списки лиц, осуществлявших сбор подписей (на бумажных носителях), протоколы случайной выборки подписных листов, итоговые протоколы проверки подписных листов должны храниться в специально оборудованном помещении (либо в сейфе).
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов в период до завершения проверки подписных листов и принятия решения о регистрации либо об отказе в регистрации списка кандидатов несет Руководитель Рабочей группы, затем ответственность за сохранность документов возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии Сахалинской области до передачи документации в архив.
По истечении установленных сроков хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных
листов с подписями избирателей
в поддержку выдвижения списка
кандидатов на выборах депутатов
Сахалинской областной Думы
седьмого созыва
Начальнику _______________________________
__________________________________________
наименование органа регистрационного учета
__________________________________________
Ф.И.О.
Уважаемый(ая) __________________________ !
В настоящее время __________________________________________________
(наименование избирательной комиссии)
проводится проверка подписных листов с подписями избирателей в
поддержку выдвижения списка кандидатов _____________________________
(наименование избирательного
объединения)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва.
Просим Вас в срок до __________ провести проверку достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и результаты проверки внести в соответствующую графу таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов согласно приложению.
Приложение *: на ___ л. в ___ экз. подлежит возврату.
Председатель
_______________________ ________________ ___________________________
(наименование (подпись) (Ф.И.О.)
избирательной
комиссии)
* При наличии электронного носителя информации указывается наименование, количество, необходимость возврата.
Приложение
Таблица
сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов
_____________________________________________________________________________
(наименование избирательного объединения)
на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва
N |
Ф.И.О.1 |
Дата |
Серия и номер документа, |
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
Сведения проверил
________________________ ____________ ____________ _________________
(должность) (подпись) (дата) (Ф.И.О.)
_____________________________________________
1 Заполняется избирательной комиссией, направляющей запрос. Заполнение возможно рукописным способом.
2 Заполняется органом регистрационного учета путем внесения сведений, отличных от указанных. Заполнение возможно рукописным способом.
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных
листов с подписями избирателей
в поддержку выдвижения списка
кандидатов на выборах депутатов
Сахалинской областной Думы
седьмого созыва
Ведомость проверки подписных листов N _____
(примерная форма)
Избирательное объединение __________________________________________
____________________________________________________________________
Папка N __________ Листов в папке _________ Подписей в папке _______
Папка N __________ Листов в папке _________ Подписей в папке _______
Номер папки |
Номер листа в папке |
Номер строки на листе |
Основание (причины)* признания подписи недействительной и (или) недостоверной |
Примечание* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель рабочей группы _______________ _____________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Члены рабочей группы: _______________ _____________________
(подпись) (Ф.И.О.)
_______________ _____________________
(подпись) (Ф.И.О.)
_______________ _____________________
(подпись) (Ф.И.О.)
* При указании оснований и причин необходимо сделать ссылку на соответствующий пункт частей 11, 12 статьи 28 Закона о выборах депутатов. В примечании можно уточнить причину согласно норме закона.
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных
листов с подписями избирателей
в поддержку выдвижения списка
кандидатов на выборах депутатов
Сахалинской областной Думы
седьмого созыва
Итоговый протокол
проверки подписных листов, представленных
______________________________________________________________________
(наименование избирательного объединения)
в поддержку выдвижения списка кандидатов на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва
___________________________ "____"____________2017 года
населенный пункт
На заседании рабочей группы присутствуют:
___________________________
___________________________
В ходе проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных
листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей,
содержащихся в подписных листах, представленных ____________________
(наименование избирательного объединения)
____________________________________________________________________
в поддержку выдвижения, рабочая группа установила следующее:
Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации - _______
Количество заявленных подписей избирателей - _______
Количество представленных подписей избирателей - _________
Количество проверенных подписей избирателей - _______
Количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными:
___ - по основанию ________________________________________________;
___- по основанию _________________________________________________.
Итого недостоверными и (или) недействительными признано ________ подписей,
что составляет _____ % от общего количества подписей, подлежащих проверке.
Руководитель рабочей группы __________________ _________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Копию протокола получил:
Уполномоченный представитель
избирательного объединения __________________ __________________
(подпись) (Ф.И.О.)
"___" _________ 2017 года
Утверждена
постановлением избирательной
комиссии Сахалинской области
от 15.06.2017 г. N 17/106
Процедура
проведения случайной выборки представленных избирательными объединениями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов
1. Случайная выборка подписных листов для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей (далее - случайная выборка) проводится в избирательной комиссии Сахалинской области в день приема от уполномоченного представителя избирательного объединения представленных им подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов непосредственно после выдачи указанному представителю избирательного объединения документа, подтверждающего прием подписных листов.
2. Случайную выборку проводит Рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых избирательными объединениями в избирательную комиссию Сахалинской области при проведении выборов депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва (далее - Рабочая группа). При проведении случайной выборки вправе присутствовать уполномоченные представители или доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего соответствующий список кандидатов, уполномоченные представители или доверенные лица иных избирательных объединений, представивших в избирательную комиссию Сахалинской области для регистрации выдвинутых ими списков кандидатов необходимое количество подписей избирателей, а также иные лица, направленные указанными избирательными объединениями.
3. Для проведения случайной выборки используются данные протокола об итогах сбора подписей избирателей, которые вводятся в базу данных государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"). Если данные указанного протокола уточнялись уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим соответствующий список кандидатов по результатам проверки, то в базу данных ГАС "Выборы" вводятся уточненные данные.
4. Единицей случайной выборки является папка с подписными листами.
5. Объем случайной выборки составляет 956 подписей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения списка кандидатов избирательного объединения, что соответствует 50 процентам от необходимого для регистрации количества подписей и является одинаковым для всех избирательных объединений, представивших подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов.
6. Случайная выборка осуществляется путем обращения к соответствующей функции подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" ГАС "Выборы", использующей генератор случайных чисел.
7. Программа, реализующая указанную функцию, случайным образом отбирает номера папок с подписными листами и последовательно суммирует заявленное количество подписей, содержащихся в выбранных папках с подписными листами, до достижения установленного количества подписей. Если в последней выбранной папке содержится большее количество подписей избирателей, чем это необходимо для достижения установленного количества, проверке подлежат те подписи, которые содержатся в подписных листах данной папки, начиная с первого, в количестве, необходимом для достижения необходимого объема случайной выборки.
8. После завершения отбора подписных листов средствами подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" ГАС "Выборы" формируется протокол случайной выборки. Указанный протокол изготавливается на бумажных носителях в трех экземплярах и подписывается руководителем Рабочей группы и уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего соответствующий список кандидатов, присутствовавшим при проведении случайной выборки. Один экземпляр протокола передается указанному уполномоченному представителю избирательного объединения, второй - руководителю Рабочей группы и используется вместе с другими материалами по окончании проверки подписных листов для подготовки проекта постановления избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации списка кандидатов, третий остается в Рабочей группе.
9. Папки с подписными листами, не отобранными для проверки, хранятся отдельно во временном хранилище в помещении избирательной комиссии Сахалинской области.
Утверждены
постановлением избирательной
комиссии Сахалинской области
от 15.06.2017 г. N 17/106
Рекомендации
по оформлению папок с подписными листами, списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию Сахалинской области
1. Оформление папок с подписными листами
1.1. Форма подписного листа установлена приложением N 4.1 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", приведена приложении N 16 постановления избирательной комиссии Сахалинской области от 17.05.2017 N 14/68 "О перечне и формах документов, в том числе в машиночитаемом виде, представляемых избирательными объединениями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва" (далее - постановление избирательной комиссии Сахалинской области).
Форма является обязательной.
1.2. Количество подписей избирателей, содержащихся в представляемых в избирательную комиссию Сахалинской области подписных листах, должно быть не менее 1912 и не более 2103.
1.3. При сборе подписей избирателей допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
Подписной лист не может быть составлен на нескольких листах.
1.4. Подписные листы должны быть пронумерованы и сброшюрованы в виде папок отдельно по каждому муниципальному образованию, на территории которых осуществлялся сбор подписей избирателей.
1.5. В каждую папку помещается не более 200 подписных листов.
1.6. Подшивка подписных листов помещается в обложку и прошивается вместе с обложкой. Прошивание осуществляется таким образом, чтобы полностью были видны все данные подписного листа.
Концы прошивочной нитки (шнура, шпагата) выводятся на оборотную сторону обложки, фиксируются наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которую ставятся подпись уполномоченного представителя избирательного объединения и печать избирательного объединения.
1.7. На лицевой стороне обложки каждой папки указываются наименование избирательного объединения, номер папки (папки нумеруются отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу, количество подписных листов и подписей избирателей в папке, наименование муниципального района и городского округа, в котором осуществлялся сбор подписей избирателей (образец приведен в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям).
1.8. Номер подписного листа проставляется в правом нижнем углу каждого подписного листа. Нумерация подписных листов должна быть сквозной в пределах каждой папки.
2. Составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей
2.1. Список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составляется в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 25 Закона N 22-ЗО, и представляется на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.
Формы списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде утверждены постановлением избирательной комиссии Сахалинской области (приложения N 18 и N 18.1 к указанному постановлению).
Формы являются обязательными.
Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в указанном списке, составленном на бумажном носителе, удостоверяются нотариально (форма удостоверительной надписи N 2.14 определена приказом Минюста России от 27.12.2016 N 313 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления").
2.2. В указанном постановлении избирательной комиссии Сахалинской области установлены следующие обязательные требования к заполнению и оформлению списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей:
2.2.1. Графа "Фамилия, имя, отчество" заполняется лицами, осуществлявшими сбор подписей, собственноручно.
2.2.2. В графе "Адрес места жительства" проставляется адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, о чем имеется соответствующая отметка в паспорте гражданина Российской Федерации. Адрес указывается с учетом фактических особенностей места жительства гражданина. В случае отсутствия наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина на межселенной территории, соответствующие сведения не указываются.
2.2.3. В графе "Вид документа" указывается паспорт гражданина или документ, заменяющий паспорт гражданина Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 16 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2.2.4. Если в графе "Вид документа" указан паспорт гражданина Российской Федерации, то в графе "Серия документа" в качестве серии паспорта указываются две пары двузначных чисел, которые предшествуют шестизначному числу, являющемуся собственно номером паспорта.
2.2.5. Список набирается шрифтом "TimesNewRoman", размер кегля - не менее 12 пунктов (за исключением случая, указанного в пункте 2.2.1 настоящих Рекомендаций).
2.2.6. Если список составлен на нескольких листах, то листы могут группироваться по муниципальным образованиям, на территориях которых осуществлялся сбор подписей.
2.2.7. Список брошюруется в одну либо несколько папок.
2.2.8. Листы списка в каждой папке пронумеровываются, нумерация в первой графе должна быть сквозной в каждой папке.
2.2.9. Каждая папка заверяется уполномоченным представителем избирательного объединения с указанием его фамилии, имени и отчества на оборотной стороне последнего листа списка.
2.2.10. Машиночитаемый вид списка представляется в виде файла в формате *.doc или *.rtf с именем Spisok. При заполнении таблицы не следует объединять или разделять графы. Список набирается шрифтом "TimesNewRoman", размер кегля - не менее 12 пунктов.
Приложение
к Рекомендациям по оформлению
папок с подписными листами,
списка лиц, осуществлявших
сбор подписей избирателей,
представляемых в избирательную
комиссию Сахалинской области
Избирательное объединение "Счастье"
(наименование избирательного объединения)
Папка N 1
Количество листов ________
Количество подписей ________
г. Южно-Сахалинск
(наименование муниципального района / городского округа)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Избирательной комиссии Сахалинской области от 15 июня 2017 г. N 17/106 "О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой избирательной комиссией Сахалинской области подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Избирательной комиссии Сахалинской области от 9 июля 2017 г. N 22/157